Учебник физики – неизменная основа активизации деятельности учащихся на уроках
материал по теме
Исходя из опыта своей работы, рассматриваются основные преимущества и недостатки учебников: Перышкин А.В. 7 -9 класс; Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский «Физика.10класс» и «Физика. 11класс»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchebnik_fiziki_-_neizmennaya_osnova....doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Ялгинская средняя общеобразовательная школа»
Городского округа Саранск
Республики Мордовия
«Учебник физики – неизменная основа активизации деятельности учащихся на уроках »
подготовила
учитель физики
Ахметова Нязиля Джафяровна
Г.о. Саранск
2010
Перышкин А.В. 7 -9 класс
Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский «Физика.10класс» и «Физика. 11класс»
Учебники входят в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2008 -2009 учебный год. (Утвержден приказом Минобрнауки России от 13.12.2007 №349
Учебники соответствует образовательным стандартам, целям и задачам основной школы; доступен восприятию учащихся, выстроено логично, взаимосвязано по разделам и темам.
Содержание учебника ориентировано на применение знаний в реальной жизни школьника.
Изложение теоретического материала ведется очень подробно, обстоятельно.
Очень много охватывается материала, рассматриваются различные разделы физики, хорошо подобраны задачи в конце параграфа. Важные понятия и законы удачно выделены синими линиями, поэтому они заметны и легко находятся. В учебниках много рисунков, схем, которые способствуют лучшему усвоению материала.
Материал в учебниках изложен в доступной для усвоения учебной программы форме. Они включают в себя все разделы элементарного курса физики и позволяют сформировать у учащихся основной школы представление о физической картине мира. Учебники соответствует возрастным особенностям учащихся.
Соответствует требованиям базового стандарта, содержат обязательный теоретический материал.
Достоинством учебников является также ясность, краткость, доступность изложения. Все главы содержат богатый иллюстративный материал.
Данные учебники помогают обучить ученика работе с текстом, т.к. параграфы содержат материал, где курсивом или жирным шрифтом выделяют главные мысли, законы, определения, есть вопросы к параграфу, упражнения и задания. Объём параграфа небольшой, поэтому ученик может составлять по нему опорный конспект, краткий пересказ. Есть рисунки опытов, схемы, графики, это привлекает интерес к учебному материалу. В конце учебника содержатся материал для дополнительного чтения что позволяет расширить общий кругозор учащихся по отдельным темам, но я бы его внесла в последовательность параграфов, что более наглядно бросается в глаза ученикам, а также приводятся инструкции к выполнению лабораторных работ и ответы к упражнениям. Данные учебники проверены временем, так как по нему занимались школьники ещё в советское время, лишь некоторые темы добавлены, но структура учебника и изложение материала то же самое. Печать текста, бумага качественные. Опечаток практически нет. Я с удовольствием работаю по этим учебникам, ученикам он тоже нравится.
Учебники доступны в разъяснении, задания построены методически грамотно. Красочно иллюстрированные учебники. По каждой теме много заданий для самостоятельной творческой работы (опыты в домашних условиях, темы для сообщений и т.д.).
Достоинствами этих учебников являются также подробные описания и рисунки для проведения опытов. После каждого параграфа даются задания по изучению материала для закрепления.
В данных книгах использованы материалы известного педагога А.В Перышкина и Г.Я. Мякишева. Эти учебники отличают ясность, краткость и доступность изложения. На основе знаний, полученных в 7-9 классах, изложение материала активно ведется в последующих классах на боле высоком уровне.
Материал учебников прост в изложении, тщательно продумана методика, строго соблюдается научность. Каждая глава и раздел учебника завершается перечнем вопросов и упражнений, выполнив которые ученики закрепляют пройденный теоретический материал. К учебникам имеются методические пособия с поурочным планированием, методическими указаниями к урокам, варианты контрольных работ, дидактические материалы. Наличие таких комплектов позволяет мне в подготовке организации и проведению уроков.
В конце каждого параграфа имеются задачи как качественные так и расчетные для закрепления изученного материала, интересные экспериментально-исследовательские работы.
Можно было бы добавить упражнения с разноуровневыми заданиями. Желательно было бы дополнить упражнения также с задачами связывающие изучаемые явления с жизнью, экспериментальными задачами с использованием простых измерительных приборов. Хотелось, чтобы было в упражнениях больше качественных задач, исторических задач, задач, связанных с практической деятельностью человека на производстве.
