Урок в 9-м классе по теме: "Сложное предложение"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок в 9-м классе по теме: "Сложное предложение" (обобщение темы)
Тип урока: контрольно-обобщающий
Цели урока: систематизация, закрепление и углубление знаний учащихся по теме “Сложное предложение”;
Задачи урока:
- Образовательные:
- овладение исследовательскими навыками при работе с языковым материалом;
- углубление теоретических знаний в ходе практического решения вопросов;
- Воспитательные:
- развитие самостоятельности в использовании сведений теоретического характера;
- привитие любви к родному языку.
- активизация познавательного интереса к русскому языку;
- Развивающие:
- развивать умения и навыков анализа языковых единиц;
Оборудование: Карточки-тренажеры, карточки-задания, тесты, афиши (ССП, СПП, БСП, СП), простые карандаши, тетради, тест-экспресс, магнитофон, диск с ритмами и музыкой.
ХОД УРОКА
I. Организация класса.
II. Сообщение темы урока и его целей.
“Работа над родным языком в человеке не прекращается никогда”
Измаил Иванович Срезневский
Учитель. Сегодня у нас контрольно-обобщающий урок по теме “Сложное предложение”. Цель нашего урока определяем так: “Разложить все по полочкам”, т.е. привести в систему наши знания, сделать твердый шаг на пути познания русского языка.
III. Работа с карточками-тренажерами по морфологии.
Включается диск с ритмом Е. Д. Марченко “Хозяева земли или гости”. Учащиеся на слух выбирают из ритма ту часть речи, которая указана в карточке-тренажере. Записывают словосочетание и с помощью простого карандаша заполняют ее.
Учащимся предлагаются следующие карточки-тренажеры по морфологическому разбору частей речи ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ, ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ, МЕСТОИМЕНИЕ, ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ, ГЛАГОЛ, ПРИЧАСТИЕ и ДЕЕПРИЧАСТИЕ, НАРЕЧИЕ, ЧАСТИЦА, СОЮЗ, ПРЕДЛОГ (См. Приложение 2). Данный вид работы дает возможность усвоить учащимися все виды морфологических признаков частей речи.
Проверка карточек осуществляется учеником-ассистентом, а класс в это время переходит к следующему виду работы.
IV. Работа в группах.
1) Составление схематических алгоритмов.
Класс делится на 5 групп. Каждая группа получает свое задание. Нужно тему данного урока отразить на плакате в виде схематических алгоритмов. Примеры привести из произведений А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова.
- 1 группа - ССП;
- 2 группа - СПП;
- 3 группа - БСП (двоеточие, запятая);
- 4 группа - БСП (точка с запятой, тире);
- 5 группа – СПС (разными видами связи).
2) Защита алгоритмов.
На доске красочные афиши с видами сложных предложений (См. Приложение 4.). Каждая группа под своим видом предложений размещает плакаты с алгоритмами. Анализ делается с помощью учителя и ассистентов. Оценивается работа каждой группы. На данном этапе закрепляются теоретические знания учащихся по теме урока.
V. Практическая работа по карточкам с разным уровнем заданий
Вариант 1.
1 уровень.
Поверь, н…чтожество есть благо в …дешнем свет…
2 уровень.
Над степью, заслонив со…нце в з…ните, ст…яла вздыбле…ая ветром густо-лиловая градовая туча.
3 уровень.
Бамбук одно из самых ра…простране…ых р…стений на з…мле за сутки оно выр…стает на 60 сант…метров.
Раздался удар грома … (быстрая смена событий).
Вариант 2.
1 уровень.
По синим волнам океана
Лиш… звезды бл…снут в н…бесах
К…рабль одинокий несется
Несется на всех п…русах.
2 уровень.
Привлеч…ые сла…ким зап…хом сада, часто по…вляются пчелы; г…лчонок, по (?) видимому вып…вший из гн…зда, пыта…тся взл…теть.
