Рабочая программа. 8 класс.
рабочая программа по русскому языку (8 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку к программе М.М.Разумовской. 8 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku._8_klass.doc | 329.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по русскому языку к УМК под редакцией М.М. Разумовской
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования на основе примерной программы по русскому языку в соответствии с программой и учебниками под редакцией Разумовской М. М.., вышедших в издательстве «Дрофа» в 2008г.
Программа рассчитана на 102 часа в год (3 часа в неделю).
Данная программа отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения русскому языку.
Главная цель обучения русскому языку в общеобразовательном учреждении состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно, правильно и выразительно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.
В соответствии с целью обучения усиливается речевая направленность курса. В программе расширена понятийная основа обучения связной речи. Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как на систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.
Теоретическую основу обучения связной речи составляют три группы понятий:
1) текст: смысловая цельность, относительная законченность высказывания (тема, основная мысль), формальная связность (данная и новая информация, способы и средства связи предложений); членение текста на абзацы, строение абзаца;
2) стили речи: разговорный, научный, деловой, публицистический, художественный;
3) функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение и их разновидности — описание предмета, описание места, описание состояния природы, описание состояния человека, оценка предметов, их свойств, явлений, событий и т. д.
.
Цели обучения
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, коллективно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Речевая направленность курса предполагает усиление семантического аспекта в изучении фактов и явлений языка.
Помимо ставшего уже привычным внимания к значению слов и различных грамматических структур, особое место отводится морфемной семантике. Осмысление значения морфем, внимание к внутренней форме слова не только развивает грамматическое мышление ребенка, но и помогает решить проблемы внутрипредметных связей, позволяет сформировать грамматические, лексические, орфографические умения и навыки в их единстве.
Речевая направленность курса предполагает формирование у учащихся чуткости к богатству и выразительности родной речи, гордости за родной язык, интереса к его изучению. Этому способствует внимание к эстетической функции родного языка, знакомство с изобразительными возможностями изучаемых единиц языка, наблюдение за использованием разнообразных языковых средств в лучших образцах художественной литературы, в которых наиболее полно проявляется изобразительная сила русской речи.
Год обучения строится на основе двухступенчатой структуры: закрепительно-углуб-ляющий этап по материалам предыдущего года обучения и основной этап, реализующий программный материал в логике его развития.
Распределение часов по темам примерное и корректируется учителем с учетом хода усвоения учебного материала учащимися.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VIII классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Учебник для 8 класса содержит три раздела: «Русский язык в семье славянских языков» (общие сведения о языке); «Язык. Правописание. Культура речи»; «Речь».
Главная цель занятий родным языком в 8 классе — речевое и языковое развитие школьников — решается, как и в предыдущие годы обучения, с помощью двух подходов: через языковые разделы курса и на основе специальных речеведческих знаний. Это значит, что материал языкового и речевого разделов изучается не в линейном порядке, а параллельно, перемежаясь.
Стержневая грамматическая тема в 8 классе сохраняется традиционная — «Простое предложение», что и понятно: простое предложение не только считается основной единицей синтаксиса как раздела грамматики, но квалифицируется и как минимальная, однако главнейшая единица речи. Стремясь отразить эту двойственную природу предложения, ведущие отечественные языковеды в определение предложения вводят и грамматический, и речевой (смысловой) аспекты, относя, однако, предложение к грамматике, к высшему уровню языковой системы.
Коснемся ряда положений, характеризующих учебник 8 класса.
1. С учетом главной цели обучения особое внимание уделяется семантическому, функциональному и коммуникативному аспектам изучаемых синтаксических категорий. В центре внимания оказываются не только классификационно-описательная характеристика рассматриваемых языковых фактов и явлений, но и их семантическая, смысловая оценка, особенности лексического наполнения и речевого употребления синтаксических единиц.
Синтез языкового и речевого подходов позволяет и вооружить учащихся прочными осмысленными лингвистическими знаниями, и обогатить речь восьмиклассников изучаемыми синтаксическими конструкциями, обеспечивая их востребованность в прогнозируемой речевой практике.
2. Единицами синтаксиса принимаются словосочетание, простое предложение, сложное предложение. Сложное синтаксическое целое, текст и его особенности рассматриваются в разделе «Речь».
Словосочетание рассматривается как номинативная единица языка, обозначающая хотя и расчлененное, но единое понятие. Словосочетанием признается соединение двух и более полнозначных слов, соединенных между собой подчинительной связью: или путем согласования, или путем управления, или путем примыкания. Словосочетание тем самым четко противопоставляется предложению, основным признаком которого является предикативность. Носителем предикативности (способность соотнести высказывание с действительностью, сообщить о чем-то) выступают главные члены: подлежащее и сказуемое в двусоставном предложении, один главный член в односоставном предложении. Через грамматические категории наклонения (модальности), времени и лица главные члены способны выполнять коммуникативную функцию, придать предложению статус главного средства выражения и сообщения мысли. Ни слово, ни словосочетание такой функции выполнять не могут. Потому главные члены считаются грамматической основой предложения, являются его функционально-коммуникативным ядром. Словосочетание же, вбирая второстепенные члены, распространяет грамматическую основу предложения. В учебнике в виде сопоставительной таблицы представлены отличительные признаки словосочетания и предложения.
3. Из структурных типов словосочетания на основе стержневого компонента рассматриваются именные, глагольные и наречные словосочетания.
Вопросы лексической и грамматической сочетаемости слов в составе словосочетания увязываются с задачами обогащения словаря учащихся и формирования навыков культуры речи.
4. Среди видов односоставного предложения выделяются определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные и назывные. Изучение обобщенно-личных предложений не в составе других видов, а как самостоятельный вид обосновывается тем, что в этом случае материал лучше осознается и усваивается учащимися. 5. В самостоятельную группу выделяются также предложения со вставными конструкциями, поскольку они (в отличие от вводных слов) непосредственно поясняют, обогащают содержание высказывания и поэтому могут быть оформлены в качестве зависимых компонентов предложения.
6. Вводится ряд терминов и понятий, усиливающих классификационную организацию материала. Так, разные виды осложнения простого предложения объединяются вводимым термином простое осложненное предложение. Это понятие, общее для разных синтаксических структур, помогает усилить логическую организованность необходимого для усвоения материала.
Подобные же цели ставились авторами и при вводе термина-понятия глагольные односоставные предложения.
7. Особое внимание в учебнике уделяется интонационной стороне речи, поскольку интонация наряду с предикативностью является отличительной чертой, присущей предложению. Внимание обращается на особенности произношения фраз-предложений разных конструкций, на передачу разнообразных индивидуально-эмоциональных оттенков в ходе речевого общения. Особенно богато представлен интонационный аспект в осложненных простых предложениях.
8. Вопросу формирования пунктуационной грамотности учащихся в учебнике уделяется самое серьезное внимание. Прежде всего через серию заданий учебник ориентирует учащихся на осознание зависимости пунктуации от триединого показателя: от смысла высказывания; от особенностей синтаксической организации предложения и текста; от характера объективной и субъективной интонации. Этот общий подход конкретизируется в логике изучаемых синтаксических тем.
Со многими пунктуационными правилами учащиеся знакомы по вводному курсу синтаксиса (5 класс). В 6 и 7 классах правила пунктуации закреплялись на обобщающем уровне: учащиеся систематизировали и осмысляли известные им случаи постановки запятой, тире и двоеточия.
