Выступление на педагогическом совете 26.03 2014г. Принцип деятельности
статья по русскому языку на тему
Единственный путь, ведущий к знанию -
деятельность
Бернард Шоу
Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения строится на системно — деятельностном подходе, поэтому в настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют у учащихся умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, что позволяет школьнику стать полноценной социальной личностью, стремящейся реализовать свои возможности, способной делать осознанный и ответственный выбор.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedagogicheskom_sovete_26.docx | 22.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете 26.03 2014г.
Принцип деятельности
Мацегорова Н.
Единственный путь, ведущий к знанию -
деятельность
Бернард Шоу
Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения строится на системно — деятельностном подходе, поэтому в настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют у учащихся умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, что позволяет школьнику стать полноценной социальной личностью, стремящейся реализовать свои возможности, способной делать осознанный и ответственный выбор.
Технология системно – деятельностного подхода. В чем его сущность? Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». И вот здесь велика роль учителя, который во главу угла ставит задачу развития самодеятельности учащихся, благодаря которой человек впоследствии станет распорядителем своей судьбы.
Трудно переоценить роль деятельности учителя, ее влияние на процесс становления и развития личности ребенка. Здесь важно все: и отказ от авторитарного стиля общения в пользу демократического, и личные качества учителя, и его профессиональная компетентность, и способность к саморазвитию. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.
В своей работе принцип деятельности на уроках осуществляю через:
- моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях;
- использование активных и интерактивных методик;
- вовлечение учащихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность, а также проектную деятельность, обеспечивающую свободный поиск эффективного, отвечающего индивидуальности ребёнка, подхода к решению задачи.
Учащиеся:
- работают с источниками информации, с современными средствами коммуникации;
- решают познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации;
- анализируют современные общественные явления и события;
- осваивают типичные социальные роли через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;
- аргументируют защиту своей позиции, оппонируют иному мнению через участие в дебатах о современных социальных проблемах;
- выполняют творческие работы и исследовательские проекты.
В своей практике я использую нетрадиционные формы урока: практикум, викторина, исследование, путешествие, диалог на основе проблемной ситуации, деловая игра, зачет. Выбор зависит от нескольких условий: во-первых, учитываю возрастные особенности учащихся, во-вторых, задачи, цели, содержание обучения в связи с изучаемой темой.
Одна из основных сложностей при обучении русскому языку является написание сочинений. И чтобы такое домашнее задание не превращалось в катастрофу для всей семьи, надо провести на уроке серьёзную подготовительную работу. Научиться писать сочинение - значит научиться мыслить, видеть, анализировать увиденное. С этой целью я провожу уроки-практикумы по русскому языку. Цель этих уроков - обратить внимание ребят на то, что происходит рядом с ними, научить их видеть удивительное, необычное в самых обыденных вещах.
Этапы урока-практикума:
экскурсия, наблюдения за природой;
знакомство на практике с изобразительно-выразительными средствами;
обсуждение увиденного;
творческая работа учащихся;
чтение сочинений (по желанию);
обсуждение и рецензирование творческих работ;
исправление и доработка сочинений;
объяснение домашнего задания. (Как правило,
художественное оформление творческих работ).
Если задать вопрос: «Нужно ли учиться правильно писать?» - каждый с уверенностью ответит: "Да, нужно!"
- А нужно ли учить говорить? –задали другой вопрос.
- Безусловно, нужно!
"Мы почти не учим говорить", - высказал своё отношение о состоянии обучения ещё в начале века лингвист и методист В.И. Чернышёв. Эти слова, к сожалению, относятся и к нашему времени. О деятельности учителя судят главным образом по результатам контрольного диктанта, тестирования, а не потому, как дети умеют говорить или писать. Кстати, эти же знания проверяют и на выпускных экзаменах в 9(ГИА) и 11(ЕГЭ) классах. А со следующего года планируется написание сочинения по литературе, так как тесты заставили детей замолчать. А ведь жизнь требует и культуры общения в семье, коллективе, и культуры речевого поведения в обществе, и культуры профессионального общения. И мы учителя русского языка должны заботиться о том, чтобы выпускники школы хорошо владели как письменной, так и устной речью. А для этого нужно "открыть уста детей", предоставить им возможность свободно говорить и писать о том, что их волнует, интересует, поддержать стремление детей к самовыражению через слово. Но как это сделать в жестких рамках учебной программы?
Одним из типов работы над развитием речи, не требующим много времени на уроке, является мини-сочинения и мини - изложения. У этого вида работы несколько плюсов: его можно проводить регулярно (раз в неделю); на примере текста, выбранного для мини-изложения можно разобрать то, как автор создал художественный образ или как он воздействует на читателя, т.е. поговорить о художественных средствах языка. И ещё одно: небольшие по объёму изложения или сочинения можно проверить в классе, прочитав несколько работ вслух. Как правило, ребята представляют свои работы на суд одноклассников по желанию. Такая проверка очень эффективна: обращая внимание на чужие недостатки, ребята учатся видеть и свои ошибки.
