Урок развития речи
план-конспект занятия по русскому языку (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок развития речи (6 класс)
«Любовь и радость бытия»
(подготовка к сочинению по картине
И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»)
Выполнила:
Елфимова Вера Юрьевна, учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №121
Канавинского района
Нижний Новгород
2014
Введение
Урок подготовки к сочинению по картине – это уникальное дидактическое средство развития, воспитания и обучения школьников, это яркая форма самовыражения ребенка. Именно организация учебной деятельности, связанной с эмоциями и переживаниями детей, как ничто другое, способствует развитию школьника, становлению его личности. В процессе работы над сочинением и в самом сочинении фиксируется свежесть восприятия конкретным учеником явлений окружающего мира, в детском сознании формируется отношение к этому миру и, следовательно, «воспитывается» чувство красоты природы, красоты человека. Задача же учителя не столько в разработке методики написания сочинения, сколько в поисках условий организации творчества детей.
Цель: способствовать развитию образного мышления учащихся через эмоциональное восприятие произведения искусства.
Ход урока
- Актуализация имеющихся знаний.
Ребятам предлагается закончить отрывок из стихотворения А.Кушнера:
Если видишь: на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш, -
Обязательно картина называется … (пейзаж)
Читают стихотворение, дополняют слово, вместе с учителем вспоминают определение термина «пейзаж»
- Слово учителя о многообразии пейзажей с одновременной демонстрацией репродукций картин русских художников, на которых представлены разные времена года (музыкальный фон – «Времена года» П.И.Чайковского):
- И.И.Левитан « Весна – большая вода»
- А.А.Пластов «Летом»
- И.С.Остроухов «Золотая осень»
- Н.П.Крымов «Зимний вечер»
Вопрос учителя: Как вы думаете, почему художники, как прошлых лет, так и современные, часто обращаются к картинам природы?
(видят в природе гармонию, красоту, через природу выражают любовь к своей родине, состояние своей души…)
- Работа над темой.
Нет, не пейзаж влечет меня,
Не краски жадный взор подметит,
А то, что в этих красках светит
Любовь и радость бытия.
И.А.Бунин.
3.1. История создания картины.
После записи темы урока и эпиграфа, учитель обращает внимание на репродукцию картины И.Э. Грабаря (на экране) и останавливается на истории создания картины.
- Картину «Февральская лазурь» И.Э.Грабарь написал в Подмосковье в 1904 году. Вот что говорит сам художник об истории ее создания:
(Раздаточный материал для учащихся)
1. «Настали чудесные солнечные февральские дни. Утром, как всегда, я вышел побродить вокруг усадьбы и понаблюдать. В то необычайное утро природа праздновала какой-то небывалый праздник – праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу. Я стоял около дивного экземпляра березы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на нее, я уронил палку и нагнулся, чтобы ее поднять. Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенных голубой эмалью неба… Если бы хоть десятую долю этой красоты передать…»
- Художник решает писать открывшийся перед ним пейзаж непременно снизу. Для этого он вырыл в глубоком снегу траншею и поместился в ней вместе с холстом и мольбертом. Впоследствии он вспоминал:
2. «Февраль стоял изумительный. Ночью подмораживало, и снег не сдавал. Солнце светило ежедневно, и мне посчастливилось писать подряд, без перерыва и перемены погоды около двух с лишним недель, пока я не кончил картину целиком на натуре»
- Внимательно прочитайте воспоминания художника (1) о работе над картиной «Февральская лазурь». Все ли выделенные слова вам знакомы? Уточните их значение по толковому словарю.
3.2. Беседа по картине.
- Как вы понимаете название картины? (лазурь – светло-синий цвет, природная светло-синяя краска…)
- Каким изобразил художник февральский день? (солнечным, морозным, ясным…)
- Какое небо вы видите на картине? (на переднем плане синее, на горизонте – нежно-голубое, лазоревое…)
- Опишите снег. Много ли его, какого он цвета на солнце и в тени? (снег сверкает, искрится, оттенки самые разные: сиреневый, фиолетовый в тени, голубой, розоватый на солнце)
-Что поразило художника в березе? Что можно сказать о других березах?
