КОНСПЕКТ РАЗНОУРОВНЕВОГО МОДУЛЬНОГО УРОКА НА ТЕМУ: "ПРЯМАЯ РЕЧЬ. ДИАЛОГ"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Баянова Лариса Александровна

Конспект разработан на основе разноуровневого метода обучения. Представлены задания для трех уровней: А (слабый), В (средний), С (сильный).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_7.doc112 КБ
Office presentation icon urok_7.ppt138.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ РАЗНОУРОВНЕВОГО МОДУЛЬНОГО УРОКА (6 класс)

1. Название модуля: «Прямая речь. Диалог».

2. Интегрирующая дидактическая цель: активизировать знания учащихся о прямой речи и диалоге, знаках препинания в них, полученные в 5  классе.

3. Целевой план действий для учащихся:

  • систематизировать знания учащихся о прямой речи, диалоге;
  • активизировать умение отличать предложения с прямой речью от диалога;
  • совершенствовать пунктуационные навыки;
  • совершенствовать навыки составления схем предложения с прямой речью;
  • воспитывать интерес к русскому языку.

4. Банк информации: а) входной контроль.

Уровень А.

  1. Что такое прямая речь, диалог? (Прямая речь — это слова какого-либо лица, передаваемые от его имени. Диалог — разговор двух или нескольких лиц.).

Альтернативный вопрос. Какие виды предложений Вы знаете? (Простое и сложное предложения).

Уровень В.

1.  Что такое прямая речь, диалог? Приведите пример (Прямая речь — это слова какого-либо лица, передаваемые от его имени. Диалог — разговор двух или нескольких лиц.).

Альтернативный вопрос: задание уровня А.

Уровень С.

1. Что такое простое предложение? Чем они отличаются друг от друга в пунктуационном оформлении? (Прямая речь — это слова какого-либо лица, передаваемые от его имени. Диалог — разговор двух или нескольких лиц. В прямой речи в отличии от диалога используются кавычки, в диалоге — тире в начале реплики. В остальном знаки препинания совпадают).

Альтернативный вопрос: задание уровня В.

б) повторение ранее изученного материала (адаптировано для всех уровней).

Прямая речь

Прямая речь — это слова какого-либо лица, передаваемые от его имени.

Прямая речь сопровождается словами автора, в которых обычно указывается, кому принадлежит прямая речь.

Например. И.С.  Тургенев говорил: «Русский язык — великий дар великому народу».

Слова автора              Прямая речь

А:                                  «П».

Знаки препинания в предложениях с прямой речью

Прямая речь выделяется кавычками, первое слово пишется с большой буквы.

После слов автора перед прямой речью ставится двоеточие.

После прямой речи перед словами автора ставится или запятая, или вопросительный знак, или восклицательный знак, а после любого из этих знаков — тире.

Например.

Петя спросил: «Какая сегодня погода?»              А: «П?»

«Хорошая», — ответил я.                                      «П», — а.

Четкое разграничение прямой речи и слов автора — опознавательный признак для употребления знаков препинания при прямой речи.

Схемы предложений с прямой речью

Прямая речь перед словами автора

Прямая речь после слов автора

Слова автора внутри прямой речи

«П!» — а. «Давай быстрее!» — сказала мама.
«П?» — а. «Ты будешь завтракать?» — спросила бабушка.
«П», — а. «Я хочу поиграть», — ответил брат.

А: «П!»  Мама сказала: «Давай быстрее!»

А: «П?»  Бабушка спросила: «Ты будешь завтракать?»

А: «П».    Брат ответил: «Я хочу поиграть».

«П, — а. — П».

«Я хочу поиграть, — ответил брат. — Присоединяйся ко мне».


«П, — а, — п».

«Я хочу поиграть. — ответил брат, — а ты мне только мешаешь».

Диалог

Диалог — разговор двух или нескольких лиц.

Знаки препинания в диалоге

Слова каждого лица в диалоге пишутся с новой строки. Перед ними ставится тире.

Если реплика сопровождается словами автора, ставятся те же знаки препинания, что и при прямой речи (но без кавычек).

Например.

  • Привет, Миша!
  • Привет, Саша!
  • Как твои дела? — спросил Миша.
  • Хорошо, — ответил Саша.

