Средства наглядности. Их место в системе средств обучения
статья
В наши дни, в связи с активным развитием технологий, возросло использование различных технических средств наглядности. В данной статье рассказвается об актуальности использования данных стредств,а также прдеставлены их виды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sredstva_naglyadnosti.docx | 14.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Средства наглядности. Их место в системе средств обучения
Средства обучения - это комплекс учебных пособий и технических приспособлений, с помощью которых осуществляется управление деятельностью преподавателя по обучению языку и деятельностью учащихся по овладению языком. Средства обучения, используемые в преподавании иностранных языков, выполняют целый ряд функций, среди которых особое значение имеет функция мотивации деятельности учащихся, создание ситуаций, побуждающих учащихся к речи, а также функция управления учебным процессом.
Чаще всего, в качестве наглядного материала, на уроках немецкого языка используется различные печатные пособия. Они имеют широкий диапазон использования и выполняют разные дидактические функции. Так, с помощью предметных картинок и тематических картин осуществляется презентация лексического материала, активизация его в составе модальных фраз. Предметные картинки используются в качестве зрительной опоры для высказываний учащихся. На начальном этапе обучения картинки часто используются для введения лексики, обозначающей конкретные предметы.
По способу подачи информации печатные пособия могут быть статичными (картины, таблицы) и с элементами динамики (аппликационные материалы для составления различных ситуаций). [6, 104] Эти пособия содержат либо только изобразительный материал (он представлен в сериях картин, репродукциях картин, альбомах страноведческого характера), либо в сочетании с печатным текстом (такое сочетание характерно для таблиц по лексике и грамматике).
По характеру изобразительного материала можно выделить ситуативные картинки, тематические, картинки изолированного действия, документальной страноведческий материал [6, 101].
Однако в наши дни, в связи с активным развитием технологий, возросло использование различных технических средств наглядности.
Аудиовизуальные средства обучения (АВСО)
К ним относятся пособия, рассчитанные на зрительное, слуховое либо зрительно-слуховое восприятие заключенной в них информации. С учетом канала поступления информации АВСО принято подразделять на слуховые (фонограммы), зрительные (видеограммы), зрительно-слуховые (видеофонограммы).
АВСО могут быть учебными - содержать методически обработанный материал, специально предназначенный для овладения языком (учебные диафильмы, кинофильмы, программы для работы с компьютером и др.), и не учебными, привлекаемыми в качестве учебных материалов, но изначально таковыми не являющимися.
При этом на занятиях успешно реализуются дидактический принцип наглядности, возможности индивидуализации обучения и одновременно массовость в охвате обучающихся (например, при просмотре теле- и кинофильмов).
АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Фонограммы: магнитозапись, радиопередачи.
Видеофонограммы: кинофильмы, видеофильмы, телепередачи, компьютерные программы.
Видеограммы: Натуральные: предметы, действия; Художественно-изобразительные: учебные рисунки, слайды, диафильмы, фотографии; Графические: таблицы, схемы
Видеограммы. Это вид аудиовизуального средства обучения, предназначенный для зрительного восприятия печатного текста либо изображения в виде рисунка, фотографии, таблицы, схемы и др.
Видеофонограммы. Пособия этой группы рассчитаны на одновременное зрительное и слуховое восприятие учебного материала. Видеофонограммы считаются наиболее эффективным и перспективным средством обучения языку благодаря большой информативности зрительно-слухового ряда, а также динамизму изображения. Ситуативность и динамизм изображения делают этот вид наглядности особенно эффективным средством обучения речевому общению, а использование современных технических возможностей повышает выразительность зрительно-слухового ряда за счет использования крупного плана, мультипликации, стереозвука, широкого экрана и др.
Благодаря эмоциональному воздействию изображения создается эффект соучастия, возникает желание предвосхитить и продолжить реплику персонажа. Реактивность, т.е. желание реагировать на речевое действие вместе с героем фильма, является ценным качеством средств наглядности при обучении речевому общению. Следует также отметить большую познавательную ценность кино, видео, телевидения.
Технические средства обучения (ТСО)
Технические средства обучения - это аппаратура и технические устройства, используемые в учебном процессе для передачи и хранения учебной информации, контроля за ходом ее усвоения, формированием знаний, речевых навыков и умений. Система ТСО в значительной мере универсальна и пригодна для применения при различных формах и видах обучения, в отличии от АВСО.
Широкое применение технических средств обучения (ТСО) в обучении немецкому языку раскрывает большие возможности для реализации принципа наглядности. ТСО используются для демонстрации наглядных средств. Например, компьютер в функции учителя представляет:
1. Наглядное пособие качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации.
2. Источник информации, частично или полностью заменяющий учебник.
Кроме того, с помощью компьютерного видео организуется досуговая среда.
Необходимость широкого внедрения ТСО в обучение иностранным языкам обусловлена тем, что их применение раскрывает большие возможности для реализации принципа наглядности, одного из важнейших дидактических принципов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Курс дистанционного обучения «Подготовка к олимпиаде по МХК. Музыка» средствами автоматизированной системы управления обучением Moodle для 9-11 классов
Курс разработан по дисциплине «Музыка».1. Количество часов - 34 часа.2. Курс называется «Подготовка к олимпиаде по МХК. Музыка» и предназначен для...
Гносеологические основы отбора и учебного использования методических приемов и средств наглядного обучения истории (доклад)
В настоящее время в школьной практике, а также в методических руководствах, пособиях и монографиях выбор и использование приемов наглядного обучения чаще всего ставятся зависимость от характера ...
Система средств обучения английскому языку.
Средства обучения в своей совокупности составляют содержание типового учебного комплекса (или учебно-методического комплекса), предназначенного для работы с конкретным контингентом учащихся в условиях...
Система средств в обучении химии
Теоретические основы методики преподавания химии в школьном курсе....
Статья "Использование средств наглядной агитации, технических средств (трансляция правил поведения в ЧС) в подготовке персонала и учащихся к действиям при угрозе совершения и при совершении террористического акта на территории образовательной организации"
В настоящее время происходит внедрение ФГОС. Учебный предмет "ОБЖ" обладает широкими дидактическими возможностями для развития индивидуальных возможностей учащихся в образовательном пр...
Групповая работа с иллюстративным материалом и средствами наглядности на уро-ках русского языка и литературы как одна из форм интерактивного обучения.
Модернизация российского образования существенно затрагивает организацию учебного процесса в общеобразовательных учебных заведениях. Одной из главных задач совершенствования системы школьного образова...