Готовимся к ОГЭ
консультация по русскому языку (9 класс) на тему

Березуева Оксана Анатольевна

Программа факультативного курса 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №11»
поселка Рыздвяного

Изобильненского района

Ставропольского края

Автор:

учитель русского языка и литературы

Березуева Оксана Анатольевна

Пояснительная записка

Факультативный  курс «Готовимся к ГИА»  предназначен для учащихся 9-х классов средней общеобразовательной школы и  рассчитан на 34 часа учебного времени.

Курс расширяет программный материал 5-9 класса, обусловлен необходимостью привести в систему навыки, приобретённые учащимися и подготовить их к успешной сдаче  государственной итоговой аттестации.

Данная программа рассчитана на углубленное изучение следующих тем: лексика, стилистика, орфография, синтаксис, текст и разработана с опорой на темы, представленные в КИМ.

Цель программы состоит в том, чтобы заложить прочный фундамент в освоении детьми наиболее сложных случаев орфографии и пунктуации: чередование гласных в корне,  правописание Н и НН в различных частях речи, суффиксов различных частей речи, правописание О-Ё после шипящих в корне, в окончании и в суффиксах существительных, прилагательных, причастий и отглагольных прилагательных; синонимии согласования и управления, случаев осложнения простого предложения. Тема «Текст» призвана отработать навык сжатия исходного текста, навык создания собственного текста-рассуждения.

    Немаловажным представляется ещё один аспект. Формулировка тестовых заданий часто, вызывает затруднения, поэтому разъяснению самих заданий уделяется особое внимание.

                     Содержание материала и структура курса.

Факультативный курс «Готовимся к ГИА» включает несколько тем:

       Первая тема – Лексикология. Овладение нормами словоупотребления предполагает повторение и углубление материала, связанного  с изучением такого понятия, как многозначность слова, развитие у него переносных значений, стилистическая окраска лексики. Рассматриваются синонимические и антонимические отношения слов, явления омонимии и паронимии в языке.

     Вторая тема курса – Стилистика – призвана дать учащимся представление о языковых стилистических ресурсах, стилях речи. При изучении особенностей художественного стиля особое внимание должно быть уделено различным приёмам художественной выразительности, прежде всего тропам и фигурам, так как анализ средств художественной выразительности входит в качестве обязательного компонента и в ЕГЭ.

    Третья тема курса – Орфография –  предполагает повторение и закрепление наиболее сложных случаев: чередование гласных в корне, правописание приставок, правописание Н и НН в различных частях речи, суффиксов различных частей речи, правописание О-Ё после шипящих в корне, в окончании и в суффиксах существительных, прилагательных, причастий и отглагольных прилагательных.

     Четвёртая тема – Синтаксис - включает в себя повторение способов связи слов в словосочетании, синонимии согласования и управления, типов односоставных предложений, способов выражения подлежащего и сказуемого, составного глагольного и составного именного сказуемого, повторение случаев осложнения простого предложения: однородные члены, уточняющие члены предложения, вводные и вставные конструкции, обращения, обособленные определения, дополнения, обстоятельства. Изучение пунктуации в сложном предложении (ССП, СПП, БСП, СПРВС), а также типов придаточных предложений и способов подчинения.

     Пятая тема курса – Текст - посвящена работе над сжатием текста : определение темы и идеи текста, понятие микротемы, обучение способам сжатия текста – исключению, обобщению однородных явлений, сочетанию исключения и обобщения, знакомство с основными языковыми приемами сжатия исходного текста – заменой, исключением, слиянием.

     Шестая тема – Создание собственного текста – призвана помочь учащимся в написании сочинения- рассуждения. Тема предполагает повторение сведений о стилях и типах речи, в частности о рассуждении, о структуре текста типа рассуждения (тезис, аргументация, вывод) Знакомство со структурой сочинения- рассуждения на лингвистическую тему и со структурой  сочинения- рассуждения по предложенной проблеме. Обучение навыкам подбора аргументов из исходного текста. Повторение способов  связи предложений в тексте (цепная и параллельная), лексических, морфологических и синтаксических средств связи предложений, знакомство со способами  оформления творческой работы (виды вступления, переход от тезиса к аргументации и от аргументации к выводу).