** Часто в словах автора и в прямой речи, и в диалоге используются глаголы «говорения»: говорить, сказать, посоветовать, попросить, ответить, подумать, размышлять и др.

Примечание. Теоретическая информация урока также представлена в виде слайдовой презентации.

в) закрепление ранее изученного материала.

Уровень А.

Задание 1.         

Цель: совершенствовать умение отличать прямую речь и слова автора, выделять глаголы «говорения».

Методический комментарий для учащихся: прочитайте предложения, определите, где в них слова автора, а где прямая речь; подчеркните глаголы «говорения».

1. Старший молвил: «Что за диво!»

2. «Там, в лесу, стоит одна», —  отвечает ей она.

3. «Ну, трогай!» — громко скомандовал вожак.

4. Серая Шейка спрашивала: «Ведь вы весной вернетесь?»

5. Лисичка сказала: «Я тебя съем».

6. «Скоро ли вы вернетесь?» —  поинтересовалась она.

Ответ. (Прямая речь. Слова автора.)

1. Старший молвил: «Что за диво!»

2. «Там, в лесу, стоит одна», —  отвечает ей она.

3. «Ну, трогай!» — громко скомандовал вожак.

4. Серая Шейка спрашивала: «Ведь вы весной вернетесь?»

5. Лисичка сказала: «Я тебя съем».

6. «Скоро ли вы вернетесь?» —  поинтересовалась она.

Задание 2.         

Цель: закрепить постановку знаков препинания при прямой речи, научиться соотносить предложения с прямой речью с их схемами.

Методический комментарий для учащихся: подберите к каждой схеме соответствующее предложение.

А: «П».

«П!» - а.

«П?» - а.

«П, – а, – п».

  1. «Скоро Москва!» – громко и весело объявил проводник.
  2. «Помогите, пожалуйста, – попросила мама, – вынести чемодан из вагона».
  3. Павел сказал: «Через полчаса подъедем к Москве».
  4. «Скоро ли Москва?» – то и дело спрашивали маленькие пассажиры.

Ответ.

А: «П».

«П!» - а.

«П?» - а.

«П, – а, – п».

3

1

4

2

Задание 3.         

Цель: закрепить умение использовать прямую речь на практике.

Методический комментарий для учащихся: дополните предложения прямой речью, обращая внимание на заданные знаки препинания.

  1. Маша сказала: «...».
  2. «...?» - спрашивали дети.
  3. «...!» - крикнул Петя.
  4. Мама спросила: «...?»
  5. «..., - сказал я. - ...».
  6. Папа пригрозил: «...!»

Возможный ответ. 1. Маша сказала: «Очень приятно». 2. «Как ты мог?» - спрашивали дети. 3. «Я тебя не боюсь!» - крикнул Петя. 4. Мама спросила: «Почему Коля плакал?». 5. «Он получил двойку, - сказал я. - и боится признаться». 6. Папа пригрозил: «Не возьму вас в зоопарк!»

Задание 4.         

Цель: совершенствовать пунктуационные навыки учащихся.

Методический комментарий для учащихся: Перед вами предложения с прямой речью, расставьте недостающие знаки препинания. Составьте схемы 2-х предложений.

1. Какая у тебя славная сабля и ранец!»  сказала ведьма.
2. Затем ведьма добавила Сейчас ты получишь денег столько, сколько твоей душе будет угодно!

3. Заберись наверх, влезь в дупло и спускайся вниз продолжила ведьма, указывая на дерево.

4. Солдат спросил А зачем мне туда лезть?

Ответ.  1. «Какая у тебя славная сабля и ранец!» – сказала ведьма. «П!» - а.
2. Затем ведьма добавила: «Сейчас ты получишь денег столько, сколько твоей душе будет угодно!»
А: «П!» 3. «Заберись наверх, влезь в дупло и спускайся вниз», – продолжила ведьма, указывая на дерево. «П», - а. 4. Солдат спросил: «А зачем мне туда лезть?». А: «П?»

Задание 5.         

Цель: развивать навыки составления диалога на заданную тему; развивать творческие способности учащихся;  совершенствовать пунктуационные навыки.

Методический комментарий для учащихся: Составьте и запишите диалог на тему: «Знакомство с новым другом». Будьте внимательны при расстановке знаков препинания.


Уровень В.

Задание 1.         

