Этикет.Этикетные средства обучения
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема: «Обращение. Этикетные средства речи»
Тип урока: изучение нового материала.
Цели:
- обучающая:
- дать понятие речевого этикета;
- познакомить учащихся с этикетной лексикой, с ролью этикетных слов в жизни людей;
- учить употреблять в речи этикетные слова;
- развивающая:
- развивать речь учащихся, орфографическую зоркость, умение анализировать и обобщать материал, умение пересказывать лингвистический текст, работать со словарём, с предложенным текстовым материалом;
- повторить фонетическую транскрипцию слов, деление слов для переноса, орфографический и словообразовательный разборы;
- расширять кругозор учащихся;
- воспитывающая:
- способствовать воспитанию доброжелательных отношений к окружающим людям.
Оборудование:
доска, карточки (на каждую парту), фото Д.С.Лихачева, словари, магниты, памятки
ХОД УРОКА:
- Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята.
- Сегодня на уроке речь пойдет об этикетных словах. Вы узнаете, какие слова называются этикетными, какова их роль в жизни людей, как они пишутся, научитесь их правильно употреблять в речи.
- Подготовка к восприятию новой темы.
- Наш урок мне хочется начать со слов из письма Дмитрия Сергеевича Лихачева (фото), советского и российского филолога, академика Российский Академии наук, автора трудов, посвященных истории русской литературы и культуры. Подумайте, о каком важном и так нужном в наше время качестве человека говорит Дмитрий Сергеевич?
«Получить хорошее воспитание можно не только в своей семье или в школе, но и … у самого себя…
Надо только знать, что такое настоящая воспитанность…
В основе всех хороших манер лежит забота – забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо.
Надо уметь не мешать друг другу… Манеры, одежда, походка, все поведение должно быть сдержанным и… красивым. Ибо любая красота не утомляет. Она «социальна». И в так называемых хороших манерах есть всегда глубокий смысл. Не думайте, что хорошие манеры – это только манеры, то есть нечто поверхностное. Своим поведением вы выявляете свою суть…»
(О воспитанности).
- Есть ли в вашем классе воспитанные ученики?
- Почему вы считаете их воспитанными?
- Итак, подведём итог всему сказанному: воспитанным человека можно назвать, если он не мешает людям, заботится о чувствах окружающих и уважает их.
- Новая тема.
1) Нацеливание:
- Все, я думаю, хотят быть воспитанными. С чего же начать? С самого простого! Учитесь употреблять в речи «волшебные» слова (по рассказу Валентины Александровны Осеевой «Волшебное слово»), а точнее их будет называть «этикетные» слова. Это и будет первый шаг к вежливости. А чтобы правильно употреблять их в речи, нужно о них как можно больше узнать.
- Запишем в тетради число, классная работа, тему урока «Этикетные слова»:
Двадцать четвертое ноября.
Классная работа.
Этикетные слова.
(Речевой этикет – правила речевого поведения.
Этикетные слова – группа слов, которые помогают
устанавливать доброжелательный контакт с собеседником.)
- Упражнение:
- На доске в беспорядке разбросаны этикетные слова. Попробуйте объединить их в какие-нибудь группы.
здравствуй | прошу вас | до свидания |
будьте добры | доброе утро | спасибо |
будьте здоровы | до скорой встречи | благодарю вас |
Слова приветствия | Слова прощания | Слова просьбы | Слова благодарности |
здравствуй | до свидания | будьте добры | спасибо |
доброе утро | до скорой встречи | прошу вас | благодарю вас |
.
- Что особенного заметили в написании слов? Отметить маркером Орфограммы. Почему в местоимении «вас» подчеркнута начальная буква «в»?
(Если мы обращаемся к одному человеку,
то «в» сменяется на «В»).
- Запишите к себе в тетрадь слова по группам, продолжая каждую группу 1-2 своими примерами:
добрый вечер | пока | пожалуйста | |
привет | увидимся | разрешите | |
добрый день | всего доброго | позвольте |
- Подытожим нашу работу. На какие группы можно разделить этикетные слова? Приведите примеры, которые вы записали.
- Мне хочется особо обратить ваше внимание на некоторые слова из нашего списка и пояснить их происхождение (рассказывают ребята, заранее подготовленные).
СООБЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
СПАСИБО – изначально – спаси Бог! (т.е. «пусть Бог спасёт!» - раньше повелительное наклонение могло иметь и форму 3-го лица единственного числа). В быстрой разговорной речи сначала словосочетание срослось в одно слово, а потом потеряло конечный согласный. Надо сказать, что в русских деревнях и сейчас отвечают на «спасибо» словами «а кого спасать?» вместо привычного для нас «не за что».
СПАСИБО (от спаси бог).
1. частица, кому-чему, на чем и без доп. Выражение благодарности. Спасибо вам. Спасибо за одолжение. Спасибо и на том (о благодарности за что-н. очень малое, незначительное).