Практические упражнения призваны закрепить знания, полученные при повторении теоретического курса, сформировать навык успешного решения заданий, предложенных  в  КИМ, а также сформировать умение сжимать текст и  самостоятельно создавать текст- рассуждение.

    Базовые понятия и категории, которые должны быть усвоены учащимися.

По завершении изучения факультативного курса  «Готовимся к ГИА» школьники должны усвоить следующие понятия:

Лексикология как раздел языкознания, изучающий словарный состав языка. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Лексика нейтральная и стилистически окрашенная. Книжная, разговорная, просторечная лексика.                                      Фразеология как раздел языкознания, изучающий устойчивые словосочетания слов. Крылатые слова.

 Стилистика как раздел языкознания, изучающий функциональные разновидности языка. Разговорный, художественный, научный, публицистический стили русского языка. Основные типы стилистических ошибок: тавтология, плеоназм, речевые штампы.

Тропы и фигуры как средства языковой выразительности, используемые в художественном стиле. Основные виды тропов: эпитет, оксюморон, сравнение, метафора, олицетворение, гипербола, литота, каламбур, перифраза. Основные виды фигур: инверсия, анафора, эпифора, параллелизм, антитеза, градация, бессоюзие, многозоюзие.

Морфемика как раздел языкознания, изучающий состав слова. Корень. Приставка. Суффикс. Окончание. Чередование.

 Морфология как раздел языкознания, изучающий части речи. Самостоятельные  части речи: Существительное, прилагательное, глагол, наречие, местоимение, числительное, причастие, деепричастие. Служебные части речи: предлог, союз, частица. Междометия и звукоподражательные слова. Субстантивация.

Синтаксис как раздел языкознания, изучающий строение и значение синтаксических единиц. Виды синтаксической связи. Способы подчинительной связи. Цельные словосочетания. Строение предложения. Основные виды простого предложения: односоставные и двусоставные. Главные члены предложения. Подлежащее. Сказуемое. Типы сказуемого: простое глагольное сказуемое, составное глагольное сказуемое, составное именное сказуемое. Второстепенные члены предложения: определение, дополнение, обстоятельство.

Осложненное предложение. Однородные члены предложения. Уточняющие члены предложения. Обособление. Обособленные определения. Обособленные обстоятельства. Вводные и вставные конструкции.

 Сложное предложение. Бессоюзное предложение. Сложносочиненное предложение. Сложноподчиненное предложение. Типы придаточных предложений: подлежащные, сказуемные, определительные, изъяснительные, обстоятельственные. Последовательное подчинение. Однородное и неоднородное подчинение.

Текст. Микротема. Тема и идея текста. Проблема текста. Тезис. Аргументы. Вывод. Связь предложений в тексте: цепная, параллельная. Средства связи предложений в тексте. Типы речи: описание, рассуждение, повествование. Стили речи: разговорный, художественный, официально-деловой, научный, публицистический

                                Рекомендуемая литература

  1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка: Практический справочник.- М., 1989, 2005.
  2. Ахманова О.С. Словарь  омонимов русского языка.- М., 1986.
  3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Словарь Русского языка. – М., 2004.
  4. Розенталь Д.Е., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П.  Справочник по русскому языку: правописание, произношение, литературное редактирование (для работников СМИ, редакторов, авторов, переводчиков).- М., 2007.
  5. Л.Ф.Казакова. Готовимся к экзаменам по русскому языку. Пособие для учащихся 9-11 классов и абитуриентов.-М.2001.
  6. Колесников Н.П. Слова с двойными согласными. – М., 1999
  7. Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. – М., 2003.
  8. Русский язык. 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации (под Редакцией Н.А.Сениной). – Ростов 2010.
  9. Л.Л.Касаткин, Е.В.Клобуков, П.А.Лекант  Краткий справочник по современному русскому языку. – М. 1995.
  10. Т.Ф.Ефремова, В.Г.Костомаров Словарь грамматических трудностей русского языка. М. 1993

             Тематика занятий и примерное планирование часов

Тема

Количество часов

1

Вводное занятие. Знакомство со структурой экзамена, типология заданий

1

Лексика. Стилистика (3 часа)

2

Лексикология как раздел языкознания, изучающий словарный состав языка. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы.