Цель: совершенствовать умение отличать прямую речь и слова автора, выделять глаголы «говорения»; совершенствовать навык определения вида предложения по цели высказывания.

Методический комментарий для учащихся: прочитайте предложения, определите, где в них слова автора, а где прямая речь; подчеркните глаголы «говорения»; определите тип предложения с прямой речью по цели высказывания.

1. «Ты держись вон около того берега, где в реку сбегает ключик», — советовала старая утка.

2. Заяц сказал: «Берегись, Серея Шейка, она опять придёт!»

3.  «Ах, как ты меня напугала, глупая!»  проговорил заяц.

4. Она с надеждой спрашивала: «Ведь вы весной вернетесь?»

5. «Неужели река замерзнет?»  думала Серая Шейка.

6. Маша посмотрела на него и ответила: «Мне все равно».

Ответ. (Прямая речь. Слова автора.)

  1. «Ты держись вон около того берега, где в реку сбегает ключик», — советовала старая утка. Повествовательное.
  2. Заяц сказал: «Берегись, Серея Шейка, она опять придёт!» Побудительное.
  3. «Ах, как ты меня напугала, глупая!»  проговорил заяц. Повествовательное.
  4. Она с надеждой спрашивала: «Ведь вы весной вернетесь?» Вопросительное.
  5. «Неужели река замерзнет?»  думала Серая Шейка. Вопросительное.
  6. Маша посмотрела на него и ответила: «Мне все равно». Повествовательное.

Задание 2.         

Цель: закрепить постановку знаков препинания при прямой речи, научиться соотносить предложения с прямой речью с их схемами.

Методический комментарий для учащихся: подберите к каждой схеме соответствующее предложение.

А: «П!»

«П?» - а.

«П!» - а.

«П? — а. — П».

А: «П».

А: «П?»

  1. «Ты не толкайся, не толкайся!» – раздалось сердитое шипение.
  2. «Почему мы вниз полетели?» – забеспокоились малыши.
  3. За дверью снова раздались шаги, а потом послышался чей-то шепот: «Где он?».
  4. Незнайка побежал во всю прыть домой и давай кричать: «Братцы! Спасайся! Кусок летит!».
  5. Проводник сказал: «Через десять минут ваша станция».
  6. «А ты до сих пор спишь, Шурупчик? – приветствовал его Бублик. – Ведь давно уже утро».

Ответ.

А: «П!»

«П?» - а.

«П!» - а.

«П? — а. — П».

А: «П».

А: «П?»

4

2

1

6

5

3

Задание 3.         

Цель: закрепить умение использовать прямую речь на практике.

Методический комментарий для учащихся: Из двух предложений составьте одно с прямой речью. Составьте схемы.

  1. Пишут птицы и зверушки. Сделай нам кормушки!
  2. Под глубоким снегом трудно найти корм маленькой птице. Сказала девочка.
  3. Пришла зима.  Ответила мама.
  4. Маша сказала. Мы будем лепить снеговика с папой завтра.
  5. Куда вы поедете летом?  Спросила учительница.
  6. Малыш интересовался. Почему идет снег?

Ответ. 1. Пишут птицы и зверушки: «Сделай нам кормушки!» 2. «Под глубоким снегом трудно найти корм маленькой птице»,  —  сказала девочка. 3. «Пришла зима»,    — ответила мама. 4. Маша сказала: «Мы будем лепить снеговика с папой завтра». 5. «Куда вы поедете летом?» — спросила учительница. 6. Малыш интересовался: «Почему идет снег?»

Задание 4.         

Цель: совершенствовать пунктуационные навыки учащихся.

Методический комментарий для учащихся: Перед вами предложения с прямой речью, исправьте пунктуационные ошибки. Составьте схемы 2-х предложений.

  1. Солдат приказал - «Тогда обвязывай меня веревкой!».
  2. Ведьма с нетерпением спросила: - Огниво взял?
  3. Эх, чуть не забыл! : воскликнул солдат, возвращаясь за огнивом.
  4. «Там будут сундуки с деньгами. Возьмешь денег сколько захочешь. Принеси мне только огниво, ответила ведьма.

