Мастер-класс по русскому языку "Дело о фразеологизмах"
методическая разработка по русскому языку по теме
Сценарий мастер-класса по русскому языку «Детективное агентство. Дело о фразеологизмах»
-Здравствуйте, уважаемые участники конкурса, уважаемое жюри. Вы знаете, передо мной, как перед молодым специалистом всегда встает проблема – как не сесть в калошу перед учениками. Хочется урок сделать и интересным и познавательным. Но я зарубила себе на носу – нельзя гоняться за двумя зайцами одновременно, ведь лучше синица в руках, чем журавль в небе. Уважаемые коллеги! Какую особенность вы заметили в моем выступлении? (Фразеологические обороты) В прошлом году, при подготовке к экзамену, в 9 классе я столкнулась с проблемой, что многие забыли, что такое фразеологизмы, либо вообще не знают, что это такое и не умеют находить их в тексте. Как я не старалась им объяснить, вопрос повторялся снова и снова, а задание А3 выполнялось с трудом. Так как тема моего самообразования «Игровая деятельность», я начала искать игры, которые могли бы помочь нам усвоить данный материал. Я нашла сценарий Елены Александровны Куртас, немного переработала его, и мы успешно повторили данную тему на консультации по русскому языку.
Итак. Давайте начнем.
Позвольте представиться. Я директор детективного агентства «Следствие ведут.», а вы – ценные сотрудники этого заведения. К нам сегодня обратился очень уважаемый клиент Фразеологический словарь. С ним случилась такая беда: один ученик вырвал из него страницы, украв некоторые из фразеологизмов. Поэтому словарь очень просит вернуть ему его драгоценное имущество. Вы готовы ему помочь? Тогда приступим к расследованию.
Перед вам первое задание. 1 группа. Вы должны сейчас помочь написать объявление.
2 группа. Вы должны восстановить картину преступления
Для расследования нам нужны сознательные граждане, которые дадут нам ценные сведения. Итак, уважаемое жюри, ваша задача – расшифровать фразеологизмы:
1. Спустя рукава
2. Положа руку на сердце
3. Разинув рот
4. Засучив рукава
5. Затаив дыхание
Молодцы! Вы очень ценные свидетели.
А теперь возвращаемся к группам. Что у них получилось?
Какие фразеологизмы по происхождению вы использовали в своей работе? (исконно-русские).
Итак, переходим ко второму заданию. Тут нам нужна будет улика. Эта улика – полено. Посмотрите, какое оно? (гладкое, без сучков) какой фразеологизм приходит нам на ум? (без сучка, без задоринки). И это первый фразеологизм, который мы возвращаем словарю.
Преступник, убегая, пытался замести следы. Он поставил нам задачу. Нам нужно ее разрешить. Три неземные женщины поспорили из-за какого-то предмета, на котором было написано: «Прекраснейшей». Что это были за женщины, и что это был за предмет? (Гера, Афина и Афродита, яблоко).Какой фразеологизм получился в результате этого спора? (Яблоко раздора). Какой он по происхождению (заимствованный из древнегреческих мифов). Молодцы. Вот и второй фразеологизм, возвращаем его хозяину. Поступили сведения, что в городе видели 2 пропавших фразеологизма. Для того, чтобы нам суметь опросить свидетелей, нужно составить фоторобот этих фразеологизмов. Уважаемые агенты, приступайте, пожалуйста, к заданию №2.
Уважаемые свидетели, вы тоже можете помочь нам. (раздать карточки с заданиями)
Группы, готовы представить нам свои работы? Угадываем, о каких фразеологизмах идет речь.
Вот мы вернули еще два фразеологизма. А наши агенты принесли еще одну улику. Это бумага. Какой фразеологизм возникает в голове при слове бумага? (Бумага все стерпит).
Ну что, я вижу, что вы готовы к последнему творческому заданию. Вам нужно составить текст на заданную тему. Темы прописаны у вас на листах. Приступайте.
А для вас, уважаемые свидетели, у меня такое задание:
Один художник стал свидетелем этого происшествия и оставил нам картинки. Он был иностранцем, и не смог передать переносный смысл наших фразеологизмов. Давайте попробуем расшифровать то, что он пытался нам сказать
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Группы, вы готовы? Слушаем ваши тексты.
