РП 5 класс
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему

Барбашова Людмила Ивановна

РП 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon l_5_-ar.doc237.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

АДМИНИСТРАЦИЯ ПРИМОРСКОГО РАЙОНА

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 13

ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

РАССМОТРЕНА

Методическим объединением

протокол от « »          2014 года №    

Председатель МО______________

УТВЕРЖДЕНА

Распоряжением  от «  »            2014  года  №    

Зам. директора_________А.Ю. Казакова

Рабочая программа на 2014   - 2015   учебный год

(РП №   )

Ступень образования  -  основное общее образование

Предмет  -  литература

Форма обучения  -  очная

Класс  -  5

Программа - обучения адаптированная основная образовательная программа основного общего образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи

 

Учитель  -  Барбашова Людмила Ивановна, высшая квалификационная категория 

                                             

       

                                               

                                                         

                                                        Санкт-Петербург

                                                                 2014   год


                                                       

                                                    Пояснительная записка

Рабочая программа предмета «Литература»  для 5 класса разработана на основе:

- закона Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании»;

- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373            «Об утверждении и введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС начального общего образования);

- письма Комитета по образованию от 10.06.2014 №03-20-2413/14-0-0 «О направлении методических рекомендаций по разработке рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) для использования в работе»;

- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010  № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

- Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования - Программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной,

7-е издание, М. «Просвещение», 2008 г. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

- локальных актов Образовательного учреждения:

- Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития, утвержденная приказом от 19.06.2014

№309- д;

- Учебного плана Образовательного учреждения на 2014-2015 учебный год, утвержденного приказом от 19.06.2014 №309-д;

- Положения о рабочей программе, утвержденного приказом от 19.06.2014 №309-д;

-планируемых результатов обучения по основной общеобразовательной программе основного общего образования для детей с тяжелыми нарушениями речи.

При разработке программы учитывались особенности контингента школы, а также низкая мотивация к обучению у учащихся.

         В данной программе преобладают требования: назвать, показать, определить, описать, приводить примеры и практически отсутствуют: анализировать и прогнозировать.

          В преподавании предмета целесообразно использовать такие формы и методы обучения как: словесный, наглядный, практический, репродуктивный.

          Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний: открытые и закрытые тесты, задания на установление соответствия, ответы на вопросы.

           Цель изучения литературы – помочь формированию и развитию личности подростка приобщением к идейно-художественному богатству русской, классической и современной литературы.

       Программа предполагает систематическое чтение текстов художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной речи:

     - составление планов;

     - краткие и подробные пересказы текста;

     - изложение с элементами сочинения;

     - устные и письменные сочинения-характеристики героев;

     - анализ художественного богатства языка писателя на примере небольших отрывков из изучаемых произведений;

      - развитие художественной фантазии у детей;  

     - прогнозирование поведения героев в других жизненных ситуациях;

     - придумывание финала, опираясь на логику развития образа и событий.

           Измерители, по сравнению с общеобразовательной школой, другие. Применяется более щадящая проверка и оценка знаний и  умений учащихся.  

Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительную записку, содержание обучения (перечень форм контроля результативности, требования к уровню подготовки обучающихся, тематическое распределение часов), описание минимальной материально-технической базы, список рекомендуемой учебно-методической литературы.

Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта (образования) по данной образовательной области с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса по предмету «Литература»,  возрастных и психофизических особенностей детей с тяжелыми нарушениями речи.

Целью рабочей программы является:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Для достижения поставленных целей используются личностно-ориентированный, деятельностный подходы.

В ходе реализации программы решаются следующие задачи изучения литературы в  5 классе:

  •  приобрести  знания по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
  •   овладеть способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и      учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;

 устного пересказа  (подробному,  выборочному,  сжатому,  от другого лица, художественному)  -  небольшого отрывка,  главы,  повести,  рассказа, сказки;  свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;

  •  научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;   отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью.
  • научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;   отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью.
  • самостоятельно делать отзыв прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью.
  • освоить лингвистическую, культурологическую, коммуникативную компетенции.
  •    Таким образом, компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

       Реализация программы осуществляется с учетом особенностей развития обучающихся с задержкой психического развития. Компенсация особенностей развития достигается путем личностно — ориентированного подхода к обучению, доступности изложения материала, за счет разнообразия форм внеурочной деятельности.

