РП 5 класс
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
АДМИНИСТРАЦИЯ ПРИМОРСКОГО РАЙОНА
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 13
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
РАССМОТРЕНА Методическим объединением протокол от « » 2014 года № Председатель МО______________ | УТВЕРЖДЕНА Распоряжением от « » 2014 года № Зам. директора_________А.Ю. Казакова |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НА 2014 – 2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
(РП № /2014)
Ступень образования: основное общее образование
Предмет: «Литература»
Форма обучения: очная
Класс: 5Б (2)
Программа обучения: адаптированная основная образовательная программа основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития
Учитель: Барбашова Людмила Ивановна, высшая квалификационная категория
Санкт-Петербург
2014 год
Пояснительная записка
Рабочая программа предмета «Литература» для 5 класса разработана на основе:
- закона Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании»;
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС начального общего образования);
- письма Комитета по образованию от 10.06.2014 №03-20-2413/14-0-0 «О направлении методических рекомендаций по разработке рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) для использования в работе»;
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования - Программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной,
7-е издание, М. «Просвещение», 2008 г. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
- локальных актов Образовательного учреждения:
- Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития, утвержденная приказом от 19.06.2014
№309- д;
- Учебного плана Образовательного учреждения на 2014-2015 учебный год, утвержденного приказом от 19.06.2014 №309-д;
- Положения о рабочей программе, утвержденного приказом от 19.06.2014 №309-д;
-планируемых результатов обучения по основной общеобразовательной программе основного общего образования для детей с задержкой психического развития.
При разработке программы учитывались особенности контингента школы, а также низкая мотивация к обучению у учащихся.
В данной программе преобладают требования: назвать, показать, определить, описать, приводить примеры и практически отсутствуют: анализировать и прогнозировать.
В преподавании предмета целесообразно использовать такие формы и методы обучения как: словесный, наглядный, практический, репродуктивный.
Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний: открытые и закрытые тесты, задания на установление соответствия, ответы на вопросы.
Цель изучения литературы – помочь формированию и развитию личности подростка приобщением к идейно-художественному богатству русской, классической и современной литературы.
Программа предполагает систематическое чтение текстов художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной речи:
- составление планов;
- краткие и подробные пересказы текста;
- изложение с элементами сочинения;
- устные и письменные сочинения-характеристики героев;
- анализ художественного богатства языка писателя на примере небольших отрывков из изучаемых произведений;
- развитие художественной фантазии у детей;
- прогнозирование поведения героев в других жизненных ситуациях;
- придумывание финала, опираясь на логику развития образа и событий.
Измерители, по сравнению с общеобразовательной школой, другие. Применяется более щадящая проверка и оценка знаний и умений учащихся.
Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительную записку, содержание обучения (перечень форм контроля результативности, требования к уровню подготовки обучающихся, тематическое распределение часов), описание минимальной материально-технической базы, список рекомендуемой учебно-методической литературы.
Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта (образования) по данной образовательной области с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса по предмету «Литература», возрастных и психофизических особенностей детей с тяжелыми нарушениями речи.
Целью рабочей программы является:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Для достижения поставленных целей используются личностно-ориентированный, деятельностный подходы.
В ходе реализации программы решаются следующие задачи изучения литературы в 5 классе:
- приобрести знания по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
- овладеть способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) - небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
- научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя; отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью.
- научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя; отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью.
- самостоятельно делать отзыв прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью.
- освоить лингвистическую, культурологическую, коммуникативную компетенции.
- Таким образом, компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Реализация программы осуществляется с учетом особенностей развития обучающихся с задержкой психического развития. Компенсация особенностей развития достигается путем личностно — ориентированного подхода к обучению, доступности изложения материала, за счет разнообразия форм внеурочной деятельности.
При реализации программы используются следующие технологии обучения: технология проблемного обучения, ИКТ технологии, технология игрового обучения. Формы уроков: урок-беседа, урок-лекция, урок-исследование, урок-зачет, урок-семинар, лекция с элементами беседы.
Осуществления возможней внеурочной деятельности по предмету достигается за счет проведения предметной недели, участия в конкурсах различного уровня, литературных вечерах.
Промежуточная аттестация проводится по предмету по итогам четверти.
На реализацию программы по литературе отводится 68 часов (2 часа в неделю).
Содержание обучения
Реализация рабочей программы осуществляется в 5 классе. Обучающиеся по программе – это дети в возрасте 10-11 лет, уровень компетентности которых должен соответствовать личностным, метапредметным и предметным результатам освоения учебного предмета в 5 классе.
