Факультатив «Русский язык в современном обществе» 8 класс
рабочая программа по русскому языку (8 класс) на тему
Данный курс содействует формированию толерантной, открытой для общения личности, способной к сотрудничеству, к межкультурному взаимодействию, владеющей важнейшим инструментом достижения социального о личного успеха в жизни – навыками успешной коммуникации. Курс расширяет и углубляет программный материал, развивает самостоятельность, творческую инициативу ученика, тренирует его ум, пробуждает интерес к предмету, формирует навыки общественного поведения и полезной деятельности. Основная цель данного элективного курса – дать основные сведения по грамматике, фонетике, орфографии и пунктуации, имеющие познавательное и практическое значение. Данная программа включает в себя материал, необходимый и достаточный для достижения целей среднего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fakultativ_8kl._po_rus._yaz._2014.docx | 37.47 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа элективного курса по русскому языку «Русский язык в современном обществе» разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта, с учетом Федеральных государственных требований БУП – 2004; учебного плана образовательного учреждения. Примерной программы основного общего образования по русскому языку ( базовый уровень ) для 8 класса, рекомендованной письмом Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005 № 03-1263, а также с использованием авторской программы Дроздовой О. Е. «Уроки языкознания для школьников 5-8 класс».
Программа курса рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).
Данный курс содействует формированию толерантной, открытой для общения личности, способной к сотрудничеству, к межкультурному взаимодействию, владеющей важнейшим инструментом достижения социального о личного успеха в жизни – навыками успешной коммуникации. Курс расширяет и углубляет программный материал, развивает самостоятельность, творческую инициативу ученика, тренирует его ум, пробуждает интерес к предмету, формирует навыки общественного поведения и полезной деятельности. Основная цель данного элективного курса – дать основные сведения по грамматике, фонетике, орфографии и пунктуации, имеющие познавательное и практическое значение. Данная программа включает в себя материал, необходимый и достаточный для достижения целей среднего образования. Общему и языковому развитию учащихся способствуют следующие цели программы:
- формирование духовного мира ребенка, его ценностных ориентаций, мировоззренческих представлений через слово, посредством расширения активного и пассивного словаря ребенка;
-развитие таких психических новообразований, как мышление, память, внимание, способность к рефлексии, самооценке посредством овладения, с одной стороны, абстрактной системой языка, с другой стороны, путем запоминания конкретного языкового материала ( слов текста), анализа текстов нравственной тематики или размышлений над аналогичными темами сочинений;
-расширение общеобразовательного кругозора учащихся за счет усвоения лингвистических знаний, а также в результате чтения;
-становление общеучебных умений и навыков (работа с книгой, конспектирование, пользование справочной литературой, в частности разноаспектными словарями);
-совершенствование навыков и умений в письменной и устной продуктивной и рецептивной речевой деятельности (чтении, слушании, письме, говорении), овладении культурой речевого поведения, в частности речевым этикетом.
Задачи обучения родному языку состоят в том, чтобы обеспечить:
-формирование языковой компетенции, включающей в себя знания о системе языка и умения пользоваться ими для достижения орфографической, пунктуационной, речевой грамотности;
-формирование коммуникативной компетенции, предполагающей овладение различными видами речевой деятельности, культурой речевого поведения.
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРЕДМЕТУ
Учащиеся должны знать:
- основные сведения о языке, изученные в 5 - 7 классе;
- изученные языковедческие понятия, разделы языкознания;
- основные единицы языка, их признаки;
- смысл понятий: речь устная и письменная, монолог и диалог, сфера и ситуация речевого общения;
- признаки текста;
- основные признаки и особенности жанров изученных стилей речи;
- функционально – смысловые типы речи, их признаки;
- основные нормы литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), изученные в 5 - 7 классе; нормы речевого этикета.
Учащиеся должны уметь:
- различать разговорную речь и язык художественной литературы;
- определять тему, основную мысль текста, функционально – смысловой тип речи, анализировать структуру и языковые особенности текста;
- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
аудирование и чтение
- адекватно воспринимать информацию устного и письменного сообщения;
- владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
- извлекать информацию из различных источников; пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
- воспроизводить текст с заданной степенью свернутости;
- создавать текст заданного стиля и типа речи;
- свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста; адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- соблюдать в практике речевого общения основные нормы русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
- соблюдать нормы русского речевого этикета;
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить и исправлять грамматические и речевые ошибки и недочеты; совершенствовать и редактировать собственные тексты.
