Проект "Занимательное языкознание"
проект по русскому языку (8 класс) по теме
Проект «Учение с увлечением» предназначен для учащихся 8-9-х классов в предпрофильном обучении. Известно, что русский язык считается одним из самых сложных и неинтересных для ребят дисциплин. Как повысить интерес предмету? Многие учителя стараются сделать урок содержательным и интересным. Привлекаются разнообразные творческие задания, игровые методы работы. Данный курс помогает не только открыть много нового, но и полюбить этот предмет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_zanimatelnoe_yazykoznanie.docx | 66.72 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
«ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 1 VII ВИДА» г. ПЕРМИ
Элективный курс
«Занимательное языкознание»
(Учение с увлечением)
Выполнила: учитель русского языка и литературы
Кузнецова Ирина Александровна
Пермь
Пояснительная записка
Курс «Учение с увлечением» предназначен для учащихся 8-9-х классов в предпрофильном обучении. Известно, что русский язык считается одним из самых сложных и неинтересных для ребят дисциплин. Как повысить интерес предмету? Многие учителя стараются сделать урок содержательным и интересным. Привлекаются разнообразные творческие задания, игровые методы работы. Данный курс помогает не только открыть много нового, но и полюбить этот предмет.
В рамках предпрофильного элективного курса использован неизвестный материал с привлечением игровых заданий и ролевых игр. Каждое занятие строится в одной из форм: «заседание клуба Любителей языка», «Путешествие в неведомое», «Экскурсия», «Операция «Сыщики».
Вспомогательный материал представляет собой различные тексты, задачи, ребусы, шарады, кроссворды, описание проблемных ситуаций, которые используются для погружения в игру, сюжетно - ролевые игры проводятся по предварительно разработанному сценарию. Ребята делятся на группы, каждая из которых «исполняет» определенную роль, т.е. выполняет функции участника ситуации. Важным является не только проявление знаний или способностей того или иного участника, но и его поведения, взаимопонимания, восприимчивости к интересам и чувствам других.
Весь теоретический материал подается в форме заседания клуба «Любителей русского языка». Каждое заседание строится приблизительно по такому плану:
- Теоретическая часть - первая половина занятия;
- Практическая часть – игра, кроссворд, творческое задание.
Курс рассчитан на 17 часов (1 час в неделю).
Цели курса:
- рассмотреть отдельные вопросы изучаемого на уроках материала с иной, незнакомой стороны, что способствует более глубокому пониманию этого материала;
- возбудить у учащихся интерес и любовь к предмету;
- способствовать обогащению активного словаря учащихся;
- развивать устную и письменную речь;
Задачи курса:
- воспитание у учащихся ответственного отношения к русскому языку;
- развитие быстроты мышления и интереса к анализу фактов языка;
- желание делать открытия;
- пробуждение бережного отношения к родному слову;
- желание научиться говорить выразительно.
В результате изучения курса учащиеся должны:
- освоить минимум основ языкознания;
- видеть в развитии языка связь языка и человека,
общества и языка (причины появления новых слов, их исчезновения и т.д.);
- знать историю возникновения буквенного письма в связи с вопросами культуры и искусства письма;
- усвоить процессы словообразования;
- видеть связи нашего языка с языками мира.
Учебно-тематический план
№ | Тема | К-во часов | Виды деятельности | |
1 | Как появилось слово | 1 | Заседание Клуба любителей языкознания. Лекция учителя. | |
2 | Жизнь слова. Что изучает наука этимология? | 1 | Заседание Клуба историков слова. Составление учащимися заданий по теме в форме игры. | |
3 | Богатство русского языка. Лексика. Крылатые слова. | 1 | Игра «Лингвистическое путешествие по стране Лексика» | |
4 | О твоём имени и твоей фамилии. Что изучает наука ономастика? | 1 | Заседание Клуба. Лекция учителя. Конкурс «Что в имени моём?». Письменное задание: «О своём имени и фамилии» | |
5 | Почему их так называют. Как изучают географические имена? Топонимика. | 1 | Беседа. Доклады учащихся. Игра «Далекое путешествие лингвистической газеты «Слово на географической карте» | |
6 | У вас говорят так, а у нас по-другому. Диалектная лексика | 1 | Беседа. Игра «диалектологическая экспедиция» | |
7 | Выразительность русского языка. Тропы. | 1 | Практикум | |
8 | Происхождение письменности. Буквы русского алфавита. | 1 | Беседа. Викторина. Игра «Счастливый случай» | |
9 | Роль орфографии в письменном общении. | 1 | Беседа «Почему мы пишем по правилам?». Диспут «Нужны ли орфографические правила?» | |
10 | Разделы русской орфографии | 1 | Беседа «Помнишь ли ты трудные случаи орфографии?». Лингвистические сказки. Игра «поиски орфограмм» | |
11 | Из чего строится слово? Правописание морфем. | 1 | Морфемный и словообразовательный анализ слов. Решение задач. | |
12 | Приставки и суффиксы. Почему корень назвали корнем? | 1 | Доклады учащихся.Заимствованные приставки и суффиксы, их жизнь в русском языке. Поиск и обнаружение приставок, игра «Сыщики» | |
13 | Морфемика и словообразование. | 1 | Практикум. Игра «Занимательно о морфемике» | |
14 | Занимательная грамматика. | 1 | Беседа. Составление газеты «Немного больше, чем в учебнике». | |
15 | Роль пунктуации в письменном общении. | 1 | Доклады «Как появились знаки препинания?» и «Синтаксис…Это интересно!» | |
16 | Речевое общение. | 1 | Диспут «Правильно ли мы говорим?» | |
17 | «Кто хочет стать отличником?» | 1 | Деловая игра |
Содержание программы
Тема 1. Введение. Как появилось слово. (Как люди научились говорить?). О языке животных, о языке жестов. Почему люди говорят на разных языках?