Уважаемые коллеги спасибо за работу. Клиент остался доволен и заплатил нам приличную сумму получите ваш гонорар!
Таким образом, проведя данную игру, мы даем ученикам знания и возможность эти знания применить на практике. Преимущественно нужно использовать в старших классах.
Уважаемые конкурсанты, я желаю, чтоб вам любой конкурс давался без сучка, без задоринки, а жюри всегда быть на седьмом небе от счастья!
1 группа
Задание №1.
Помогите составить объявление о пропаже, используя в описании понятие о фразеологизмах.
Внимание! Пропали фразеологизмы. Особые приметы: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
Фразеологизмы – это устойчивые выражения, которые выражают переносное значение. Некоторые фразеологизмы можно заменить синонимом. Являются одним членом предложения. По происхождения бывают исконно-русские и заимствованные.
Задание №2.
Нарисуйте иллюстрацию к фразеологизму «Весить лапшу на уши».
Задание №3.
Написать текст на тему: «Подготовка к конкурсу Учитель года».
Покоя нет уже полгода _______________________. Просыпаюсь _______________________. Директор сулит ____________________________. Но денег на призы _____________________________________. Поэтому я не жду ____________________________ и живу __________________________. А ______________________________________________ беру _________________________________ и иду в библиотеку и_______________________________.
Используйте фразеологизмы: ни днем ни ночью, ни свет ни заря, сулит золотые горы, как кот наплакал, ждать с моря погоды, засучить рукава, брать ноги в руки, грызть гранит науки.
2 группа.
Задание №1.
Восстановите картину преступления, вставляя вместо пропусков нужные фразеологизмы.
Подозреваемый Иванов Ваня бежал по коридору ________________.
-ты куда мчишься _______________?, - кричали удивленно сверстники, а он бросал им в ответ:
- ___________________________.
Тем временем, свидетель Сидоров Андрей __________________ , а в руках у него был фразеологический словарь. Не успел он и __________________, книгу у него из рук как _________________________.
Используйте фразеологизмы: как угорелый, считать ворон, на кудыкину гору, глазом моргнуть, сломя голову, ветром сдуло.
Задание №2
Нарисуйте иллюстрацию к фразеологизму «биться как рыба об лед».
Задание №3
Составьте текст на тему «Идет второй этап конкурса»
Идет второй этап конкурса. Все _______________________. Мы сумели _____________________________________ с конкурсантами. Во время конкурсов мы __________________________________________, потому что надо всем показать _____________________________. А наше жюри ___________________________________________________. Участники ночью себе ______________________________________ и ждут, когда все закончится, чтобы оказаться _____________________________________.
Используйте фразеологизмы: дело в шляпе, находить общий язык, держать руку на пульсе, где раки зимуют, держать ушки на макушке, места не находить, на седьмом небе от счастья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_master-klass.pptx | 461.54 КБ |
refleksiya.docx | 96.33 КБ |
master-klass.docx | 18.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Следствие ведет: Авдеева В.А.
Наш клиент:
Каково значение фразеологизмов: Спустя рукава; Положа руку на сердце; Разинув рот; Засучив рукава; Затаив дыхание.
1 улика - полено
2 улика - яблоко
Спасибо за работу!
Предварительный просмотр:
Продолжите предложение:
|
Продолжите предложение:
|
Продолжите предложение:
|
Продолжите предложение:
|
Предварительный просмотр:
Сценарий мастер-класса по русскому языку «Детективное агентство. Дело о фразеологизмах»
-Здравствуйте, уважаемые участники конкурса, уважаемое жюри. Вы знаете, передо мной, как перед молодым специалистом всегда встает проблема – как не сесть в калошу перед учениками. Хочется урок сделать и интересным и познавательным. Но я зарубила себе на носу – нельзя гоняться за двумя зайцами одновременно, ведь лучше синица в руках, чем журавль в небе. Уважаемые коллеги! Какую особенность вы заметили в моем выступлении? (Фразеологические обороты) В прошлом году, при подготовке к экзамену, в 9 классе я столкнулась с проблемой, что многие забыли, что такое фразеологизмы, либо вообще не знают, что это такое и не умеют находить их в тексте. Как я не старалась им объяснить, вопрос повторялся снова и снова, а задание А3 выполнялось с трудом. Так как тема моего самообразования «Игровая деятельность», я начала искать игры, которые могли бы помочь нам усвоить данный материал. Я нашла сценарий Елены Александровны Куртас, немного переработала его, и мы успешно повторили данную тему на консультации по русскому языку.