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;
- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку;
- удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально - культурных ситуациях общения;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке;
- получения знаний по другим учебным предметам.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Дата | Тема урока | Кол-во Час. | Тип урока | Элементы содержания | Измерители Вид контроля |
Роль и место русского языка в мире и обществе (3ч.) | ||||||
1 | 2.09 | Русский язык – один из развитых языков мира. | 1 | Урок-беседа | Показать роль и место русского языка среди других языков мира | Самостоятельная работа с журналами |
2 | 9.09 | Функции русского языка в современном обществе. | 1 | Урок-семинар | Знакомство с функциями русского языка, дать представление о языке как о важной составляющей каждого человека | Отчет групп по заданной теме. |
3 | 16.09 | Русский язык в жизни современного человека. | 1 | Урок-лекция | Показать учащимся значение русского языка в жизни современного человека | Написание диктанта |
Культура речи. Основные аспекты культуры речи. Языковая норма (17ч.) | ||||||
4 | 23.09 | Культура речи. Основные аспекты культуры речи. | 1 | Урок-практикум | Учащиеся должны понимать, что в современном обществе важно владеть культурой речи, уметь грамотно выразить свои мысли | Беседа по вопросам |
5 | 30.09 | Нормативный аспект культуры речи и его основные особенности | 1 | Урок-беседа | Актуализация знаний о языковой норме языка; формирование навыков использования нормативной речи | Развернутый ответ на вопрос «Для чего нужно правильно говорить?» |
6 | 7.10 | Коммуникативные качества речи: точность, понятность, чистота, богатство. | 1 | Урок-практикум | Представление о коммуникативных качествах речи, углубить знания о системе языка и речи | В статьях в газетах, журналах отметить случаи нарушения положительных качеств словесного выражения. |
7 | 14.10 | Слово и сфера его употребления. | 1 | Урок-семинар | Значение слова как элемента лексической системы | Сбор интересных задач со словами. |
8 | 21.10 | Этико-социальные аспекты культуры речи. | 2 | Урок-беседа | Этико-социальные аспекты культуры речи. Формулы в зависимости от условий речевого общения | Сообщение ученика на тему «откуда произошло слово Этикет и что оно обозначает?». Подбор речевых ситуаций |
9 | 28.10 | Культура монологической речи. | 2 | Урок-лекция | Композиционные особенности монологической речи; отметить использование в данной речи риторических фигур и приёмов, аргументации | Запись системы доводов для доказательства тезиса: «Образованный человек – полезный человек» |
10 | 11.11 | Внешний облик -друг или враг (Как создать о себе хорошее впечатление?) | 1 | Урок-практикум | Знакомство с основными приемами, позволяющими человеку создать о себе приятное впечатление во время деловой беседы, разъяснение, из каких составляющих складывается понятие «приятный cобеседник». | Демонстрация различных видов бесед в заданных ситуациях |
11 | 18.11 | «Здравствуйте!», «Прощайте!» Современные русские формулы. | 1 | Урок-практикум | Роль формул приветствия и прощания в речевом этикете. Исследовать современные русские формулы | Анализ услышанных речевых обращений. |
12 | 25.11 | Словарный запас человека: резервы развития. | 1 | Урок-практикум | Показать значимость богатого словарного запаса в создании привлекательного речевого портрета человека. | Чтение наизусть стихотворения или отрывка прозы. |
13 | 2.12 | Как умея говорить научиться разговаривать | 1 | Урок-практикум | Оценка состояния коммуникативной культуры учащихся с целью развития и формирования коммуникативных способностей | Тест. Беседа. Работа с карточками |
14 | 9.12 | Виды речи. Приветственная речь. | 1 | Урок-лекция | Знакомство с классификацией видов речи, научить учащихся строить собственное монологическое высказывание, | Конкурс ораторов. |
15 | 16.12 | Виды речи. Информационная речь. | 1 | Урок- лекция | Дать представление о признаках информациной речи, формировать умение строить собственное речевое высказывание. | Конкурс ораторов. |