Тема 2. Жизнь слова. Что изучает наука этимология? У лингвистической карты мира. Сколько слов в языке? Почему рождаются слова? Слова пришельцы.
Тема 3. О твоём имени и твоей фамилии. Что изучает наука ономастика?
Тема 4. Богатство русского языка. Лексика. Крылатые слова. Лексическое значение слова. Многозначность слова. Слова-тёзки (омонимы), об одном и том же по-разному (синонимы). Антонимы. Крылатые слова.
Тема 5. Почему их так называют. Как изучают географические имена? Топонимы
Тема 6. У вас говорят так, а у нас по-другому. Диалектная лексика.
Тема 7. Выразительность русского языка. Тропы. Изобразительно-выразительные средства. (Практикум).
Тема 8. Происхождение письменности. Языковое родство славянских народов. Как разгадывают письменность древних. Как возникла славянская письменность. О буквах русского алфавита. . Искусственные и тайные языки.
Тема 9. Роль орфографии в письменном общении. Устное и письменное общение между людьми. Как возникло и развивалось письмо? Каковы истоки современного русского письма?
Тема 10. Разделы русской орфографии.
Тема 11. Из чего строится слово? Правописание морфем. Состав слова. Морфемы.
Тема 12. Приставки и суффиксы. Почему корень назвали корнем? Использование этимологического анализа слов.
Тема 13. Морфемика и словообразование. (Практикум)
Тема 14. Занимательная грамматика. Слово, речь, глагол. Есть ли тайна у имени существительного?
Тема 15. Роль пунктуации в письменном общении. (Практикум)
Тема 16. Речевое общение. Речевой этикет, культура речи и стилистика.
Тема 17. Деловая игра «Кто хочет стать отличником?»
Список использованной литературы
1 Ожегов С.И. «Словарь русского языка» Изд.2 -М., 1975 г.
- Лебедев Н.М. «Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку» - М.: «Просвещение», 2000 г.
- Григорян Л.Т. «Язык мой – друг мой»- М.: «Просвещение», 1988 г.
- Колесов В.В. «История русского языка в картинках» - М.: «Просвещение» 1975 г.
- Успенский Л.В. «По закону буквы» Изд-во «Молодая гвардия», М.-1971
- Шмаков С.А. «От игры к самовоспитанию».-М. «Педагогика»,1971
- Угроватова Т.Ю. «Подсказки на каждый день» М. «Владос», 1995
- Волина В.В.«Веселая грамматика». -М.: Изд. «Знание» 1995
- Соловьева Н.Н. «Необычное словообразование» :
Изд. «Москва» М.1965
10. Колесов В.В. «История русского языка в рассказах» - М.: «Просвещение» 1976 г.
- Лозинская Т.П. «Русский язык.. это интересно» М. Изд. «Московский лицей» 1976
- Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. «Секрет орфографии» - М. «Просвещение 1991
- Успенский Л.В. «Слово о словах» - Киев, Изд. «Веселка» 1987
- Ашукин Н.С., Ашукина М.Т. «Крылатые слова» - М.: «Просвещение», 1988
- Жуков В.П. «Школьный фразеологический словарь русского языка» - М., 1978
Конспекты занятий
Занятие № 1 . Введение. Как появилось слово. (Как люди научились говорить?).
Слово учителя о значении, возможности и величии слова. Разговаривать человек начал очень давно.
В одном из древнейших вавилонских мифов сказано: «Когда вверху не названо небо, внизу земля была безымянной, в мире существовал хаос, олицетворённый чудовищем. После победы над ним были созданы (иначе говоря, названы словом) – небо, земля и всё, что на них находится.»
В древности понимали значение слова так: что сказано, то осуществится. Отсюда возникла вера в магическую силу слова. Слова могут исцелить и спасти, а могут навлечь болезнь и убить человека. Могут привести любимого, а могут отворотить.
Слово может всё! Из глубины веков пришли к нам слова заговоров и заклинаний. И по сей день многие целители пользуются чудодейственной силой слова. Например: «Соль солона, зола горька, уголь чёрен. Ты, соль, услади, Ты, зола, огорчи, ты, уголь, очерни. Моя соль крепка, моя зола горька, мой уголь чёрен. Кто съест мою соль, от того откачнутся все болести, кто полижет мою золу, от того отлетят все узороки с призороками (то, что сделано во вред).»
Сейчас кто-то верит в заговоры, а в древности к этому относились с трепетом. Ассирийские заговоры выбивались на глиняных табличках, которые были найдены спустя 7 тысяч лет.
