Урок-путешествие по теме «Причастие»
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Пришло время обобщить и систематизировать наши знания о причастии. Но оно, причастие, настолько необычно, что проводить привычный урок было бы, наверное, неправильно. Поэтому сегодня у нас урок-путешествие. Мы отправляемся с вами в кругосветное плавание. А совершить это кругосветное плавание вам помогут ваши знания по теме «Причастие». Напомню только, что в пути вам пригодятся знания, умения, навыки, полученные при изучении «Причастия».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prichastie.docx | 33.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-путешествие по теме «Причастие»
«Что-то тянет нас туда,
Где туманы спорят с ветром.
Что-то тянет нас в моря…» (7 класс)
Учитель: Оно знакомо вам совсем недавно,
Но изучить его смогли вы главное,
То в предложении случайно потеряется,
То с прилагательным местами поменяется.
То как глагол себя оно ведет,
И вид, и время для себя берет.
Назвать его мы сможем без труда,
Ведь в нашей речи есть оно всегда. (Причастие)
Учитель: Ребята, мы закончили изучение одной из сложнейших и интереснейших тем. Пришло время обобщить и систематизировать наши знания о причастии. Но оно, причастие, настолько необычно, что проводить привычный урок было бы, наверное, неправильно. Поэтому сегодня у нас урок-путешествие. Мы отправляемся с вами в кругосветное плавание. А совершить это кругосветное плавание вам помогут ваши знания по теме «Причастие». Напомню только, что в пути вам пригодятся знания, умения, навыки, полученные при изучении «Причастия». (Автобиография причастия – есть в презентации)
Учитель: А чтобы нас всем классом взяли в экспедицию, мы должны пройти следующее испытание: расселите слова по своим замкам(распределить причастия по разрядам: действительные и страдательные) и выявить «лишних».
Жаждущий, танцующий, глупый, мой, вымытый, школьный, уснувший, поющий, первый, твой, говорящий, деревенский, одетый, объёмный, потёртый, чумазый, плачущий, умный, обманутый, вывезенный, удивляющийся, недоверчивый,, пятый, лосиный, крупный, синеющий, синий, седой, седеющий, мохнатый, ничей, двадцатый, каждый.
Учитель: Вот вы и приняты в команду. А умеете ли вы подниматься по трапу? Мы сейчас проверим.
Кроссворд «Спрятанные слова»
Впишите в клетки причастия, образованные от следующих глаголов (форма причастия указана в скобках). Правильно вписав слова, вы прочтете в выделенном столбце название этих слов.
- Закопать (страд., прош.вр.) 6. Вынести (страд., прош.вр.)
- Засорить (страд., прош.вр.) 7. Спрятать (страд., прош.вр.)
- Хранить (страд., наст.вр.) 8. Множить (страд., наст.вр.)
- Скакать (действ., наст.вр.) 9. Рассеять (страд., прош.вр.)
- Сделать (страд., прош.вр.)
Учитель: Итак, вы на борту корабля. Добро пожаловать. Но капитан заведёт мотор и выйдет в открытое море при условии: вы должны быстро и осторожно подняться на мачту корабля и спуститься. Образуйте краткие формы причастий:
восстановленный завод, заключённый договор, нагруженные корабли, сэкономленное горючее, открытая библиотека, запеченный картофель, необитаемый остров, заворожённый красотой.
Учитель: Вперёд. Семи футов вам под килем.
Ветер по морю гуляет, наш кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах на раздутых парусах.
Учитель: И вот первые приключения. Встреча с пиратами. Прямо по курсу пираты! Они совершили разбойное нападение на корабль.
Мы пираты – грамотеи
Правильно писать умеем,
Наш послушайте приказ:
Если грамотно сейчас
Спишите слова
Да порядок наведете
В знаках препинания
Вас отпустим мы тогда –
Получайте знания.
Чтоб отбиться от них , нам нужно знать правописание суффиксов страдательных причастий. Вставьте пропущенные гласные.
- Замеш…нное тесто.
Замеш…нный в неприятную историю
Застрел…нный зверь.
