рабочая программа по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 1 имени К. К. Грота
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТО на заседании методического объединения учителей _русского языка и литературы Протокол № 1 от 25 августа 2014 г. Председатель МО | СОГЛАСОВНО: 25 августа 2014 г. Зам. директора по УВР _________ С.А.Никитина | УТВЕРЖДАЮ: Приказ №_________ от 25 августа 2014 г. Директор школы-интерната № 1 им. К.К.Грота _______ А.В.Мухин |
Рабочая программа
по русскому языку 5 в класса
на 2014-2015 учебный год
Разработана на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида под редакцией (В. В. Воронкова)
Составитель: Мозгунова Ю.И.,
учитель русского языка и литературы
Санкт-Петербург
2014 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основа рабочей программы:
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программ для специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 классы: в 2 сб./ ред. В. В. Воронкова. М.: Владос, 2012
Данная рабочая программа ориентирована учебник «Русский язык. 5 класс. VIIIвид» под редакцией Галунчиковой Н.Г., Якубовской Э.В. Просвещение 2014 и учебник «Русский язык.5 класс для классов VIII вида» под редакцией В.В. Воронковой . М. МИПО РЕ-ПРО, 2007
Данная рабочая программа включает разделы:
-пояснительная записка;
-содержание программы;
-требования к уровню подготовленности обучающихся;
-учебно-тематическое планирование;
-контрольные работы и практические работы;
-перечень учебно-методического обеспечения.
Общая характеристика учебного предмета:
Программа по русскому языку в старших классах специальной (коррекционной) школы имеет коммуникативную направленность. В связи с этим на первый план выдвигаются задачи развития речи учащихся как средства общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности.
Во взаимообусловленном решении этих задач строится содержательная часть программы. Первостепенное внимание уделяется таким синтаксическим структурам, как предложение и текст, обеспечивающим реализацию коммуникативной функции речи и возможность развернуто выражать мысли, точнее понимать высказывания других людей.
Коммуникативно-речевая направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач, так как предполагает большую работу над значением таких языковых единиц, как слово, словосочетание, предложение, текст, и над способами выражения смыслового различия с помощью этих единиц.
Коммуникативно-речевой подход к обучению языку не может быть обеспечен без освоения языковедческого материала, так как языковая и речевая деятельность взаимозависимы. Реализация названного подхода предполагает некоторое смещение акцентов при обучении русскому языку детей с умственной недостаточностью. Работа над усвоением грамматических категорий и орфографических правил перестает быть самоцелью, она реализуется в процессе формирования собственно речевых умений и навыков. Большое значение приобретает не столько запоминание грамматической теории и орфографических правил (как называется, как изменяется), сколько умение применять изученный грамматико-орфографический материал в речевой практике в ее устной и письменной форме.
Так, в теме «Звуки и буквы» дифференциация оппозиционных фонем (мягкие и твердые, звонкие и глухие согласные, раздельное и слитное произношение согласного и гласного в слоге) приобретает значение для практического усвоения смыслоразличительной функции этих звуков и слогов (кадушка — катушка, семья — семя), для обработки четкости произносительных навыков, интонационной выразительности устного высказывания.
Изучая тему «Слово», учащиеся овладевают законами образования слов, подбирают однокоренные слова, наблюдают за единообразным написанием гласных и согласных в корне слова, а затем в приставках и суффиксах. Учащиеся группируют слова по различным грамматическим признакам: предметность, действие, количество; по их лексическому значению: например, глаголы, обозначающие движение, речь, чувства, цвет. Внимание учащихся обращается на слова с противоположным и близким значением, на лексемы, сходные по звучанию, но разные по значению (глиняный — глинистый, экскаватор — эскалатор), на составление и употребление слов с различным эмоционально-оценочным оттенком (дом — домик, дом — домище), на использование слова в контексте художественного образа (солнышко смеется). Учащихся следует обучать точному выбору слов для выражения мысли, их применению в предложении и тексте.
Каждая тема, связанная с усвоением частей речи, включает работу по дифференциации грамматических и семантических признаков, что создает условия для предупреждения ошибок в смешении грамматических категорий, в их правильном использовании в речи, например существительное и прилагательное со значением действия, их изменение и противопоставление глаголу в словосочетании и предложении (быстрый бег, беговая дорожка, бегать быстро).
В программе большое место отводится работе со словосочетанием: составлению словосочетания различных форм (красивое платье, писать письмо, играть на гитаре, весело смеяться), подбору словосочетаний с прямым и переносным значением (прямая дорога — прямой характер), поиску синонимичных пар (вишневый сок и сок из вишни), умению использовать словосочетания в качестве строительного материала целостной структуры предложения. Включение в программу данной языковой единицы обогащает и конкретизирует словарь учащихся, помогает лучше понять образные средства языка, способствует развитию творческого мышления.
Коммуникативно-речевая направленность обучения русскому языку наиболее полно реализуется в теме «Предложение». У учащихся совершенствуется умение строить непохожие по структуре предложения, правильно использовать их в разных стилях речи (разговорный, художественный, деловой). Особое внимание следует уделить точному интонированию предложений, выделению в них логического центра. Учащиеся наблюдают за изменением смысла высказывания в зависимости от переноса логического ударения с одного слова на другое, учатся выражать одну и ту же мысль разными по структуре предложениями, упражняются в чтении и составлении диалогов с опорой на картинку, на текст, на заданную речевую ситуацию.