«Будь искусным в речах – слово сильнее, чем оружие,» - учил египетский фараон своего сына более 4 тысяч лет назад. Об этом надо помнить каждому человеку. Словом можно обидеть, оскорбить, нанести душевную травму, которая тяжелее физического недуга. Добрая сила слова облегчает страдания, восстанавливает спокойствие, поднимает настроение.
В мире существует множество различных языков и диалектов, на которых говорят жители нашей планеты. В древности существовала легенда, которая объясняла многообразие языков. Кто может её пересказать? (Вавилонская башня).
Вавилон – «Ворота Бога».
С характером языка тесно связана система письма.
Скифский гонец привёз царю Дарию послание: птицу, мышь, лягушку и пять стрел. Это означало: «Если вы, персы, не улетите, как птицы, или не скроетесь в земле, как мыши, или не ускачете в озеро, как лягушки, то падете от наших стрел», хотя Дарий воспринял иначе: «Мы отдаем тебе свою землю, воду и военную храбрость». Письмо можно прочитать по-разному.
Творческое задание 1.
Сидящие на первой парте каждого ряда получат набор предметов (1-й: ластик, карандаш, циркуль, треугольник, ножницы; 2-й: изображение кошки, мышки, собаки, рыбы, маленький мячик; 3-й: помада, тени, пустой флакон духов, конфета, изображение обезьяны).
Сидящие на 1-й парте шифруют с помощью этих предметов некое послание и запишут его на бумаге.
Послание оставят у себя, а предметы передадут на следующую парту.
Сидящие на этой парте расшифруют это послание, запишут расшифровку на бумаге, загадают своё послание, записывают его и передают на следующую парту. Все шифровки и расшифровки передаются учителю.
Рассказ учителя о том, когда и как родилась славянская азбука.
Творческое задание 2 - Составление послания с помощью пиктограмм – самого первого способа письма в рисунках.
Ученик подходит к доске и, получив задание, рисует то, что он должен передать другим. Участников трое. В качестве заданий используются известные поговорки: «Много будешь знать- скоро состаришься»; «Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало»; «Не плюй в колодец, пригодится воды напиться».
Итоговое творческое задание. Последний конкурс.
Даны ключевые слова: дорога, учитель, школа, ученик, оценка, интерес, скука. Задача – составить заговор на отличную учебу: 1-й ряд – заговор по математике, 2-й ряд – по русскому языку, 3-й ряд – по истории.
Занятие 3. О твоём имени и твоей фамилии. Что изучает наука ономастика? Заседание Клуба знатоков имени.
Задумывались ли вы когда-либо, что живете в мире собственных имен и существуют они, чтобы из множества одинаковых предметов выделить какой-либо один?
Сколько собственных имен на земле? Как и кем они даются? Что означает каждое наименование?
Познать имя – познать историю страны, стать образованней. Это серьёзная и трудная, но интересная работа.
Наука, которая изучает имена, отчества, прозвища и псевдонимы людей, называется антропонимика (антропос – от греческого человек, онима – имя).
Знаете ли вы, что означает ваше имя, откуда оно родом?
- Ответы учеников.
Всегда ли человек имел имя? Ответить на этот вопрос так же трудно, как и верблюду пролезть в игольное ушко. Но известно, что в первобытном обществе были имена, в качестве которых использовались слова из быта
Людей называли:
- по внешнему виду и физическим недостаткам: Горбач, Беззуб, Толстун;
- по роду занятий: Кузнец, Гончар, Коновал;
- по названию предметов: Сундук, Алмаз, Камень;
- по названию животных и растений: Ворона, Заяц, Жук, Щука, Ягода, Селезень.
Ученые называют десятки источников, откуда наши предки черпали имена.
Например, в древнем Новгороде, судя по найденным грамотам, была семья Линёвых. Видимо их предок звался Линь. Человек с юмором, он назвал сыновей: Сом Линёв, Ёрш Линёв, Окунь Линёв, Судак Линёв.
В 988 г. Произошло важное событие – крещение Киевской Руси. С введением христианства появились новые имена – имена святых. В это время появились люди с двумя именами – одно официальное, другое домашнее. Не все знают, что с точки зрения церкви, не было Владимира Мономаха, т.к. в крещении он был наречен Федором.
Наши предки относились к именам не так, как мы с вами: они верили, что имя, данное человеку «не просто прилеплено к нему случайной прихотью родителей, оно характеризует его, срастается с ним».
Имя человека было талисманом, с именем связывалось какое-либо значение, имя приносило счастье или делало несчастным.
Наши имена, которые мы привыкли считать русскими, пришли на Русь из разных языков.
Александр, Андрей, Анфиса, Василий, Евгений, Зоя - греческие имена.
Виктор, Валентин, Валерий, Виталий, Константин, Максим, Наталья, Павел – латинские.
С течением времени одни имена совсем исчезли ( Феогнид, Елезвой), другие сохранились до наших дней.
Игра в имена «Кто больше?»
Играть могут 2 – 3 человека. Надо назвать наибольшее число форм от полного имени.
Александр (а)
Аля Алекса Ксан Саня Ася Адя
Алик Алексаша Ксана Санюша Санёк
Саша Нюша Санюра
Сашура Сашуля Нюра
Шура
Задание . Выяснить, одинаковы ли имена Георгий, Юрий, Егор.
