"Зимушка-зима"-урок развития речи.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Цуциева Ирина Александровна

     Урок развития речи в 5-ом классе коррекционной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_2.razvitie_rechi_-zimushka-zima_-_ya.doc687 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи и формирования общих представлений учащихся с ограниченными возможностями здоровья

 

                   

                 «Зимушка – зима»

Из опыта работы учителя русского языка ГКС( К)ОУ «Специальная                                                        (коррекционная ) общеобразовательная школа-интернат г. Моздок»

Республики Северная Осетия-Алания

Цуциевой Ирины Александровны

 

Тема: «Волшебница-зима».

Цель: 1.Закрепление представлений о приметах зимы, пополнение              

              словарного запаса прилагательными.

  1. Коррекция мышления, зрительного внимания, активизация речевой деятельности.
  2. Воспитание эмоциональной адекватности поведения.

Оборудование: картины с зимними пейзажами, выставка рисунков детей,              

                            музыкальный альбом «Времена года» П.И. Чайковского,  

                            снежный ком из мяча, снежинки.

Ход урока.

1. Орг. момент.

Каждый день-всегда ,везде,

На занятиях, в игре,-

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

 

Выполнение задания: расставить слова в правильном порядке.

              январь, Декабрь, февраль.

               дождь, Тучи, лужи.

               Снегопад, земля, сугроб.

-Вспомните, на прошлом уроке мы ходили на экскурсию, где провели ряд наблюдений. Расскажите, за чем мы наблюдали.

  • Какое небо? (пасмурное, ясное, с тучами или без)
  • Осадки? В виде чего бывают осадки?
  • Температура воздуха?
  • День был морозным? Как определили? (скрипел или не скрипел снег под ногами, мороз щипал или не щипал щеки, нос)
  • Высота сугробов? Много это для зимы? Снег мягкий или рассыпчатый? Как выглядели деревья и кустарники? (голые, без инея и снега)
  • Каких птиц мы встретили?(воробьи, синицы) Как помогаем?
  • Как мы были одеты?
  • Давайте вспомним приметы наступления зимы.

                                                        (ответы детей)

  1. Основная часть.

 На доске ряд разных снежинок, каждой из которой соответствует определенная буква (соответствие снежинки и буквы у каждого ученика на карточке), найдите и поставьте букву в нужное место.

 Получилось название темы урока «Волшебница-зима».

- Мы продолжим сегодня говорить о самом красивом времени года, о зиме.

- Я сейчас прочитаю стихотворение, которое называется «Зима», а вы в это время любуйтесь зимним пейзажем.

                Идет зима дорогами,

                Крадется, как лиса.

                Покрыто все сугробами,

                Заснежило леса.

                В лесную чащу тихо

                Вошла зима портниха.

                Березки очень рады:

                Спасибо за наряды!

                Пушистые и белые

                Зима наряды сделала.

                 И для лесов, и для полей-

                 Пускай им будет потеплей!

                 Деревьям всем в лесочке,

                 Зима дала платочки,

                 А в шубы их одела -

                 Сама повеселела.

- Мы с вами знаем, что зима бывает не всегда такая, как на картинах и в стихотворении. Давайте вспомним, какая зима была в декабре в этом году.  (много теплых, ясных дней, без мороза и снега...)

- Как вы думаете, зверям приходиться тяжелее в снежную или бесснежную зиму? Почему?

- Правильно. Даже некоторые птицы от мороза спасаются, зарываясь в снег (тетерева, куропатки, рябчики). А еще снег защищает растения от мороза. Недаром люди говорят: «Много снега — много хлеба». В этом году малоснежная зима вызывает у всех тревогу.

- А вы знаете, как появляется снег? Из всех земных водоемов испаряется вода, пар поднимается высоко в небо, охлаждается, преобразуется в маленькие ледяные кристаллы, которые соединяются друг с другом, образуя шестигранные снежинки; снег выпадает из темных снеговых туч.

- Когда появился первый снег, вы были рады? Произнесите радостную фразу «Выпал снег», а теперь вопросительно, удивленно.

- Ребята, я хочу поделиться своими впечатлениями от увиденного однажды январским утром. (показываю фотографию «Деревья в инее»). Посмотрите, какая красота! Это по-настоящему зимний день.

- Как вы думаете, что сделало красивым деревья? (иней)

- На что похожи эти деревья?

