Подготовка к ЕГЭ частьС ( сочинение - рабочий материал)
методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме

Даны две формы подготовки к ЕГЭ  часть С(сочинение). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл методическая разработка24.75 КБ
Файл podgotovka_k_ege_chast_s.docx24.75 КБ

Предварительный просмотр:

Прочитать текст. Ответить на вопрос: о чем говорится в данном тексте? Определите его тему. Озаглавьте текст.

Все собрались. Сначала речь держал председатель здешнего колхоза, на чьей земле  был сооружен этот памятник. Говорил он без всяких бумажек, любил цифру и умел ее подать, а потому слушали его всегда с оживленным вниманием.

 4) А я все смотрел на цементный конус, еще раз перечитывая фамилии. 5 Праведников Г. А. , рядовой. 6 Проскурин с. М., рядовой. 7. Пыжов А. С., лейтенант.8 Рогачев М. В., мл. сержант. 9 Родионов Н. И., рядовой…

10Как и все остальные здесь, я тоже не знал никого из этого списка, но имена неотвратимо притягивали к себе.

11- Итоги подводить еще рано, но  то, что мы сделали, это уже весомо. 12. Это дело чести…

13. Романов Ф. С., мл. сержант,- про себя читал я. 14. Салимов М.,  рядовой, Санько А. Д, рядовой…

15.Вчитываясь в эти фамилии, я как –то и не заметил, когда председателя сменила бойкая девчонка. 16. Слушая эту чистенькую расторопную девчонку, передо мной встали в памяти картины, виденные там, на войне…

17…Зимой мы сменили пехотную часть на плацдарме. 18 Поредевшую, измотанную шквальным  огнем, ее отвели обратно за реку. 19  Однажды я, командовавший тогда ротой, увидел в бинокль перед занятыми позициями одиноко лежащего молодого убитого бойца. 20. Кто же был этот солдат? 21. У него ведь тоже были фамилия, имя, отчество…

22. И я подумал: как по- разному может сложиться судьба солдата.23. Даже если он пал смертью храбрых. 24 Это благо, если его подобрали с поля боя, если опознали при этом и если ротный второпях не перепутал, не пропустил его фамилии.25. Это благо, если донесение попало в штаб и если тот штаб не сожгли, не разбомбили с воздуха вместе с писарскими сундуками и сейфами. 26 Если…27. Да мало ли этих «если» на пути солдатского имени к такой вот табличке на братском обелиске!

28. В  это время бойкая девчонка произнесла последнюю фразу особенно звонко и, довольная, что нигде ни разу не запнулась, пылая счастливым лицом, на носочках перебежала от обелиска к стоявшим в строю ребятишкам.

29.  А  потом, когда пригласили желающих выступить, вышла женщина, в зимней суконной шали, с заветренными руками.30. Сразу побледнела, как только оказалась у памятника, и лишь потом выкрикнула:

- 31. Я вам так скажу: моих  полегло двое. 32.  На  самом деле… все они мои… все, кто погиб…

 

Прочитанный текст разделен на абзацы, значит, следует принять их за смысловые части. Подумайте, о чем говорится в каждой смысловой  части.

Запишите назывной план текста. Раскройте содержание каждого пункта плана.

План :    

 -На открытии памятника погибшим.

 -Благодарность  тем, кто погиб.

  -Судьба солдата на войне.

5. Переделать назывной план  в вопросный.

-Почему имена погибших «неотвратимо притягивали» ?

-Что такое настоящая благодарность?

-Какие картины военных  событий «встали»  в памяти?

-В чем трагизм и величие солдатской судьбы?

6. Еще раз обратитесь к вопросному плану. Подумайте, какой вопрос в наибольшей степени обобщает содержание текста. Какой вопрос можно поставить к содержанию всего текста? Иными словами, какие вопросы или вопрос можно использовать для формулирования проблемы текста?

Как правило, двух - трех проблемных вопросов бывает достаточно, чтобы сформулировать основную проблему текста, и выглядеть начальная часть сочинения будет следующим образом.

В чем трагизм и величие солдатской судьбы? Может ли время стереть подвиг ?  Над этими вопросами размышляет русский писатель, участник Великой Отечественной войны Е. И. Носов

Или

- В тексте Е. И. Носова в центре внимания находится проблема (чего?) солдатской судьбы.

-В предложенном тексте  автор затрагивает проблему исторической памяти. Как сохранить память о защитниках Отечества, погибших во время Великой Отечественной войны?

7. Обратитесь к одному из планов (задание 3, 4 ) и раскройте письменно каждый  его пункт в одном или двух предложениях. При этом позаботьтесь о том. Чтобы каждое предложение представляло собой законченную,  грамматически правильную конструкцию.

