Урок русского языка в 9 классе Богатство мыслей и чувств писем
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему
Урок русского языка в 9 классе Богатство мыслей и чувств писем
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_pisma.doc | 142 КБ |
Предварительный просмотр:
БОГАТСТВО МЫСЛЕЙ И ЧУВСТВ ПИСЕМ.
(Письма на фронт, с фронта наших земляков, письма лицеистов).
Урок русского языка в 9 классе
«Направление гуманитарное»
Ф.И.О.: Федчун Светлана Владимировна Должность: учитель русского языка и литературы Место работы: МБОУ лицей имени дважды Героя Социалистического Труда В.Ф. Резникова ст.Каневской Регион: Краснодарский край Аудитория: 9 класс |
Ст. Каневская
2014 год
Защита урока
Тема: Богатство мыслей и чувств писем.
(Письма на фронт, с фронта наших земляков, письма лицеистов)
Учащиеся 9 класса - это увлеченные люди, они любят литературу, русский язык, им нравится выполнять творческие работы. Данная разработка составлена на основе «Рабочих программ «Русский язык».Предметная линия учебников под редакцией М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского- М «Просвещение,2010г. к учебнику «Русский язык, 9 класс под редакцией Н.М. Шанского М. «Просвещение»,2012г. Количество часов, отведенное на преподавание русского языка по плану -3 часа в неделю, 102 ч. в год. Кабинет русского языка оснащен компьютером, мультимедийной доской, имеется выход в Интернет.
Тип урока-урок-практикум, в ходе которого используются презентация, карточки-задания для групповой работы, поисковая деятельность, повесть В.Кондратьева «Привет с фронта», работа со словарями ,применяется групповая, индивидуальная ,парная и коллективная виды работы.
Цели:
Образовательные:
- определить специфику эпистолярного жанра;
- обратиться к фронтовым письмам, как бесценным реликвиям военного времени,
- осмыслить эпистолярное наследие В.Кондратьева.
Развивающие:
- формировать навыки поисковой работы, анализа художественного произведения;
- совершенствовать навыки развития речи учащихся.
Воспитательные:
- исследовать образцы эпистолярного жанра и доказать, что в письмах мы находим не только отражение души людей, но и получаем нравственные уроки;
- продолжать воспитывать уважительное отношение в среде школьников к великому подвигу фронтового поколения.
Мы … письма, как летопись боя,
Как хронику чувств перечтем.
И.П.Уткин
Ход урока:
I. Организационный момент
Цель этапа: организовать направленное внимание на начало урока, создать положительный настрой учащихся на урок.
Учитель: Потребность в общении – сложное социально – психологическое явление. Трудно представить себе современного человека, который бы не стремился к ежедневному общению. Мы живем в XXI веке, когда человечество изобрело десятки способов передачи информации: SMS, Wattsup, Viber, Электронная почта. Сейчас можно позвонить, отправить SMS.
- А согласны вы, что с развитием информационных технологий мы меньше времени уделяем просто человеческому общению, в том числе общению через расстояние в форме письма?
II. Мотивация.
Учитель: Письма несут в себе важную информацию, ценность которой с годами только возрастает. Без таких писем мы можем утратить навсегда какие-то важные эпизоды нашей жизни, которые, не будучи запечатленными, могут уйти навсегда. Сейчас мы с вами посмотрим отрывок из фильма «Привет с фронта».Фильм снят в 1983 году режиссером Иваном Киасашвили. (http://vk.com/video_ext.php?oid=43721529&id=164759372&hash=fb154fd2f65fd244)
Учитель: Какое событие показано в кадрах из фильма?
Учащиеся: Великая Отечественная война
Учитель: Что хотел показать режиссер в своем фильме?
Учащиеся: Взаимоотношения между людьми в суровые годы войны.
Учитель: А как герои выражают свои чувства?
Всегда, говоря о защите Родины, нужно помнить о подвигах, совершенных нашими дорогими ветеранами! Сформулируйте тему нашего урока, цели.
Учащиеся: Я думаю, что цель нашего урока: ценить письма, как исторический документ, изучать богатый и выразительный язык писем, слога, так как отход от эпистолярного жанра приводит к нарушению целостной беседы.