3 уровень.
Особен… х…ороши горные л…са около моря в них слыш…н пр…боя. Я взглянул на небо … (следствие, вывод).
Вариант 3.
1 уровень.
П…целуями прежде считал
Я с…астливую жизнь свою
Но теперь я от с…астья устал
Но теперь н…кого (не) люблю.
2 уровень.
Белые обочины ее клубились и снежно бл…стели, но ч…рная в…ршина была гр…зна своей (не) подвижност…ю.
3 уровень.
Кл…нусь честью что (ни) (за) что на свете я (не) хотел (бы) переменить отчество или иметь другую историю кроме истории наших предков.
Я давно написал другу письмо … (противопоставление).
Вариант 4.
1 уровень.
Так ж…знь скучна когда борен… я нет.
Мир спр…ведлив он этим и хорош…
Посееш… зло и горе соб…реш…
2 уровень.
Вечером мы были на туристической базе, к…торая ст…яла на б…регу моря и к…торая зан…мала (пол)парка.
3 уровень.
На лице Пушкина застыло т…ржестве…ое сп…койствие (как) будто поэт постиг (ни) кем (не) разгаданную тайну.
Наша к…манда торжествовала …(причина).
Вариант 5.
1 уровень.
Тогда напрасно вы пр…бегните к злословью
Оно вам (не) поможет вновь
И вы (не) смоете всей вашей ч…рной кровью
Поэта праведную кровь.
2 уровень.
Перед глазами х…дил океан, и к…лыхался, и гр…мел, и св…ркал, и угасал, и ух…дил куда (то) в бе…конеч…ность.
3 уровень.
Шо…се шло на юг а мы отошли в стор…ну направляясь прямо к д…ревн…
Любишь кататься … (вывод).
Вариант 6.
1 уровень.
Я б ж…лал (на) веки так заснуть
Что (б) в груди дремали жизни силы
Что (б) дыша вздымалась тихо гру…ь.
2 уровень.
Сорока сразу же упала на землю, угр…жающе ра…крыв клю…, алч…ый же ра…бойник сел на ветку и ждал, когда сорока опять пол…тит.
3 уровень.
По лесу нельзя ступить сухие лист…я и тр…ва хрустят под н…гами и далеко пр…дупреждают всех об…тателей об опас…ности.
Любишь смородину …(условие).
VI. Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение (миниатюра) “Боли природы – наши боли”. Использовать в сочинении разные конструкции сложных предложений
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 9 классе по теме "Сложное бессоюзное предложение"
Тема: «Двоеточие и тире в СБП».Цель урока – систематизировать знания о СБП, совершенствовать пунктуационные навыки....
Урок повторения в 9 классе по теме «Сложные предложения»
Цель: Систематизировать, обобщить и закрепить знания по теме БСП.1. Способствовать развитию грамотной образной речи учащихся, развивать творческие способности учащихся.2....
Урок алгебры в 9 классе по теме "Сложные проценты"
Урок разработан с применением модульно-рейтиноговой технологии...
Урок-практикум в 11 классе на тему:"Сложное предложение"
Данный урок является подготовительным к сдаче экзамена в рамках ЕГЭ....
Урок-зачет в 9 классе по теме Сложные предложения
Программа курса 9 класса почти полностью отведена на изучение синтаксиса сложного предложения. Зачет состоит из двух частей: устного(теория) и письменного ( практические задания)В письменной части зач...
проект урока химии в 10 классе по теме "Сложные эфиры"
Урок с использованием элементов групповых, проектных, здоровьесберегающих технологий. Надеюсь, что, проблемы урока остаются актуальными, несмотря на широкое освещение учителями данной темы....
Презентация к уроку химии в 9 классе по теме "Сложные эфиры. Жиры"
Презентация к уроку химии в 9 классе по теме "Сложные эфиры. Жиры"УМК Рудзитис, Фельдман....