Урок русского языка в 5 классе Правописание чередующихся гласных О-А в корне – раст-, -ращ-. –рос-.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Технологическая карта с рефлексией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_dlya_pechati_-_kopiya.docx | 212.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по русскому языку в 5-ом классе учителя русского языка и литературы Калимуллиной Галии Зинуровны |
ГБОУ школа №62 Выборгского района Санкт-Петербурга Методические материалы, 2017 |
Государственное бюджетное образовательное учреждение школа №62
Выборгского района Санкт-Петербурга
Правописание чередующихся гласных О-А в корне – раст-, -ращ-. –рос-.
Методическая разработка урока
по русскому языку
учителя русского языка и литературы
Калимуллиной Галии Зинуровны
Санкт-Петербург
2016/2017
Технологическая карта урока
Урок: русский язык
Тема урока: правописание чередующих гласных О - А в корне -раст-, - ращ-, рос-.
Класс: 5
ОУ: ГБОУ СОШ № 62
Учитель-предметник: Калимуллина Г.З.
УМК: Русский язык. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений./М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2013.
Лектор: Меллес Ю.А., методист ГБОУ ИМЦ по русскому языку и литературе Выборгского района Санкт-Петербурга
Цели для ученика Обучающие:
Развивающие:
Воспитывающие:
| Цели для учителя Образовательные:
Воспитательные:
|
Тип урока:
| Форма урока:
|
Опорные понятия, термины:
| Новые понятия: чередование |
Формы контроля: диктант с заменой; учебный диалог; самоконтроль; рефлексия. | Домашнее задание: На выбор: 1. составить словарный диктант на изученную орфограмму (10 словосочетаний) или: 2. написать сочинение любого типа, используя слова на изученную орфограмму (4-5 предложений). Озаглавить текст. |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Используемые методы, приемы, формы | Формируемые УУД | Результат взаимодействия (сотрудничества) |
I. Организационный этап 1 минута | Включает в деловой ритм. | Проверяют готовность к уроку, записывают число. | Фронтальная форма. Словесно-наглядный метод. Самопроверка. | Личностные: самоопределение. Регулятивные: контроль, саморегуляция. Коммуникативные: сотрудничество с учителем. | Включение учащихся в деловой ритм. |
II. Мотивация учебной деятельности
2 минуты | Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. (Приложение 1) Зарядка позитивного мышления. (Ученики слушают или повторяют вслед за учителем) (Приложение 2) | Отвечают на вопрос учителя, начинают формулировать тему урока. Поворачиваются лицом к соседу, жмут соседу руку: «Желаю большого успеха всегда и во всем!» | Фронтальная форма. Словесно-наглядный метод. Игровой приём. | Регулятивные: прогнозирование. Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками. | Психологический настрой учителя и учащихся; активизация мыслительной деятельности учащихся. |
III. Актуализация знаний. Постановка целей и задач 8 минут | Организует повторение ранее изученного материала. (Приложение 3) Создаёт проблемную ситуацию. | Работают в парах, распределяя слова по группам и объясняя правописание слов с изученными ранее орфограммами. Презентуют свою работу, производят самопроверку и самооценку. Формулируют тему и задачи урока. | Групповая и индивидуальная форма. Практический метод. Составление кластера или схемы. | Личностные: самопроверка, оценивание. Регулятивные: контроль, коррекция, оценка. Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков. Коммуникативные: сотрудничество со сверстниками, построение монологического высказывания. | Повторение об уже известных суффиксальных способах образования прилагательных. . |
IV. Первичное усвоение новых знаний | Организует работу по изучению нового материала: распределяет задания, корректирует его выполнение, презентует свою схему изученного правила. (Приложение 4) | Самостоятельно знакомятся с правилом. Работают в парах, составляя кластер или графическую схему изученного правила, презентуют свою работу, производят самопроверку и самооценку. | Фронтальная, групповая и индивидуальная формы. Исследовательский метод. | Личностные: самоопределение. Регулятивные: прогнозирование, контроль, коррекция, оценка. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний. Коммуникативные: сотрудничество со сверстниками, построение монологического высказывания. | Восприятие, осознание и первичное запоминание нового правила. |