( Автор считает ( полагает, убежден), что время  не может стереть имена погибших: «…имена неотвратимо притягивали к себе». Память о неизвестных героях, выполнивших свой долг перед  Отечеством, сохранена  ныне живущими людьми: « сооружен этот памятник».

Говоря о благодарности по отношению к трагически погибшим, автор подчеркивает, что люди выражают это чувство   по – разному: председатель, бойкая девчонка и женщина (… побледнела… выкрикнула: «… все они мои… все, кто погиб…»)

Развивая данную мысль, автор заостряет внимание на том, «как по-разному может сложиться судьба солдата. Е. Носов размышляет, как  много «благо» и «если» на пути солдатского имени…».

В заключении автор пишет, что патриотизм тех, кто выполнил свой человеческий долг в годы войны, ныне живущими не забыт.

8. Если вы справились с  заданием 7, то получится краткое изложение основных положений текста, то есть то, что необходимо для создания комментария к тексту. Используйте следующие обороты речи:

Автор полагает, что…

Он убежден в том, что…

В тексте подчеркивается. что…

Кроме того автор утверждает, что…

Наконец, автор делает вывод…

Соедините написанные вами предложения, раскрывающие план, с предложенными оборотами речи. Запишите полученный комментарий. Сравните ваш комментарий с предложенным  выше.

9. Сформулируйте главную мысль текста. Постарайтесь, чтобы она была ответом на проблемный вопрос. При формулировке главной мысли можно пользоваться следующими оборотами речи для оформления позиции автора.

-Автор утверждает…

-По мнению автора, …

-Главная мысль автора состоит в том, что…

-Позиция автора очевидна:…

-Решая проблему, автор приходит к следующему выводу:…

Сравните свою формулировку главной мысли данного текста с  предложенными формулировками.

Решая проблему, автор  приходит к следующему выводу:  пусть в годы войны имена многих защитников Родины  остались неизвестны, но их подвиг не может стереть время – в этом трагизм и величие солдатской судьбы.

10. Оформите «переход» ко второй, аргументирующей, части сочинения.

Вторая часть сочинения – выражение ваших собственных мыслей по поводу проблемы исходного текста. Выражение отношения к авторской точке зрения будет являться переходом ко второй части сочинения, в которой вы будете аргументировать свою позицию по поводу проблемы, содержащейся в тексте. Речевые структуры, оформляющие переход:

- Я полностью согласен с позицией автора…

- Нельзя не согласиться с автором, который утверждает…

-Автор, безусловно, прав, полагая, что…

- Нельзя остаться равнодушным…

Я согласна с мнением Е. Носова  в том ,что по- разному может  сложится судьба солдата на войне, но его подвиг не может стереть  время .  Справедливость данной мысли подтверждается целым рядом примером из литературы и жизни.

В повести « Обелиск» В. Быкова главный герой , Алесь Иванович Мороз, до последней минуты старается спасти хоть одного из ребят, оказавшихся у полицаев, и это ему удается. По- моему,

учитель совершил подвиг: Мороз должен пойти и идет,  хотя знает,  что немцы не отпустят никого, -   действует по совести, он не может по- другому. Этот человек не смог бы больше жить, зная, что в ответственный момент оставил детей в беде. Но долгое время настоящая правда о мужественном  поступке  учителя не была известна. Мороз был расстрелян вместе с ребятами. Его поступок был осужден некоторыми как безрассудный поступок, и после войны его имени не было на обелиске, поставленном в честь погибших ребят. Люди  добились того, чтобы его имя было дописано на обелиске.  В. Некрасов  в повести «В окопах Сталинграда» , на мой взгляд,  изобразил  самые страшные картины отступления наших бойцов. Они уходят ночью с опущенными головами, чувствуя себя дезертирами. На войне стирается грань между жизнью и смертью. Например, убитый боец лежал на спине, раскинув руки, и к губе его прилип окурок.  Минуту назад была еще жизнь. Сейчас – смерть. Такова судьба солдата на войне. Как говорил  Ромен  Роллан,  « …я люблю тех, кто прошел через страдания, не сломившись и не унизившись…»

   Значит, солдаты на войне  выполнили  свой долг, поэтому  достойны носить  имена героев, подвиг  которых принадлежит вечности.  Памятником  защитникам русской земли является не только мрамор, гранит, но и книги о войне: «Давайте, люди, никогда / Об этом не забудем.»



Предварительный просмотр:

Прочитать текст. Ответить на вопрос: о чем говорится в данном тексте? Определите его тему. Озаглавьте текст.

Все собрались. Сначала речь держал председатель здешнего колхоза, на чьей земле  был сооружен этот памятник. Говорил он без всяких бумажек, любил цифру и умел ее подать, а потому слушали его всегда с оживленным вниманием.