III. Актуализация знаний. Цель этапа: повторить знания учащихся об особенностях эпистолярного жанра.
Учитель: А что такое «письмо»?
Учащиеся: Письмо – это форма общения между людьми
Сообщение учеников-лингвистов (индивидуальное задание):
По определению С.И.Ожегова: « Письмо – написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь»
В.И.Даль писал: « Письмо – письменная речь, беседа, посылаемая от одного лица другому».
(слайд 3 )
Учитель: Давайте вспомним особенности эпистолярного жанра. (слайд 4 )
Учащиеся:
1.Письмо предполагает обязательное присутствие адресата.
2.Обращение-имя того, кому предназначено письмо.
3.Письмо-форма общения между людьми, овеяно доверительностью и искренностью.
4.Изложение информации, интересующей адресата.
5.Выражение любви, уважения ,преданности.
6.Дата, подпись.
IV. Первичное усвоение новых знаний.
Учитель. Сегодня на уроке у нас будет работать 3 группы. Каждая группа получила задание, наметила путь его решения и представит найденный совместно результат.
Учащиеся первой группы представляют визитки – портреты «Боевой путь моего прадедушки» (Рассказы школьников о воспоминаниях родственников, о том, как воевали прадеды.)(слайд 6) см. Приложение 1
Учитель: К сожалению, не сохранились письма от Бунякова Ивана Спиридоновича, Лещенко Марка Егоровича… Но мы представим людей, пишущих письма с фронта. Что чувствуют они? Давайте послушаем отрывок из письма.
Учащийся зачитывает строки письма: «Здравствуй, дорогая и никогда не забытая моя мамочка!
Я сегодня в своем распоряжении имею много времени, а поэтому вспомнил всю гражданскую жизнь и при этом не мог не вспомнить Вас, дорогая мама, и Вашу материнскую заботу и ласку».
Учащиеся: Боец задумывается над письмом, вспоминает дом, семью, невесту или подыскивает нужные слова, чтобы поддержать близких, чтобы выразить им свою любовь.
Творческая работа №1.
Учитель: А сейчас я предлагаю вам дать характеристику фронтовым письмам. В этом вам поможет синквейн. Вспомните, что такое синквейн и как его правильно составить?
Учащиеся:
1.Называем тему одним словом (обычно существительным)
2.Описание текста в двух словах(двумя прилагательными)
3.Описание действия в рамках этого текста тремя словами(глаголами)
4.Фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
5.Последняя строка-это синоним из одного слова.
Учитель: А сейчас каждая группа составит свой синквейн. Письма с фронта? Какие?
Пример: Письма
Трогательные, задушевные
Вдохновляют, учат, поддерживают
Бесценные реликвии военного времени
Память
Учащиеся читают созданный группой синквейн.(слайд 9)
VI. Поисковая работа.
Учитель: Вторая группа посетила музей агрофирмы «Победа»,познакомилась с письмами в кубанских газетах.
Письма из музея агрофирмы «Победа».Письма с фронта.(слайд 11)
В музее агрофирмы «Победа» мы познакомилась с письмом, написанным 3 октября 1943 года Павлом Ивановичем Марченко своей жене Ксении Федотовне. Там, на фронте, под прицелом вражеских орудий, солдат думал о том, есть ли дома продукты, корм для коровы. За три года войны не ослабели крепкие нити духовной связи солдата с семьей, если от истопленной женой печи теплее становилось солдату в окопе…
Вот строки из письма:
от сырости в окопе. Я оце полежал бы на горячей печи, спину попарил бы. Так далеко моя родина, мой родной край. Но ничего, Сеня, не журись. Может, Бог даст, скоро война кончится, та останусь жив и приду домой, то тогда буду отдыхать и будем вдвоем хозяйновать. Сеня, молитесь богу та за меня, може кто есть из вас там счастливый в семье, чтобы я остался жив и вернулся к вам на родину».
Но, к сожалению, не дошли молитвы родных до небес, погиб Павел Иванович в бою незадолго до окончания войны. Павел Иванович является дедушкой лаборанта нашего лицея Елены Ивановны Першиной.
