Разработка урока русского языка в 9 классе по теме "Союзы и союзные слова"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Киселёва Наталья Сергеевна

В разработку урока "Союзы и союзные слова" входят следующие материалы: презентация (названа 9Б), технологическая карта урока, рабочие материалы (карточки), задания для подготовки к ГИА. Данный урок содержит понятный учащимся дидактический материал, основанный на высказываниях учёных, на цитатах из художественных произведений. Это позволяет осуществлять межпредметные связи с литературой. Учтеля русского языка могут взять разработку данного урока за основу и изменять его по своему усмотрению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении

Цели:

Личностные: осознание алгоритма успешного учебного действия;

 осознание практической важности данного правила;

ценностное отношение к умению выявлять проблему, определять цель урока, выбирать действия по достижению цели,            контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.

Регулятивные: умение понимать и сохранять учебную задачу;

устанавливать целевые приоритеты;

планировать собственную деятельность в соответствии с учебной задачей.

Предметные: умение различать союзы и союзные слова;

знать средства связи частей в СПП;

умение находить главное и придаточное предложения в СПП.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

-Умение различать союзы и союзные слова

-Умение применять полученные знания на практике

-Умение находить главное и придаточное предложение в СПП

Регулятивные

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные

-умение структурировать знания

-умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Коммуникативные

Инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

-Развитие учебно-познавательного интереса к предмету

-Понимание роли и значения знаний по русскому языку

-Оценивание собственной учебной деятельности

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Формы работы учащихся: групповая, коллективная, индивидуальная

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

  1. Мотивация к учебной деятельности

Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне

Приветствие учащихся. Создание ситуации для психологического настроя.

Задание: распределите слова на две группы: сочинительные и подчинительные союзы.

-Почему некоторые слова встречаются два раза?

-Как вы считаете, если наречия, местоимения являются средством связи частей сложного предложения, можно ли их назвать подчинительными союзами?

- А как их называют?

- Какова тема нашего урока?

Учащиеся выполняют задание. Два человека у доски, остальные в тетради.

- Может быть, эти слова могут быть не только подчинительным союзом, но и другой частью речи. Например, слово «что» является местоимением.

- Нет, нельзя

-Союзные слова.

-Союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении.

Записывают тему в тетрадь.

Личностные: положительное отношение к учебной деятельности.

Познавательные: извлечение нужной информации, самостоятельное её нахождение

  1. Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Цель:готовность мышления   и осознание потребности к построению нового способа действия

  1. Постановка цели урока и планирование деятельности в соответствии с учебной задачей
  2. Выполнение работы в группах

-Перед тем, как выполнять работу в группах, вспомним структуру                         сложноподчинённого предложения.

-Из каких частей состоит сложноподч.предложение?

-Какое предложение называется главным, а какое придаточным?

-Какое место по отношению к главному может занимать придаточное предложение?

-Пред вами части сложноподчинённых предложений. Ваша задача- «собрать» предложения, подчеркнуть в них грамматические основы, определить место придаточного по отношению к главному

Учащиеся формулируют цель урока

-Из главного и придаточного предложений.

-Главное то, от которого задаём вопрос, придаточное – на вопрос отвечает.

-Придаточное может стоять перед главным, после главного и в середине главного.

Учащиеся работают в группах

Проверка

Целеполагание.

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие.

Регулятивные: фиксация затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений.

  1. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: выявление обучающимися новых знаний, освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности

Организация уч-ся по исследованию проблемной ситуации.

Мини-исследование.

-Сравните предложения.

-С помощью какого средства связи придаточное предложение присоединяется к главному?

-Выделите грамм.основы.

-Являются ли слова «которое» и «который» членами предложения?

-Сделайте вывод: какое из этих слов будет союзом, а какое союзным словом.

- прочитайте информацию в учебнике (параграф 20, стр. 61)

- С помощью слов «которое» и «который».

 Слова «который» и «которое» являются членом предложения. Это союзные слова.