  При реализации программы  используются следующие технологии обучения: технология проблемного обучения, ИКТ технологии,  технология игрового обучения.  Формы уроков: урок-беседа, урок-лекция, урок-исследование, урок-зачет, урок-семинар, лекция с элементами беседы.

      Осуществления возможней внеурочной деятельности по предмету достигается за счет проведения предметной недели,  участия в конкурсах различного уровня, литературных вечерах.

Промежуточная аттестация проводится по предмету по итогам четверти.

      На реализацию программы по литературе отводится 68 часов (2 часа в неделю).

Содержание обучения

Реализация рабочей программы осуществляется в 5 классе.  Обучающиеся по программе – это дети в возрасте 10-11 лет, уровень компетентности которых должен соответствовать личностным,  метапредметным и предметным результатам освоения учебного предмета в 5 классе.

Учащиеся должны знать:

  1. содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
  2. наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
  3. основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
  4. основные теоретико-литературные понятия.

              Учащиеся должны уметь:

  1. работать с книгой;
  2. определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
  3. выявлять авторскую позицию;
  4. выражать свое отношение к прочитанному;
  5. выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  6. владеть различными видами пересказа;
  7. строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  8. участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

Учебный материал в ходе реализации программы изучается тематическими разделами. Изучение каждого раздела осуществляется посредством применения различных методик и технологий, обеспечивающих достижение требуемого результата, на изучение каждого раздела отводится определенное количество часов.

Наименование раздела учебного материала

Количество часов на изучение раздела

Содержание деятельности по изучению материала

Формы и периодичность контроля результативности

Предполагаемый результат

1

Введение.

Книга и её роль в духовной жизни человека и общества

1

Литература как предмет, цель и задачи предмета, содержание учебника хрестоматии; роль книги в жизни человека и общества; понятие о вымысле и художественном творчестве, о писателе и авторе, литературных жанрах

Тематический контроль.

Пересказ.

Знать: что такое художественная и учебная литература, структурные элементы учебной книги 

2

Устное народное творчество.

5

Русский фольклор – коллективное устное народное творчество. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (загадки, колыбельные песни, частушки, считалки, заклички, скороговорки, загадки). Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые.

Промежуточный контроль.

Итоговый контроль.

Викторина по сказкам.

Тест.

Игра по малым жанрам фольклора

Знать: малые жанры фольклора: пословицы,поговорки, загадки; жанры детского фольклора; жанровые особенности, виды сказок;

Уметь: отгадывать загадки, давать определения малым жанрам; отличать друг от друга  малые жанры фольклора; объяснять принадлежность конкретного текста к определённому жанру, определять характерные для сказок обороты речи , использовать при сказывании сказок, сопоставлять эпизоды сказок, сказочных героев с их изображении в живописи и графике; пересказывать узловые сцены и эпизоды;строить рассказ о герое, видеть отличие сказки от мифа, объяснить отличие  сказки о животных и бытовой сказки от волшебной.

3

Древнерусская литература.

1

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Теория литературы. Летопись (начальное представление).  

Промежуточный контроль.

Выразительное чтение летописи.

Пересказ.

Знать: закономерности развития древнерусской литературы, определение понятия «летопись»;

Уметь: коротко передать содержание статьи учебника, определять черты фольклора в летописи, объяснять жанровые особенности летописи (краткость, напевность, отношение автора к героям)

4

Из литературы XVIII века.

1

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальное представление).

Промежуточный контроль.

Тест.

Понимать: значимость личности М.В.Ломоносова, смыслом жизни которого  было «утверждение наук в отечестве»

5

Из литературы XIX века.

37

Жанр басни. Истоки басенного жанра. Мораль басни и способы ее выражения.

Аллегория как основа худ. мира басни. Народная мудрость. Баллада как жанр, ее особенности. Детские и лицейские годы жизни А.С. Пушкина.

Лирика как род литературы. Основные образы, яркость характеров, живописность языка. Поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.

Промежуточный контроль.

Итоговый контроль.

Конкурс чтецов.

Написание басни.

Иллюстрации к произведениям.