 4) А я все смотрел на цементный конус, еще раз перечитывая фамилии. 5 Праведников Г. А. , рядовой. 6 Проскурин с. М., рядовой. 7. Пыжов А. С., лейтенант.8 Рогачев М. В., мл. сержант. 9 Родионов Н. И., рядовой…

10Как и все остальные здесь, я тоже не знал никого из этого списка, но имена неотвратимо притягивали к себе.

11- Итоги подводить еще рано, но  то, что мы сделали, это уже весомо. 12. Это дело чести…

13. Романов Ф. С., мл. сержант,- про себя читал я. 14. Салимов М.,  рядовой, Санько А. Д, рядовой…

15.Вчитываясь в эти фамилии, я как –то и не заметил, когда председателя сменила бойкая девчонка. 16. Слушая эту чистенькую расторопную девчонку, передо мной встали в памяти картины, виденные там, на войне…

17…Зимой мы сменили пехотную часть на плацдарме. 18 Поредевшую, измотанную шквальным  огнем, ее отвели обратно за реку. 19  Однажды я, командовавший тогда ротой, увидел в бинокль перед занятыми позициями одиноко лежащего молодого убитого бойца. 20. Кто же был этот солдат? 21. У него ведь тоже были фамилия, имя, отчество…

22. И я подумал: как по- разному может сложиться судьба солдата.23. Даже если он пал смертью храбрых. 24 Это благо, если его подобрали с поля боя, если опознали при этом и если ротный второпях не перепутал, не пропустил его фамилии.25. Это благо, если донесение попало в штаб и если тот штаб не сожгли, не разбомбили с воздуха вместе с писарскими сундуками и сейфами. 26 Если…27. Да мало ли этих «если» на пути солдатского имени к такой вот табличке на братском обелиске!

28. В  это время бойкая девчонка произнесла последнюю фразу особенно звонко и, довольная, что нигде ни разу не запнулась, пылая счастливым лицом, на носочках перебежала от обелиска к стоявшим в строю ребятишкам.

29.  А  потом, когда пригласили желающих выступить, вышла женщина, в зимней суконной шали, с заветренными руками.30. Сразу побледнела, как только оказалась у памятника, и лишь потом выкрикнула:

- 31. Я вам так скажу: моих  полегло двое. 32.  На  самом деле… все они мои… все, кто погиб…

 

Прочитанный текст разделен на абзацы, значит, следует принять их за смысловые части. Подумайте, о чем говорится в каждой смысловой  части.

Запишите назывной план текста. Раскройте содержание каждого пункта плана.

План :    

 -На открытии памятника погибшим.

 -Благодарность  тем, кто погиб.

  -Судьба солдата на войне.

5. Переделать назывной план  в вопросный.

-Почему имена погибших «неотвратимо притягивали» ?

-Что такое настоящая благодарность?

-Какие картины военных  событий «встали»  в памяти?

-В чем трагизм и величие солдатской судьбы?

6. Еще раз обратитесь к вопросному плану. Подумайте, какой вопрос в наибольшей степени обобщает содержание текста. Какой вопрос можно поставить к содержанию всего текста? Иными словами, какие вопросы или вопрос можно использовать для формулирования проблемы текста?

Как правило, двух - трех проблемных вопросов бывает достаточно, чтобы сформулировать основную проблему текста, и выглядеть начальная часть сочинения будет следующим образом.

В чем трагизм и величие солдатской судьбы? Может ли время стереть подвиг ?  Над этими вопросами размышляет русский писатель, участник Великой Отечественной войны Е. И. Носов

Или

- В тексте Е. И. Носова в центре внимания находится проблема (чего?) солдатской судьбы.

-В предложенном тексте  автор затрагивает проблему исторической памяти. Как сохранить память о защитниках Отечества, погибших во время Великой Отечественной войны?

7. Обратитесь к одному из планов (задание 3, 4 ) и раскройте письменно каждый  его пункт в одном или двух предложениях. При этом позаботьтесь о том. Чтобы каждое предложение представляло собой законченную,  грамматически правильную конструкцию.

( Автор считает ( полагает, убежден), что время  не может стереть имена погибших: «…имена неотвратимо притягивали к себе». Память о неизвестных героях, выполнивших свой долг перед  Отечеством, сохранена  ныне живущими людьми: « сооружен этот памятник».

Говоря о благодарности по отношению к трагически погибшим, автор подчеркивает, что люди выражают это чувство   по – разному: председатель, бойкая девчонка и женщина (… побледнела… выкрикнула: «… все они мои… все, кто погиб…»)

Развивая данную мысль, автор заостряет внимание на том, «как по-разному может сложиться судьба солдата. Е. Носов размышляет, как  много «благо» и «если» на пути солдатского имени…».

