Закрепление темы "Чередование". 6 класс
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему
Этот урок поможет учителям провести закрепляющее занятие по теме "Чередование" в 6 классах. Для урока подобраны достаточно интересные приемы и методы, чтобы учащихся урок завлек и было интересно работать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
cheredovanie_6_klass.doc | 94 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Закрепление темы «Чередование»
Цели и задачи: Отрабатывать универсальные учебные действия:
предметные — формировать умение находить в тексте однокоренные слова, отличать их от внешне сходных не однокоренных слов и форм слова, выделять в них корень, развивать навык написания корня в однокоренных словах и слов с изученными орфограммами;
межпредметные – учить работать с толковыми словарями,
личностные — развивать умение работать в группе и в паре.
- Осуществлять дифференцированный подход в обучении.
- Учить анализировать свою работу и находить ошибки.
- Расширять кругозор и лексический запас учащихся.
- Будить творческую инициативу учащихся.
- Формировать и развивать умения думать, анализировать, обобщать, развитие внимания памяти, воображения, сообразительности.
Ход урока
1 Организационный момент
2. Тема и цель урока
3.Повторение пройденного: блиц-опрос «Черный ящик» (учащиеся вытягивают из ящика вопрос и отвечают на них)
- Правописание Ь и Ъ в словах
- Однородные члены
- Однокоренные слова
- Существительные 1 склонения
- Существительные 2 склонения
- Существительные 3 склонения
- Глаголы 1 спряжения
- Глаголы 2 спряжения
- Чем отличаются сложные предложения от простых предложений?
- Всегда мягкие согласны
- Всегда твердые согласные
- Сонорные согласные
- Функции ЕЁЮЯ в языке
- Согласование
- Управление
- Примыкание
- Главные и второстепенные члены
4. Чередование
_ Что такое чередование?
ЧЕРЕДОВАНИЕ _языковое явление, при котором написание слов отличается при сохранении общего лексического значения однокоренных слов.
РЕКА-РЕЧНОЙ К//Ч
ЗАПЕР-ОТПИРАТЬ Е//И
_ Могут ли чередоваться согласные? Как называется в языке этот исторический процесс (ПАЛАТАЛИЗАЦИЯ)
_Вспомним понятие ПОЛНОГЛАСИЕ и НЕПОЛНОГЛАСИЕ. Назовите основные полногласные-неполногласные пары
ОРО-РА
ЕРЕ-РЕ
ОЛО-ЛА
ОЛО-ЛЕ
5. Работа в группах
1 группа: подобрать к словам однокоренные слова с чередованием согласных в корне
Рука | К – ч | |
сухой | Х – ш | |
друг | Г – ж – з | |
водить | Д – ж – жд | |
свет | Т – ч – щ | |
пестрый | Ст – щ | |
веду | Д/т – с | |
любить | Б – бл | |
купить | П – пл | |
ловить | В – вл | |
графить | Ф – фл | |
кормить | М – мл |
2 группа: подобрать слово пару с полногласием
врата | |
злато | |
облако | |
прах | |
пленка | |
стражник | |
безбрежный | |
млечный |
6 Проверка работы в группах
7. Физкультминутка Елочка
http://www.youtube.com/watch?v=5-k62dNOVKk&feature=related
8. Орфоэпическая минутка (СВеча)
Поочереди передавая друг другу свечку проговаривать правильно слова
- Аэропорты
- Безудержный
- Баловать
- Баловень
- Балованный
- Без толку
- Банты
- Бомбардировать
- Водопровод
- Втридорога
- Вручит
- Включат
- Включенный
- Гербовая
- Диспансер
- Договоры
- Досыта
- Досуха
- Диалог
- До ночи
- Донельзя
- Досуг
- Звонит
- Знамение
- Зубчатый
- Закупорить
- Завидно
- Исподволь
- Красивее
- Каталог
- Кухонный
- Кровоточащий
- Ломота
- Ломоть
- Оптовый
- обеспечение
- премировать
- принудить
- плесневеть
- столяр
- сливовый
- свекла
- согнутый
- созыв
- торты
- туфля
- феномен
- ходатайство
- хвоя
- цепочка
- шарфы, шарфом
9 Закрепление Чередование гласных в корне
1) На какие группы делятся чередующиеся гласные в корне?
2) Назовите корни, выбор а или о у которых зависит от последующей согласной.
3) Вспомните и перечислите исключения из этого правила.
4) В каких трех корнях в безударном положении пишется о, а в двух – а?
5) Назовите исключения к четырем корням этой группы.
6) От чего зависит выбор е и и в девяти корнях следующей группы?
7) Назовите их и два корня, где выбор о или а зависит от того же.
8) Какие особенности имеют слова: рассчитать и расчет, считать и сочетание?
9) Как можно различить написание в корнях -мок- – -мак- и -ровн- – -равн-?
10) Знаете ли вы исключения этой группы?
10. Работа в парах
Задание 1. Вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор.
скл_нить голову
затв_рить окно
продукты сг_рания
з_ревать с удочкой
сг_ревший дотла
соб_райся в путь
обж_гающее пламя
сл_гать песни
оп_реться о п_рила
удач(?)ное соч_тание
ст_реть написанное
заст_лать полы
накл_нение глагола
ск_ковая лошадь
на всем ск_ку
ск_чками бежал
зеленая отр_сль
р_дился в Р_стове
Задание 2. Распределите по группам: а) зависит от согласной, б) зависит от ударения, в) зависит от суффикса -а-.