С помощью осваиваемых языковых средств (части речи, словосочетание, предложение) старшеклассники обучаются конструировать разнообразные тексты. Через все разделы программы проходит тема ознакомления учеников с некоторыми закономерностями построения монологического высказывания. Как показывает практика, без специального обучения учащиеся не могут овладеть связной речью, опираясь только на интуитивный уровень осознания этих закономерностей. Они должны поэтапно освоить в практической деятельности основные законы структурирования текста.
При изучении темы «Текст» у учащихся 5—9 классов формируются следующие умения:
• определять тему и главную мысль готового текста на основе решения вопроса, о ком или о чем говорится в тексте (тема), что является главным о предмете темы (основная мысль);
• выделять ведущую мысль, заключенную в заголовке или в отдельном предложении текста;
• выбирать заголовки к тексту, отражающие его тему или основную мысль, из ряда предложенных учителем;
• определять части текста, на их основе составлять высказывание, используя закрепленную структуру текста: вступление, главная часть, заключение;
• выделять из текста предложения, отмечая языковые средства их связи друг с другом, пользоваться этими средствами в устной и письменной речи: местоимения, текстовые синонимы, наречия и др.;
• отличать повествовательные и описательные тексты, тексты с элементами рассуждения; самостоятельно пользоваться ими в высказываниях;
• подбирать словарь и строить предложения в соответствии со стилем речи;
• с помощью учителя или самостоятельно находить в тексте речевые недочеты: исправлять нарушения в логике и последовательности высказывания; в неточном употреблении слов, в их неоправданном повторе, в нарушении границ предложений, в неверном использовании языковых средств связи.
Разнообразные виды работ на уроках связной письменной речи, которые рекомендуется проводить один раз в месяц, выделены в самостоятельный раздел. Отработанный на уроках грамматики тип текста, его жанр служат основой для выбора видов работы на этих уроках.
Приоритеты речевой деятельности над собственно языковой потребовали некоторых изменений в содержании грамматического и орфографического материала для более адекватного приближения к речевой практике. С этой целью большое внимание уделяется значению языковых единиц, их правильному употреблению в речи. Программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний. В частности, проверка орфограмм подчиняется единому принципу: нахождение проверочных слов, где орфограмма находится в сильной позиции (безударные гласные под ударением, сомнительные согласные перед гласными). Большую роль в систематизации знаний и умений учащихся, в правильном решении орфографических задач приобретает работа по подбору групп однокоренных слов, наблюдению за единообразным написанием орфограмм во всех родственных словах.
Программный материал расположен концентрически: основные части речи, обеспечивающие высказывание (имя существительное, имя прилагательное, глагол), включены в содержание 5 и последующих классов с постепенным наращиванием сведений по каждой из названных тем.
Цели изучения предмета:
дидактические:
- закрепить навыки грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики;
- учить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, развивать у учащихся устную и письменную речь,
- формировать практически значимые орфографические и пунктуационные навыки;
- развивать речь учащихся, обогащать её словарь
- формировать умения участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания
- вырабатывать способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения
воспитательные:
- воспитывать у учащихся воспитывать интерес к родному языку.
- воспитывать стремление совершенствовать свою речь
- воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля
- воспитывать умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения
коррекционные:
- формировать у слабовидящих учащихся правильные представления об окружающем мире;
- обучать оптимальным способам познания окружающего мира и общества;
- овладевать навыками действия в соответствии с алгоритмами, самостоятельного построения алгоритмов, использования невербальных способов общения;
- повышать уровень культуры коммуникации при взаимодействии с окружающими;
- формировать умения получать информацию и передавать другим.
- развивать зрительное, слуховое, тактильное восприятие и узнавания;
- развивать пространственные представления и ориентации;
- развивать наглядно-образное и словесно-логическое мышление;
- корректировать нарушения эмоционально-личностной сферы;
- обогащать словарь;
- корректировать индивидуальные пробелы в знаниях, умениях, навыках.
- совершенствовать навыки ориентирования в задании и планировании своей работы
- корректировать и развивать связную устную речь
Основные виды деятельности учащихся:
- анализ, обобщение, группировка, систематизация элементарного языкового материала
- звукобуквенный анализ слов
- овладение правописанием слов, предложений, текстов
- различение разрядов слов – названия предметов, действий, признаков
- подбор однокоренных слов, разбор слова по составу с помощью учителя
- работа с предложением: его построение, установление связи слов в предложении, нахождение главных и второстепенных членов предложения
- участие в обсуждении темы текста, в выделении основной мысли;
- совершенствование графического навыка
- списывание с письменного и печатного текста, письмо под диктовку, с доски
- самостоятельные письменные работы, которые способствуют воспитанию самостоятельности и самоконтролю
- написание творческих и контрольных работ
- работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя
- развёрнутые объяснения при написании слов с изученными орфограммами, что содействует развитию речи и мышления, приучают к осознанному выполнению задания
- работа над ошибками, способствующая раскрытию причин, осознанию и исправлению ошибок
- работа с учебником
- выполнение письменных, устных заданий
- участие во фронтальном, индивидуальном опросах
Особенности реализации общеобразовательной программы при обучении слепых и слабовидящих:
Имея одинаковое содержание и задачи обучения, адаптированная программа по русскому языку, тем не менее, отличается от программы массовой школы. Эти отличия заключаются в
- Перераспределении учебного материала, так как по программе на курс Русского языка дается 5 часов в неделю (170 часов в год), а учебным планом предусмотрено 4 часа в неделю (136 часов в год) . В соответствии с данной особенностью некоторые темы курса сокращены в часах.
