Наречие как часть речи
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме
Тема: «Наречие как часть речи» в 7 классе
Образовательные цели и задачи:
сформировать устойчивое представление о наречии и его соотнесённости с другими частями речи;
выделить отличительные признаки наречия как части речи (грамматическое значение, главному морфологическому признаку – неизменяемости, синтаксической функции;
выяснить, что обозначают наречия, какова функция наречий в высказывании;
совершенствовать умение работать с текстом, понимать текст, сжимать текст;
Развивающие цели и задачи:
развивать творческие и исследовательские способности учащихся;
развивать умение правильно произносить наречия;
расширять словарный запас учащихся за счет употребления в речи наречий.
Воспитательные цели и задачи:
на материале текстов создать условия для воспитания любви к родной природе;
способствовать развитию культуры речи учащихся, культуры ответа;
воспитывать интерес к изучению предмета.
ОБОРУДОВАНИЕ: Раздаточный дидактический материал, интерактивная доска, компьютер, проектор, словари (орфоэпический, словарь синонимов, фразеологический, этимологический)
Тип урока: урок изучения нового материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.docx | 20.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок русского языка
Тема: «Наречие как часть речи» в 7 классе
Образовательные цели и задачи:
сформировать устойчивое представление о наречии и его соотнесённости с другими частями речи;
выделить отличительные признаки наречия как части речи (грамматическое значение, главному морфологическому признаку – неизменяемости, синтаксической функции;
выяснить, что обозначают наречия, какова функция наречий в высказывании;
совершенствовать умение работать с текстом, понимать текст, сжимать текст;
Развивающие цели и задачи:
развивать творческие и исследовательские способности учащихся;
развивать умение правильно произносить наречия;
расширять словарный запас учащихся за счет употребления в речи наречий.
Воспитательные цели и задачи:
на материале текстов создать условия для воспитания любви к родной природе;
способствовать развитию культуры речи учащихся, культуры ответа;
воспитывать интерес к изучению предмета.
ОБОРУДОВАНИЕ: Раздаточный дидактический материал, интерактивная доска, компьютер, проектор, словари (орфоэпический, словарь синонимов, фразеологический, этимологический)
Тип урока: урок изучения нового материала.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент (3 мин).
- Здравствуйте! Садитесь. Запишите, пожалуйста, число, классная работа.
Слайд №1
(число, классная работа)
Первое ноября. А вы знаете, как в древности называли ноябрь? Этимология слова высвечивается на Слайде №2
НОЯБРЬ. Заимств. из ст.-сл. яз.,
Ноябрь буквально - "девятый месяц". Новый год раньше начинался с марта.
Ноябрь - грудень;
Грудень (ноябрь) – «ноемврием» (november) у нас называется одиннадцатый месяц в году, но у римлян он был девятый, отчего и получил свое название (nover - девять). В старину месяц этот назывался собственно грудным или грудном, от груд замерзшей земли со снегом, так как вообще на древнерусском языке зимняя замерзшая дорога называлась грудным путем.
- В каком словаре об этом можно прочитать? (этимологический)
- Орфоэпическая разминка (3 мин). Списать слова в тетрадь, поставить ударение. (Проверка: учитель читает слово, ученики проверяют, ставят «+» или «-«, читают хором.
Слайд №3
Навзничь, надолго, красивее, наотмашь, задолго, насухо, запросто, назло.
- Какой словарь нам поможет не допустить ошибку и проверить себя? (орфоэпический).
- Актуализация (5 мин).
-Ребята, у нас есть карточки-признания «Узнай меня». Послушаем 2-х учеников, а остальные постараются узнать слово, а потом скажем, какой раздел лингвистики нас сегодня интересует.
Карточки-признания:
Слайд №4
Первый ученик:
- Я самостоятельная часть речи, отвечаю на вопросы кто? что?, обозначаю предмет, событие, явление, изменяюсь по числам, падежам, в предложении могу быть подлежащим, дополнением, обстоятельством и даже сказуемым! Кто я? Приведите примеры.
Ответ учеников:
- Существительное. Дом, семья, растение, весна.
Слайд №5
Второй ученик:
- Я особая форма глагола, некоторые называют меня самостоятельной частью речи, обозначаю признак предмета по действию, могу изменятся по падежам, родам, числам, как прилагательное, но и бываю настоящего или прошедшего времени, как глагол. Многие узнают меня по суффиксам. Можете узнать меня?
Ответ учеников:
- Причастие (думающий, открытый, проверенный)
Учитель: О каких словах мы говорим, о каких единицах языка?
Ответ учеников:
- О частях речи.
Учитель:
- Как называется раздел лингвистики, который изучает части речи, их грамматические признаки, грамматическое значение.
Ответ учеников:
- Морфология.
Морфология – раздел лингвистики, который изучает части речи и их грамматические признаки.
Учитель :
- Сегодня нас будет интересовать часть речи, которую мы ещё подробно не рассматривали . Эта часть речи в силу морфологических и словообразовательных особенностей является, пожалуй, одной из самых сложных для усвоения.
Сопоставьте тексты. Какой дополнительный смысл в сообщение вносят выделенные слова?
Слайд № 6
Пели птицы. За домом журчало горло дрозда-дерябы. Куковала кукушка. Её голос был печален и светел.
Учитель:
- В чём различие текстов?
- Почему второй текст показался вам красивее, выразительнее?
