Разработка урока русского языка в 9 классе по теме "Союзы и союзные слова"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему
В разработку урока "Союзы и союзные слова" входят следующие материалы: презентация (названа 9Б), технологическая карта урока, рабочие материалы (карточки), задания для подготовки к ГИА. Данный урок содержит понятный учащимся дидактический материал, основанный на высказываниях учёных, на цитатах из художественных произведений. Это позволяет осуществлять межпредметные связи с литературой. Учтеля русского языка могут взять разработку данного урока за основу и изменять его по своему усмотрению.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: Союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении
Цели:
Личностные: осознание алгоритма успешного учебного действия;
осознание практической важности данного правила;
ценностное отношение к умению выявлять проблему, определять цель урока, выбирать действия по достижению цели, контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.
Регулятивные: умение понимать и сохранять учебную задачу;
устанавливать целевые приоритеты;
планировать собственную деятельность в соответствии с учебной задачей.
Предметные: умение различать союзы и союзные слова;
знать средства связи частей в СПП;
умение находить главное и придаточное предложения в СПП.
Планируемые результаты
Предметные | Метапредметные | Личностные |
-Умение различать союзы и союзные слова -Умение применять полученные знания на практике -Умение находить главное и придаточное предложение в СПП | Регулятивные Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные -умение структурировать знания -умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание Коммуникативные Инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации | -Развитие учебно-познавательного интереса к предмету -Понимание роли и значения знаний по русскому языку -Оценивание собственной учебной деятельности |
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Формы работы учащихся: групповая, коллективная, индивидуальная
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне | Приветствие учащихся. Создание ситуации для психологического настроя. Задание: распределите слова на две группы: сочинительные и подчинительные союзы. -Почему некоторые слова встречаются два раза? -Как вы считаете, если наречия, местоимения являются средством связи частей сложного предложения, можно ли их назвать подчинительными союзами? - А как их называют? - Какова тема нашего урока? | Учащиеся выполняют задание. Два человека у доски, остальные в тетради. - Может быть, эти слова могут быть не только подчинительным союзом, но и другой частью речи. Например, слово «что» является местоимением. - Нет, нельзя -Союзные слова. -Союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении. Записывают тему в тетрадь. | Личностные: положительное отношение к учебной деятельности. Познавательные: извлечение нужной информации, самостоятельное её нахождение |
Цель:готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия |
-Перед тем, как выполнять работу в группах, вспомним структуру сложноподчинённого предложения. -Из каких частей состоит сложноподч.предложение? -Какое предложение называется главным, а какое придаточным? -Какое место по отношению к главному может занимать придаточное предложение? -Пред вами части сложноподчинённых предложений. Ваша задача- «собрать» предложения, подчеркнуть в них грамматические основы, определить место придаточного по отношению к главному | Учащиеся формулируют цель урока -Из главного и придаточного предложений. -Главное то, от которого задаём вопрос, придаточное – на вопрос отвечает. -Придаточное может стоять перед главным, после главного и в середине главного. Учащиеся работают в группах Проверка | Целеполагание. Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие. Регулятивные: фиксация затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения. Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений. |
Цель: выявление обучающимися новых знаний, освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности | Организация уч-ся по исследованию проблемной ситуации. Мини-исследование. -Сравните предложения. -С помощью какого средства связи придаточное предложение присоединяется к главному? -Выделите грамм.основы. -Являются ли слова «которое» и «который» членами предложения? -Сделайте вывод: какое из этих слов будет союзом, а какое союзным словом. - прочитайте информацию в учебнике (параграф 20, стр. 61) | - С помощью слов «которое» и «который». Слова «который» и «которое» являются членом предложения. Это союзные слова. Читают материал учебника | Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков. Регулятивные: коррекция, контроль, саморегуляция в ситуации затруднения. Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация |
Цель: самопроверка умения применять знания в типовых условиях. |
-Перед вами иллюстрации к роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Посмотрите на неё и составьте сложноподчинённое предложение, средством связи в котором могут быть как подчинительные союзы, так и союзные слова. |
(Два человека у доски) Учащиеся выполняют задание с последующей самопроверкой. Примерные варианты предложений. На картине я вижу Онегина, который объясняется в любви Татьяне. Мне интересно, какие чувства испытывала Татьяна, находясь в лапах медведя. На картине я вижу Татьяну в тот момент, когда она написала письмо Евгению. | Познавательные: преобразование информации из одной формы в другую. Регулятивные: коррекция, контроль. Коммуникативные: умение ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ объектов. |
5.Рефлексия. Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке. | -Перед вами три карточки с изображениями чемодана, корзины для мусора и лупы. Выберите ту, которая, на ваш взгляд, отражает степень полезности полученных знаний. Если вы считаете, что получили полезные знания и они пригодятся вам в жизни, выбираете чемодан. Если знания получены в недостаточной степени, материал ещё нужно рассмотреть, изучить, доработать, выбираете лупу. Если считаете, что полученная информация не представляет ценности и не пригодится вам, выбираете корзину | ||
6.Домашнее задание | Упр. 93 или 96 (на выбор). Параграф 20. |
Предварительный просмотр:
1.Природу надо беречь, как мы бережём самую жизнь человека.