Письма на фронт. (Газета «Кубанские новости»)
Представляют большой интерес и письма на фронт. Участнику Великой Отечественной войны Николаю Николаевичу Шонгину – 88 лет. Письмо своего отца на фронт он хранил 66 лет. Письмо написано вскоре после освобождения Краснодара от фашистов.
Невозможно без волнения читать строки, написанные исстрадавшимся за месяцы оккупации человеком, наконец – то вдохнувшим воздух свободы – «воздух Родины», Как поэтично написано в письме.
« …на сегодня, мой дорогой, я дышу с тобой одним воздухом, воздухом Родины… имею возможность сесть за письмо тебе…разве, сыночек, это не счастье, а?
Клянусь тебе, мой единственный, что еще раз никто и ничто в мире, кроме смерти, не оторвет меня от вас, не разлучит меня с вами!
… на сегодня русский солдат и его командиры возвращают миру погашенное нетопырями солнце. Земно кланяюсь им и тебе, моему соколу. Крепко целую».
VII.Самостоятельная работа.
Учитель: Докажите, что письма на фронт и с фронта - это бесценные реликвии военного времени. (ответы учащихся)
VIII. Включение в систему знаний
Учитель: Третья группа познакомит вас с «Письмами ветеранам».
Учащиеся: 2014 год…69 лет назад отгремела война. Бойцы сражались, проливая свою кровь, в том числе и за нас, которые родились спустя десятки лет. И вот теперь нынешнее поколение говорит фронтовикам: « Спасибо!». Мы и сейчас пишем письма ветеранам.
В ходе акции «Переписка поколений» прошел конкурс сочинений «Письмо ветерану».
300 лучших писем вручили ветеранам на традиционном огоньке в честь Дня Победы.
Пожилые люди были тронуты до глубины души.
Письмо ученика лицея Субботина Дмитрия. (слайд 13)
«Здравствуйте, дорогой наш ветеран! Приближается тот день, когда мы все должны низко поклониться нашим прадедам.
Давно заросли раны на полях сражений, давно сняли гимнастерки защитники Отечества, дорогие наши ветераны.
Вы, наверное, вспоминаете дни своей молодости. 22 июня 1941 года для вас начался не тихой росной зарей, а грохотом бомб, свистом пуль и скрежетом стали. Вы услышали голос Левитана, читающего заявление правительства: « Сегодня…без объявления войны, германские войска напали на нашу страну…» Эти слова нарушили ваш привычный уклад жизни, перечеркнули надежды, разлучили с близкими, но обнаружили в ваших сердцах удивительную силу и решительность, веру в завтрашний день. Вы надели фронтовую шинель и шагнули в бой. В дни тягчайших испытаний для Родины вы не щадили жизни во
От всей души поздравляю вас с Днем Победы. И пусть этот День для вас « праздником со слезами на глазах». Я думаю, что этих слез стыдиться не надо». (Приложение 2)
IX. Первичное закрепление изученного.
Цель этапа: сформировать у учащихся уважительное отношение к эпистолярному жанру.
Учитель: Назовите слова, характерные для писем участников войны и современных школьников?
Учащиеся: Дорогой ветеран, дорогой наш ветеран, мой дорогой, мой единственный,
сыночек, мой сокол, освободитель.
Учитель: Это слова-обращения к дорогим людям. Какие пожелания встречаются в конце писем?
Ученик: Низко кланяюсь Вам, спасибо большое за жизнь, от всей души поздравляю Вас с Днем Победы, земно кланяюсь, крепко целую.
Учитель: Память о прошлом, чувство благодарности отцам и дедам, защитившим от врага родную землю, чувство сопричастности к истории своей страны и гордость за нее – все это объединяет миллионы разных людей в единую нацию и в конечном итоге делает нас непобедимыми.
X. Проблемное объяснение нового материала
Цель этапа осмыслить эпистолярное наследие В.Кондратьева, доказать, что в письмах мы находим не только отражение души людей, но и получаем нравственные уроки;
Учитель: Сегодня мы поговорим о повести, написанной в эпистолярном жанре. (Анализ повести В.Л.Кондратьева «Привет с фронта») (слайд 14)
Звучит песня «Письмо из 1941 года»
Учитель: Повесть В.Л.Кондратьева «Привет с фронта» выделяется тонким лиризмом и особой пронзительностью. Это, пожалуй, единственное произведение писателя, где повествование ведется от первого лица и где рассказчик, вернее рассказчик – женщина, спустя много лет вспоминает свою юность, военный госпиталь, где она работала медсестрой, и письма своего бывшего «ранбольного», которые неизменно начинались словами «Привет с фронта».