V. Первичная проверка понимания 2 минуты | Организует первичную проверку понимания знаний, формирует алгоритм рассуждения при применении нового правила. (Приложение 5) | Объясняют правописание подчёркнутых слов из предыдущего упражнения. | Фронтальная форма. Словесно-исследовательский метод. Решение орфографической задачи. | Регулятивные: саморегуляция, контроль, оценка. Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков. Коммуникативные: сотрудничество с учителем и со сверстниками. | Отработка умения рассуждать по алгоритму при применении нового правила. |
VI. Лингво-физкультминутка 2 минуты | Объясняет задание, следит за правильностью его выполнения. (Приложение 6) | Выполняют задания, объясняют свои ошибки. | Фронтальная форма. Здоровьесберегающая технология. Игровой приём. | Регулятивные: саморегуляция. Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков. Коммуникативные: сотрудничество с учителем и со сверстниками. | Психоэмоциональ-ная разгрузка учащихся. |
VII. Первичное закрепление Формирование алгоритма различения одной и двух букв н в суффиксах прилагательных. 6 минут | Организует работу по первичному применению новых знаний. Комментирует совместно с учащимися коллективное письмо. Проверяет усвояемость средств художественной изобразительности. (Приложение 7) | Записывают предложения и сравнивают их, делают вывод о постановке одной и двух Н в суффиксах прилагательных. Находят и зачитывают изобразительные средства в предложениях. | Фронтальная форма. Практический, исследовательский методы. | Личностные: самоопределение. Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач, осознанное построение речевого высказывания, анализ объектов с целью выделения признаков, структурирование знаний. Коммуникативные: сотрудничество со сверстниками, разрешение конфликтов, владение монологической и диалогической формами речи. | Отработка условий написания чередующих гласных О-А в корне –раст-, -ращ-, -рос-. |
2) Самостоятельная практическая работа с последующей самопроверкой
10 минут | Объясняет задание, следит за его выполнением, корректирует. (Приложение 8) | Выполняют разноуровневые задания, производят самопроверку. | Индивидуальная форма. Практический метод. Решение орфографических задач, творческая работа. | Личностные: самоопределение. Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач, осознанное построение речевого высказывания, смысловое чтение, анализ объектов с целью выделения признаков. Коммуникативные: сотрудничество со сверстниками, владение монологической и диалогической формами речи. | Отработка умения правильно писать одну и две Н в суффиксах прилагательных.. |
3) Проверочная работа с последующей взаимопроверкой 5 минут | Диктует слова для проверочной работы. (Приложение 9) | Выполняют задание учителя, производят взаимопроверку. | Фронтальная форма. Практический метод. Диктант с заменой. | Личностные: оценивание. Регулятивные: контроль, оценка. Познавательные: целью выделения признаков. Коммуникативные: сотрудничество со сверстниками. | Самопроверка усвоения темы, коррекция. |
VIII. Домашнее задание 1 минута | Даёт инструктаж по выполнению домашнего задания. | Записывают домашнее задание в дневник. | На выбор: 1. составить словарный диктант на изученную орфограмму (10 словосочетаний) или: 2. написать сочинение любого типа, используя слова на изученную орфограмму (4-5 предложений). Озаглавить текст. | Регулятивные: саморегуляция, планирование. | Понимание учащимися содержания работы и способов её выполнения. |
VII. Рефлексивно-оценочный этап 4 минуты | Организует рефлексию. (Приложение 10) | Осуществляют самооценку собственной учебной | Индивидуальная форма. Творческий метод. Приём «Акрослово». | Личностные: Познавательные: рефлексия. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | Самооценка результатов учебной деятельности. |
Приложение 1
Зарядка позитивного мышления.
Задание
- Слушайте, думайте, чувствуйте.
- Добрый день, ребята! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся, ведь «от улыбки станет всем теплей», как пел Крошка Енот. Я рада, что у вас хорошее настроение и надеюсь, что мы сегодня с вами дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.
Приложение 2
Зарядка позитивного мышления.
Задание
- Слушайте, думайте, чувствуйте и повторяйте за мною.
Ребята, мы с вами продолжаем наше путешествие по стране «Орфография».
Приложение 3
С каким важным понятием мы познакомились на предыдущих уроках?
(орфограмма).
Что такое орфограмма?
(ошибкоопасное место)
. А для чего мы должны изучать орфограммы?
(чтобы быть грамотными людьми).
Пригодится ли в жизни это качество – быть грамотным человеком?
(да, конечно).
Перечислите, какие вы знаете орфограммы в корне?
