Рабочая программа по русскому языку 9 кл.
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку 9 кл. по учебнику Бархударова рассчитана на 68 часов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа по русскому языку 9 кл. | 216.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая учебная программа по русскому языку для 9 класса (базовый уровень) составлена на основе федерального компонента государственного стандарта 2004 года, примерной программы по русскому языку и авторской программы основного общего образования под редакцией Баранова М.Т.. Программа реализуется в адресованном учащимся учебнике "Русский язык: Учебник для 9 класса общеобразоват. учреждений» (авторы С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко). На изучение предмета «Русский язык» в 9 классе отводится 68 часов. Из них 12 часов – на проведение контрольных работ, 17 часов – на уроки развития речи.
Общая характеристика учебного предмета.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России. Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Доминирующей идеей учебного предмета является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в рабочей программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Ключевые компетенции учебного предмета.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 9 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Цели обучения
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Изучение предмета в 9 классе способствует решению следующих задач:
1) углубление представления о новом разделе – синтаксисе и пунктуации;
2) углубление представления об основных синтаксических единицах русского языка – сложном предложении и тексте, об изобразительно-выразительных средствах языка;
3) систематизация знаний об основных единицах русского языка;
4) формирование и совершенствование умения применять полученные лингвистические (языковые) знания на практике;
5) совершенствование навыков правописания основных типов пунктограмм простого предложения и формирование навыков правописания основных типов пунктограмм сложного предложения, развитие умения находить их в различных текстах;
6) систематизация орфографических и ранее изученных пунктуационных норм, совершенствование правописных навыков;
7) формирование и совершенствование языковой компетенции (владение основными языковыми нормами – фонетическими, лексическими и грамматическими);
8) совершенствование навыка стилистически правильно выражать свои мысли;
9) совершенствование навыка свободного владения письменной и устной формами литературного языка;
10) совершенствование навыков подробного и сжатого изложения текстов публицистического, научно-популярного и художественного стилей; редактирования собственного текста изложения;
11) совершенствование навыков написания сочинения-описания художественного и научного стилей, сочинения-рассуждения публицистического и научного стилей.
Преемственность в обучении прослеживается в продолжении изучения тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной и лингвистической (языковедческой), языковой компетенций.
Программа базируется на межпредметных связях с курсами литературы, истории, экологии и МХК, что позволяет воспитывать в учащихся чувства гордости и патриотизма по отношению к русской культуре, истории и языку.
Программа предполагает внеучебную деятельность: внеклассные мероприятия, предметные конкурсы, олимпиады, индивидуальные и групповые консультации.
Требования к уровню подготовки учащихся предполагают овладение общими умениями, навыками и способами деятельности:
- коммуникативными (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения),
- интеллектуальными (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация),
- информационными (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом),
- организационными (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Формы контроля знаний: словарные диктанты, диктанты с грамматическим заданием, диктанты разных видов (объяснительный, предупредительный, графический, «Проверяю себя»), изложение как форма овладения основами письменной литературной речи, сочинения различных видов (по жизненным впечатлениям, сочинения-рассуждения, отзывы на прочитанные книги), тестирование, устное высказывание на лингвистическую тему, опрос, творческие работы, комплексный анализ текста.
В результате изучения русского языка в основной школе ученик должен
знать:
- изученные разделы науки о языке;
- смысл понятий речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; сфера и ситуация речевого общения; функциональные разновидности языка, их основные признаки; жанры; текст, его функционально-смысловые типы;
- основные единицы языка, их признаки;
- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь:
- объяснять роль языка в жизни человека и общества; роль русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
- определять тему, основную мысль текста, его принадлежность к определенной функциональной разновидности языка, функционально-смысловому типу и стилю; анализировать структуру и языковые особенности текста;
- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- адекватно понимать информацию устного сообщения;
- читать тексты разных стилей, используя разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
- воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (пересказ, изложение, конспект, план);
- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения в собственной речевой практике;
- владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение, смешанный вид монолога) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
- свободно, точно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
- соблюдать этические нормы речевого общения (нормы речевого этикета);
- соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
- владеть навыками речевого самоконтроля: оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки и недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- извлекать информацию из различных источников; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой, средствами массовой информации, в том числе представленными в электронном виде на различных информационных носителях (компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета).