Сообщения по биографии писателей и поэтов.

Тест.

Знать: основные  факты  биографии писателей  и поэтов, жанровые особенности басни; определение понятий «басня», «мораль», «аллегория», «олицетворение», истоки басенного жанра, историю рождения  сюжета сказки, особенности стихотворной сказки; определение понятий ритм, рифма,строфа, определение теоретических понятий: юмор, фантастика; определение понятий: портрет, пейзаж, литературный герой; понятия «герой», «сопоставление», «противопоставление»,

 средства раскрытия характера действующих лиц;

Уметь:  выразительно читать, сопоставлять литературную и фольклорную сказки, выявлять общее и отличительное, отбирать материал для характеристики героев, делать сравнительную характеристику персонажей, передать сюжет стихотворения, объяснять, какие чувства объединяют героев, автора и читателей, какие изобразительно-выразительные средства использует автор, сопоставлять главного героя  с его окружением, давать характеристику героя и его поступкам, поведению, строить устное высказывание  с опорой на текст, определять, какие художественные приёмы использует автор для описания природы, анализировать художественное произведение.

6

Из литературы XX века.

16

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине. Рассказ «Подснежник». (Для внеклассного чтения.) Тема исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.

«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальное представление).  

Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» - поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.

Промежуточный контроль.

Итоговый контроль.

Конкурс чтецов.

Иллюстра-ции к произведе-ниям.

Сообщения по биографии писателей и поэтов.

Тест.

Знать: жизнь и творчество писателей и поэтов, особенности их творческой индивидуальности,  определение понятия «композиция», определение понятия  «драма», понимать особенности пьесы как особого рода художественного произведения, своеобразие пьесы-сказки; уметь выразительно читать стихотворения, зрительно представлять картины, которые воссоздают поэты.

 
Уметь: определять границы эпизода в произведении, пересказать его кратко, назвать его тему, охарактеризовать героев, давать оценку их поступкам, находить художественные средства, помогающие авторам передать свое настроение, определить их роль.

7

Из зарубежной литературы.

8

Промежуточный контроль.

Тематический контроль.

Викторина по произведению Даниэля Дефо.

«Робинзон Крузо».

Тест по произведениям зарубежной литературы.

Знать: биографические сведения о писателях и их творчестве,  своеобразие Андерсена-сказочника, роды и жанры произведений; владеть теоретико-литературными понятиями из программы, которые помогают анализировать художественное произведение.

Уметь: находить художественные средства, помогающие автору передать свое настроение, уметь определить их роль, выделять ключевые эпизоды, раскрывать композицию, выделять проблемы, определять роды и жанры произведений; владеть теоретико-литературными понятиями из программы, которые помогают анализировать художественное произведение; уметь объяснять свою точку зрения по понравившимся произведениям.

Материально-техническая база

Для реализации рабочей программы требуется следующая минимальная материально-техническая база:

- отдельное учебное помещение  25-30 кв.м. с окнами, имеющее искусственное освещение; помещение, соответствующее требованиям СанПиН, охраны труда и пожарной безопасности;

- мебель по количеству соответствующая контингенту: регулируемые в соответствии с ростом одноместные парты и стулья, доска меловая,  освещение над доской, письменный стол, стул офисный, шкафы для хранения методической литературы и пособий;

- технические средства обучения: мультимедийный проектор, ноутбук, экран;

- учебно-методические пособия, включенные в УМК;

Учебное и учебно-методическое обеспечение по литературе

для обучающихся:

1. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 5 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2014.

2.  Литература: 5 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СD-PОМ / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2012.

3. Репродукции картин художников

4. Словарь литературных терминов / Сост. И.В. Клюхина. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2011. – 96 с. – (Школьный словарик).

для учителя:

 1. Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы. – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 2011. – 176 с. – (Стандарты второго поколения).

2.Программа общеобразовательных учреждений  5 - 9 классы (базовый уровень) под редакцией В.Я. Коровиной. М., «Просвещение», 2011 г.

3. И. В. Карасёва, В. Н. Пташкина «Система уроков по учебнику В. Я. Коровиной, В. П. Журавлёва, В. И. Коровина». Волгоград, Изд. «Учитель», 2013 г.

4. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. 5 класс. – 3-е изд., перераб. и доп. - М: ВАКО, 2007.

5. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 5 класс / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2011.

6.  Контрольно-измерительные материалы. Литература: 5 класс / Сост. Л.В. Антонова. – М.: ВАКО, 2011. – 96 с. – (Контрольно-измерительные материалы).

7.  Литература. 5-9 классы: диалоговые формы обучения / авт.-сост. Л.В. Перепелицына. – Волгоград: Учитель, 2008. – 132 с.

8. Литература в таблицах : 5-11 кл.: справ. материалы / Н.А. Миронова. – М.: АСТ: Астрель, 2011.

9. Литература в таблицах и схемах / Марина Мещерякова. – 10 изд. – М.: Айрис-пресс, 2010. – 224 с. – (Домашний репетитор).

10.  Репин А.В. Литература. 5 класс. Проверочные работы. – Саратов: Лицей, 2007. – 80 с.

11. Словарь литературных терминов / Сост. И.В. Клюхина. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2011. – 96 с. – (Школьный словарик).

12. Учебно-методический комплекс «Вокруг тебя – Мир…». 5-8 классы: В помощь учителю. Сборник / И. Бурж, К. Сухарев-Дериваз, В.Ю. Выборнова, Ю.Ф. Гуголев. – М.: МККК – 160 с.

                                      Календарно-тематическое планирование по литературе 5 класс

                Количество часов в неделю: 2 часа

I четверть —  18 часов

II четверть — 14 часов

III четверть — 20 часов

IV четверть —16 часов

Количество часов в год: 68 часов

№ урока

Тема урока

Виды деятельности

Домашнее задание

№ учебной недели

Фактическая дата проведения урока*

Раздел 1. Введение.

Книга и её роль в духовной жизни человека и общества

Объяснить значение слов А.С. Пушкина «Чтение – вот лучшее учение». Составить план статьи учебника

Подготовить пересказ  учебной статьи по плану. Подобрать пословицы и поговорки о книге и чтении.

 С.6, задание 1

        1

Раздел 2. Устное народное творчество 5 часов

Русский фольклор. Малые жанры.

Детский фольклор

Ответить на вопросы:

-почему у каждого народа свой фольклор?

-как помогает понять разницу между пословицей и поговоркой пословица «Поговорка – цветочек, пословица – ягодка»?

Подобрать пословицы, поговорки, загадки; сгруппировать их по темам; нарисовать иллюстрации к известным загадкам

1

Сказка как особый жанр фольклора.

«Царевна-лягушка» -  сказка о мудрости и красоте

Сказывание волшебной сказки;

Выразительное чтение, пересказ сказки;

составить план характеристики главных героев

С.10, вопр.1, 6 выучить определение;

2

 «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» — волшебная сказка героического содержания.

 

Рассказ, беседа, художественный пересказ, выставка книг, иллюстраций

Пересказ, выполнить задания №1-7 на с. 37

2

Сказка о животных «Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдатская шинель»

Рассказ, беседа, художественный пересказ, выставка книг, иллюстраций

С. 42-44, отв. на вопросы, нарисовать иллюстрации; подготовиться к внеклассному чтению:   прочитать любимые сказки

3

Внеклассное чтение

Мои любимые сказки

Чтение сказок

 Написать сказку; оформит письменно

3

Раздел 3.  Из древнерусской литературы 1 час

«Подвиг отрока киевлянина  и хитрость воеводы Претича»

Чтение по ролям. Составление цитатного плана

Подготовить пересказ по цитатному плану;

Вопр. №1-5 с.50

4

Раздел 4. Из литературы XVIII века 1 час

М.В. Ломоносов. Слово о писателе. «Случились вместе два астронома в пиру…»

Рассказ, работа с текстом, беседа.

С.52-53, пересказ;  стихотворение  выразительно читать.

Инд. задание:

-подготовить сообщение о баснописцах (Эзопе, Лафонтене и др.)

4

Раздел 5. Из литературы XIX века 37 часов

Русские басни. Басня и его родословная. Басня как литературный жанр

инсценирование басни, создание иллюстраций к басням с цитатами-комментариями

С.55 -56, учить определения;  принести басню «Волк и Ягнёнок»

5

И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басня «Волк  и Ягнёнок»

Устное словесное рисование

Подготовить чтение басни в лицах; нарисовать иллюстрации к басне.

