Урок по русскому языку в 5 классе на тему: «Изменение имен существительных по падежам»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Урок подготовлен для учеников 5го класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы – интернат VIII вида. Урок комбинированный. Большое внимание уделяется индивидуальной работе. Материал подается с наглядностью и игровыми моментами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izmen.im_.sushch.po_padezham-5kl.docx | 23.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Республики Башкортостан
ГБОУ
Нефтекамская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа – интернат VIII вида
Урок по русскому языку в 5 классе
Тема: «Изменение имен существительных по падежам»
Провела: учитель - дефектолог Егорова П.В.
Нефтекамск 2014
Цели:
- Формирование представления о склонении имен существительных, знакомство с названиями падежей и падежными вопросами. Формирование первоначального умения определять падеж имен существительных.
- Коррекция и развитие внимания, правильного восприятия, памяти. Развитие познавательной активности.
- Воспитание трудолюбия, уважения к труду.
Оборудование:
- Таблица “Падежи имен существительных”;
- Индивидуальные карточки;
- Наборное полотно;
- Словарные карточки.
Ход урока:
- Оргмомент:
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке?
Книжки, ручки и тетрадки?
- Сообщение темы и цели урока:
- Чем мы занимались на предыдущем уроке? (изучали имена существительные по вопросам).
- Сегодня мы продолжим эту работу, но тема будет называться немного по-другому.
- Откройте тетради, запишите число, тему урока.
- Словарная работа:
Начнем наш урок со знакомства с новым словом – “САЛАТ”.
Учитель объясняет лексическое значение слова:
- Травянистое овощное растение, листья которого идут в пищу в сыром виде (показ листа салата).
- Холодное кушанье из мелко нарезанных овощей, яиц, рыбы, мяса с приправой (показ рисунка).
- Звуко-буквенный анализ.
- Подбор синонимов и разбор по составу:
салатный, салатовый, салатник.
- Составление рецепта салата “Зимний”:
Для зимнего салата берем сваренные яйца, огурцы, колбасу, лук. Все продукты мелко нарезаем и накладываем в салатник, заправляем сметаной или майонезом. Украсим наш салат. В салате красиво смотрится морковь.
- Ребята, а слово салат - какая часть речи? (существительное).
- Почему? (это предмет, отвечает на вопрос “что?”)
- Чтобы составить наш текст – рецепт, мы меняем слово салат?(да, для чего -для салата, в чем -в салате, вопросы разные, поэтому окончания меняются).
IV. Работа над новым материалом:
- Работа с пословицами и предложениями (пословицы на доске).
У него дело из рук валится
Без дела жить – только небо коптить
Делу время – потехе час
За правое дело стой смело
За делом и день пролетит незаметно
Человек проявляется в деле
А) Объясните смысл пословиц.
Б) Какое слово повторяется?
В) Слово “дело” – какая часть речи? (существительное, обозначает предмет, отвечает на вопрос “что?”)
Г) Выпишем формы слова “ дело” с вопросами:
Что? – дело кто? – друг
Без чего? – без дела кого? – друга
Чему? – делу кому? – другу
За что? – за дело кого? – друга
За чем? – за делом кем? – другом
В чем? – в деле о ком? – о друге
Д) Какой вид работы выполнили? (изменяли существительное “дело” по вопросам).
Е) Что изменилось? (окончания).
Ж) Подчеркните красным карандашом.
Вывод: Изменение имен существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением. Хоровое повторение.
- Рассказ учителя о падежах: Послушайте историю о падежах.
- Он еще не родился, а уже думали, какое имя ему дать, и решили назвать – именительный. Родился – стал родительный. Это имя ему еще больше понравилось. Но он был малышом, ему все давали, и он стал – дательный. Но он еще и озорник, за проделки его винили – он стал винительный. Потом подрос, стал творить добрые дела, и называться стал творительным. Он всем предлагал свою помощь, о нем заговорили и назвали теперь предложным.
Во время рассказа учителя выходят ученики с карточками (названия падежей). Читают стихи про падежи.
Я – именительный падеж.
Меня легко все узнают
И в подлежащее зовут.
Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы – кто? и что?
Ни с чем не спутает никто.
А я – падеж родительный
Характер мой общительный.
