Урок русского языка в 5 классе по теме "Краткие прилагательные"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Лебедева Вера Николаевна

В урок включены материалы по ознакомлению учащихся со способами образования кратких прилагательных, их грамматическими особенностями, правилами написания и произношения.

Разработка урока содержит мультимедийную презентацию, игровой материал, тест по проверке знаний обучающихся по теме урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок русского языка в 5 классе

        Тема: «Краткие прилагательные»

        

        Цели: 1) знать способ образования кратких прилагательных

                  2) знать грамматические особенности кратких                                                 прилагательных

                  3) уметь различать полные и краткие прилагательные

                  4) уметь правильно писать и произносить наиболее                                       употребительные прилагательные

                  5) определять роль кратких прилагательных в предложении

                  6) развивать творческие и поисковые способности, общую                               эрудицию, речь учащихся

        1. Наблюдение за языковым материалом (презентация)

            Слайд 1.

  • Петя и Коля поспорили. Петя утверждает, что есть такое слово ценна, а Коля ему противоречит, считая, что цена пишется с одной н. Кто же разрешит их спор?

        Слайд 2.

_ «Низкая цена» и «бандероль ценна». Чем отличаются омофоны? Это слова каких частей речи? (Слово «ценна» - краткое прилагательное)

        2. Изучение нового материала.

           Слайд 3.

  • Давайте посмотрим, как образуются краткие прилагательные.

Слова «чистый», «свежий», «ценный» - это слова какой части речи?.. «чист», «свеж», «ценен» ? Как образовались эти слова?

Вывод: краткие прилагательные образуются усечением окончания (запись в тетрадь)

  • Слайд 4.
  • На какие вопросы отвечают полные имена прилагательные? А краткие?

Вывод: полные прилагательные — какой? какая? какое? какие?, краткие — каков? какова? каково? каковы? (запись в тетрадь)

  1. Если воздух чист, то душа ... (чиста), сердце...(чисто), помыслы... (чисты)?
  • Какой можно сделать вывод?

Вывод: краткие прилагательные изменяются по родам и числам (запись в тетрадь)

  • А изменяются они по падежам?

        3. Практическая часть. Образование кратких прилагательных.                     Орфоэпия.

  • От данных имён прилагательных образуйте краткие, согласуйте их с существительными, поставьте ударение.

Образец на доске:

Ясный — вопрос ясен, улыбка ясна, небо ясно, мысли ясны.

Чистый — воздух ..., вода ..., поле ..., мысли ...

Добрый — брат ..., сестра ..., слово ..., друзья ...

     Нежный — голос ..., улыбка ..., сердце ..., слова ...

     Трудный — путь ..., работа ..., задание ...

  • Синтаксическая роль кратких прилагательных.

     Синтаксический разбор предложения:

     Как город прекрасен!

     Вывод: краткие прилагательные выполняют функцию сказуемого.

        Слайд 5.

- Понаблюдаем с вами: Петя утверждает, что в обеих записях румяна — существительное, потому что написано с одной н, а Коля с ним не согласен.

А вы? Определите часть речи одинаково записанных слов.

     Вывод: краткие прилагательные всегда относятся только к именам существительным.

        4. Распределительный диктант.

- В две колонки распределите словосочетания: в первую — краткое прилагательное + существительное, во вторую — глагол + наречие

        Образец:

        Сердце нежно                                         Обнимать нежно

        Расстояние близко, дорого внимание, живёт близко, стоит дорого, платье         дёшево, дёшево продала, приготовить вкусно, какао вкусно, звучание         резко, говорить резко.

        Слайд 6.

  • Проверим себя.

  5. Наблюдение над языковым материалом.

     Слайд 7.

  • Опять Петя и Коля спорят. Давайте посмотрим, в чём суть их спора. Петя утверждает, что слово «колючь» пишется с ь, а Коля говорит, что «колюч» пишется без ь. Кто из них прав?
  • Работа с учебником (под редакцией М. М. Разумовской): стр. 269, статья «Возьмите на заметку»

Вывод: на конце кратких прилагательных после шипящих ь не пишется.

  • А в каких словах ещё не пишется ь после шипящих?
  • А когда он пишется?

6. Магический квадрат

  • Если в конце слова после шипящего пишется ь, вы вписываете его в квадрат, если ь не пишется, ставите прочерк (задание выполняется «по цепочке» у доски)

Слова для диктовки:

Стричь, колюч, могуч, задач

Рожь, свеж, трескуч, сыпуч

Ветошь, печь, брошь, ложь

Глушь, горюч, пахуч, беречь

Мышь, бежишь, сжечь, привлечь

ь

-

-

-

ь

-

-

-

ь

ь

ь

ь

ь

-

-

ь

ь

ь

ь

ь

  • Соедините мягкие знаки. Если у вас получился большой мягкий знак, вы справились с этим заданием на «отлично»

7. Краткие прилагательные и стилистика.

  • Употребление кратких форм прилагательных больше свойственно книжным стилям речи. Краткие прилагательные более конкретно, чем полные, обозначают качество предмета. Это очень важно для пословиц.

