ГИА методика подготовки сочинения на лингвистическую тему.
презентация к уроку по русскому языку (9 класс) на тему
Данная презентация предназначена для подготовки сочинения на лингвистическую тему. ОГЭ 15.3
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gia_metodika_raboty_nad_sochineniem_s2.ppt | 1.75 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Слова автора высказывания в сочинении С2 являются тезисом , ими можно либо начать свою работу, либо вынести их в вывод. Внима- ние!
Теоретический уровень рассуждения Важной задачей сочинения на теоретическом уровне является объяснение (пояснение) учащимися в 1-2 предложениях смысла высказывания, предложенного в задании. Обратите внимание! Нельзя в сочинении сразу после тезиса приводить примеры из текста! Должен быть элемент рассуждения ученика о том, как он понимает эти слова! «…Н асколько правильно понят исходный тезис, можно только тогда, когда в работе есть комментарий , в котором учащийся своими словами формулирует понимание исходного тезиса…». («Учебно-методические материалы для подготовки председателей и членов территориальных предметных комиссий по проверке заданий с развернутым ответом»)
Прочитайте высказывание. О каких языковых явлениях в нём говорится? Подчеркните в цитате ключевые слова. Запишите, как Вы понимаете смысл высказывания. Найдите в предложенном тексте явления, иллюстрирующие тезис; подчеркните предложения (номера предложений), в которых они есть. Объясните роль указанных явлений; следите за тем, чтобы указанные функции соответствовали тезису . Напишите сочинение-рассуждение по любой из схем. Помните об абзацном членении текста сочинения; о необходимости пояснения высказывания; о примерах-аргументах из текста (цитирование или номера предложений); Внимательно проверьте свою работу. В сложных случаях обращайтесь к словарю.
Схемы сочинений С2 Схема 1 Тезис Рассуждение о смысле высказывания Пример явления 1, его роль Пример явления 2, его роль Вывод Схема 2 Тезис Рассуждение о первой части тезиса Пример явления 1, его роль Рассуждение о второй части тезиса Пример явления 2, его роль Вывод
Обратите внимание! Учащийся может объединить в один абзац анализ явлений, представленных в тексте, и снижать балл за нарушение абзацного членения не следует. Схемы сочинений С2 Схема 3 Небольшое вступление (пояснение к тезису) Пример явления 1, его роль Пример явления 2, его роль Тезис (вывод)
Научный стиль в школе Основная задача стиля – предельно точно и ясно донести до читателя информацию. Сфера применения: энциклопедии, словари, справочники, учебная литература, рефераты, аннотации, лекции, доклады . Лексика: термины; отсутствие образных средств; частая повторяемость ключевых слов; Синтаксис: прямой порядок слов; частое употребление причастных и деепричастных оборотов; сложные предложения; вводные слова; повествовательные предложения. Морфология: преобладание существительных; отсутствие личных местоимений и глаголов 1-2 лица; отсутствие восклицательных частиц и местоимений.
Пишем сочинение в научном стиле Лингвистическое сочинение в научном стиле – это рассуждение, целью которого является доказательство истины, заявленной в тезисе. Для научного стиля характерны точность (недопустимы искажения фактов) , логичность изложения (выводы вытекают из содержания, они непротиворечивы, текст разбит на отдельные смысловые отрезки, отражающие движение мысли от частного к общему или от общего к частному) ; отвлечённость и обобщённость проявляется в особенностях употребления категории вида глагола: около 80 % составляют формы несовершенного вида ; Логичность изложения подчеркнут средства связи, указывающие на - последовательность развития мысли ( вначале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит, действительно, итак…) - причинно – следственные отношения (следовательно, поэтому, благодаря этому, вследствие этого, кроме того, к тому же…) - переход от одной мысли к другой ( прежде чем перейти к…, обратимся к…; рассмотрим; остановимся на…; рассмотрев, перейдем к…: необходимо остановиться на…; необходимо рассмотреть…) - итоги, выводы ( итак, таким образом, значит, в самом деле, следовательно, в заключение отметим, все сказанное позволяет сделать вывод, подводя итог, следует сказать…).