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол. часов | Формы текущего контроля |
I. | Раздел I. Общие сведения о языке | 1+1 рр | |
II. | Раздел II. Повторение изученного в 5-8-х классах. | 6 + 2 рр |
|
III. | Раздел III Сложное предложение | ||
1. | Сложное предложение. | 1 | |
2. | Сложносочинённые предложения. | 6 + 3 рр |
|
3. | Сложноподчинённые предложения. | 17 + 6 рр |
|
4. | Бессоюзные сложные предложения. | 7 |
|
5. | Сложные предложения с различными видами связи | 3 + 3 |
|
IV. | Раздел IV. Систематизация и обобщение изученного в 5-9 классах | 10 + 2 |
- Контрольное изложение № 2 - Контрольное сочинение №3 - Итоговый тест №6 |
Итого | 68 часов (из них 17 часов рр) |
Содержание программы
МЕЖДУНАРОДНОЕ ЗНАЧЕНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА (2 ЧАСА).
ПОВТОРЕНИЕ. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ. (8 ЧАСОВ)
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (1 ЧАС)
Сложное предложение. Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения. Основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения. Бессоюзные и союзные (сложносочиненные и сложноподчиненные) сложные предложения.
СОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.(9 ЧАСОВ).
Сложносочиненное предложение, его строение. Средства связи частей сложносочиненного предложения. Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения.
СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (23 ЧАСА)
Средства связи частей сложноподчиненного предложения: интонация, подчинительные союзы, союзные слова, указательные слова.
Виды сложноподчиненных предложений по характеру смысловых отношений между главной и придаточной частями, структуре, синтаксическим средствам связи. Вопрос о классификации сложноподчиненных предложений. Виды сложноподчиненных предложений. Наблюдение за особенностями использования сложноподчиненных предложений в устных и письменных текстах.
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Соподчинение (однородное и неоднородное) и последовательное подчинение придаточных частей.
БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (7 ЧАСОВ)
Бессоюзное сложное предложение. Определение смысловых отношений между частями бессоюзного сложного предложения, интонационного и пунктуационного выражения этих отношений.
СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ. (6 ЧАСОВ)
Правильное построение сложных предложений разных видов. Синонимия простого и сложного предложений.
Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь. Синонимия предложений с прямой и косвенной речью. Использование разных способов цитирования в собственных речевых высказываниях.
Текст. Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста.
Соблюдение основных синтаксических норм русского литературного языка в собственной речи.
Синтаксическая синонимия. Стилистические различия между синтаксическими синонимами.
Основные выразительные средства синтаксиса. Использование различных синтаксических конструкций как средства усиления выразительности речи (восклицательные предложения, обращения, предложения с однородными членами и т.д.)Сложноподчиненное предложение, его строение. Главная и придаточная части предложения.
ПОВТОРЕНИЕ (12 ЧАСОВ).
Общие сведения о языке. Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление. Русский литературный язык и его стили.
Основная литература
Для учителя | Для ученика |
1. Государственный стандарт основного общего образования по русскому языку. 2. Примерная программа основного общего образования по русскому языку для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения. 3. Концепция модернизации Российского образования. 4. Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Русский (родной) язык» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования». 5. Программа под редакцией Баранова М. Т., Ладыженской Т. А., Шанского Н. М., 2006 г. 6. Русский язык: учебник для 9 кл. общеобразоват. учреждений / С.Г.Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю.Максимов и др.М.: Просвещение, 2003. 7. Г.А.Богданова. Уроки русского языка в 9 классе: 4-е изд.-М.: Просвещение, 2007. | 1. Русский язык: учебник для 9 кл. общеобразоват. учреждений / С.Г.Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю.Максимов и др.М.: Просвещение, 2003. |
Календарно-тематический план по русскому языку
9 класс (68 часов)
№ п/п | Содержание урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Дидактические материалы, наглядные пособия, демонстрации | Вид контроля. | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||||
Раздел I. Общие сведения о языке | |||||||||||
1 | Международное значение русского языка. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Роль русского языка в мире | Объяснять роль языка в жизни человека и общества; роль русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения | Анализ текста Д.С. Лихачёва о языке: определить тему, идею, позицию автора. | |||||
