Урок "Полные и неполные предложения" в 8 классе
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
Технология деятельностного метода обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_polnye_i_nepolnye_predlozheniya_8_klass.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока «Полные и неполные предложения»
Цели урока: 1) развитие учебно-познавательной, коммуникативной и
информационной компетентностей обучающихся;
2) воспитание художественного восприятия окружающего мира,
культуры речи;
3) в результате изучения темы обучающиеся будут знать:
что такое полное и неполное предложения,
разновидности неполных предложений,
когда в неполных предложениях ставится тире;
будут уметь: находить неполные предложения в тексте,
правильно оформлять их на письме,
определять стилистическую роль неполных предложений.
Оборудование урока: презентация, у каждого обучающегося лист с печатными
материалами к уроку (см. приложение к уроку).
- Организационный момент.
--Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Рады всех видеть на нашем уроке.
- Вводное слово учителя. (Актуализация знаний)
--Итак, начинаем. Грамотный. Все слышали это слово: грамотный человек, грамотный инженер, грамотный рисунок. Какие значения этого слова вы знаете? (ответы учащихся)
В наше время, как никогда, очень важно быть грамотным человеком во всех смыслах, и наш урок станет ещё одной ступенькой в овладении грамотностью пунктуационной, стиль ваших сочинений тоже станет лучше, так как предложения, с которыми нам предстоит познакомиться, очень выразительны.
- Создание проблемной ситуации.
--Прочитайте выразительно текст (слайд 1). У вас он есть на листочках.
--Узнали произведение?
--Чем создается выразительность в высказывании К.Паустовского?
--Охарактеризуйте предложения, входящие в текст, по известным вам признакам.
--Какое затруднение у вас возникло?
-- Да, во втором предложении нет грамматической основы. С такой ситуацией мы ёще не встречались. Какие у вас предположения?
--Вы правы, есть ёще одна характеристика предложения, которой мы не знаем, но познакомимся сегодня. Это и есть тема нашего урока:
«Полные и неполные предложения» (слайд 2)
Ученики записывают тему в тетрадь.
- Постановка учебной задачи.
--Сформулируйте перед собой задачу при изучении темы (слайд №3)
После высказываний учащихся учитель утоняет задачи урока (слайд №4)
--Выберите для себя удобную форму краткой записи важной информации по теме урока и работайте в справочной тетради.
- Открытие нового знания.
5а. --Прочитайте второе предложение в высказывании Паустовского. (слайд №5)
--Понятен ли был его смысл без первого предложения? (Нет, без первого не имеет смысла.)
--А можно ли восстановить необходимые для полноты строения и значения члены предложения? (выделенное учитель записывает на доске). Прочитайте второе предложение, восстановив в нем недостающие члены предложения из первого.
--Вы уже догадались, что второе предложение в тексте – это и есть неполное предложение. Сформулируйте определение неполного предложения.
(Предложение, в котором опущен член (члены), необходимый для полноты строения и значения, но его легко можно восстановить из контекста или речевой ситуации – неполные.)
Учитель приводит примеры неполных предложений, в которых недостающие члены понятны из речевой ситуации.
-- Сформулируйте определение полного предложения.
5б. -- Неполные предложения, как и полные, являются средством общения. Особенно часто мы используем их в устной речи. На экране слайд №7.
--В какой форме? Правильно, в диалоге.
Прочитайте выразительно диалог и найдите в нем неполные предложения. Обратите внимание: у вас на листочках этот диалог записан по-другому. Так оформляется диалог, если он записывается в строку. (Ученики называют слайд №7)
--Неполные предложения в диалоге – это реплики-ответы. Каждое такое предложение прибавляет что-то новое к теме, развертываемой в диалоге. Опускаются члены предложения, содержащие данное.
5в. --Неполными бывают разные по строению предложения. Какие? Поработаем с таблицей, и вы сами сделаете вывод. (слайды №8-13)
Слайд №8 --Чем отличаются предложения на синем фоне от тех, которые на зеленом?
Слайд №9 -- Определите виды односоставных предложений.
Слайд №10 --Дадим ответы на вопросы предложений предпоследней колонки таблицы
Слайд №11
Слайд №12 --Чем объединяются предложения последней и предпоследней колонок?
--Верно, это неполные и полные предложения слайд №13.
--Итак, неполными предложениями бывают… (ученики называют: двусоставные и односоставные, распространенные и нераспространенные). Какими ещё – допишите после работы с учебником.
5г. --Мы говорили, что неполные предложения часто используются в диалогах, это диалогические неполные предложения. (слайд №14)
-- А в монологической речи встречаются неполные предложения? Найдите ответ на этот вопрос в учебнике теории.
--Да, в сложных предложениях. (слайд №14) Приведите примеры. Обратите внимание, что в таких предложениях, как правило, ставится тире. Как называется эта пунктограмма? Вам подскажет опорный материал на стр. 102 учебника «Практика».
--Запишите предложение (один ученик записывает на доске) и обозначьте графически пунктограмму «Тире в неполном предложении».
Юность богата надеждами, а старость – опытом. (Коптяева.)
5д. --Есть ещё одна разновидность неполных предложений – эллиптические
(от «эллипсис» - пропуск члена предложения), в которых опущено сказуемое. Правда, насчет таких предложений у лингвистов нет единого мнения. Одни считают их неполными, другие – назывными, третьи – предложениями особого типа. Вера Васильевна Бабайцева, автор нашего учебника по русскому языку, относит такие предложения к эллиптическим - особой разновидности неполных предложений. Запишем пример и попытаемся понять, почему эллиптические предложения - особая разновидность неполных.
