Урок развития речи
план-конспект занятия по русскому языку (6 класс) на тему

Елфимова Вера Юрьевна

Тема: Урок развития речи

Класс: 6

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok._elfimova_v.yu_.docx24.94 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи (6 класс)

«Любовь и радость бытия»

(подготовка к сочинению по картине

 И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»)

                                                        Выполнила:

                                                        Елфимова Вера Юрьевна,                                                                        учитель русского языка и литературы

                                                        МБОУ СОШ №121

Канавинского района

Нижний Новгород

2014

Введение

        Урок подготовки к сочинению по картине – это уникальное дидактическое средство развития, воспитания и обучения школьников,  это яркая форма самовыражения ребенка. Именно организация учебной деятельности, связанной с эмоциями и  переживаниями детей, как ничто другое, способствует   развитию школьника,  становлению его личности. В процессе работы над сочинением и в самом сочинении фиксируется свежесть восприятия конкретным учеником явлений окружающего мира, в детском сознании формируется отношение к этому миру и,   следовательно, «воспитывается» чувство красоты природы, красоты  человека. Задача же учителя не столько в разработке методики написания сочинения, сколько в поисках условий организации творчества детей.

        Цель:  способствовать развитию  образного мышления учащихся через эмоциональное восприятие произведения искусства.

Ход урока

  1. Актуализация имеющихся знаний.

 Ребятам предлагается закончить отрывок из стихотворения  А.Кушнера:

Если видишь: на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш, -

Обязательно картина называется … (пейзаж)

Читают стихотворение, дополняют слово, вместе с учителем вспоминают определение термина «пейзаж»

  1. Слово учителя о многообразии пейзажей с одновременной  демонстрацией  репродукций картин русских художников, на которых представлены разные времена года (музыкальный фон – «Времена года» П.И.Чайковского):
  • И.И.Левитан « Весна – большая вода»
  • А.А.Пластов «Летом»
  • И.С.Остроухов «Золотая осень»
  • Н.П.Крымов «Зимний вечер»

Вопрос учителя:  Как вы думаете, почему художники,  как прошлых лет, так и современные, часто обращаются к картинам природы?

 (видят в природе гармонию, красоту, через природу выражают любовь к своей родине, состояние своей души…)

  1. Работа над темой.

Нет, не пейзаж влечет меня,

Не краски жадный взор подметит,

А то, что в этих красках светит

Любовь и радость бытия.

                                И.А.Бунин.

3.1. История создания картины.

 После записи темы урока и эпиграфа, учитель обращает внимание на репродукцию картины И.Э. Грабаря (на экране) и останавливается на истории создания картины.

                - Картину «Февральская лазурь» И.Э.Грабарь написал в Подмосковье в 1904 году. Вот что говорит сам художник об истории ее создания:

(Раздаточный материал для учащихся)

1. «Настали чудесные солнечные февральские дни. Утром, как всегда, я вышел побродить вокруг усадьбы и понаблюдать. В то необычайное утро природа  праздновала какой-то небывалый праздник – праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу. Я стоял около дивного экземпляра березы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на нее, я уронил палку и нагнулся, чтобы ее поднять. Когда я взглянул на  верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенных голубой эмалью неба… Если бы хоть десятую долю этой красоты передать…»

- Художник решает писать открывшийся перед ним пейзаж непременно снизу. Для этого он вырыл в глубоком снегу траншею и поместился в ней вместе с холстом и мольбертом. Впоследствии он вспоминал:

        2. «Февраль стоял изумительный. Ночью подмораживало, и снег не сдавал.  Солнце светило ежедневно, и мне посчастливилось писать подряд, без перерыва и перемены погоды около двух с лишним недель, пока я не кончил картину целиком на натуре»

- Внимательно прочитайте воспоминания художника (1) о работе над картиной «Февральская лазурь». Все ли выделенные слова вам знакомы? Уточните их значение по толковому словарю.

3.2. Беседа по картине.

- Как вы понимаете название картины? (лазурь – светло-синий цвет, природная светло-синяя краска…)

- Каким изобразил художник  февральский день? (солнечным, морозным, ясным…)

- Какое небо вы видите на картине? (на переднем плане синее, на горизонте – нежно-голубое, лазоревое…)

- Опишите снег. Много ли его, какого он цвета на солнце и в тени? (снег сверкает, искрится, оттенки самые разные: сиреневый, фиолетовый в тени, голубой, розоватый на солнце)

-Что поразило художника в березе?  Что можно сказать о других березах?