Теперь (8 класс) уже известные правила пунктуации формируются на более сложном языковом материале и организуется работа с новыми пунктуационными правилами: вводные и вставные конструкции, уточняющие члены предложения и т. д. На новый материал учебник предлагает довольно обширный дидактический материал.
Эффективным средством выработки пунктуационных навыков является, как показывает практика, графический диктант, когда ученик воссоздает только синтаксическую схему предложения со знаками препинания, опуская слова. При такой записи речи в единицу времени удается обработать значительно большее количество текстового материала. При этом лучше осознаются особенности синтаксических конструкций и их пунктуационная норма.
9. Предусмотрена специальная работа по речевому развитию учащихся. Уже говорилось, что в ходе изучения синтаксических тем восьмиклассники выполняют серию упражнений, направленных на обогащение грамматического строя их речи определенными грамматическими конструкциями. Это и создание текстов с предложениями заданной структуры, и небольшие сочинения по картине с синтаксической направленностью (в учебнике имеется 16 цветных вклеек с репродукциями картин и воссозданием фотографий), и трансформация текстового материала, и самостоятельный подбор учащимися предложений определенного вида, и работа над интонационной стороной речи и др.
Кроме того, как уже отмечалось, имеется раздел «Речь», цель которого— развитие навыков связной речи учащихся. В предыдущие годы они тренировались в создании фрагментов текста заданного стиля и типа. В 8 классе учащиеся переходят к жанрам, в данном случае к жанрам публицистики. Понятно, что жанр (очерк, репортаж, статья) предполагает использование разных типов речи. Этому умению и обучает учебник, предусматривается система различных заданий и упражнений для устных и письменных высказываний.
Продолжается работа и над нормами произношения. Материал и задания по орфоэпии сопровождают изложение основных программных тем.
10. Учебник обеспечивает систему повторения ранее изученного и важного для общей речевой подготовки школьника материала.
Предусмотрена система подготовки и совершенствования орфографических навыков восьмиклассников. В начале года как обобщение ранее изученного още раз прорабатываются обычно непрочно усваиваемые правила употребления н—нн в суффиксах имен прилагательных, причастий и наречий; правила слитного и раздельного написания не и ни с разными частями речи; правила употребления дефиса; правила слитного, полуслитного и раздельного употребления наречий и соотносимых с ними словоформ других частей речи. Этот материал в дальнейшем через различные виды заданий постоянно закрепляется на материале текстов к изучаемым темам.
Предусмотрена работа по совершенствованию подготовки восьмиклассников в области морфологии, словообразования и лексики.
Систематически предлагается разобрать как часть речи то или иное слово, доказать принадлежность слова к определенной части речи, назвать специфические признаки разных классов слов и др.
Так же последовательно даются задания провести морфемный анализ слова, выбрать из текста слова указанной словообразовательной модели и др.
Продолжена начатая с 5 класса работа над изобразительно-выразительными средствами языка, над эмоциональной лексикой.
Авторы стремились ориентировать материал учебника на достижение главной цели обучения.
IY. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
О языке (1 ч)
Русский язык в семье славянских языков.
РЕЧЬ (16 ч)
Систематизация сведений о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о языковых средствах, характерных для различных стилей речи.
Жанры публицистики: репортаж, портретный очерк, проблемная статья. Особенности их строения: коммуникативная задача, содержательно-композиционные особенности жанра, типологичеcкая структура текста, характерные языковые и речевые средства.
Высказывания, ориентированные на жанр репортажа: репортаж-повествование о событии (посещении театра, экскурсии, походе); репортаж-описание памятника истории или культуры (родного города, поселка, улицы, музея).
Высказывание, ориентированное на жанр портретного очерка (рассказ об интересном человеке).
Высказывание, ориентированное на жанр проблемной статьи «Хочу и надо — как их примирить?».
Трудные случаи правописания (на основе изученного) (8 ч)
ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ Синтаксис и пунктуация
Словосочетание и предложение (5 ч)
Понятие о словосочетании. Строение словосочетания: главное и зависимое слова. Способы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Значение словосочетания.
Понятие о предложении. Отличие предложения от словосочетания. Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения (повторение). Прямой и обратный порядок слов. Логическое ударение.
Культура речи. Построение словосочетаний с разными видами подчинительной связи: управлением и согласованием. Логическое ударение и порядок слов как средство повышения точности и выразительности речи. Интонация побудительных и восклицательных предложений, передающая различные эмоциональные оттенки значения. Риторический вопрос, вопросно-ответная форма изложения как стилистические приемы, повышающие выразительность речи. Варианты произношения в устной речи.
Синтаксис простого предложения
Двусоставное предложение. Главные и второстепенные члены предложения (12 ч)
Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Способы выражения подлежащего. Простое и составное сказуемое (глагольное и именное). Связка. Постановка тире между подлежащим и сказуемым.
Определение, дополнение и обстоятельство как второстепенные члены предложения. Определение согласованное и несогласованное. Приложение как особый вид определения (ознакомление). Виды обстоятельств. Сравнительный оборот. Выделение запятыми сравнительного оборота.
Культура речи. Согласование сказуемого с подлежащим, выраженным словосочетанием и сложносокращенными словами.
Синонимика составных сказуемых. Единство видовременных форм глаголов-сказуемых как средство связи предложений в тексте.
Обстоятельства времени как средство связи предложений в повествовательных текстах; их синонимика.
Обстоятельства места как средство связи предложений в описательных и повествовательных текстах; их синонимика.
Стилистическая роль сравнительных оборотов и определений в изобразительной речи.
Односоставные простые предложения (10 ч)
Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего (назывные) и в форме сказуемого (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные).
Культура речи. Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы. Употребление в описании назывных предложений для обозначения времени и места. Использование личных и безличных предложений как синтаксических синонимов.
Неполные предложения (4 ч)
Понятие о неполных предложениях. Культура речи. Употребление неполных предложений в разговорной (в диалоге) и в книжной речи.
Предложения с однородными членами (12 ч)
Однородные члены предложения; их признаки. Однородные члены, связанные бессоюзно и при помощи сочинительных союзов. Однородные и неоднородные определения. Предложения с несколькими рядами однородных членов. Запятая между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах предложения. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях с однородными членами.
Культура речи. Правильное построение предложений с союзами не только..., но и..., как..., так и... . Синонимика рядов однородных членов с различными союзами и без союзов. Использование разных типов сочетания однородных членов (парное соединение, с повторяющимися союзами) как средство выразительности речи. Интонация предложений с обобщающими словами при однородных членах.
Предложения с обращениями, вводными словами (словосочетаниями, предложениями), междометиями (14 ч)
Обращение нераспространенное и распространенное, знаки препинания при обращении. Вводные слова и предложения, их сходство и различие. Знаки препинания при вводных словах, словосочетаниях и предложениях. Междометие. Знаки препинания в предложениях с междометиями.
Культура речи. Использование обращений в разных стилях речи как средство характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему. Интонация при обращении. Правильное произношение русских имен и отчеств в роли обращения.
Синонимика вводных слов. Стилистические различия между ними. Неуместное употребление вводных слов и выражений книжного характера в разговорной речи. Вводные слова как средство связи предложений в тексте. Интонация предложений с вводными словами и предложениями.
Предложения с обособленными членами (13 ч)
Понятие обособления. Обособление определений, приложений, дополнений, обстоятельств. Уточняющие члены предложения.
