Морфологический разбор местоимения. Повторение
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Тимуршина Альфия Абраровна

Это урок русского языка в 7 классе для татарской школы . Проводится как закрепление после изучения темы "Местоимение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл morfologicheskiy_razbor_mestoimeniya._povtorenie_7_klass.docx17.55 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: Морфологический разбор местоимения. Повторение.

Цель: 1.Обобщить знания о местоимении, закрепить навыки правописания

              местоимений, умения находить в тексте местоимения.            

          2. Развивать и обогащать речь учащихся .

          3. Воспитывать уважение и любви к женщине и матери, вспомнить и                            

              чтить светлую память погибших в Великой Отечественной войне.              

  Материал: Учебник русского языка для 7 класса под ред. Гарифьяновой .

                    Репродукции картин : Непринцев “После боя” ,Лактионов “Пись-

                    мо с фронта”,Г.М.Щегаль “Медсестра” , М.И.Самсонов “Сестрица”

                    Б.М.Неменский”О далеких и близких” .

                    Тексты на партах.

Допол.материал:  Журнал “Литература в школе”   № 4 2000 г, №3 2003 г.

                               Фотографии ветеранов ВОВ.

 Методы:   Беседа, работа над картинами, выразительное чтение ,      

                   прослушивание песни .

                                  Ход урока.

I Организационный момент .

II Актуализация прежних знаний .

  а) Списать с доски предложение, сделать синтаксический разбор.

Мы должны защищать нашу страну, наших детей и спасти мир.

- Каким членом предложения являются местоимения?

  б) Фронтальный опрос.

  • Что называется местоимением?
  • Как изменяются местоимения?
  • Назовите разряды местоимений

  в) Словарный  диктант.

Что-то грустное, встретиться с кем-либо, какая-то странная улыбка, о чем-то

рассказывал, делать что-нибудь, никого не знал, на несколько минут , никого

из друзей, кое-кто из солдат.

( один ученик работает у доски. Проверяется правописание неопределенных и отрицательных местоимений.)

г) Учитель: В этом году мы отмечаем 70- летие Великой Победы.  Поэты, писатели создали много произведений о войне. Художники также нарисовали картины.  Например, Непринцев “После боя”, Лактионов “Письмо с фронта” .                                                  (Показываются репродукции)                                                                                                          - Используя местоимения из словарного диктанта , составьте предложения по                          этим репродукциям.

                               ( Слушаются ответы.)

III Объяснение нового материала

Анализ стихотворения “ Бьется в тесной печурке огонь”.

- Как вы думаете, о чем люди мечтали на войне?

    -   Как они могли показать свои чувства, мысли?

     ( писать письмо, петь песни, сочинять стихотворения, беседовать.)

Учитель: Есть такой поэт, Алексей Сурков. В 1941 году,  после очень трудного дня,  он написал жене с фронта письмо в стихах. Он назвал потом их “шестнадцать “   домашних строк”.  Однажды, в феврале 1942 года, композитор Константин   Листов попросил  хоть “что-то, чтобы сочинить музыку”. Сурков отдал это стихотворение. Листов написал музыку. Так появилась эта песня и звучала по всем фронтам. Послушайте песню.

                           ( Ученица исполняет песню.)

-   Какая песня? О чем говорится в ней?

  • Перед тем, как анализировать текст, посмотрим морфологический разбор местоимения на странице 69.      
  • Прочитаем каждую строфу, находим местоимения. Определяем разряд.

                            ( Работа над стихотворением.)

- Ребята, обратите внимание на разряды местоимений. Какие разряды        

    употреблены в тексте? (личные, притяжательные)

-  Почему эти разряды?

                 (Это письмо. В нем пишется о личных чувствах.)

(Один ученик делает разбор местоимения  - между нами -у доски, а учащиеся в

тетрадях –мне, твою. Потом проверяется.)

IV   Закрепление.

  • Ребята,о чем думают солдаты, когда слушают эту песню?
  • Женщины не только ждали, но и на ряду с мужчинами участвовали на войне . Кто-то сражался на фронте, иные трудились на заводах и фабриках,                работали в поле. Все они мечтали только о победе, о встрече с родными и близкими. Среди них были и женщины , и девушки Кайбицкого района. Из деревни Большое Русаково участвовала на войне Диляфруз Хикматуллина.

                 ( Показываются  фотографии.)

С 1943 по 1945 год она служила в 37 зенитно-пулеметном полку. Она вспоминает эти дни со слезами. Главная ее мечта –чтобы не было больше таких страшных войн. “ Пусть всегда будет мир, пусть женщины не будут участницами войны, пусть познают материнское, семейное счастье.” – говорит она.

                      Женщине не  нужно воевать.

                      Пусть она , красивая и хрупкая,

                      Будет просто женщиной и мать,

                     Свой очаг хранящая голубкою.

Мало осталось ветеранов войны. Мы должны помогать им, просто зайти и спросить об их здоровье, о жизни .

-Посмотрите на предложение , которое мы писали в начале урока. Кто  

может произносить эти слова? Конечно же, наши мамы. Прочитаем стихотворение Валентины Тушновой. ( Ученик читает .)

  • О чем это стихотворение?
  • Мы должны беречь наших мам ,заботиться о них , любить их. А сейчас красиво перепишите последнюю строфу и подчеркните  местоимения,

Сделайте морфологический разбор – такими .    

V Итог урока . На дом: написать рассказ о ветеранах войны нашей деревни.

                   На заре вы спешите в школы ,

                           Синим вечером –на катки .

                           Для занятий , для игр веселых

                          Дни вам  кажутся коротки .

                          Жарким летом над речкой горной

                          Или в роще , где тишь и тень  ,

                          По утрам запевают горны,

                          Славя новый счастливый день.

                          Вам живется легко и просто

                          Оттого , что своим трудом

                          Ваши матери, ваши сестры

                          Защищают ваш мирный дом.

                          Оттого , что с отцами рядом

                          Неизменно они в строю .

                          Оттого, что все силы рады

                          За отчизну отдать свою.

                          Мир для вас защищать готова

                          Смелым сердцем любая мать.

                          Вы за это ей дайте слово –

                          Вот такими же в жизни стать.

                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Морфологический разбор местоимения

Презентация "Морфологический разбор местоимения-существительного"(урок русского языка в 5 классе")...

"Морфологический разбор местоимения" (урок русского языка с применением активных методов обучения)

Конспект урока русского языка "Морфологический разбор местоимения" (6 класс) составлен по шаблону, используемому при описании занятий с применением АМО (шаблон взят: http://www.moi-universitet.ru...

Урок русского языка в 6-м классе «Морфологический разбор местоимений-прилагательных и местоимений-числительных»

Цели урока: обобщить и систематизировать полученные ранее знания о местоимениях-прилагательных и местоимениях-числительных, изучить алгоритм морфологического разбора местоимений-прилагательных и место...

Урок русского языка в 7 классе на тему: «Союз как часть речи. Разряды союзов по значению и строению. Морфологический разбор союза. Повторение».

Урок может быть использован на уроках русского языка в 7 классе и ставит перед собой следующие цели: формирование умения рассказывать о союзе, находить союзы в тексте,правильно определять разряды...

Морфологический разбор местоимения

Местоимение – самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их.К местоимениям можно задать вопросы имён существительных (кто? что?), имён прилагательн...

Морфологический разбор местоимения

Сформировать умения и навыки по морфологическому разбору местоимений....