5

И.А.Крылов. Басни «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом»

Инсценированное чтение

Выразительное чтение басен,  одну наизусть по выбору.

6

И.А.Крылов. «Волк на псарне»

Ответить на вопрос: «Почему И.А.Крылов подарил басню Кутузову?»

Чтение по ролям

Выучить  басню наизусть, подготовиться к конкурсу.

6

Внеклассное чтение

Басенный мир И.А.Крылова

Чтение по ролям; инсценирование басен

 Сочинить басню;

Оформит письменно

7

В.А.Жуковский.  «Кубок»

Чтение по ролям

С.68-69, пересказ.;

 с.81-85, выр.чит.;

с.87, вопр.№1-3,5

7

В.А.Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна»

Составление таблицы «Сходство и различие  русской народной сказки  и литературной»

Выразительное чтение сказки.

С.79-80, вопр.1-5

8

А. С. Пушкин.   Детские и лицейские годы жизни поэта. «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны

Работа с книгой, тренинг, просмотр видеофильмов

Подг. выразит. чтение, читать «Сказку  о мертвой царевне…»

8

Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок

Работа над терминами “ритм”, “стихотворная и прозаическая речь”.

С.90-91 наизусть;

читать «Сказку  о мертвой царевне…»

9

А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Борьба добрых и злых сил

Составление сравнительной характеристики мачехи и падчерицы, царицы-матери. Выборочный пересказ эпизодов

Подготовить художественный пересказ эпизода «Спасение царевны», иллюстрации к понравившемуся эпизоду

9

Пушкинская сказка – «прямая наследница народной»

Ответ на вопрос: почему пушкинская сказка – «прямая наследница народной?» Чтение (по ролям, сравнительная характеристика героев

Подготовить связный рассказ  « Что помогло Елисею в поиске невесты?»

10

Развитие речи

Стихотворная и  прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа

Ответить на вопрос:   чем стихотворная речь  отличается от прозаической

Подготовить  сообщения:

  1. Рифма. Способы рифмовки.
  2. Ритм. Стихотворная и прозаическая речь.

Иллюстрировать ответ примерами из изученных произведений

10

Русская литературная сказка. Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители» как литературная сказка.

Пересказ фрагментов и комментированное чтение

Пересказ отрывка

11

Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Нравоучительное содержание и причудливый сюжет сказки.

Комментированное чтение, беседа

Дочитать до конца, отв. на вопросы  1-7  

с.151-152

11

В.М. Гаршин. Человек обострённой совести. Сказка  «Attalea  Prinseps»

Выразительное чтение эпизода сказки

Пересказ событий сказки от лица «маленькой, вялой травки».

12

Внеклассное чтение

Писатели-сказочники и их герои.

Комментирование прочитанных сказок

Подготовить иллюстрации к любимой литературной сказке

12

М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворение «Бородино»

Выразительное чтение; самостоятельная  работа с текстом;  аргументированные ответы на вопросы

Выразительно читать стихотворение; вопросы с.169-170

13

Образ простого солдата – защитника Родины в стихотворении «Бородино»

Устное словесное рисование, комментирование художественного текста

Выучить наизусть отрывок

13

Н.В. Гоголь. Слово о писателе. Понятие о повести  как эпическом жанре. Сюжет повести «Заколдованное место»

Составление вопросов  к учебной статье.

Составление таблицы «Язык повести», план повести

С.173-174 пересказ;

Краткий пересказ содержания повести

14

Реальное и фантастическое в сюжете повести

Составление таблицы «Способы достижения юмористического эффекта в повести»

Ответить на вопрос: как соединились вымысел и реальность в повести?

1.Подготовить пересказ эпизода от лица деда.

2. Прочитать другие повести из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки»

14

Н.А. Некрасов. Слово о поэте. Стихотворение «На Волге»

Выразительное чтение

Выучить отрывок наизусть

15

Н. А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях...» — отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской женщины.

Владеть навыком письменного развернутого ответа на проблемный

вопрос

Читать выразительно;

Письменно ответить на вопрос: «Как я отношусь  к героине повести?»

