Диалектная лексика
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Клементьева Мария Алексеевна

Знакомство с диалектной лексикой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dialektna_leksika.docx18.35 КБ

Предварительный просмотр:

                                                       Урок русского языка в 6классе                        

                                      МБОУ «Нарышкинская СОШ»

                            «Диалектная лексика»

( на материале говоров с. Нарышкина Вознесенского района Нижегородской области)

Выполнила учитель русского языка и литературы

                 МБОУ «Нарышкинская СОШ»

                    Клементьева Мария Алексеевна

                                               2014

Цели урока:

знакомство с диалектной лексикой как особым пластом русского языка,

развитие интереса к живой народной речи и устному поэтическому творчеству.

                                     Ход урока

1.В начале урока звучит народная музыка

2. Слово учителя

-Добрый день! Вместе с привычным школьным звонком нас позвала сегодня на урок народная музыка. Это не случайно. Тема урока - «Диалектная лексика». Мы отправляемся в удивительное путешествие: из настоящего попадем в прошлое. Представьте себе, что вы в гостях у старой бабушки.

(Разыгрывается костюмированная сценка «Бабушка и внучка»).

Учитель (в роли  бабушки) подзывает ученицу (внучку) к столу.

- Внученька, пойди в чулан, там, в печке, за заслонкой, картошка в чугунке. Ты её вытащи из печки ухватом на порог, и сними утымалкой на пол, пускай остынет.

3. Толкование непонятных слов.

Выясняется, какие слова, произнесенные бабушкой,  девочка  не слышала и  даётся их лексическое значение:

Чулан – кухня

Заслонка - железный полукруг, при помощи которого закрывается отверстие в печь.

Ухват- приспособление в виде завитых рогов, при помощи которого вытаскивают чугуны из печи.

Утымалка- полотенце для посуды.

4.Слово учителя. Слова чулан, заслонка, ухват, утымалка – слова диалектные. Их употребляют  жители определенной местности. Названные слова употребляются жителями  нашей местности.

5.Терминологическая работа.

Диалект- разновидность общенародного языка.

Говор - мельчайшая единица диалектного деления языка, например: говор села Нарышкина Вознесенского района Нижегородской области, рязанские говоры, псковские говоры. Говоры объединяются в наречия.

В русском языке два наречия - южное и северное. Говорам южного наречия, как и русскому литературному языку, свойственно акающее произношение: [акно], [карова].  Так говорят в Курской, Тамбовской,  Рязанской и других областях, расположенных к югу от Москвы.  

Говоры северного наречия – окающие. В нашем селе, как и в Архангельской, Вологодской, Костромской произносят [окно], [корова].  Два слова  в нашей местности произносятся как в южном наречии [палатенце], [падушка]. Между северным и южным наречиями располагаются среднерусские говоры, среди которых встречаются как акающие, так и окающие. Наверное, поэтому и встречаются в нашей местности такие слова. В Нижегородской области есть и акающие, и окающие говоры.

Диалекты (наречия, говоры) изучает раздел языкознания, называемый диалектологией.

6.  Слово учителя о характерных особенностях диалектной лексики.

- Народные говоры- свидетели русской истории. Они сохранили названия предметов крестьянского быта, традиционной одежды, пищи, орудий труда.

Слова, употребляемые только в определенной местности, могут отличаться от общеупотребительных слов особенностями произношения (цасы-часы, сейцас-сейчас).  Характерной чертой старых жителей нашего села является «цоканье»; морфологическими особенностями (например, отсутствием среднего рода: высокий(крылец) –«крыльцо».

7.Исполнение по ролям сказки «Кочеток и курочка»

Жили курочка с кочетком. Пошли они в лес по орехи. Кочеток залез на орешню орехи рвать, а курочке велел на земле подбирать. Вот кинул кочеток орешек и попал курочке в глазок. Курочка пошла – плачет. Едут мимо бояре и спрашивают:

-Курочка, курочка! Что ты плачешь?