Учащиеся должны знать:
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- основные теоретико-литературные понятия.
Учащиеся должны уметь:
- работать с книгой;
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
Учебный материал в ходе реализации программы изучается тематическими разделами. Изучение каждого раздела осуществляется посредством применения различных методик и технологий, обеспечивающих достижение требуемого результата, на изучение каждого раздела отводится определенное количество часов.
№ | Наименование раздела учебного материала | Количество часов на изучение раздела | Содержание деятельности по изучению материала | Формы и периодичность контроля результативности | Предполагаемый результат |
1 | Введение. Книга и её роль в духовной жизни человека и общества | 1 | Литература как предмет, цель и задачи предмета, содержание учебника хрестоматии; роль книги в жизни человека и общества; понятие о вымысле и художественном творчестве, о писателе и авторе, литературных жанрах | Тематический контроль. Пересказ. | Знать: что такое художественная и учебная литература, структурные элементы учебной книги |
2 | Устное народное творчество. | 5 | Русский фольклор – коллективное устное народное творчество. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (загадки, колыбельные песни, частушки, считалки, заклички, скороговорки, загадки). Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. | Промежуточный контроль. Итоговый контроль. Викторина по сказкам. Тест. Игра по малым жанрам фольклора | Знать: малые жанры фольклора: пословицы,поговорки, загадки; жанры детского фольклора; жанровые особенности, виды сказок; Уметь: отгадывать загадки, давать определения малым жанрам; отличать друг от друга малые жанры фольклора; объяснять принадлежность конкретного текста к определённому жанру, определять характерные для сказок обороты речи , использовать при сказывании сказок, сопоставлять эпизоды сказок, сказочных героев с их изображении в живописи и графике; пересказывать узловые сцены и эпизоды;строить рассказ о герое, видеть отличие сказки от мифа, объяснить отличие сказки о животных и бытовой сказки от волшебной. |
3 | Древнерусская литература. | 1 | Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси. «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле. Теория литературы. Летопись (начальное представление). | Промежуточный контроль. Выразительное чтение летописи. Пересказ. | Знать: закономерности развития древнерусской литературы, определение понятия «летопись»; Уметь: коротко передать содержание статьи учебника, определять черты фольклора в летописи, объяснять жанровые особенности летописи (краткость, напевность, отношение автора к героям) |
4 | Из литературы XVIII века. | 1 | Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин. «Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения. Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальное представление). | Промежуточный контроль. Тест. | Понимать: значимость личности М.В.Ломоносова, смыслом жизни которого было «утверждение наук в отечестве» |
5 | Из литературы XIX века. | 37 | Жанр басни. Истоки басенного жанра. Мораль басни и способы ее выражения. Аллегория как основа худ. мира басни. Народная мудрость. Баллада как жанр, ее особенности. Детские и лицейские годы жизни А.С. Пушкина. Лирика как род литературы. Основные образы, яркость характеров, живописность языка. Поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики. | Промежуточный контроль. Итоговый контроль. Конкурс чтецов. Написание басни. Иллюстрации к произведениям. Сообщения по биографии писателей и поэтов. Тест. | Знать: основные факты биографии писателей и поэтов, жанровые особенности басни; определение понятий «басня», «мораль», «аллегория», «олицетворение», истоки басенного жанра, историю рождения сюжета сказки, особенности стихотворной сказки; определение понятий ритм, рифма,строфа, определение теоретических понятий: юмор, фантастика; определение понятий: портрет, пейзаж, литературный герой; понятия «герой», «сопоставление», «противопоставление», средства раскрытия характера действующих лиц; Уметь: выразительно читать, сопоставлять литературную и фольклорную сказки, выявлять общее и отличительное, отбирать материал для характеристики героев, делать сравнительную характеристику персонажей, передать сюжет стихотворения, объяснять, какие чувства объединяют героев, автора и читателей, какие изобразительно-выразительные средства использует автор, сопоставлять главного героя с его окружением, давать характеристику героя и его поступкам, поведению, строить устное высказывание с опорой на текст, определять, какие художественные приёмы использует автор для описания природы, анализировать художественное произведение. |