Перед домом яблоня в сугробе, за ночным окном – туман. (Блок.)
--В предложении (и в первой его части, и во второй) пропущены сказуемые, но их не нужно восстанавливать: без них смысл предложения понятен. Они неполные только в структурном плане. Обратите внимание: в эллиптических предложениях для смысла и для строения обязательны сказуемостные второстепенные члены предложения – дополнения и обстоятельства.
--Эллиптические предложения являются средством выразительности. Пропуск сказуемого подчеркивает быстроту, стремительность, напряженность действия. Вспомните такие примеры из «Мойдодыра» Чуковского. ( Например: Я за свечку. Свечка – в печку. Я за книжку. Та бежать.)
5е. --Особый вид неполных предложений образуют так называемые присоединительные конструкции, которые передают мысль, возникшую после основного высказывания. (слайд №14)
Присоединительные неполные являются синтаксическим средством выразительности, и это средство называется парцелляцией. Найдите примеры присоединительных неполных предложений в учебнике развития речи и запишите их в тетрадь.
(--Как найти информацию, если в содержании нет темы «Парцелляция»? Правильно, по предметному указателю.)
--Итак, мы познакомились с видами неполных предложений. Каких?
6. Первичное закрепление материала.
-- Просмотрите свои записи, которые вы вели на уроке. Составьте высказывание по теме урока, пользуясь краткими записями. (Проговаривание каждым учеником информации по своим записям.)
7.--Сопоставьте свои записи с теми, которые вы видите на экране. (слайд №17)
-- Сделайте дополнения.
8. Включение нового знания в систему знаний.
-- Я читаю предложения, а вы их хором завершаете.
Дерево держится корнями, а человек… (друзьями)
Мир освещается солнцем, а человек… (знанием)
Золото добывают из земли, а знания… (из книги)
Землю солнце красит, а человека … (труд)
Учение образует ум, воспитание… (нравы)
( Нравы – характер, совокупность душевных свойств.)
-- Теперь на листочках допишите предложения и напишите как можно больше признаков, объединяющих эти предложения. (Все предложения – пословицы, все – сложные, вторая часть всех предложений – неполные, во всех – тире, все предложения объединены общей темой - «Что красит человека».) (слайд №15)
9. Рефлексия
--Сумели вы решить поставленные перед собой цели?
--Что вам в этом помогло?
--Какие трудности возникли?
10. Домашнее задание.
--Домашнее задание записано у вас на листочках. (слайд №18)
--Прочитайте его. Есть ли у вас вопросы по домашнему заданию?
11. Итоговая рефлексия.
- Что для меня было самым полезным на уроке?
- Самым интересным?
- Самым трудным?
Приложение
- Что можно услышать в Мещерском крае, кроме гула сосновых лесов?
Крики перепелов и ястребов, свист иволги, суетливый стук дятлов, вой волков, шорох дождей в рыжей хвое, вечерний плач гармоники в деревушке. А по ночам – разноголосое пение петухов да колотушку деревенского сторожа (К.Паустовский.)
- - Куда это вы едете? – К дяде Ивану. – А где живет дядя Иван? – Да в Голошубихе! – Где же это будет? – На Волге. – А фанеру зачем везёте? – Лодку делать будем! – Из фанеры-то? – Ну да, из фанеры! (П.Суворов.)
III.
- Дерево держится корнями, а человек …
Мир освещается солнцем, а человек…
Золото добывают из земли, а знания…
Землю солнце красит, а человека…
Учение образует ум, воспитание …
Домашнее задание.
- Связное сообщение «Полные и неполные предложения» (по своим записям)
- Упр.246 (устно ответы на вопросы)
- Письменно задание на выбор:
- Сочинение-миниатюра. Представьте себе, что вы превратились в какой-либо предмет (компьютер, автомобиль, куст сирени…). Опишите, что вы чувствуете, о чем думаете, о чем мечтаете. Постарайтесь использовать в своем тексте разные виды предложений (вопросительные, побудительные, восклицательные, нераспространенные, неполные и др.).
или
- Упр. 241 (все задания)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностический контроль по теме "Односоставные и неполные предложения"в 8 классе
Контроль. Заполнить таблицу удобно...
Односоставные предложения. Неполные предложения. Урок в 11 классе
Повторение и закрепление знаний по теме "Односоставные предложения. Неполные предложения" , 11 класс...
Урок русского языка в 8 классе по теме "Неполные предложения".
Урок русского языка в 8 классе по теме "Неполные предложения". Тип урока: объяснение нового материала....
Урок русского языка в 8 классе по теме «Повторение и обобщение темы «Односоставные и неполные предложения»
Урок- повторение, обобщение...
Методическая разработка по теме "Порядок слов в простом предложении. Односоставные и неполные предложения"
Данная разработка поможет учителю быстро и компактно объяснить сложные для детского восприятия темы уже в 6 классе и закрепить их к итоговой аттестации....
Открытый урок "Второстепенные члены предложения. Односоставные и неполные предложения"
Открытый урок в групах СПО, русский язык, синтаксис....
Конспект урока русского языка. Тема урока: «Неполные предложения. Понятие о неполных предложениях»
Конспект урока русского языка "Неполные предложения."...