Ответ. 1.  Солдат приказал: «Тогда обвязывай меня веревкой!». А: «П!» 2.  Ведьма с нетерпением спросила: «Огниво взял?». А: «П?» 3.  «Эх, чуть не забыл!» – воскликнул солдат, возвращаясь за огнивом. «П!» - а. 4. «Там будут сундуки с деньгами. Возьмешь денег сколько захочешь. Принеси мне только огниво», – ответила ведьма. «П», - а.

Задание 5.         

Цель: развивать навыки составления диалога на заданную тему; развивать творческие способности учащихся;  совершенствовать пунктуационные навыки.

Методический комментарий для учащихся: Составьте и запишите диалог на тему: «Разговор по телефону» (звонок другу, которого не оказалось дома, разговор с его бабушкой). Будьте внимательны при расстановке знаков препинания.

Уровень С.

Задание 1.         

Цель: совершенствовать умение отличать прямую речь и слова автора, выделять глаголы «говорения»; совершенствовать навык определения вида предложения по цели высказывания.

Методический комментарий для учащихся: прочитайте предложения, определите, где в них слова автора, а где прямая речь; подчеркните глаголы «говорения»; определите тип предложения с прямой речью по цели высказывания.

1. «А, старая знакомая, здравствуй!» —  ласково проговорила Лиса.

2. «Уходи, пожалуйста, я совсем не хочу с тобой разговаривать»,  ответила Серая Шейка.

3. Максим Горький говорил: «Хорошая книга – праздник».

4. Учитель спросил: «Вы читали сказки А.С.Пушкина?»

5. «Ты уверен?»  переспросил я.

6. Он мечтательно воскликнул: «Вот бы мне покататься на таком корабле!»

Ответ. (Прямая речь. Слова автора.)

  1. «А, старая знакомая, здравствуй!» —  ласково проговорила Лиса. Повествовательное.
  2. «Уходи, пожалуйста, я совсем не хочу с тобой разговаривать»,  ответила Серая Шейка. Повествовательное.
  3. Максим Горький говорил: «Хорошая книга – праздник». Повествовательное.
  4. Учитель спросил: «Вы читали сказки А.С.Пушкина?» Вопросительное.
  5. «Ты уверен?»  переспросил я. Вопросительное.
  6. Он мечтательно посмотрел на море и прокричал: «Возьмите меня с собой на корабль!» Побудительное.

Задание 2.         

Цель: закрепить постановку знаков препинания при прямой речи, научиться соотносить предложения с прямой речью с их схемами.

Методический комментарий для учащихся: подберите к каждой схеме соответствующее предложение.

А: «П!»

«П», - а.

«П!» - а.

«П! — а. — П!».

А: «П».

А: «П?»

  1. «Терпеть не могу зубной порошок! – проворчал Незнайка. – Невкусный!»
  2.  «Не надо вставать, больной!» – строго сказала Медуница.
  3. «Слушай, Незнайка, выручи меня отсюда», – зашептал Ворчун.
  4. Князь печально отвечает: «Грусть-тоска меня съедает, одолела молодца: видеть я б хотел отца».
  5. Царь Салтан гостей сажает за свой стол и вопрошает: «Ой вы гости-господа долго ль ездили, куда? Ладно ль за морем иль худо? И какое в свете чудо?».
  6. Лебедь князю: «Вот в чем горе!»

     Ответ.

А: «П!»

«П», - а.

«П!» - а.

«П! — а. — П!».

А: «П».

А: «П?»

6

3

2

1

4

5

Задание 3.         

Цель: совершенствовать пунктуационные навыки учащихся.

Методический комментарий для учащихся: Перед вами предложения с прямой речью, расставьте знаки препинания. Составьте схемы предложений.

  1. Леопольд, мы сдаемся!  прокричали мыши, плавая в стакане газировки.
  2. Лягушка, лягушка, отдай мою стрелу,  взмолился Иван Царевич.  
  3.  Облизнулся волк и спрашивает Куда ты идешь, Красная Шапочка  
  4.  Едет лисица на волке и потихоньку поет Битый небитого везет, битый небитого везет!.
  5. Сивка-Бурка, вещий каурка!  закричал Иванушка-дурачок.  Стань передо мной как лист перед травой!
  6. Эй, хозяин, – важно сказал Буратино. Вы дадите нам три корочки хлеба?