В Древней Греции было имя Георгос – земледелец, крестьянин. Георгос превратилось в Георгий. Русский звуковой облик имени постепенно менялся в двух направлениях.
Одна линия – Георгий – Гюрий- Юрий.
Другая линия - Георгий – Егорий – Егор.
Вопросы для викторины.
- Кто назовет больше женских имен с удвоенной согласной в корне? (Алла, Анна, Нона)
- Образуйте имена из следующих сочетаний слов:
Владеть миром (Владимир)
Владеть всем (Всеволод)
Любить мир (Любомир)
Свято славить (Святослав)
Милая людям (Людмила)
- Какие имена можно получить из имени, заменив одну букву? (Таня – Маня, Дарья – Марья и др.)
- Какое имя состоит из тридцати я ? (Зоя)
- Назовите города, название которых из двух мужских имен. (Петропавловск, Борисоглебск)
- Вспомните названия растений, которые созвучны с именами. (Анисья – анис, Розалия – роза, Маргарита – маргаритка и т.п.)
- Попробуйте, меняя последовательно по одной букве, превратить имя Лев в имя Тит. (Лев- лед – лад – лат – лит – лит – Тит)
В 30-е годы 20 столетия всем гражданам нашей страны было предоставлено право свободно менять фамилии. И вот в газете «Известия» появились списки людей, пожелавших сменить неблагозвучные фамилии. Вот некоторые из них:
Павел Никифорович Пудель
Евгения Павловна Вырвикишко
Евгений Родионович Убей-Кобыла
Михаил Давыдович Балда
Что же такое наши фамилии? Откуда они произошли? Фамилия – это родовое имя, оно коллективно, принадлежит не одному человеку, а нескольким членам одной семьи или рода От отцов оно способно переходить к детям, от мужей - к женам.
История фамилий короче, чем история имен – столетие назад наличие фамилии стало обязательно для каждого. Изучение фамилий – интересное занятие, оно может дать сведения о прошлом, выяснить историю своего рода.
Домашнее задание.
- Влияет ли, по вашему мнению, звуковая форма собственных имен на их распространенность и судьбу? Почему так редко (и даже забываются совсем) имена: Харитон, Харита, Феофан, Фёкла, Марта, Глафира, Фотий, Фома, хотя в переводе они несут положительные качества? (Агарий- добро, Харитон-красота, Харита-прелесть и т.д.)
- Согласны ли вы с мнением А.В. Сперанской, автора книг «Как Вас зовут?» и «Где Вы живете?», что от имени Олеся веет лесом, от Алены – льном? С чем у вас ассоциируются имена: Ирина, Алёна, Светлана, Мария, Федот, Жанна, Иосиф, Константин, Евгений, Михаил, Ананий, Лилия? Вслушайтесь в их звучание, а потом проверьте себя по книге А.В.Сперанской.
Занятие 5. Почему их так называют. Как изучают
географические имена? Топонимика.
У всех материков и океанов, стран и городов, морей и рек гор и пустынь, озер и островов есть имена. Эти имена им дал человек: одним – в глубочайшей древности, другим – в наши дни. Изучением происхождения географических названий занимается топонимика – от греческого topos и onoma.
Топонимика содержит много интересных сведений для истории языка, эта наука стоит как бы на стыке лингвистики, географии и истории. Топонимика – это язык земли, на которой мы живем. С географическими названиями связано немало легенд и преданий, в которых люди всегда пытались объяснить, откуда взялись те или иные названия. Почему столица нашей страны называется Москва? Почему великая русская река названа Волгой? Как случилось, что пустыня названа пустыней, а река - рекой?
Любое географическое название не случайно, в его основе обязательно лежит какой-то признак, сыгравший в жизни важную роль. Эти признаки различны: местонахождение объекта, особенностях местности или объекта.
Слово Азия произошло от ассирийского асу – восход, восток. Азии противоположна Европа – ереб – закат, мрак. Арктика – от греческого арктос – медведь. Антарктика – анти – напротив медведя.
Тула упоминается в русских летописях с ударением на последний слог в 1146 году. В.И. Даль помещает это слово в свой словарь с толкованием: скрытое, недоступное для защиты или приюта (тулить, притулиться).
Вышний Волочёк – город на реке Тверца получил название от древнерусского слова вышний, т.е. верхний, «расположенный вверх по течению», и волочёк - небольшой волок. Волок – сухопутный участок между участками водных путей, по которому перетаскивали (волокли) лодки.
Название Тверь – имеет два варианта толкования: от слова Твердь - твердыня или от карельского названия реки Тверца – быстрая.
Название города Бологое происходит от слова благо.
Игра «Далекое путешествие»
Сегодня мы отправляемся в далекое и трудное плавание, Конечно, это море будет ненастоящим, это море знаний, море географических открытий. Мы отправляемся в путешествие на двух кораблях.
Вот и первый после отправления риф – задание командам. Определить род существительных: Тбилиси, Гоби, Миссури, Бологое, Иваси, Сочи, Чикаго, Ялта.
Испытание второе – пробоины на обоих кораблях. Надо немедленно их закрыть – выполнить следующее задание и ответить на вопрос:
- Почему Черное море называют Черным, Красное - Красным, а Белое - Белым?
