Диалектная лексика
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 6классе
МБОУ «Нарышкинская СОШ»
«Диалектная лексика»
( на материале говоров с. Нарышкина Вознесенского района Нижегородской области)
Выполнила учитель русского языка и литературы
МБОУ «Нарышкинская СОШ»
Клементьева Мария Алексеевна
2014
Цели урока:
знакомство с диалектной лексикой как особым пластом русского языка,
развитие интереса к живой народной речи и устному поэтическому творчеству.
Ход урока
1.В начале урока звучит народная музыка
2. Слово учителя
-Добрый день! Вместе с привычным школьным звонком нас позвала сегодня на урок народная музыка. Это не случайно. Тема урока - «Диалектная лексика». Мы отправляемся в удивительное путешествие: из настоящего попадем в прошлое. Представьте себе, что вы в гостях у старой бабушки.
(Разыгрывается костюмированная сценка «Бабушка и внучка»).
Учитель (в роли бабушки) подзывает ученицу (внучку) к столу.
- Внученька, пойди в чулан, там, в печке, за заслонкой, картошка в чугунке. Ты её вытащи из печки ухватом на порог, и сними утымалкой на пол, пускай остынет.
3. Толкование непонятных слов.
Выясняется, какие слова, произнесенные бабушкой, девочка не слышала и даётся их лексическое значение:
Чулан – кухня
Заслонка - железный полукруг, при помощи которого закрывается отверстие в печь.
Ухват- приспособление в виде завитых рогов, при помощи которого вытаскивают чугуны из печи.
Утымалка- полотенце для посуды.
4.Слово учителя. Слова чулан, заслонка, ухват, утымалка – слова диалектные. Их употребляют жители определенной местности. Названные слова употребляются жителями нашей местности.
5.Терминологическая работа.
Диалект- разновидность общенародного языка.
Говор - мельчайшая единица диалектного деления языка, например: говор села Нарышкина Вознесенского района Нижегородской области, рязанские говоры, псковские говоры. Говоры объединяются в наречия.
В русском языке два наречия - южное и северное. Говорам южного наречия, как и русскому литературному языку, свойственно акающее произношение: [акно], [карова]. Так говорят в Курской, Тамбовской, Рязанской и других областях, расположенных к югу от Москвы.
Говоры северного наречия – окающие. В нашем селе, как и в Архангельской, Вологодской, Костромской произносят [окно], [корова]. Два слова в нашей местности произносятся как в южном наречии [палатенце], [падушка]. Между северным и южным наречиями располагаются среднерусские говоры, среди которых встречаются как акающие, так и окающие. Наверное, поэтому и встречаются в нашей местности такие слова. В Нижегородской области есть и акающие, и окающие говоры.
Диалекты (наречия, говоры) изучает раздел языкознания, называемый диалектологией.
6. Слово учителя о характерных особенностях диалектной лексики.
- Народные говоры- свидетели русской истории. Они сохранили названия предметов крестьянского быта, традиционной одежды, пищи, орудий труда.
Слова, употребляемые только в определенной местности, могут отличаться от общеупотребительных слов особенностями произношения (цасы-часы, сейцас-сейчас). Характерной чертой старых жителей нашего села является «цоканье»; морфологическими особенностями (например, отсутствием среднего рода: высокий(крылец) –«крыльцо».
7.Исполнение по ролям сказки «Кочеток и курочка»
Жили курочка с кочетком. Пошли они в лес по орехи. Кочеток залез на орешню орехи рвать, а курочке велел на земле подбирать. Вот кинул кочеток орешек и попал курочке в глазок. Курочка пошла – плачет. Едут мимо бояре и спрашивают:
-Курочка, курочка! Что ты плачешь?
- Мне кочеток вышиб глазок.
-Кочеток, кочеток! На что ты курочке вышиб глазок?
- Мне орешня портки разорвала.
- Орешня, орешня! На что ты кочетку портки разорвала?