(К. Паустовский)
2. Владимир с ужасом заметил, что он заехал в незнакомый лес. (А.Пушкин)
3. Егорушка, задыхаясь о зноя, который особенно чувствовался теперь после еды, побежал к осоке. (А.Чехов)
4. Деревья кругом, куда ни взглянешь, были все злотые или красные.
(А. Чехов)
5.Из освещённого места трудно разглядеть, что делается в потёмках.
(И. Тургенев)
________________________________________________________________
1.Природу надо беречь, как мы бережём самую жизнь человека.
(К. Паустовский)
2. Владимир с ужасом заметил, что он заехал в незнакомый лес. (А.Пушкин)
3. Егорушка, задыхаясь о зноя, который особенно чувствовался теперь после еды, побежал к осоке. (А.Чехов)
4. Деревья кругом, куда ни взглянешь, были все злотые или красные.
(А. Чехов)
5.Из освещённого места трудно разглядеть, что делается в потёмках.
(И. Тургенев)
1.Природу надо беречь, как мы бережём самую жизнь человека.
(К. Паустовский)
2. Владимир с ужасом заметил, что он заехал в незнакомый лес. (А.Пушкин)
3. Егорушка, задыхаясь о зноя, который особенно чувствовался теперь после еды, побежал к осоке. (А.Чехов)
4. Деревья кругом, куда ни взглянешь, были все злотые или красные.
(А. Чехов)
5.Из освещённого места трудно разглядеть, что делается в потёмках.
(И. Тургенев)
1 группа
«Собери» разрозненные части, чтобы получились сложноподчинённые предложения. Правильно расставь запятые. Укажи главное и придаточное соответствующими скобками. Какое место по отношению к главному занимает придаточное предложение? (стоит перед главным, после, в середине). Дополнительное задание: определи, каким авторам принадлежат эти строки.
Платов предстал к государю в кабинет и начал докладывать. | хотя охотники их и не любят. |
Хороши летние туманные дни | какие у казаков на Тихом Дону междоусобные разговоры. |
2 группа
«Собери» разрозненные части, чтобы получились сложноподчинённые предложения. Правильно расставь запятые. Укажи главное и придаточное соответствующими скобками. Какое место по отношению к главному занимает придаточное предложение? (стоит перед главным, после, в середине). Дополнительное задание: определи, каким авторам принадлежат эти строки.
В том краю приютились к вербам сиротливо избы деревень | что чувства добрые я лирой пробуждал. |
И долго буду тем любезен я народу | где жёлтая крапива и сухой плетень |
3 группа
«Собери» разрозненные части, чтобы получились сложноподчинённые предложения. Правильно расставь запятые. Укажи главное и придаточное соответствующими скобками. Какое место по отношению к главному занимает придаточное предложение? (стоит перед главным, после, в середине). Дополнительное задание: определи, каким авторам принадлежат эти строки.
Сказавши это, он отправился на площадь | еде скучал Евгений |
Деревня была прелестный уголок | потому что давно уже собиралась туда вся толпа. |
4 группа
«Собери» разрозненные части, чтобы получились сложноподчинённые предложения. Правильно расставь запятые. Укажи главное и придаточное соответствующими скобками. Какое место по отношению к главному занимает придаточное предложение? (стоит перед главным, после, в середине). Дополнительное задание: определи, каким авторам принадлежат эти строки.
Когда же на запад умчался туман | что делалось внизу. |
Я мог хорошо видеть с утёса всё | урочный свой путь продолжал караван. |
Предварительный просмотр:
1.Я ошибся, приняв людей, сидевших вокруг тех огней, за гуртовщиков. 2. Это просто были крестьянские ребятишки из соседних деревень, которые стерегли табун. 3. В жаркую летнюю пору лошадей выгоняют у нас на ночь кормиться в поле: днём мухи и оводы не дали бы им покоя. 4. Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун – большой праздник для крестьянских мальчиков. 5. Сидя без шапок и в старых полушубках на самых бойких клячонках, мчатся они с весёлым гиканьем и криком, болтая руками и ногами, высоко подпрыгивают, звонко хохочут. 6. Лёгкая пыль жёлтым столбом поднимается и несётся по дороге; далеко разносится дружный топот, лошади бегут, навострив уши; впереди всех, задравши хвост и беспрестанно меняя ногу, скачет какой-нибудь рыжий космач, с репейником в спутанной гриве.
7. Я сказал мальчикам, что заблудился, и подсел к ним.