1

3

Лексика нейтральная и стилистически окрашенная. Книжная, разговорная, просторечная лексика.                                      Фразеология как раздел языкознания, изучающий устойчивые словосочетания слов. Крылатые слова.

1

4

Стилистика как раздел языкознания, изучающий функциональные разновидности языка. Тропы и фигуры как средства языковой выразительности, используемые в художественном стиле.

1

Орфография (4 часа)

 5

Орфография. Чередование гласных в корне, правописание приставок, правописание О-Ё после шипящих в различных частях речи.

6

Правописание Н и НН в различных частях речи,

1

7

Правописание суффиксов различных частей речи.

1

8

Практическое занятие.

1

Синтаксис (13 часов)

9

Синтаксис. Виды синтаксической связи. Способы подчинительной связи. Цельные словосочетания.

1

10

Строение предложения. Основные виды простого предложения: односоставные и двусоставные.

1

11

Главные члены предложения. Подлежащее.

1

12

Сказуемое. Типы сказуемого: простое глагольное сказуемое, составное глагольное сказуемое, составное именное сказуемое.

13

Практическое занятие.

1

14

Осложненное предложение. Однородные члены предложения. Уточняющие члены предложения.

1

15

Обособление. Обособленные определения. Обособленные обстоятельства Вводные и вставные конструкции.

1

16

Практическое занятие. Работа со сборниками

1

17

Сложное предложение. Бессоюзное предложение. Сложносочиненное предложение. Сложноподчиненное предложение.

1

18

Типы придаточных предложений: подлежащные, сказуемные, определительные, изъяснительные, обстоятельственные.

1

19

Последовательное подчинение. Однородное и неоднородное подчинение.

1

20

Практическое занятие.

1

21

Контрольное тестирование

1

Текст (3 часа)

22

Текст. Микротема. Тема и идея текста. Проблема текста. Связь предложений в тексте: цепная, параллельная. Средства связи предложений в тексте.

1

23

Способы сжатия текста. Средства сжатия текста

1

24-25

Практическое занятие. Написание сжатого изложения

2

26

Рассуждение как тип речи. Признаки текста- рассуждения.

1

Создание собственного текста (6 часов)

27

Структура сочинения – рассуждения на лингвистическую тему.

1

28

Способы оформления сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Нахождение аргументов в исходном тексте.

1

29

Написание сочинения- рассуждения на лингвистическую тему.

1

30

Структура сочинения-рассуждения по проблеме.

1

31

Способы оформления сочинения-рассуждения по проблеме. Нахождение аргументов в исходном тексте.

1

32

Написание сочинения- рассуждения по проблеме

1

33-34

Выполнение итоговой работы

2



Предварительный просмотр:

В новогоднюю ночь старый Волк грустил в одиночестве. Он уже давно не мог поймать зайца, и Волчица выгнала его из дома. «Почему другим волкам везёт?»- недоумевал Волка- я вечный неудачник.

Так думал старый Волк, шагая по лесу, и вдруг остановился в изумлении. Под ёлкой сидел самый настоящий, живой заяц. Он задрал голову и смотрел куда-то вверх, а глаза его так горели, словно он увидел что-то необыкновенное.

- Интересно,, что там такое?- подумал Волк. И он поднял глаза на ёлку.

Ёлка вся искрилась, переливалась лунным светом, словно её нарядили к празднику, хотя на ней не было ни одной игрушки.

- Ёлки – палки! Бывает же такое чудо!- подумал Волк. Посмотришь на неё, и уже ничего больше не хочется.

Так и сидели они рядышком - Заяц и Волк- в новогоднюю ночь. И Заяц уже не боялся Волка, а Волк уже не хотел поймать Зайца.

Новогодняя ёлка совершила чудо!  



Предварительный просмотр:

Сочинение- рассуждение на лингвистическую тему

Какова роль..?   … считает , что…, и я с  ним согласен. Попробую доказать это на примере текста…

Во- первых, ...  , как в предложении № …

Во-вторых, … Например, в предложении №…  

Думаю, мне удалось доказать, что … играют очень важную роль в письменной и устной речи.

 

  Пример сочинения

     

   Какова роль тире на письме? Светлана считает, что тире выполняет множество функций, и я с ней согласен. Попробую это доказать на примере текста О.Туберовской.