2 | РР Комплексный анализ текста. | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Нормированность – отличительная особенность современного литературного языка. Языковая норма и её признаки. Виды норм русского литературного языка. | Уметь применять общие правила произношения и написания слов, их изменения и соединения друг с другом. Знать технологию тестовой работы с выбором варианта ответа и с кратким ответом | Текстовые справочные материалы, таблицы, тексты для анализа | Комплексный анализ текста. | ||||
Раздел II. Повторение изученного в 5-8-х классах | |||||||||||
3 | РР Стили и типы речи. | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Стили речи. Сфера употребления, задачи речи, языковые средства, характерные для каждого стиля. Основные жанры стилей. | Уметь: различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, определять жанры текстов художественной литературы, их, тему, основную мысль, тип речи, создавать собственное высказывание, учитывая ситуацию общения, адресата. | Презентация Текстовые справочные материалы, таблицы | План учебной статьи. Анализ речевого высказывания с точки зрения его соотнесённости с функциональн. разновидностями языка, сферами общения и задачами речи. | ||||
4. | Простое предложение и его грамматическая основа. Предложение с однородными членами. | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Синтаксис и пунктуация простого предложения, способы выражения главных членов предложения; виды предложений по наличию главных членов; виды основных предложений; предложения с однородными членами и знаки препинания при них. | Уметь производить структурно-смысловой анализ предложений, различать изученные виды простых предложений, интонационно выразительно читать, составлять схемы, расставлять знаки препинания, умело пользоваться синтаксическими синонимами. | Объяснительный диктант | |||||
5 | Предложения с обособленными членами | 1 | Повторительно-обобщающий | Предложения с обособленными второстепенными членами. | Уметь опознавать предложения с обособленными членами, конструировать предложения по схемам, устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной особенностей предложений с обособленными членами, использовать их в речи. | Текстовые справочные материалы, таблицы | Устное сообщение публицист. стиля. Словарный диктант №1 | ||||
6 | КР №1. Входная контрольная работа | 1 | Урок контроля | Уметь производить синтаксический и пунктуационный и другие грамматические разборы, соблюдать на письме правописные нормы | Диктант с грамматическими заданиями. | ||||||
7 | КТ №1 Входной контрольный тест | 1 | Урок контроля | Знать технологию тестовой работы с выбором варианта ответа и с кратким ответом. Уметь работать с тестом | Контрольные тесты 2-х вариантов | КИМ (тесты, с выбором варианта ответа и с кратким ответом) в 2-х вариантах | |||||
8 | Предложения с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Знаки препинания в предложениях с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями | Уметь интонационно выразительно читать предложения с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями, объяснять постановку знаков препинания, уместно использовать в речи синтаксические конструкции | тесты | Диктант «Проверяю себя» | ||||
9 | РР Контрольное сочинение-рассуждение | 1 | Урок контроля | Уметь создавать текст публицистического характера, на письме владеть основными нормами построения высказывания, нормами правописания. | Контрольное сочинение №1 | ||||||
10 | Анализ контрольных работ | 1 | урок коррекции знаний | владеть основными нормами построения высказывания, нормами правописания. | |||||||
Раздел III Сложное предложение | |||||||||||
11 | Сложное предложение. Сложное предложение как единица синтаксиса | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Сложное предложение как единица синтаксиса. Смысловое, структурное и интонационное единство частей СП | Уметь различать изученные виды предложений (простые и сложные), пунктуационно оформлять их. | Таблица «Основные виды сложных предложений» | |||||
12 | Сложносочинённые предложения. | 1 | Урок усвоения нового материала | ССП , его грамматические признаки, строение. Смысловые отношения между его частями и способы их выражения | Знать грамматические признаки ССП, его строение. Уметь правильно ставить знаки препинания, составлять схемы предложений и конструировать предложения по схеме | Словарный диктант №2 | |||||
13, 14 | Знаки препинания в сложносочиненном предложении | 2 | Урок усвоения новых знаний | ССП с соединительными, разделительными, противительными союзами Средства связи частей ССП. Основные группы ССП по значению и союзам. | Уметь определять смысловые отношения между частями ССП и способы их выражения: соединительные, противительные или разделительные отношения Уметь составлять ССП с разными средствами связи, пунктуационно оформлять ССП, | Текстовые справочные материалы, таблицы | Таблица «Группы СПП» Комплексный анализ текста. | ||||