Культура речи. Правильное построение предложений с обособленными определениями и обстоятельствами. Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения и сопоставимых с ними синтаксических конструкций (обособленных определений и составных сказуемых, обособленных деепричастных оборотов и простых сказуемых). Деепричастные обороты как средство связи предложений в тексте. Интонация предложений с обособленными и уточняющими членами.
Прямая и косвенная речь (6 ч)
Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь.
Строение предложений с прямой речью. Знаки препинания при прямой речи.
Цитата как способ передачи чужой речи. Выделение цитаты знаками препинания. Диалог.
Культура речи. Интонация предложений с прямой речью. Замена прямой речи косвенной. Стилистические возможности разных способов передачи чужой речи.
Контрольные работы в 6 классе
Y. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся | Вид контроля, самостоятельной работы | Домашнее задание, | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
ВВЕДЕНИЕ (1 ч) | |||||||
] | Русский язык в семье славянских языков | Урок изучения нового материала | Содержание и назначение УМК. Праславянский язык. Три группы славянских языков. Русский язык в семье славянских языков. Учебное исследование | Знать: содержание и назначение УМК, условные обозначения, используемые в нем; понятие праславянский язык; языки, родственные русскому языку. Уметь: рассказывать о группе славян-ских языков; приводить примеры, доказывающие родство славянских языков | Индивидуальные задания | Упражнения учебника 1 | |
ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (93 ч) | |||||||
Орфография и морфология (на основе изученного в 5-7 классах) (10 ч) | |||||||
2 | Р.Р. Разновидности речи. Стили речи. | Урок развития речи | Речь. Разновидности речи (монологическая и диалогическая, устная и письменная). Стили и типы речи. Учебное исследование | Знать: понятие речь; разновидности речи. Уметь: указывать разновидности речи, используемые в тексте | Анализ текста | Индивидуальная работа по теме учеб-ного исследо-вания | |
3 | Буквы н и нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий | Комбинированный урок | Прилагательное, причастие и наречие. Условия выбора ни ннъ словах. Состав слова. Морфологический разбор слов. Орфоэпические нормы | Знать: условия выбора н и ни в прилагательных, причастиях и наречиях. Уметь: различать прилагательные, причастия и наречия и определять их состав | Объяснительный диктант | Упражнения учебника | |
4, 5 | Слитное и раздельное написание не и ни с разными частями речи | Комбинированные уроки | Правила слитного и раздельного написания не и ни с разными частями речи. Орфоэпические нормы. Грамматические разборы | Знать: правила слитного и раздельного написания ней ни с разными частями речи. Уметь: различать части речи и объяснять правописание с ними частиц не и ни | Тест | Упражнения учебника, индивидуальные задания | |
6 | Р.Р. Стили речи | Урок развития речи | Стили речи и их признаки | Знать: стили речи и их признаки. Уметь: правильно и доказательно определять стилистическую принадлежность текста | Устное монологическое высказывание научного стиля на тему «Стили речи» | Индивидуальная работа по теме учебного исследования | |
7 | Р.Р. Изложение | Урок развития речи | Тема, основная мысль, план текста. Стиль и тип речи. Структура текста. Авторский стиль | Уметь: определять тему и основную мысль текста, составлять его план; писать изложение, сохраняя структуру текста и авторский стиль | Изложение | Индивидуальная работа по теме учебного исследования | |
8 | Употребление дефиса | Комбинированный урок | Дефис как орфографический знак. Условия написания дефиса в разных частях речи. Состав слов | Знать: условия написания дефиса в разных частях речи. Уметь: различать части речи, определять их состав; правильно и доказательно употреблять дефис в словах | Объяснительный диктант, тест | Упражнения учебника | |
9 | Слитное, полуслитное и раздельное написание наречий и соотносимых с ними словоформ других частей речи | Комбинированный урок | Условия слитного, полуслитного и раздельного написания наречий и соотносимых с ними словоформ других частей речи. Наречия и омонимичные части речи | Знать: условия слитного, полуслитного'и раздельного написания наречий и соотносимых с ними словоформ других частей речи. Уметь: отличать наречия от омонимичных частей речи и правильно их писать | Работа с дидакти- ческим матери- алом (по группам), предупредительный диктант | Упражнения учебника | |
10 | Контрольный диктант № 1 по теме «Повторение изученного в 5—7 классах» | Урок контроля знаний | Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы | Уметь: писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему | Диктант с грамматическим заданием | Задания нет | |
11 | Р.Р. Типы речи | Урок развития речи | Типы речи, их признаки | Знать: типы речи, их признаки. Уметь: определять тип речи предложенного текста | Анализ текста | Индивидуальная работа по теме учебного исследования | |
Синтаксис и пунктуация (83 ч) | |||||||
Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса (6 ч) | |||||||
12 | Словосочетание | Урок изучения нового материала | Синтаксис. Пунктуация. Словосочетание, его строение и грамматическое значение. Главное и зависимое слово в словосочетании. Смысловая и грамматическая связь слов в словосочетании. Виды словосочетаний (именные, глагольные, наречные). Типы подчин итель-ной связи слов в словосочетании (согласование, управление, примыкание). Схемы словосочетаний. Учебное исследование | Знать: понятие словосочетание; строение и грамматическое значение словосочетаний; виды словосочетаний по способу выражения главного слова; типы подчинительной связи слов в словосочетании. Уметь: вычленять словосочетания из предложений; находить главное и зависимое слово в словосочета-нии и определять способы их выражения; устанавливать смысловую и грамматичес-кую связь слов в словосочетании; сотав-лять схемы словосочетаний и подбирать словосочетания к готовым схемам | Словарный диктант | Упражнения учебника, ответить на вопросы учебника (по группам) | |
13 | Словосочетание | Урок-практикум | Объяснительный диктант, тест | Упражнения учебника | |||
14 | Предложение и его типы | Урок изучения нового материала | Предложение как основная единица языка, единица общения, средства выражения мысли, чувств, переживаний. Основные типы предложений. Грамматическая основа предложений. Интонация | Знать: понятие предложение; основные типы предложений. Уметь: распознавать и употреблять в речи предложения, разные по цели высказывания, интонации; находить грамматическую основу предложения | Распределитель- ный диктант | Упражнения учебника | |
15 | Предложение и его типы | Урок-практикум | Редактирование текста | Упражнения учебника, тест | |||
16 | Р.Р. Способы и средства связи предложений в тексте | Урок развития речи | Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. Учебное исследование | Знать: способы и средства связи предложений в тексте. Уметь: выполнять комплексный анализ текста | Комплексный анализ текста | Индивиду- альная работа по теме учебного ис- следования | |
17 | Р.Р. Контрольное изложение № 2. | Урок контроля знаний | Тема, основная мысль, план текста. Стиль и тип речи. Структура текста. Авторский стиль | Уметь: определять тему и основную мысль текста, составлять его план; писать изложение, сохраняя структуру текста и авторский стиль | Изложение | Задания нет | |
Простое предложение (1 ч) | |||||||
18 | Простое предложение. Интонация простого предложения | Урок изучения нового материала | Простое предложение. Строение простого предложения. Грамматическая основа. Схема простого предложения. Интонация, ее основные элементы (пауза, логическое ударение, мелодика, тон, темп, тембр голоса). Виды интонации (восходящая, нисходящая). Интонация как средство деления речевого потока на смысловые отрезки (речевые такты), выражения эмоциональности высказывания | Знать: строение простого предложения; понятие интонация; основные элементы и виды интонации. Уметь: находить грамматическую основу простых предложений и составлять их схемы; с помощью интонации членить речевой поток на смысловые отрезки, выражать эмоциональность высказываний | Объяснительный диктант | Упражнения учебника, составить схемы про- стых пред- ложений (по выбору учителя) | |