- методических приёмах, используемых на уроках: алгоритмизация деятельности, снятие зрительной и тактильной утомляемости, оптимизация процесса чувственного познания за счёт использования, использования тифлотехнических средств обучения (, прибор «школьник»)
- коррекционной направленности каждого урока;
При организации учебного процесса необходимо учитывать гигиенические требования. Из-за быстрой утомляемости зрения возникает особая необходимость в уменьшении зрительной нагрузки. В целях охраны зрения детей и обеспечения работоспособности необходимо:
- ограничивать непрерывную зрительную нагрузку 15 минутами, отдых между периодами зрительной работы должен составлять не менее 5 минут, если учебная работа связана с констатацией мелких деталей, с подробным прослеживанием процессов, с различением разно-удаленных объектов, то учитель вправе сократить рекомендованное время для зрительной работы;
- включать освещение, создающее комфортную обстановку для восприятия зрительных объектов;
- при чтении, списывании, конспектировании, выполнении письменных заданий с цитированием использовать подставки для книг;
- проводить зрительную гимнастику не менее 1 раза в течение каждого урока.
При работе с иллюстрациями, макетами и натуральными объектами следует:
- предъявлять их с соблюдением тифлопедагогических требований (достаточная освещенность, фон, статичное положение, возможность подойти на расстояние, удобное для восприятия и т.п.);
- комментировать восприятие (называть цвет, размер, положение в пространстве, форму, взаиморасположение объектов и т.п.);
- подбирать правильный размер наглядных пособий;
- использовать подходящие цвета при работе с наглядностью (в случае нарушения цветоразличения обращается внимание на обязательное контрастное изображение объектов и процессов в раздаточном дидактическом материале, особенно деталировку сигнальных признаков предметов, их органов, особенностей строения с помощью контрастных цветов; для частично видящих и слабовидящих учащихся изображения должны иметь высокий контраст (60 - 100%) при цветонасыщенности от 0.7 до 1.0);
- обращать внимание на расстояние до наглядных объектов (предельно минимальные размеры объектов различения зависят от остроты центрального зрения и составляют (В.П. Жохов и др.):
- при остроте зрения 0,01 — 0,03 — 15 мм,
- при остроте зрения 0,04 — 0,08 — 5 мм,
- при остроте зрения 0,09 - 0,2 — 3 мм);
- использовать наглядные объекты, воздействующие и на другие анализаторы.
Таким образом, полностью сохраняя структуру документа, поставленные цели и задачи, а также содержание адаптированная программа составлена в расчете на обучение слабовидящих детей в основной школе в 5 классе.
Краткая характеристика контингента учащихся:
В 5 «в» классе обучается 5 человек, каждый из которых имеет серьёзные нарушения психофизического развития и эмоционально-волевой сферы. В целом, класс гиперактивный, многоуровневый с преобладанием у большинства детей возможностей среднего и ниже среднего уровня. Каждый из детей, наряду со зрительными, имеет множество сопутствующих заболеваний: СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивность), ДЦП (детский церебральный паралич), энцефалопатия различной степени, вальгусные стопы, органическое поражение ЦНС, нарушение питания, дизартрия, ОНР (общее нарушение речи), нарушение осанки. Дети имеют серьёзные нарушения, не позволяющие им легко воспринимать учебный материал предмета «Русский язык». Усвоение норм русского языка вызывает на начальном этапе большие трудности, так как дети с первых уроков не могут осмыслить и запомнить материал, с трудом овладевают терминами и понятиями. В течение продолжительного времени дети достигают среднего уровня и пытаются пользоваться полученными знаниями при выполнении письменных работ. Орфографические навыки формируются медленно и носят неустойчивый характер, нуждаясь в постоянном закреплении. Слабая память, трудности, связанные с концентрацией и удерживанием внимания, неспособность услышать, осмыслить и точно самостоятельно выполнить несложную инструкцию учителя, а также неумение сформулировать свой ответ замедляют темп работы на уроке и требуют продумывания специфических способов подачи, закрепления и проверки учебного материала. Учащиеся Эйвазов Э. Крейцер Э., отстающие от одноклассников в усвоении знаний, должны участвовать во фронтальной работе вместе со всем классом (повторять вопросы, ответы, действия, объяснения за учителем, хорошо успевающими учащимися, списывать с доски, работать у доски с помощью учителя). Для самостоятельного выполнения таким учащимся даются посильные для них задания.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа по Русскому языку включает разделы: «Повторение», «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь».
Повторение
Практические упражнения в составлении и распространении предложений. Связь слов в предложении. Главные и второстепенные члены предложения. Различение предложений по интонации.
Звуки и буквы
Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные. Согласные твёрдые и мягкие. Обозначение мягкости согласных буквами ь, е,ё, и, ю, я. Согласные звонкие и глухие. Правописание звонких и глухих согласных на конце слов. Буквы е, ё, ю, я в начале слова и после гласных. Гласные ударные и безударные. Проверка написания безударных гласных путём изменения формы слова. Алфавит.
Слово
Состав слова. Корень и однокоренные слова. Окончание, приставка, суффикс. Упражнения в образовании слов при помощи приставок и суффиксов.
Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слова.
Непроверяемые гласные и согласные в корне слов.
Правописание приставок. Приставка и предлог.
Разделительный ъ.
Части речи. Общее понятие о частях речи: существительное, глагол, прилагательное. Умение различать части речи по вопросам и значению.
Имя существительное. Понятие об имени существительном. Имена существительные собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые.
Изменение имён существительных по числам (единственное и множественное число).