2. в знач. сказуемого, кому-чему. Необходимо принести Благодарность кому-чему-н., следует поблагодарить кого-что-н. (разг.). Спасибо соседу, что помог, один бы я не справился.
3. в знач. сущ. спасибо, спасиба, ср. Благодарность (разг.). Большое спасибо. Из спасиба шубу не сошьешь. Пословица. - Я ни о чем никогда не просил, ничего не ждал… кроме спасиба! Простого русского спасиба… кажется, немного! Салтыков-Щедрин. Уверившись, что медведь не сломал князя и не дожидаясь спасиба, он хотел отойти. А. К. Толстой.
4. в знач. вводного слова. Хорошо, что (простореч.). Спасибо, научил двоюродный ваш брат. Грибоедов. Спасибо еще, к стогам прибились, а то бы все чисто позамерзли - холод был. Л. Толстой.
Спасибо нареч. сокращен. спаси Бог! благодарю, благодарствую, награди тебя богород. Спасибо на одной, да другую спой! За то (на том)и спасибо, что ест ретиво! Спасибо тому, кто поит и кормит - а вдвое тому, кто хлеб-соль помнит. Спасибо велико дело. Велико слово: спасибо. За спасибо солдат год служил (из прибаутки). За спасибо кум пеши в Москву сходил. Мужик за спасибо семь лет работал. Мужик за спасибо семь лет в батраках жил (от сказки). Спасибо в карман не положишь. Спасибо за пазуху не положишь. Спасибо домой не принесешь. Попали спасибо, да домой не донес. Из спасибо шубы не шить. Спасибом сыт не будешь. Спасибо- то не кормит, не греет. Спасибо, кумушка, на бражке - а с похмелья головушку разломило! И не красиво, да спасибо. Давка спесива: не скажет спасибо. Спасибо здешнему дому, идти было к другому (к иному). Что в рот, то спасибо! Скоро, ладно, а споро, так спасибо. Скоро, так спасибо: а споро, так и два. Скажешь спасибо, так ладно; а нет - ин и так хорошо. Своего спасиба не жалай, а чужого не жди. За хлеб-соль не платят, кроме спасибо.
Спасибить (глагол от «спасибо») кому на чем, поспасать, благодарить, благодарствовать, изъявлять признательность свою; говор. и спасибствовать. Спасопреображенский собор или монастырь, во имя Преображенья Господня.
ПОЖАЛУЙСТА – изначально составная конструкция пожалуй-ста. Если с первой частью всё более или менее ясно – это повелительное наклонение от пожаловать, то насчет –ста единого мнения нет. Одни связывают это с усеченной формой глагола стать и видят в –ста усилительную частицу вроде стало быть; другие полагают, что –ста – искаженное сокращение слов сударь, государь (кстати, именно к сударь восходит распространенная в России 19 века добавка –с: слушаю-с, извольте-с); третьи считают, что это сокращение слов староста или старина, старинушка; есть версия, что это остаток формы глагола быть в настоящем времени. Словом, версий много (это ещё не все), но, к сожалению, эта этикетная разговорная форма зафиксирована уже только в новое время (в древности такие разговорные словечки обычно не находили отражения в письменных текстах), поэтому решить вопрос о её происхождении очень трудно.
ЗДРАВСТВУЙ – наше привычное приветствие – не что иное, как пожелание здоровья, т.е. повелительное наклонение от глагола здравствовать, заимствованного из старославянского языка (ср.здорово, будь здоров). Это же значение у латинских salve, которое произносилось при встрече, и vale, употребляемого при прощании. Ср. также наше да здравствует, которому соответствует латинское vivat «пусть живет».
БЛАГОДАРЮ - ?.. одно из самых важных в жизни каждого человека слов, американские учёные провели опыты и выяснили, что слова «любовь» и «благодарность» (однокоренное слову «благодарю») способны улучшить структуру воды.
- Перечитайте ещё раз слова, которые мы говорим, встречая друг друга. Я поприветствовала вас в начале урока словом «здравствуйте». На удмуртском языке приветствие будет звучать – «жещь бурещь», на татарском – «исям мысис», на мордовском языке – «шумбрат», на казахском – «саламат исба», на украинском языке – «здоровеньки булы», на латышском языке – «лаб диен», «лабрит», «лаб вакар», на литовском – «Лаба диена», на грузинском – «гамарджоба» («будь прав!»). А вот индейцы Северной Америки сказали бы – «Инлакеш Айлакеш» («Ты – моё другое «я»), племя зулусов из Африки – «Сакубона!» («Я тебя увидел!»), в Китае – «Нии хау ма?» («Ел ли ты сегодня?»), в Греции – «Хайре!» («Радуйся!») На языках разных народов я вас приветствую неслучайно.