16 | 23.12 | Виды речи. Агитационная речь. | 2 | Урок-лекция | Дать представление об агитационной речи; формировать умение строить собственное монологическое высказывание, отбирать языковые средства | Подбор примеров агитационных речей. |
17 | 13.01 | 14 правил, помогающих убедить | 1 | Урок-игра | Знакомство с совокупностью правил убеждения и рассмотрение, как они работают в различных ситуациях | Тест |
18 | 20.01 | Язык жестов и поз. | Урок –игра | Понятие о невербальных средствах общения и их роли в нашей жизни. Показать, как с их помощью точнее передать содержание высказывания | Анализ заданной ситуации. | |
19 | 27.01 | Упражнения для снятия аудиторного шока сценического страха | Урок-практикум | Знакомство с упражнениями, снимающими аудиторный страх | Выступление в классе. | |
20 | 3.02 | Упражнения для снятия аудиторного шока сценического страха | Урок-практикум | Знакомство с особенностями публичного выступления показать , как сделать выступление успешным | Защита своих текстов (письменных или устных) или пересказ статьи классу | |
Русский язык в жизни современного человека (15ч.) | ||||||
21 | 10.02 | Язык деловых бумаг. | Урок-экскурсия | Знакомство с требованиями к написанию деловых бумаг: заявления, докладной записки, объяснительной записки; отработка навыков составления деловых бумаг | Написание деловой бумаги. | |
22 | 17.02 | Презентация как вид деловой коммуникации | Урок-практикум | Знакомство с особенностями презентации как вида деловой коммуникации, показ, как сделать презентацию успешной | Презентация своей шариковой ручки. | |
23 | 24.02 | Деловое письмо: создаем себе репутацию. | Урок-практикум | Знакомство с основными правилами, необходимыми при ведении деловой переписки | Написание делового письма | |
24 | 3.03 | Русский язык в мире рекламы. | Урок-практикум | Представление о законах рекламных текстов, составление текстов рекламного характера, знакомство с требованиями к составлению резюме | Резюме в кадровое агентство на работу во время летних каникул. | |
25 | 10.03 | Язык SMS: быть или не быть? | Урок-практикум | Знакомство учащихся с историей создания языка SMS и его отличительными признаками; помочь формирование правильного отношение к данному языковому явлению; | Написание SMS-поздравление с… | |
26 | 17.03 | Пишем электронные письма. | Урок-практикум | Знакомство учащихся с основными правилами электронной переписки; выявление различий обычных и электронных писем | Написание письма | |
27 | 31.03 | Что может рассказать визитная карточка о ее владельце? | Урок-беседа | Знакомство учащихся с требованиями к оформлению визитных карточек. | Создание визитки. | |
28 | 7.04 | Русский язык в телефонном общении. | Урок-практикум | Знакомство с правилами ведения телефонного делового разговора | Анализ конкретного телефонного звонка | |
29 | 14.04 | Искусство говорить и составлять поздравления. | Урок-практикум | Знакомство учащихся с основными законами жанра тостов как древнейшего жанра ораторского искусства, алгоритм составления тостов и поздравлений | Составление текст поздравительной открытки. | |
30 | 21.04 | Искусство комплимента | Урок-практикум | Знакомство с одним из приемов расположения к себе собеседника, умение говорить комплименты | Комплимент своей маме. | |
31 | 28.04 | Умение общаться | Урок-практикум | Обучение упражнениям, с помощью которых ученики могут легко общаться с другими людьми | Выбор картинки или картин и озвучивание ее. | |
32 | 5.05 | Техника речи | Урок-практикум | Обучение упражнениям, направленным на преодоление недостатков речи | Чтение наизусть детского стихотворения | |
33 | 12.05 | «Хороший», « дурной» и истинный вкус | Урок-беседа | Исследование речи окружающих в социуме | Сочинение-размышление. | |
34 | 19.05 | Защита проектов | Урок-презентация | Развитие умения осуществлять защиту проектов | Презентация проектов. | |
35 | 26.05 | Защита проектов | Урок-презентация | Развитие умения осуществлять защиту проектов | Презентация проектов. |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
- Александрович Н.Ф. Занимательная грамматика, Минск, 1963.
