Урок-игра "Диалектная лексика"
план-конспект урока (русский язык, 6 класс) на тему
Урок -представление в 6 классе по теме "Диалектная лексика"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_dialektnaya_leksika.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок- представление «Диалектная лексика»
Цель урока: познакомить учащихся с диалектной лексикой как особым пластом русского языка, развить интерес к живой народной речи и устному поэтическому творчеству.
Ход урока
1. Слово учителя. Здравствуйте, ребята! Тема урока «Диалектная лексика». Сейчас мы с вами отправимся в удивительное путешествие. Представьте, что мы приехали в гости к бабушке и дедушке, которые живут на хуторе Черкесовский. Волгоградской области.
2. /Учениками разыгрывается костюмированная сценка «Бабушка ,дедушка и внук »/.
- Внучек, бери рогач, доставай махотку из пригрубка. А ты помой поташки. Вот и дед пришел. Ну, как рыбалка?
- На усынках был, чекамаса поймал да серушек.
- Ах ты мой могутной! Вот и наварим щарбы, внучка побалуем! Чирики снимай, надевай парцменки. Руки мойте, да берите не утиральник, а рушник.
- Какие слова вам не понятны? Почему?
3. Дается толкование слов: рогач- «ухват»; махотка – «горшок»; пригрубок – «печка»; поташки – «помидоры»; усынка – «узкое место в реке»; серушка – «плотва»; могутной – «непоседливый»; щарба –«уха»; чирики – «любая обувь»; парцменки – «комнатные тапочки»; утиральник – «полотенце для рук»; рушник – «полотенце для гостей».
Эти слова диалектные. Их употребляют жители определенной местности.
4.Чтение правила по учебнику ( стр.32).
5.Терминологическая работа.
- Диалект- разновидность общенародного языка. Говор – мельчайшая единица диалектного деления языка, например: слова, приведенные в сценке из хутора Черкесовский Волгоградской области. Говоры объединяются в наречия. В русском языке два наречия -южное и северное. Говорам южного наречия, как и русскому литературному языку, свойственно акающее произношение: а и о в безударном слоге звучат одинаково; (акно), (карова). Так говорят в Курской, Тамбовской, Рязанской и других областях, расположенных к югу от Москвы, в значительной части Волгоградской области. Говоры северного наречия - окающие. В Архангельской, Вологодской, Костромской областях произносят: (окно), (корова).
Между северным и южным наречиями располагаются среднерусские говоры, среди которых встречаются как акающие, так и окающие. Диалекты (наречия, говоры) изучает раздел языкознания, называемый диалектологией.
Учитель отмечает характерные особенности диалектной лексики.
- Народные говоры-свидетели русской истории. Они сохранили названия предметов крестьянского быта, традиционной одежды, пищи, орудий труда. Слова, употребляемые только в определённой местности, могут отличаться от общеупотребительных слов особенностями произношения (святы-цветы, хвартук-фартук), ударения (мухб, былу), словообразования (волчиха-волчица, спервака- сперва), морфологическими особенностями (например, отсутствием категории среднего рода (высокий) крылец-крыльцо, (свежая) масла-масло).
Иногда общеупотребительные слова используются в говорах в несвойственном для литературного языка значении (барсук-детёныш дикого кабана). Наконец, говорам известна лексика, не имеющая родственных слов в литературном языке.
6. Учащиеся исполняют по ролям сказку «Кочеток и курочка»
«Жили курочка с кочетком. Пошли они в лес по орехи. Кочеток залез на орешню орехи рвать, а курочке велел на земле орехи подбирать. Вот кинул кочеток орешек и попал курочке в глазок. Курочка пошла – плачет. Едут мимо бояре и спрашивают:
- Курочка, курочка! Что плачешь?
- Мне кочеток вышиб глазок.
- Кочеток, кочеток! На что ты курочке вышыб глазок?
- Мне орешня портки разорвала.
- Орешня, орешня! На что кочетку портки разорвала?
- Меня козы подглодали.
- Козы, козы! На что вы орешню подглодали?
- Нас пастухи не берегут.
- Пастухи, пастухи! На что вы коз не бережёте?
- Нас хозяйка блинами не кормит.
- Хозяйка, хозяйка! На что ты пастухов блинами не кормишь?
- А у меня свинья опару пролила.
- Свинья, свинья! На что ты у хозяйки опару пролила?
- У меня волк поросенка унес.
- Волк, волк! На что ты у свиньи поросёнка унес?
