Урок по теме "Обращение"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Конспект урока по теме "Обращение" для 5 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_teme_obrashchenie.docx | 36.06 КБ |
Предварительный просмотр:
5 класс
Тема урока: Обращение.
Тип урока: урок сообщения новых знаний.
Цели урока:
- Образовательная:
- систематизировать и обобщить знания учащихся об обращении;
- познакомить со способами выражения обращения, правилами выделения обращения в устной речи (звательная интонация) и на письме (выделительные знаки препинания);
- находить в предложении обращение, употреблять его с учётом речевой ситуации.
- Развивающая:
- развивать устную речь учащихся;
- развивать умение выразительно читать предложения с обращениями, соблюдая звательную интонацию.
- Воспитательная:
- воспитывать навыки самостоятельной деятельности, навыки коллективного труда;
- воспитывать любовь к родному языку, культуре, своей школе, классу.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютер.
Ход урока
1. Оргмомент.
Добрый день, ребята! Сегодня у нас не совсем обычный урок. Как вы думаете, чем он необычный?
Во-первых, на нашем уроке присутствуют гости, а гостям всегда рады и стараются показать самое лучшее. Поэтому я надеюсь, что мы с этой задачей справимся.
Во-вторых, сегодня я буду на протяжении урока давать вам подсказки, но заметить их вы должны будете самостоятельно. Одна из подсказок уже прозвучала, поэтому будьте внимательны.
Еще одна особенность в том, что мы будем работать не в рабочих тетрадях, а в рабочих листах, подпишите их. В них вы можете делать необходимые пометки, выполнять задания.
2. Повторение и закрепление изученного по теме «Синтаксис», мозговой штурм.
Но прежде, чем мы начнем исследование новой темы, давайте предадимся минутке приятных воспоминаний о том, что мы делали на предыдущих уроках. Начнем с небольшой разминки. Ответьте на несколько вопросов, которые помогут решить кроссворд. Кто из вас любит решать кроссворды, ребята?
Напоминаю, это разминка, поэтому пройти она должна быстро. Начинаем! (слайд 1, ответы записываются в таблицу)
“Минутка приятных воспоминаний” лингвистическая разминка (кроссворд)
- Это сочетание двух слов, связанных по смыслу и грамматически. (словосочетание)
- Второстепенный член предложения, обозначает признак по месту, времени, причине, цели, выражен наречием или существительным с предлогом. (обстоятельство)
- Подлежащее и сказуемое – это главные члены предложения. А определение, дополнение, обстоятельство – это … (второстепенные)
- Главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи. (сказуемое)
- Главный член предложения, который обозначает предмет речи. (подлежащее)
- Второстепенный член предложения, обозначает предмет, отвечает на вопросы косвенных падежей и выражается обычно существительным и местоимением. (дополнение)
- Эти члены предложения относятся к одному и тому же слову, отвечают на один и тот же вопрос и произносятся с интонацией перечисления или противопоставления. (однородные)
- Если подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в форме именительного падежа, то между ними ставится… (тире)
- Второстепенный член предложения обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? чей? и выражается обычно именами прилагательными и некоторыми местоимениями. (определение)
1 | ||||||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||||||
3 | ||||||||||||||||||||
4 | ||||||||||||||||||||
5 | ||||||||||||||||||||
6 | ||||||||||||||||||||
7 | ||||||||||||||||||||
8 | ||||||||||||||||||||
9 |
Молодцы! Мы справились с вами с поставленной задачей. Кроссворд разгадан. Проверим, все ли верно вы записали точки зрения орфографии, потому что многие слова мы с вами вносили в словарик и заучивали их правописание. (Слайд с решенным кроссвордом) Мы еще обратимся к нему, если будет необходимость.
3. Изучение нового материала
Учитель. Тахмина, ты любишь танцевать?
Юля, какой у тебя любимый сказочный герой?
Катя, чем ты занимаешься в свободное время?
Даниил, есть ли у тебя дома кот или собака?
Ребята, а почему вы отвечали на мои вопросы?
