Использование современных образовательных ресурсов в урочной и внеурочной деятельности
статья по русскому языку на тему

Арцер Ольга Ивановна

Использование современных образовательных ресурсов в урочной и внеурочной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование современных образовательных технологий в процессе обучения русскому языку и литературе в урочной и внеурочной деятельности.  (из опыта работы Арцер О.И., учителя русского языка и литературы МБОУ гимназии №95 г. Ростова-на-Дону))

Успех любой  познавательной деятельности  в значительной степени зависит  от ее мотивации. Рост мотивации учащихся к изучению предмета, на мой взгляд, определяется следующими факторами:

оптимальный выбор  программы;

выбор учебно-методического комплекса, способного помочь учащимся, проявляющим повышенный интерес к предмету, углубленно его изучать;

создание профильных элективных курсов по выбору учащихся, способных не только удовлетворить повышенный интерес к предмету, но и содействовать профессиональной ориентации школьников;

расширение спектра внеурочных форм занятости учащихся по предмету: участие в конкурсах, олимпиадах, научно-исследовательской деятельности .

умелое использование и  применение учителем современных образовательных личностно-ориентированных технологий, создающих условия для развития у учащихся способностей к самоопределению,  независимости и самостоятельности.

  Образовательная мотивация - это  система факторов, обуславливающих  учебную деятельность и поведение  школьников. К таким факторам относятся  потребности, намерения, цели, интересы,  стремления. Важное условие развития образовательной мотивации на  каждой ступени взросления школьника -  принятие его как личности со стороны сверстников, родителей, учителей. Большое влияние на выработку образовательной мотивации  оказывает ситуация успеха,  ощущения учеником собственного  развития.  Наиболее значима  для успешной познавательной деятельности ориентация учащихся на результат деятельности и заинтересованность учеников  в самом  процессе деятельности.

На уроках литературы уделяю внимание учебно-исследовательским работам. Они включают самостоятельную работу, наблюдения, творческие работы. Систематически использую такие формы,  как  самостоятельная работа с дополнительной литературой (подготовка  сообщений по отдельным  темам),  написание и защита рефератов, ролевые игры, защита проектов, проведение декады русского языка и литературы.

Более продуктивна внутренняя мотивация. Она   личностно значима, индивидуальна: поскольку учебная деятельность  опирается на  интеллект, мышление школьников, следовательно, при формировании внутренней мотивации ученика важно опираться на  индивидуальные особенности  этого познаваемого процесса. Например, в целях проверки  темы:

 А.М. Горький « Детство» каждому ученику предоставляю выбрать 1 вопрос для ответа:

1.Первое знакомство с семьей Кашириных.

2.Бабушка Акулина Ивановна.

3. «…Свинцовые мерзости дикой русской жизни…»

4.Дружба Алеши с « первым человеком из бесконечного ряда чужих людей…»

5. Дед Каширин. Ради чего жил и каков итог его жизни?

В зависимости от того, какая из подструктур доминирует  у ребенка,  он выбирает вопрос, решения, аспект деятельности. Таким образом, существует пять  равноправных  языков мышления. Задача учителя понять и  принять особенности  его мышления, помочь  разглядеть  и другие стороны изучаемого явления. Первоначальное усвоение материала  должно идти в рамках доминантной подструктуры, а затем демонстрировать ребенку иные свойства или процессы. Иначе не будет положительного отношения к предмету. Решить проблему удается с помощью методики ключевого слова. При этом позиция учителя –  позиция человека, умеющего вовремя и к месту задавать вопросы, ответы на которые приводят к их решению. Урок  проводится в форме  эвристической беседы,  в процессе которой задаются вопросы, ориентированные на  доминанты мышления всех обучающихся, а дети отвечают на них и в результате приходят к открытию.  При использовании данной технологии обучения каждый ученик оказывается  успешным в соответствии  со своими личными  индивидуально-психологическими особенностями мышления, а не  навязанными ему  извне  (учителем, учебником) способами рассуждения. Из пассивного слушателя он превращается  в активного полноправного участника учебного процесса.

Опыт моей работы показал, что вопросы перевода ученика из пассивного объекта  обучения к деятельной личности достаточно эффективно решаются в процессе использования групповой формы работы, технологии критического мышления. Технологию  проблемного обучения считаю  стрежневой в системе комплекса личностно ориентированных технологий, поскольку преобразующая деятельность ученика может быть эффективно реализована только в процессе самостоятельной работы по  выполнению задания проблемного характера Метод проектов составляет основу технологии проектного обучения, смысл которого заключается в самостоятельном освоении школьниками учебного  материала и создание конкретного продукта. Метод проектов, внедрение учебных проектов в учебный процесс способствует решению проблем развития у обучающихся самостоятельности,  творческого отношения к делу, привычки к обучению на протяжении всей жизни.

Учащимся предлагаю самим выбрать тему и идею проекта по наиболее актуальным и интересным вопросам. Для защиты проекта обучаемые подготавливают презентации. Наиболее удачные презентации обучающиеся защищают на научно-практических и краеведческих конференциях в школе, в районе.