Желательно, чтобы в упражнениях давались задачи и более сложного уровня (для одаренных детей).
Хотелось бы побольше видеть в упражнениях разноуровневые дифференцированные задания.
Можно было бы добавить задачи вычислительные, по графику, устные по рисунку и т.д. При подготовке к урокам часто приходится искать интересные, познавательные задачки из других источников.
К сожалению, есть несовпадения страниц и содержания упражнений в учебниках 2006 и 2007 годов выпуска. А в каждом классе есть дети, купившие учебники разного года...
В учебниках хотелось бы видеть ссылки на существующие детские физические сайты - ученики с удовольствием бы выполняли задания, имеющиеся там.
Также хочется отметить, по сравнению с предыдущими изданиями в конце учебников отсутствует раздел "Задачи для повторения", решение которых позволяло учащимся активно систематизировать знания по темам.
Следовало бы добавить в конце изучения каждой темы задания повышенной сложности, задания для развития мышления, логические задания. Добавить дополнительные параграфы для углубленного изучения тем( для одаренных детей).
Хотелось бы в последующих изданиях учебников на форзацах видеть справочный материал, что просто необходимо при решении задач.
Желательно добавить блок лабораторных работ исследовательского характера, разработать разноуровневую электронную версию учебника. Желательно, чтобы CD был вложен в учебник как приложение.
Желательно включить материал по последним исследованиям современной науки.
Хотелось бы добавить побольше дополнительных сведений, раскрывающих научные факты, исторических справок. Желательно в конце учебника поместить комплексные задачи для повторения, а также задачи усложненного варианта, заставляющие мыслить неординарно.
Учебник хороший, хотелось бы дополнить его фактами из истории физики, расширить материал для дополнительного чтения.
В учебниках отсутствует дифференциация материала, как теоретического, так и практического. Для организации работы в классе по данному учебнику не обойтись без сборника задач и дополнительной литературы.
Все это приводит к увеличению времени учителя на подготовку к уроку и неоправданной трате времени учениками, желающими усвоить материал на повышенном уровне. Отсутствие достаточного количества заданий тренировочного характера не позволяет ученикам, нуждающимся в неоднократном повторении пройденного, освоить учебный материал самостоятельно. Хотелось бы , чтобы последующие издания этих учебников были лишены этих недостатков. А на сегодняшний день нужна и электронная версия учебника с разноуровневым материалом, чтобы учителю иметь возможность вести индивидуальное обучение.
Хотелось бы видеть в учебниках нормы оценок устных и письменных работ, лабораторных работ, контрольных работ, памятки (план изложения теории, алгоритм решения задач и др.). Учебник должен быть учебным пособием для ученика.
Мной подготовлены алгоритмы решения задач по разным темам курса физики(они нашли отражение в кабинете и используется как наглядный материал для учащихся). Мной также подготовлены нормы оценок устных и письменных работ, лабораторных работ, контрольных работ.
Содержание учебного материала учебников А.В. Перышкина "Физика 7-9" полностью соответствует обязательному минимуму содержания основного общего образования по физике и требованиям к уровню подготовки выпускников основной школы. Содержание учебников обеспечивает необходимый и достаточный уровень подготовки по физике для дальнейшего обучения в профильных классах средней школы. Учебный материал излагается кратко и доступно. Много рисунков демонстрационных опытов с подробным описанием.
Одной из важнейших задач преподавателя физики и других предметов в школе является формирование и развитие у учащихся общеучебных умений. К ним относится такое важнейшие умение, как умение работать с книгой. В настоящее время роль учебника возрастает. Только он, в сочетании с разнообразными методами и приема ми обучения может дать систему знаний. Однако учебная книга не в состоянии обеспечить хорошие знания автоматически — необходима систе матическая и разнообразная работа с ней.
Планируя работу школьников с учебником, важно иметь в виду сле дующее:
1. Самостоятельная работа с этой книгой преследует общие цели обу чения, воспитания и развития: осо знание теоретического материала, развитие познавательной- деятельно сти, формирование практических умений и навыков. Она должна соче таться с другими видами деятельно сти учеников: самостоятельным экс периментом, решением задач и пр.
2. Для развития интереса (форми рования устойчивых мотивов) к рабо те с учебником необходимо применять разнообразные методические приемы, осуществлять индивидуальный под ход, доводить процесс усвоения зна ний до обобщений.