Двусоставное предложение (14 ч) | |||||||
ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (5 ЧАСОВ) | |||||||
19 | Подлежащее и спо- собы его выражения | Урок изучения Нового материала | Главные члены предложения. Подлежащее. Способы выражения подлежащего | Знать: понятия главные члены предложения, подлежащее; способы выражения подлежащего. Уметь: находить в предложениях подлежащее и определять способ его выражения; выполнять синтаксический разбор предложений и словосочетаний | Текущий контроль | Упражнения учебника, индивиду- альная работа по теме учебного ис- следования | |
20 | Сказуемое и способы его выражения | Урок изучения нового материала | Главные члены предложения. Сказуемое. Способы выражения сказуемого. Виды сказуемых (простое глагольное, составное глагольное, составное именное). Учебное исследование | Знать: понятие сказуемое; способы выражения сказуемого; виды сказуемых. Уметь: находить в предложениях сказуемое и определять его вид и способ выражения | Тест | Упражнения учебника, сос-тавить таблицу обобщающего характера «Ви-ды сказуемого» | |
21 | Тире между подлежащим и сказуемым | Урок изучения нового материала | Способы выражения подлежащего и сказуемого. Условия постановки тире между главными членами предложения | Знать: условия постановки тире между главными членами предложения. Уметь: определять способы выражения подлежащего и сказуемого и объяснять наличие или отсутствие тире между ними | Объяснительный диктант | Упражнения учебника, индивидуальная работа по теме учебного исследования | |
22 | Р.Р. Типы речи. Рассуждение на тему «Легко ли быть молодым?» | Урок развития речи | Типы речи, их признаки. Рассуждение. Языковой материал для сочинения | Знать: типы речи, их признаки; особенности работы над сочинением-рассуждением. Уметь: определять тип речи предложенного текста; самостоятельно составлять текст-рассуждение на заданную тему | Сочинение | Индивидуальная работа по теме учебного исследования | |
23 | Правила согласования главных членов предложения | Урок изучения нового материала | Способы выражения подлежащего и сказуемого. Правила согласования главных членов предложения | Знать: правила согласования главных членов предложения. Уметь: употреблять подлежащее и сказуемое в предложениях в нужной форме | Комплексный анализ текста | Упражнения учебника | |
24 | Контрольный диктант № 3 по теме «Словосочетание. Главные члены предложения». | ||||||
Второстепенные члены предложения (9 ч) | |||||||
25 | Определение | Урок изучения нового материала | Второстепенные члены предложения. Определение. Способы выражения определений. Смысловая и художественная функция определений. Согласование определения с определяемым словом | Знать: понятия второстепенные члены предложения, определение; способы выражения определений. Уметь: распознавать в предложении определения, подчеркивать их как как члены предложения и указывать способ выражения; определять смысловую и художественную функцию определений; согласовывать определение с определяемым словом | Словарный диктант, комплексный анализ текста | Упражнения учебника, ответить на вопросы учебника (индивидуально) | |
26 | Определение | Урок-практикум | Тест | Упражнения учебника, | |||
27 | Виды определений | Уроки изучения нового материала и закрепления знаний | Виды определений (согласованные и несогласованные). Приложение как особый вид определения. Условия употребления дефиса между приложением и определяемым словом | Знать: виды определений; понятие приложение; условия употребления дефиса между приложением и определяемым словом. Уметь: распознавать согласованные и несогласованные определения; объяснять наличие или отсутствие дефиса между приложением и определяемым словом | Объяснительный диктант | Упражнения учебника, индивидуальная работа с дидактическим материалом | |
28 | Дополнение | Урок изучения нового материала | Второстепенные члены предложения. Дополнение. Способы выражения дополнений. Приглагольное дополнение. Прямые и косвенные дополнения. Синтаксический разбор предложений. Употребление дополнений | Знать: понятия дополнение, приглагольное дополнение, прямые/ косвенные дополнения; способы выражения дополнений. Уметь: выделять дополнения вместе с теми словами, к которым они относятся; правильно ставить вопросы к дополнениям; подчеркивать дополнения как члены предложения и определять способ их выражения; различать прямые и косвенные дополнения; употреблять дополнения в устной и письменной речи в соответствии с нормами русского языка; выполнять синтаксический разбор предложений | Комплексный анализ текста | Упражнения учебника, индивидуальная работа с дидактическим материалом | |
29 | Обстоятельство | Урок изучения нового материала | Второстепенные члены предложения. Обстоятельство. Способы выражения обстоятельств. Разряды обстоятельств. Способы выражения обстоятельств. Разряды обстоятельств по значению. Синтаксический разбор предложений | Знать: понятие обстоятельство; способы выражения обстоятельств, разряды обстоятельств по значению. Уметь: выделять обстоятельства вместе с теми словами, к которым они относятся; правильно ставить вопросы к обстоятельствам, определять их значение и способ выражения; подчеркивать обстоятельства как члены предложения; выполнять синтаксический разбор предложений | Словарно-орфографическая работа | Упражнения учебника | |
30 | Контрольное сочинение № 4. | Урок контроля знаний | Тема сочинения. План сочинения. Материалы к сочинению | Уметь: писать сочинение на заданную тему; связно и последовательно излагать свои мысли | Сочинение | Задания нет | |
31 | Порядок слов в предложении. | Урок изучения нового материала | Порядок слов в предложении. Синтаксическое значение и стилистическая роль порядка слов. Прямой и обратный порядок слов | Знать: понятия порядок слов в предложении, прямой/обратный порядок слов; синтаксическое значение и стилистическую роль порядка слов. Уметь: с помощью порядка слов выделять наиболее важное слово в предложении; выразительно читать и анализировать текст | Комплексный анализ текста | Упражнения учебника | |
32 | Р.Р. Репортаж, его строение; языковые средства, характерные для репортажа. | Урок развития речи | Репортаж как жанр публицистики. Особенности репортажа, правила его построения, характерные языковые средства | Знать: особенности репортажа, правила его построения, характерные языковые средства. Уметь: самостоятельно писать изложение и выполнять творческое задание к нему | Изложение с творческим заданием | Индивидуальная работа по теме учебного исследования | |
Односоставные предложения (15 ч) | |||||||
33 | Виды односоставных предложений | Урок изучения нового материала | Односоставные и двусоставные предложения. Виды односоставных предложений. Использование односоставных предложений в разных стилях речи. Пунктуация в односоставных предложениях с осложняющими элементами | Знать: понятия односоставные/ двусос-тавные предложения; виды односоставных предложений. Уметь: различать односос-тавные и двусоставные предложения; определять виды односоставных предл-ожений; использовать односоставные предложения в разных стилях речи; правильно ставить знаки препинания в односоставных предложениях с ослож-няющими элементами | Комплексный анализ текста | Упражнения учебника, индивидуальная работа с дидактическим материалом | |
34 | Определенно-личные предложения | Урок изучения нового материала | Определенно-личные предложения. Значение, структурные особенности определенно-личных предложений, формы глагола-сказуемого в них. Определенно-личные предложения в разных стилях речи. Пунктуация в сложных предложениях, в состав которых входят определенно-личные предложения | Знать: понятие определенно-личные пред-ложения; значение и структурные особен-ности определенно-личных предложений, формы глагола-сказуемого в них. Уметь: распознавать определенно-личные пред-ложения и использовать их в речи; правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях, в состав которых входят определенно-личные предложения | Тест | Упражнения учебника | |