Обстрел…нный поселок.
Засе…нные поля.
Скле…нные детали.
Обдум…нное решение
Затопл…нный луг.
Отпил…нный кусок.
Скош…нное поле.
Учитель: Спишите преложения, расставляя пропущенные знаки препинания, выделите причастные обороты. (задание на слайде)
Учитель: Вы славно потрудились. Для продолжения путешествия вам нужно подкрепить свои силы. Спускаемся к нашему коку. Но и тут не всё просто. У повара своё задание для нас. Сейчас каждый из вас получит карточку, и мы все вместе составим уникальный осенний рецепт салата.
Карточки.
- Купле..ый банан.
- Реза..ый батон.
- Лишё..ый шкурки баклажан
- Сваре..ый бульон.
- На масле жаре..ый бекон.
- Протуше..ый бифштекс.
- В духовке испечё..ый кекс
- В кастрюльку броше..ый чеснок
- Кури..ых ног.
- Вяле..ых лещей
- Дроблё..ый орех.
- Маринова..ный салат.
Уникальный рецепт.
Возьмите ________________________,
Добавьте _________________________,
_________________________________.
И киньте в ________________________.
На _______________________________
Обмажьте вы со всех сторон.
Готов ____________________________,
В ________________________________.
В_______________________________ -
Приправа для _____________________.
А пара ___________________________
Вкусней тарелки кислых щей,
Вы в свёклу _______________________
Бросайте быстро, без помех.
Ваш _____________________________
Отведать каждый будет рад!
Возьмите купленный банан,
Добавьте резаный батон,
Лишённый шкурки баклажан
И киньте в сваренный бульон.
На масле жаренный бекон
Обмажьте вы со всех сторон.
Готов протушенный бифштекс,
В духовке испечённый кекс.
В кастрюльку брошенный чеснок –
Приправа для куриных ног.
А пара вяленых лещей
Вкусней тарелки кислых щей.
Вы в свёклу дробленый орех
Добавьте быстро, без помех.
Ваш маринованный салат
Отведать каждый будет рад.
Учитель: Замечательный получился салат. А вот и меню. Но что это такое, здесь столько ошибок. Исправьте, пожалуйста, их.
Меню
- Салат из маринованой копусты с фруктами.
- Закуска из печонного или тушоного птичьего мяса.
- Яйца, фаршырованые сельдью.
- Копуста острая, мочоная по-китайски.
- Куккуруза жареная с луком
- Рулеты из рыбного филе, отвареные с укропам
- Тилятина с витчиной, запечоные в соусе бешамель.
Учитель: Внимание. Свистать всех наверх. Мы попали в шторм. Морской владыка взбунтовался.
1. Предложения исправляются, записываются. Комментируется правописание и расстановка знаков препинания.
- На картине изображено освещённое море лучами утреннего солнца.
- Спасающим на обломках мачты людям предстоит ещё одно испытание.
- Солнце закрыто тяжёлыми серыми тучами, нависшие над зеленоватыми волнами.
- В тихом зеркале водного пространства отражаются жемчужные облака, ползущих по светлому небу
2. Послушайте текст.
Люди, ходящие по траве, вырастающей за отделяющей решеткой, ломающейся и вырывающейся граблями, а также толкающиеся, приставающие к гуляющим, бросающиеся в пользующихся произрастающими растениями, подставляющие ноги посещающим, плюющие на проходящих и сидящих, пугающие имеющихся детей, ездящие на велосипедах, заводящие животных, загрязняющих и кусающихся, вырывающие цветы и засоряющие, являются штрафующимися.
Учитель: Насладились ли вы, слушая данный текст? Да, такой текст может вызвать только улыбку. Почему? Уместно ли в данном случае такое изобилие причастий? Как должен выглядеть правильный текст? Отредактируйте.
Люди, нарушающие правила поведения в общественных местах, могут быть оштрафованы.
Запишите данное предложение и произведите синтаксический разбор
Учитель: Подплыли к незнакомому острову. Четверо матросов решили высадиться на берег и осмотреть остров. Но не тут-то было. Они попали к аборигенам. Что ж, придётся их спасать.