Корень ученья горек, а плод его сладок.

В зимний холод всяк молод.

Мал золотник, да дорог.

8. Этимологическая минутка.

  • Сообщение учащегося: «Почему так говорят: «Мал золотник, да дорог»?

     9. Творческое задание.

- А приходилось ли вам встречать в жизни или в художественной литературе

такого человека, к которому можно было бы применить эту пословицу? Для характеристики используйте краткие прилагательные (скромен, трудолюбив, настойчив, талантлив и т. д.)

    10. Тест «Проверь себя»

Тест «Проверь себя»

        

  1. Краткие прилагательные можно образовывать:

а) усечением окончания;

б) присоединением суффикса;

в) усечением приставки.

  1. Краткие прилагательные не изменяются:

а) по родам;

б) по числам;

в) по падежам.

  1. Краткие прилагательные выполняют в предложении функцию:

а) подлежащего;

б) определения;

в) сказуемого.

  1. Краткие прилагательные связаны:

а) с именем существительным;

б) с глаголом;

в) с наречием.

  1.  В краткой форме прилагательных после шипящих:

а) никогда не пишется ь;

б) всегда пишется ь;

в) написание ь зависит от рода.

  1. К шипящим согласным не относятся:

а) ж, ш;

б) ч, щ;

в) з, ц.

  1.  Мягкий знак после шипящих пишется:

а) у существительных м. р., 2-го склонения;

б) у существительных 1-го склонения, ж. р., во мн. числе, в род. падеже;

в) у глаголов на шипящий.

  1. Употребление кратких прилагательных характерно для:

а) разговорного стиля;

б) книжных стилей;

в) всех стилей речи.



Предварительный просмотр:

Тест «Проверь себя»

        

  1. Краткие прилагательные можно образовывать:

а) усечением окончания;

б) присоединением суффикса;

в) усечением приставки.

  1. Краткие прилагательные не изменяются:

а) по родам;

б) по числам;

в) по падежам.

  1. Краткие прилагательные выполняют в предложении функцию:

а) подлежащего;

б) определения;

в) сказуемого.

  1. Краткие прилагательные связаны:

а) с именем существительным;

б) с глаголом;

в) с наречием.

  1.  В краткой форме прилагательных после шипящих:

а) никогда не пишется ь;

б) всегда пишется ь;

в) написание ь зависит от рода.

  1. К шипящим согласным не относятся:

а) ж, ш;

б) ч, щ;

в) з, ц.

  1.  Мягкий знак после шипящих пишется:

а) у существительных м. р., 2-го склонения;

б) у существительных 1-го склонения, ж. р., во мн. числе, в род. падеже;

в) у глаголов на шипящий.

  1. Употребление кратких прилагательных характерно для:

а) разговорного стиля;

б) книжных стилей;

в) всех стилей речи.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Разрешите спор Пети и Коли! - Ценна - Цена

Слайд 2

Чем отличаются омофоны? Низкая цена. Бандероль ценна.

Слайд 3

Как образовались краткие прилагательные? Чистый - ый = чист; Свежий - ий = свеж; Добрый - ый = добр.

Слайд 4

На какие вопросы отвечают краткие прилагательные? Как они изменяются? Воздух чистый. Воздух чист . Душа чиста . Сердце чисто . Помыслы чисты .

Слайд 5

Разрешите спор Пети и Коли! Нанести румяна. Красавица румяна.

Слайд 6

Проверь себя! Кр. прилаг.+ сущ. Расстояние близко, дорого внимание, платье дёшево, какао вкусно, звучание резко. Наречие + глагол Живёт близко, стоит дорого, дёшево продала, приготовить вкусно, говорить резко.

Слайд 7

Разреши спор Пети и Коли! Колюч ь(?) Колюч

Слайд 8

Краткие прилагательные и стилистика. Корень ученья горек, а плод сладок. Кто аккуратен, тот и людям приятен. Цветок розы пахуч, да колюч. Рыбка мала, да уха сладка. Мал золотник, да дорог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Имя прилагательное" урок русского языка 5 класс

Урок русского языка по теме: "Имя прилагательное" для 5 класса с учетом требований  ФГОС...

урок русского языка 5 класс полные и краткие прилагательные

Конспект  урока  русского  языка  в 5 классе "Полные  и краткие  прилагательные". Урок - изучение  нового материала, учащиеся самостоятельно выявляют такую группу...

Урок по русскому языку 6 класс "Написание сложных прилагательных"

Урок – путешествие с использованием репродукций картин русских художников .Использованы элементы контекстуального изучения, элементы технологии адаптивной школы. К уроку прилагается презентация, ...

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка. 6 класс. Степени сравнения имён прилагательных.

Конспект урока, презентация, рабочий лист. Урок предполагает самостоятельную работу учащихся....

открытый урок русский язык 6 класс "Не с прилагательными"

Урок открытия новых знаний, предполагающий знакомство с условиями выбора слитного и раздельного написания НЕ с качественными именами прилагательными....