35 | Определенно-личные предложения | Урок-практикум | Сжатое изложение с использованием определенно-личных предложений | Упражнения учебника, индивидуальные задания | |||
36 | Р.Р. Сочинение в жанре репортажа | Урок развития речи | Репортаж как жанр публицистики. Особенности репортажа, правила его построения, характерные языковые средства | Знать: особенности репортажа, правила его построения, характерные языковые средства. Уметь: писать сочинение в жанре репортажа | Сочинение | Индивидуальная работа по теме учебного исследования | |
37 | Неопределенно-личные предложения | Урок изучения нового материала | Неопределенно-личные предложения. Значение, структурные особенности неопределенно-личных предложений, формы глагола-сказуемого в них. Неопределенно-личные предложения в разных стилях речи. Пунктуация в сложных предложениях, в состав которых входят неопределенно-личные предложения | Знать: понятие неопределенно-личные предложения; значение, структурные особенности неопределенно-личных пред-ложений, формы глагола-сказуемого в них. Уметь: распознавать неопределенно-лич-ные предложения и использовать их в ре-чи; правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях, в состав которых входят неопределенно-личные предложения | Объяснительный диктант | Упражнения учебника | |
38 | Обобщенно-личные предложения | Урок изучения нового материала | Обобщенно-личные предложения. Значение, структурные особенности, сфера употребления обобщенно-личных предложений, формы глагола-сказуемого в них. Обобщенно-личные предложения в разных стилях речи. Пунктуация в сложных предложениях, в состав которых входят обобщенно-личные предложения | Знать: понятие обобщенно-личные пред-ложения; значение, структурные особен-ности, сферу употребления обобщенно-личных предложений, формы глагола-сказуемого в них. Уметь: распознавать обобщенно-личные предложения и использовать их в речи; правильно ставить знаки препинания в сложных предложе-ниях, в состав которых входят обобщенно-личные предложения | Сочинение-миниатюра с использованием обобщенно-личных предложений | Упражнения учебника, индивидуальные задания | |
39 | Р.Р. Контрольное изложение № 5. | Урок контроля знаний | Тема, основная мысль, план текста. Стиль и тип речи. Структура текста. Авторский стиль | Уметь: определять тему и основную мысль текста, составлять его план; писать изложение, сохраняя структуру текста и авторский стиль | Изложение | Задания нет | |
40 | Безличные предложения | Урок изучения нового материала | Безличные предложения. Значение, структурные особенности безличных предложений, способы выражения сказуемого в них. Безличные предложения в разных стилях речи. Пунктуация в сложных предложениях, в состав которых входят безличные предложения | Знать: понятие безличные предложения; значение, структурные особенности, сферу употребления безличных предложений, способы выражения сказуемого в них. Уметь: распознавать безличные предложе-ния и использовать их в речи; правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях, в состав которых входят безличные предложения | Сжатое изложение с использованием безличных предложений | Упражнения учебника | |
41 | Назывные предложения | Урок изучения нового материала | Назывные предложения. Значение, структурные особенности назывных предложений, способ выражения грамматической основы в них. Назывные предложения в поэзии | Знать: понятие назывные предложения; значение, структурные особенности назывных предложений, способ выражения грамматической основы в них. Уметь: распознавать назывные предложения; определять роль назывных предложений в художественных текстах | Объяснительный диктант | Упражнения учебника | |
42 | Р.Р. Сочинение по картине А.Л. Рябушкина «Московская девушка XVII века» | Урок развития речи | Биографические сведения о художнике А.П. Рябушкине. Творческая история картины «Московская девушка XVII века». Стиль и тип речи. Языковой материал для сочинения по картине. Употребление разных видов односоставных предложений | Знать: биографические сведения о художнике А.П. Рябушкине и творческую историю картины «Московская девушка XVII века» (кратко). Уметь: писать сочинение по картине с использованием разных видов односоставных предложений | Сочинение | Индивидуальная работа по теме учебного исследования | |
43 | Неполные предложения | Урок изучения нового материала | Полные и неполные предложения. Синонимическая замена неполных предложений полными. Опущение членов предложения. Отличие неполных предложений от полных предложений с нулевой связкой, обобщенно-личных и назывных предложений. Роль неполных предложений в художественных текстах. Использование неполных предложений в разговорной речи. Тире в неполных предложениях | Знать: понятия полные/неполные предложения. Уметь: различать полные и неполные предложения; выполнять синонимическую замену неполных предложений полными; отличать неполные предложения от полных предложений с нулевой связкой, обобщенно-личных и назывных предложений; определять роль неполных предложений в художественных текстах; использовать неполные предложения в разговорной речи; правильно и обоснованно ставить тире в неполных предложениях | Словарный диктант | Упражнения учебника | |
44 | Неполные предложения | Урок закрепления знаний | Комплексный анализ текста | Упражнения учебника, индивидуальная работа по теме учебного исследования | |||
45 | Р.Р. Комплексный анализ текста | Урок-практикум | Текст как основная дидактическая единица. Тема и основная мысль текста. Стиль и тип речи. Стилистические признаки в тексте. Принцип деления текста на части. План текста | Уметь: выразительно читать текст, определять его тему, основную мысль, стиль и тип речи; указывать стилистические признаки в тексте; составлять план текста | Комплексный анализ текста | Индивидуальное задание (редактирование текста) | |
46 | Обучающий тест по теме «Простое предложение» | Урок-практикум | Простое предложение. Грамматическая основа предложения. Второстепенные члены предложения. Виды простых предложений | Знать: теоретический материал по теме «Простое предложение» | Тест | Упражнения учебника, индивидуальная работа по теме учебного исследования | |
47 | Контрольный диктант № 6 по теме «Простое предложение» | Урок контроля знаний | Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы | Уметь: писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему | Диктант с грамматическим заданием | Задания нет | |
Простое осложненное предложение (41 ч) | |||||||
Предложения с однородными членами (12 ч) | |||||||
48 | Какие члены предложения являются однородными | Урок изучения нового материала | Предложения с однородными членами. Признаки однородных членов. Способы выражения сочинительной связи между однородными членами. Интонация перечисления. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Ряды однородных членов. Однородные члены - один из приемов выразительности речи | Знать: понятие однородные члены предло-жения; признаки однородных членов; спо-собы выражения сочинительной связи между однородными членами. Уметь: рас-познавать однородные члены в предлож-ении и указывать средства сочинительной связи между ними; определять, какие члены предложения являются однород-ными; соблюдать перечислительную интонацию при чтении предложений с однородными членами и правильно рас-ставлять в них знаки препинания; находить ряды однородных членов; анализируя тексты, определять роль однородных членов в речи | Комплексный анализ текста | Упражнения учебника | |
49 | Какие члены предложения являются однородными | Урок-практикум | Тест | Упражнения учебника, индивидуаль- ная работа с дидактическим материалом | |||
50 | Как связаны между собой однородные члены предложения | Урок изучения нового материала | Интонация перечисления и сочинительные союзы как способы выражения сочинительной связи между однородными членами предложения. Группы сочинительных союзов по значению. Пунктуация в предложениях с однородными членами, связанными и не связанными союзами. Схемы предложений с однородными членами. Учебное исследование | Знать: способы выражения сочинительной связи между однородными членами предложения; группы сочинительных союзов по значению. Уметь: распознавать однородные члены в предложении и указывать средства сочинительной связи между ними; соблюдать перечислительную интонацию при чтении предложений с однородными членами и правильно расставлять в них знаки препинания; составлять схемы предложений с однородными членами | Объяснительный диктант | Упражнения учебника, индивидуальная работа с дидактическим материалом | |