Они задали нам три задачки.
1. Соотнесите причастия с утверждениями.
1) охраняющие 1) причастие невозвратное,
совершенного вида, прошедшего времени
2) незамеченный 2) причастие невозвратное,
несовершенного вида, прошедшего времени
3) трепетавший 3) причастие, невозвратное,
несовершенного вида, настоящего времени
4) смеющийся 4) причастие возвратное,
несовершенного вида, настоящего времени
15: 1) – 3); 2) – 1); 3) – 2; 4) – 4).
2« Меткий стрелок» (Графический диктант)
(Не) успокоившееся море
(Не) написанная, а напечатанная работа
(Не) забываемое впечатление
(Не) проходимые леса
(Не) сорванный цветок
вовсе (не) избалованный ребенок
окно (не) завешено шторой
(не) достоверная информация
(не) лишенный юмора
(не) помогающий никому
(не) зависимый кандидат
(не) устрашимый боец
отнюдь (не) праздничный
никогда (не) хвастающийся
еще (не) появившийся
далеко (не) лукавый
(не) ограниченные возможности
свобода (не) провозглашена
ничем (не) обладающий
(не) слушающий никого
(не) мечтающий о богатстве
средства (не) изысканы
гармония (не) достигнута
очень (не) учтивый
3. Замените выделенные слова причастиями.
1. Увидел я кудрявый лес, который дышал весенней прохладой.
2. Ландыши, которые уже распустились, издавали тонкий, нежный аромат весны.
3. Впереди нас были темно-синие вершины гор, которые покрывались слоем снега.
Учитель: - Отправляясь в далекое плавание, какие черты характера, поступки, качества личности возьмете с собой, а какие оставите за бортом?
Уважение к другим людям
Благодарность
Забота
Терпение
Самообразование…
Эгоизм
Слабоволие
Бесхарактерность
Трусость
Равнодушие
Учитель: Наш корабль летит на всех парусах к своей мечте, в свое будущее. Трудно ему сегодня пришлось: наслаждался он жизнью под лучами ласкового теплого солнца и боролся с яростной разбушевавшейся стихией. А вы, управляя своими кораблями, даже не заметили, как обогатили себя новыми знаниями. Вам вручается удостоверение моряка.
Удостоверение.
Удостоверение вручается ученикам 7- б класса Маджалисской средней общеобразовательной школы им. Темирханова Э.Д. Данное удостоверение подтверждает, что 7- б класс имеет право выходить в море знаний при изучении самых трудных тем русского языка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок – путешествие по математике Тема урока: «Сложение двузначных чисел в пределах 20 без перехода через разряд». 2 класс
Урок – путешествие по математике. Тема урока:«Сложение двузначных чисел в пределах 20 без перехода через разряд». 2 класс....
6 класс. урок-путешествие по теме: "Причастие" (обобщающий урок)
Обобщающий урок по теме "Причастие" в 6 классе (учебник Разумовской). Построен в форме путешествия по картинам Айвозовского....
Урок-путешествие+презентация на тему "Летний отдых"(7 класс).
Дети в форме игры-соревнования совершают путешествие в Шотландию, к замку, где живёт шотландская королева....
Урок-путешествие по теме "Причастие"
Систематизация знаний о причастии; совершенствование умения находить причастие, определять грамматические признаки; находить и правильно писать орфограммы в причастии; определять синтаксическую ...
Урок по русскому языку. « Язык словами силен, или тайны русского слова» (Урок- путешествие с применением игровых форм для систематизации и обобщения знаний по теме «Причастие »)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Средн...
Урок-путешествие "По бушующему морю причастий" (урок- обобщение по теме "Причастие"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13294049","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"270","width":"480"}}]]...
Урок – путешествие. 5 класс. Тема « Глагол. Обобщение пройденного».
Цель урока: систематизация, обобщение знаний учащихся о глаголе; формирование умения находить глагол и определять его грамматические признаки, находить и правильно писать орфограммы в глаголе....