Эту работу оцениваем вместе с учениками словесно, а за более удачные работы ставим отметку. Такая работа очень нравится детям, и каждый старается сделать свою работу лучше другого. А кто не смог осилить этот вид работы, то после прослушивания работ других детей тут же работу выполняет. (пример из учебника «Русский язык, 7 класс» под ред. С.И.Львовой»
В шестом классе при описании осени знакомимся и с метафорой. Какие яркие метафоры используют ребята в своих сочинениях, создавая образ осени: и "янтарное колье", и "золотой дождь", и "шуршащий ковёр'' и «златогривые листочки» . Работы, как всегда, читаем вслух. Задание слушающим — выписать метафоры. Ребята, которые не смогли сразу справиться с работой, выполняют её дома, пользуясь составленными на уроке "словариками".
Сочинение-миниатюра по пословице тоже интересный и полезный вид работы, т.к. позволяет ребятам поразмышлять над проблемами, волновавшими народ и много лет назад, и сегодня.
В своей работе использую различные формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальную, групповую, парную, коллективную. На своих уроках применяю разнообразные формы контроля и оценки знаний учащихся: тестирование, перфокарты, срез знаний, самостоятельные и контрольные работы. Для более прочного усвоения знаний, навыков, использую таблицы, схемы, образцы. Нетрадиционные формы проведения урока стимулируют деятельность учащихся, поэтому я провожу уроки-лекции, семинары, путешествия, практикумы, уроки в форме деловой игры. На таких занятиях создаю условия, которые позволяют всем учащимся реализовать свои интеллектуальные возможности. Большое значение придаю самостоятельной деятельности учащихся.
Важное место в деятельности учителя русского языка и литературы занимает развитие самостоятельности суждений школьников. Поэтому стремлюсь не сообщать знания в готовом виде, а построить урок так, чтобы их усвоение происходило в процессе поиска, размышления, дискуссии, на основе проведения наблюдений. На обсуждение выносятся проблемные вопросы, требующие аргументированных ответов, обоснования своей точки зрения.
На своих уроках стараюсь, чтобы каждый ученик, даже слабый, чувствовал себя нужным. Для подготовки к урокам создаю дидактический материал, применяю игровые технологии, технологии проблемного обучения, индивидуальные, творческие задания. Целенаправленно подбираю связные литературные тексты, преимущественно стихотворные. Из произведений для внеклассного чтения. Эти тексты использую и при изучении нового грамматического материала, и при закреплении, и при повторении, при словарной работе и при индивидуальной работе с учащимися. Эти тексты дают огромное количество заданий. Вот некоторые из них:
1.Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы.
2.Расставьте недостающие знаки препинания, графически объясните их постановку.
3.Подготовьте выразительное чтение стихотворения.
4.О чём говорится в стихотворении?
5.Что отражено в заглавии?
6.К какому стилю речи можно отнести текст?
7.К какому типу речи можно отнести текст?
8.Какие изобразительно-выразительные средства использует автор?
В своей работе стараюсь придерживаться следующих норм и требований:
-хорошо владеть своим предметом, совершенствовать методику преподавания русского языка;
-серьёзно и обстоятельно готовится к каждому уроку;
-применять на уроках элементы современных технологий;
-обустраивать свой рабочий кабинет, создавать дидактические, контрольно-измерительные материалы, материалы для индивидуальной работы;
-работать в классе не для всех, а для каждого отдельного ученика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете школы по теме: «Исследовательская деятельность учащихся в школьном проектировании».
Выступление на педагогическом совете школы по теме:«Исследовательская деятельность учащихся в школьном проектировании»....
Выступление на педагогическом совете "Формирование ЗОЖ во внеурочной деятельности учащихся"
Выступление на педагогическом совете....
Презентация педагогического совета на тему "Особенности внеурочной деятельности в рамках ФГОС. Роль учителя в совершенствовании воспитательной системы школы"
В плане педсовета рассматриваются:1. Методический конструктор внеурочной деятельности школьников.2. Организация внеурочной деятельности в рамках воспитательного пространства ГБОУ Школа № 105...
Выступление на педагогическом совете "Некоторые условия успеха учительской деятельности", январь 2018г
Выступление на педагогическом совете...
Материалы выступления на педагогическом совете 09.04.2019 «Проектная деятельность на уроках информатики»
Материалы выступления на педагогическом совете 09.04.2019 «Проектная деятельность на уроках информатики»...
Выступление педагогический совет.Развитие поисково-исследовательской деятельности
Развитие поисково-исследовательской деятельности...
Выступление на открытом муниципальном педагогическом совете "Эффективность и качество образовательной деятельности: новый взгляд на методы и механизмы"
Я хочу познакомить вас с теми методами обучения, которые появились относительно недавно и активное внедрение которых в педагогический процесс только начинает осуществляться.Если говорить о традиционно...