15 | Синтаксический и пунктуационный разбор ССП. | 1 | Повторительно- обобщающий урок | Средства связи простых предложений в составе сложного. Знаки препинания в ССП | Уметь производить синтаксический и пунктуационный разборы ССП, конструировать ССП разных видов, различать ССП и простые предложения с однородными членами, правильно ставить знаки препинания. | План разбора, таблицы | Словарный диктант №3 | ||||
16. | РР Комплексный анализ текста. Средства выразительности | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Планы грамматических разборов | Уметь анализировать текст, производить языковые и грамматические разборы | Тексты для анализа | Комплексный анализ текста. | ||||
17. | РР Способы сжатия изложения текста | 1 | мастерская построения знаний | Способы сжатия текста, | Знать способы сжатия текста, уметь применять их в речевой деятельности | Презентация | Комплексный анализ текста. | ||||
18 | КР №2. Контрольная работа по теме «Сложносочинённое предложение» | 1 | Урок контроля | Средства связи простых предложений в составе сложного. Знаки препинания в ССП | Уметь производить синтаксический и пунктуационный и другие грамматические разборы, соблюдать на письме правописные нормы | Диктант с грамматическим заданием. | |||||
19 | КТ №2 Тематический контрольный тест | 1 | Урок контроля | Знать технологию тестовой работы с выбором варианта ответа и с кратким ответом. Уметь работать с тестом | Контрольные тесты 2-х вариантов | КИМ (тесты, с выбором варианта ответа и с кратким ответом) в 2-х вариантах | |||||
20 | РР Сочинение-рассуждение на основе текста (теория) | 1 | мастерская построения знаний | Критерии построения сочинения-рассуждения на основе текста | Знать правила составления текста типа рассуждения Уметь писать сочинения-рассуждения на основе текста | Презентация | Текст Ганиной о засорении русского языка | ||||
21 | Сложноподчинённые предложения. Строение СПП и пунктуация в нём. | 1 | Урок усвоения новых знаний | СПП, его строение. Главная и придаточная части. Средства связи частей СПП: интонация. Знаки препинания в СПП | Знать грамматические признаки СПП, его строение, средства связи частей, опознавать СПП в тексте, уметь правильно ставить знаки препинания | Таблицы | План параграфа, проиллюстрированный своими примерами | ||||
22 | Союзы и союзные слова в СПП | 1 | Урок усвоения нового материала | Средства связи частей СПП: интонация, подчинительные союзы, союзные слова | Знать средства связей частей в СПП, уметь различать подчинительные союзы и союзные слова, правильно ставить знаки препинания. | Текстовые справочные материалы, таблицы | Графический диктант | ||||
23 | Роль указательных слов в СПП | 1 | Урок усвоения нового материала | Место придаточного в СПП. Главное предложение с указательным словом. Пунктуационные нормы. | Уметь опознавать указательные слова в главной части СПП, выяснять характер отношений между указательными словами и придаточным. | Словарный диктант №4 | |||||
24 | Основные группы СПП. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Основные группы СПП по значению и строению. | Знать группы СПП по значению и строению, уметь определять вид придаточных по характеру смысловой связи между частями, значению союзов и союзных слов. | Текстовые справочные материалы, таблицы | Комплексный анализ текста. | ||||
25 | КР № Контрольная работа в новой форме (тест) | 2 | Урок контроля | Уметь писать сжатое изложение, сочинение-рассуждение на основе текста, тесты с выбором ответа и кратким ответом на вопрос | Текст для написания сжатого изложения, КИМ 2-х вариантов | КИМ в 2-х вариантах (контрольное изложение №2, контрольное сочинение №3, итоговый тест №6) | |||||
26 | РР Контрольное сжатое изложение | 2 | Урок контроля | Уметь сжато излагать текст, на письме владеть основными нормами построения высказывания, нормами правописания. | Контрольное изложение №1 | ||||||
27 | СПП с придаточными определительными | 1 | Урок закрепления изученного | СПП с придаточными определительными | Уметь опознавать СПП с придаточными определительными в тексте по характеру смысловой связи между частями, определять синтаксическую функцию союзного слова, производить синонимичную замену СПП на простые с определениями | Текстовые справочные материалы, таблицы | Описательная миниатюра с СПП с придаточными определительными | ||||
28 | СПП с придаточными изъяснительными | 1 | Урок изучения нового материала | Место придаточных изъяснительных СПП. Средство связи главного предложения с придаточным. Синтаксические нормы | Знать место придаточных изъяснительных по отношению к главному, уметь различать подчинительные союзы и союзные слова | Текстовые справочные материалы, таблицы | Словарный диктант №5 | ||||
