Урок по теме "Обращение"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Конспект урока по теме "Обращение" для 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_teme_obrashchenie.docx36.06 КБ

Предварительный просмотр:

5 класс

Тема урока: Обращение.

Тип урока: урок сообщения новых знаний.

Цели урока:

  1. Образовательная:
  • систематизировать и обобщить знания учащихся об обращении;
  • познакомить со способами выражения обращения, правилами выделения обращения в устной речи (звательная интонация) и на письме (выделительные знаки препинания);
  • находить в предложении обращение, употреблять его с учётом речевой ситуации.
  1. Развивающая:
  • развивать устную речь учащихся;
  • развивать умение выразительно читать предложения с обращениями, соблюдая звательную интонацию.
  1. Воспитательная:
  • воспитывать навыки самостоятельной деятельности, навыки коллективного труда;
  • воспитывать любовь к родному языку, культуре, своей школе, классу.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютер.

Ход урока

1. Оргмомент.

 Добрый день, ребята! Сегодня у нас не совсем обычный урок. Как вы думаете, чем он необычный?

Во-первых, на нашем уроке присутствуют гости, а гостям всегда рады и стараются показать самое лучшее. Поэтому я надеюсь, что мы с этой задачей справимся.

Во-вторых, сегодня я буду на протяжении урока давать вам подсказки, но заметить их вы должны будете самостоятельно. Одна из подсказок уже прозвучала, поэтому будьте внимательны.

Еще одна особенность в том, что мы будем работать не в рабочих тетрадях, а в рабочих  листах, подпишите их. В них вы можете делать необходимые пометки, выполнять задания.

2. Повторение  и закрепление изученного по теме «Синтаксис», мозговой штурм.

        Но прежде, чем мы начнем исследование новой темы, давайте предадимся минутке приятных воспоминаний о том, что мы делали на предыдущих уроках. Начнем с небольшой разминки. Ответьте на несколько вопросов, которые помогут решить кроссворд. Кто из вас любит решать кроссворды, ребята?

        Напоминаю, это разминка, поэтому пройти она должна быстро. Начинаем! (слайд 1, ответы записываются в таблицу)

“Минутка приятных воспоминаний” лингвистическая разминка (кроссворд)

  1. Это сочетание двух слов, связанных по смыслу и грамматически. (словосочетание)
  2. Второстепенный член предложения, обозначает признак по месту, времени, причине, цели, выражен наречием или существительным с предлогом. (обстоятельство)
  3. Подлежащее и сказуемое – это главные члены предложения. А определение, дополнение, обстоятельство – это … (второстепенные)
  4. Главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи. (сказуемое)
  5. Главный член предложения, который обозначает предмет речи. (подлежащее)
  6. Второстепенный член предложения, обозначает предмет, отвечает на вопросы косвенных падежей и выражается обычно существительным и местоимением. (дополнение)
  7. Эти члены предложения относятся к одному и тому же слову, отвечают на один и тот же вопрос и произносятся с интонацией перечисления или противопоставления. (однородные)
  8. Если подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в форме именительного падежа, то между ними ставится… (тире)
  9. Второстепенный член предложения обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? чей? и выражается обычно именами прилагательными и некоторыми местоимениями. (определение)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Молодцы! Мы справились с вами с поставленной задачей. Кроссворд разгадан. Проверим, все ли верно вы записали  точки зрения орфографии, потому что многие слова мы с вами вносили в словарик и заучивали их правописание.  (Слайд с решенным кроссвордом) Мы еще обратимся к нему, если будет необходимость.

3. Изучение нового материала

Учитель. Тахмина, ты любишь танцевать?

Юля, какой у тебя любимый сказочный герой?

Катя, чем ты занимаешься в свободное время?

Даниил, есть ли у тебя дома кот или собака?

 

Ребята, а почему вы отвечали на мои вопросы?

        Кто сможет сформулировать тему урока? Так что же это за слово, называющего того, к кому обращаются с  речью?  Подсказка есть в кроссворде, который мы разгадывали (слайд 2)

- Действительно, сегодня мы будем работать над предложениями с обращением.