Эта повесть о любви, нежности, верности. И хотя на страницах повести нет ни одного выстрела, она все равно о войне. Она вторгается в жизнь действующих лиц, сводит и разводит, меняет их и формирует их личность. А действующие лица повести – это медсестры и «ранбольные» одного московского госпиталя.
Что главное в этом произведении?
Учащиеся: Главное в этом произведении - это письма с фронта лейтенанта Юрия Ведерникова медсестре Нине. Самого Юрия нет среди непосредственных действующих лиц повести – есть только десять его писем, благодаря которым в читательском восприятии формируется облик этого человека.
Учитель: Так каков он, Юра Ведерников? Чем так пронзило Нину его первое послание?
Учащиеся: Они не были даже знакомы, когда Ведерников лежал в госпитале. Девушка ему нравилась, но из – за своей застенчивости, робости Юра так и не решился подойти к ней и заговорить. Нина, получив его письмо с фронта (« на «Вы» с большой буквы, с неглупыми рассуждениями»), была очень удивлена: она даже толком не могла вспомнить Ведерникова.
С каждым письмом Юра все больше и больше раскрывается для Нины. Он пишет не только о тех чувствах, которые «впервые зажглись в душе», но и рассказывает о своей жизни до войны, о своей семье, увлечениях. И Нина удивляется: «Передо мной в письмах вставал человеком. Не просто влюбленный парень, а человек. Со своими мыслями, мечтами, со своей судьбой»
XII. Инсценирование эпизода «Письма Юрия Ведерникова и Нины»
Учитель: Удивительная история любви двух людей, так и не успевших перейти на «ты», - история короткая и прекрасная, как жизнь самого Юры Ведерникова. Предчувствие не обмануло Нину: писем больше не было. Видимо, Юра был убит в том самом бою. Война оборвала жизнь Юрия, но память – память Нины осталась жива. Не зря эта женщина столько лет хранит его письма с фронта – ведь в них часть Юриной жизни, отданной Родине. Письма юноши такие чистые, искренние, оставили светлый след в душе Нины. Они покоряют сердце читателей.
XIII. Практическая работа. Первая группа находит в повести обращения Юрия Ведерникова (Привет с фронта! Нина, здравствуйте! Благодарю за письмо. Здравствуйте, Ниночка!)
Вторая группа составляет лексический портрет личности Юрия Ведерникова. (сравнение «я плакал, как младенец», эпитеты «тоскливое настроение», «свежий , пахучий» воздух, фразеологизмы «держать себя в руках»,просторечные слова «парюсь в форме» .
Третья группа выполняет работу «Синтаксические особенности письма»: (определенно-личные предложения («Пишите мне чаще. Живите той «живой жизнью», о которой писал Вересаев.»неопределенно-личные предложения» «…Скоро мне повесят еще «звездочку»,сложноподчиненные предложения «Я твердо уверен, что мы увидимся, что сходим еще в Большой театр»,восклицательные предложения «Только сейчас принесли почту, и радость! От вас сразу два письма!» (слайд 16)
Учитель: Проанализировав произведение и познакомившись с героями, их манерой общения ближе, совпали ли ваши представления о них с тем, как показаны они в экранизации повести..?
Учащиеся высказывают свои мысли
XIV. Обобщение материала.
Учителя: Сегодня на уроке мы с вами говорили о таком позабытом жанре, как письмо. Проанализировав письма фронтовиков, а также ваших сверстников, познакомившись с повестью В. Кондратьева «Привет с фронта», мы пришли к выводу, что письмо никогда не исчезнет. И в подтверждение этому я хочу познакомить вас с необычным письмом. Это письмо ученика нашей школы. А необычно оно потому, что написано в стихотворной форме. Сидей Александр посвящает свое письмо 70-летию освобождения станицы Каневской и Каневского района от немецко-фашистских захватчиков.