- Какое впечатление произвела на вас картина? Какое настроение создает картина? Какими средствами это достигается?

3.3.  Работа в группах. 

Подбор эпитетов к словам:  «небо», «снег», «береза» («березы»)

Слова для справок:  бирюзовый, лазоревый, лиловый, жемчужный, белоснежный, голубоватый, розовый, небесный, лазурный, белоснежный, молочный, лилейный, коралловый

Учащиеся составляют словосочетания (предлагают свои варианты эпитетов):

Небо – бирюзовое, лазоревое, лиловое, лазурное, сапфировое…

Снег – голубоватый, молочный, лилейный, серебристый, розовый, сверкающий, искрящийся..

Береза – жемчужная,  белоствольная, белоснежная…

3.4.Составление предложений. (сочинение-миниатюра)

Морозный солнечный день.  Над головой высокое лазоревое  небо. Лиловые длинные тени лежат на сугробах. Снег ослепительно блестит на земле, отражая солнце. Потоки яркого солнечного света заливают лесные поляны, искрятся в ослепительной скатерти снегов. Высоко в небе застыли прозрачные облака. Воздух свеж и чист. Серебром блестят в синеве неба стволы жемчужных берез.  Зимний лес покоряет зрителя своей фантастической красотой…

- Какие глаголы помогут нам выразить свое отношение к картине? (поражает, ослепляет, завораживает, удивляет, околдовывает, очаровывает, потрясает…)

  1. Итоги урока.

4.1. Рефлексия.

4.2. Вывод учителя («Февральская лазурь» - гимн России, гимн белоствольным  березам и синему февральскому небу…И.Э.Грабарь в своей картине выразил, говоря словами поэта И.А.Бунина,  «любовь и радость бытия» …Ощущение праздника, счастья, радости  достигается тончайшей цветовой гармонией, создается неподражаемым мастерством художника).

Учитель читает стихотворение Н. Рыленкова «Все в тающей дымке»:

Все в тающей дымке:

Холмы, перелески.

Здесь краски не ярки

И звуки не резки.

Здесь медленны реки,

Туманны озера,

И все ускользает

От беглого взора.

Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце.

Здесь мало услышать,

Здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья

Нахлынули дружно.

Чтоб вдруг отразили

Бездонные воды

Всю прелесть застенчивой

 русской природы.

4.3.Домашнее задание (написать сочинение по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Система работы по развитию речи детей с нарушением интеллекта ( на уроках развития речи).

Матриал могут использовать учителя начальных классов школ всех видов....

Урок развития речи в 6 классе. Стили речи.Официально-деловой стиль речи.

Урок развития речи в 6 классе. Стили речи. Официально-деловой стиль речи. Материал урока позволяет повторить известные учащимся сведения о стилях речи, формировать умения различать стили речи....

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

Конспект урока по развитию речи. Тема: "Значение музея художника А. С. Ларионова для проведения уроков развития речи учащихся".

Главная цель данного урока научить писать сочинение-описание на материале картины А. С. Ларионова. Задачи урока:обучающие:– формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;–...

"Наш дар бессмертный - речь": русские поэты о языке и речи (урок развития речи в 9 классе)

Жанр урока - урок  - исследование. На уроке основным приёмом  работы становится многоплановая работа со словом , текстом. Учителем использован коммуникативно- деятельностный подход к обучени...

Конспект урока развития речи в 5 классе по теме «Стили речи. Разговорная и книжная речь»

Урок знакомит учащихся с разговорным и книжным (в частности научным) стилями речи; выявляет признаки разговорной и книжной речи; показывае особенности языковых средств разговорного стиля речи. восспит...

Выступление на методическом объединении. Развитие описательно – повествовательной речи учащихся 5-6 классов II отделения школы для слабослышащих и позднооглохших детей на уроках развития речи.

Выступление на методическом объединении.Развитие описательно – повествовательной речи учащихся 5-6 классов  II отделения школы для слабослышащих  и позднооглохших детей на уроках разви...