 (Слайд 3) с темой урока  "Обращение". Запишите  тему в рабочий лист, который лежит на вашей парте. (слайд 4)

- Если надо обратиться,

Я могу вам пригодиться.

Без сомнения, друзья,

Помогу вам только я.

Могу быть выражено словом –

И не одним – двумя, тремя.

И в предложении готово

Занять любое место я.

-Что на уроке вы хотели бы узнать об обращении? (ОТВЕТЫ)

- совершенно верно, вот мы и определили цели и задачи нашего урока. Нам предстоит узнать: (слайд 5)

1.  Что такое обращение?           

2. Какова функция обращения в речи?

3. Какие знаки препинания ставятся в предложении с обращением?

4. Какое место занимает обращение в предложении?

5. Какова роль обращения в предложении?

- Давайте спланируем наш урок и определим порядок получения информации (на доске прикреплены таблички  с планом урока в произвольном порядке, учащиеся выбирают и составляют план урока.)

Способ выражения обращения

Место  обращения в предложении.

Функция обращения.

Пунктуация в предложениях с обращением

Интонация

Роль обращения в предложении

-Скажите, пожалуйста, как мы оформим основные теоретические сведения об обращении? Вспомните прием, который мы недавно освоили (в виде кластера). Что такое кластер? На доске вы видите алгоритм составления кластера -  вспомните технологию его составления (слайд 6)

В переводе «пучок», «созвездие», «гроздь».

1 шаг - в центре расположите ключевое слово.

2 шаг - подобрать слова или словосочетания, связанные с темой (ключевым словом).

3 шаг - установить стрелками связи с ключевым словом.

Результат – опорный конспект по изучаемой теме.

Думаю, план нашего урока поможет вам в составлении кластера. В конвертах у вас есть ключевые слова и фразы для составления кластера. Попробуйте представить свою версию информации об обращении.

(составление кластера, презентация его на доске 2-3 учащимися)

 Откройте учебник и проверьте себя, все ли вы учли при составлении кластера? Если нет, добавьте информацию.

Ну вот нам и стали известны теоретические сведения об обращении. Но практика показывает, что знать одну теорию недостаточно. Давайте попробуем обратиться к примерам. А для этого вспомним уроки литературы, в которых вы с удовольствием участвовали. Напомните, о каком литературном жанре идет речь?(слайд 7)

  • Краткий, чаще всего стихотворный, нравоучительный рассказ. (БАСНЯ)  
  • Самый известный русский баснописец. (КРЫЛОВ)

Абсолютно верно! Примеры для иллюстрации нашей темы ы возьмем из ваших любимых басен.

Вспомните некоторые басни.(слайд 8) На протяжении всей нашей работы вы обращаетесь к рабочим листам, на которых размещены тексты, которые мы будем с вами исследовать. В соответствии с таблицей, которая прикреплена к доске, записывайте схемы предложений с обращениями, указывая место обращения в тексте и способы его выделения.

Голубушка, как хороша!...
Спой, светик, не стыдись!

Что, ежели, сестрица, при красоте такой и петь ты мастерица?


Прочитайте предложения выразительно. Из какой они басни? ПОНАБЛЮДАЙТЕ! С какой интонацией произносится обращение?

Слайд 9Выводы. На слове-обращении голос повышается, а после обращения соблюдается пауза. Это называется звательной интонацией. В древнерусском языке существовал звательный падеж существительных, выступающих в качестве обращений (Вспомните у А.С.Пушкина:«Чего тебе надобно, старче?»)

Слайд 10.«Зеркало и Обезьяна».

  • Смотри-ка, кум милый мой, что это там за рожа?
  • Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?

Выразительно прочитайте. Назовите басню. ПОНАБЛЮДАЙТЕ! Чем отличаются друг от друга обращения в данных предложениях?

Слайд 11. Выводы. Обращение может состоять из одного слова, т.е. быть нераспространенным.