Стихотворение «Письма родных». Читает ученик. (Приложение 3)
Учитель: Понравилось письмо, чем оно необычно?
Учащиеся: Александр знает историю нашей родной станицы. Это стихотворение патриота и гражданина своей страны.
XIV. Рефлексия.
Цель этапа: осознание своей учебной деятельности, результатов участия в группах.
Учитель: Итак, сегодня мы с вами говорили о письмах. Какие выводы вы можете сделать:
Учащиеся:
Письмо – это исторический документ, это память о прошлом, в нем образ времени.
- Письмо характеризует человека, написавшего его.
- Письмо – это урок, потому что оно учит бережному, внимательному отношению к своим близким в любое время и в любых условиях – это самое главное.
- Письмо – это связь между людьми, между прошлым и будущим.
XV. Домашнее задание:
Цель этапа: объяснить особенности выполнения творческого домашнего задания
Учитель: Дома я предлагаю вам написать сочинение в эпистолярном жанре «Письмо в 1941 год», «Письмо из 1945 года», «Ответ Нины на последнее письмо Юрия Ведерникова»
Список литературы.
- Абезина О.Н. Литература 9 – 11 классы «Воспитание любви к слову»,
- Волгоград, «Учитель» 2008 год.
- Вяземский П.А. «Полное собрание сочинений», Санкт – Петербург, 1855-1877 год
- Газета «Будни агрофирмы», №2, 2005 год
- Газета «Кубанские новости», №2, 2010 год
- Даль. В.И. «Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка: современное написание ок.1500 ил.» Москва, «Астрель, АСТ, Хранитель» 2007 год.
- Журнал «Литература в школе» №2, 2007 год.
- Журнал «Уроки литературы» №3, 2003 год.
- Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка» Москва, ООО Издательство ЭЛПИС, 2003 год.
- Уткин И. «Ты пишешь письмо мне» 1943 год.
- Электронный адрес – http://webreading.ru
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Боевой путь моего прадедушки.
Кривогузова Юлия:
На белом мраморе у Вечного огня мы читаем золотом выбитые имена скорбного списка станичников и среди них имя моего прадедушки. Звали его Иваном Спиридоновичем. В сорок первом он, как и другие, после всеобщей мобилизации попал на фронт… Шел с желанием защитить Родину и уничтожить немецко-фашистских захватчиков.
Однажды в одном из сражений получилось так, что пуля, предназначенная деду, по чистой случайности не попала ему в голову, так как он повернул лицо в сторону вскрикнувшего от боли друга. Мой дедушка не погиб - судьба подарила ему жизнь.
После госпиталя он снова попал в гущу боевых действий; их минометный взвод обстреливал немцев, а деда, как самого молодого, послали за водой для охлаждения минометных столбов. В тот момент, когда он возвращался с котелками обратно, минометчик опустил мину в ствол, но выстрела не произошло, тогда бойцом на глазах деда была выпущена вторая мина, что стало роковой ошибкой. Миномет взорвался. Все отделение погибло, кроме деда. Судьба вновь подарила ему жизнь.
После непродолжительного лечения он отправился на фронт. Война продолжалась, немцы отступали, а наша армия двигалась вперед. И вот в одном из польских городков деду была дарована еще одна жизнь. Он вместе с тремя солдатами зашел в подъезд многоэтажного дома. Они не успели подняться по лестнице, как с третьего этажа им под ноги бросили гранату. Последовал взрыв, унесший за собой три жизни. Дед получил ранение в спину. Ему сделали сложную операцию, ведь осколок прошел рядом с сердцем. Но молодой организм и стремление к жизни победили смерть.
День Победы дедушка встретил в Берлине и на стене рейхстага нацарапал штыком: «Буняков Иван». Война закончилась. Дед стал героем, получил орден Красной звезды и множество других медалей. Дожил до восьмидесяти шести лет.
Клименко Владислав:
С раннего детства мне родители с гордостью рассказывали о прадеде. Мой прадед Марк Егорович Лещенко ушел на войну совсем молодым. Пройдя через все трудности войны, побывав во многих сражениях, он вернулся домой героем.