Читают материал учебника

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.

Регулятивные: коррекция, контроль, саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация

  1. Закрепление материала

Цель: самопроверка умения применять знания в типовых условиях.

  1. Организация учащихся по составлению алгоритма определения союзного слова

  1. Организация учащихся по выполнению упражнения. Первый вариант выписывает предложения с подчинительным союзом, второй – с союзным словом. Подчёркивают грамм.основы, выделяют смысловые части, средство связи заключают в овал.

  1. Минутка релаксации
  2. Подготовка к ГИА

  1. Работа по развитию речи.

-Перед вами иллюстрации к роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Посмотрите на неё и составьте сложноподчинённое предложение, средством связи в котором могут быть как подчинительные союзы, так и союзные слова.

  1. Учащиеся называют последовательность действий, чтобы определить средство связи придаточного и главного предложений (союз или союзное слово)
  2. Учащиеся выполняют упражнение по вариантам.

(Два человека у доски)

Учащиеся выполняют задание с последующей самопроверкой.

Примерные варианты предложений.

На картине я вижу Онегина, который объясняется в любви Татьяне. Мне интересно, какие чувства испытывала Татьяна, находясь в лапах медведя. На картине я вижу Татьяну в тот момент, когда она написала письмо Евгению.

Познавательные: преобразование информации из одной формы в другую.

Регулятивные: коррекция, контроль.

Коммуникативные: умение ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ объектов.

5.Рефлексия.

Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке.

-Перед вами три карточки с изображениями чемодана, корзины для мусора и лупы. Выберите ту, которая, на ваш взгляд, отражает степень полезности полученных знаний. Если вы считаете, что получили полезные знания и они пригодятся вам в жизни, выбираете чемодан. Если знания получены в недостаточной степени, материал ещё нужно рассмотреть, изучить, доработать, выбираете лупу. Если считаете, что полученная информация не представляет ценности и не пригодится вам, выбираете корзину

6.Домашнее задание

Упр. 93 или 96 (на выбор). Параграф 20.



Предварительный просмотр:

1.Природу надо беречь, как мы бережём самую жизнь человека.

(К. Паустовский)

2. Владимир с ужасом заметил, что он заехал в незнакомый лес. (А.Пушкин)

3. Егорушка, задыхаясь о зноя, который особенно чувствовался теперь после еды, побежал к осоке. (А.Чехов)

4. Деревья кругом, куда ни взглянешь, были все злотые или красные.

(А. Чехов)

5.Из освещённого места трудно разглядеть, что делается в потёмках.

(И. Тургенев)

________________________________________________________________

1.Природу надо беречь, как мы бережём самую жизнь человека.

(К. Паустовский)

2. Владимир с ужасом заметил, что он заехал в незнакомый лес. (А.Пушкин)

3. Егорушка, задыхаясь о зноя, который особенно чувствовался теперь после еды, побежал к осоке. (А.Чехов)

4. Деревья кругом, куда ни взглянешь, были все злотые или красные.

 (А. Чехов)

5.Из освещённого места трудно разглядеть, что делается в потёмках.

(И. Тургенев)

1.Природу надо беречь, как мы бережём самую жизнь человека.

(К. Паустовский)

2. Владимир с ужасом заметил, что он заехал в незнакомый лес. (А.Пушкин)

3. Егорушка, задыхаясь о зноя, который особенно чувствовался теперь после еды, побежал к осоке. (А.Чехов)

4. Деревья кругом, куда ни взглянешь, были все злотые или красные.

 (А. Чехов)

5.Из освещённого места трудно разглядеть, что делается в потёмках.

(И. Тургенев)

1 группа

«Собери» разрозненные части, чтобы получились сложноподчинённые предложения. Правильно расставь запятые. Укажи главное и придаточное соответствующими скобками. Какое место по отношению к главному занимает придаточное предложение? (стоит перед главным, после, в середине). Дополнительное задание: определи, каким авторам принадлежат эти строки.