51, 52 | Как связаны между собой однородные члены предложения | Комбинированные уроки | Тест | Упражнения учебника | |||
53 | Р.Р. Статья в газету | Урок развития речи | Статья — один из жанров публицистики. Задача статьи в газету, ее строение, особенности, характерные языковые средства. Правила работы над статьей в газету | Знать: понятие статья в газету; задачу статьи в газету, ее строение, особенности, характерные языковые средства; правила работы над статьей в газету. Уметь: анализировать и редактировать тексты газетных статей; отбирать материал для газетной статьи; работать над созданием статьи в газету | Творческая работа | Индивидуальная работа по теме учебного исследования | |
54 | Однородные и неоднородные определения | Урок изучения нового материала | Однородные и неоднородные определения. Признаки однородности. Запятая между однородными определениями | Знать: понятия однородные/неоднородные определения; признаки однородности. Уметь: различать однородные и неоднородные определения; разделять однородные определения на письме запятой | Объяснительный диктант | Упражнения учебника, | |
55 | Однородные и неоднородные определения | Урок закрепления знаний | Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему | Упражнения учебника, индивидуальная работа по теме учебного исследования | |||
56 | Р.Р. Контрольное сочинение № 7. | Урок контроля знаний | Тема сочинения. План сочинения. Материалы к сочинению | Уметь: писать сочинение на заданную тему; связно и последовательно излагать свои мысли | Сочинение | Задания нет | |
57 | Обобщающие слова при однородных членах предложения | Урок изучения нового материала | Однородные члены предложения. Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих словах. Предложения с обобщающими словами при однородных членах и предложения с именными составными сказуемыми. Схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах. Учебное исследование | Знать: понятие обобщающее слово; правила пунктуации в предложениях с обобщающими словами при однородных членах. Уметь: находить обобщающие слова при однородных членах предложения; правильно ставить знаки препинания при обобщающих словах; составлять схемы предложений с обобщающими словами; различать предложения с обобщающими словами при однородных членах и предложения с именными составными сказуемыми | Комплексный анализ текста | Упражнения учебника, индивидуальная работа с дидактическим материалом | |
58 | Обобщающие слова при однородных членах предложения | Урок-практикум | Тест | Упражнения учебника | |||
59 | Р.Р. Изложение «Что значит быть воспитанным?» | Урок развития речи | Тема, основная мысль, план текста. Стиль и тип речи. Структура текста. Авторский стиль | Уметь: определять тему и основную мысль текста, составлять его план; писать изложение, сохраняя структуру текста и авторский стиль | Изложение | Индивидуальная работа по теме учебного исследования | |
60 | Р.Р. Контрольное диктант № 8 по теме «Однородные члены предложения» | Урок контроля знаний | Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы | Уметь: писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему | Диктант с грамматическим заданием | Задания нет | |
Предложения с обращениями, вводными конструкциями и междометиями (15 ч) | |||||||
61 | Предложения с обращениями | Урок изучения нового материала | Обращение, его особенности. Звательная интонация предложений с обращениями. Знаки препинания при обращении. Роль обращений в речи. Учебное исследование | Знать: понятие обращение; особенности обращения. Уметь: находить в предложениях обращения; разграничивать обращения и члены предложения; читать предложения с обращениями, соблюдая их интонационную особенность; правильно ставить знаки препинания при обращениях; определять роль обращений в речи | Объяснительный диктант | Упражнения учебника, индивидуальная работа с дидактическим материалом | |
62 | Предложения с обращениями | Урок-практикум | Тест | Упражнения учебника | |||
63 | Р.Р. Портретный очерк. Общее представление о жанре | Урок развития речи | Очерк как один из жанров публицистики. Портретный очерк, его особенности. Составные части портретного очерка | Знать: понятия очерк, портретный очерк; особенности портретного очерка, его составные части. Уметь: отличать портретный очерк от текстов других жанров; анализировать тексты, написанные в жанре портретного очерка, и составлять их самостоятельно | Творческая работа | Индивидуальная работа по теме учебного исследования | |
64, 65 | Предложения с вводными конструкциями | Уроки изучения нового материала и закрепления знаний | Вводные конструкции (слова, сочетания слов, предложения). Интонация вводности. Пунктуация в предложениях с вводными конструкциями. Группы вводных слов по значению. | Знать: понятие вводные конструкции; группы вводных слов по значению. Уметь: читать предложения с вводными конструкциями, соблюдая их интонационную особенность; расставлять знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями; выполнять синонимическую замену | Объяснительный диктант | Упражнения учебника, индивидуальная работа с дидактическим материалом | |
66,67 | Предложения с вводными конструкциями | Комбинированные уроки | Синонимическая замена сложных предложений предложениями с вводными конструкциями. Синтаксический разбор предложений | сложных предложений предложениями с вводными конструкциями | Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему | Упражнения. учебника, индивидуальная работа с дидактическим материалом | |
68 | Р.Р. Контрольное изложение № 9. | Урок контроля знаний | Тема, основная мысль, план текста. Стиль и тип речи. Структура текста. Авторский стиль | Уметь: определять тему и основную мысль текста, составлять его план; писать изложение, сохраняя структуру текста и авторский стиль | Изложение | Задания нет | |
69 70 | Предложения с вставными конструкциями Предложения с междометиями и словами да, нет | Уроки изучения нового материала и закрепления знаний | Вставные конструкции (предложения, словосочетания). Интонация предложений с вставными конструкциями. Выделение вставных конструкций на письме знаками препинания. Учебное исследование | Знать: понятие вставные конструкции. Уметь: читать предложения с вставными конструкциями, соблюдая их интонационную особенность; расставлять знаки препинания в предложениях с вставными конструкциями | Комментированное письмо | Упражнения учебника Упражнения учебника | |
Урок изучения нового материала | Междометия. Знаки препинания в предложениях с междометиями и словами да, нет. Интонационное выделение междометий. Роль слова да в предложениях (частица, союз, утвердительное слово) | Знать: понятие междометие; правила пунктуации в предложениях с междометиями и словами да, нет. Уметь: правильно расставлять знаки препинания в предложениях с междометиями и словами да, нет; при чтении предложений выделять междометия интонацией; определять роль слова да в предложениях | Объяснительный диктант | ||||
71 | Обучающий тест по теме «Простое осложненное предложение» | Урок-практикум | Простое осложненное предложение. Пунктуация в предложениях с осложняющими элементами | Знать: теоретический материал по теме «Простое осложненное предложение». Уметь: применять полученные знания, умения, навыки на практике | Тест | Индивидуальная работа по теме учебного исследования | |
72 | Р.Р. Комплексный анализ текста | Урок-практикум | Текст как основная дидактическая единица. Тема и основная мысль текста. Стиль и тип речи. Стилистические признаки в тексте. Принцип деления текста на части. План текста | Уметь: выразительно читать текст, определять его тему, основную мысль, стиль и тип речи; указывать стилистические признаки в тексте; составлять план текста | Комплексный анализ текста | Индивидуальное задание (редактирование текста) | |
73 | Контрольный диктант № 10 по теме «Простое осложненное предложение» | Урок контроля знаний | Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы | Уметь: писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему | Диктант с грамматическим заданием | Индивидуальная работа по теме учебного исследования | |