- Бельчикова Ю.А. Терминология в русском языке, М., 1980.
- Будагов Р.А. Введение в науку о языке, М., «Просвещение», 1999.
- Виноградов В.В. Очерки по истории русского литературного языка, М., 1996.
- Гвоздев А.Н. Очерки по стилистике русского языка, М., 1994.
- Жуков Д.М. Загадочные письмена, М., 1962.
- Ефимов А.И. История русского литературного языка, 1993.
- Казанский Б.В. В мире слов, 1979.
- Прудников А.В. На уроке и после урока. М., 1998.
- Русские писатели о языке. Хрестоматия под ред. А.М. Докусова, М., 1959.
- Русские писатели о языке. Под ред. Б.В.Томашевского и И.Д.Левина, М.,2005.
- Селищев А.М. Происхождение русских фамилий, личных имен и прозвищ. М., 1987.
- Сергеев И.П. Тайна географических названий. М., 1989.
- Успенский Л.В. Биография слов. М., 1999.Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка. М.
Электронные издания
1.CD «Большая Советская энциклопедия»
2. CD «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» (Мультимедийная энциклопедия)
3. CD репетитор – тренажер. Русский язык. Основной курс
4. CD «Энциклопедия русского языка»
5.1С Репетитор. Русский язык
6.1С Репетитор. Тесты по пунктуации
Ресурсное обеспечение
1.http://www.school.edu.ru/ - Российский образовательный портал
2.http://www.mediaterra.ru/ruslang/ - теория и практика русской орфографии и пунктуации
3Новый словарь русского языка http:// www.rubricon.ru/nsr_1.asp
4 .Русский филологический портал http:// www.philology.ru/default/htm
Литература для учителя:
- Баева, О. А. Ораторское искусство и деловое общение: учеб. пособие [Текст] / М.: Новое знание, 2003.
- Вагапова, Д. X. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. - М.: Цитадель, 2001
- Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи [Текст] / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2006.
- Власенков, А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стиль речи: учебник для 10—11 кл. общеобразоват. учреждений [Текст] / А. И. Власенков. - М.: Просвещение, 2001.
- Власов, Л. В. Деловое общение [Текст] / Л. В. Власов, В. К. Сементовская. — Л.: Лениздат, 1980.
- Влодавская, Е. А. Русский язык. Единый государственный экзамен [Текст] / - М.: Экзамен, 2005.
- Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной Гольдин, В. Дейкина А. Д., Пахнова Т. М. Русский язык в старших классах: практический курс. - М., 2001.
- Гольдин, В. Е. Речь и этикет [Текст] / В. Е. Гольдин. - М., 1983.
- Горшков, А. И. Русская словесность [Текст] / А. И. Горшков. - М: Дрофа, 2002
- Дейкина А. Д., Пахнова Т. М. Русский язык в старших классах: практический курс. - М., 2001.
- Каменская Р. А. Опыт использования активных форм обучения преподавания дисциплины. Культурология.— Волгоград, 2004.
Литература для учащихся:
- Ахременкова Л. А. Тренинг по пунктуации (с ответами). — М.: Творческий центр, 2001.
- Власенков, А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стиль речи [Текст]: учебник для 10-11 кл. общ. учреждений /. - М.: Просвещение, 2001.
- Влодавская, Е. А. Русский язык [Текст]: единый государственный экзамен / Е. А. Влодавская. - М.: Экзамен, 2005.
- Горшков, А. И. Русская словесность [Текст] / А. И. Горшков. - М: Дрофа, 2002.
- Григорян Д. Т. Язык мой — друг мой. — М.:«Просвещение»,1976.
- Иконникова С. Диалоги о культуре. — М., 1977.4.
Согласовано Согласовано
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического совета ___________________Л.К.Карасева
МБОУ СОШ№9 г. Азова «_____» _______________2014г.
