Подготовка к ЕГЭ частьС (сочинение - рабочий материал)
методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме
Даны две формы подготовки к ЕГЭ часть С(сочинение).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_k_vypolneniyu_chasti_s_praktikum_na_temu_patrioticheskogo_vospitaniya.docx | 26.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовка к выполнению части С. Практикум на тему патриотического воспитания
Текст 1
1 Для меня ясно одно: главные участники истории- это Люди и Время. 2. Не забывать Время – это значит не забывать людей, не забывать Людей – значит не забывать Время. 3. Количество дивизий, участвовавших в том или ином сражении, со скрупулезной точностью подсчитывают историки. 4. Однако они не смогут подслушать разговор в окопе перед танковой атакой, увидеть страдания и слезы в глазах восемнадцатилетней девушки – санинструктора, умирающей в полутьме полуразрушенного блиндажа, вокруг которого гудят прорвавшиеся немецкие танки, ощутить треск пулеметной очереди, убивающей жизнь.
.5 Нам было тогда по двадцать лет. 6. Мы мечтали вернуться в тот солнечный довоенный мир, где солнце казалось нам праздничным солнцем, встающим над землей изо дня в день по своей непреложной закономерности; трава была травой, предназначенной для того, чтобы расти; фонари – для того, чтобы освещать сухой апрельский тротуар, вечернюю толпу гуляющих, в которой идешь и ты, восемнадцатилетний, загорелый, сильный. 7. Все ливни проходили над твоей головой, и ты озорно рад блеску молний и раскату грома; все улыбки в том времени предназначались тебе, все смерти и слезы были чужими… 8. Весь мир, прозрачно - лучезарный, лежал у твоих ног ранним голубым апрелем, обогревая добротой, радостью, ожиданием любви.9. Там, позади, не было ожесточенной непримиримости, везде была разлита зеленовато- светлая акварель в воздухе; и не было жестких черных красок.10. За долгие четыре года войны, чувствуя близ своего плеча огненное дыхание смерти, молча проходя мимо свежих бугорков с надписями химическим карандашом на дощечках, мы не утратили в себе прежний мир юности, но мы повзрослели на двадцать лет и, мнилось, прожили их так подробно, так насыщенно, что этих лет хватило бы на жизнь двум поколениям.
11. Мы узнали, что мир прочен и зыбок. 12. Мы узнали, что солнце может не взойти утром, потому что его блеск, его тепло способна уничтожить бомбежка, когда горизонт тонет в черно- багровой занавесе дыма.
13.Порой мы ненавидели солнце- оно обещало летную погоду и, значит, косяки пикирующих на траншеи «юнкерсов». 14. Мы узнали, что солнце может ласково согревать не только летом, но и в жесточайшие январские морозы, вместе с тем равнодушно и беспощадно обнажать своим светом во всех деталях недавнюю картину боя, развороченные прямым попаданием орудия, тела убитых, которых ты минуту назад называл по имени. 15. Мы узнавали мир вместе с человеческим мужеством и страданиями.
16. Время уже тронула память: потускнели детали, полузабыты лица погибших… 17.При вспышках праздничных ракет над крышами домов из горла не рвется невольный крик:»Ложись!»18.Уже привычно не выискиваешь взглядом место на углу, возле аптеки или универмага (место для огневой позиции с широким сектором обстрела).
19 Долгожданный мир (мы шли к нему четыре года) прочно вошел в сознание – мир с блеском утреннего солнца на мостовых с шелестом переполненных по вечерам троллейбусов и уютной на рассвете возней голубей на карнизах.
( По Ю. Бондареву )
Задания
1.Какие проблемы не поднимаются автором текста?
Проблема влияния природы на человека
Проблема исторической памяти.
Проблема мужества и стойкости человека на войне.
Проблема войны и мира.
Проблема солдатской судьбы.
Справка
Основная проблема – это та, которая стала объектом раздумий автора; над которой он в основном размышляет; к которой он неоднократно возвращается; по которой отчетливо заявлена авторская позиция.
2 Выберите из предложенных вариантов вступлений те, которые сообщают об основной проблеме исходного текста.
Правда о войне – это предельная достоверность. Война – это разрушение, гибель ни в чем не повинных людей. Война отнимала и любовь, и надежды, и жизни – она не жалела ни молодости, ни нежности, ни высоких чувств, ни гения.
Ю. Бондарев говорит о том, что у его поколения не было мирной юности, но границы мужества, любви и человечности этого поколения не имеют пределов во времени.
Иногда я вижу, как дети играют в войну; в их понимании война – это не горе, не огонь, это лишь романтика и подвиги. У детей нет той памяти – опыта, что отличает их от взрослых. Память – это душевный и жизненный опыт, страстная любовь к жизни.
«…Час мужества пробил на наших часах, и мужество нас не покинет,» - строки А.А Ахматовой. Благодаря несгибаемому мужеству и подвигу советского солдата, одержана победа над фашизмом. Война – противное человеческому разуму событие. Но на передовой рядом с мужчинами воевали и женщины. Женщина на войне – это самое невероятное, несочетаемое сочетание явлений.