74 | Анализ контрольного диктанта | Урок коррекции знаний | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. Грамматические разборы | Уметь: выполнять работу над ошибками, допущенными в контрольном диктанте и грамматическом задании к нему | Работа над ошибками | Индивидуальные задания | |
Предложения с обособленными членами (14 ч) | |||||||
75 | Обособление второстепенных членов предложения | Урок изучения нового материала | Обособление. Группы обособленных членов предложения. Признаки обособленных второстепенных членов предложения. Выделительная интонация. Выделение обособленных членов на письме запятыми. Роль обособленных членов предложения в тексте. Учебное исследование | Знать: понятие обособление; группы обособленных членов предложения; признаки обособленных второстепенных членов предложения. Уметь: находить обособленные члены, выделять их интонационно при чтении предложений и запятыми на письме; выполнять синонимическую замену обособленных членов; на конкретных примерах объяснять роль однородных членов в тексте | Текущий контроль | Упражнения учебника | |
76 | Обособленные определения и приложения | Урок изучения нового материала | Обособление. Условия обособления определений и приложений. Интонационное выделение обособленных определений и приложений. Знаки препинания при обособленных членах. Роль обособленных определений и приложений в речи. Учебное исследование | Знать: условия обособления определений и приложений. Уметь: разграничивать обособленные и необособленные определе-ния и приложения; при чтении предложе-ний выделять обособленные определения и приложения интонацией; правильно ста-вить знаки препинания при обособленных членах; на конкретных примерах показывать роль обособленных определений и приложений в речи | Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему | Упражнения учебника | |
77, 78 | Обособленные определения и приложения | Комбинированные уроки | Тест, объяснительный диктант | Упражнения учебника | |||
79 | Р.Р. Подготовка к контрольному сочинению в жанре портретного очерка | Урок развития речи | Жанровые признаки и правила построения портретного очерка, характерные языковые средства. Материал для сочинения | Знать: жанровые признаки и правила построения портретного очерка, характерные языковые средства. Уметь: подбирать материал для сочинения в жанре портретного очерка | Словарно-орфогра-фическая работа | Составить план сочинения | |
80 | Р.Р. Контрольное сочинение № 11 | Урок контроля знаний | Тема сочинения. План сочинения. Материалы к сочинению | Уметь: писать сочинение на заданную тему; связно и последовательно излагать свои мысли | Сочинение | Задания нет | |
81 | Обособленные обстоятельства | Урок изучения нового материала | Способы выражения обстоятельств. Условия обособления обстоятельств. Синтаксический разбор предложений. Интонационное выделение обособленных обстоятельств. Знаки препинания при обособленных членах. Роль обособленных обстоятельств в речи. Ошибки, связанные с употреблением обособленных обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами. Грамматические разборы. Учебное исследование | Знать: способы выражения обстоятельств; условия обособления обстоятельств. Уметь: разграничивать обособленные и необособленные обстоятельства; при чтении предложений выделять обособленные обстоятельства интонацией; пра-вильно ставить знаки препинания при обособленных членах; на конкретных примерах показывать роль обособленных обстоятельств в речи; предупреждать ошибки, связанные с употреблением обособленных обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами; выполнять синтаксический разбор предложений | Объяснительный диктант | Упражнение учебника | |
82, 83 | Обособленные обстоятельства | Комбинированные уроки | Тест | Упражнение учебника | |||
84 | Уточняющие члены предложения | Урок изучения нового материала | Уточняющие члены предложения. Виды уточняющих членов. Признаки уточняющих членов. Знаки препинания при уточняющих членах. Интонационное выделение уточняющих членов. Предложения с уточняющими обстоятельствами и однородными и неоднородными обстоятельствами. Учебное исследование | Знать: понятие уточняющие члены предложения; виды уточняющих членов; признаки уточняющих членов. Уметь: распознавать уточняющие члены предло-жения; различать предложения с уточняющими обстоятельствами и однород-ными и неоднородными обстоятельствами; распространять предложения уточняющими обстоятельствами места и времени; выделять уточняющие члены предложения интонацией в устной речи и знаками препинания на письме | Сочинение-описание | Упражнения учебника, индивидуальная работа с дидактически материалом | |
85 | Уточняющие члены предложения | Урок закрепления знаний | Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему | Упражнения учебника, индивидуаль- ная работа с дидактическим материалом | |||
86 | Контрольный диктант № 12 по теме «Предложения с обособленными и уточняющими членами» | Урок контроля знаний | Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы | Уметь: писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему | Диктант с грамматическим заданием | Задания нет | |
87 | Деловая игра «Мы выпускаем газету» | Урок развития речи | Жанровые особенности статьи в газету и репортажа. Стиль и тип речи текстов газетных статей, характерные языковые средства. Предложения с обособленными членами | Знать: жанровые особенности статьи в газету и репортажа; стиль и тип речи текстов газетных статей, характерные языковые средства. Уметь: работать над созданием газеты по разделу русского языка «Предложения с обособленными членами» | Творческая работа | Индивидуальная работа по теме учебного исследования | |
88 | Р.Р. Контрольное изложение № 13. Статья из газеты. | Урок развития речи | Жанровые особенности статьи в газету и репортажа. Стиль и тип речи текстов газетных статей, характерные языковые средства. Предложения с обособленными членами | Знать: жанровые особенности статьи в газету и репортажа; стиль и тип речи текстов газетных статей, характерные языковые средства. Уметь: работать над созданием газеты по разделу русского языка «Предложения с обособленными членами» | Изложение | Индивидуальная работа по теме учебного исследования | |
Прямая и косвенная речь (6 ч) | |||||||
89 | Прямая и косвенная речь. Способы передачи чужой речи | Урок изучения нового материала | Способы передачи чужой речи на письме. Прямая речь. Косвенная речь. Структура предложений с прямой и косвенной речью. Знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью | Знать: способы передачи чужой речи в письменном тексте (прямая и косвенная речь); структуру предложений с прямой и косвенной речью. Уметь; различать пря-мую и косвенную речь; правильно расставлять знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью | Объяснительный диктант | Упражнения учебника, индивидуальная работа по теме учебного исследования | |
90 | Прямая речь | Урок изучения нового материала | Прямая речь как способ передачи чужой речи в письменном тексте. Структура предложений с прямой речью. Место слов автора по отношению к прямой речи. Глаголы говорения, которые вводят прямую речь в предложение. Знаки препинания при прямой речи. Схемы предложений с прямой речью. Предложения с прямой речью в художественном тексте | Знать: понятие прямая речь; структуру предложений с прямой речью. Уметь: находить предложения с прямой речью; разграничивать прямую речь и слова автора; указывать глаголы говорения, которые вводят прямую речь в предложе-ние; ставить знаки препинания при прямой речи; составлять схемы предложений с прямой речью и предложения по схемам | Объяснительный диктант | Упражнения учебника, индивидуальная работа по теме учебного исследования | |
91 | Р.Р. Контрольное сочинение № 14 по картине Б.М. Кустодиева «Портрет Ф.И. Шаляпина» | Урок развития речи | Биографические сведения о художнике Б.М. Кустодиеве. Творческая история картины «Портрет Ф.И. Шаляпина». Стиль и тип речи. Языковой материал для сочинения по картине. Употребление разных видов односоставных предложений | Знать: биографические сведения о художнике Б.М. Кустодиеве и творческую историю картины «Портрет Ф.И. Шаляпина» (кратко). Уметь: самостоятельно писать сочинение по картине, употребляя в нем разные виды односоставных предложений | Сочинение | Индивидуальная работа по теме учебного исследования | |