- Какое впечатление произвела на вас картина? Какое настроение создает картина? Какими средствами это достигается?
3.3. Работа в группах.
Подбор эпитетов к словам: «небо», «снег», «береза» («березы»)
Слова для справок: бирюзовый, лазоревый, лиловый, жемчужный, белоснежный, голубоватый, розовый, небесный, лазурный, белоснежный, молочный, лилейный, коралловый
Учащиеся составляют словосочетания (предлагают свои варианты эпитетов):
Небо – бирюзовое, лазоревое, лиловое, лазурное, сапфировое…
Снег – голубоватый, молочный, лилейный, серебристый, розовый, сверкающий, искрящийся..
Береза – жемчужная, белоствольная, белоснежная…
3.4.Составление предложений. (сочинение-миниатюра)
Морозный солнечный день. Над головой высокое лазоревое небо. Лиловые длинные тени лежат на сугробах. Снег ослепительно блестит на земле, отражая солнце. Потоки яркого солнечного света заливают лесные поляны, искрятся в ослепительной скатерти снегов. Высоко в небе застыли прозрачные облака. Воздух свеж и чист. Серебром блестят в синеве неба стволы жемчужных берез. Зимний лес покоряет зрителя своей фантастической красотой…
- Какие глаголы помогут нам выразить свое отношение к картине? (поражает, ослепляет, завораживает, удивляет, околдовывает, очаровывает, потрясает…)
- Итоги урока.
4.1. Рефлексия.
4.2. Вывод учителя («Февральская лазурь» - гимн России, гимн белоствольным березам и синему февральскому небу…И.Э.Грабарь в своей картине выразил, говоря словами поэта И.А.Бунина, «любовь и радость бытия» …Ощущение праздника, счастья, радости достигается тончайшей цветовой гармонией, создается неподражаемым мастерством художника).
Учитель читает стихотворение Н. Рыленкова «Все в тающей дымке»:
Все в тающей дымке:
Холмы, перелески.
Здесь краски не ярки
И звуки не резки.
Здесь медленны реки,
Туманны озера,
И все ускользает
От беглого взора.
Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
Чтоб вдруг отразили
Бездонные воды
Всю прелесть застенчивой
русской природы.
4.3.Домашнее задание (написать сочинение по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Система работы по развитию речи детей с нарушением интеллекта ( на уроках развития речи).
Матриал могут использовать учителя начальных классов школ всех видов....
Урок развития речи в 6 классе. Стили речи.Официально-деловой стиль речи.
Урок развития речи в 6 классе. Стили речи. Официально-деловой стиль речи. Материал урока позволяет повторить известные учащимся сведения о стилях речи, формировать умения различать стили речи....
Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс
Методическая разработка на заочный районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....
Конспект урока по развитию речи. Тема: "Значение музея художника А. С. Ларионова для проведения уроков развития речи учащихся".
Главная цель данного урока научить писать сочинение-описание на материале картины А. С. Ларионова. Задачи урока:обучающие:– формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;–...
"Наш дар бессмертный - речь": русские поэты о языке и речи (урок развития речи в 9 классе)
Жанр урока - урок - исследование. На уроке основным приёмом работы становится многоплановая работа со словом , текстом. Учителем использован коммуникативно- деятельностный подход к обучени...
Конспект урока развития речи в 5 классе по теме «Стили речи. Разговорная и книжная речь»
Урок знакомит учащихся с разговорным и книжным (в частности научным) стилями речи; выявляет признаки разговорной и книжной речи; показывае особенности языковых средств разговорного стиля речи. восспит...
Выступление на методическом объединении. Развитие описательно – повествовательной речи учащихся 5-6 классов II отделения школы для слабослышащих и позднооглохших детей на уроках развития речи.
Выступление на методическом объединении.Развитие описательно – повествовательной речи учащихся 5-6 классов II отделения школы для слабослышащих и позднооглохших детей на уроках разви...