Рассч_таю, изл_гать, накл_ниться, предл_жение, подск_чивший, зам_рание, оз_рение, р_стовщик, уг_релый, выск_чка, Р_стислав, не к_сайся, ск_чками, выд_рнуть, заст_лить, выч_таемое, тв_рение, пром_чу, пробл_ск, р_стение.
Задание 3. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы.
Пл_вец, пр_коснуться, заж_гание, изл_жение, утв_рь, к_сательно, изл_гать, поб_рушка, приг_ревший, приг_рь, притв_рился, оз_рилось, ур_внение, выр_внять, прир_внять, переск_кать, разр_стание, р_стовщический, пром_кать, пом_кать, пл_вуны, заст_лет, ум_ротворение, вым_ршие, бл_снуть, ра_ст_латься, вым_рающие, ум_рли, поз_ревать (с удочкой), р_внина.
Задание 4. Распределите в три колонки: проверяемые гласные, непроверяемые, чередующиеся.
Поп_лнять, прис_дать, в_лнение, вп_чатление, изб_ратели, прик_саться, пос_деть (от горя), пол_жение, вым_кнуть, пл_вчиха, прим_рять (платье), к_нфета, к_торый, ум_рающий, инт_ресный, ст_рожилы (Воронежа), подст_лать, подск_чил, выр_стаю, сг_рел, з_ревать, ур_внение, в_теран, узн_вать, зад_вать, выд_вать, оп_реться, покл_нись.
11. Физкультминутка для глаз
12 Совместная работа
Отгадайте загадки (устно), выпишите слова с чередующейся гласной.
а) Постелю рогожку, посею горошку,
положу калач, никому не взять. (Небо, звезды, месяц.)
б) Что выше леса, краше света, без огня горит? (Солнце.)
в) Белый Тихон с неба спихан.
Где пробегает – ковром устилает. (Снег.)
г) Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает. (Снег.)
д) Осенью в щель заберется, а весной проснется. (Муха.)
е) Летают, кружатся, на землю ложатся,
С земли не встают и тут пропадут. (Листья.)
ж) Сверху зелено, снизу красно, в землю вросло. (Морковь.)
з) Чудо с чудом сошлось кругом:
дыр много, а выскочить некуда. (Решето.)
и) Захочу, так поклонюсь, а поленюсь, так повалюсь. (Топор.)
к) Пришла из лесу птичница кур посчитать. (Лиса.)
л) Летит орлица по синему небу:
крылья распластает, солнышко застилает. (Туча.)
13 Домашнее задание:Мы говорим: • КЛАДЕЗЬ МУДРОСТИ • ГЛАС ВОПИЮЩЕГО В ПУСТЫНЕ • НА СТРАЖЕ ГРАНИЦ • ПРОХЛАДИТЕЛЬНЫЙ НАПИТОК • ДРАГОЦЕННЫЙ ДАР • ВРАТА В РАЙ • КРАТЧАЙШИЙ ПУТЬ
Придумать и записать предложения с данными словосочетаниями.
14 Рефлексия.
Учитель. Какие открытия сделали сегодня на уроке?
Какое задание было самым лёгким?
Какое задание было самым трудным?
О чем хотелось поделиться с родителями?
Задание 7. Вставьте пропущенные буквы. Объясните, от чего зависит выбор гласной в словах с чередованием в корне. Выберите нужное объяснение, поставив знак «+» в таблице.
| Выбор гласной в словах с чередованием в корне зависит | |||
от согласной в корне | от наличия/отсутствия ударения | от суффикса -а- после корня | от лексического значения | |
Зам_рать |
|
|
|
|
Ср_внить |
|
|
|
|
Заг_р |
|
|
|
|
Р_внина |
|
|
|
|
Прод_раться |
|
|
|
|
Ср_внять |
|
|
|
|
Р_стительность |
|
|
|
|
Непром_каемый |
|
|
|
|
З_ря |
|
|
|
|
Обм_кнуть |
|
|
|
|
Прик_сновение |
|
|
|
|
Зап_реть |
|
|
|
|
Заг_релый |
|
|
|
|
Бл_стеть |
|
|
|
|
Отр_сль |
|
|
|
|
Подл_жить |
|
|
|
|
Выр_щенный |
|
|
|
|
Р_сток |
|
|
|
|
К_сание |
|
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация урока "Основные типы химических реакций"(закрепление) 8 класс
Данная презентация может быть использована для закрепления темы....
открытый урок на закрепление 5 класс
урок на закрепление пройденного материала для 5-го класса "Ручные стежки и строчки"....
Урок-закрепление 1 класс
Закрпление полученных знаний о музыкальных инструментах. Работа выполнена по системе Л.Занкова, по учебнику Г.С. Ригиной....
Разработка урока. "Не с существительными. Закрепление". 6 класс
Формирование лингвистической и языковой компетенций (знать правило о правописании не с существительным; уметь при помощи алгоритма применять данное правило на практике; закрепить орфограмму "Не с глаг...
Деепричастный оборот закрепление 7 класс
Русский язык. 7 класс. "Деепричастный оборот" закрепление.Печатный вариант....
"Разделительный мягкий знак. Закрепление" 2 класс
Урок русского языка во втором классе по теме "Разделительный мягкий знак. Закрепление."...
" Фонетика " . Урок-закрепление. ( 5 класс)
" Фонетика " . Урок-закрепление.( 5 класс)...