Род имён существительных, умение различать род (мужской и женский род, средний род).
Мягкий знак (ь) после шипящих в конце слов у существительных женского рода (ночь, мышь) и его отсутствие у существительных мужского рода (мяч, нож).
Изменение существительных по падежам. Умение различать падежи по вопросам.
Понятие о 1, 2, 3-м склонениях существительных.
Первое склонение имён существительных в единственном числе. Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных 1-го склонения. Окончания – ы, - и в родительном падеже ( из комнаты, из деревни), окончание – е в дательном и предложном падежах (к деревне, в деревне), окончания - ей, - ой в творительном падеже (за деревней, за страной).
Второе склонение имён существительных в единственном числе. Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных 2-го склонения. Окончания –а, -я в родительном падеже (с озера, с поля), окончания –у, -ю в дательном падеже (к огороду, к морю), -е в предложном падеже (в городе, в море), окончания –ом, -ем в творительном падеже (за полем, за деревом).
Третье склонение имён существительных в единственном числе. Правописание падежных окончаний существительных 3-го склонения. Окончание –и в родительном, дательном и предложном падежах (с лошади, к лошади, на лошади), окончание –ью в творительном падеже (сиренью).
Упражнения в правописании падежных окончаний имён существительных 1, 2, 3-го склонения. Упражнения в одновременном склонении имён существительных, относящихся к различным склонениям (конь, лошадь; забор, ограда; тетрадь, книга).
Предложение
Главные и второстепенные члены предложения. Предложения нераспространённые и распространённые.
Однородные члены предложения. Однородные подлежащие, сказуемые, второстепенные члены. Перечисление без союзов и с одиночным союзом и. Знаки препинания при однородных членах.
Связная речь
Заполнение дневника учащимися.
Работа с деформированным текстом.
Изложение по предложенному учителем плану (примерная тематика: из жизни животных, школьные дела, поступки учащихся).
Составление предложений и рассказа по вопросам учителя, по картине, серии картин, материалам наблюдений.
Составление рассказа по опорным словам после разбора с учителем (примерная тематика: жизнь класса, школы, проведение каникул, игры зимой).
Деловое письмо: адрес на открытке и конверте, поздравительная открытка, письмо родителям.
Повторение пройденного за год.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ
Основные требования к умениям учащихся
Базовый уровень
Учащиеся должны уметь:
- различать звуки и буквы, звуки гласные и согласные, обозначать их на письме;
- подбирать группы родственных слов (несложные случаи);
- проверять написание безударных гласных, звонких и глухих согласных путём изменения формы слова;
- обозначать мягкость согласных буквой ь;
- разбирать слова по составу;
- выделять имя существительное как часть речи;
Строить простое распространённое предложение;
- связно высказываться устно, письменно (с помощью учителя);
- пользоваться школьным орфографическим словарём.
Учащиеся должны знать:
- алфавит;
- способ проверки написания гласных и согласных (путём изменения формы слова).
Минимальный уровень
Учащиеся должны уметь:
- различать звуки и буквы, звуки гласные и согласные, обозначать их на письме;
- обозначать мягкость согласных буквой ь;
- разбирать слова по составу;
- выделять имя существительное как часть речи;
Строить простое распространённое предложение;
- пользоваться школьным орфографическим словарём.
Учащиеся должны знать:
- алфавит;
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов: всего 136 часа; в неделю 4 часа
1 четверть
9 недель, 36 уроков
№ | Тема урока. Основное содержание | Кол-во час. | Теория, словарь | Тип урока[1] | Основные виды деятельности учащихся[2] | Примечания[3] (корректировка программы в течение учебного года) | |||
Повторение | |||||||||
1-2 | Предложение. Распространение предложений. | 2 | Распространенное и простое предложения | Вводный Комбинированный | Знакомство с учебником, активное участие в беседе, работа с карточками, составление предложений о летних каникулах, запись предложений в тетрадь. Чтение с доски предложения, повторение правила написания предложения, составление предложений по картинкам. распространение предложений с помощью иллюстраций, списывание с доски текста. | ||||
3-4 | Связь слов в предложении. | 2 | Понятие текста | Урок усвоения новых знаний Комбинированный | Работа с деформированным текстом. Подбор подписи к рисункам. Составление предложений из данных в разбивку слов. Составление предложений по вопросу, запись предложений в тетрадь, повторение орфограмм написания, работа с учебником. | ||||
5-7 | Главные и второстепенные члены предложения. | 3 | до свидания | Комбинированные | Повторение главных членов предложения, выделение главных членов предложения из предложений на доске, составление схем, работа с учебником, просмотр презентации, составление предложений по схеме, списывание в тетрадь, составление предложения с дополнением по картинке, выполнение упражнения с поиском предложений без второстепенных членов, нахождение главных и второстепенных членов предложения в тексте. | ||||
8-10 | Различение предложений по интонации. | 3 | Виды предложений по интонации, здравствуй, благодарю, болото | Урок усвоения новых знаний Комбинированные | Анализ предложений по интонации, выделение предложений на группы, активное участие в беседе, составление предложения с дополнением по картинке, выполнение упражнения с поиском предложений на определенную интонацию, списывание текста с доски, работа с учебником и словарем | ||||
Звуки и буквы | |||||||||
11-12 | Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные. | 2 | пассажир, расстояние | Комбинированные | Работа с текстом, ответы на вопросы, работа с карточками, анализ слов по звуковому составу, работа с учебником, слуховой диктант, списывание с доски, составление схемы слов в тетради, работа со словарем. | ||||