Пишем сочинение в публицистическом стиле Лингвистическое сочинение в публицистическом стиле – это рассуждение, цель которого - не только информировать читателей о лингвистической проблеме, заявленной в тезисе, но и убедить их в справедливости этого тезиса. Для публицистического стиля характерны четко выраженное авторское отношение к проблеме; образность; эмоциональность; оценочность. Языковые черты стиля: 1)Совмещение в одном тексте книжных и разговорных слов; использование экспрессивно-оценочных слов и выражений. 2) Широкое использование побудительных, вопросительных, восклицательных предложений, прямых обращений к собеседнику, риторических вопросов, экспрессивных повторов, рядов однородных членов; параллельный способ связи предложений, обратный порядок слов.
Задания-помощники в КИМах ГИА Лексические явления А2. Лексика и фразеология 2.1 Лексическое значение слова 2.2 Синонимы. Антонимы. Омонимы 2.3 Фразеологические обороты А3. Анализ средств выразительности (эпитет, метафора, сравнение и т.д.). В1. 2.4 Группы слов по происхождению и употреблению 2.5 Лексический анализ Грамматические явления В2 Грамматика. Синтаксис 5.1 Словосочетание В3. 5.2 Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения В4, В5 5.7 Осложненное простое предложение В7,В8 5.13 Синтаксический анализ сложного предложения В9 5.10 Сложные предложения с разными видами связи между частями
Приводим аргументы (клише) Так, в предложении… Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению …. В качестве примера можно привести предложение … текста. В нём… Это можно доказать, обратившись к предложению… В подтверждение этого тезиса можно привести пример из предложения…, иллюстрирующий (указать, какое) явление. Например, в предложении… Действительно, в предложении… Рассмотрим предложение…. В нём использовано такое (указать, какое) явление, как … Проиллюстрировать это (указать, какое) явление можно на примере предложения …текста. В справедливости этой мысли можно убедиться на примере предложения…, в котором автор использует такое (указать, какое) явление, как … и т.д.
Лексика и фразеология
Лексические группы
Варианты темы: «Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания… … писателя К.А.Федина : «Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла». … писателя К.Г.Паустовского : «Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения». … русского лингвиста А.А.Зеленецкого : «Придание образности словам постоянно совершенствуется в современной речи посредством эпитетов». … французского писателя Н.Шамфора: «Автор идёт от мысли к словам, а читатель – от слов к мысли». … известного лингвиста А.И.Горшкова: «Выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление». … c овременного лингвиста Г.Я.Солганика : «Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы». … известного лингвиста И.Н.Горелова : «Самое удивительное в том, что писатель-мастер умеет, взяв обычные, всем известные слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается и открывается в его мыслях, чувствах». … взятого из учебника русского языка: «Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства». … русского писателя В.Г.Короленко : «Русский язык… обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли».
Пишем сочинение
Благодарю за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Обучение написанию сочинения на лингвистическую тему». (Подготовка к ГИА в 9 классе)
Урок подготовки к ГИА в 9 классе. Целью данного урока является повторение функций языковых явлений. Учащиеся должны научиться ранее полученные знания переводить в практическую деятельность, стро...
Подготовка к ГИА по русскому языку. Задание С2.2. Клише для написания сочинений на лингвистическую тему.
Данное клише поможет учителю в подготовке к написаниюсочинений на лингвистическую тему...
Подготовка к ГИА по русскому языку. Задание С2.2. Клише для написания сочинений на лингвистическую тему.
Данное клише поможет учителю в подготовке к написаниюсочинений на лингвистическую тему...
Подготовка к ГИА по русскому языку. Задание С2.2. Клише для написания сочинений на лингвистическую тему.
Данное клише поможет учителю в подготовке к написаниюсочинений на лингвистическую тему...
Методика работы над сочинением на лингвистическую тему (С.2). Презентация
Данная презентация рекомендована для подготовки обучающихся девятых классов к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему....
Для подготовки сочинения на лингвистическую тему 9 класс ОГЭ
ОГЭ (ГИА). Цитаты, положенные в основу заданий части С (сочинение на лингвистическую тему) по сборнику типовых заданий экзаменационных вариантов под редакцией В.П.Цыбулько 2013 год. Распределение тем ...
Проектная работа «Роль антонимов в речи. Подготовка к сочинению на лингвистическую тему» (в рамках подготовки ГИА).
Роль антонимов в речи. Подготовка к сочинению на лингвистическую тему...