Кто сможет сформулировать тему урока? Так что же это за слово, называющего того, к кому обращаются с речью? Подсказка есть в кроссворде, который мы разгадывали (слайд 2)
- Действительно, сегодня мы будем работать над предложениями с обращением.
(Слайд 3) с темой урока "Обращение". Запишите тему в рабочий лист, который лежит на вашей парте. (слайд 4)
- Если надо обратиться,
Я могу вам пригодиться.
Без сомнения, друзья,
Помогу вам только я.
Могу быть выражено словом –
И не одним – двумя, тремя.
И в предложении готово
Занять любое место я.
-Что на уроке вы хотели бы узнать об обращении? (ОТВЕТЫ)
- совершенно верно, вот мы и определили цели и задачи нашего урока. Нам предстоит узнать: (слайд 5)
1. Что такое обращение?
2. Какова функция обращения в речи?
3. Какие знаки препинания ставятся в предложении с обращением?
4. Какое место занимает обращение в предложении?
5. Какова роль обращения в предложении?
- Давайте спланируем наш урок и определим порядок получения информации (на доске прикреплены таблички с планом урока в произвольном порядке, учащиеся выбирают и составляют план урока.)
Способ выражения обращения
Место обращения в предложении.
Функция обращения.
Пунктуация в предложениях с обращением
Интонация
Роль обращения в предложении
-Скажите, пожалуйста, как мы оформим основные теоретические сведения об обращении? Вспомните прием, который мы недавно освоили (в виде кластера). Что такое кластер? На доске вы видите алгоритм составления кластера - вспомните технологию его составления (слайд 6)
В переводе «пучок», «созвездие», «гроздь».
1 шаг - в центре расположите ключевое слово.
2 шаг - подобрать слова или словосочетания, связанные с темой (ключевым словом).
3 шаг - установить стрелками связи с ключевым словом.
Результат – опорный конспект по изучаемой теме.
Думаю, план нашего урока поможет вам в составлении кластера. В конвертах у вас есть ключевые слова и фразы для составления кластера. Попробуйте представить свою версию информации об обращении.
(составление кластера, презентация его на доске 2-3 учащимися)
Откройте учебник и проверьте себя, все ли вы учли при составлении кластера? Если нет, добавьте информацию.
Ну вот нам и стали известны теоретические сведения об обращении. Но практика показывает, что знать одну теорию недостаточно. Давайте попробуем обратиться к примерам. А для этого вспомним уроки литературы, в которых вы с удовольствием участвовали. Напомните, о каком литературном жанре идет речь?(слайд 7)
- Краткий, чаще всего стихотворный, нравоучительный рассказ. (БАСНЯ)
- Самый известный русский баснописец. (КРЫЛОВ)
Абсолютно верно! Примеры для иллюстрации нашей темы ы возьмем из ваших любимых басен.
Вспомните некоторые басни.(слайд 8) На протяжении всей нашей работы вы обращаетесь к рабочим листам, на которых размещены тексты, которые мы будем с вами исследовать. В соответствии с таблицей, которая прикреплена к доске, записывайте схемы предложений с обращениями, указывая место обращения в тексте и способы его выделения.
Голубушка, как хороша!...
Спой, светик, не стыдись!
Что, ежели, сестрица, при красоте такой и петь ты мастерица?
Прочитайте предложения выразительно. Из какой они басни? ПОНАБЛЮДАЙТЕ! С какой интонацией произносится обращение?
Слайд 9. Выводы. На слове-обращении голос повышается, а после обращения соблюдается пауза. Это называется звательной интонацией. В древнерусском языке существовал звательный падеж существительных, выступающих в качестве обращений (Вспомните у А.С.Пушкина:«Чего тебе надобно, старче?»)
Слайд 10.«Зеркало и Обезьяна».
- Смотри-ка, кум милый мой, что это там за рожа?
- Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?
Выразительно прочитайте. Назовите басню. ПОНАБЛЮДАЙТЕ! Чем отличаются друг от друга обращения в данных предложениях?
Слайд 11. Выводы. Обращение может состоять из одного слова, т.е. быть нераспространенным.
Если обращение состоит из нескольких слов, то оно является распространенным.