13-14 | Согласные твёрдые и мягкие. | 2 | Область, | Комбинированные | Выделение твердых и мягких согласных из слов, ответы на вопросы, работа с карточками, анализ слов по звуковому составу, работа с учебником, слуховой диктант, списывание с доски, составление схемы слов в тетради, работа со словарем. Составление предложений из данных в разбивку слов. | ||||
15-16 | Правописание звонких и глухих согласных. | 2 | Урок усвоение новых знаний Комбинированный | Повторение правил правописания звонких и глухих согласных, анализ слов по звуковому составу, работа с учебником, составление схем слов в тетради, списывание с доски с заданием, составление предложений с заданными словами, нахождение слов в словаре, составление устного диалога на тему «Осень» | |||||
17-18 | Гласные ударные и безударные. | 2 | каникулы | Зрительный диктант, звукобуквенный анализ слова, списывание слов с пропущенными гласными, составление предложений, работа с учебником. | |||||
19 | Диктант «Осень». | 1 | Урок проверки и коррекции знаний | Выполнение слухового диктанта с грамматическими заданиями | |||||
Слово | |||||||||
20-21 | Состав слова. Корень и однокоренные слова. | 2 | Понятие корень слова, родственные слова, граница, охрана | Урок изучения нового материала, комбинированный | Работа с презентацией, прослушивание стихотворения, выделение родственных слов, изучение понятия корень слова, работа с учебником, изучения понятия однокоренные слова, выбор однокоренных слов, работа в тетради, выборочное списывание | ||||
22-23 | Окончание. | 2 | Понятие об окончании слова, инструмент | Урок изучения нового материала, комбинированный | Обобщающая беседа, изучение понятия об окончании слов, выделение окончания в словах, работа с учебником, работа в тетради, списывание текста с доски, выполнение грамматических заданий | ||||
24-25 | Приставка. Правописание приставок. | 2 | Понятие о приставке | Урок изучения нового материала, комбинированный | Обобщающая беседа, изучение понятия о приставке, выделение приставок в словах, образование с помощью приставок новых слов работа с учебником, работа в тетради, списывание текста с доски, выполнение грамматических заданий | ||||
26-27 | Суффикс. Образование слов при помощи суффикса и приставки. | 2 | Понятие суффикса. Способы образования новых слов (без употребления терминов) | Урок изучения нового материала, комбинированный | Обобщающая беседа, изучение понятия суффикса, выделение приставок, корня и суффикса в словах, образование с помощью приставок и суффиксов новых слов, работа с учебником, работа в тетради, работа со словарем | ||||
28-29 | Безударные гласные в корне слова. Сравнение их с ударными гласными. | 2 | Урок изучения нового материала, комбинированный | Обобщающая беседа, чтение слов с доски, подбор нужной орфограммы, работа в тетради, работа с учебником | |||||
30-31 | Проверка безударных гласных путём изменения формы слова. | 2 | север | Урок изучения нового материала, комбинированный | Списывание с доски, активное участие в беседе, разбор слов по составу, работа с учебником, словарный диктант. | ||||
32-33 | Правописание безударных гласных в корне слова. | 2 | Урок изучения нового материала, комбинированный | Изучение орфограммы, работа с учебником, комментированное списывание с доски слов с орфограммой, разбор слов по составу. | |||||
34 | Контрольная работа «Каникулы». | 1 | Урок контроля и проверки знаний | Выполнение контрольной работы | |||||
35-36 | Парные согласные в корне слова. Проверка парных согласных. | 2 | Урок изучения нового материала, комбинированный | Изучение орфограммы, работа с учебником, работа по карточкам, подбор проверочных слов, разбор слов по составу, списывание текста с доски, работа над ошибками |
2 четверть
7 недель, 28 уроков
№ | Тема урока. Основное содержание | Кол-во час. | Теория, словарь | Тип урока | Основные виды деятельности учащихся | Примечания (корректировка программы в течение учебного года) | ||||
Слово (продолжение) | ||||||||||
37. 38. | Правописание парных согласных в корне слова. Словарный диктант. | 2 | Комбинированный Урок обобщения и систематизации знаний | Повторение орфограмм в корне слова, работа с учебником, работа по карточкам, разбор слов по составу, списывание текста с доски, работа над ошибками | ||||||
39. 40. | Способы проверки парных согласных в корне слов. | 2 | беседа | Комбинированный Урок обобщения и систематизации знаний | Просмотр и работа по презентации, ответы на вопросы учителя, анализ слов с парными согласными в корне слова, работа с учебником | |||||
41. 42. | Непроверяемые гласные и согласные в корне слова. | 2 | верблюд | Урок изучения нового материала, комбинированный | Изучение орфограммы, работа с учебником, комментированное списывание с доски слов с орфограммой, разбор слов по составу. | |||||
43. 44. | Приставка и предлог. Правописание приставок. | 2 | Понятие о приставке, предлоге, библиотека | Урок изучения нового материала, комбинированный | Обобщающая беседа, изучение понятия о приставке и предлоге, дифференциация приставок и предлогов из данных слов, изучение орфограммы написания приставок, работа с учебником, работа в тетради, списывание текста с доски, выполнение грамматических заданий | |||||
45. 46. | Разделительный ъ после приставок. Правописание слов с ъ. | 2 | Урок изучения нового материала, комбинированный | Изучение правила написания Ъ после приставок, работа с карточками, работа с учебником, выполнение упражнений на закрепление правила в тетради. | ||||||
47. | Диктант «Синица». Работа над ошибками. | 1 | Урок проверки и контроля знаний | Самостоятельная работа учеников | ||||||
Части речи | ||||||||||
48. 49. | Имя существительное, имя прилагательное, глагол. Упражнения в определении частей речи. | 2 | Понятие о частях речи, долото, забота | Урок изучения нового материала, комбинированный | Обобщающая беседа о частях речи, списывание с доски предложений, нахождение частей речи, работа с учебником, работа с карточками | |||||