Платов предстал к государю в кабинет и начал докладывать.

хотя охотники их и не любят.

Хороши летние туманные дни

какие у казаков на Тихом Дону междоусобные разговоры.

2 группа

«Собери» разрозненные части, чтобы получились сложноподчинённые предложения. Правильно расставь запятые. Укажи главное и придаточное соответствующими скобками. Какое место по отношению к главному занимает придаточное предложение? (стоит перед главным, после, в середине). Дополнительное задание: определи, каким авторам принадлежат эти строки.

В том краю приютились к вербам сиротливо избы деревень

что чувства добрые я лирой пробуждал.

И долго буду тем любезен я народу

где жёлтая крапива и сухой плетень

3 группа

«Собери» разрозненные части, чтобы получились сложноподчинённые предложения. Правильно расставь запятые. Укажи главное и придаточное соответствующими скобками. Какое место по отношению к главному занимает придаточное предложение? (стоит перед главным, после, в середине). Дополнительное задание: определи, каким авторам принадлежат эти строки.

Сказавши это, он отправился на площадь

еде скучал Евгений

Деревня была прелестный уголок

потому что давно уже собиралась туда вся толпа.

4 группа

«Собери» разрозненные части, чтобы получились сложноподчинённые предложения. Правильно расставь запятые. Укажи главное и придаточное соответствующими скобками. Какое место по отношению к главному занимает придаточное предложение? (стоит перед главным, после, в середине). Дополнительное задание: определи, каким авторам принадлежат эти строки.

Когда же на запад умчался туман

что делалось внизу.

Я мог хорошо видеть с утёса всё

урочный свой путь продолжал караван.



Предварительный просмотр:

   1.Я ошибся, приняв людей, сидевших вокруг тех огней, за гуртовщиков. 2. Это просто были крестьянские ребятишки из соседних деревень, которые стерегли табун. 3. В жаркую летнюю пору лошадей выгоняют у нас на ночь кормиться в поле: днём мухи и оводы не дали бы им покоя. 4. Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун – большой праздник для крестьянских мальчиков. 5. Сидя без шапок и в старых полушубках на самых бойких клячонках, мчатся они с весёлым гиканьем и криком, болтая руками и ногами, высоко подпрыгивают, звонко хохочут. 6. Лёгкая пыль жёлтым столбом поднимается и несётся по дороге; далеко разносится дружный топот, лошади бегут, навострив уши; впереди всех, задравши хвост и беспрестанно меняя ногу, скачет какой-нибудь рыжий космач, с репейником в спутанной гриве.

    7. Я сказал мальчикам, что заблудился, и подсел к ним.

В2. Из предложения 6 выпишите слово, в котором правописание согласного на конце приставки определяется последующим за ней звуком._________________________________

В8. Укажите способ связи в словосочетании «рыжий космач» (в предложении 6)__________________________

В12. Укажите количество грамматических основ в предложении 1. _____

В13. Среди предложений 1-7 найдите сложноподчинённое, в котором средством связи придаточного и главного предложений является союзное слово. Выпишите номер этого предложения.______


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

РАЗГРАНИЧЬТЕ СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ И ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ И, НО, КОГДА , ЕСЛИ, ОДНАКО, ТО…ТО, ЧТОБЫ, ЧТО , КАК , ПОТОМУ ЧТО, НЕ ТОЛЬКО…НО И, ДА, А, ЗАТО, ХОТЯ

Слайд 3

УПОТРЕБЛЯЮТСЯ ИЛИ КАК СОЮЗЫ, ИЛИ КАК СОЮЗНЫЕ СЛОВА КАК – НАРЕЧИЕ ОБРАЗА ДЕЙСТВИЯ КОГДА – НАРЕЧИЕ ВРЕМЕНИ ЧТО – ОТНОСИТЕЛЬНОЕ МЕСТОИМЕНИЕ