Разумное внедрение информационных технологий помогает сделать урок более ярким, наглядным, запоминающимся. Начинаю  с создания презентаций, которые помогут рассказать о биографии и творчестве писателя; в презентацию включаю видеофрагменты экранизаций художественных произведений, музыкальное сопровождение, авторское или актёрское чтение; интерактивное тестирование, создание кроссвордов. Успешно владею информационно-коммуникационными технологиями, прошла курсы повышения квалификации по ИКТ-грамотности. Положительная динамика использования компьютерных программ  подтверждается тем, что процент проведения уроков с использованием информационно-коммуникационных технологий составляет 30% от общего числа уроков по учебному плану по предмету.  В мультимедийном классе провожу компьютерное тестирование учащихся. Это одна из независимых форм проверки знаний обучающихся.

Информационно-коммуникационные технологи применяю и при проведении развивающих курсов:

Наименование курсов

Другие технологии, применяемые  мною

на практике

Основы русской словесности

 Проблемно-поисковые технологии

 Коммуникативно-диалоговые технологии

 Исследовательской направленности

Риторика

 Технология групповой творческой деятельности.

 Коммуникативно-диалоговые технологии

 Коллективный способ обучения

Современные образовательные технологии позволяют, с одной стороны, формировать ключевые надпредметные компетенции, а с другой, реализуются с помощью компьютерных технологий с использованием возможностей сети Интернет и специального программного обеспечения.

 Результаты  применения современных информационных технологий показывают позитивную динамику образовательного процесса, повышение качества обучения

Высокое качество обученности подтверждается участием обучающихся в различных конкурсах, олимпиадах. Традиционным стало участие обучающихся школы во  Всероссийском конкурсе  «Русский медвежонок – языкознание для всех»: 30 учеников 5-7 классов приняли участие в конкурсе и показали высокий уровень знаний:

В течение ряда лет работаю над обновлением и гуманизацией содержания литературного образования. Использую технологии исследовательской направленности, которые применяю при выполнении обучающимися работ в форме доклада и реферата: «День Победы порохом пропах», «Тема войны в литературе 20 века», «Проблема положительного героя в русской литературе 19 века».

На городской конкурс « Книга – мой друг» представлены работы обучающихся  Иванова А. по теме: « Книги о войне» и  Перфиловой М.

Рецензия на книгу « Убиты под Москвой» В. Кондратьева.

В 7 классе использую наиболее распространенную технологию - «лабораторно-групповой метод», который способствует развитию у учеников навыков  овладения различными способами познания: наблюдение, сбор данных, анализ эпизода произведения, текста, аргументация и обобщение. Наиболее удачными считаю уроки по темам: «Романтический герой на страницах русской литературы», «Композиционные приемы в рассказе Л.Н. Толстого «После бала».

На уроках работаю с литературными источниками, привлекаю дополнительную научную литературу, уроки провожу в форме диспутов, семинаров, концертов. Осуществляю индивидуальный и дифференцированный подход к обучающимся, предлагаю опережающие задания. Любимые уроки ребят –театрализованные уроки. Именно с позиций общечеловеческих рассматриваю духовность и нравственность. Считаю, что истина, добро, красота соответствуют трем функциям нашего существования: разуму, воле и чувствам. В 5-6 классах использую игровые технологии при проведении уроков литературы «Путешествие в сказку», «Улицы моего города», «Дорога в волшебный мир», «Уроки доброты», «Пусть все люди будут хорошими», «Добро и зло».

Все это обеспечивает рост мотивации к обучению, повышает степень ответственности ребенка. Управлять другими можно только тогда, когда ты управляешь собой.

Успешно реализую в своей практической деятельности информационные технологии с применением интерактивной доски:

5класс – урок литературы по теме «Моя любимая сказка», «Как сочинить сказку», «Сказка – ложь, да в ней намёк…»

6класс – урок литературы по теме «Природа в произведениях И.С.Тургенева», «Победа романтической мечты над реальностью жизни».

7класс - урок литературы по теме «Творческий и жизненный путь Н.В.Гоголя», «Сатирическое изображение нравственных пороков общества».

Совершенствуя навыки работы с обучающимися,  добилась определенных результатов  в работе с одаренными.  Наметила основные направления деятельности по повышению качества образования:

использование наиболее эффективных методик обучения и воспитания;

знакомство учеников с основами самоанализа, самовоспитания;

объяснение возможностей и способов практического использования методов исследования познавательных процессов, способностей обучающихся;

психологическая профилактика, психологическое консультирование, психологическая диагностика, психологическая коррекция;

использование в учебном процессе современных образовательных технологий;

включение во внеурочную деятельность элементов личностно-ориентированного подхода;

осуществление постоянного контроля за усвоением учебно-языковых, правописных и речевых знаний, умений и навыков;

участие в проектах, конкурсах, программах  Центра по работе с одаренными детьми.