Если обращение состоит из нескольких слов, то оно является распространенным.

Слайд12 .«Любопытный».

  • Приятель дорогой, здорово! Где ты был?
  • В кунсткамере, мой друг! Часа там три ходил.
  • Ну, братец, виноват: слона-то я и не приметил!

Выразительно прочитайте. Назовите басню. Понаблюдайте: какое место в предложении может занимать обращение? Как выделяется обращение на письме?

Слайд 13. Выводы. В предложении обращение может занимать любое место: в начале, в середине или в конце предложения. Обращение выделяется запятыми.Это знаки выделения.

Слайд 14. «Волк и Ягненок», «Квартет».

  • Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом здесь чистое мутить питье мое с песком и илом?
  • Досуг мне разбирать вины твои, щенок!
  • Ты с басом, Мишенька, садись против альта…
  • А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь.

Выразительно прочитайте. Назовите басни. Как с помощью обращений адресанты выражают свое отношение к адресатам? Какие чувства можно выразить при помощи обращений? Понаблюдайте: являются ли обращения членами предложения? А местоимения ТЫ, ВЫ? Выделяются ли местоимения запятыми?

11. Слайд. Выводы. Часто по обращению можно понять, каков тот человек, который обращается (адресант), и тот, к кому обращаются (адресат).

Обращением можно выразить ласку, доброту, заботу, доброжелательность говорящего и, наоборот, злость, недовольство, равнодушие, враждебное отношение.
Обращение не является членом предложения, а местоимения ТЫ, ВЫ на письме запятыми не выделяются.

Слайд 15. Упражнение № 1. Какой член предложения, как и обращение,

может быть выражен существительным в именительном падеже? Расставьте знаки препинания, объясните свой выбор: Составьте схему.

•        Мой куманёк пришёл ко мне на ужин.

•        Тебя мой куманёк век слушать я готова.

Творческий мини-проект.

Задание: составить текст короткой рекламы своей школы, в ней должно быть обращение и однородные члены предложения.  

Напомню принцип рекламы: К кому обращаетесь? Чье внимание хотите привлечь? Преимущества именно вашей школы (учителя, ученики, атмосфера, возможности и т.д.). Должно быть убедительно.

Проверяем.

Слайд 16. Оцени урок -  Ребята, давайте сделаем вывод о том, насколько полезным был для вас сегодняшний урок.

Давайте закончим предложения, чтоб понять, насколько урок был полезным для вас.

  • 1.Сегодня я узнал…
  • 2.Было интересно…
  • 3. Я выполнял задания…
  • 4.Я понял, что…
  • 5.Теперь я могу….
  • 6. Я научился…
  • 7. Я смог….
  • 8.У меня получилось….

Оценивание рекламных текстов (самооценка и взаимопроверка) в соответствии с таблицей

Оценивание текста

1/0

1

Текст содержит обращение.

2

Текст содержит однородные члены предложения.

3

Текст соответствует требованиям рекламы и убедителен.

4

В тексте нет орфографических ошибок.

5

В тексте нет пунктуационных ошибок.

Общее количество баллов:

Д/з: п. 62, кластер, упр.501 (творческое задание), составить синквейн по теме.

Образец

Синквейн

Обращение

Вежливое, убедительное

Привлекло, позвало, побудило

Оживило наше приятное общение

Счастье! (или Открытие!)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урокпо теме "Носители информации созданные в 20 веке"

Урок проводится с использованием элементов игры. У учащихся данного возраста игра вызывает  сильный эмоциональный отклик,  радость, удовольствие, заинтересованность, что способствует повышен...

Урокпо истории России: Альтернативы послевоенного развития СССР.

Сформировать у учащихся многоплановый конкретный образ послевоенного времени и познакомить их с открывшимися после войны перспективами развития СССР.  Оборудование: Раздаточный материал с историч...

Открытый урокпо физике в 8 кл. " ДВС.Экологические проблемы использования тепловых машин"

Тип данного урока- объяснение нового материала. Урок построен в соответствии с программными требованиями....