Слайд 4

Союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении

Слайд 5

Задачи Понять, что такое союзные слова Научиться различать союзы и союзные слова Правильно ставить знаки препинания между частями сложноподчинённого предложения Продолжить подготовку к основному государственному экзамену

Слайд 6

«СОБЕРИ» ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Слайд 7

Любовь к русскому языку – одна из неотъемлемых частей того чувства, которое мы называем любовью к родной земле. (К.Г. Паустовский) Тот народ, который создал такой язык, - поистине великий и счастливый .(К.Г. Паустовский)

Слайд 8

Только как союзные слова КТО, КАКОЙ, КОТОРЫЙ, ЧЕЙ - ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ ГДЕ, КУДА, ОТКУДА –НАРЕЧИЯ МЕСТА ПОЧЕМУ – НАРЕЧИЕ ПРИЧИНЫ ЗАЧЕМ – НАРЕЧИЕ ЦЕЛИ СКОЛЬКО, НАСКОЛЬКО – НАРЕЧИЯ МЕРЫ И СТЕПЕНИ

Слайд 9

Алгоритм Найти в предложении грамматические основы. Найти средство связи, которое связывает придаточное предложение с главным. Определить, является ли средство связи членом предложения. Если средство связи- член предложения, то это союзное слово.

Слайд 10

1.Природу надо беречь, как мы бережём самую жизнь человека. (К. Паустовский) 2. Владимир с ужасом заметил, что он заехал в незнакомый лес. (А.Пушкин) 3. Егорушка, задыхаясь о зноя, который особенно чувствовался теперь после еды, побежал к осоке. (А.Чехов) 4. Деревья кругом, куда ни взглянешь, были все злотые или красные. (А. Чехов) 5.Из освещённого места трудно разглядеть, что делается в потёмках. (И. Тургенев)

Слайд 11

Готовимся к ГИА Из предложения 6 выпишите слово, в котором правописание согласной на конце приставки определяется последующим за ней звуком. Укажите способ связи в словосочетании «рыжий космач» Укажите количество грамматических основ в предложении 1 Среди предложений 1-7 найдите C ПП, в котором средством связи придаточного и главного предложений является союзное слово

Слайд 12

Самопроверка 1 . Из предложения 6 выпишите слово, в котором правописание согласной на конце приставки определяется последующим за ней звуком. Беспрестанно 2. Укажите способ связи в словосочетании «рыжий космач» (в предложении 6) Согласование

Слайд 13

Самопроверка 3. Укажите количество грамматических основ в предложении 1 1 4. Среди предложений 1-7 найдите сложноподчинённое, в котором средством связи главного и придаточного предложений является союзное слово. 2

Слайд 18

Домашнее задание Параграф 20 Упр. 93 или 96


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урок русского языка (8 класс) по теме "Обособленные определения и приложения"

Урок для 8 класса готовит учащихся к ГИА и ЕГЭ по русскому языку: содержит работу с текстом, тестовые задания. В содержании урока ярко выражена воспитательная функция: ребята знакомятся с творчеством ...

разработка урока русского языка 8 класс по теме "Односоставные предложения"

Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения» Цель урока: Проверить знания теоретического материала по теме.Развивать умение использовать односоставные предложения в связной речи.Воспитыват...

Методическая разработка. Урок русского языка. 7 класс. Описание действия

Цель урока - закрепить изученное о наречиях; показать значение наречий при описании действий; расширить речевую компетентность учеников, совершенствовать навыки монологической речи....

разработка урока русского языка 7 класс "Морфологический разбор наречий"

Разработка урока сопровождается презентацией "Морфологический разбор наречий"....

Разработка урока русский язык 6 класс

Данный урок  проводится при изучении темы "Числительное".  Посредством краеведческого материала закрепить практические навыки правильного употребления числительного в речи.  ...

Презентация к уроку русского языка по теме "Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении", 9 класс

Данная презентация содержит комплекс заданий, позволяющих отработать особености союзных слов, их отличия от подчинительных союзов и роль в предложении....