Марк Егорович родился 3 июня 1912г. на хуторе Мигуты Каневского района Краснодарского края. Образование 9 классов. На войну прадед был мобилизован в 1941г. Каневским РВК. Четыре года на войне, четыре года на передовых позициях. Разве можно забыть фронтовые дороги? Всю войну он прошел разведчиком. Постоянно находясь под ливнем пуль, заходя глубоко в тыл к врагу, прадед был ранен. Марк Егорович награжден в 1942г. медалью «За отвагу», в 1943г. - «За боевые заслуги», в 1944г. - «За оборону Севастополя», в 1945г. - «За победу над Германией в Великой Отечественной войне», орденом Красной звезды. Все эти данные я узнал благодаря сохранившемуся военному билету Марка Егоровича.
О войне прадед рассказывать не любил. Но один эпизод из его фронтовой биографии мне запомнился особенно. Это было в январе 1943г. Стоял лютый мороз, окопы рыли в снегу, спали на шинелях. Группа разведчиков из девяти человек, в составе которой был и прадед, находясь на важнейшем задании в тылу у немцев, попала под обстрел. Все, кроме прадеда и командира группы, его лучшего друга, погибли. Командир разведчиков Виктор Степанович Веревка был тяжело ранен и находился без сознания. Обмороженный, контуженный, оглохший от артобстрела, прадед прошел несколько километров и вынес его к своим. Сберег он и те ценные документы, такой страшной ценой добытые у врага. Марк Егорович вспоминал: «Не верил, что выберемся. Смерть была со всех сторон. Не думал ни о чем, полз под градом пуль и тащил командира». Каждый шаг давался ему с неимоверным трудом. Вероятно, ангелы донесли его до полевого медсанбата. Последнее, что он помнит: на пороге его и командира подхватили медсестры. Виктора Степановича сразу же отправили в глубокий тыл на лечение, а после демобилизовали по ранению. Прадед, отлежавшись пару дней, пошел воевать дальше. Такое время, на счету был каждый человек. За спасение жизни командира и добытые ценные сведения Марка Егоровича наградили медалью «За отвагу». На войне друзья больше не встретились.
После войны через много лет у Марка Егоровича обострились многие хронические заболевания, он тяжело заболел и был при смерти. В сентябре 1969г. домой к прадеду пришло письмо. После длительных поисков его нашел фронтовой друг, когда-то спасенный им Виктор Степанович Веревка. Украинец, уроженец г. Киева, после тяжелого ранения он вернулся на родину, долго искал прадеда, ведь адреса у него не было, а как только нашел, сразу написал письмо своему спасителю. Виктор Степанович к тому времени был одним из лучших хирургов Киева. Узнав о болезни Марка Егоровича, он тут же вызвал его к себе. Тяжелобольной прадед поехал на Украину за помощью к фронтовому другу. У нас есть фотографии, где они вместе, в белых халатах, но уже другой друг спасает жизнь друга. После лечения, проведенного в Киеве, прадед выздоровел.
В станице Каневской после этого случая осенью 1969г. в местной газете вышла статья «Друг спасает друга». Долгое время эта газета с фотографией фронтовиков-разведчиков бережно хранилась в моей семье.
Прадедушка давно умер. С каждым годом становится все меньше наших ветеранов. И когда- нибудь наступит день, когда последний из них навеки закроет глаза. С тревогой думаю о том дне, ибо с него начнется другой отсчет для нас. Именно с того мгновения мы будем ответственны за народную память о Великой Отечественной войне. Сможем, сумеем ли сохранить ее, передать, как священную реликвию своим детям?
Люди военного поколения – особые люди. С фронтов Великой Отечественной войны они принесли в простую жизнь страны веру в будущее, готовность жертвовать собой ради других. Они показали нам пример величайшего самопожертвования ради защиты Родины.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Письмо ученицы лицея Бежко Татьяны
« Здравствуйте, дорогой ветеран! Я пишу письмо человеку удивительной судьбы, чья молодость совпала со временем великого всенародного испытания войной с фашистскими захватчиками. Прошли десятилетия. 69 лет наша Родина не знает войны. В мае колышется сирень, пьяняще цветет акация, полыхают тюльпаны и пионы. И дышится миром, весной, счастьем, юностью.
