Статья "Использование цифровых образовательных ресурсов в урочной и внеурочной деятельности"
статья по информатике и икт
Моя статья предназначена как для тех, кто еще только задумывается над созданием медиатеки в собственной школе, и для тех, кто уже её создал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_shkolnaya_mediateka.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья: Медиатека в единой информационной системе (школьная медиатека)
И вот век XXI уже наступил. Конечно, еще не каждый ученик российской школы имеет личный компьютер, но во многих школах есть сегодня доступ к компьютерам и компьютерной сети. Но компьютер и компьютерные сети лишь инструмент, предназначенный для модернизации и повышения эффективности реализации педагогического процесса. Перед педагогическими коллективами школ стоит сегодня трудная задача по формированию содержания электронных ресурсов, доставляемых и обрабатываемых с помощью вычислительной техники. В ситуации, когда не существует отработанной методики, когда каждая школа вынуждена заново решать одну и ту же задачу, любой опыт работы в данном направлении оказывается ценным.
В настоящее время формирование информационной культуры школьников, которая включает в себя: информационные знания, умения учиться с помощью компьютера и других электронных средств, а также подготовка учителей к осуществлению обучения в условиях работы с электронными средствами соответствуют концепции информатизации образования. Формирование информационной культуры необходимо для повышения качества знаний учащихся, поскольку использование новых информационных технологий в педагогическом процессе - это надежный и многофункциональный инструмент в руках учителя. Следует учесть, что новые информационные технологии в образовании включают в себя три составляющие:
технические устройства, программное обеспечение и учебное обеспечение.
- К современным техническим устройствам, кроме компьютера, относятся принтер, модем, сканер, теле - и видеоаппаратура, устройства для преобразования информации из одной формы в другую и пр. Часто информатизация образования понимается как компьютеризация обучения, то есть использование компьютера как средства обучения и шире - многоцелевое использование компьютера в учебном процессе.
- Второй составляющей информационных технологий являются программы, управляющие работой на компьютере и обслуживающие эту работу.
- Третьей и самой главной составляющей информационных технологий с позиций дидактики является учебное обеспечение, это, по существу, особый класс программ - обучающие программы, обучающие системы. Собственно они задают, определяют процесс и технологию компьютерного обучения. Проблема повышения качества знаний учащихся в связи компьютеризацией обучения приобретает особую актуальность. Дело в том, что наличие современных компьютеров в школе как бы обязывает учителей к использованию их значительных возможностей в педагогическом процессе.
Находить пути повышения качества знаний учащихся учителю помогает его профессионально - педагогическое самосовершенствование. Если учитель не учится, не следит за научными достижениями, не использует новые информационные технологии в своей педагогической деятельности, в достаточном объеме наряду с традиционными классическими методами этим он обделяет своего ученика лишая его возможности овладеть мощным механизмом усовершенствования. В условиях сегодняшней действительности - эпохи всеобщей компьютеризации, возможностей использования сети INTERNET, телекоммуникаций, электронных библиотек, электронной почты и т.д. уже просто невозможно не осознавать важность информационных технологий для повышения качества знаний учащихся и для их последующей профессиональной деятельности.
Опыт показывает, что работа с виртуальными схемами, лабораториями проходит достаточно интересно, а учитель имеет возможность видеть, как совершенствуются творческие способности учащихся, и повышается уровень качества их знаний.
Регламент использования ресурсов медиатеки педагогами образовательных учреждений
1.Использование на базе ММЦ:
- Получение в электронном каталоге библиографической справки;
- Работа с ресурсами из фонда медиатеки;
- Отбор медиаобъектов для создания своей собственной презентации, видео или аудиозаписи для целей учебно-воспитательной работы;
- Использование ресурсов локальной информационной сети, библиотечных электронных каталогов и картотек, ресурсов глобальной сети Интернет.
2. Получение ресурсов для использования на базе образовательного учреждения:
- Оформление заявки на тиражирование ресурса;
- Организация внедрения (контроль и координацию действий осуществляет отв. за информатизацию по школе);
- Оформление отчета об использовании.
Медиатека – это место, где формируется взгляд того или иного педагогического коллектива на современный мир электронных образовательных ресурсов.
За одной и той же вывеской чаще всего скрываются совершенно различные, по организации и содержанию, заведения. В одной школе это просто библиотека, оснащенная компьютерами, где детям позволяют создавать свои рефераты. В другой – класс с проектором, где отдельные энтузиасты проводят отдельные уроки. В третьей – хранилище компакт-дисков образовательного назначения. И так можно продолжать довольно долго.
Моя статья предназначена как для тех, кто еще только задумывается над созданием медиатеки в собственной школе, и для тех, кто уже её создал.