6 | Из литературы XX века. | 16 | Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине. Рассказ «Подснежник». (Для внеклассного чтения.) Тема исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя. Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе. «В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье. Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальное представление). Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» - поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики. | Промежуточный контроль. Итоговый контроль. Конкурс чтецов. Иллюстра-ции к произведе-ниям. Сообщения по биографии писателей и поэтов. Тест. | Знать: жизнь и творчество писателей и поэтов, особенности их творческой индивидуальности, определение понятия «композиция», определение понятия «драма», понимать особенности пьесы как особого рода художественного произведения, своеобразие пьесы-сказки; уметь выразительно читать стихотворения, зрительно представлять картины, которые воссоздают поэты. |
7 | Из зарубежной литературы. | 8 | Промежуточный контроль. Тематический контроль. Викторина по произведению Даниэля Дефо. «Робинзон Крузо». Тест по произведениям зарубежной литературы. | Знать: биографические сведения о писателях и их творчестве, своеобразие Андерсена-сказочника, роды и жанры произведений; владеть теоретико-литературными понятиями из программы, которые помогают анализировать художественное произведение. Уметь: находить художественные средства, помогающие автору передать свое настроение, уметь определить их роль, выделять ключевые эпизоды, раскрывать композицию, выделять проблемы, определять роды и жанры произведений; владеть теоретико-литературными понятиями из программы, которые помогают анализировать художественное произведение; уметь объяснять свою точку зрения по понравившимся произведениям. |
Материально-техническая база
Для реализации рабочей программы требуется следующая минимальная материально-техническая база:
- отдельное учебное помещение 25-30 кв.м. с окнами, имеющее искусственное освещение; помещение, соответствующее требованиям СанПиН, охраны труда и пожарной безопасности;
- мебель по количеству соответствующая контингенту: регулируемые в соответствии с ростом одноместные парты и стулья, доска меловая, освещение над доской, письменный стол, стул офисный, шкафы для хранения методической литературы и пособий;
- технические средства обучения: мультимедийный проектор, ноутбук, экран;
- учебно-методические пособия, включенные в УМК;
Учебное и учебно-методическое обеспечение по литературе
для обучающихся:
1. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 5 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2014.
2. Литература: 5 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СD-PОМ / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2012.
3. Репродукции картин художников
4. Словарь литературных терминов / Сост. И.В. Клюхина. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2011. – 96 с. – (Школьный словарик).
для учителя:
1. Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы. – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 2011. – 176 с. – (Стандарты второго поколения).
2.Программа общеобразовательных учреждений 5 - 9 классы (базовый уровень) под редакцией В.Я. Коровиной. М., «Просвещение», 2011 г.
3. И. В. Карасёва, В. Н. Пташкина «Система уроков по учебнику В. Я. Коровиной, В. П. Журавлёва, В. И. Коровина». Волгоград, Изд. «Учитель», 2013 г.
4. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. 5 класс. – 3-е изд., перераб. и доп. - М: ВАКО, 2007.
5. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 5 класс / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
6. Контрольно-измерительные материалы. Литература: 5 класс / Сост. Л.В. Антонова. – М.: ВАКО, 2011. – 96 с. – (Контрольно-измерительные материалы).
7. Литература. 5-9 классы: диалоговые формы обучения / авт.-сост. Л.В. Перепелицына. – Волгоград: Учитель, 2008. – 132 с.
8. Литература в таблицах : 5-11 кл.: справ. материалы / Н.А. Миронова. – М.: АСТ: Астрель, 2011.
9. Литература в таблицах и схемах / Марина Мещерякова. – 10 изд. – М.: Айрис-пресс, 2010. – 224 с. – (Домашний репетитор).
10. Репин А.В. Литература. 5 класс. Проверочные работы. – Саратов: Лицей, 2007. – 80 с.
11. Словарь литературных терминов / Сост. И.В. Клюхина. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2011. – 96 с. – (Школьный словарик).
12. Учебно-методический комплекс «Вокруг тебя – Мир…». 5-8 классы: В помощь учителю. Сборник / И. Бурж, К. Сухарев-Дериваз, В.Ю. Выборнова, Ю.Ф. Гуголев. – М.: МККК – 160 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...
Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы
Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Тематическое планирование по математике 5- 11 класс автор Мордкович, по физике 7-9 класс Громова, физике 10-11 класс Мякишева, факультативные курсы 9-11 классы по математике
В данном файле вложено тематическое планирование по математике. алгебре, геометрии, физике с 5 по 11 класс...
Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.
Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....
Рабочая программа по направлению: "Цветоводство и декоративное садоводство" 5класс 2019-2020гг.,6 класс 2020-2021гг., 7 класс 2021-2022гг.,8 класс 2022-2023гг., 9 класс 2023-2024гг.
Рабочая программа по направлению: "Цветоводство и декоративное садоводство" 9класс 2023-2024гг.",...
КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023
Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....