Слайд12 .«Любопытный».
- Приятель дорогой, здорово! Где ты был?
- В кунсткамере, мой друг! Часа там три ходил.
- Ну, братец, виноват: слона-то я и не приметил!
Выразительно прочитайте. Назовите басню. Понаблюдайте: какое место в предложении может занимать обращение? Как выделяется обращение на письме?
Слайд 13. Выводы. В предложении обращение может занимать любое место: в начале, в середине или в конце предложения. Обращение выделяется запятыми.Это знаки выделения.
Слайд 14. «Волк и Ягненок», «Квартет».
- Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом здесь чистое мутить питье мое с песком и илом?
- Досуг мне разбирать вины твои, щенок!
- Ты с басом, Мишенька, садись против альта…
- А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь.
Выразительно прочитайте. Назовите басни. Как с помощью обращений адресанты выражают свое отношение к адресатам? Какие чувства можно выразить при помощи обращений? Понаблюдайте: являются ли обращения членами предложения? А местоимения ТЫ, ВЫ? Выделяются ли местоимения запятыми?
11. Слайд. Выводы. Часто по обращению можно понять, каков тот человек, который обращается (адресант), и тот, к кому обращаются (адресат).
Обращением можно выразить ласку, доброту, заботу, доброжелательность говорящего и, наоборот, злость, недовольство, равнодушие, враждебное отношение.
Обращение не является членом предложения, а местоимения ТЫ, ВЫ на письме запятыми не выделяются.
Слайд 15. Упражнение № 1. Какой член предложения, как и обращение,
может быть выражен существительным в именительном падеже? Расставьте знаки препинания, объясните свой выбор: Составьте схему.
• Мой куманёк пришёл ко мне на ужин.
• Тебя мой куманёк век слушать я готова.
Творческий мини-проект.
Задание: составить текст короткой рекламы своей школы, в ней должно быть обращение и однородные члены предложения.
Напомню принцип рекламы: К кому обращаетесь? Чье внимание хотите привлечь? Преимущества именно вашей школы (учителя, ученики, атмосфера, возможности и т.д.). Должно быть убедительно.
Проверяем.
Слайд 16. Оцени урок - Ребята, давайте сделаем вывод о том, насколько полезным был для вас сегодняшний урок.
Давайте закончим предложения, чтоб понять, насколько урок был полезным для вас.
- 1.Сегодня я узнал…
- 2.Было интересно…
- 3. Я выполнял задания…
- 4.Я понял, что…
- 5.Теперь я могу….
- 6. Я научился…
- 7. Я смог….
- 8.У меня получилось….
Оценивание рекламных текстов (самооценка и взаимопроверка) в соответствии с таблицей
Оценивание текста | 1/0 | |
1 | Текст содержит обращение. | |
2 | Текст содержит однородные члены предложения. | |
3 | Текст соответствует требованиям рекламы и убедителен. | |
4 | В тексте нет орфографических ошибок. | |
5 | В тексте нет пунктуационных ошибок. | |
Общее количество баллов: |
Д/з: п. 62, кластер, упр.501 (творческое задание), составить синквейн по теме.
Образец
Синквейн
Обращение
Вежливое, убедительное
Привлекло, позвало, побудило
Оживило наше приятное общение
Счастье! (или Открытие!)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
открытый урокпо информатике в 10 классе «Диаграммы в электронных таблицах»
разработка открытого урока...
Урокпо теме "Носители информации созданные в 20 веке"
Урок проводится с использованием элементов игры. У учащихся данного возраста игра вызывает сильный эмоциональный отклик, радость, удовольствие, заинтересованность, что способствует повышен...
Урокпо истории России: Альтернативы послевоенного развития СССР.
Сформировать у учащихся многоплановый конкретный образ послевоенного времени и познакомить их с открывшимися после войны перспективами развития СССР. Оборудование: Раздаточный материал с историч...
Открытый урокпо физике в 8 кл. " ДВС.Экологические проблемы использования тепловых машин"
Тип данного урока- объяснение нового материала. Урок построен в соответствии с программными требованиями....