Кого? Чего? – и вот он я!
Предлоги часто мне друзья.
Я называюсь дательным,
Работаю старательно.
Кому отдать? К чему призвать?
Лишь только я могу сказать.
Я – винительный падеж,
Кого позвать, во что играть
Готов ребятам подсказать.
А я - творительный падеж
Исполнен всяческих надежд.
Творите! Чем? Творите! С кем?
Я подскажу вам – нет проблем.
А я – падеж предложный.
Со мною случай сложный.
Мне без предлогов свет не мил.
О ком? О чем? Я вам скажу.
- Хоровое чтение с таблицы названия падежей и падежных вопросов.
- Кратко название падежей пишем И.п., Р.п. и т.д.(показ на наборном полотне). Слово “дело” у нас изменилось по падежам, напишем названия падежей перед словами «дело».
- Физминутка.
А сегодня у зимы – новоселье.
Мы с тобой приглашены на веселье.
Дом построен у зимы из сугроба
Вот такой вышины!
Белый коврик у порога
Вот такой ширины!
А порог – то, порог
Вот такой низины
Мы по лестнице шагаем
Выше ноги : топ – топ.
Двери комнат отворяем,
Справа – хлоп, слева – хлоп!
Ну а в доме нас встречает
И она сама
Ты хозяйке поклонись – ка
- Здравствуй, зима!
6. Работа по таблице: чтобы было легче запомнить вопросы падежей, мы будем пользоваться словами – помощниками. (хоровое чтение или чтение 2 -3 сильными учениками).
Падежи имен существительных
Название | Слова-помощники | Вопросы |
Именительный падеж | есть | Кто? Что? |
Родительный падеж | нет | Кого? Чего? |
Дательный падеж | дать | Кому? Чему? |
Винительный падеж | вижу | Кого? Что? |
Творительный падеж | горжусь | Кем? Чем? |
Предложный падеж | говорю о | О ком? О чем? |
7. Используя эту таблицу, сейчас мы изменим по падежам, т.е. просклоняем слово“друг”. - Какая часть речи? – обозначает предмет, отвечает на вопрос “кто?”.
Учитель или ученик записывают на доске. Учащиеся записывают в тетради, красным карандашом подчеркивают окончания.
Вывод: И.п. – всегда без предлогов, П.п. – всегда с предлогами, остальные падежи могут быть с предлогами и без.
8. Раздача индивидуальных карточек. Дома будете учить падежи и падежные вопросы, а сейчас используйте при выполнении упражнения.
V. Практическое упражнение. Выполнить упражнение №282 письменно, окончания существительных выделить.
VI. Определяем настроение по рисунку. На рисунке изображения облаков и туч.
VII. Обобщение: устно просклонять существительные “зима”, “сестра”, используя таблицу «Падежи и падежные вопросы».
VIII. Итог урока. Оценивание работ обучающихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку по русскому языку 5 класс на тему: "Правописание О - Е после шипящих и ц в окончаниях существительных".
Правописание О - Е после шипящих и ц в окончаниях существительных....
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: «Существительное как часть речи»
Цель урока: создать условия для формирования коммуникативной и языковой компетенций через организацию деятельности учащихся по выведению общего понятия о существительном как части речи, которая ...
Конспект фронтального занятия для детей подготовительной к школе группы. Тема: "Изменение имен существительных по падежам".
Цель предлагаемого материала - научить детей изменять имена существительные по падежам....
Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России". Тема: Число имён существительных. Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе: единственном или множественном, 2 класс
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Число имён существительных. Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе: единственном или множественномЦели деятельности учителя: ознакомление с имен...
Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России".Тема: Связь имени прилагательного с именем существительным, 2 класс
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Связь имени прилагательного с именем существительнымЦели деятельности учителя: формирование у обучающихся представления о смысловом значении имен прилагательных, ...
Конспект урока по русскому языку 5 класс по теме "Повторение изученного в начальных классах по теме " Имя существительное"
Урок по ФГОС русский язык 5 класс на тему " Повторение изученного в начале года по теме " Имя существительное как часть речи"...
Конспект урока по русскому языку 6 класс на тему: "НЕ с именами прилагательными"
повторение пройденного, изучение нового материала, работа с учебником...