Тире между подлежащим и сказуемым
методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему

Мезгина Татьяна

урок для 8 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tire_mezhdu_podlezhashchim_i_skazuemym.docx18.44 КБ

Предварительный просмотр:

Тире между подлежащим и сказуемым

8 класс

Цель:

             1.  Активизировать знания учащихся о главных членах предложения и о случаях  постановки тире

                  между подлежащим и сказуемым.  

             2. Углубить знания учащихся о постановке тире между  подлежащим и сказуемым.

             3. Совершенствовать умения учащихся находить главные члены предложения и способы их

                  выражения.

             4. Отработать навык пунктуационной грамотности учащихся.    

             5. Развивать лингвистическую  компетенцию и логическое мышление учащихся.

Оборудование:

               Опорные таблицы и опорные схемы.

                                                                         ХОД  УРОКА

Два основных достояния человеческой

                                                                                                природы  -  это  ум и рассуждения.

Плутарх

Словарь:

                 Предикативность

                 Инверсия

                 Фразеологизм

                 Достояние

                Рассуждение

1. Объявление темы и цели урока

2. Мотивация учебной деятельности школьников

    Чтение эпиграфа, работа с ним                                                                

3. Актуализация опорных знаний учащихся

   Записать эпиграф. Доказать, что это предложение.

  Какой связью связаны слова в предложении? Приведите примеры из эпиграфа.

  Новое: Но существует третий вид связи слов в предложении – предикативный (работа с лексическим  

значением слова). Чертим схему:

Связь слов в предложении

    сочинительная                                           подчинительная                                       предикативная

(однородные члены)                               (словосочетания)                                        (главные члены)

Подчеркните в предложении Плутарха подлежащее и сказуемое. Назовите вид сказуемого.

Чтобы вспомнить знания о главных членах предложения, выполним  блиц – опрос с последующей самопроверкой.

Слово учителя. Пунктуационный знак – тире. Часто мы встречаемся с ним в письменной речи. Что известно об истории появления тире и каковы его функции в речи?

Сообщение ученика  о тире.

Почему поставили тире между подлежащим и сказуемым в предложении – эпиграфе?

Работа  с таблицей – опорой №1. Повторение знаний. Беседа по таблице.

Рассмотрите таблицу№1 и ответьте на вопросы:  -Когда ставим тире между подлежащим и сказуемым ?

                                                                                              -Когда не ставим тире между подлежащим и сказуемым? Выполните тест № 1, 2. Ответ – предложение запишите в тетрадь.

Тест №1

  • В каком предложении не надо ставить тире?
  • 1.Сады сажать жизнь украшать.
  • 2.Книга есть кубический кусок совести.
  • 3.Наслаждение общением главный признак дружбы.
  • 4.Безумство храбрых вот мудрость жизни.

Тест №2

  • В каком предложении нужно поставить тире?
  • 1.Страх велик, но терпенье ещё сильнее.
  • 2.Мцыри несомненно романтический герой.
  • 3.Одуванчик будто живое золото.
  • 4.Без дела жить небо коптить.

Алгоритм рассуждения о постановке тире даёт таблица №2.

Какие слова, стоящие перед сказуемым могут представлять опасность и почему?

Что они могут присоединять  в предложении, кроме сказуемого?  Работа с таблицей №3.

Выполнить задание №1 (см. приложение)  Проверка фронтальная.

Слово значит в предложении выполняет разные функции. Какие? От этого зависит выбор знака препинания в предложении.

Работа со схемами 1,2,3 на доске (см. приложение).

Задание: запишите примеры предложений со словом  значит по схемам №1,2,3. Проверка фронтальная.

 4. Изучение нового материала

  Работа со схемами на доске №4 (а, б, в). Итак, мы выяснили, что тире обязательно между подлежащим и сказуемым при наличии слов это, вот, значит, даже если при этом имеется глагольная связка есть

. Задание:  запишите по схеме №4 одно предложение, объясняя, что такое предикативность.

  - Для какого стиля характерно употребление сочетания  и есть?

  -  Какой оттенок значения привносит это сочетание? Он-то и поддерживается знаком тире.

Работа со схемой №5 на доске.  – Что такое фразеологизм?  Объяснение учителя с опорой на схему.

Задание:  Устно расставьте знаки препинания в предложениях. Объясните значение фразеологизмов.

                   Запишите два предложения на выбор, в котором ставим и не ставим тире между подлежащим и

                   Сказуемым. Подчеркните главные члены.

                   1. Мой брат мастер на все руки.             3. Великое дело путёвка в жизнь.

                   2. Грош цена теории твоей.                      4. Два сапога пара.

- Что такое инверсия? Объяснение учителя с опорой на схему №6 на доске. Работа с предложениями:

    1. Прекрасный человек Иван Иванович.

    2. Пример тому он.

Задание:  Поставьте тире в одном из предложений. Объясните его постановку, выделив главные члены

                   предложения.

Работа со схемой№7 на доске.  – О чём рассказывает схема№7? Чем предложение осложнено?

                                                             - Как необходимо ставить знаки препинания в таких предложениях?

Творческое задание. Продолжите предложения, чтобы они соответствовали схеме№7.

        1. Дорога, идущая через лес,…..

        2. Слово, сказанное вовремя,….

        3. Городской парк,…..

5. Подведение итогов .

6. Задание на дом. Знать случаи, когда ставим и когда не ставим тире между подлежащим и сказуемым. Уметь приводить примеры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие КИЖИ ( Тире между подлежащим и сказуемым) Урок-путешествие в 8 классе

Цели урока:Образовательные:Обобщить, систематизировать изученные теоретические сведения о по­становке тире, закрепить умения пунктуационного и интонационного оформ­ления предложений с тире, совершенст...

Урок по русскому языку в 8 классе по теме "Тире между подлежащим и сказуемым"

РАЗРАБОТКА УРОКА  ПО МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВОЙ И КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА ОСНОВЕ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ»....

урок русского языка в 8 классе с презентацией на тему "Тире между подлежащим и сказуемым"

урок-практикум, включающий разнообразные виды работы:фронтальную, индивидуальную, самостоятельную, выборочную, творческую.Урок содержит дополнительный познавательный материал из истории развития пункт...

Тире между подлежащим и сказуемым

Урок русского языка в 8 классе. Материал урока позволяет формировать навык постановки тире между подлежащим и сказуемым, развивать навык связной речи....

Готовимся к ЕГЭ (Тире между подлежащим и сказуемым , Тире в неполном предложении)

Дидактический материал к урокам по темам : "Тире между подлежащим и сказуемым". " Тире в неполном предложении" в тестовой форме....

Сборник по подготовке к ЕГЭ, ГИА по темам «Сказуемое и его основные виды», «Тире между подлежащим и сказуемым», «Односоставное предложение».

В связи с переходом  образовательных учреждений РФ и в частности школ на новую форму итоговой аттестации  в 9 классе возникает необходимость  и в  новом подходе к  планировани...