Подготовка к сочинению-рассуждению в формате ЕГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему

Зуева Елена Николаевна

Подготовка к сочинению-рассуждению в формате ЕГЭ (урок-практикум)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sayt.docx19.78 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка к сочинению-рассуждению в формате ЕГЭ

(урок-практикум)

Цели:

  • закрепить умения и навыки работы с текстом;
  • развивать умения анализировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли.

Оборудоваание:

  1. записи на доске
  2. памятки «Композиция сочинения»
  3. тексты на каждой парте.

  • Работа с текстом К. Паустовского.

1)Катерина Ивановна никогда ни на что не жаловалась, кроме как на старческую слабость. 2)Но я знал от соседки и от бестолкового доброго старика Ивана Дмитриева, сторожа при пожарном сарае, что Катерина Ивановна одна на белом свете. 3)Дочь Настя вот уже четвертый год как не приезжает – забыла, значит, мать, а дни у Катерины Ивановны считанные. 4)Не ровен час, так и умрет она, не повидав дочери, не приласкав ее, не погладив ее русые волосы «очаровательной красоты» (так говорила о них Катерина Ивановна).5)Настя присылала Катерине Ивановне деньги, но и то бывало с перерывами.6)Как Катерина Ивановна жила во время этих перерывов, никому не известно.7)Однажды Катерина Ивановна попросила меня ее проводить ее в сад, где она не была с ранней весны, все не пускала слабость.8)- Дорогой мой, - сказала Катерина Ивановна, - уж вы не взыщите с меня, со старой. 9)Хочется мне вспомнить прошлое, напоследок посмотреть сад.10)В нем я еще девушкой зачитывалась Тургеневым. 11)Да и кое-какие деревья я посадила сама.12)Она одевалась очеь долго. 13) Надела старый теплый салопчик, теплый платок и, крепко держась за мою руку, медленно спустилась с крылечка.14) Уже вечерело.15) Сад облетел. 16).Палые листья мешали идти.17)Они громко тркщали и шевелились под ногами.18)Далеко над лесом висел серп месяца.19)Катерина Ивановна остановилась около обветренной липы, оперлась о нее рукой и заплакала.20) Я крепко сжал ее, чтобы она не упала. 21)Плакала она, как очень старые люди, не стыдясь своих слез.22) – Не дай вам бог, родной мой, - сказала она мне, - дожить до такой старости!23) Не дай вам бог!24)Я осторожно повел ее домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!

  • Анализ текста

Какие проблемы поднимаются автором текста? Выберите подходящий вариант.

1.Проблема материнства.

2. Проблема формирования личности.

3.Проблема взаимоотношений в семье.

4.Проблема бессердечия и душевной черствости.

5. Проблема одиночества.

  • К какому разряду можно отнести данную проблему?

1)Философская.

2)Социальная.

2) Политическая.

3) Нравственная.

  • Выберите из предложенных варрантов вступлений то, которое сообщает об основной проблеме исходного текста.
  1. Много людей встречается человеку на жизненном пути. Кто-то становится настоящим другом, с кем-то приходится расстаться. Но не будет никогда человека ближе, чем родная мать. Она дарит жизнь, отдает тепло, любовь и заботу.
  2. Русская женщина…Ее образ воспет во многих произведениях русской литературы. Вряд ли что-то может сравниться по красоте, силе, стойкости с этим образом. Это заметил и писатель______, который, обратившись к женскому образу, заставляет читателя задуматься над проблемой______.
  • Прокомментируйте следующую ситуацию:

22) – Не дай вам бог, родной мой, - сказала она мне, - дожить до такой одинокой старости! 23)Не дай вам Бог.

  • Найдите 4 орфографические и 2 пунктуационные ошибки в комментарии к основной проблеме текста.

Человек может остаться одиноким, если у него небыло семьи, и он потерял друзей. Но особенно вызывает сочуствие женщина, выростившая ребенка, и оставшаяся в старости одна, без помощи, как героиня рассказа К.Паустовского.

  • Напишите, как К. Паустовский относится к проблеме (какова его позиция). При необходимости используйте следующие речевые клише.

Автор так определяет свое отношение к поднятой проблеме…

Автор считает, что….

Автор подводит читателя к мысли о том, что…

  • Выберите из списка произведений те, в которых герои, как и Катерина Ивановна, одиноки и несчастны.

1)А. Чехов «Ванька», «Тоска».

2)А.Алексин «Раздел имущества»

3)В. Распутин «Уроки французского»

4) Э.Хемингуэй «Старик и море»

5)Л. Толстой «Война и мир»

6)М. Горький «На дне»

  • Выразите свое отношение к проблеме исходного текста, приведите доказательства (аргументы), подтверждающие ваше мнение. Обратите внимание: без оценочных слов, помогающих передать впечатление от прочитанного, ваша позиция не считается сформулированной. Можно воспользоваться следующими клише:

Нельзя остаться равнодушным…

К сожалению…

Огорчает то, что…

Разделяя переживания автора, хочу сказать, что…

  • Напишите заключительную часть сочинения и используйте приведенную ниже цитату.

Сегодня человек, только он один, отвечает за все на земле…Поступки его должны быть разумны и человечны.

                                                                 (Д.С. Лихачев)

  • Прочитайте фрагмент.  Какой части целого экзаменационного сочинения соответствует его содержание (комментарий, позиция автора, собственная позиция, заключение)?

Мы покидаем отцовские дома в поисках собственного пути. А родители остаются позади, провожая нас любящим взглядом. Для них нет большего счастья, чем видеть своих детей здоровыми и радоваться их удачам.

  1. Используя материалы заданий, напишите сочинение-рассуждение по исходному тексту.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока на тему "Экологические проблемы нашего региона" (подготовка к сочинению-рассуждению в формате ЕГЭ) 11 класс.

Данный урок был разработан на основе материала, предоставленного участниками Международного проекта "Зелёный флаг. Чистые озёра" . Благодарю коллег и группу учащихся ГБОУ СОШ №621 Колпинского района з...

Статья "Анализ текста в формате подготовки к сочинению-рассуждению в 9 классе"

В материале изложены идеи автора относительно подготовки к написанию сочинения-рассуждения (в рамках подготовки к ОГЭ).                      ...

Работа с текстом при подготовке к сочинению-рассуждению в формате ОГЭ

Конспект урока "Работа с текстом при подготовке к сочинению-рассуждению в формате ОГЭ"...

Методические рекомендации по теме: «Подготовка к сочинению – рассуждению в формате ЕГЭ. Содержательный анализ текста Ф.Д.Кривина»

Методические рекомендации по теме: «Подготовка к сочинению – рассуждению в формате ЕГЭ. Содержательный анализ текста Ф.Д.Кривина»...

Рабочая таблица-копилка для создания "банка аргументов" при подготовке к сочинению-рассуждению в формате ЕГЭ

Таблица поможет учащимся записать и сохранить в удобной форме выбранные аргументы для создания сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ...

Конспект урока "Подготовка к сочинению - рассуждению на морально - этическую тему (задание 15.3 формата ОГЭ)"

Цель урока: сформировать у школьников навыки написания сочинения - рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3).Конспект урок...