50. 51. | Имя существительное. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | 2 | Понятие об одушевленных и неодушевленных именах существительных | Урок изучения нового материала, комбинированный | Устная характеристика имен существительных, списывание с доски имен существительных с подбором пропущенных орфограмм, работа с учебником, знакомство с одушевленными и неодушевленными именами существительными, изучение правила, подбор одушевленных и неодушевленных существительных к другим частям речи. | |||||
52. 53. | Имена существительные собственные и нарицательные. | 2 | Понятия о собственных и нарицательных именах существительных, столица, космос | Урок изучения нового материала, комбинированный | Знакомство с понятием собственных и нарицательных имен существительных, работа с карточками, работа с учебником, списывание текста с пропущенными собственными или нарицательными именами существительными | |||||
54. 55. | Изменение имён существительных по числам. Единственное и множественное число. | 2 | ботинки | Урок изучения нового материала, комбинированный | Изучение правила, подбор имен существительных к разным родовым группам, составление словосочетаний с измменением числа существительного, работа с учебником | |||||
56. 57. 58. | Мужской, женский, средний род имён существительных. | 3 | Герой, род существительного: мужской, женский, средний. | Урок изучения нового материала, комбинированный | Работа с текстом, ответы на вопросы, работа с карточками, анализ существительных по родам, работа с учебником, слуховой диктант, списывание с доски, составление схемы слов в тетради, работа со словарем. | |||||
59. 60. | Упражнения в определении рода существительных. Словарный диктант. | 2 | Урок обобщения и систематизации знаний Комбинированный | Обобщающая беседа по частям речи, выделение имен существительных из предложений, упражнения в определении рода существительных, работа с учебником, словарный диктант | ||||||
61. | Контрольный диктант «На реке». Работа над ошибками. | 1 | Урок контроля и проверки знаний | Самостоятельная работа учеников | ||||||
62. 63. | Правописание имен существительных мужского и женского рода с шипящей (ж, ш, ч, щ) на конце. | 2 | Урок изучения нового материала, комбинированный | Изучение орфограммы, работа с карточками, работа с учебником, выполнение упражнений на закрепление правила в тетради. | ||||||
64. | Закрепление правописания имён существительных. | 1 | адрес, конверт | Урок обобщения и систематизации знаний Комбинированный | Комментированный диктант, словарная работа на изученные орфограммы, работа с учебником, |
3 четверть
10 недель, 40 уроков
№ | Тема урока. Основное содержание | Кол-во час. | Теория, словарь | Тип урока | Основные виды деятельности учащихся | Примечания (корректировка программы в течение уч. года) | |
Части речи (продолжение) | |||||||
65. 66. 67. | Изменение имён существительных по падежам. Определение падежа существительных. | 3 | Понятие падежа овраг, канал | Урок изучения нового материала, комбинированные | Чтение текста с доски, изменение существительных по вопросам, выделение окончаний у имен существительных, знакомство с падежами, работа с учебником, работа с карточками. | ||
68. 69. | Именительный падеж. Упражнения в определении падежа существительных. | 2 | Именительный падеж. | Урок изучения нового материала, комбинированный | Знакомство с именительным падежом, чтение слов с доски, изучение алгоритма для определения падежа существительного, индивидуальные задания, работа с учебником | ||
70. 71. | Родительный падеж. Упражнения в определении падежа существительных. | 2 | Родительный падеж. | Урок изучения нового материала, комбинированный | Знакомство с родительным падежом, чтение слов с доски выписывание только существительных в родительном падеже, индивидуальные задания, работа с учебником | ||
72. 73. | Дательный падеж. Упражнения в определении падежа существительных. | 2 | Дательный падеж. | Урок изучения нового материала, комбинированный | Знакомство с дательным падежом, составление предложений с подбором слов в определенном падеже, индивидуальные задания, работа с учебником | ||
74. 75. | Винительный падеж. Упражнения в определении падежа существительных | 2 | Винительный падеж. веревка | Урок изучения нового материала, комбинированный | Знакомство с винительным падежом, составление предложений с подбором слов в определенном падеже, индивидуальные задания, работа с учебником | ||
76. 77. | Творительный падеж. Упражнения в определении падежа существительных. | 2 | Творительный падеж | Урок изучения нового материала, комбинированный | Знакомство с творительным падежом, составление предложений с подбором слов в определенном падеже, индивидуальные задания, работа с учебником | ||
78. 79. | Предложный падеж. Упражнения в определении падежа существительных. | 2 | Предложный падеж. природа | Урок изучения нового материала, комбинированный | Знакомство с родительным падежом, чтение слов с доски выписывание только существительных в предложном падеже, индивидуальные задания, работа с учебником | ||
80. 81. | Упражнения в определении падежа имени существительного. | 2 | охота | Урок обобщения и систематизации знаний Комбинированный | Обобщающая беседа, выполнение упражнений по определению падежей существительных, работа с учебником | ||
82 | Диктант «В дороге». Работа над ошибками. | 1 | Урок контроля и проверки знаний | Самостоятельная работа учеников | |||
83. 84 | Первое склонение имён существительных. Упражнения в определении склонений. | 2 | Понятие о склонении имен существительных | Урок изучения нового материала, комбинированный | Знакомство со склонениями имен существительных, изучение правила, выделение падежных окончаний, работа с карточкаи, работа с учебником. | ||
85. 86. | Второе склонение имён существительных. Упражнения в определении склонений. | 2 | Урок изучения нового материала, комбинированный | Знакомство со вторым склонением имен существительных, изучение правила, выделение падежных окончаний, работа с карточкаи, работа с учебником. | |||