В заключении автор пишет, что патриотизм тех, кто выполнил свой человеческий долг в годы войны, ныне живущими не забыт.

8. Если вы справились с  заданием 7, то получится краткое изложение основных положений текста, то есть то, что необходимо для создания комментария к тексту. Используйте следующие обороты речи:

Автор полагает, что…

Он убежден в том, что…

В тексте подчеркивается. что…

Кроме того автор утверждает, что…

Наконец, автор делает вывод…

Соедините написанные вами предложения, раскрывающие план, с предложенными оборотами речи. Запишите полученный комментарий. Сравните ваш комментарий с предложенным  выше.

9. Сформулируйте главную мысль текста. Постарайтесь, чтобы она была ответом на проблемный вопрос. При формулировке главной мысли можно пользоваться следующими оборотами речи для оформления позиции автора.

-Автор утверждает…

-По мнению автора, …

-Главная мысль автора состоит в том, что…

-Позиция автора очевидна:…

-Решая проблему, автор приходит к следующему выводу:…

Сравните свою формулировку главной мысли данного текста с  предложенными формулировками.

Решая проблему, автор  приходит к следующему выводу:  пусть в годы войны имена многих защитников Родины  остались неизвестны, но их подвиг не может стереть время – в этом трагизм и величие солдатской судьбы.

10. Оформите «переход» ко второй, аргументирующей, части сочинения.

Вторая часть сочинения – выражение ваших собственных мыслей по поводу проблемы исходного текста. Выражение отношения к авторской точке зрения будет являться переходом ко второй части сочинения, в которой вы будете аргументировать свою позицию по поводу проблемы, содержащейся в тексте. Речевые структуры, оформляющие переход:

- Я полностью согласен с позицией автора…

- Нельзя не согласиться с автором, который утверждает…

-Автор, безусловно, прав, полагая, что…

- Нельзя остаться равнодушным…

Я согласна с мнением Е. Носова  в том ,что по- разному может  сложится судьба солдата на войне, но его подвиг не может стереть  время .  Справедливость данной мысли подтверждается целым рядом примером из литературы и жизни.

В повести « Обелиск» В. Быкова главный герой , Алесь Иванович Мороз, до последней минуты старается спасти хоть одного из ребят, оказавшихся у полицаев, и это ему удается. По- моему,

учитель совершил подвиг: Мороз должен пойти и идет,  хотя знает,  что немцы не отпустят никого, -   действует по совести, он не может по- другому. Этот человек не смог бы больше жить, зная, что в ответственный момент оставил детей в беде. Но долгое время настоящая правда о мужественном  поступке  учителя не была известна. Мороз был расстрелян вместе с ребятами. Его поступок был осужден некоторыми как безрассудный поступок, и после войны его имени не было на обелиске, поставленном в честь погибших ребят. Люди  добились того, чтобы его имя было дописано на обелиске.  В. Некрасов  в повести «В окопах Сталинграда» , на мой взгляд,  изобразил  самые страшные картины отступления наших бойцов. Они уходят ночью с опущенными головами, чувствуя себя дезертирами. На войне стирается грань между жизнью и смертью. Например, убитый боец лежал на спине, раскинув руки, и к губе его прилип окурок.  Минуту назад была еще жизнь. Сейчас – смерть. Такова судьба солдата на войне. Как говорил  Ромен  Роллан,  « …я люблю тех, кто прошел через страдания, не сломившись и не унизившись…»

   Значит, солдаты на войне  выполнили  свой долг, поэтому  достойны носить  имена героев, подвиг  которых принадлежит вечности.  Памятником  защитникам русской земли является не только мрамор, гранит, но и книги о войне: «Давайте, люди, никогда / Об этом не забудем.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к ЕГЭ частьС (сочинение - рабочий материал)

Даны две формы подготовки к ЕГЭ  часть С(сочинение)....

«МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ. НАПИСАНИЕ СОЧИНЕНИЯ ПО ПРОЧИТАННОМ ТЕКСТУ. СТРУКТУРА СОЧИНЕНИЯ»

В  данной работе подробно рассматривается методика написания сочинения по прочитанному тексту при подготовке к ЕГЭ...

Презентация "Подготовка к написанию итогового сочинения в 11 классе. Речевые клише для итогового сочинения".

Данная презентация предназначена для 11 класса, хотя может быть использована и в 10 классе. С помощью этой работы обучающиеся старших классов познакомятся с основными видами речевых клише, необходимых...

Рабочая программа по подготовке к написанию итогового сочинения

Рабочая программа по подготовке к написанию итогового сочинения. В ней прописана пояснительная записка и дан КТП...

Рабочая тетрадь для подготовки к выпускному итоговому сочинению

Тетрадь предназначена для подготовки к итоговому выпускному сочинению 2022-2023 учебного года...