Ответ. 1. «Леопольд, мы сдаемся!» – прокричали мыши, плавая в стакане газировки.  «П», – а.   2. «Лягушка, лягушка, отдай мою стрелу», – взмолился Иван Царевич.  «П?» – а. 3. Облизнулся волк и спрашивает: «Куда ты идешь, Красная Шапочка?».  А: «П?» 4. Едет лисица на волке и потихоньку поет: «Битый небитого везет, битый небитого везет!». А: «П!» 5. «Сивка-Бурка, вещий каурка! – закричал Иванушка-дурачок. – Стань передо мной как лист перед травой!» «П! – а. – П!» 6. «Эй, хозяин, – важно сказал Буратино. — Вы дадите нам три корочки хлеба?» «П, – а. – П?»

Задание 4.         

Цель: совершенствовать пунктуационные навыки учащихся, закрепить умение использовать прямую речь на практике.

Методический комментарий для учащихся: перепиши предложения, поставив недостающие знаки препинания, в местах пропусков впиши глаголы “говорения” и обстоятельства, отвечающие на вопрос как? Из какого произведения взяты эти предложения.

1. Купец _______________ _____________ Аленький цветочек нехитро найти, да как же узнать мне, что краше его нет на белом свете.

2. Мохнатое чудовище  ____________ ____________ Как ты посмел сорвать в  моем саду мой любимый цветок.

3. Пусть та дочь и выручает отца, для кого он доставал аленький цветочек  _______________ _____________ старшая дочь.

Ответ. (С.Т. Аксаков «Аленький цветочек») 1. Купец удивлено спросил: «Аленький цветочек нехитро найти, да как же узнать мне, что краше его нет на белом свете?» 2. Мохнатое чудовище громко прокричало: «Как ты посмел сорвать в моем саду мой любимый цветок?». 3. «Пусть та дочь и выручает отца, для кого он доставал аленький цветочек», – громко сказала старшая дочь.

Задание 5.         

Цель: развивать навыки составления диалога на заданную тему; развивать творческие способности учащихся;  совершенствовать пунктуационные навыки.

Методический комментарий для учащихся: Составьте и запишите диалог на тему: «Разговор по телефону» (звонок в поликлинику, чтобы уточнить, как работает врач и что необходимо взять с собой на обследование). Будьте внимательны при расстановке знаков препинания.

5. Выходной контроль.

Уровень А.

1. Укажите схемы построения предложений с прямой речью, в которых допущены ошибки в постановке знаков препинания.

а) «П»,- а.    

б) «П!» - а.

в) А – «П?»

г) А: «П».

д) «П», - а. - «п».

е) А: «П!»

2. Какие предложения соответствует схеме? «П!» - а. (знаки препинания  расставлены частично).

а) Что, Иванушка, не весел Что головушку повесил  говорит ему конек, у его вертяся ног.

б) Вот Иван к царю явился, поклонился, подбодрился, крякнул дважды и спросил А пошто меня будил

в) На другой день, утром рано, разбудил конек Ивана Гей Хозяин Полно спать Время дело исправлять

г) Ах, Иванушка Петрович молвил Месяц Месяцович.

д) Говорит ему конек Тут лежит перо Жар-птицы, но для счастья твоего не бери себе его

е) Вот уж есть чему дивиться говорит ему Жар-птица.

3. Установите соответствие между схемой и предложением (знаки препинания  расставлены частично).

1. «П!» - а.

А. Мама сказала Элли В прежние времена жили волшебники, а потом перевелись

2. А: «П?»

Б. Ой, Тотошка, какой ты смешной  сказала Элли.

3. А: «П».

В. Это правда, сударыня,  смущенно ответила Элли.  Во время ураганов мы прячемся в погреб, но я побежала в домик за моей собачкой

4. «П», - а.

Г. Волшебница Виллина огорчилась Такого безрассудного поступка моя волшебная книга никак не могла предвидеть

5. «П, - а. - П».

Д. Старушка обратилась к Элли: Скажи мне, как ты очутилась в стране Жевунов, милое дитя

6. А: «П!»

Е. Меня принес сюда ураган в этом домике робко ответила Элли.

4. Укажите предложения с прямой речью  с пунктуационными ошибками.

а) «Пора нам подумать о зиме» : сказал как-то Наф-Наф.

б) - До зимы еще далеко, – сказал Ниф-Ниф и перекувырнулся через голову.