   Во-первых, тире ставится между подлежащим и сказуемым, когда оба главных члена предложения выражены именем существительным в именительном падеже, как в предложениях № 1 и № 3.

  Во-вторых, тире необходимо ставить в предложении с прямой речью, когда прямая речь прерывается словами автора. Например, в предложении № 8.

Думаю, мне удалось доказать, что тире играет очень важную роль на письме.

            Сочинение- рассуждение на лингвистическую тему

(средства выразительности, роль синонимов, антонимов, неологизмов и т.д.)

Какова роль..?   … считает , что…, и я с  ним согласен. Попробую доказать это на примере текста…

Во- первых, ...  , служат для того, чтобы сделать текст более ярким, выразительным, как в предложении № , где автор использует…

Во-вторых, … Помогают усилить эмоциональное восприятие текста. Например, в предложении №…  автор использует…

Думаю, мне удалось доказать, что … играют очень важную роль в письменной и устной речи.

Сочинение-рассуждение  по проблеме.

Прочитав текст …, я задумался над смыслом фразы: (дробная или полная цитата), смысл которой, на мой взгляд, заключён в том, что…

Это очень актуальная проблема, потому что в наше время люди все меньше (реже)  задумываются о (замечают) …, а ведь без … мир бы стал пустым, безликим… (Автор не случайно подчеркивает…)

В этом и пытается нас убедить  автор.

  Во-первых, в предложениях № …, он говорит о …(смысл предложений или цитирование)

  Во-вторых, в предложениях №… автор утверждает, что (размышляет, рассказывает, говорит, передает)…

Думаю, мы должны прислушаться к  мнению автора. Давайте…(призыв)

  Пример сочинения по тексту Ф. Кривина « Волк на ёлке»

   

    Прочитав текст Ф Кривина, я задумался над смыслом фразы: « И Заяц впервые подумал, что есть на свете кое-что посильнее волков, а Волк подумал, что ведь не в зайцах счастье…» смысл которой, на мой взгляд, заключён в том, что  красота способна совершить чудо.

   Это очень актуальная проблема, потому что в наше время люди, поглощённые заботами, все реже замечают красоту окружающего мира, а ведь без красоты он стал бы пустым, безликим, безрадостным.

   Именно в этом нас пытается убедить автор.

   Во-первых, в предложениях № 18-19 автор говорит о том, как прекрасна была ёлка, искрящаяся снежинками, переливающаяся лунным светом. Эта картина просто заворожила Волка, и он не смог оторвать от неё глаз, «замер с открытым ртом»

   Во-вторых, в предложениях № 21-24 автор передаёт состояние Волка и Зайца. Красота ёлки совершила чудо: они перестали быть врагами, стали лучше, добрее, «внутри у них что-то переворачивалось»

  Думаю, мы должны прислушаться к автору. Давайте не будем  забывать, что кроме суеты, забот, проблем, есть вещи, способные сделать окружающий мир и нас самих лучше.  Давайте замечать красоту!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Готовимся к ЕГЭ

Опыт консультации к ЕГЭ по теме "КУЛЬТУРА". презентация+конспект+дидактические материалы...

Готовимся к ГИА

Варианты диагностической работы 9 класса...

Готовимся к ЕГЭ, 11 класс

2 варианта контрольной работы в форме ЕГЭ для учащихся 11 класса...

Урок-практика: "Создание фотоколлажа с использованием готового шаблона фоторамочки в программе Adobe Photoshop"

Данная цель урока  - научить ребят  использовать возможности графического редактора AdobePotoshop; сформировать  знания, умения и навыки в работе с фоторамочкой, инструментом движения выделенного фраг...

Готовимся к ЕГЭ. Классификация ошибок.

Презентация подробно рассказывает обо всех видах ошибок, которые допускаются в изложениях и сочинениях. Приведены примеры....

Готовимся к ЕГЭ по литературе

Даны материалы для подготовки к ЕГЭ...

Урок русского языка. 10 класс, тема "Комплексный анализ текста. Готовимся к ЕГЭ".

Урок русского языка. 10 класс, тема "Комплексный анализ текста. Готовимся к ЕГЭ". Цели:формирование навыков правильного выделения проблем исходного художественного текста и обучение комментирован...