Человек – это нить, протянувшаяся через года, мельчайшая нервная клеточка истории, по которой, если ее выделить и рассмотреть отдельно, можно многое рассказать о том периоде времени, в котором он жил.
В тяжелых условиях войны человек должен всегда оставаться человеком в любой ситуации. Важно сохранить такие качества, как доброта, человечность , заботливость, преданность Отчизне.
3 Вычеркните из предложенных характеристик проблемы то определение, в котором в данном случае неверно.
Острая
Важная
Животрепещущая
Спорная
Актуальная
Серьезная
4 Найдите орфографические и пунктуационные ошибки в комментарии к основной проблеме текста.
Актуальность этой нравственной проблемы не вызывает сомнений. Силу духа автор показывает на разных примерах «девушка – санинструктор, умирающая в полутьме…», живые хоронят мертвых не оставляя их брошеными на поле боя оставляя на дощечках имена погибших таварищей. Человек в любых условиях должен оставатся человеком.
Прокомментируйте следующее предложение:
(10) За долгие четыре года войны…мы не утратили в себе прежний мир юности…
5. Выберите из списка произведений те, в которых говорится о мужестве и стойкости человека на войне.
1 Б Васильев « В списках не значился»
2 М. Шолохов « Судьба человека»
3 М. Булгаков «Мастер и Маргарита»
4 Б. Васильев « А зори здесь тихие»
5 И. Тургенев « Отцы и дети»
6. Написать, как Ю. Бондарев выражает свое отношение к изображаемому, ответив на следующие вопросы:
– какие понятия рассматривает автор;
– к какой категории относится избранная автором проблема;
– насколько она злободневна в наши дни;
– как автору удалось привлечь к ней внимание читателя;
Обратите внимание!
В комментарии не должно быть пересказа исходного текста или любой его части.
Рассуждения всех проблем текста.
Комментариев о действиях героев текста.
Общих рассуждений о тексте: ведь вам нужно прокомментировать одну из проблем!
7.Выразите свое мнение по проблеме исходного текста, аргументируйте его, используя читательский опыт.
8 Указать предложения с нарушением синтаксической нормы.
1 Это произведение Василя Быкова я прочитал летом, посвященное Великой Отечественной войне.
1Те, кто думает, что хорошие манеры существуют в отрыве от реальной жизни, ошибаются.
2 Из всех, кто играл в спектакле, на меня особое впечатление произвел Андрей Миронов.
Те, кто стремится к своей цели, достойны уважения.
9 Определить, какие тропы использует автор, показывая довоенное мироощущение молодых людей:
« все улыбки в том времени предназначались тебе»(7);
« мир, прозрачно- лучезарный» (8);
А такой прием, как в предложении (10): «…мы не утратили в себе прежний мир юности, но мы повзрослели на двадцать лет и, мнилось, прожили их так подробно, так насыщенно, что этих лет хватило бы на жизнь двум поколениям», помогает ярко и лаконично рассказать о драматической судьбе поколения.
( гипербола, эпитет, противопоставление)
10. Определите, в какой композиционной части сочинения можно использовать следующие предложения:
Белорусская писательница С. Алексиевич создала документальную повесть « У войны не женское лицо», записав воспоминания женщин, прошедших войну. Собранные рассказы рисуют облик войны, обвиняют фашизм в том, что «…женщине пришлось стать солдатом», в том, что « женщина убивала»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Упражнения, направленные на подготовку учащихся к написанию сочинения-рассуждения (часть С ЕГЭ)
Работа с текстом в 11 классе....
Подготовка к ЕГЭ частьС ( сочинение - рабочий материал)
Даны две формы подготовки к ЕГЭ часть С(сочинение)....
«МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ. НАПИСАНИЕ СОЧИНЕНИЯ ПО ПРОЧИТАННОМ ТЕКСТУ. СТРУКТУРА СОЧИНЕНИЯ»
В данной работе подробно рассматривается методика написания сочинения по прочитанному тексту при подготовке к ЕГЭ...
материалы для подготовки к ЕГЭ. Итоговое сочинение. Задание 25 «Подготовка к написанию сочинения по русскому языку в формате ЕГЭ»
Этот материал поможет при подготовки к сочинению в формате ЕГЭ...
Презентация "Подготовка к написанию итогового сочинения в 11 классе. Речевые клише для итогового сочинения".
Данная презентация предназначена для 11 класса, хотя может быть использована и в 10 классе. С помощью этой работы обучающиеся старших классов познакомятся с основными видами речевых клише, необходимых...
Рабочая программа по подготовке к написанию итогового сочинения
Рабочая программа по подготовке к написанию итогового сочинения. В ней прописана пояснительная записка и дан КТП...
Рабочая тетрадь для подготовки к выпускному итоговому сочинению
Тетрадь предназначена для подготовки к итоговому выпускному сочинению 2022-2023 учебного года...