Культура речи – показатель образованности и развитости личности
статья по русскому языку (7 класс) на тему

Фурманюк Ирина Валерьевна

   «Культура речи – это совокупность и система её коммуникативных качеств» (Б.Н.Головин)

   Какой же должна быть наша речь? Она должна быть правильной, ,хорошей, выразительной, точной. Воспитывать эти качества речи мы должны постоянно и в себе, и в  детях не только на уроках русского языка и   литературы, но и на других уроках, внеклассных мероприятиях, в повседневной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kultura_rechi.docx26.7 КБ

Предварительный просмотр:

Культура речи – показатель образованности и развитости личности

  Учение о речевой культуре зародилось ещё в Древней Греции. В России об этом размышлял М.В.Ломоносов,  А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой,  Г.О.Винокур, Б.Н. Головин и многие другие писатели, учёные в разные времена. Значит, актуальность темы не исчезает.

   «Культура речи – это совокупность и система её коммуникативных качеств» (Б.Н.Головин)

   Какой же должна быть наша речь? Она должна быть правильной, ,хорошей, выразительной, точной. Воспитывать эти качества речи мы должны постоянно и в себе, и в  детях не только на уроках русского языка и   литературы, но и на других уроках, внеклассных мероприятиях, в повседневной жизни.

   Поговорим о правильности речи.

Что значит правильная речь? Это речь, основанная на правилах, законах, нормах. ( «Норма – совокупность наиболее устойчивых, традиционных элементов языковой структуры, отобранных и закреплённых общественной языковой практикой» Э.Косериу). Учёные-лингвисты продолжают спорить о понятии «Норма», но всё же ясно, что нормы существуют и их надо знать. Есть нормы лексические, произносительные , морфологические, синтаксические, стилистические.

   Под нормами лексическими обычно понимается правильность выбора слова и уместность применения его в общеизвестном значении . Например, слово «живот» имело цепь изменявшихся значений: «существование»- «скот»- «жизнь»- «смерть»- «желудок» - «часть тела» . В разные времена можно было встретить выражения:  «Не на живот , а на смерть», «Не жалеть живота своего», « У мила живота везде ворота», «Богат  Мирошка, а животов- собака да  кошка». Это слово меняло лексическое значение, закреплённое в обществе.

   Когда-то спокойно можно было употребить словосочетание «голубая мечта», сейчас оно приобрело не совсем приличное значение, поэтому в современной речи культурного человека оно уже неуместно. Образованный человек в этом разберётся.

  Приток неологизмов в современном языке принял массовый характер.  Появляется множество иностранных слов, которые, следуя моде, находят неоправданную «прописку»  в языке (бутик, супермаркет, мэр и др.). За чистоту и сохранение  традиций в языке нужно бороться.

  Для закрепления лексических норм можно использовать разные упражнения:

Какие нарушения лексических норм вы видите?

1Прогулы уроков являются самым нежелательным явлением                       ( тавтология)

2. Гостям подарили памятные сувениры (плеоназм)

3. Особенно хочется заметить актёра, игравшего роль Карандышева. (лексическая ошибка)

4 Он зашел в бутик строительных материалов и обратился к менеджеру. Лексический  недочет)

     Произносительным нормам сейчас стараются уделять больше времени на уроке, так как на знании таких норм  построено несколько заданий в ЕГЭ.  Хотя и раньше упражнения по орфоэпии  выполнялись, потому что они всегда способствовали  развитию орфографической зоркости, расширению словарного запаса. Приведём примеры  заданий по орфоэпии:

  1. Прочитайте каждое слова дважды: с ударением на первом , а затем на втором слоге. Какую роль здесь играет ударение?

Иглы, стены, руки, земли, козы, волны.

А в этих словах?

Замок, хлопок, мука, дорога.

  1. Какие произносительные нормы нарушены в стихотворении?

Говорит он, между прочим,

 «Красивее, мы так хочем, 

Досуг, шофер, процент, заем,

 Квартал, портфель, билютень,

Поверх плана выполняем,

Агент звонит целый день.

3. Произнести скороговорки с разным темпом:

- Не велика птица синица, да умница

 - Карл  у Клары украл кораллы, а Клара  у Карла украла кларнет.

4. Составить личный орфоэпический словарь.

- Компас , творог, щавель, звонишь, торты, газопровод, августовский, крапива и т.д.

   Морфологические нормы основаны на изменении русских слов как частей речи. В русском языке есть несклоняемые существительные:  салями, иваси, кофе, жалюзи и др. Есть существительные, которые во множественном числе , в родительном падеже имеют окончания –ов: носков, помидоров, апельсинов, а есть существительные, имеющие окончание нулевое: чулок, сапог, солдат. Трудными в изменении  оказываются числительные. В составных числительных изменяются все слова: с пятью тысячами тремястами восьмьюдесятью двумя рублями. Есть секреты и  употреблении  местоимений: обеими руками, в обеих странах, в создании сравнительной степени прилагательных и наречий: более важный, важнее всех, менее важно. С этими нормами учащиеся знакомятся уже в 6 классе.