- Я есть захотел».
Выясняется значение слова «кочеток»: кочет – петух (в южнорусских говорах).
Вопрос к классу:
- Почему в сказках, песнях, частушках нередко встречаются диалектные слова?
7.Группа ребят знакомит одноклассников с народной игрой «Корчма».
Корчмой в старину называли трактир, постоялый двор. Правила игры таковы. Назначаются хозяин и хозяйка, остальные игроки выбирают названия различных домашних предметов ( печь, стол, самовар, рушник, ложка, махотка и т. д.).
Хозяева ведут беседу, упоминая то один предмет, то другой. Услышав своё название, нужно повернуться вокруг себя. Невнимательные игроки штрафуются выполняют задания хозяев.
- Хозяин, не затопить ли нам печь?
- Отчего же не затопить? Только сначала со стола прибери.
- Да стол у нас чистый. А вот куда рушник девался?
- Посмотри на печке, хозяюшка!
- Да у нас печки-то нет!
- А самовар у нас есть?
- Есть, есть! На столе стоит, закипает.
- А вот стола-то у нас и нет!
- А махотка где?
- Какая махотка? Та, что рушником накрыта?
- Где же ты видишь рушник?! А, ну неси самовар!
- Да нет у нас самовара. Пойду ложку поищу.
- И ложки тоже нет. Осталась одна махотка. А теперь, вещи дорогие, потешьте нас! Ты, стол, загадку загадай, а ты печка, отгадывай. Ты , рушник, расскажи сказку. А ложка да самовар пусть частушки поют!
8.Учитель знакомит ребят с «Толковым словарём живого великорусского языка» В.И. Даля
9. Работа по теме.
В качестве письменного упражнения предлагается правильно распределить слова в два столбика: 1) общеупотребительные; 2) диалектные.
Волк, кочет, утиральник, поташки, бирюк, п…тух, п…л…тенце. Рушник, п…мидоры, щарба, пригрубок, могутный, печка, уха, рушник, непоседливый.
10.Домашнее задание.
Составить 2-3 словарные статьи с диалектными (областными) словами по образцу:
Махотка, -и, ж. обл. –Глиняный горшок. Махотка из под молока.
11. Итог урока.
Учитель говорит о необходимости изучения народных говоров, о внимании и уважении, которых заслуживают живое русское слово и сельские жители-носители диалектной речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация. Лексико-грамматические упражнения на базе лексики и грамматики урока 10 учебника английского языка Для VI класса школ с углубленным изучением английского языка авторов О.В. Афанасьевой, И.В.Михеевой.
Презентация. Лексико-грамматические упражнения на базе лексики и грамматики урока 10 учебника английского языкадля VI класса школ с угл...
Презентация по теме I love food (тренировка лексики по теме, отработка лексико-грамматического материала (специальные вопросы в Present Simple и Progressive)
Данная презентация разработана для преподавателей английского языка в 6 классах. Идет отработка лексики по теме "I love food" и употребления специальных вопросов в Present Simple/Progressive...
Путешествие в Лексику (Обобщающий урок по разделу русского языка «Лексика»)
Одним из важных элементов обучения является обобщение и закрепление знаний. На уроке в занимательной форме повторяются и закрепляются ключевые понятия лексики: омонимы, синонимы, устаревшие слова и др...
Методическая разработка на тему: «Обучение лексике иностранного языка в медицинском колледже» (Комплекс лексико – грамматических упражнений)
Настоящая методическая разработка предназначена для преподавателей иностранного языка медицинского колледжа. Её цель – ознакомление с новым методом преподавания иностранного языка – лингвосоциок...
Обобщение и систематизация изученного по теме «Лексика» 6 класс «Путешествие в страну «Лексика»
Конспект урока обобщения и систематизации изученного по теме «Лексика» 6 классФорма урока: Урок-путешествиеОборудование:Ø КомпьютерØ Мультимедийная аппаратураØ Презентация PowerPointØ Карта зада...
Лексика. Группы слов лексики.
Модульное обучение. Проектная деятельность обучающихся. Материал по теме "Лексика" изучается посредством проектной деятельности обучающихся. Каждая группа по плану -заданию изучает свою тему, вы...
Презентация к обобщающему уроку по теме «Лексика» в 5 классе: «Путешествие по океану Лексики»
Аннотация к уроку: Урок русского языка в 5 классе по теме «Лексика» является результатом проектирования учебного заня...