От___________2014 №
______________Л.К.Карасева
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ВСЕХ ТЕМ (БЛОК-МОДУЛИ)
№ п/п | НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛА, ТЕМЫ | Кол-во часов |
1 | Роль и место русского языка в мире и обществе. | 3 |
2 | Культура речи. Основные аспекты культуры речи. Языковые нормы.. | 17 |
3 | Русский язык в жизни современного человека. | 15 |
УЧЕТ О КОНТРОЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
- контрольное списывание;
- сжатие исходного текста;
- редактирование текста;
- составление текста по образцу;
- составление обрамлений к рассказу;
- восстановление частей текста;
- составление устных и письменных высказываний на лингвистическую тему;
- анализ текста художественного и публицистического стилей;
- конспектирование, тезисирование;
- работа с научной и публицистической литературой;
- составление схем, таблиц алгоритмов.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ.
Роль и место русского языка в мире и обществе (3ч.)
Русский язык - один из развитых языков мира. Функции русского языка в современном обществе. Русский язык в жизни современного человека.
Культура речи. Основные аспекты культуры речи. Языковая норма (17ч.)
Культура речи. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный, эстетический. Языковая норма. Нормативный аспект культуры речи и его основные особенности. Критерии языковой нормы. Основные виды языковых норм: орфоэпические, лексические, грамматические.
Коммуникативные качества речи: точность, понятность, чистота, богатство.
Слово и сфера его употребления. Этико-социальные аспекты культуры речи.
Культура монологической речи. Внешний облик – друг или враг. Как создать о себе хорошее впечатление? «Здравствуйте!», «Прощайте!». Современные русские формулы.
Словарный запас человека: резервы развития. Как умея говорить, научиться разговаривать.
Виды речи: приветственная речь, информационная речь, агитационная речь.
Русский язык в жизни современного человека (15ч.)
Язык деловых бумаг. От приказного языка эпохи Петра 1 к официально-деловому стилю современной России. Презентация как вид деловой коммуникации. Деловое письмо: создаем себе репутацию. Жанры деловых писем. Русский язык в мире рекламы: резюме, информационно-рекламное письмо, рекламный текст. Язык СМС: быть или не быть? Пишем электронное письмо.
Что может рассказать визитная карточка о ее владельце? Русский язык в телефонном общении.
Искусство говорить и составлять поздравления. Искусство комплимента. Общение. Техника речи.
«Хороший», «дурной» и истинный вкус (разные виды речи).
Г.АЗОВ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №9 г. АЗОВА
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ№9 г. Азова
Приказ от №
_______________Е.В.Карасев
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса «Русский язык в современном обществе»
по русскому языку
Уровень общего образования (класс)
Основное общее, 8 класс
Количество часов 35
Учитель Федоренко Ольга Анатольевна
Программа разработана на основе авторской программы Дроздовой О. Е. «Уроки языкознания для школьников 5-8 класс» (издательство «Дрофа», 2010 год).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-практическая конференция для учащихся 8-10 классов "Русский язык в современном обществе"
"Русский язык в современном обществе" – тема научно-практической конференции. Самые разные вопросы о современной речи поднимают в своих сообщениях выступающие: это и угрозы для нашего языка в самой Ро...
Факультатив по русскому языку для учащихся 7 класса
Факультатив "Секреты орфографии" включает пояснительную записку к курсу и календарно-тематическое планирование на 34 часа...
Факультатив по русскому языку для учащихся 8 класса
Факультатив "Слово и текст" включает в себя пояснительную записку и тематическое планирование. рассчитанное на 34 часа...
Факультатив по русскому языку "Секреты успеха" 9 класс
Факультатив по русскому языку "Секреты успеха" 9 класс...
Русский литературный язык в современном обществе.
Борьба за чистоту русского языка – одна из важнейших проблем, которая решается и на государственном уровне, поэтому и в материалах ЕГЭ много вопросов, связанных с культурой речи. Но понимать про...
Русский язык в современном обществе, программа дополнительного образования
Русский язык в современном обществе, программа дополнительного образования...
Русский язык в современном обществе
quot;Русский язык в современном обществе". (Презентация-коллаж сопровождает все выступления)Самые разные злободневные вопросы о современной речи поднимут сегодня выступающие: это и угрозы д...