- Как вы назовете жителей Новосибирска, Владивостока, Омска, Вологды Твери, Тулы?
Вот корабли починены и можно плыть дальше. А чтобы путешествие было нескучным, проведем викторину.
Разминка. Расставить ударения:
лавровая роща, небо прояснено, масличное растение, клубы дыма, географический атлас, ветряная мельница, компас, сорвала щавель, камбала, кенгуру.
1. Почему так названы города: Москва, Владимир, Орел, Вышний Волочек, Саратов, Казань, Петрозаводск, Зеленодольск, Константинополь?
2. Какие перифразы используются в нашем языке к словам:
Корея – Страна утренней свежести;
Япония – Страна восходящего солнца;
Австралия – Зеленый континент;
Финляндия – Страна тысячи озер;
Африка – Черный континент;
Канада – Страна кленового листа;
Англия – Туманный Альбион.
- Каково происхождение слов: вулкан, тюль, кашемир, брюки?
Вулкан – древнегреческий бог подземелья.
Тюль – город Тюль во Франции, где впервые соткали эту сетчатую ткань.
Брюки – город Брюгге в Голландии, из которого привозили сукно для брюк.
Кашемир – ткань из штата Кашмир в Индии.
Внимание! Впереди пираты. Чтобы отбиться от них, необходимо ответить на их вопрос: Что общего в названиях городов: Красноуфимск, Кызыл, Червоноармейск, Улан-Удэ, Кзыл-Орда, Кизляр?
Атака отбита, продолжаем плавание.
Смотрите! Справа по борту плывет бутылка. Внутри закупорена бумажка, на которой что-то написано. Читаем: «Шваа домекан натойдсо быдепо». (Ваша команда достойна победы).
Кто расшифрует, тот получит дополнительное очко.
Победит тот, кто первым достиг долгожданной земли.
Занятие 7. Выразительность русского языка. Тропы. Изобразительно-выразительные средства. (Практикум).
1.
Э
2. Г И П Е Р Б О Л А
3. О Л И Ц Е Т В О Р Е Н И Е
4. М Е Т А Ф О Р А
5. С Р А В Н Е Н И Е
Т
Кроссворд, в котором используются следующие вопросы (ответы – виды тропов):
- А потом пронесся легкий шум, торопливый, радостный, влажный (эпитет).
- Сидит милый на крыльце с выраженьем на лице, а у милого лицо занимает всё крыльцо (гипербола).
- Ночью сквозь шорох дождя пароход прокричал четыре раза. (олицетворение)
- В саду горит костер рябины красной. (метафора)
- Около леса, как в мягкой постели, выспаться можно – покой и простор. (сравнение)
На доске запись. Является ли она текстом? Почему?
"Мороз в снежной бахроме заснул лес тропа ведет нас по лесной чащобе в глубь уснувшего царства».
Что нужно сделать, чтобы запись стала текстом? (Расставить знаки препинания)
Спишите, расставляя знаки препинания. Текст ли получился? Докажите.
Вспомним, что обозначают записанные на доске слова: метафора, олицетворение, эпитет. (Это средства выразительности в художественном тексте.)
Вспоминается определение каждого тропа.
Найдите эти средства выражения в тексте.
Метафора – бахрома леса,
Олицетворение – заснул лес,
Эпитет – снежная бахрома, уснувшего царства.
Что имеет в виду автор под словосочетанием уснувшее царство? (Это лес)
Но автор не называет нам его, заменяет слово целым словосочетанием, но мы догадываемся, о чём идёт речь. Такой приём, когда вместо слова используется его подробное описание, описательный оборот, называется перифразой.
Зрительный диктант
Загудят, загуляют снега,
И закружатся вьюг косяки,
Засвистят, разрываясь, из сосняка
Исполинские сквозняки.
(С. Куняев)
Выделите в словах приставки.
Укажите олицетворения и метафоры.
Прислушайтесь, какой звук вы слышите при чтении стихотворения? (свист метели - /з/ и /с/).
Такой прием повторения одних и тех же звуков называется аллитерацией.
Игра «Эпитеты»
На листке бумаги или на доске написаны слова: снег, листья, тучи, речка, дом. Игрокам недолго показывают эти слова, чтобы они только успели их прочитать. Затем они должны написать на листках бумаги эпитеты к этим словам в том порядке, в каком расставлены слова.
Что нового мы узнали сегодня об изобразительных средствах языка?
Домашнее задание
Найти в русских загадках метафоры. Доказать, что они основаны на метафорах. Выбрать одну загадку и на её примере показать, как метафора помогает по-новому увидеть предмет.
Занятие № 8. Происхождение письменности. Языковое родство славянских народов. Как разгадывают письменность древних. Как возникла славянская письменность. О буквах русского алфавита. Искусственные и тайные языки. (Заседание клуба любителей русской словесности).
Рассказ учителя.
Когда вы были маленькими, не умели ни читать, не писать, вы спрашивали: «А какая это буква?» «Как называется эта буква?» Потом вы научитесь читать, сначала по слогам, а потом по словам.
В старину дети тоже сначала учили буквы.