Использование новых технологий и методов в проведении внеклассных мероприятий дали положительные результаты  в системе «учитель-ученик-родитель»: сложилась хорошая традиция: в ноябре   проводится декада  русской словесности, ее девиз: «Самая большая ценность народа его язык. Язык, на котором он пишет, говорит, думает…». Декада  включает следующие мероприятия: марафон «Русский язык  школе», конкурсы  чтецов («Ода книге»), театралов, знатоков русского языка,  творческие выставки «Я - волшебник», «О, великий, могучий…».

Цели  проведения  декады:

развивать интерес учащихся к изучаемому предмету;

способствовать повышению образовательного уровня;

обучать детей самостоятельности и творчеству;

повысить уровень мотивации изучения русского языка;

развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся;

развитие коммуникативных навыков учеников.

Определены Номинации:

Орфографический марафон « Самый грамотный».

Викторина по русскому языку «Люби и знай родной язык».

Викторина по литературе « В мире книг».

Творческий  конкурс «Проба пера».

Конкурс на лучший рисунок к любимой книге.

Конкурс на самого активного читателя (оценивали родители и школьный библиотекарь).

Конкурс на лучшее владение литературным русским языком, его нормами, правилами, использование дополнительной литературы при ответе на уроках (оценивали учителя-предметники).

Общение в семье и в классе, чтение в свободное время, подготовка к урокам (оценивали родители).

Конкурс на самого активного участника Недели словесности.

Конкурс на лучшую презентацию компьютерного урока литературы, русского языка.

Мои ученики (90%) принимают самое активное участие во всех мероприятиях, проявляют себя в качестве художников, чтецов, поэтов, ведущих конкурса, участников викторины, знатоков русского языка, разработчиков компьютерной презентации урока по литературе.

2013-2014 учебный год – победители городского конкурса «По мотивам  любимых рассказов»  -  Сафаров А., Кривобокова А , Ирикина А

2013-2014 учебный год-призеры творческого городского конкурса «Рождественская сказка»  -Коноплев С.( творческий проект «Прекрасный сон»), Рец Д.-( творческий проект « Весь год живем мы, трудимся и учимся»)

           2012 – 2013 уч. год – выход во II тур городской олимпиады по литературе  обучающаяся Макеева В. (9класс).

2011-2012 уч.год-  победитель Иванов А. в четвертом  Городском читательском конкурсе «Мой друг-книга"

Показателями  моего педагогического мастерства   являются публикации материалов научно-методической работы в  педагогических изданиях:

Обобщающие уроки в школе. Международный сборник научно-практических работ, г. Ростова-на-Дону, 2006г.

Сочетание индивидуальных и коллективных форм работы на уроках русского языка и литературы.  Материалы научно-практической конференции «Духовное становление личности в открытом социуме», Ростов-на-Дону, 2006г.

Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы. Материалы научно-практической конференции «Духовное становление личности в открытом социуме», Ростов-на-Дону, 2006г.

Внутришкольный контроль в системе управления учебно-воспитательным процессом.  Материалы научно-практической конференции «Духовное становление личности в открытом социуме», Ростов-на-Дону, 2004г.

     -   Подготовка учащихся общеобразовательной школы к сдаче ЕГЭ по русскому      языку в старших классах. Международный сборник научно-практических работ, г.Ростова-на-Дону, 2006г.

Итак, обучая и воспитывая детей, развивая в них умение самостоятельно мыслить, прививая им любовь к родному краю и своей Родине, считаю, что я выполняю одну из важнейших государственных задач. Нет труда более почетного и более важного, чем труд учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование цифровых образовательных ресурсов в урочной и внеурочной деятельности"

Моя статья  предназначена как для тех, кто еще только задумывается над созданием медиатеки в собственной школе, и для тех, кто уже её создал....

Экспериментальное исследование«Применение современных образовательных технологий в урочной и внеурочной деятельности»

Свидетельство об участии в работе Всероссийской экспериментальной творческой группы педагогов ЦПИ им. К.Д. Ушинского. Тема экспериментального исследования «Применение современных образовательных техно...

"Эффективное использование современных образовательных технологий в урочной и внеурочной деятельности"

Сегодня в школьной системе происходят значительные изменения, которые требуют от педагогов использования новых методов, технологий, нового подхода, т.к. меняется не только система в целом, но и мир во...

Обобщение опыта работы: Повышение мотивации и качества знаний по предмету "Английский язык" посредством современных образовательных технологий в урочной и внеурочной деятельности.

Отсутствие у обучающихся естественной потребности в использовании иностранного языка для общения и решения каждодневных задач приводит к  существенному понижению мотивации и восприятию иностранно...

Применение современных образовательных технологий в урочной и внеурочной деятельности

Существует много способов стимулирования учащихся к изучению английского языка. Олимпиады, конкурсы, проекты также входят в это число....

Использование современных педагогических технологий в урочной и внеурочной деятельности

познакомить с понятием "педагогическая технология"; показать роль использования различных педагогических технологий с целью достижения намеченного образовательного результата....