в) Нуф-Нуф лег в лужу и сказал: «Когда нужно будет, я сам построю себе дом».

г) «Сегодня мы еще погуляем, а завтра с утра возьмемся за дело», – говорили поросята.

д) Наф-Наф пытался убедить братьев - «Что вы скажете, когда придут мороз и холода?»

е) Братья не слушали умного Наф-Нафа: «Подумаешь! Успеем!»

5. Укажите предложения с диалогической речью  с пунктуационными ошибками.

а) – Юра! – сказала Зинка Фокина. – Юра… Ну будь человеком!.. Ну исправь завтра двойку! Ну исправишь?

б) – Ну, Баранкин! Знаешь, Баранкин!.. Все, Баранкин!.. – проговорив все это, Фокина повернулась и вышла из класса.

в) Фокина! сказал я официальным голосом.  «Не при-ста-вай!..»

г) «Добрый день», - сказал Маленький принц.

д) – Так что же все-таки случилось? – не отступал Юра.

е) – Чего такой насупленный? : спросил и протянул руку с мороженым, : на, лизни.

Ответы. 1 –  в, д.  2 – г, е.  3 – 1Б, 2Д, 3А, 4Е, 5В, 6Г.   4 – а, б, д. 5 –  в, г, е.

Уровень В

1. Укажите схемы построения предложений с прямой речью, в которых допущены ошибки в постановке знаков препинания.

а) «П»,- а.    

б) «П!» - а.

в) А – «П?»

г) А: «П».

д) «П», - а. - «п».

е) А: «П!»

2. Какие предложения соответствует схеме? «П!» - а. (знаки препинания расставлены частично).

а) Что, Иванушка, не весел Что головушку повесил  говорит ему конек, у его вертяся ног.

б) Вот Иван к царю явился, поклонился, подбодрился, крякнул дважды и спросил А пошто меня будил

в) На другой день, утром рано, разбудил конек Ивана Гей Хозяин Полно спать Время дело исправлять

г) Ах, Иванушка Петрович молвил Месяц Месяцович.

д) Говорит ему конек Тут лежит перо Жар-птицы, но для счастья твоего не бери себе его

е) Вот уж есть чему дивиться говорит ему Жар-птица.

3. Установите соответствие между схемой и предложением (знаки препинания  расставлены частично).

1. «П!» - а.

А. Мама сказала Элли В прежние времена жили волшебники, а потом перевелись

2. А: «П?»

Б. Ой, Тотошка, какой ты смешной  сказала Элли.

3. А: «П».

В. Это правда, сударыня,  смущенно ответила Элли.  Во время ураганов мы прячемся в погреб, но я побежала в домик за моей собачкой

4. «П», - а.

Г. Волшебница Виллина огорчилась Такого безрассудного поступка моя волшебная книга никак не могла предвидеть

5. «П, - а. - П».

Д. Старушка обратилась к Элли: Скажи мне, как ты очутилась в стране Жевунов, милое дитя

6. А: «П!»

Е. Меня принес сюда ураган в этом домике робко ответила Элли.

4. Укажите предложения с прямой речью  с пунктуационными ошибками.

а) «Пора нам подумать о зиме» : сказал как-то Наф-Наф.

б) - До зимы еще далеко, – сказал Ниф-Ниф и перекувырнулся через голову.

в) Нуф-Нуф лег в лужу и сказал: «Когда нужно будет, я сам построю себе дом».

г) «Сегодня мы еще погуляем, а завтра с утра возьмемся за дело», – говорили поросята.

д) Наф-Наф пытался убедить братьев - «Что вы скажете, когда придут мороз и холода?»

е) Братья не слушали умного Наф-Нафа: «Подумаешь! Успеем!»

5. Укажите предложения с диалогической речью  с пунктуационными ошибками.

а) – Юра! – сказала Зинка Фокина. – Юра… Ну будь человеком!.. Ну исправь завтра двойку! Ну исправишь?

б) – Ну, Баранкин! Знаешь, Баранкин!.. Все, Баранкин!.. – проговорив все это, Фокина повернулась и вышла из класса.

в) Фокина! сказал я официальным голосом.  «Не при-ста-вай!..»

г) «Добрый день», - сказал Маленький принц.

д) – Так что же все-таки случилось? – не отступал Юра.