Итак. Давайте начнем.
Позвольте представиться. Я директор детективного агентства «Следствие ведут.», а вы – ценные сотрудники этого заведения. К нам сегодня обратился очень уважаемый клиент Фразеологический словарь. С ним случилась такая беда: один ученик вырвал из него страницы, украв некоторые из фразеологизмов. Поэтому словарь очень просит вернуть ему его драгоценное имущество. Вы готовы ему помочь? Тогда приступим к расследованию.
Перед вам первое задание. 1 группа. Вы должны сейчас помочь написать объявление.
2 группа. Вы должны восстановить картину преступления
Для расследования нам нужны сознательные граждане, которые дадут нам ценные сведения. Итак, уважаемое жюри, ваша задача – расшифровать фразеологизмы:
- Спустя рукава
- Положа руку на сердце
- Разинув рот
- Засучив рукава
- Затаив дыхание
Молодцы! Вы очень ценные свидетели.
А теперь возвращаемся к группам. Что у них получилось?
Какие фразеологизмы по происхождению вы использовали в своей работе? (исконно-русские).
Итак, переходим ко второму заданию. Тут нам нужна будет улика. Эта улика – полено. Посмотрите, какое оно? (гладкое, без сучков) какой фразеологизм приходит нам на ум? (без сучка, без задоринки). И это первый фразеологизм, который мы возвращаем словарю.
Преступник, убегая, пытался замести следы. Он поставил нам задачу. Нам нужно ее разрешить. Три неземные женщины поспорили из-за какого-то предмета, на котором было написано: «Прекраснейшей». Что это были за женщины, и что это был за предмет? (Гера, Афина и Афродита, яблоко).Какой фразеологизм получился в результате этого спора? (Яблоко раздора). Какой он по происхождению (заимствованный из древнегреческих мифов). Молодцы. Вот и второй фразеологизм, возвращаем его хозяину. Поступили сведения, что в городе видели 2 пропавших фразеологизма. Для того, чтобы нам суметь опросить свидетелей, нужно составить фоторобот этих фразеологизмов. Уважаемые агенты, приступайте, пожалуйста, к заданию №2.
Уважаемые свидетели, вы тоже можете помочь нам. (раздать карточки с заданиями)
Группы, готовы представить нам свои работы? Угадываем, о каких фразеологизмах идет речь.
Вот мы вернули еще два фразеологизма. А наши агенты принесли еще одну улику. Это бумага. Какой фразеологизм возникает в голове при слове бумага? (Бумага все стерпит).
Ну что, я вижу, что вы готовы к последнему творческому заданию. Вам нужно составить текст на заданную тему. Темы прописаны у вас на листах. Приступайте.
А для вас, уважаемые свидетели, у меня такое задание:
Один художник стал свидетелем этого происшествия и оставил нам картинки. Он был иностранцем, и не смог передать переносный смысл наших фразеологизмов. Давайте попробуем расшифровать то, что он пытался нам сказать
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Группы, вы готовы? Слушаем ваши тексты.
Уважаемые коллеги спасибо за работу. Клиент остался доволен и заплатил нам приличную сумму получите ваш гонорар!
Таким образом, проведя данную игру, мы даем ученикам знания и возможность эти знания применить на практике. Преимущественно нужно использовать в старших классах.
Уважаемые конкурсанты, я желаю, чтоб вам любой конкурс давался без сучка, без задоринки, а жюри всегда быть на седьмом небе от счастья!
1 группа
Задание №1.
Помогите составить объявление о пропаже, используя в описании понятие о фразеологизмах.
Внимание! Пропали фразеологизмы. Особые приметы: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Фразеологизмы – это устойчивые выражения, которые выражают переносное значение. Некоторые фразеологизмы можно заменить синонимом. Являются одним членом предложения. По происхождения бывают исконно-русские и заимствованные.
