Урок-игра "Диалектная лексика"
план-конспект урока (русский язык, 6 класс) на тему

Урок -представление в 6 классе по теме "Диалектная лексика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_dialektnaya_leksika.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

                   Урок- представление «Диалектная лексика»

         Цель урока: познакомить учащихся с диалектной лексикой как особым пластом русского языка, развить интерес к живой народной речи и устному поэтическому творчеству.

                                                        Ход урока

1. Слово учителя. Здравствуйте, ребята! Тема урока «Диалектная лексика». Сейчас мы с вами отправимся в удивительное путешествие. Представьте, что мы приехали в гости к бабушке и дедушке, которые живут на хуторе Черкесовский. Волгоградской области.

2. /Учениками разыгрывается костюмированная сценка «Бабушка ,дедушка и внук »/.

- Внучек, бери рогач, доставай махотку из пригрубка. А ты помой поташки. Вот и дед пришел. Ну, как рыбалка?

- На усынках был, чекамаса поймал да серушек.

- Ах ты мой могутной! Вот и наварим щарбы, внучка побалуем! Чирики снимай, надевай парцменки. Руки мойте, да берите не утиральник, а рушник.

- Какие слова вам не понятны? Почему?

3. Дается толкование слов: рогач- «ухват»; махотка – «горшок»; пригрубок – «печка»; поташки – «помидоры»; усынка – «узкое место в реке»; серушка – «плотва»; могутной – «непоседливый»; щарба –«уха»;  чирики – «любая обувь»; парцменки – «комнатные тапочки»; утиральник – «полотенце для рук»; рушник – «полотенце для гостей».

Эти слова диалектные. Их употребляют жители определенной местности.

 4.Чтение правила по учебнику ( стр.32).

5.Терминологическая работа.

- Диалект- разновидность общенародного языка. Говор – мельчайшая единица диалектного деления языка, например: слова, приведенные в сценке из хутора Черкесовский  Волгоградской области. Говоры объединяются в наречия. В русском языке два наречия -южное и северное. Говорам южного наречия, как и русскому литературному языку, свойственно акающее произношение: а и о в безударном слоге звучат одинаково; (акно), (карова). Так говорят в Курской, Тамбовской, Рязанской и других областях, расположенных к югу от Москвы, в значительной части Волгоградской области. Говоры северного наречия - окающие. В Архангельской, Вологодской, Костромской областях произносят: (окно), (корова).

 Между северным и южным наречиями располагаются среднерусские говоры, среди которых встречаются как акающие, так и окающие. Диалекты (наречия, говоры) изучает раздел языкознания, называемый диалектологией.

 Учитель отмечает характерные особенности диалектной лексики.

 - Народные говоры-свидетели русской истории. Они сохранили названия предметов крестьянского быта, традиционной одежды, пищи, орудий труда. Слова, употребляемые только в определённой местности, могут отличаться от общеупотребительных слов особенностями произношения (святы-цветы, хвартук-фартук), ударения (мухб, былу), словообразования (волчиха-волчица, спервака- сперва), морфологическими особенностями (например, отсутствием категории среднего рода (высокий) крылец-крыльцо, (свежая) масла-масло).

 Иногда общеупотребительные слова используются в говорах в несвойственном для литературного языка значении (барсук-детёныш дикого кабана). Наконец, говорам известна лексика, не имеющая родственных слов в литературном языке.

6. Учащиеся исполняют по ролям сказку «Кочеток и курочка»                        

 «Жили курочка с кочетком. Пошли они в лес по орехи. Кочеток залез на орешню орехи рвать, а курочке велел на земле орехи подбирать. Вот кинул кочеток орешек и попал курочке в глазок. Курочка пошла – плачет. Едут мимо бояре и спрашивают:

    - Курочка, курочка! Что плачешь?

    - Мне кочеток вышиб глазок.

    - Кочеток, кочеток! На что ты курочке вышыб глазок?

    - Мне орешня портки разорвала.

    - Орешня, орешня! На что кочетку портки разорвала?

    - Меня козы подглодали.

    - Козы, козы! На что вы орешню подглодали?

    - Нас пастухи не берегут.

    - Пастухи, пастухи! На что вы коз не бережёте?

    - Нас хозяйка блинами не кормит.

    - Хозяйка, хозяйка! На что ты пастухов блинами не кормишь?

    - А у меня свинья опару пролила.

    - Свинья, свинья! На что ты у хозяйки опару пролила?

    - У меня волк поросенка унес.

    - Волк, волк! На что ты у свиньи поросёнка унес?