15

Мир детства в стихотворении Н.А.Некрасова «Крестьянские дети».

Чтение по ролям

Выразительное чтение по ролям;   выучить отрывок наизусть

16

И.С. Тургенев. Слово о писателе. История создания рассказа «Муму». Быт и нравы крепостной крепостной России  в рассказе

Составление цитатного плана рассказа. Выборочный пересказ эпизодов рассказа. Ответить на вопрос: как Тургенев изображает нравы барской усадьбы?

С.207-208 пересказ. Рассказ о жизни Герасима в городе.

16

Герасим и его окружение

Пересказ эпизода  «Муму в доме барыни». Чтение диалогов

Подготовить рассказ-характеристику Татьяны, Капитона, барыни (по выбору). Составить характеристику Герасима

17

Герасим и Муму. Счастливый год

Ответы на вопросы

Письменно ответить на вопрос:

- Как изменила Герасима гибель Муму?

Выразительно читать эпизод «Возвращение Герасима домой»

17

Авторская позиция  и способы её выражения  в рассказе «Муму».   Подготовка к сочинению.

Составление плана характеристики литературного героя. Подготовка к написанию сочинения

Написать сочинение

18

А.А.Фет. Слово о поэте. Стихотворение «Весенний дождь»

Выразительное чтение

С.245 – наизусть;

С.244, 246 – выр. чит.;

18

Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Рассказ-быль «Кавказский пленник». Сюжет рассказа

Определить события, позволяющие сопоставить и оценить поведение Жилина и Костылина  в минуты опасности

Определить события, позволяющие сопоставить и оценить поведение Жилина и Костылина  в минуты опасности

19

Странная дружба  Жилина и Дины

Ответить на вопросы (устно):

-Почему Дина перестала видеть в Жилине врага?

-Как проявляет себя Жилин в момент расставания с Костылиным и Диной?

-Характеристика Дины  (детали её портрета, поведение, отношение к Жилину)

Ответить на вопросы (устно):

-Почему Дина перестала видеть в Жилине врага?

-Как проявляет себя Жилин в момент расставания с Костылиным и Диной?

-Характеристика Дины  (детали её портрета, поведение, отношение к Жилину)

19

Два пленника: Жилин и Костылин.

Смысл заглавия  рассказа. Роль картин природы  в рассказе. Особенности языка произведения

Озаглавить эпизоды, в которых ярче всего проявилось различие характеров Жилина и Костылина.

Озаглавить эпизоды, в которых ярче всего проявилось различие характеров Жилина и Костылина.

20

А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хирургия»

Чтение по ролям

Чтение по ролям

20

Русские поэты XIX века  о Родине и родной природе. Лирика Ф. И.Тютчева,

А.Н.Плещеева, И.С.Никитина и др.

 

Выразительное чтение; анализ  стихотворений

Выразительное чтение; анализ  стихотворений

21

                  Раздел 6. Из литературы XX века 16 часов

Чтение по ролям

И.А.Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Косцы». Человек и природа в рассказе

Анализ текста.

Ответить на вопрос:

-В чём заключается своеобразие языка Бунина?

-О чём размышляет автор в конце рассказа?

c.4-9  выр. чит., отв. на вопросы

21

В.Г.Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе». Вася и его отец.

Комментированное чтение; ответы на вопросы

С. 11 пересказ, сравнительная характеристика Маруси и Сони; Васи и Валека; Судьи и  Тыбурция

22

Контраст судеб героев в повести «В дурном обществе». Счастье дружбы в повести Короленко

Ответить на вопросы

Написать сочинение

22

Контрольный урок

Анализ эпизода из повести В.Г.Короленко «В дурном обществе»

Анализ эпизода

Не задано

23

С.А.Есенин. Слово о поэте. Образ родного дома в стихах Есенина

Выразительное чтение

С.49-50 пересказ;

Выучить стихотворение наизусть по выбору

23

П. П. Бажов. Слово о писателе. «Медной горы Хозяйка». Трудолюбие и талант Данилы-мастера

Чтение  сказа. Беседа по вопросам.

С.53-54 пересказ; с.54-64, вопр.7

24

К. Г. Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказке «Теплый хлеб»

Чтение рассказа. Беседа по вопросам.