Дополнительный материал к уроку (слово учителя)
Ритуал приветствия знаком человеку уже несколько тысяч лет. Даже когда наши далекие предки не имели языка, а общались только с помощью отдельных жестов. Существовали особые правила на этот счет.
Первым проявлением приветствия стала открытая протянутая рука. Когда встречались первобытные люди, они протягивали друг другу руки раскрытыми ладонями вперед для того, чтобы показать свою безоружность, словно говоря друг другу: не ожидай от меня зла, я не сделаю тебе ничего плохого.
В разных странах мира приняты разные приветствия:
- иранцы – прикладывают правую руку к сердцу в знак приветствия и глубокого уважения;
- в Тайланде и Японии руки складываются «домиком» перед грудью, и человек слегка кланяется;
- таджики пожимают протянутую руку сразу двумя руками, протянуть в ответ всего одну - неуважение;
- в Белизе, здороваясь, смыкают на груди руки, сжатые в кулаки;
- у индейцев Северной Америки – поклониться, коснуться правой рукой лба, губ и груди, что означает «Я думаю о тебе, я говорю о тебе, я уважаю тебя»;
- латиноамериканцы – обнимаются.
Есть приветствия совсем небезобидные:
- эскимосы – в знак приветствия ударяют другу друга по голове и плечам кулаком,
- самоанцы – обнюхивают друг друга,
- в африканском племени акиба из Кении плюют в сторону друг друга,
- в Новой Зеландии – трутся носами.
- Закрепление.
1) Нацеливание:
- Мы узнали, какие слова называют этикетными, на какие группы делят этикетные слова, как они произошли. А теперь будем учиться употреблять их в речи.
2) Игровая ситуация:
- Здравствуйте, простите, пожалуйста, я позвонила по номеру 3-16-65?
- Добрый день, нет, это другой номер.
- Спасибо, извините.
- Пожалуйста, всего доброго.
- Обратите внимание на выделение запятыми этикетных слов. Это вводные слова, они не являются членами предложения.
3) Работа по упражнению № 337 в учебнике (стр. 112)
- А теперь иная ситуация. Порой, в нашей жизни мы вынуждены кому-то в чем-то отказать по разным причинам. Как сделать так, чтобы смягчить наш отказ?
- Найдите упр. № 337 на стр.112 в учебнике, прочитайте про себя задание.
5. Итог урока.
- Продолжите фразы, которые я говорю:
1) Я узнал(а) на уроке…
2) Я знаю…
3) Мне хочется рассказать о…
4) Я ещё хочу узнать…
5) Мне осталось не понятно…
6. Домашнее задание.
- В заключении урока мне хочется каждому из вас подарить Памятку «Правила приветствия». Она пригодится не только вам, но и вашим родителям. Изучите памятку вечером с родителями, подумайте, поразмышляйте, начните применять в своей жизни. А ещё дома вам нужно будет выучить написание этикетных слов и попробовать сочинить стихотворение о вежливости.
- И напоследок, у вас на столах есть маленькие чистые листочки. Возьмите ручки и напишите на них добрые пожелания или отдельные слова, адресованные всем людям, заверните листочки.
- Я предлагаю вам присоединиться к Празднику Приветствий и ваши добрые пожелания привязать к верёвочке воздушного шарика. А сейчас мы выйдем в школьный двор и выпустим наши шары в небо. Ветер разнесет их в разные концы, прохладный воздух сделает своё дело и скоро наши послания опустятся где-нибудь за сотню вёрст.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аудирование как цель обучения и как средство обучения другим видам речевой деятельности.
Аудирование - это понимание воспринимаемой на слух речи....
Методическая разработка на тему:Технология личностно-ориентированного обучения обучающихся на уроках математики путем индивидуализации и дифференциации обучения с использованием разнообразных дидактических средств обучения;
Использование дифференцированного и индиви дуального подходов на учебных занятиях являются эффективным условием достижение обязательного уровня подготовки отстающих учащиехся и продвинутого уровня хор...
Методика и содержание обучения учащихся 5 классов с применением технических средств обучения.
В данной работе представлена авторская программа раздела с пояснительной запиской. Разработаны методические подходы к организации учебного процесса с составлением планов-конспектов уроков. Приве...
Нетрадиционные средства обучения на уроках ОБЖ как средство здоровьесбережения учащихся.
Знать, чтобы выжить!», такой девиз можно предпослать уроку ОБЖ, цель которого внести вклад в воспитание личности, способной во всеоружии встретить любые опасности и трудности, неизбежные в реальной жи...
Статья "Нетрадиционные средства обучения на уроках ОБЖ как средство здоровьесбережения учащихся."
Статья "Нетрадиционные средства обучения на уроках ОБЖ как средство здоровьесбережения учащихся."...
Средства наглядности. Их место в системе средств обучения
В наши дни, в связи с активным развитием технологий, возросло использование различных технических средств наглядности. В данной статье рассказвается об актуальности использования данных стредств,а так...