(перечисляют).
Приложение 4
Алгоритм.
Чтобы никогда не ошибаться в написании чередующих гласных О-А в корне –раст-, -ращ-,-рос- давайте составим план действий. Каков будет первый шаг? Второй? Третий?
-Ребята, давайте составим схему, чтобы легче запомнить правило. ( Дети проговаривают шаги алгоритма).
- выделить корень;
- подчеркнуть согласную корня:
- в корне рос \ раст \ращ перед С пишем О. перед СТ и Щ пишем А) –
В чём сходство между правилами о правописании корней –раст- //-рос- // -ращ- (написание безударных гласных корня зависит от последующих согласных)
2)– Правил без исключений не бывает. Посмотрите и запомните слова-исключения.
слайд росток, отрасль, Ростов, Ростислав, ростовщик.
Приложение 5
Работа в парах
- Вставьте буквы карандашом в текст
«Дорогой Дядя Фёдор! Приезжай скорей в Простоквашино! У нас проблемы! Шарик с Матроскиным опять поругались и не хотят в огороде работать. А в огороде выр__сли помидоры. Надо собирать. Дорожки позар__стали бурьяном. Я предлагал помощь, а они отказываются. В бочке с водой одна тина да водор__сли. Яблоки выр__сли и червям достались. Матроскин лишь на печи лежит, да песни предлагает слагать. И Шарик не хочет лапы свои к делу приложить. Усложняют они мне работу… Пропадает выр__щенный урожай!
Приложение 6
Лингво-физкультминутка
Задание
- Выполните следующее условие: «Если в корне буква А, поднимаем простой карандаш горизонтально, если О – вертикально».
Подр…стать, выр…сший, зар…сти, отр…сль, выр…щенный, ср…слись, р…стение, р…сток, ср…слись, Р…стислав.
Приложение 7.
Комментированное письмо
Задание
Наверняка все вы смотрели мультфильм «Заколдованный мальчик», в основу которого положен сюжет книги шведской писательницы Сельмы Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» (Сельма Лагерлёф
1858-1940 гг. шведская писательница, первая женщина, получившая Нобелевскую премию по литературе (1909)). Перед вами текст с пропущенными словами. Заполните эти пропуски, используя слова для справок (в словах пропущены О-А в корнях) и объясните выбор гласной.
(Текст на экране и в распечатанном виде на партах. По ходу ответов с места пропуски на интерактивной доске заполняются.)
ЗАКОЛДОВАННЫЙ МАЛЬЧИК
Жил-был мальчик по имени Нильс. Однажды он обидел сказочного гнома, и тот превратил его в маленького человечка. Нильс очень хотел __________________ и снова стать обычным мальчишкой. Но для этого ему пришлось пройти через множество приключений: опуститься в подводные _________________ , подняться в звездное небо, потеряться в густых _________________ .
И только когда в душе мальчика появились ______________ добра, он______________ и стал таким, как прежде. Расскажи, что случилось с Нильсом, и ответь на вопрос: «Могут ли _____________ или рост быть помехой для добрых дел?»
Слова для справок: выр…сти, р…стениях , зар…сли, р…стки, возр…ст, выр…с.
Приложение 8.
5.1 Самостоятельная работа с раздаточным материалом в группах.
Самопроверка, выставление отметки.
Разноуровневые задания.
- (для слабых) Вставить пропущенные буквы в слова: выр…щенный, выр…сла, отр…сль, р…стение, Р…стов, р…сток, выр…сти.
- (для сильных) Распределить словосочетания в 2 столбика: с А и с О в корнях -раст- - -ращ- - -рос-.
Возр…ст ребенка, молодой р…сток, быстро выр…сла, домашнее р…стение, густые зар…сли, промышленная отр…сль, выр…щенный в тепле, морские водор…сли, скупой р…стовщик, тропическая р…стительность, выр…щу заботливо, быстро ср…слись.
Приложение 9.
Диктант с заменой (работа с раздаточным материалом по рядам)
Задание на доске:
Измените слова так, чтобы в корне стояла буква А. с полученными словами придумайте предложения.
1ряд: подросли, срослись;
2ряд: выросли, обросли:
3 ряд: росли, заросли.
Приложение 10.
Ответы на вопросы
Задание
- Ответьте на вопросы.
- Вспомните задачи, которые мы ставили перед собой в начале урока. Решили ли мы их?
