Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры и степени.
презентация к уроку по русскому языку (9 класс) на тему
Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, степени и сравнительными.
Цель: Формировать умения определять типы обстоятельственных предложений, выяснять общее и различия между ними.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spp_s_pridatochnymi_obraza_deystviyamery_i_stepeni.pptx | 135.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Придаточными образа действия называются предложения, которые указывают на способ действия, названного в главном предложении, и отвечают на вопросы как? каким образом? Пример: [Человек этот вёл себя так], (как будто никого рядом не было).
Эти придаточные прикрепляются к главному предложению при помощи союзов как, что, чтобы, словно, как будто, точно; иногда имеют дополнительные оттенки значения сравнения , следствия . Пример: [Он мечтал прожить жизнь так], (как его отец). [Я от него ушёл так], (как будто мы расстались навсегда)
Таким придаточным в главной части часто соответствует указательное слово так , выполняющее функцию обстоятельства образа действия: Пример : Бьется насмерть парень бравый — так, как бьются на войне (А. Твардовский). Говорил он так, как сейчас уже никто из нас говорить не умеет, — выпуклым, сочным языком (К. Паустовский).
Придаточные меры и степени указывают на меру и степень проявления признака или действия в главном предложении и отвечают на вопросы в какой мере? в какой степени? сколько? насколько?
Им в главной части соответствуют указательные слова так, такой (в значении настолько), до такой степени, до того, настолько, столько. Они обозначают высокую меру проявления действия, состояния, признака, количества и сочетаются с глаголами, наречиями, прилагательными, существительными: Пример : [Она знала жизнь настолько плохо], (насколько это возможно в 20 лет). (А. Куприн).
Если указательного слова со значением меры и степени нет, значит, это другой тип придаточного. Указательные слова обычно бывают обстоятельствами образа действия, меры и степени, но иногда они могут выполнять другую синтаксическую функцию. Однако и в этом случае указательные слова подчёркивают степень проявления признака: Пример : [Природа в этих местах такая сказочная], (что просто дух захватывает).
Придаточные меры и степени присоединяются к главному предложению союзами что, чтобы, будто, словно, точно, как будто и союзными словами как, сколько, насколько, поскольку: Пример : [Это было сказано так твердо и властно], (что Лунину оставалось только подчиниться). ( Н.Чуковский ). [Люди были интересны Самгину настолько], (насколько он, присматриваясь к ним, видел себя не похожим на них). (М. Горький).
Нужно уметь отличать придаточные меры и степени от придаточных образа действия. Для этого надо правильно задать вопрос : Пример: Рукава и верхние полы рубашки засалились и залоснились до такой степени, что походили на юфть. (М. Горький). — засалились и залоснились до какой степени? как сильно? , а не как? каким образом?
Укажи СПП с придаточными образа действия Говорил он так, как сейчас уже никто из нас говорить не умеет, — выпуклым, сочным языком. Стрелки поймали столько рыбы, что не могли вытащить сеть. Поляна так пестреет, что рябит в глазах.
Укажи СПП с придаточными образа действия Белые акации пахли так сильно, что их сладкий, приторный, конфетный запах чувствовался на губах и во рту . Обо всём он говорил по-своему и так, что это запоминалось на всю жизнь. Я люблю ее так, что словами всего и не скажешь.
Придаточное сравнительное предложение поясняет обозначенные в главном действия, состояния, предметы, признаки через сравнение с другими действиями, предметами, признаками. Придаточные сравнительные отвечают на вопросы как? подобно чему? [Восторг его гас], (как гаснет свеча от сильного ветра). (А. Чехов).
Они присоединяются к главному предложению сравнительными союзами как, будто, как будто, словно, точно, что (разг.), подобно тому как (книжн.), как если бы и др.: [Станет как-то радостно и больно], (будто кто-то шепчет о любви). (Н. Рубцов).
Придаточные сравнительные предложения относятся ко всему главному предложению в целом , к ним часто нельзя поставить вопрос . Этими признаками придаточные сравнительные отличаются от сходных по значению придаточных образа действия, меры и степени. Ср.: Лиза начала медленно опускаться, как будто ей нужно было что-то поднять с пола. (К. Федин). — Я много раз видел ледоход, и всегда это было так, как будто какая-то сила нехотя ломала грязный лед. (В. Катаев).
В первом примере придаточное сравнительное, во втором — образа и способа действия.
Придаточные сравнительные могут стоять после главного предложения, перед главным предложением , в середине главного предложения . [ Служите мне], (как вы ему служили). (А. Пушкин). [С глухими звуками, (как будто кто-то бьет ладонью по картонной коробке), рвутся гранаты]. (Е. Первенцев). (Чем ближе подходит дневная съемка к концу), [тем ворчливее и бесцеремоннее делается землемер]. (А. Куприн).
Особое место в системе сложноподчинённых предложений занимают также предложения с двойным союзом чем... тем . В них трудно разграничить главное и придаточное предложения, поскольку обе части не могут существовать самостоятельно. Традиционно придаточным предложением считается первая часть с частью союза чем , тогда как вторая часть (с частью союза тем ) считается главным предложением : (Чем меньше женщину мы любим), [тем легче нравимся мы ей]. (А. Пушкин).
Сравнительные придаточные предложения следует отличать от сравнительных оборотов , в составе которых отсутствует сказуемое: Сосна, /как дерево смолистое/, почти не поддаётся гниению.
Часто смешивают сравнительный оборот, с придаточным сравнительным, в котором опущено сказуемое, подсказываемое сказуемым главного предложения: [Серёжа рос в семье], (как трава (росла) в степи).
Чтобы научиться различать подобные конструкции, нужно понять, что в придаточном сравнительном имеются слова, относящиеся к опущенному сказуемому. Так в данном предложении в степи — обстоятельство места, относящееся к сказуемому. В сравнительном обороте таких слов нет: /Как стройный тополь/, носился он на буланом коне своём. (Н. Гоголь).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 9 классе. Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия
Данный урок имеет нравственно-патриотическую направленность, поскольку изучение лингвистической темы строится на текстах, посвященных победе в Великой Отечественной войне....
Презентация- сопровождение к уроку русского языка( 9 класс) по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия и степени"
Презентация- сопровождение к уроку русского языка( 9 класс) по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия и степени" ...
Презентация к уроку по теме "СПП с придаточными образа действия, меры, степени и сравнения"
Материал может быть использован как дополнение к коспекту урока по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры, степени и сравнения"...
Конспект урока русского языка в 9 классе. Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия и степени.
Конспект урока русского языка в 9 классе. Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия и степени. Программа М.М. Разумовской. Подготовка к ОГЭ...
Сложноподчиненное предложение с придаточными образа действия
Конспект урока на тему "СПП с придаточными образа действия " для 9 класса. Расширить понятие о СПП и научить разбираться в структуре . Развивает связную речь....
Сложноподчиненное предложение с придаточными образа действия
Презентация урока на тему:" СПП с придаточными образа действия ".Расширить понятие о СПП и научить разбираться в структуре. Развивает связную речь и внимание. ...
Материалы к уроку по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия, меры и степени"
Материалы включают в себя конспект урока и презентацию по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия, меры и степени". Презентация включает теоретический материал по п...