- Мне кочеток вышиб глазок.

-Кочеток, кочеток! На что ты курочке вышиб глазок?

- Мне орешня портки разорвала.

- Орешня, орешня! На что ты кочетку портки разорвала?

- Меня козы подглодали

-Козы, козы! На что вы орешню подглодали?

-Нас пастухи не берегут

-Пастухи, пастухи! На что вы коз не бережёте?

-Нас хозяйка блинами не кормит

-Хозяйка, хозяйка! На что  ты пастухов блинами не кормишь?

-А у меня свинья опару пролила

-Свинья, свинья! На что ты у хозяйки опару пролила?

-А у меня волк поросёнка унёс

-Волк, волк! На что ты у свиньи поросёнка унёс?

-Я есть захотел.

8.Лексическое значение слова кочеток: кочет-«петух» (характерно употребление в южном наречии,  но  также употребляется пожилыми жителями нашего села [коцат].

9.Вопрос  классу:

-Почему в сказках, песнях, частушках нередко встречаются диалектные слова?

10. Аудиазапись стихотворения С.Есенина «В хате»

Пахнет рыхлыми драченами,

У порога в дежке квас,

Над печурками точеными

Тараканы лезут в паз.

Вьется сажа над заслонкою,

В печке нитки попелиц,

А на лавке за солонкою —

Шелуха сырых яиц.

Мать с ухватами не сладится,

Нагибается низко,

Старый кот к махотке крадется

На парное молоко.

Квохчут куры беспокойные

Над оглоблями сохи,

На дворе обедню стройную

Запевают петухи.

А в окне на сени скатые,

От пугливой шумоты,

Из углов щенки кудлатые

Заползают в хомуты.

-Для чего автор использует диалектную лексику?

Автор употребляет в этом стихотворении слово драчёна.

Дрочена- большая лепешка из яиц, замешенных на молоке с крупой (пшеном), мукой или тертым картофелем

Это блюдо было любимым у наших жителей села.  Его готовили в каждой семье (Демонстрация этого блюда, приготовленного бабушкой ученика).

11.Знакомство  с «Толковым словарём живого великорусского языка» В.И.Даля

12.Учащиеся называют слова, употребляемые в нашей местности, и составляют «Словарь диалектных слов с. Нарышкина»

Восейка-недавно

Утиральник-полотенце

Баит- говорит

Стирка-тряпка для мытья полов

Ужо-вечером и другие

13.Письменное упражнение.

Распределить слова в два столбика и вставить орфограммы: 1) общеупотребительные; 2) диалектные

К..рзина,  ут..рка, б..рюк, зам..лаживает, к..чели, п..тух, к..чет, п..л..тенце, рушник.

14.Вывод по уроку:

Нужно изучать народные говоры и с уважением относиться к пожилым людям- носителям диалектной речи

15.Д.з. Составить 2-3 словарные  статьи с диалектными словами

                                                               

                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра "Диалектная лексика"

Урок -представление в 6 классе по теме "Диалектная лексика"...

Конспект урока по русскому языку по теме: "Диалектная лексика Астраханского края", 5 класс

Конспект данного урока составлен по учебной программе под редакцией С.И. Львовой в рамках темы "Лексика ограниченного употребления" и связан с внедрением регионального компонента на уроках русского яз...

Презентация к уроку по русскому языку по теме: "Диалектная лексика Астраханского края", 5 класс

Презентация содержит наглядный теоретический материал, лексический материал, а также отрывок из стихотворения астраханского поэта Н.А. Мордовиной, предназначенный для лингвистического анализа....

Диалектная лексика

Данный урок построен в соответствии с динамикой внимания обучающихся, учтено время для каждого задания, чередуются виды деятельности. Во избежание усталости обучающихся чередуются виды работ: творческ...

Открытый урок русского языка в 6 классе "Диалектная лексика"

Урок дан на районном методическом объединении учителей русского языка и литературы в 2012 году...

«Диалектная лексика»

Т Театрализованный  урок-представление....