Тире между подлежащим и сказуемым
методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тире между подлежащим и сказуемым
Цель:
1. Активизировать знания учащихся о главных членах предложения и о случаях постановки тире
между подлежащим и сказуемым.
2. Углубить знания учащихся о постановке тире между подлежащим и сказуемым.
3. Совершенствовать умения учащихся находить главные члены предложения и способы их
выражения.
4. Отработать навык пунктуационной грамотности учащихся.
5. Развивать лингвистическую компетенцию и логическое мышление учащихся.
Оборудование:
Опорные таблицы и опорные схемы.
ХОД УРОКА
Два основных достояния человеческой
природы - это ум и рассуждения.
Плутарх
Словарь:
Предикативность
Инверсия
Фразеологизм
Достояние
Рассуждение
1. Объявление темы и цели урока
2. Мотивация учебной деятельности школьников
Чтение эпиграфа, работа с ним
3. Актуализация опорных знаний учащихся
Записать эпиграф. Доказать, что это предложение.
Какой связью связаны слова в предложении? Приведите примеры из эпиграфа.
Новое: Но существует третий вид связи слов в предложении – предикативный (работа с лексическим
значением слова). Чертим схему:
Связь слов в предложении
сочинительная подчинительная предикативная
(однородные члены) (словосочетания) (главные члены)
Подчеркните в предложении Плутарха подлежащее и сказуемое. Назовите вид сказуемого.
Чтобы вспомнить знания о главных членах предложения, выполним блиц – опрос с последующей самопроверкой.
Слово учителя. Пунктуационный знак – тире. Часто мы встречаемся с ним в письменной речи. Что известно об истории появления тире и каковы его функции в речи?
Сообщение ученика о тире.
Почему поставили тире между подлежащим и сказуемым в предложении – эпиграфе?
Работа с таблицей – опорой №1. Повторение знаний. Беседа по таблице.
Рассмотрите таблицу№1 и ответьте на вопросы: -Когда ставим тире между подлежащим и сказуемым ?
-Когда не ставим тире между подлежащим и сказуемым? Выполните тест № 1, 2. Ответ – предложение запишите в тетрадь.
Тест №1
- В каком предложении не надо ставить тире?
- 1.Сады сажать жизнь украшать.
- 2.Книга есть кубический кусок совести.
- 3.Наслаждение общением главный признак дружбы.
- 4.Безумство храбрых вот мудрость жизни.
Тест №2
- В каком предложении нужно поставить тире?
- 1.Страх велик, но терпенье ещё сильнее.
- 2.Мцыри несомненно романтический герой.
- 3.Одуванчик будто живое золото.
- 4.Без дела жить небо коптить.
Алгоритм рассуждения о постановке тире даёт таблица №2.
Какие слова, стоящие перед сказуемым могут представлять опасность и почему?
Что они могут присоединять в предложении, кроме сказуемого? Работа с таблицей №3.
Выполнить задание №1 (см. приложение) Проверка фронтальная.
Слово значит в предложении выполняет разные функции. Какие? От этого зависит выбор знака препинания в предложении.
Работа со схемами 1,2,3 на доске (см. приложение).
Задание: запишите примеры предложений со словом значит по схемам №1,2,3. Проверка фронтальная.
4. Изучение нового материала
Работа со схемами на доске №4 (а, б, в). Итак, мы выяснили, что тире обязательно между подлежащим и сказуемым при наличии слов это, вот, значит, даже если при этом имеется глагольная связка есть
. Задание: запишите по схеме №4 одно предложение, объясняя, что такое предикативность.
- Для какого стиля характерно употребление сочетания и есть?
- Какой оттенок значения привносит это сочетание? Он-то и поддерживается знаком тире.
Работа со схемой №5 на доске. – Что такое фразеологизм? Объяснение учителя с опорой на схему.
Задание: Устно расставьте знаки препинания в предложениях. Объясните значение фразеологизмов.
Запишите два предложения на выбор, в котором ставим и не ставим тире между подлежащим и
Сказуемым. Подчеркните главные члены.
1. Мой брат мастер на все руки. 3. Великое дело путёвка в жизнь.
2. Грош цена теории твоей. 4. Два сапога пара.
- Что такое инверсия? Объяснение учителя с опорой на схему №6 на доске. Работа с предложениями:
1. Прекрасный человек Иван Иванович.
2. Пример тому он.
Задание: Поставьте тире в одном из предложений. Объясните его постановку, выделив главные члены
предложения.
Работа со схемой№7 на доске. – О чём рассказывает схема№7? Чем предложение осложнено?
- Как необходимо ставить знаки препинания в таких предложениях?
Творческое задание. Продолжите предложения, чтобы они соответствовали схеме№7.
1. Дорога, идущая через лес,…..
2. Слово, сказанное вовремя,….
3. Городской парк,…..
5. Подведение итогов .
6. Задание на дом. Знать случаи, когда ставим и когда не ставим тире между подлежащим и сказуемым. Уметь приводить примеры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-путешествие КИЖИ ( Тире между подлежащим и сказуемым) Урок-путешествие в 8 классе
Цели урока:Образовательные:Обобщить, систематизировать изученные теоретические сведения о постановке тире, закрепить умения пунктуационного и интонационного оформления предложений с тире, совершенст...
Урок по русскому языку в 8 классе по теме "Тире между подлежащим и сказуемым"
РАЗРАБОТКА УРОКА ПО МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВОЙ И КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА ОСНОВЕ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ»....
урок русского языка в 8 классе с презентацией на тему "Тире между подлежащим и сказуемым"
урок-практикум, включающий разнообразные виды работы:фронтальную, индивидуальную, самостоятельную, выборочную, творческую.Урок содержит дополнительный познавательный материал из истории развития пункт...
" Тире между подлежащим и сказуемым" (с использованием приёмов технологии РКМ - Развитие Критического Мышления).
Урок русского языка для 8 класса....
Тире между подлежащим и сказуемым
Урок русского языка в 8 классе. Материал урока позволяет формировать навык постановки тире между подлежащим и сказуемым, развивать навык связной речи....
Готовимся к ЕГЭ (Тире между подлежащим и сказуемым , Тире в неполном предложении)
Дидактический материал к урокам по темам : "Тире между подлежащим и сказуемым". " Тире в неполном предложении" в тестовой форме....
Сборник по подготовке к ЕГЭ, ГИА по темам «Сказуемое и его основные виды», «Тире между подлежащим и сказуемым», «Односоставное предложение».
В связи с переходом образовательных учреждений РФ и в частности школ на новую форму итоговой аттестации в 9 классе возникает необходимость и в новом подходе к планировани...