Задание №2.
Нарисуйте иллюстрацию к фразеологизму «Весить лапшу на уши».
Задание №3.
Написать текст на тему: «Подготовка к конкурсу Учитель года».
Покоя нет уже полгода _______________________. Просыпаюсь _______________________. Директор сулит ____________________________. Но денег на призы _____________________________________. Поэтому я не жду ____________________________ и живу __________________________. А ______________________________________________ беру _________________________________ и иду в библиотеку и_______________________________.
Используйте фразеологизмы: ни днем ни ночью, ни свет ни заря, сулит золотые горы, как кот наплакал, ждать с моря погоды, засучить рукава, брать ноги в руки, грызть гранит науки.
2 группа.
Задание №1.
Восстановите картину преступления, вставляя вместо пропусков нужные фразеологизмы.
Подозреваемый Иванов Ваня бежал по коридору ________________.
-ты куда мчишься _______________?, - кричали удивленно сверстники, а он бросал им в ответ:
- ___________________________.
Тем временем, свидетель Сидоров Андрей __________________ , а в руках у него был фразеологический словарь. Не успел он и __________________, книгу у него из рук как _________________________.
Используйте фразеологизмы: как угорелый, считать ворон, на кудыкину гору, глазом моргнуть, сломя голову, ветром сдуло.
Задание №2
Нарисуйте иллюстрацию к фразеологизму «биться как рыба об лед».
Задание №3
Составьте текст на тему «Идет второй этап конкурса»
Идет второй этап конкурса. Все _______________________. Мы сумели _____________________________________ с конкурсантами. Во время конкурсов мы __________________________________________, потому что надо всем показать _____________________________. А наше жюри ___________________________________________________. Участники ночью себе ______________________________________ и ждут, когда все закончится, чтобы оказаться _____________________________________.
Используйте фразеологизмы: дело в шляпе, находить общий язык, держать руку на пульсе, где раки зимуют, держать ушки на макушке, места не находить, на седьмом небе от счастья.
Нарисуйте фразеологизм «Глаза разбежались»
Нарисуйте фразеологизм «Глаза разбежались»
Нарисуйте фразеологизм «Глаза разбежались»
Нарисуйте фразеологизм «Глаза разбежались»
Нарисуйте фразеологизм «Глаза разбежались»
Нарисуйте фразеологизм «Глаза разбежались»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс по созданию русской традиционной куклы "Благополучница"
Мастер-класс по изготовлению русской традиционной куклы "благополучница" был подготовлен к проведению школьного мероприятия "День науки" по предмету "Психология" для учащихся средней и старшей школы....
Презентация к мастер-классу по изготовлению русской традиционной куклы "Благополучница"
Презентация сопровождает проведение мероприятия по русской традиционной кукле "Благополучница" и служит наглядным пособием по ее изготовлению....
Мастер-класс Интегрированное преподавание русского и английского языка
Знакомство с технологией разработки и проведения интегрированных уроков на примере конкретного урока, в рамках обобщения и распространения педагогического опыта...
Материалы мастер-класса "Практикум по русскому языку в 11 классе по теме: «От анализа текста – к сочинению»
Ключевые проблемы Мастер-класса: Использование технологии группового обучения для выполнения задания В и С на ЕГЭ по русскому языку.Закрепление изученного материала через презентацию. Созда...
Конспект мастер-класса по теме: «Русский танец как средство повышения мотивации к изучению русской культуры»
Цель: Распространение опыта работы по обучению детей основам русского танца. ...
Подготовка к сочинению. Работа над проблемой текста. Формулировка проблемы. Мастер- класс к уроку русского языка в 11 классе.
Цель урока: подготовить учащихся к написанию сочинения, используя приемы активного осмысления текста через разноуровневое обучение.Задачи учителя: научить учащихся воспринимать содержащуюся в тексте и...
Подготовка к сочинению. Работа над проблемой текста. Формулировка проблемы. Мастер- класс к уроку русского языка в 11 классе. Презентация.
Цель урока: подготовить учащихся к написанию сочинения, используя приемы активного осмысления текста через разноуровневое обучение.Задачи учителя: научить учащихся воспринимать содержащуюся в те...