Это происходило так, как об этом писал А.М. Горький в повести «Детство» (дедушка учит читать внука).
Раньше детям надо было запоминать название каждой буквы: а– аз, б- буки,
Для звука /з/ было две буквы: «дело» и «земля», для ф - /фита/ или /ферт/ и др.
(Желательно использовать таблицу с изображением букв славянского алфавита и их названиями).
После того, как дети выучили буквы (а на это уходило много времени), они начинали «долбить склады», запоминали слоги: ба, ва, га, да. и т.д.- и лишь после этого переходили к чтению слов. Слово рука, например, читалось так: рцы- рук- ру; како- аз- ка – рука. Слово стол – слово – твердо- он--люди – ер.
Вы помните, что славянскую азбуку около 11 веков назад составили братья Кирилл и Мефодий. 24 буквы были взяты из греческого алфавита, 14 букв добавлено вновь для обозначения букв, которые есть только в славянских языках. Позднее добавили ещё 5. Всего в полном славянском алфавите было 43 буквы. Буквы греческого алфавита имели названия: альфа, бета, гамма, дельта и т.д.
Составители славянского алфавита сохранили порядок букв, существовавший в греческом языке. А названия буквам дали новые. Название буквы начиналось с того звука, который обозначала буква: /к/- «како», /л/ - «люди», /м/ - «мыслете», /н/ - «наш» /о/ - «он» и т.п.
Эти названия букв сохранялись в русском языке со времен появления письменности в Киевской Руси до начала 18 века. Но старый шрифт тормозил издание книг и обучение. Поэтому Петр 1 сам вносит исправления в азбуку, выбрасывает некоторые буквы и утверждает гражданский шрифт.
Некоторые буквы кирилловской азбуки (земля, ферт, ижица) были изъяты из нового гражданского шрифта. Заметно изменился внешний вид букв, они стали более простыми и легкими. Как шутливо писал М.В.Ломоносов «при Петре 1 не одни бояре, но и буквы сбросили с себя широкие путы и нарядились в легкие одежды. Многие из букв были заимствованы из латинского языка. Наш алфавит состоит из 33 букв. Из кирилловской азбуки изъяли 12 букв и ввели 2 – ё и й
Долгое время существовали и те и другие названия букв И в настоящее время есть группа людей, которые пользуются старыми названиями – это моряки – сигнальщики.
Практикум:
Игра «Счастливый случай».
Темы: «Славянская азбука» и «Современный русский язык».
Вопросы:
- Что означает слово «кириллица»?
- Что означает слово «глаголица»?
- Что такое ижица, глаголь, мыслете?
- Приведите как можно больше фразеологических оборотов, в которых сохранились старые названия букв (дать добро, стать фертом, прописать ижицу).
- МКЕИФРОИДЛИЛЙ - Что зашифровано в этом наборе букв?
- Кирилл и Мефодий придумали одно новое славянское слово, составив его из полных названий двух славянских букв. Кто первый назовет это слово?
- На листе написано: буки, есть, добро, азь
Какое слово можно из них составить?
- Зашифрованная надпись.
НВЖПСНДШКЗАТСЦТ
ЕЕАИАЕУАААХОЕИА
Кто сможет расшифровать эту надпись?
(Берестяная грамота, найдена на раскопках древнего Новгорода) Невежа писа, недума нада, а хто ее цита..
Эта дразнилка известна в таком виде: «Кто писал, не знаю, а я, дурак, читаю».
Разгадать загадку:
«Черные, кривые, от рождения немые, Станут в ряд - сразу заговорят» (Буквы).
Подведение итогов, награждение победителей.
Доклады учащихся
Начать с азов,
Альфа и омега
Прописать ижицу,
Наряду с другими буквами фита и ять – ижица стала символом трудности письма.
«От фиты подвело животы,»- говорили в старину ученики. О лодырях говорили так: «Фита да ижица - ленивому плеть близится». Прописать ижицу – «выпороть розгами за невыученное».
Вопросы викторины:
- Что общего у слов «литература» и «книгопечатание»?
- Как слово «папироса» связано с развитием письма?
- Какая буква нанесла наибольший урон Российскому государству?
- Почему День российской письменности празднуется 24 мая?
- Чем пользовались писцы до изобретения чернил и карандаша?
- От какого другого слова образовалось слово «стиль»?
- Об изготовлении какого предмета, нужного древнерусским писцам, говорится в загадке: «Голову отрежу, сердце выну, дам пить, будем говорить»?
- Какой русский царь не гнушался редактировать словарь иностранных слов?
- Какие языки называются мертвыми?
- Когда и кем была издана первая рукописная книга? («Букварь»)
Занятие 13. Морфемика и словообразование. Практикум «Занимательно о морфемике»
.
Цель урока:
- повторить и обобщить знания по морфемике и словообразованию;
- добиться закрепления и углубления знаний;
- воспитать чувство команды.
Класс делится на две команды. Выбирается жюри. В ходе занятия выполнение заданий оценивается баллами, после окончания занятия подводятся итоги.
Начинается занятие с вопроса: «Что изучает морфемика?» Учитель читает вслух эпиграф, записанный на доске:
Слово делится на части
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей!
Учитель: «Сегодня мы должны повторить то, что узнали о частях слова – морфемах, и орфографические правила, связанные с их написанием».