87. 88. | Третье склонение имён существительных. Упражнения в определении склонений. | 2 | естествознание | Урок изучения нового материала, комбинированный | Знакомство с третьим склонением имен существительных, изучение правила, выделение падежных окончаний, работа с карточками, работа с учебником. | ||
89. 90. | Упражнения в определении склонения существительных. | 2 | Комбинированный Урок обобщения и систематизации знаний | Обобщающая беседа по склонениям имен существительных, выполнение упражнений в определении имен существительных, работа с учебником. | |||
91. 92. | Первое склонение имён существительных в единственном числе. | 2 | Урок изучения нового материала, комбинированный | Анализ слов с доски, выделение окончаний слов, составление таблицы падежных окончаний, изучение правила, работа с учебником | |||
93. | Именительный падеж имён существительных 1-го склонения. | 1 | Урок изучения нового материала | Повторение правила, составление предложений с выделением существительных первого склонения в именительном падеже, работа с учебником | |||
94. | Родительный падеж имён существительных 1-го склонения. | 1 | творог | Урок изучения нового материала | Изучение родительного падежа имени существительного, списывание текста с доски с подбором существительных в нужном падеже, работа с учебником | ||
95. | Дательный падеж имён существительных 1-го склонения. | 1 | защита | Урок изучения нового материала | Изучение дательного падежа имени существительного, списывание слов в сравнительную таблицу родительного и дательного падежей, работа с учебником | ||
96. | Винительный падеж имён существительных 1-го склонения. | 1 | грамота | Урок изучения нового материала | Изучение винительного падежа имени существительного, повторение правила, списывание с доски предложений, определение падежей имен существительных, работа с учебником | ||
97. | Творительный падеж имён существительных 1-го склонения. | 1 | свобода | Урок изучения нового материала | Изучение творительного падежа имени существительного, чтение отрывка из сказки, постановка вопросов к существительным в т.п., выделение окончаний определение падежей имен существительных, работа с учебником | ||
98. | Предложный падеж имён существительных 1-го склонения. | 1 | стамеска | Урок изучения нового материала | Повторение изученных падежей, изучение предложного падежа, списывание словосочетаний с карточек, работа с учебником | ||
99. | Упражнения в написании падежных окончаний существительных 1-го склонения. | 1 | ракета | Урок обобщения и систематизации знаний | Списывание слова с доски, изменение его по падежам, беседа по прочитанному тексту, комментирование орфограмм, работа с учебником, повторение всех падежей имен существительных | ||
100. | Контрольный диктант «Весна пришла». Работа над ошибками. | 1 | Урок контроля и проверки знаний | Самостоятельная работа учеников | |||
101 | Составление рассказа по опорным словам. | 1 | Комбинированный | Чтение слов с доски | |||
102-103 | Закрепление изученного. Словарный диктант. | 2 | Урок закрепления Урок контроля и проверки знаний | Повторение определения существительных первого склонения, работа по карточкам, работа с учебником, написание словарного диктанта | |||
104 | Резервный урок | 1 |
4 четверть
8 недель, 32 уроков
№ | Тема урока. Основное содержание | Кол-во час. | Теория, словарь | Тип урока | Основные виды деятельности учащихся | Примечания (корректировка программы в течение учебного года) | |
105. | Второе склонение имён существительных в ед.ч. | 1 | Урок изучения нового материала | Повторение существительных второго склонения, чтение слов с доски, выписывание существительных второго склонения, работа с учебником | |||
106. | Именительный падеж имён существительных 2-го склонения. | 1 | Урок изучения нового материала | Рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок, списывание с доски, работа по карточкам, повторение правила, работа с учебником. | |||
107. | Родительный падеж имён существительных 2-го склонения. | 1 | Урок изучения нового материала | Изучение родительного падежа имени существительного 2го склонения, списывание текста с доски с подбором существительных в нужном падеже, работа с учебником | |||
108. | Дательный падеж имён существительных 2-го склонения. | 1 | Урок изучения нового материала | Изучение дательного падежа имени существительного 2 склонения, списывание слов в сравнительную таблицу дательного падежа имен суш. 1 и 2 склонения, работа с учебником | |||
109. | Винительный падеж имён существительных 2-го склонения. | 1 | Урок изучения нового материала | Изучение винительного падежа имени существительного 2 склонения, повторение правила, списывание с доски предложений, определение падежей имен существительных, работа с учебником | |||
110. | Творительный падеж имён существительных 2-го склонения. | 1 | остров, матрос, салат | Урок изучения нового материала | Изучение творительного падежа имени существительного 2 склонения чтение стихотворения, постановка вопросов к существительным в т.п., выделение окончаний определение падежей имен существительных, работа с учебником | ||
111. | Предложный падеж имён существительных 2-го склонения. | 1 | отряд, компас | Урок изучения нового материала | Повторение изученных падежей, изучение предложного падежа, списывание словосочетаний с карточек, работа с учебником | ||
112. | Упражнения в написании падежных окончаний существительных 2-го склонения. | 1 | победа | Урок изучения нового материала | Повторение определения существительных второго склонения, работа по карточкам, работа с учебником, упражнения на закрепление | ||
113 | Третье склонение имён существительных в единственном числе. Именительный падеж. | 1 | Урок изучения нового материала | Повторение существительных третьего склонения, чтение слов с доски, выписывание существительных третьего склонения, работа с учебником | |||