Подг. пересказ, задания 7-8 (с. 78), иллюстрации

24

Роль пейзажа в сказке

К. Г.Паустовского «Теплый хлеб». Нравственные проблемы произведения

Инсценировки отрывков из рассказов К. Паустовского, выразительное чтение отрывков.

Прочитать сказку «Заячьи лапы» иллюстрации

25

К. Г. Паустовский. «Заячьи лапы». Природа и человек в произведении

 К. Г. Паустовского

Чтение рассказа. Беседа по вопросам.

С.78-83, вопр.1-5

25

С.Я.Маршак.  Слово о писателе. Пьеса-сказка С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев»

Чтение по ролям; устное словесное рисование

Чтение по ролям : 2 картина 1 действия.

26

Анализ картины «Встреча падчерицы с двенадцатью месяцами»

Устное словесное рисование

Подготовить устное сообщение «Падчерица и Королева в пьесе-сказке С.Я.Маршака»;

Прочитать рассказ А.П.Платонова «Никита»

26

А.П.Платонов. Слово о писателе. Маленький мечтатель Андрея Платонова в рассказе «Никита»

Составление плана рассказа о главном герое.

Ответить на вопрос:

-Какую роль играет эпизод встречи Никиты с отцом?

c.106 пересказ, рассказ о главном герое.

Прочитать рассказ В.П.Астафьева «Васюткино озеро»

27

В.П.Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро». Сюжет рассказа, его герои.

Пересказ истории с глухарём.

Ответить на вопрос:

-Зачем эта история введена писателем в рассказ?

Чтение по ролям эпизода встречи Васютки с экипажем бота «Игарец»

С.116 пересказ; пересказ эпизода «Как Васютка заблудился»

27

Человек и природа в рассказе

Сопоставление эпизодов; пересказ эпизода «Первая ночь в лесу»

Сочинение «Как должен человек относиться к природе?»

Читать «Робинзон Крузо» Д.Дефо

28

Русские поэты XX века о Родине и родной природе: А. А. Прокофьев,

Д. Б. Кедрин, Н. М. Рубцов. Образ Родины в стихах о природе

Выразительное чтение наизусть и анализ стихотворений

С.155-159 выраз.читать;

наизусть по выбору

28

Писатели улыбаются.

Саша Черный.   Образы детей в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон».  Юмор в его рассказах

Выразительное чтение отрывка из рассказа или рассказ о главном герое. 

С.162-178, вопр.2

29

Поэты о Великой Отечественной войне (1941-1945)

А. Т. Твардовский. Слово о поэте. «Рассказ танкиста». Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны

Рассказать о значении поэзии в годы  Великой Отечественной войны, развивать патриотические чувства учеников, развивать навыки анализа поэтического текста

С.150-151 выр.чит., вопр.1,4

29

К. М. С и м о н о в. Слово о поэте. «Майор привез мальчишку на лафете...». Война и дети.

Развивать патриотические чувства учеников, развивать навыки анализа поэтического текста

С.153-154 выучить наизусть по выбору

30

Раздел 7. Из зарубежной литературы 8 часов

Р.Л.Стивенсон. Баллада  «Вересковый мёд»

Подг. выразит. чтение. Читать роман Дефо «Робинзон Крузо»

30

Д. Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» — произведение о силе человеческого духа.

С.188-199 краткий пересказ

31

Необычайные приключения Робинзона Крузо

С.188-199 краткий пересказ

31

X. К. А н д е р с е н. Слово о писателе. «Снежная королева»: реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда

Отв. на вопросы с.234, подг. пересказ

 В поисках Кая. Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини

 Письменно ответить на вопрос:

-Почему Герда оказалась сильнее Снежной королевы?

32

Ж. Санд. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном

С.240-250, вопросы

32

М. Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том Сойер и его друзья.

С.252-268, вопросы

33

Дж. Лондон. Слово о писателе. «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя рассказа.

Подг. сообщение «Мое любимое произведение из прочитанного за год»

34

Итоговый урок-праздник. «Путешествие по стране Литературии 5 класса». Выявление уровня литературного развития учащихся. Задания для летнего чтения

Задание на лето

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....