   Знать морфологические нормы необходимо всем носителям языка. Если же нарушаются эти нормы, то речь  не поймут, сделают выводы о необразованности  человека.

Синтаксические нормы касаются словосочетания, предложения, текста. На запоминание этих норм выполняются различные упражнения. Например:

1. Исправь ошибки:

 - Обиделся резкими словами

 - Обрадовался приездом мамы

 - Уверенность в победе

2.  Найдите предложение с грамматической ошибкой:

1. Стихи А.Пушкина учат любви и понимать жизнь.

2. Герой рассуждает о главных чертах  характера человека, о его слабости и силе.

3. Дописать правильный ответ, раскрыв скобки :

 -  Лодки стоят неподвижно, они (колыхаться) над водой.

 - Мы были довольны тем, что ( избегнуть)неприятной встречи.

Итак, мы поразмышляли над тем, как сделать нашу речь правильной,  то есть без ошибок, без нарушения норм.

  А что значит хорошая речь? Это речь уместная, удачная , успешная. Уместность речи теснейшим образом связана со стилем. Общению людей в быту соответствует разговорный стиль, общению граждан с государственными учреждениями – официально-деловой, научной деятельности соответствует научный стиль, агитационно-массовой – публицистический, словесно-художественному творчеству – художественный стиль. На первый взгляд, всё просто. Но как только мы пишем , выступаем, становится понятно, как надо много работать над собой ради достижения результата. Здесь можно вспомнить древнегреческого оратора Демосфена, легенды о котором дошли до нас. Успешности в красноречии он достиг после усердной работы над собой (учил стихи, рассказывал их громко, поднимаясь на гору и набив рот камешками, тренировался, стоя перед зеркалом, не двигаясь).

 Успешной будет речь ,если она богатая. Самый первый критерий богатства или бедности  речи – количество используемых слов. В словаре А.С.Пушкина – 21 тысяча слов, в словаре В.И.Даля – 250 тысяч. Язык наш постоянно развивается и пополняется новыми словами. О богатстве языка можно судить по наличию многозначных слов (свежий взгляд, свежий хлеб; золотое кольцо, золотые руки),синонимов (большой, огромный, гигантский), омонимов ( всем известный старожил сад колхозный сторожил). Писатели часто «играют» словами, добиваясь юмористического эффекта. Такие игровые задания всегда хорошо использовать на уроке.

Свидетельство богатства нашего языка -  разнообразные способы словообразования. Особенные уменьшительно-ласкательные суффиксы давно использовались в русском народном творчестве (травушка-муравушка, сестрица Алёнушка, братец Иванушка) и сохранились и в наши дни (речка, реченька, речушка, ручеёк). Несомненно, они украшают наш язык.

Различные средства выразительности – создатели богатства языка. Их обязательно надо использовать в речи. Это  метафоры ,эпитеты, сравнения, гиперболы и др.. В ЕГЭ одним из сложных заданий является задание на выявление тропов и фигур речи. Примеры упражнений такого характера присутствуют  на уроке.

Общая культура речи включает в себя и живость , эмоциональность, нормальное речевое дыхание, умение использовать громкость голоса, нормальный темп речи, интонацию.

 Быть культурным и образованным человеком, не обладая культурой речи, невозможно.

«Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; все зернисто, крупно, как сам жемчуг» (Н.В.Гоголь)

Январь 2015 г.

Фурманюк И.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Культура речи как показатель языковой личности специалиста»

Проект для желающих повысить свою культуру речи, овладеть нормами литературного языка, его богатством; усвоить и развить навыки отбора и употребления языковых средств в процессе речевой деятельности. ...

ВЛИЯНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА (на примере МОУДОД «Дворца творчества детей и молодёжи» г. Воркуты).

Дополнительное образование - это процесс обучения, воспитания и развития, направленный на удовлетворение интересов и потребностей детей, основанный на вариативности и постоянном обновлении содержания....

План самообразования по физической культуре: Тема самообразования «Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном процессе».

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯучителя физической культурыМальцевой Валентины Николаевны.    Тема самообразования  «Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном про...

Исследовательская деятельность учащихся на уроках химии как средство экологического образования и развития личности.

Выступление на Всероссийской научно-практической конференции «Развитие экологической культуры учащихся и студентов в естественнонаучном образовательном процессе», г.Набережные Челны 2012г....

Дифференцированное обучение на уроках физической культуры и его роль в развитии личности учащихся.

Дифференцирование обучение на уроках физической культурыОсобенности дифференцированного подхода к организации занятий по обучению двигательным действиям Дифференцированное развитие физическ...

Олимпиада для педагогов 2 место "Культура речи педагога как фактор развития речевой коммуникации детей"

quot;Культура речи педагога как фактор развитияречевой коммуникации детей"...

Слово, речь – показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Вот почему овладение культурой речи, её совершенствование особенно активно начинается и продолжается в школьные годы. Культура речи – важнейший регулятор системы «ч

Слово, речь – показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Вот почему овладение культурой речи, её совершенствование особенно активно начинается и продолжается в шко...