Отчего же 9 мая, дорогой ветеран, вы сурово смотрите вдаль потемневшими глазами? Отчего на глазах многих женщин слезы? Оттого, что на белом мраморе у Вечного огня мы читаем золотом выбитые имена скорбного списка станичников.
Я никогда не была на той войне, но понимаю всю глубину самоотверженности, мужества, страданий и лишений наших воинов, подаривших нам самое дорогое – жизнь. Теперь над всей страной мирное ясное небо, радуют глаз зеленые просторы Кубани. Больше не слышны выстрелы автоматов, грохот танков, гул самолетов в ночном небе… Невозможно передать всей благодарности и уважения, которые я испытываю к вам, освободитель. И мне хочется сказать:
Носите ордена,
Чтоб видели все люди
Вас, вынесших войну
На собственных плечах…
Дорогой ветеран, я задаю вопрос: удалось ли вам побывать снова, уже после войны, в тех местах, где вы воевали, какова судьба фронтовых друзей, а какие письма вы писали домой? Моя прабабушка вспоминает: письма от дедушки приходили редко: «Жив, здоров, за меня не переживайте. Скоро вернусь», - вот строки из писем.
Я думаю, дорогой ветеран, вы тоже не любили многословия, считая, что любовь к жене, матери, Родине определяют не слова, а чувства. У вас была одна мечта, созвучная мечте миллионов – отстоять мир на земле. Эта мечта согревала ваше сердце в самые тяжкие минуты войны.
Дорогой ветеран, я низко кланяюсь Вам. Спасибо большое…за жизнь.»
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Сидей Александр
Письмо родным.
Пишу с любовью вам, мои родные,
Держа в руке измятый жёлтый лист.
Я напишу про будни фронтовые,
Про то, как злобно душит нас фашист.
Про то, как в пелене густого дыма
Вслепую бьёт людей дурной снаряд,
Как чья-то мать, лелеявшая сына,
Молитвой не вернёт его назад.
Про то, как плечи натирает лямка,
Как страшен озверевшей смерти взмах,
Как монолитная громада танка
Танцует на хрустящих черепах.
Пусть ужасы войны погибнут с нами,
Но не волнуйтесь – я ещё живой.
И каждый день душой и сердцем с вами.
Надеюсь я скорей прийти домой.
Вернуться в край, где не слышны бомбёжки,
Где кровью не обуглена земля.
Прийти домой по грунтовой дорожке,
Расцеловать дочурку и тебя.
Я жду от вас известия любые.
Зовёт меня снарядов жуткий свист.
Люблю безмерно вас, мои родные.
И шлю по почте вам измятый лист.
Письмо от дочери.
Привет, отец. Тебя мы очень любим
И ждём, когда приедешь ты домой,
Возьмёшь меня и весело закружишь.
Простимся мы с проклятою войной.
Всё хорошо. Фашисты лишь пугают:
Суров их вид и леденящий взгляд.
Уж целый день наш чернозём копают,
Хотят скорей отрыть советский клад.
А завтра утром мы идем к той яме.
Старушки, тётки и мои друзья.
И почему-то грустно очень маме,
Она все время плачет у окна.
Но знаю я: не будешь горько плакать.
Не стоит клад твоих солдатских слез.
Грядущий бой врагов опустит в слякоть,
И пробежит по коже их мороз.
Я верю, что награды ты заслужишь,
Победу скоро принесешь с собой.
Возьмешь меня и весело закружишь
Простимся мы с проклятою войной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"
Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....
Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...
Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.
Создать условия для формирования и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...
Богатство мыслей и чувств писем
Богатство мыслей и чувств писем. Презентация в уроку русского языка...
Презентация к уроку обществознания в 6 классе "Мир мыслей и чувств"
Данная презентация подготовлена ко второму уроку по теме "Потребности человека" в 6 классе к учебнику под ред. Л.Н. Боголюбова....
Тест по родному русскому языку 5 класс "Богатство лексики русского языка"
Данный тест позволит учащимся проверить собственные знания основных понятий по теме "Богатство лексики русского языка"...
Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...