29 | РР Анализ творческих работ | 1 | Урок коррекции знаний | Приемы сжатия текста | Уметь сжато излагать текст, на письме владеть основными нормами построения высказывания, нормами правописания. | ||||||
30 | РР Сообщение на лингвистическую тему. | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Значение сравнительных конструкций в речи. Сообщение на лингвистическую тему как вид вечевого высказывания научного стиля | Уметь определять значение сравнений, выраженных различными способами, Уметь строить сообщение-рассуждение на лингвистическую тему | Презентация | Устное сообщение на лингвистическую тему (индивид. контроль) | ||||
31 | СПП с придаточными обстоятельственными. | 1 | Урок усвоения нового материала | Виды придаточных обстоятельств-х. Простые и составные союзы в СПП с придаточными обстоятельственн. | Знать виды обстоятельствен. придаточных. Уметь опознавать СПП с придаточными обстоятельствен. по характеру смысловой связи между частями, | Текстовые справочные материалы, таблицы | Объяснительный диктант | ||||
32 | СПП с придаточными времени, места и условия | 1 | Урок закрепления изученного | СПП с придаточными времени, места и условия | Уметь употреблять СПП с придаточными времени, места и условия, производить синтаксический и пунктуационный разборы | Текстовые справочные материалы, таблицы | Устное сообщение «Специфика придаточных места и времени». | ||||
33 | СПП с придаточными причины, следствия, уступки и цели. | 1 | Урок закрепления изученного | Структура СПП с придаточными причины, следствия, уступки и цели, их отличие от других видов. Знаки препинания в СПП. | Уметь опознавать СПП с придаточными причины, уступки следствия и цели по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов. | Тесты | Объяснительный диктант | ||||
34 | СПП с придаточными сравнительными, образа действия, меры, степени. | 1 | Урок закрепления изученного | Синтаксические нормы. Отличие СПП с придаточным сравнительным и простых предложений со сравнительным оборотом. | Уметь опознавать СПП с придаточными образа действия, степени, сравнения по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов, | Текстовые справочные материалы, таблицы | Словарный диктант №6 | ||||
3536 | Систематизация и обобщение изученного по теме «Сложноподчинённое предложение» | 2 | Повторительно-обобщающий урок | Виды придаточных предложений. Средства связи и знаки препинания в СПП | Уметь различать СПП, ССП и простые осложнённые предложения, конструировать СПП с различными видами придаточных, пунктуационно оформлять СПП | Презентация | Устное сообщение на лингвистическую тему «Виды придаточных предложений» | ||||
37 | СПП с несколькими придаточными. Знаки препинания в них | 1 | Урок закрепления изученного | Значения, способы и последовательность присоединения нескольких придаточных к главному. Последовательное и параллельное подчинение. Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными. | Уметь производить структурно-семантический анализ СПП с несколькими придаточными, конструировать предложения, пунктуационно оформлять СПП. | Тесты | Комплексный анализ текста. | ||||
38 | Синтаксический и пунктуационный разбор СПП | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Синтаксический и пунктуационный разбор СПП | Уметь определять вид придаточного в СПП, производить синтаксический и пунктуационный разборы. | План разбора | Графический диктант. Синтаксический и пунктуационный разборы | ||||
39 | КР №4. Тематическая контрольная работа | 1 | Урок контроля | Средства связи простых предложений в составе сложного. Знаки препинания в ССП | Уметь производить синтаксический и пунктуационный и другие грамматические разборы, соблюдать на письме правописные нормы | Диктант с грамматическим заданием. | Реферат на одну из тем (по выбору): «Толковый словарь – картина мира», «Употребление БСП в…», «Индивидуальные особенности пунктуации писателя…», «Русский лингвист…» (Л.В.Щерба, др. лингвисты) | ||||
40 | КТ №4 Тематический контрольный тест | 1 | Урок контроля | Знать технологию тестовой работы с выбором варианта ответа и с кратким ответом. Уметь работать с тестом | Контрольные тесты 2-х вариантов | КИМ (тесты, с выбором варианта ответа и с кратким ответом) в 2-х вариантах | |||||
41 | РР Сообщение на лингвистическую тему. Реферат | 1 | Урок развития речи | Сообщение на лингвистическую тему как вид вечевого высказывания научного стиля | Уметь извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой, языковыми средствами при пересказе научного текста | Составление плана, отбор рабочего материала к реферату на тему (по выбору): «Толковый словарь – картина мира», др. темы | |||||