Радостно и отрешённо пели вокруг птицы. Прямо за домом раскатисто, многоколенно журчало горло дрозда-дерябы. Тут и там застенчиво и озорно цвинькали синички. И где-то вдали ясно и чисто куковала кукушка. Её голос был печален и светел.
Ответ учеников:
- Наречия «украшают» текст, «живописуют» действие, уточняют значения других частей речи, в тексте художественного стиля являются ярким изобразительно-выразительным средством.
Слайд № 7 (тема, цель урока и вопросы-задачи урока)
- Какова же тема нашего урока?
Тема урока: «Какие слова являются наречиями?»
Учитель:
- Запишем тему урока
Слайд № 8 -Какова цель урока? Сформулируйте, опираясь на тему и разобранные примеры.
Ответ учеников:
- Мы должны вспомнить, какие части речи можно считать наречиями, каковы грамматические признаки наречий, на какие вопросы отвечает эта часть речи. Каков главный грамматический признак наречия?
Слайд № 9 (появляются вопросы, на которые мы должны ответить в ходе урока, эти вопросы есть у вас на проектных картах)
- К самостоятельным или служебным частям речи относится наречие?
- Чем наречие отличается от других самостоятельных частей речи?
- Что наречие обозначает? На какие вопросы отвечает?
- Какой главный морфологический признак имеет наречие?
- К каким словам чаще всего примыкает наречие?
- Каким членом предложения обычно бывает наречие?
Проектные карты у учащихся:
Какие слова являются наречиями?
- Наречие – не новая для вас часть речи, попробуем поработать над темой, составим проекты. Вы разбиты на 3 групп, у каждой группы своё задание. Внимательно прочитайте инструкции и приступайте к их выполнению. На эту работу даётся 15 минут. Если вы справились с работой раньше, для вас на карточках дополнительное задание.
Слайд №10
Перед началом работы распределите роли в группе, разобрав их на карточках:
- руководитель группы, оценивающий работу по баллам каждого,
- выступающий,
- записывающий,
- рисующий,
- следящий за временем
Физкультминутка.
Используем для разминки наречия: вверх, вправо, вниз, вперёд.
Представление работы групп. Защита проектов (15 мин.).
Учитель напоминает:
- Во время выступления групп не забывайте заполнять свои проектные карты.
Лексическая разминка.
Я вам хочу рассказать о происхождении фразеологизма «На всю Ивановскую»
Слайд №12
В Московском Кремле, у колокольни Ивана Великого, была в старину площадь, называвшаяся Ивановской. Здесь постоянно толпился народ, обменивались слухами и новостями. Вступая в торговые сделки. Тут же (ведь ни газет, ни радио тогда не было) «площадные подьячие» и глашатаи громким голосом, на всю Ивановскую, оглашали указы и приказы.
Так и закрепилось в языке выражение для обозначения особенно громкого крика.
Слайд №13
Проверим творческое задание:
Был полдень, сильно палило солнце. На горизонте появилась черная туча, которая грозно двигалась с запада на восток. Внезапно подул ветер. Молодая березка тотчас затрепетала. Порывистый ветер усиливался. Вдали сверкнула молния, неожиданно раздался первый удар грома. Спеша укрыться, испуганно заметались птицы.
- Мы не только оживили текст, но и пополнили свой активный запас наречий.
Итоги урока
Слайд №14
- Что вы сегодня узнали на уроке?
-Что такое наречие?
-На какие вопросы отвечает наречие?
-С какими словами связано в предложении?
-Каким членом предложения является?
Тестовое задание. У каждого учащегося тест на парте и высвечивается на экране, затем самопроверка, ответы на слайде.
1.Какие слова являются наречиями?
А) третий
Б) тройка
В) трижды
Г) три
2.Отметьте словосочетания с наречиями:
А) думать о многом
Б) умный брат
В) действовал уверенно
Г) пришел в школу
3.Отметьте, где выделенная буква не является словосочетанием
А) братство
Б) окно
В) хорошо
Г) богатство
4.Отметьте синоним фразеологизма «Во всю Ивановскую»
А) далеко
Б) честно
В) хорошо
Г) громко
Оценки за урок.
- Домашнее задание. Домашнее задание: творческая работа «Сказка о наречии». § 7, учить правила
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Наречие как часть речи. Правописание наречий.
Цель:обобщить знания по теме «Наречие»; совершенствовать орфографические навыки, формировать умения образовывать наречия и употреблять их в речи. Развивать умения безошибочно выполня...
Урок русского языка в 7 классе по теме "Наречие как часть речи. Грамматические признаки наречия" по программе С.И. Львовой.
Презентация к уроку русского языка в 7 классе по теме "Наречие как часть речи. Грамматические признаки наречия" по программе С.И. Львовой....
Тема урока: Наречие как часть речи. Использование наречий в речи
Познакомить учащихся с наречием как частью речи...
Конспект урока: Наречие как часть речи. Правописание наречий.
Конспект урока "Наречие как часть речи. Правописание наречий" представляет собой разработку, включающую в себя сценарий урока для учителя,опорный конспект для учащегося и мультимедийная презентация. К...
Презентация по теме: "Наречие как часть речи. Правописание наречий. Морфологический разбор"
Наречие как часть речи. Правописание наречий. Морфологический разбор...
Наречие как часть речи. Разряды наречий по значению
Маршрутный лист дистанционного урока...
Урок.Встреча с наречием. Наречие как часть речи.
Урок проведён в 6 классе углублённого изучения русского языка...