    - Я есть захотел».

 Выясняется значение слова «кочеток»: кочет – петух (в южнорусских говорах).

 

Вопрос к классу:

    - Почему в сказках, песнях, частушках нередко встречаются диалектные слова?

 

 7.Группа ребят знакомит одноклассников с народной игрой «Корчма».

 Корчмой в старину называли трактир, постоялый двор. Правила игры таковы. Назначаются хозяин и хозяйка, остальные игроки выбирают названия различных домашних  предметов ( печь, стол, самовар, рушник, ложка, махотка и т. д.).

 Хозяева ведут беседу, упоминая то один предмет, то другой. Услышав своё название, нужно повернуться вокруг себя. Невнимательные игроки штрафуются выполняют задания хозяев.

    - Хозяин, не затопить ли нам печь?

    - Отчего же не затопить? Только сначала со стола прибери.

    - Да стол у нас чистый. А вот куда рушник девался?

    - Посмотри на печке, хозяюшка!

    - Да у нас печки-то нет!

    - А самовар у нас есть?

    - Есть, есть! На столе стоит, закипает.

    - А вот стола-то у нас и нет!

    - А махотка где?

    - Какая махотка? Та, что рушником накрыта?

    - Где же ты видишь рушник?! А, ну неси самовар!

    - Да нет у нас самовара. Пойду ложку поищу.

    - И ложки тоже нет. Осталась одна махотка. А теперь, вещи дорогие, потешьте нас! Ты, стол, загадку загадай, а ты печка, отгадывай. Ты , рушник, расскажи сказку. А ложка да самовар пусть частушки поют!

 

8.Учитель знакомит ребят с «Толковым словарём живого великорусского языка» В.И. Даля

9. Работа по теме.

В качестве письменного упражнения предлагается правильно распределить слова в два столбика: 1) общеупотребительные;  2) диалектные.

 Волк, кочет, утиральник, поташки, бирюк, п…тух, п…л…тенце. Рушник, п…мидоры, щарба, пригрубок, могутный, печка, уха, рушник, непоседливый.

 

10.Домашнее задание.

Составить 2-3 словарные статьи с диалектными (областными) словами по образцу:

   Махотка, -и, ж. обл. –Глиняный горшок. Махотка из под молока.

 11. Итог урока.

Учитель говорит о необходимости изучения народных говоров, о внимании и уважении, которых заслуживают живое русское слово и сельские жители-носители диалектной речи.

                                     

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Лексико-грамматические упражнения на базе лексики и грамматики урока 10 учебника английского языка Для VI класса школ с углубленным изучением английского языка авторов О.В. Афанасьевой, И.В.Михеевой.

 Презентация. Лексико-грамматические упражнения на базе лексики и грамматики  урока 10           учебника английского языкадля VI класса школ с угл...

Презентация по теме I love food (тренировка лексики по теме, отработка лексико-грамматического материала (специальные вопросы в Present Simple и Progressive)

Данная презентация разработана для преподавателей английского языка в 6 классах. Идет отработка лексики по теме "I love food" и употребления специальных вопросов в Present Simple/Progressive...

Путешествие в Лексику (Обобщающий урок по разделу русского языка «Лексика»)

Одним из важных элементов обучения является обобщение и закрепление знаний. На уроке в занимательной форме повторяются и закрепляются ключевые понятия лексики: омонимы, синонимы, устаревшие слова и др...

Методическая разработка на тему: «Обучение лексике иностранного языка в медицинском колледже» (Комплекс лексико – грамматических упражнений)

Настоящая методическая разработка предназначена для преподавателей иностранного языка медицинского колледжа. Её цель – ознакомление с новым методом преподавания иностранного языка – лингвосоциок...

Обобщение и систематизация изученного по теме «Лексика» 6 класс «Путешествие в страну «Лексика»

Конспект урока обобщения и систематизации  изученного по теме «Лексика» 6 классФорма урока: Урок-путешествиеОборудование:Ø КомпьютерØ Мультимедийная аппаратураØ Презентация PowerPointØ Карта зада...

Лексика. Группы слов лексики.

Модульное обучение. Проектная деятельность обучающихся.  Материал по теме "Лексика" изучается посредством проектной деятельности обучающихся. Каждая группа по плану -заданию изучает свою тему, вы...

Презентация к обобщающему уроку по теме «Лексика» в 5 классе: «Путешествие по океану Лексики»

Аннотация к уроку:            Урок русского языка в 5 классе по теме «Лексика» является результатом проектирования учебного заня...