Беседа: Назовите известные вам морфемы. Как найти окончание в слове? Докажите.
1-я команда: территория, путешествие, читал
2-я команда: препятствие, артиллерия, горел.
Вопрос: Какие морфемы могут входить в основу? Докажите, что суффикс и приставка являются значимыми частями слова.
Подводятся итоги первого конкурса, объявляются баллы.
Задание 2 (на доске):
Над прудом поземка вьется,
Тени длинные легли.
И негреющего солнца
Красный шар висит вдали.
( В. Приходько)
Индивидуальные задания представителям команд, которые работают у доски. Разобрать по составу данные слова:
1-я команда: матросский, привычка, снежок, подъезд
2-я команда: пустынный, смолистый, придорожный, дружок.
Проверка. Подведение итогов. Объявление баллов.
Задание 3. Вопрос классу: «Какие вы можете назвать корни с чередованием гласных?» (работа с доской).
Учащиеся должны выписать слова с чередующимися гласными в корне, рядом записать слова с противоположным написанием, обозначить орфограммы:
сидеть, отпереть. глядеть, загорать, половина, положение, косичка, коснуться, отрасти, росинка, убегать, зажигать, зори, зарисовать.
В это время представители команд выполняют индивидуальные задания. Вставить пропущенные буквы, обозначить орфограммы: р..стительный, заг..реть, зар..сли, р..сток, уг..рный газ, сл..жить, разл..жить, сл..гаемое, уб..рать.
Проверка, подведение итогов.
Задание 4. «Как убедиться, что корень в слове найден правильно?» Задание командам: определить, одинаковые ли корни в словах: гора – гореть, мирный – замирать? К каждому слову в паре подобрать два однокоренных.
Задания представителям команд: записать однокоренные к словам (выносить – 1-я команда), (носик – 2-я команда).
Проверка, подведение итогов.
Задание 5. «Назвать способы образования слов в русском языке». Игра «Кто больше?» – записать слова с корнями говор- ( 1-я команда), вод- (2-я команда).
(Называются победители, результаты)
Задание 6. Работа у доски:
- Прочитать слова. Назвать те, которые образованы приставочным способом: пр..ятно, пр..рода, пр..спокойно, пр..шли, пр..ветливо, пр..чудливые.
- Написать сочинение-миниатюру на тему «Прогулка по зимнему лесу», используя все записанные на доске слова. (Каждая команда читает две работы. Оценка в баллах.)
Задание 7. Вопрос к классу: «Как образуются сложные слова?» Задание командам: Объяснить значение сложных слов, раскрывая значение их частей: лесоруб, птицефабрика (1-я команда);
вездеход, пчеловод (2-я команда).
1. С Д
2. А О
3. М Х
4. О
5. Р Л
6. А Ё
7. П Т
Заполнить квадрат со словами-перекрестками сложными словами.
- Специалист по разведению садов.
- Локомотив с паровым двигателем.
- Канал для выхода дыма из трубы.
- Русская народная игра-пляска.
- Лес, поваленный бурей.
- Бесплановое, стихийное совершение какого-нибудь дела, работы.
- Огнестрельное оружие.
Урок закончен. Жюри подводит итоги, сообщает конечный результат, называет победителей. .
Занятие 15. Роль пунктуации в письменном общении.
Слово учителя. Это занятие посвящено знакам препинания. Сегодня мы скажем похвальное слово пунктуации, постараемся проникнуть в секреты грамотного пунктуационного письма, узнаем об истории некоторых знаков препинания, увидим, как они помогают выразить самые разнообразные мысли и чувства.
Нашими спутниками будут не только знания, но и внимание, любознательность.
Чему учит пунктуация?
- Знание правил пунктуации дает возможность правильно ставить знаки препинания и позволяет пишущего точно выразить свои мысли, а читающему – понять их. По словам Г.К. Паустовского «они твердо держат текст, не дают ему рассыпаться».
«Казнить, нельзя помиловать» или «Казнить нельзя, помиловать» - от запятой зависела жизнь человека.
Пунктуация и знаки препинания. Есть ли что-либо общее у подчеркнутых слов? Каково их значение?
Пунктуация – от латинского punktum –точка.
Знаки препинания – пинать, пнуть, запятая, препятствие. Это однокоренные слова, они являются исторически родственными и имеют значение остановки. Следовательно, знаки препинания при письме, чтобы разделить нашу речь на какие-то отрезки, указывают на необходимость остановиться перед препятствием.
Точка ставится всегда в конце предложения, чтобы поставить ее, нужно ткнуть пером в бумагу. Точка и ткнуть – слова однокоренные, с чередованием О//нуль звука, а также К//Ч.
Запятая разделяет слово или группы слов в предложениях, а также одно простое предложение от другого в сложном предложении.
Доклад ученика. Родиной пунктуации считают Грецию. Знаки препинания появились в середине Х века. Уже в греческих и латинских рукописях использовались знаки препинания: точка (.), крест (:), сочетания точек (..), (:), точка с запятой (;) и др.