- Меня козы подглодали
-Козы, козы! На что вы орешню подглодали?
-Нас пастухи не берегут
-Пастухи, пастухи! На что вы коз не бережёте?
-Нас хозяйка блинами не кормит
-Хозяйка, хозяйка! На что ты пастухов блинами не кормишь?
-А у меня свинья опару пролила
-Свинья, свинья! На что ты у хозяйки опару пролила?
-А у меня волк поросёнка унёс
-Волк, волк! На что ты у свиньи поросёнка унёс?
-Я есть захотел.
8.Лексическое значение слова кочеток: кочет-«петух» (характерно употребление в южном наречии, но также употребляется пожилыми жителями нашего села [коцат].
9.Вопрос классу:
-Почему в сказках, песнях, частушках нередко встречаются диалектные слова?
10. Аудиазапись стихотворения С.Есенина «В хате»
Пахнет рыхлыми драченами,
У порога в дежке квас,
Над печурками точеными
Тараканы лезут в паз.
Вьется сажа над заслонкою,
В печке нитки попелиц,
А на лавке за солонкою —
Шелуха сырых яиц.
Мать с ухватами не сладится,
Нагибается низко,
Старый кот к махотке крадется
На парное молоко.
Квохчут куры беспокойные
Над оглоблями сохи,
На дворе обедню стройную
Запевают петухи.
А в окне на сени скатые,
От пугливой шумоты,
Из углов щенки кудлатые
Заползают в хомуты.
-Для чего автор использует диалектную лексику?
Автор употребляет в этом стихотворении слово драчёна.
Дрочена- большая лепешка из яиц, замешенных на молоке с крупой (пшеном), мукой или тертым картофелем
Это блюдо было любимым у наших жителей села. Его готовили в каждой семье (Демонстрация этого блюда, приготовленного бабушкой ученика).
11.Знакомство с «Толковым словарём живого великорусского языка» В.И.Даля
12.Учащиеся называют слова, употребляемые в нашей местности, и составляют «Словарь диалектных слов с. Нарышкина»
Восейка-недавно
Утиральник-полотенце
Баит- говорит
Стирка-тряпка для мытья полов
Ужо-вечером и другие
13.Письменное упражнение.
Распределить слова в два столбика и вставить орфограммы: 1) общеупотребительные; 2) диалектные
К..рзина, ут..рка, б..рюк, зам..лаживает, к..чели, п..тух, к..чет, п..л..тенце, рушник.
14.Вывод по уроку:
Нужно изучать народные говоры и с уважением относиться к пожилым людям- носителям диалектной речи
15.Д.з. Составить 2-3 словарные статьи с диалектными словами
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-игра "Диалектная лексика"
Урок -представление в 6 классе по теме "Диалектная лексика"...
Конспект урока по русскому языку по теме: "Диалектная лексика Астраханского края", 5 класс
Конспект данного урока составлен по учебной программе под редакцией С.И. Львовой в рамках темы "Лексика ограниченного употребления" и связан с внедрением регионального компонента на уроках русского яз...
Презентация к уроку по русскому языку по теме: "Диалектная лексика Астраханского края", 5 класс
Презентация содержит наглядный теоретический материал, лексический материал, а также отрывок из стихотворения астраханского поэта Н.А. Мордовиной, предназначенный для лингвистического анализа....
Диалектная лексика
Данный урок построен в соответствии с динамикой внимания обучающихся, учтено время для каждого задания, чередуются виды деятельности. Во избежание усталости обучающихся чередуются виды работ: творческ...
Открытый урок русского языка в 6 классе "Диалектная лексика"
Урок дан на районном методическом объединении учителей русского языка и литературы в 2012 году...
Урок-конференция "Диалектная лексика на территории села Верхнеспасского Рассказовского района Тамбовской области"
Конспект урока русского языка в 10 классе....
«Диалектная лексика»
Т Театрализованный урок-представление....