114. 115. | Родительный, дательный, предложный падежи существительных 3-го склонения. | 2 | картон | Урок изучения нового материала, комбинированный | Рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок, списывание с доски, работа по карточкам, повторение правила, работа с учебником. | ||
116. 117. | Винительный падеж имён существительных 3-го склонения. | 2 | запад, горизонт | Урок изучения нового материала, комбинированный | Изучение правила, беседа, работа с учебником, списывание слов с доски в винительном падеже, индивидуальные карточки, работа над словарными словами | ||
118. 119. | Творительный падеж имён существительных 3-го склонения. | 2 | орден | Урок изучения нового материала, комбинированный | Подбор предлогов к существительным третьего склонения, повторение падежей, изучение правила, работа с учебником, списывание с доски, обсуждение орфограмм | ||
120 | Упражнения в написании падежных окончаний существительных 3-го склонения. | 1 | колонна, коллекция, салют | Урок обобщения и закрепления знаний | Повторение определения существительных третьего склонения, работа по карточкам, работа с учебником, упражнения на закрепление | ||
121 | Диктант «В степи». Работа над ошибками. | 1 | Урок контроля и проверки знаний | Самостоятельная работа учеников | |||
122. 123. | Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. | 2 | бензин | Комбинированный, урок обобщения и закрепления | работа с карточками, составление предложений о летних каникулах, запись предложений в тетрадь. Чтение с доски предложения, повторение правила написания предложения, составление предложений по картинкам. распространение предложений с помощью иллюстраций, списывание с доски текста. | ||
124. 125. | Распространенные и нераспространенные предложения. | 2 | Комбинированный, урок обобщения и закрепления | Повторение главных членов предложения, распространение предложений с помощью вопросов, составление схем предложений, работа с учебником | |||
126. 127. 128. | Однородные члены предложения с союзами и без них. Знаки препинания. | 3 | верстак, станок | Урок усвоения новых знаний, комбинированные | Изучение правила, списывание предложений с доски с заданием, работа с учебником, повторение орфограмм, словарный диктант | ||
129. 130. | Годовой контрольный диктант «Береги здоровье». Работа над ошибками. | 2 | Урок контроля и проверки знаний | Самостоятельная работа учеников | |||
131-136 | Повторение пройденного за год | 6 | Комбинированные | Выполнение упражнений на повторение, работа у доски, работа с учебником, индивидуальные карточки. |
КОНТРОЛЬНЫЕ И ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ
№ | Тема урока | Вид работы | Тема (содержание) работы | Место выполнения работы |
Диктант «Осень». | Слуховой диктант | Класс | ||
Контрольная работа «Каникулы». | Контрольная работа | Класс | ||
Диктант «Синица». | Диктант | Класс | ||
Контрольный диктант «На реке». | Контрольный диктант | Класс | ||
Диктант «В дороге». | Класс | |||
Контрольный диктант «Весна пришла». | Контрольный диктант | Класс | ||
Диктант «В степи». | Диктант | Класс | ||
Годовой контрольный диктант «Береги здоровье». | Контрольный диктант | Класс |
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Учебники | Учебные пособия | Методические пособия |
1. Н.Г. Галунчикова Русский язык. 5 кл. для классов VIII вида. М. Просвещение, 2014. 2. В.В. Воронкова Русский язык.5 класс для классов VIII вида. М. МИПО РЕПРО, 2007. | 1. Аксенова А.К., Галунчикова Н.Г. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания в 5-9 классах (VIII вид). М. Просвещение, 2004 2. Якубовская Э. В. Методические рекомендации для учителя. Русский язык. 5 класс (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М. Просвещение 2012 |
[1]Урок изучения нового материала (урок ознакомления с новым материалом, актуализации новых знаний, вводный, вступительный, чтения и изучения, чтения и анализа художественного произведения), урок закрепления изученного (тренировочный урок), урок обобщения и систематизации знаний, урок проверки и коррекции знаний (контрольный урок, урок анализа ошибок), комбинированный урок (сочетание закрепления материала, изученного на прошлом уроке, и изучения нового материала, обобщения и систематизации знаний и проверки знаний, закрепления материала, изученного на прошлом уроке (помимо проверки ДЗ!), и обобщения и систематизации знаний, проверки знаний и изучения нового материала.
[2]Участие в беседе, запись лекции, просмотр и анализ компьютерной презентации, кинофрагмента, прослушивание и анализ аудиофрагмента, составление связного письменного высказывания (написание ответа на вопрос, сочинения, изложения), выполнение практикума, самостоятельной работы, лабораторной работы, практической работы, теста, контрольной работы, работы над ошибками, посещение экскурсии по предмету, участие в дискуссии, дидактической игре, семинаре, конференции и т.п.
[3] Заполняется от руки в течение учебного года в случае необходимости изменения количества часов или объединения тем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально¬го государственного образовательного стандарта основ¬ного общего образования второго поколения, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей п
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, Примерной программы осн...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф
Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...
Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »
lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...
Рабочая программа по русскому языку на основе авторской программы М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, Л.А. Тростенцовой, А.Д. Дейкиной (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др.)
Рабочая учебная программа по русскому языку основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по р...