92 | Косвенная речь | Урок изучения нового материала | Косвенная речь как способ передачи чужой речи в письменном тексте. Структура предложений с косвенной речью. Лицо глаголов говорения. Знаки препинания при косвенной речи. Схемы предложений с косвенной речью. Предложения с косвенной речью в художественном тексте | Знать: понятие косвенная речь; структуру предложений с косвенной речью. Уметь: разграничивать прямую речь и косвенную; определять формы лица глаголов говоре-ния, которые вводят косвенную речь в предложение; ставить знаки препинания при косвенной речи; составлять схемы предложений с косвенной речью и предложения по схемам | Объяснительный диктант | Упражнение учебника | |
93 | Диалог | Урок изучения нового материала | Диалог. Структура диалога. Реплика. Правила оформления диалогов. Диалоги в художественных текстах. Обращения и вводные слова | Знать: понятия диалог, реплика; структуру диалога; правила оформления диалогов. Уметь: определять, сколько человек участ-вует в диалоге; записывать и пунктуационно оформлять реплики диалога; составлять по схемам свой диалог, употребляя в нем обращения и вводные слова | Творческие задания | Упражнения учебника, индивиду- альная работа по теме учебного ис- следования | |
94 | Цитаты и их оформление на письме | Урок изучения нового материала | Цитата. Способы цитирования. Оформление цитат на письме. Пунктуация при цитировании. Сообщение по теме учебного исследования «Когда цитаты заключаются в кавычки» | Знать: понятие цитата; способы цитирования; правила оформления цитат на письме. Уметь: вводить в речь цитаты и правильно ставить знаки препинания при цитировании | Объяснительный диктант | Упражнения учебника | |
ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-8 КЛАССАХ (8 ч) | |||||||
95, 96, 97, 98 | Повторение и обобщение изученного в 5—8 классах | Комбинированные уроки | Орфография. Синтаксис простого предложения. Пунктуация. Грамматические разборы. Учебное исследование | Знать: теоретический материал по разделам русского языка, изученный в 5—8 классах. Уметь: применять на практике полученные знания, умения, навыки | Объяснительный диктант, грамма-тические разборы, творческие зада-ния, комплексный анализ текста, словарно-орфог-рафическая работа | Упражнения учебника, индивидуальные задания | |
99 | Итоговый контрольный диктант | Урок контроля знаний | Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы | Уметь: писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему | Диктант с грамматическим заданием | Задания нет | |
100 | Анализ контрольного диктанта | Урок коррекции знаний | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. Грамматические разборы | Уметь: выполнять работу над ошибками, допущенными в контрольном диктанте и грамматическом задании к нему | Работа над ошибками | Индивидуальные задания | |
101 102 | Резервный урок |
- ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ:
- Обучение русскому языку в 8 классе: методические рекомендации к учебнику 8 класса / Под ред. М.М. Разумовской. – М.: Дрофа, 2008.
- Русский язык 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Под ред М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2008.
- Финтисова О.А. Уроки русского языка в 5 класс: поурочные планы (по программе Разумовской М.М.). – Волгоград: Учитель, 2006.
- Е.П. Петрухина. Поурочные разработки по русскому языку. М. «Экзамен». 2008 г.
- В.В. Львов. Поурочное планирование. К учебнику под редакцией М.М. Разумовской. 5-9 классы. М. Дрофа. 2004 г.
- Н.А. Репина. Поурочные разработки к учебнику под редакцией М.М.Разумовской «Русский язык. 8 класс», М. Дрофа, 2007 г.
- Е.А. Влодавская. Поурочные разработки по русскому языку к учебнику М.М. Разумовской «Русский язык. 8 класс», Экзамен. 2007 г.
- И.В. Миловидова. Тесты по русскому языку к учебнику М.М. Разумовской «Русский язык. 8 класс» М. Экзамен, 2007 г.
- А.Б. Малюшкин. Тестовые задания по русскому языку. 8 класс. М. Творческий центр «Сфера» 2008 г.
- А.Б. Малюшкин. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 8 класс. М. Творческий центр «Сфера» 2010 г.
- ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ЗА КУРС 8 КЛАССА:
К концу 8 класса учащиеся должны владеть следующими умениями:
Анализ текста. Находить в молодежных газетах проблемные репортажи, портретные очерки, определять их тему и основную мысль, оценивать в этом контексте заголовок. Находить в тексте статьи, репортажа, портретного очерка фрагменты, представляющие собой повествование, разные виды рассуждения и описания, определять их роль в данном жанре; находить характерные для публицистического стиля языковые и речевые средства воздействия на читателя.
Воспроизведение текста. Создавать на основе исходного авторского текста вторичное высказывание, отражая в нем свое понимание проблематики текста и позиции автора, давать письменный анализ текста — стилистический, типологический, включая анализ характерных для стиля и типа речи выразительных средств языка. Пересказывать (устно и письменно) тексты указанных выше жанров, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста.
Создание текста. Вести репортаж (устно и письменно) о школьной жизни (например, с урока или с большой перемены), об открытии (посещении) памятника истории и культуры, о каком-либо интересном событии, спортивном мероприятии; писать сочинения о человеке (литературном герое, знакомом, о себе), писать статью в школьную или местную газету.
Совершенствование написанного. Добиваться полного соответствия отбора содержания и языковых средств коммуникативной задаче. Повышать выразительность речи, уместно используя характерные для публицистики средства языка: выразительную газетную лексику и фразеологию, экспрессивный синтаксис: именительный темы, расчлененные предложения (парцелляцию), риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответную форму изложения, ряды однородных членов с парным соединением, многосоюзие, перечислительные ряды со значением градации, контрастные сопоставления и противопоставления, двойное отрицание и другие экспрессивные конструкции.
• по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения;
• по морфемике и словообразованию: опираться на словообразовательный анализ при определении лексического значения, морфемного строения и написания слов разных частей речи;
• по лексике и фразеологии: разъяснять значение слов социальной тематики, правильно их употреблять; пользоваться толковым словарем;
»по морфологии: распознавать изученные в 5—7 классах части речи и их формы; соблюдать литературные нормы при образовании и употреблении слов; пользоваться грамматико-орфогра-фическим словарем;
«по орфографии: правильно писать слова со всеми изученными в 5—7 классах орфограммами, слова специальной тематики с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами;
• по синтаксису: правильно строить и употреблять словосочетания изученных видов; различать простые предложения разных видов; употреблять односоставные предложения в речи с учетом их специфики и стилистических свойств;
уместно употреблять предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями; правильно строить и употреблять предложения с обособленными членами; правильно использовать в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной; интонационно правильно произносить и выразительно читать простые предложения изученных синтаксических конструкций;
• по пунктуации: находить пунктограммы и простом предложении и обосновывать постановку соответствующих знаков препинания с помощью изученных в 8 классе пунктограмм; правильно ставить знаки препинания во всех изученных случаях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочие программы класс(география)
рабочие программы 5-9 класс(2019)...
Рабочие программы класс(обществознание )
рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...
рабочая программа класса предшкольной подготовки
рабочая программа класса предшкольной подготовки...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...