- – С каким корнем вы познакомились сегодня?
- – В чем сложность правописания этого корня?
- – Расскажите о правописании корня –раст-, -ращ-, -рос- по опорным схемам.
– Подумайте и скажите, научились ли вы правильно писать изученный корень?
Рефлексия
1) Примеры домашнего задания
Написать сочинение любого типа, используя слова на изученную орфограмму (3-5 предложений). Озаглавить текст.
Вид из окна. За моим окном красивый сад. В нем растут различные цветы. Их с любовью выращивает моя бабушка. Я помогаю ей поливать, чтобы они поскорее выросли.
Дыдыкина Юля | Случай с цветком. Однажды я увидел, как посреди дороги растет неизвестный цветок с тонким стебельком. Я решил его полить, чтобы он поскорее вырос и стал приходить сюда каждый день. Как приятно было видеть, как он подрастает. Авдеева Альбина | «Маленький принц» Мне очень нравится сказка «Маленький принц». Там я прочитал, что на планете маленького принца всегда росли простые, скромные цветы. Но один цветок пророс из зерна. Он был такой красивый, и Маленький принц не сводил глаз с крохотного ростка, не похожего на все остальные ростки и былинки. Дворецкий Игорь |
2) Результаты тестового задания, предложенных учащимся на следующем уроке с целью проверки усвоения знаний по теме «Правописание чередующих О-А в корне –раст-, -ращ-, -рос-.».
Тестовое задание с взаимопроверкой и коррекцией (ответы на доске).
Критерии:
16-15 слов – «5»
14- 11слов – «4»
10-7 слов – «3»
Меньше 7 слов – «2»
1. выр…сту | 5. растут | 9. росток | 13. росток |
2. подрасту | 6. обросли | 10. зарастают | 14. выращенный |
3. срослись | 7. проросли | 11. приросли | 15. срастаться |
4. отрасль | 8. заросли | 12.Ростислав | 16. выросли |
Литература и Интернет-ресурсы
- Русский язык: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2ч./ Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А.-М.: Просвещение, 2013г.
- (ФГОС) Н. В. Егорова «Поурочные разработки по русскому языку» (к учебникам М. Т. Баранова и др.) 6 класс. Москва «ВАКО», 2014.
- Справочно-информационный интенет-портал «Русский язык»: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gramota.ru
- 4. Русский язык. Приложение к газете «1 сентября» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://rus.1september.ru/rusarchive.php
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 5-м классе на тему "Правописание чередующихся гласных А - О в корнях -РАСТ-/-РАЩ-/-РОС-"
Урок-объяснение нового материала в 5 классе по теме:"Правописание чередующихся гласных А - О в корнях -РАСТ-/-РАЩ-/-РОС-"...
План-конспект урока по русскому языку в 5 классе по ФГОС "Правописание чередующихся гласных а//о в корнях -раст-//-ращ-//-рос.
Урок-объяснение нового материала в 5 классе по теме "Правописание чередующихся гласных а//о в корнях -раст-//-ращ-//-рос-" с раздаточным материалом и презентацией...
Урок русского языка по теме "Правописание чередующихся гласных О–А в корнях - раст-, ращ-, -рос-" в 5 классе
Урок русского языка по теме "Правописание чередующихся гласных О–А в корнях - раст-,- ращ-, -рос-" в 5 классе по программе Ладыженской...
Конспект урока русского языка по теме "Правописание чередующихся гласных в корне слова "
урок ориентирован на обучающихся СПО по профессии "Повар, кондитер"...
Конспект урока русского языка. 6 класс . Тема "Чередующиеся гласные в корнях -зар-, -зор-"
Конспект урока русского языка. 6 класс . Тема "Чередующиеся гласные в корнях -зар-, -зор-"...
Презентация к уроку русского языка. 6 класс . Тема "Чередующиеся гласные в корнях -зар-, -зор-"
Презентация к уроку русского языка. 6 класс . Тема "Чередующиеся гласные в корнях -зар-, -зор-"...
Урок - путешествие с элементами ролевой игры по русскому языку в 5 классе по теме: «Правописание чередующихся гласных о-a в корнях -раст-,-рос-, -ращ-».
Исходя из требований, предъявляемых к профессиональной деятельности учителя и заложенных в ФГОС, основанных на деятельностном подходе к образовательному процессу, предлагаю проект урока по предмету &l...