В древнерусских летописях использовались различные сочетания точек с другими знаками, крест (+), волнистая линия. Впервые правила пунктуации были сформулированы в книге Лаврентия Зизания «Грамматика словенская» (1596 г.). А в 1618 г. Вышла в свет книга Мелентия Смотрицкого «Грамматика», в которой были правила пунктуации и назывались 10 знаков препинания: отдохновение (,), долгое отдохновение (;), вместительный знак (скобки), удивный знак (!), молчанка (-) и др.
Основные знаки препинания современного русского языка: точка, двоеточие, многоточие, точка с запятой, кавычки, запятая, вопросительный знак («лапки» или «елочки»), восклицательный знак, сноска (астерикс), абзац (абзацный отступ).
Кроссворд «Знаки препинания» | ||||||||||||||||||||
1 | 2 | |||||||||||||||||||
| 3 |
|
|
|
| 4 |
| |||||||||||||
|
|
| ||||||||||||||||||
5 |
|
|
| |||||||||||||||||
| 6 | 7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||
8 |
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||
|
|
|
| |||||||||||||||||
|
| 9 |
| |||||||||||||||||
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||
|
|
|
| |||||||||||||||||
|
|
| ||||||||||||||||||
| 11 |
|
|
|
|
| ||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||
- Знак препинания, стоящий в конце вопросительного предложения.
- Могут быть лапками или елочками.
- Ставится между однородными членами или простыми предложениями в сложном предложении.
- Абзацный отступ.
- Знак, который ставится после обобщающего слова перед однородными членами предложения.
- Знак, который используется при решении примеров.
- Знак для обозначения большой паузы в начале, середине или конце предложения.
- Знак в конце повествовательного предложения.
- Знак между подлежащим и сказуемым, после прямой речи, диалога.
- Знак в конце восклицательного предложения.
- Астерикс или …
Учитель: Решим ряд задач по правилам пунктуации.
- Сочинение Незнайки, который так обращался с запятыми:
Пальцев у него двадцать пять на каждой руке десять на ногах всего двадцать.
Расставьте правильно знаки, чтобы не было нелепицы.
- Прочитайте предложения, объясните постановку за- пятой. Исправьте ошибки, если они есть.
Я подошел к калитке с радостным лаем, навстречу мне выбежал Барбос.
Стояло жаркое лето на подоконнике, расцвели кактусы.
- Докажите важность знаков препинания в примере:
Я не видел брата товарища и его родителей.
Я сделал все это так как мне было приказано.
Иду с трудом руками перебирая пшеницу.
4. Задание «Упражнение с улыбкой». Расставьте знаки.
По вечерам я развлекал сестренку, которая болела чтением вслух.
За движениями рыбок, которые плавали в аквариуме жадными глазами, следила кошка.
Васька, с которым я вчера поссорился с веселым лицом, бежал мне навстречу.
Как видим, постановка запятой дает возможность по-разному осмыслить предложение, а иногда может привести к серьезным осложнениям в жизни.
Послушайте пунктуационную историю.
Путешественник в момент опасности обещал в случае спасения поставить «статую золотую, пику держащую». Когда же опасность миновала, ему не захотелось нести такие расходы и он распорядился: «Поставьте статую, золотую пику держащую», чем значительно сократил свои расходы.
Вот почему мы и отмечаем, что знаки препинания – это не просто «крючки», они помогают выразить разный смысл, они «как и слова, говорят, и мы их читаем вместе со словами. А иногда … даже и вместо слов». (Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко)
Примером служить письмо без слов известного французского писателя В.Гюго, который, закончив писать роман «Отверженные», послал такое письмо издателю: «?» Издатель ответил: «!»
Как вы думаете, какими мыслями обменялись писатель с издателем? Примерно, такими:
-«Роман понравился? Можно печатать?»
-«Великолепно! Печатаю немедленно!»
Домашнее задание: Ходом шахматного коня составить фразу
Если больше знаю
что того, мало,
я я знать
чтобы знаю добьюсь
Перед вами слова, расположенные в шахматном порядке. Предложение можно прочитать ходом шахматного коня, начиная со слова «Если». (Если я знаю, что знаю мало, я добьюсь того, чтобы знать больше.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Диалекты села Житное" Занятие внеурочного объединения "Занимательное языкознание"
Внеурочная деятельность. Объединение "Занимательное языкознание"...
Занимательное языкознание (элективный курс для 8-9 классов)
Курс «Учение с увлечением» (Общее языкознание) предназначен для учащихся 8-9-х классов в предпрофильном обучении. Известно, что русский язык считается одним из сам...
Проект"Занимательная вышивка".
Проект"Занимательная вышивка"....
Проект "Занимательная математика"
Внеклассное мероприятие с использованием пропедевтики математических понятий. Активные деятельностные технолгии мотивируют на изучение математики, формируют интерес к изучаемому предмету....
Программа внеурочной деятельности "Занимательное языкознание" 5 класс
Рабочая программадополнительного образования«Занимательное языкознание»филологической направленности...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ» ДЛЯ 6 КЛАССА
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательное языкознание» для обучающихся 6 класса составлена на основе ФГОС, Примерной программы по русскому языку, направленного на развитие р...
Методическая разработка на тему "Занимательное языкознание".
Формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа.Ознакомление учащихся (воспитанников) с элементарными понятиями о законах языка и истории его развити...