3. Проблема овладения умениями и навыками пользования учащимися книгой не может быть успешно реше на на уроках только по одному учеб ному предмету. Следует планировать соответствующий вид деятельности школьников при изучении всех дис циплин, как естественных, так и гу манитарных. При этом важно выде лять общие умения и специальные.
В старших классах фор мирование этих умений связано с бо лее глубокой проработкой материала, в частности, при обобщении изученно го необходимо придавать знаниям структуру теории. Это приводит к объединению, взаимно дополнению ме тодических приемов, что педагогиче ски эффективно. Как известно, учебник состоит из текста, иллюстративного материала, вопросов и задач, инструкций к лабо раторным работам, сведений справоч ного характера. Все эти компоненты можно использовать на любом этапе обучения (изучение нового, повторе ние, закрепление и т. д.). Рассмотрим, как это целесообразнее всего сде лать. Работа с текстом учебника. Этот вид использования учебника может быть при изучении новых вопросов, знакомстве со структурой и логикой материала, применении заданий по тексту, подготовке его к пересказу. Рассмотрим эти ситуации на мате риале курсов 9 — 11 классов. Одну из основных задач при изуче нии физических явлений представляет выяснение их причин. Для этого ре комендю следующий простой при ем работы. Демонстрирую, например, в 11 классе известный опыт по самоиндукции и предлагаю задание: «Используя текст учебника, выясните причину неодно временного загорания ламп при за мыкании цепи».
Применяется мной такая форма са мостоятельной работы учащихся, как индивидуальное изучение некоторых пара графов учебника с последующим письменным выполнением заданий. Предназначенный для самостоятельного изучения материал и содержание письменной работы подбираем так, чтобы школьники в течение одного урока могли выполнить полностью все задание.
Практика показала, что после проведения трех-четырех самостоятельных работ учащиеся приобретают нужные организационные навыки и практически все справ ляются с заданием. Если же кто-либо испытывает затруднения, то он получает у учителя необходимую консультацию и соответствующее задание на дом. Использование учебника на уроке способствует выработке умения само стоятельно готовиться к занятиям дома. Школьники должны знать, как составить план ответа, подготовить конспект, написать тезисы. На пер вом этапе педагогически целесообраз но поощрять использование планов, тезисов, цитат при ответе на уроке. При этом уместно, например, в каче стве дополнительного вопроса дать цитату из учебника с просьбой про комментировать выдержку. Здесь мо гут быть вопросы на знание фактического материала, вопросы миро воззренческого и методологического плана. Необходимо обращаться к учебнику при подведении итогов изучения главы или темы, т. е. при обобщении материала. Для этого це лесообразно использовать схемы, таб лицы. Она позволяет выделить основной ма териал, дает ориентировку в изучен ном. При решении количественных за дач школьники часто применяют учеб ник как справочник: выписывают формулы, обращаются к примерам решения задач и т. п. Полезно боль шее внимание обращать на использо вание учебника при решении качест венных задач, во-первых, потому, что эти задачи посвящены непосредст венно объяснению физических явле ний, во-вторых, в практике преподава ния физическая сторона задач неред ко еще остается в тени. Так, самостоя тельное изучение в 10 классе «Падение тела в газе или жидкости» разумно организовать с целью ответа на вопрос: можно ли применить фор мулы свободного падения к движению человека, спускающегося на парашю те с самолета? В 10 классе при изу чении закона Кулона предла гаем следующий качественный воп рос: используя текст изученного пара графа, объясните, почему два одноименно заряженных металлических шара могут на небольших расстояни ях притягиваться друг к другу. Про тиворечит ли это закону Кулона?
Работа с иллюстративным материа лом учебника. В старших классах наиболее про стая и эффективная форма работы с иллюстрациями — выполнение опре деленных заданий. Они могут быть самыми разнообразными. Приведем примеры: 1) используя рисунок учебника определите характеристики колебания. 2) Как и почему изменится быстрота разрядки конденсатора, если горящею спичку поднести к одной из пластин, сбоку. 3) Раскрой содержание опыта по рисунку , приведенному в учебнике.