42 43 | РР Обучающее изложение с элементами сочинения на морально-нравственную тему. | 2 | Мастерская творческого письма | Способы сжатия текста. Композиция сочинения – рассуждения | Уметь писать сжатое изложение, создавать текст-рассуждение, осуществлять выбор языковых средств в соответствии с темой, целями и стилем, отбирать необходимый текстовый материал, соблюдать нормы построения текста | Презентация | Изложение с элементами сочинения №2 Текст публицистич. стиля | ||||
44 | Бессоюзные сложные предложения. | 1 | Урок усвоения нового материала | БСП, их грамматические признаки. Смысловые отношения между частями в БСП. Знаки препинания в БСП | Знать грамматические признаки БСП, опознавать их в тексте, выявлять смысловые отношения между частями, | Текстовые справочные материалы, таблицы | Словарный диктант №7 | ||||
45 | Бессоюзные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в БСП | 1 | Урок усвоения нового материала | БСП со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в БСП. Смысловые отношения между частями БСП. Интонационные особенности БСП. Пунктуационные нормы | Уметь выявлять смысловые отношения между частями БСП (отношения перечисления), расставлять знаки препинания, обосновывать их выбор, конструировать БСП | Текстовые справочные материалы, таблицы | Осложненное списывание | ||||
46 | БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП | 1 | Урок усвоения новых знаний | БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП | Знать условия постановки двоеточия между частями БСП, уметь выявлять смысловые отношения пунктуационно оформлять, выразительно читать, передавая голосом смысловые отношения между частями БСП | Текстовые справочные материалы, таблицы | Комплексный анализ текста. | ||||
47 | БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в БСП | 1 | Урок усвоения новых знаний | БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в БСП | Знать условия постановки тире между частями БСП, уметь выявлять смысловые отношения (противопоставления, времени, условия и следствия), пунктуационно оформлять, выразительно читать, передавая голосом смысловые отношения между частями БСП | Текстовые справочные материалы, таблицы | Предупредительный диктант | ||||
48 49 | Систематизация и обобщение изученного по теме «БСП». Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного предложения | 2 | Повторительно-обобщающие уроки | БСП. Знаки препинания в нем. План устного и письменного синтаксического и пунктуационного разбора | Уметь опознавать БСП в тексте, воспринимать на слух, уметь расставлять знаки препинания, определяя смысловые отношения между частями | Текстовые справочные материалы, таблицы, план разбора | Словарный диктант №8 Диктант «Проверяю себя» | ||||
50 | КР №5. Тематическая контрольная работа | 1 | Урок контроля | Средства связи простых предложений в составе сложного. Знаки препинания в ССП | Уметь производить синтаксический и пунктуационный и другие грамматические разборы, соблюдать на письме правописные нормы | Диктант с грамматическим заданием. | |||||
51 | Сложные предложения с различными видами связи | 1 | Урок усвоения нового материала | Структурные особенности сложного предложения с разными видами связи. Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в СП | Знать структурные особенности сложного предложения с разными видами связи, уметь пунктуационно оформлять сложные предложения с разными видами связи | Тесты | Составление предложений по схемам. Составление схем | ||||
52 | Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи. Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи | 1 | Урок закрепления изученного | Знаки препинания в предложениях с различными видами связи. Сочетание знаков препинания. Сочинительные и подчинительные союзы | Уметь производить синтаксический разбор и конструировать сложные предложения с разными видами связи, ставить знаки препинания, находить синтаксические конструкции в художественных текстах | Синтаксический и пунктуационный разборы | |||||
53 | РР Контрольное сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. | 1 | Урок контроля | Уметь писать рассуждение на лингвистическую тему, осуществлять выбор языковых средств в соответствии с темой, целями и стилем, отбирать необходимый текстовый материал, соблюдать нормы построения текста и правописания | Контрольное сочинение №2 | ||||||
54 | КТ №5 Тематический контрольный тест | 1 | Урок контроля | Знать технологию тестовой работы с выбором варианта ответа и с кратким ответом. Уметь работать с тестом | Контрольные тесты 2-х вариантов | КИМ (тесты, с выбором варианта ответа и с кратким ответом) в 2-х вариантах | |||||
