Урок русского языка в 5 классе по теме "Краткие прилагательные"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
В урок включены материалы по ознакомлению учащихся со способами образования кратких прилагательных, их грамматическими особенностями, правилами написания и произношения.
Разработка урока содержит мультимедийную презентацию, игровой материал, тест по проверке знаний обучающихся по теме урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 21.93 КБ |
Тест по проверке знаний учащихся по теме урока "Краткие прилагательные" | 14.21 КБ |
kratkie_prilagatelnye.odp | 126.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок русского языка в 5 классе
Тема: «Краткие прилагательные»
Цели: 1) знать способ образования кратких прилагательных
2) знать грамматические особенности кратких прилагательных
3) уметь различать полные и краткие прилагательные
4) уметь правильно писать и произносить наиболее употребительные прилагательные
5) определять роль кратких прилагательных в предложении
6) развивать творческие и поисковые способности, общую эрудицию, речь учащихся
1. Наблюдение за языковым материалом (презентация)
Слайд 1.
- Петя и Коля поспорили. Петя утверждает, что есть такое слово ценна, а Коля ему противоречит, считая, что цена пишется с одной н. Кто же разрешит их спор?
Слайд 2.
_ «Низкая цена» и «бандероль ценна». Чем отличаются омофоны? Это слова каких частей речи? (Слово «ценна» - краткое прилагательное)
2. Изучение нового материала.
Слайд 3.
- Давайте посмотрим, как образуются краткие прилагательные.
Слова «чистый», «свежий», «ценный» - это слова какой части речи?.. «чист», «свеж», «ценен» ? Как образовались эти слова?
Вывод: краткие прилагательные образуются усечением окончания (запись в тетрадь)
- Слайд 4.
- На какие вопросы отвечают полные имена прилагательные? А краткие?
Вывод: полные прилагательные — какой? какая? какое? какие?, краткие — каков? какова? каково? каковы? (запись в тетрадь)
- Если воздух чист, то душа ... (чиста), сердце...(чисто), помыслы... (чисты)?
- Какой можно сделать вывод?
Вывод: краткие прилагательные изменяются по родам и числам (запись в тетрадь)
- А изменяются они по падежам?
3. Практическая часть. Образование кратких прилагательных. Орфоэпия.
- От данных имён прилагательных образуйте краткие, согласуйте их с существительными, поставьте ударение.
Образец на доске:
Ясный — вопрос ясен, улыбка ясна, небо ясно, мысли ясны.
Чистый — воздух ..., вода ..., поле ..., мысли ...
Добрый — брат ..., сестра ..., слово ..., друзья ...
Нежный — голос ..., улыбка ..., сердце ..., слова ...
Трудный — путь ..., работа ..., задание ...
- Синтаксическая роль кратких прилагательных.
Синтаксический разбор предложения:
Как город прекрасен!
Вывод: краткие прилагательные выполняют функцию сказуемого.
Слайд 5.
- Понаблюдаем с вами: Петя утверждает, что в обеих записях румяна — существительное, потому что написано с одной н, а Коля с ним не согласен.
А вы? Определите часть речи одинаково записанных слов.
Вывод: краткие прилагательные всегда относятся только к именам существительным.
4. Распределительный диктант.
- В две колонки распределите словосочетания: в первую — краткое прилагательное + существительное, во вторую — глагол + наречие
Образец:
Сердце нежно Обнимать нежно
Расстояние близко, дорого внимание, живёт близко, стоит дорого, платье дёшево, дёшево продала, приготовить вкусно, какао вкусно, звучание резко, говорить резко.
Слайд 6.
- Проверим себя.
5. Наблюдение над языковым материалом.
Слайд 7.
- Опять Петя и Коля спорят. Давайте посмотрим, в чём суть их спора. Петя утверждает, что слово «колючь» пишется с ь, а Коля говорит, что «колюч» пишется без ь. Кто из них прав?
- Работа с учебником (под редакцией М. М. Разумовской): стр. 269, статья «Возьмите на заметку»
Вывод: на конце кратких прилагательных после шипящих ь не пишется.
- А в каких словах ещё не пишется ь после шипящих?
- А когда он пишется?
6. Магический квадрат
- Если в конце слова после шипящего пишется ь, вы вписываете его в квадрат, если ь не пишется, ставите прочерк (задание выполняется «по цепочке» у доски)
Слова для диктовки:
Стричь, колюч, могуч, задач
Рожь, свеж, трескуч, сыпуч
Ветошь, печь, брошь, ложь
Глушь, горюч, пахуч, беречь
Мышь, бежишь, сжечь, привлечь
ь | - | - | - |
ь | - | - | - |
ь | ь | ь | ь |
ь | - | - | ь |
ь | ь | ь | ь |
- Соедините мягкие знаки. Если у вас получился большой мягкий знак, вы справились с этим заданием на «отлично»
7. Краткие прилагательные и стилистика.