е) – Чего такой насупленный? : спросил и протянул руку с мороженым, : на, лизни.

6. В каких предложениях нет глаголов «говорения»?

а) Испугался Осел и сказал: «Куда я пойду, куда денусь? Стар я стал и слаб».

б) «Ах, Осел, пожалей меня! Я тебе пригожусь» –  обещала собака.

в) «Что ты такой невеселый?» – спросил Осел, заметив Кота.

г) Радостно прокричал Петух: «Огонек светится!».

д) «Замолчи!» – обрезал он.

е) Заглянул Осел в окно и промолвил: «Сидят за столом разбойники, едят и пьют».

Ответы. 1 –  в, д.  2 – г, е.  3 – 1Б, 2Д, 3А, 4Е, 5В, 6Г.   4 – а, б, д. 5 –  в, г, е. 6 б, д.

Уровень С.

1. Укажите схемы построения предложений с прямой речью, в которых допущены ошибки в постановке знаков препинания.

а) «П»,- а.    

б) «П!» - а.

в) А – «П?»

г) А: «П».

д) «П», - а. - «п».

е) А: «П!»

2. Какие предложения соответствует схеме? «П!» - а. (знаки препинания  расставлены частично).

а) Что, Иванушка, не весел Что головушку повесил  говорит ему конек, у его вертяся ног.

б) Вот Иван к царю явился, поклонился, подбодрился, крякнул дважды и спросил А пошто меня будил

в) На другой день, утром рано, разбудил конек Ивана Гей Хозяин Полно спать Время дело исправлять

г) Ах, Иванушка Петрович молвил Месяц Месяцович.

д) Говорит ему конек Тут лежит перо Жар-птицы, но для счастья твоего не бери себе его

е) Вот уж есть чему дивиться говорит ему Жар-птица.

3. Установите соответствие между схемой и предложением (знаки препинания  расставлены частично).

1. «П!» - а.

А. Мама сказала Элли В прежние времена жили волшебники, а потом перевелись.

2. А: «П?»

Б. Ой, Тотошка, какой ты смешной  сказала Элли.

3. А: «П».

В. Это правда, сударыня,  смущенно ответила Элли.  Во время ураганов мы прячемся в погреб, но я побежала в домик за моей собачкой

4. «П», - а.

Г. Волшебница Виллина огорчилась Такого безрассудного поступка моя волшебная книга никак не могла предвидеть

5. «П, - а. - П».

Д. Старушка обратилась к Элли: Скажи мне, как ты очутилась в стране Жевунов, милое дитя

6. А: «П!»

Е. Меня принес сюда ураган в этом домике робко ответила Элли.

4. Укажите предложения   с пунктуационными ошибками в оформлении прямой речи.

а) «Пора нам подумать о зиме» : сказал как-то Наф-Наф.

б) - До зимы еще далеко, – сказал Ниф-Ниф и перекувырнулся через голову.

в) Нуф-Нуф лег в лужу и сказал: «Когда нужно будет, я сам построю себе дом».

г) «Сегодня мы еще погуляем, а завтра с утра возьмемся за дело», – говорили поросята.

д) Наф-Наф пытался убедить братьев - «Что вы скажете, когда придут мороз и холода?»

е) Братья не слушали умного Наф-Нафа: «Подумаешь! Успеем!»

5. Укажите предложения   с пунктуационными ошибками в оформлении диалога.

а) – Юра! – сказала Зинка Фокина. – Юра… Ну будь человеком!.. Ну исправь завтра двойку! Ну исправишь?

б) – Ну, Баранкин! Знаешь, Баранкин!.. Все, Баранкин!.. – проговорив все это, Фокина повернулась и вышла из класса.

в) Фокина! сказал я официальным голосом.  «Не при-ста-вай!..»

г) «Добрый день», - сказал Маленький принц.

д) – Так что же все-таки случилось? – не отступал Юра.

е) – Чего такой насупленный? : спросил и протянул руку с мороженым, : на, лизни.

6. В каких предложениях нет глаголов «говорения»?

а) Испугался Осел и сказал: «Куда я пойду, куда денусь? Стар я стал и слаб».

б) «Ах, Осел, пожалей меня! Я тебе пригожусь» –  обещала собака.

в) «Что ты такой невеселый?» – спросил Осел, заметив Кота.