- Вы знаете, как появляется иней? (влага на ветках замерзает и превращается                   в мелкие кристаллики.)

- Попробуйте определить, какая погода была в этот день, пользуясь планом-подсказкой?

            - Волшебнице-зиме поэту посвящают стихи, писателя — рассказы, композиторы — музыку. Послушайте, как Ф. Тютчев в своем стихотворении называет зиму.

(читает ученик)

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит —

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован,—

Не мертвец и не живой —

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой...

Солнце зимнее ли мечет

На него свой луч косой —

В нем ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой.

- Как же называет поэт в своем стихотворении зиму?

- Такими словами автор подсказывает, с какой нежностью относится к природе.

- Мы много говорим о зиме. А давайте попробуем ее нарисовать. Сначала изобразим сугробы, снежинки.

- А теперь представьте, что вы «Волшебники-Морозы». Нарисуйте  морозные узоры на окнах.

- Давайте вспомним, какие слова мы говорили о снеге, сугробах, снежинках, зиме. Для этого вам нужно взять слова, которые лежат у меня на столе и определить их в нужный столбик. (снег, зима, снежинки, сугробы).

        Слова: белый, пушистый, серебристый, долгожданная, величавая, морозная, большие, мягкие, нежные, хрустальные, легкие.

- Вот сколько красивых слов мы вспомнили.

- Прочитайте текст, написанный на доске.

                      Кружатся _____ _____ снежинки. Посыпал ____ ____ снег. Замело____ большими сугробами. Пришла ____ _____ зима.

                       

- Каких слов не хватает для описания зимы? Добавьте нужные слова. К какой части речи они относятся?

- Отгадайте загадки.

(загадки о зиме)

- Представьте себе, как вы играете в снежки, катаетесь на санках, лыжах, коньках.

- Какие вам нравятся зимние забавы? Зимние виды спорта?

- Какие эмоции вы испытываете, когда катитесь с горки, или катаетесь на лыжах?

- Зимние игры на свежем воздухе помогают укрепить и сохранить здоровье.

- Поиграем сейчас в снежки? Я бросаю снежок и говорю слово, которое отвечает на вопрос «кто?», а тот кто ловит — образует из моего слова слово, которое отвечает на вопрос «какой?»

               Снег-снежный, зима-... , мороз-... , лыжи - … , ветер-... , солнце- … , тепло-... , холод-... , лед-... , мех-... , шерсть-... .

  1. Заключительная часть.

Деформированный рассказ.

У каждого ученика деформированное предложение под определенным номером. Составив предложение, дети по порядку нумерации читают его. Полученный рассказ высвечивается через видеопроектор, как и фотографии. Полностью полученный рассказ зачитывает 1 ученик.

  1. Итог урока.

                         

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Система работы по развитию речи детей с нарушением интеллекта ( на уроках развития речи).

Матриал могут использовать учителя начальных классов школ всех видов....

Урок развития речи в 6 классе. Стили речи.Официально-деловой стиль речи.

Урок развития речи в 6 классе. Стили речи. Официально-деловой стиль речи. Материал урока позволяет повторить известные учащимся сведения о стилях речи, формировать умения различать стили речи....

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

Конспект урока по развитию речи. Тема: "Значение музея художника А. С. Ларионова для проведения уроков развития речи учащихся".

Главная цель данного урока научить писать сочинение-описание на материале картины А. С. Ларионова. Задачи урока:обучающие:– формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;–...

"Наш дар бессмертный - речь": русские поэты о языке и речи (урок развития речи в 9 классе)

Жанр урока - урок  - исследование. На уроке основным приёмом  работы становится многоплановая работа со словом , текстом. Учителем использован коммуникативно- деятельностный подход к обучени...

Выступление на методическом объединении. Развитие описательно – повествовательной речи учащихся 5-6 классов II отделения школы для слабослышащих и позднооглохших детей на уроках развития речи.

Выступление на методическом объединении.Развитие описательно – повествовательной речи учащихся 5-6 классов  II отделения школы для слабослышащих  и позднооглохших детей на уроках разви...

Доклад на тему: «Развитие ритмико-интонационной стороны речи на уроках развития речи»

Доклад на тему: «Развитие ритмико-интонационной стороны речи на уроках развития речи»...