- Употребление кратких форм прилагательных больше свойственно книжным стилям речи. Краткие прилагательные более конкретно, чем полные, обозначают качество предмета. Это очень важно для пословиц.
Корень ученья горек, а плод его сладок.
В зимний холод всяк молод.
Мал золотник, да дорог.
8. Этимологическая минутка.
- Сообщение учащегося: «Почему так говорят: «Мал золотник, да дорог»?
9. Творческое задание.
- А приходилось ли вам встречать в жизни или в художественной литературе
такого человека, к которому можно было бы применить эту пословицу? Для характеристики используйте краткие прилагательные (скромен, трудолюбив, настойчив, талантлив и т. д.)
10. Тест «Проверь себя»
Тест «Проверь себя»
- Краткие прилагательные можно образовывать:
а) усечением окончания;
б) присоединением суффикса;
в) усечением приставки.
- Краткие прилагательные не изменяются:
а) по родам;
б) по числам;
в) по падежам.
- Краткие прилагательные выполняют в предложении функцию:
а) подлежащего;
б) определения;
в) сказуемого.
- Краткие прилагательные связаны:
а) с именем существительным;
б) с глаголом;
в) с наречием.
- В краткой форме прилагательных после шипящих:
а) никогда не пишется ь;
б) всегда пишется ь;
в) написание ь зависит от рода.
- К шипящим согласным не относятся:
а) ж, ш;
б) ч, щ;
в) з, ц.
- Мягкий знак после шипящих пишется:
а) у существительных м. р., 2-го склонения;
б) у существительных 1-го склонения, ж. р., во мн. числе, в род. падеже;
в) у глаголов на шипящий.
- Употребление кратких прилагательных характерно для:
а) разговорного стиля;
б) книжных стилей;
в) всех стилей речи.
Предварительный просмотр:
Тест «Проверь себя»
- Краткие прилагательные можно образовывать:
а) усечением окончания;
б) присоединением суффикса;
в) усечением приставки.
- Краткие прилагательные не изменяются:
а) по родам;
б) по числам;
в) по падежам.
- Краткие прилагательные выполняют в предложении функцию:
а) подлежащего;
б) определения;
в) сказуемого.
- Краткие прилагательные связаны:
а) с именем существительным;
б) с глаголом;
в) с наречием.
- В краткой форме прилагательных после шипящих:
а) никогда не пишется ь;
б) всегда пишется ь;
в) написание ь зависит от рода.
- К шипящим согласным не относятся:
а) ж, ш;
б) ч, щ;
в) з, ц.
- Мягкий знак после шипящих пишется:
а) у существительных м. р., 2-го склонения;
б) у существительных 1-го склонения, ж. р., во мн. числе, в род. падеже;
в) у глаголов на шипящий.
- Употребление кратких прилагательных характерно для:
а) разговорного стиля;
б) книжных стилей;
в) всех стилей речи.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Чем отличаются омофоны? Низкая цена. Бандероль ценна.
Как образовались краткие прилагательные? Чистый - ый = чист; Свежий - ий = свеж; Добрый - ый = добр.
На какие вопросы отвечают краткие прилагательные? Как они изменяются? Воздух чистый. Воздух чист . Душа чиста . Сердце чисто . Помыслы чисты .
Разрешите спор Пети и Коли! Нанести румяна. Красавица румяна.
Проверь себя! Кр. прилаг.+ сущ. Расстояние близко, дорого внимание, платье дёшево, какао вкусно, звучание резко. Наречие + глагол Живёт близко, стоит дорого, дёшево продала, приготовить вкусно, говорить резко.
Разреши спор Пети и Коли! Колюч ь(?) Колюч
Краткие прилагательные и стилистика. Корень ученья горек, а плод сладок. Кто аккуратен, тот и людям приятен. Цветок розы пахуч, да колюч. Рыбка мала, да уха сладка. Мал золотник, да дорог.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Имя прилагательное" урок русского языка 5 класс
Урок русского языка по теме: "Имя прилагательное" для 5 класса с учетом требований ФГОС...
урок русского языка 5 класс полные и краткие прилагательные
Конспект урока русского языка в 5 классе "Полные и краткие прилагательные". Урок - изучение нового материала, учащиеся самостоятельно выявляют такую группу...
Урок по русскому языку 6 класс "Написание сложных прилагательных"
Урок – путешествие с использованием репродукций картин русских художников .Использованы элементы контекстуального изучения, элементы технологии адаптивной школы. К уроку прилагается презентация, ...
Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...
Урок русского языка. 6 класс. Степени сравнения имён прилагательных.
Конспект урока, презентация, рабочий лист. Урок предполагает самостоятельную работу учащихся....
Урок русского языка по теме:" Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные".
урок для учащихся 6 класса...
открытый урок русский язык 6 класс "Не с прилагательными"
Урок открытия новых знаний, предполагающий знакомство с условиями выбора слитного и раздельного написания НЕ с качественными именами прилагательными....