Урок-конференция "Диалектная лексика на территории села Верхнеспасского Рассказовского района Тамбовской области"
план-конспект урока по краеведению (10 класс) по теме

Горелкина Ольга Викторовна

Конспект урока русского языка в 10 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka.doc455 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

 в 10 классе

Тема: «Диалектная лексика на территории села Верхнеспасского Рассказовского района Тамбовской области»

Учитель Горелкина О.В.

Рассказово сш №7

2004

Форма урока: урок-конференция.

Цели урока:

  1. знакомство с особенностями диалектной лексики, её местом и значением в современном мире;
  2. выявление диалектных слов сначала в силу собственного восприятия, затем с опорой на словари;
  3. привитие интереса к изучению русского языка, воспитание внимания, бережного отношения к слову, к национальной истории, культуре речи и традициям русского народа.

Оборудование:

  1. компьютер;
  2. телевизор;
  3. видеомагнитофон;
  4. видеозапись;
  5. фотографии;
  6. словари;
  7. карточки;
  8. выставка научной литературы.

(Тема урока и эпиграф записаны на доске.)

Сейчас диалекты уже перестали рассматривать как некий тормоз к распространению литературного языка, сейчас в них чаще стараются видеть резерв языкового развития, драгоценные россыпи языка, его неиссякаемые притоки – то, что предотвращает языковое засыхание, обнищание, упрощение.

В.Г.Руделёв

Ход урока.

I. Организационный момент.

    Объявление темы и цели урока.

II. Открытие конференции.

     Вступительное слово учителя.

III. Научно-практическая конференция.

  1. Слово учителя.

Как важно каждому культурному человеку знать историю своего народа, названия рек в своей местности, климат, характер почв, так важно знать ему и то, как говорят в его крае и в любой точке, где звучит русский язык. Помимо культурного интереса, здесь есть и практический интерес.

Доктор филологических наук, профессор ТГУ им.Державина, человек, изучающий тамбовские говоры на протяжении многих лет, В.Г.Руделев, в одной из своих статей писал (учитель зачитывает эпиграф к уроку).

Поэтому тема, которую мы сегодня затрагиваем, актуальна и злободневна.

I часть конференции.

(Вопросы к конференции распределяются между учащимися за 3 недели.  Учащиеся готовятся по группам.)

Выступления учащихся.

  1. Диалектическая лексика как разновидность национального языка. (1 группа)
  2. Основные группы диалектных слов. (2 группа)
  3. Диалектная лексика в художественной литературе. (3 группа)
  4. Диалектная лексика, представляемая в «Словаре русского языка» С.И.Ожегова. (1 группа)

Практическое задание.

Группы представляют карточки с диалектными словами, выписанными из «Словаря русского языка» С.И.Ожегова.  Карточки оформлены по типу словарной статьи. Делается вывод, из каких частей она состоит.

  1. Тамбовская диалектная лексика, представленная в «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И.Даля. (2 группа)

Практическое задание.

Группы представляют карточки с тамбовскими  диалектными словами, выписанными из словаря В.И.Даля. Сравниваются словарные статьи словарей С.И.Ожегова и В.И. Даля.

  1. История исследования тамбовских говоров. (3 группа)

II часть конференции

Выступления учащихся.

  1. История села Верхнеспасского. (1 группа)
  2. Заочная экскурсия в село Верхнеспасское. (2 группа)

(Для проведения экскурсии используются фотографии, компьютер.)

  1. Жители села Верхнеспасского. (3 группа)

(Используются фотографии и компьютер.)

III часть конференции

(практическая)

Диалектная лексика села Верхнеспасского.

  1. Группы представляют собранные ими диалектные слова. Слова записаны на карточках. Карточки составлены по типу статьи.
  2. Учащимся предлагается просмотреть видеозапись беседы с жительницей села Верхнеспасского Слюняевой М.И.

(Перед просмотром каждая группа получает карточку с заданием.)

Карточка.

        Запишите диалектные слова, которые употребила в своей речи Слюняева М.И.

        Составьте словарную статью для одного из этих слов.

Взаимопроверка.

Группы меняются составленными словарными статьями, проверяют их правильность и озвучивают.

Беседа.

        - Какие ещё диалектные слова употребила в своей речи Слюняева М.И?

        - Понятно ли вам значение этих слов?

(Учитель объясняет значение некоторых диалектных слов.)

IV. Подведение итогов конференции.

        - Нужно ли современному человеку изучать диалектную лексику? Для чего?

        - Согласны ли вы со словами В.Г. Руделёва?

V. Заключительное слово учителя.

Литература.

  1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.1-4 – М: Русский язык, 1976-1980.
  2. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М: Просвещение, 1993.
  3. Словарь русских народных говоров. – Л: Наука, 1982.
  4. Диалектология и фольклор Тамбовского края. – Тамбов, 1989.
  5. Сборник научных работ, посвященный 20-летию Тамбовской лингвистической школы. – Тамбов, 1996.
  6. Сентябрьские страницы. К Дням литературы на Тамбовщине. – Тамбов, 1992.
  7. Экология языка и речи. Межвузовский сборник научных трудов.– Тамбов, 1991.
  8. Экология  языка и речи. Слово в диалектном тексте.– Тамбов, 1999.
  9. Экология языка и речи. Слово в школе.– Тамбов, 2000.

Выступления учащихся

Карточки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОЧЁТНЫЕ ГРАЖДАНЕ СТАРОЮРЬЕВСКОГО РАЙОНА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОЧЁТНЫЕ ГРАЖДАНЕ СТАРОЮРЬЕВСКОГО РАЙОНА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ...

Филиал МБОУ Токаревской средней общеобразовательной школы № 1 в с. Полетаево Токаревского района Тамбовской области учитель ОБЖ Семенова Елена Ивановна ОБЖ 9 класс ТЕМА: Международный терроризм - угроза национальной безопасности России.

В последнее время мы часто слышим  слово терроризм, террористы, захват заложников и т. д. Ребята, а вы знаете, что означает это понятие?  (Ответы учащихся)         ...

Филиал МБОУ Токаревской средней общеобразовательной школы № 1 в с. Полетаево Токаревского района Тамбовской области учитель ОБЖ Семенова Елена Ивановна ОБЖ 9 класс ТЕМА: Международный терроризм - угроза национальной безопасности России.

В последнее время мы часто слышим  слово терроризм, террористы, захват заложников и т. д. Ребята, а вы знаете, что означает это понятие?  (Ответы учащихся)         ...

Педагогический проект "Чему нас учит ОБЖ" Филиал МБОУ Токаревской средней общеобразовательной школы № 1 в с. Полетаево Токаревского района Тамбовской области учитель ОБЖ Семенова Елена Ивановна

Основная задача ОБЖ – подготовить обучающихся к безопасному поведению в повседневной жизни, в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, сформировать у них навы...