В2. Из предложения 6 выпишите слово, в котором правописание согласного на конце приставки определяется последующим за ней звуком._________________________________
В8. Укажите способ связи в словосочетании «рыжий космач» (в предложении 6)__________________________
В12. Укажите количество грамматических основ в предложении 1. _____
В13. Среди предложений 1-7 найдите сложноподчинённое, в котором средством связи придаточного и главного предложений является союзное слово. Выпишите номер этого предложения.______
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
РАЗГРАНИЧЬТЕ СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ И ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ И, НО, КОГДА , ЕСЛИ, ОДНАКО, ТО…ТО, ЧТОБЫ, ЧТО , КАК , ПОТОМУ ЧТО, НЕ ТОЛЬКО…НО И, ДА, А, ЗАТО, ХОТЯ
УПОТРЕБЛЯЮТСЯ ИЛИ КАК СОЮЗЫ, ИЛИ КАК СОЮЗНЫЕ СЛОВА КАК – НАРЕЧИЕ ОБРАЗА ДЕЙСТВИЯ КОГДА – НАРЕЧИЕ ВРЕМЕНИ ЧТО – ОТНОСИТЕЛЬНОЕ МЕСТОИМЕНИЕ
Союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении
Задачи Понять, что такое союзные слова Научиться различать союзы и союзные слова Правильно ставить знаки препинания между частями сложноподчинённого предложения Продолжить подготовку к основному государственному экзамену
«СОБЕРИ» ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Любовь к русскому языку – одна из неотъемлемых частей того чувства, которое мы называем любовью к родной земле. (К.Г. Паустовский) Тот народ, который создал такой язык, - поистине великий и счастливый .(К.Г. Паустовский)
Только как союзные слова КТО, КАКОЙ, КОТОРЫЙ, ЧЕЙ - ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ ГДЕ, КУДА, ОТКУДА –НАРЕЧИЯ МЕСТА ПОЧЕМУ – НАРЕЧИЕ ПРИЧИНЫ ЗАЧЕМ – НАРЕЧИЕ ЦЕЛИ СКОЛЬКО, НАСКОЛЬКО – НАРЕЧИЯ МЕРЫ И СТЕПЕНИ
Алгоритм Найти в предложении грамматические основы. Найти средство связи, которое связывает придаточное предложение с главным. Определить, является ли средство связи членом предложения. Если средство связи- член предложения, то это союзное слово.
1.Природу надо беречь, как мы бережём самую жизнь человека. (К. Паустовский) 2. Владимир с ужасом заметил, что он заехал в незнакомый лес. (А.Пушкин) 3. Егорушка, задыхаясь о зноя, который особенно чувствовался теперь после еды, побежал к осоке. (А.Чехов) 4. Деревья кругом, куда ни взглянешь, были все злотые или красные. (А. Чехов) 5.Из освещённого места трудно разглядеть, что делается в потёмках. (И. Тургенев)
Готовимся к ГИА Из предложения 6 выпишите слово, в котором правописание согласной на конце приставки определяется последующим за ней звуком. Укажите способ связи в словосочетании «рыжий космач» Укажите количество грамматических основ в предложении 1 Среди предложений 1-7 найдите C ПП, в котором средством связи придаточного и главного предложений является союзное слово
Самопроверка 1 . Из предложения 6 выпишите слово, в котором правописание согласной на конце приставки определяется последующим за ней звуком. Беспрестанно 2. Укажите способ связи в словосочетании «рыжий космач» (в предложении 6) Согласование
Самопроверка 3. Укажите количество грамматических основ в предложении 1 1 4. Среди предложений 1-7 найдите сложноподчинённое, в котором средством связи главного и придаточного предложений является союзное слово. 2
Домашнее задание Параграф 20 Упр. 93 или 96
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урок русского языка (8 класс) по теме "Обособленные определения и приложения"
Урок для 8 класса готовит учащихся к ГИА и ЕГЭ по русскому языку: содержит работу с текстом, тестовые задания. В содержании урока ярко выражена воспитательная функция: ребята знакомятся с творчеством ...
разработка урока русского языка 8 класс по теме "Односоставные предложения"
Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения» Цель урока: Проверить знания теоретического материала по теме.Развивать умение использовать односоставные предложения в связной речи.Воспитыват...
Методическая разработка. Урок русского языка. 7 класс. Описание действия
Цель урока - закрепить изученное о наречиях; показать значение наречий при описании действий; расширить речевую компетентность учеников, совершенствовать навыки монологической речи....
разработка урока русского языка 7 класс "Морфологический разбор наречий"
Разработка урока сопровождается презентацией "Морфологический разбор наречий"....
Разработка урока русский язык 6 класс
Данный урок проводится при изучении темы "Числительное". Посредством краеведческого материала закрепить практические навыки правильного употребления числительного в речи. ...
Разработка урока русского языка 7 класс "Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте"
Урок соответствует требованиям ФГОС основного общего образования....
Презентация к уроку русского языка по теме "Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении", 9 класс
Данная презентация содержит комплекс заданий, позволяющих отработать особености союзных слов, их отличия от подчинительных союзов и роль в предложении....