55 | РР Комплексный анализ текста. | 1 | Повторительно-обобщающие урок | Словарь как вид справочной литературы. Основные виды словарей, словари лингвистические и нелингвистические | Знать особенности словарей, отражающих нормы правописания и произношения, выразительные возможности речи, уметь ими пользоваться в исследовательской и проектной деятельности, при подготовке к урокам | Тексты для анализа | Комплексный анализ текста. | ||||
56 | РР Язык художественной литературы | 1 | Повторительно-обобщающие уроки | Язык художественной литературы: цели, функции | Уметь производить анализ художествен. текстов, видеть и обосновывать их эстетическую функцию, анализировать индивидуальный стиль писателя ( художествен. приемы, средства выразительности) | Презентация | Анализ научного текста и текста художественной литературы | ||||
Раздел IV. Систематизация и обобщение изученного в 5-9 классах | |||||||||||
57 | Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. | 1 | Повторительно-обобщающие урок | Звуки русского языка, их классификация. Орфоэпические нормы и нормы письма | Уметь оценивать свою и чужую речь с точки зрения орфоэпических норм, производить звуковой анализ текста, использовать алфавит в практической деятельности, уметь опознавать орфограммы, выбор которых зависит от фонетических условий | Тесты | Словарный диктант №9 | ||||
58 | РР Комплексный анализ текста. | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Планы грамматических разборов | Уметь анализировать текст, производить языковые и грамматические разборы | Тексты для анализа | Комплексный анализ текста. | ||||
59 | Лексика. Фразеология. | 1 | Повторительно-обобщающие урок | Употребление слов и фразеологизмов в речи в зависимости от лексического значения. Основные способы объяснения лексического значения. | Уметь толковать лексическое значение слов и фразеологизмов известными способами, производить синонимическую замену слов, употреблять в речи синонимы, антонимы, фразеологизмы | Тесты | Итоговый словарный диктант №10 | ||||
60 | Морфемика. Словообразование | 1 | Повторительно-обобщающие урок | Морфемы, передающие информацию о слове. Определение основных способов словообразования. Правописание морфем с опорой на морфемно-словообразовательный анализ | Уметь использовать морфемный и словообразовательный анализ слов для правильного правописания | Тесты | Комплексный анализ текста | ||||
61 62 | Морфология и орфография | 2 | Повторительно-обобщающие уроки | Употребление частей речи. Соблюдение норм русского языка. Орфограммы, выбор которых зависит от морфологических условий | Уметь распознавать изученные части речи на основе грамматического значения, морфологических признаков, синтаксической роли; использовать в речи, соблюдая нормы. Уметь группировать орфограммы, объяснять их правописание в виде рассуждения | Тесты | Объяснительный диктант | ||||
63 64 | Синтаксис и пунктуация | 2 | Повторительно-обобщающие урок | Виды связи слов в предложении. Функции знаков препинания | Уметь правильно и выразительно читать предложения разных синтаксических конструкций, определяя функцию знаков препинания в предложении | Презентация Тесты | Устное сообщение на лингвистическую тему «Что общего и в чем разница между простым и сложным предложением?» | ||||
65 | Союзные и бессоюзные предложения | 1 | Урок усвоения знаний | Типы СП. Основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения. | Знать классификацию сложных предложений, уметь пунктуационно оформлять СП. | Текстовые справочные материалы, таблицы | Конструирован. предложений по схемам | ||||
66 | РР Обучающее сжатое изложение с элементами сочинения | 1 | мастерская построения знаний | Способы сжатия текста | Знать способы сжатия текста, уметь применять их в речевой деятельности, писать сочинения-рассуждения | Текстовые справочные материалы Текст худож. стиля | Изложение с элементами сочинения №1 | ||||
6768 | Итоговая контрольная работа в новой форме: - Контрольное изложение № 2 - Контрольное сочинение №3 - Итоговый тест №6 | 2 | Урок контроля | владеть основными нормами построения высказывания, нормами правописания. | Контрольное изложение № 2 Контрольное сочинение №3 Итоговый тест №6 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально¬го государственного образовательного стандарта основ¬ного общего образования второго поколения, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей п
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, Примерной программы осн...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф
Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...
Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »
lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...
Рабочая программа по русскому языку на основе авторской программы М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, Л.А. Тростенцовой, А.Д. Дейкиной (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др.)
Рабочая учебная программа по русскому языку основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по р...