Использование учебника для спра вок. Для того, чтобы хорошо усвоить материал, ученику необходимо неод нократно обращаться к изложенным в учебнике фактам, законам и т. д. Прежде всего такая необходимость возникает при решении задач и пов торении. Справку по основным поня тиям и законам легко найти, исполь зуя предметно-именной указатель; по может здесь и оглавление. Помогают искать нужную информацию обобщенные знания (какие теории изуча лись и в каком классе, какие фунда ментальные факты рассматривались и т. д.). Особенно они полезны при повторении материала в 11 классе.
Применение игровых приемов работы с учебным текстом способствует развитию познавательных умений учащихся. Использование следующих игровых форм занятий ведет к повышению творческого потенциала обучаемых и таким образом, к более глубокому, осмысленному и быстрому освоению изучаемой темы.
1.Вопрос-ответ. Быстро, внимательно прочитать текст. I вариант задает вопросы II вариант находит и зачитывает ответ. Соревнования на лучший вопрос и лучший ответ стимулирует у учащихся к чтению текста параграфа. 4. Самый любознательный. Для усвоения материала, нужно уметь запоминать самые мелкие подробности текста. Прочитайте текст и составьте список вопросов к нему. У кого этот список будет длиннее и дотошнее, тот и выиграл.
5.Классный рассказ. Познакомиться с текстом. Затем его надо пересказать (лучше по рядам) так, чтобы принимало большое число учащихся в рассказе, а также рассказ не прервался. Можно использовать дополнительную литературу.
4.Текст по частям
Познакомиться с текстом. Теперь по рядам. Первый ряд будет называться «введение» второй - «основная мысль», третий - «заключение», общий для всех - «дополнение».
Играющие пересказывают текст по порядку, группа «дополнение» имеет право взять слово после любого выступления.
Развитию памяти и усвоения изучаемого материала способствуют такие приемы:
1) Найти конкретные детали в тексте (события, имена и т.д.)
2) Выбрать высказывания наиболее полно передающее смысл текста.
3) Подобрать заголовок для текста.
4)Составить план прочитанного.
Учебник в состоянии объеди нить различные методические приемы и решения, он служит стержнем в ор ганизации учебного процесса. Каждо му учителю надо использовать его как можно более оптимально.
Список использованной литературы
1. Перышкин А.В. Физика7 кл.: учеб. Для общеобразовательных учреждений.- М.:Дрофа,2008.
2. Перышкин А.В. Физика8 кл.: учеб. Для общеобразовательных учреждений.- М.:Дрофа,2008.
3. Перышкин А.В. Физика 9 кл.: учеб. Для общеобразовательных учреждений.- М.:Дрофа,2008.
4. Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский .Физика.10кл.: учеб. Для общеобразовательных учреждений. – М.: 2008.
5. Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев. Физика.10кл.: учеб. Для общеобразовательных учреждений. – М.: 2008.
6. Мощанский В.Н.Формирование мировоззрения учащихся при изучении физики. – М.: Просвещение, 1989.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активизация деятельности учащихся на уроках литературы.
В работе представлен личный опыт по активизации деятельности учащихся на уроках литературы....
Из моих раздумий на рубеже 21 века. Семантический анализ физических терминов с целью активизации деятельности учащихся на уроке.
...возникли проблемы. Основная – снижение общего уровня развития учащихся, не смотря на все возрастающий процесс информатизации общества. Анализ сложившейся ситуации привел к довольно-таки парад...
Использование мультимедийных презентаций как средство активизации деятельности учащихся на уроках математики
Презентация выступления на окружной научно-практической конференции ЮВАО г. Москвы "Использование мультимедийных презентаций на уроках математики" 28 января 2013 г в ГБОУ СОШ № 1987....
"Современные педагогические технологии урока: основа активизации деятельности учащихся"
Для использования на уроках технологии современных педагогических технологий....
Современные педагогические технологии урока: основы активизации деятельности учащихся. И. И. Соколова, учитель технологии ГБОУ лицей № 82
Современные педагогические технологии урока: основа активизации деятельности учащихся И.И. Соколова, учитель технологии ГБОУ лицей № 82 Петроградского района Санкт-Петербурга Учит...
Технологии модернизации обучения на основе активизации деятельности учащихся
Выступление на МО учителей русского языка и литературы...
Психологическме основы активизации деятельности учащихся на уроках физической культуры.
Перед современным учителем физической культуры стоит задача обеспечить высокий уровень активности учащихся на уроках. Для этого необходимо, чтобы школьники испытывали интерес к занятиям физическ...