Перспективы создания и использования школьной медиатеки
Школьная медиатека - школьное подразделение, которое располагает
совокупностью разнообразных источников информации: педагогически обос-нованной системой книжного фонда, видеотекой, програмным обеспечением и предусматривает читальный зал, оборудованный для индивидуальной и групповой работы с различными источниками информации и для выполнения различного рода творческих работ учащихся, а также хорошо бы иметь просмотровый зал для работы с ЭУИ.
Цель создания: интеллектуальное, эмоциональное, общее культурное развитие учащихся, формирование самостоятельного мышления.
Школа - не просто учебное заведение, но информационный , культурно-просветительный, профориентационный центр, база разнообразной творческой деятельности учащихся, учителей.
Практическое значение:
- поднимает на качественно новый уровень всю учебно-познавательную деятельность школы;
- появляется возможность организации индивидуальной, групповой
самостоятельной деятельности учащихся;
- обеспечивается свободный доступ к различным информационным источникам, не ограничивающим пользование фондом одной медиатеки;
- создаются условия для широкой коммуникации между учащимися и
учителями разных школ, научными центрами по мере развития материально-
технической базы медиатеки;
- появляется реальная возможность повышения профессионального уровня школьников и учителей.
Школьная медиатека в учебном процессе помогает обеспечивать доступ к различным источникам информации.
Позволяет при организации работы на уроках сместить акценты
- с репродуктивных и объяснительно-иллюстративных методов на исследовательские, поисковые, проблемные;
- с фронтальных видов работ на групповые и индивидуальные.
Условия эффективности.
- Наличие квалифицированных кадров.
- Связь с учебными кабинетами, лабораториям, мастерскими.
- Наличие специальных помещений, не предусматриваемых современными типовыми проектами школьных зданий.
Основной задачей школьных медиатек сегодня является предоставление физического и интеллектуального доступа к многообразию информационных ресурсов. Это подразумевает не только применение новых информационных технологий поиска, передачи и организации информации, но и обучение информационным навыкам. Коллекции медиатек обычно включают и материалы в аудиовизуальных форматах, в виде баз данных и энциклопедий на CD-ROMах, программ на видеодисках. Другие обучающие материалы, тесты, все необходимое для учебного процесса может входить в эту коллекцию.Учащиеся с удовольствием используют ее возможности, неформальную обстановку для самообразования и общения.
Термин "школьная медиатека" используется не только для обеспечения единообразия, но также, чтобы подчеркнуть, что она функционирует одновременно как традиционная библиотека с печатными изданиями и как центр аудиовизуальных материалов. Ее также можно назвать центром учебных ресурсов, центром учебных материалов или ресурсным центром школы
Медиатека призвана создавать условия, способствующие развитию самопознания, любознательности и самостоятельности.
Работа школьной медиатеки являются важной частью всей педагогической работы в школе. Единство в программах школьных медиатек обеспечивает возможность взаимодействия учителей, специалистов медиатеки и учащихся в образовательных целях.
Ключевые элементы школьной медиатеки — персонал, фонды, помещение и оборудование. Первые три термина можно определить как "собрание печатных и аудиовизуальных материалов". Под "оборудованием" понимается аппаратура, необходимая для использования некоторых материалов.
Важным шагом при создании школьной медиатеки является привлечение опыта профессиональных работников. В деле успешного функционирования медиатеки важную роль играет образование, опыт и личностные качества работающих в ней специалистов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современных образовательных ресурсов в урочной и внеурочной деятельности
Использование современных образовательных ресурсов в урочной и внеурочной деятельности...
Использование Интернет-ресурсов в урочной и внеурочной деятельности по химии
Одним из важнейших направлений национального проекта «Образование» (ПНПО) является информатизация учебно-воспитательного процесса в современной школе. С какими проблемами в современной школе сталкивае...
Коллекции цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) для организации учебной деятельности
Коллекции цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) для организации учебной деятельности...
Экспериментальное исследование«Применение современных образовательных технологий в урочной и внеурочной деятельности»
Свидетельство об участии в работе Всероссийской экспериментальной творческой группы педагогов ЦПИ им. К.Д. Ушинского. Тема экспериментального исследования «Применение современных образовательных техно...
Применение современных образовательных технологий в урочной и внеурочной деятельности по математике"
Современные образовательные технологии...
Интерактивные образовательные технологии в урочной и внеурочной деятельности.
Современная жизнь вносит свои коррективы в методику преподавания предметов. В нашу жизнь уже прочно вошло такое понятие, как компьютерные технологии. И это вполне оправдано тем, что век нынешний – это...