г) Радостно прокричал Петух: «Огонек светится!».

д) «Замолчи!» – обрезал он.

е) Заглянул Осел в окно и промолвил: «Сидят за столом разбойники, едят и пьют».

7. Перед вами предложение с прямой речью, замените его на предложение с диалогической речью. Найдите соответствующий вариант.

«Смотри, Петя, не выглядывай в окошко, не слушай лису», – сказал кот, собираясь на охоту.

а) - Смотри, Петя, не выглядывай в окошко, не слушай лису», – сказал кот, собираясь на охоту.

б) - Смотри, Петя, не выглядывай в окошко, не слушай лису: сказал кот, собираясь на охоту.

в) - Смотри, Петя, не выглядывай в окошко, не слушай лису, – сказал кот, собираясь на охоту.

г) «Смотри, Петя, не выглядывай в окошко, не слушай лису: сказал кот, собираясь на охоту.

Ответы. 1 –  в, д.  2 – г, е.  3 – 1Б, 2Д, 3А, 4Е, 5В, 6Г.   4 – а, б, д. 5 –  в, г, е. 6 б, д. 7 в.

Оценка результатов.

Уровень А. Правильно 5 ответов – «5»; 4 ответа – «4»; 3-2 ответа – «3».

Уровень В. Правильно 6 ответов – «5»; 5-4 ответа – «4»; 3-2 ответа – «3».

Уровень С. Правильно 7 ответов – «5»; 6-5 ответа – «4»; 4-2 ответа – «3».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Модульный разноуровневый урок на тему: «Прямая речь. Диалог»

Слайд 2

Прямая речь – это слова какого-либо лица, передаваемые от его имени.

Слайд 3

Прямая речь сопровождается словами автора , в которых обычно указывается, кому принадлежит прямая речь. Например. И.С. Тургенев говорил: «Русский язык — великий дар великому народу» Слова автора Прямая речь А: «П».

Слайд 4

Знаки препинания в предложениях с прямой речью Прямая речь выделяется кавычками, первое слово пишется с большой буквы. После слов автора перед прямой речью ставится двоеточие. После прямой речи перед словами автора ставится или запятая, или вопросительный знак, или восклицательный знак , а после любого из этих знаков — тире . Например. Петя спросил: «Какая сегодня погода?» А: «П?» «Хорошая», - ответил я. «П», - а .

Слайд 5

Схемы предложений с прямой речью Прямая речь перед словами автора Прямая речь после слов автора Слова автора внутри прямой речи «П!» - а. «П?» - а. «П», - а. А: «П!» А: «П?» А: «П». «П, - а. - П». «П, - а, - п». «П! - а. - П». «П? - а. - П»

Слайд 6

Диалог Диалог — разговор двух или нескольких лиц.

Слайд 7

Знаки препинания в диалоге Слова каждого лица в диалоге пишутся с новой строки . Перед ними ставится тире. Если реплика сопровождается словами автора, ставятся те же знаки препинания, что и при прямой речи (но без кавычек). Например. - Привет, Миша! - Привет, Саша! - Как твои дела? - спросил Миша. -Хорошо, - ответил Саша.

Слайд 8

Обрати внимание! Часто в словах автора и в прямой речи, и в диалоге используются глаголы «говорения»: говорить, сказать, посоветовать, попросить, ответить, подумать, размышлять и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме «Прямая речь».

повторение знаков препинания при прямой речи...

КОНСПЕКТ РАЗНОУРОВНЕВОГО МОДУЛЬНОГО УРОКА НА ТЕМУ: "СЛОВОСОЧЕТАНИЕ"

Конспект разработан на основе разноуровневого метода обучения. Представлены задания для трех уровней: А (слабый), В (средний), С (сильный).  ...

разработка урока по теме "Прямая речь"

Урок по русскому языку "Предложения с прямой речью" адресован учащимся 5 класса и разработан в рамках системно-деятельностного метода обучения в соответствии с требованиями ФГОС....

Разработка урока по теме "Прямая речь"

Разработка урока по теме "Прямая речь" для 5 класса...

Урок по теме Прямая речь. 5 класс

Прямая речь. Знаки препинания....

План-конспект урока по теме: "Прямая речь".

Технологическая карта урока в 5 классе...