Материалы к уроку по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия, меры и степени"
методическая разработка по русскому языку (9 класс)
Материалы включают в себя конспект урока и презентацию по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия, меры и степени". Презентация включает теоретический материал по предложенной теме и практические задания, способствующие первичному закреплению темы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spp_s_prid_obraza_deystviya.ppt | 1.34 МБ |
spp_s_prid_obraza_deystviya.doc | 97.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1.ПАРТИЗАНЫ ВЫПОЛНИЛИ ЗАДАНИЕ ТАК КАК ПРИКАЗАЛ КОМАНДИР. 2.НЕМЦЫ ДВИГАЛИСЬ ТАК ОСТОРОЖНО ЧТО САШКА ДАЖЕ НА МИГ УСПОКОИЛСЯ.
Вид Отвечают на вопрос Союзы Союзные слова К чему присоединяется? Указательные слова Образа действия Меры Степени
1) ВО ДВОРЕ БУШЕВАЛ СИЛЬНЫЙ ОГОНЬ. ВСЯКАЯ ПОПЫТКА ПЕРЕБЕЖАТЬ В СОСЕДНЕЕ ПОМЕЩЕНИЕ ПРИВЕЛА БЫ ТОЛЬКО К НЕНУЖНЫМ ПОТЕРЯМ. 2) ГУСТОЙ ЕДКИЙ ДЫМ ПЛОТНО НАПОЛНЯЛ КАБИНЕТ. НЕЛЬЗЯ БЫЛО ДАЖЕ РАЗЛИЧИТЬ ОКНО НА ПРОТИВОПОЛОЖНОЙ СТОРОНЕ КОМНАТЫ.
3) ПОЯВЛЕНИЕ КАТЕРА БЫЛО НЕОЖИДАННЫМ. НИКТО ДАЖЕ НЕ ПОПЫТАЛСЯ СТРЕЛЯТЬ. 4) ПЕРВЫЙ УДАР ОРУДИЙ БЫЛ ОГЛУШИТЕЛЕН. КАЗАЛОСЬ, БЕРЕГА ПОШАТНУЛИСЬ ОТ ЭТОГО ГРОМА. 5) ВОЗДУХ СТАНОВИЛСЯ РЕДОК. БЫЛО БОЛЬНО ДЫШАТЬ.
1. [ГЛ.], (ЧТО). 2. [СУЩ.], (КОТОРЫЙ). 3. (КОЛЬ) [ ]. 4. [ ], (ТАК ЧТО) 5. [ НАРЕЧ., ( ГДЕ), ]. 6. [ГЛ.], (ЛИ).
1. [гл.], (что). 1. Я не могу сказать, что достиг цели. 2. [сущ.], (который). 2. А мне везде дорога, где только ветер дует. 3. (коль) [ ]. 3. Известие, которое привёз староста, всех огорчило. 4. [ ], (так что). 4. Коль нет цветов среди зимы, так и грустить о них не надо. 5. [нареч., ( где), ] 5. От фонарей было светло, так что мы смогли рассмотреть афишу. 6. [гл.], (ли). 6. Мы не знаем, попадём ли вовремя домой.
Предварительный просмотр:
Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры и степени.
Цель:
- познакомить учащихся со сложноподчиненным предложением с придаточным образа действия и степени;
- повторить теоретические сведения о сложноподчиненном предложении с придаточными определительными, изъяснительными, обстоятельственными.
Задачи:
Образовательные:
Научиться отличать придаточные образа действия и степени от других обстоятельственных придаточных;
Научиться находить придаточные образа действия и степени в составе сложноподчинённого предложения;
Различать способы связи придаточных образа действия и степени с главным предложением;
Правильно расставлять знаки препинания, составлять схемы предложений с данными придаточными.
Развивающие:
- развивать речь учащихся, память, положительные эмоции, логическое мышление, умение сравнивать и выбирать верное, оценивать достигнутые результаты.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к русскому языку, умение слушать учителя и одноклассников, уважительное отношение друг к другу, ответственное отношение к учёбе, аккуратность, дисциплинированность.
Оборудование: интерактивный комплект + традиционное обрудование, мультимедийная презентация, индивидуальные карточки для тестирования, лист самооценки.
1. Организационный момент.
2. Подготовка к ОГЭ
Вариант 1. 1. Замените словосочетание «солдатские могилы», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. Ответ: могилы солдат 2.Замените словосочетание «душевное превосходство», построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. Ответ: превосходство души 3. Замените словосочетание «приняли неохотно», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. Ответ: приняли с неохотой 4. Замените словосочетание «друг отца», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание. Ответ: отцов друг 5. Замените словосочетание «надрывно ревела», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. Ответ: ревела с надрывом 6. Замените словосочетание «дорожный набор», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. Ответ: набор для дороги 7. Замените словосочетание «медный самовар», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. Ответ: самовар из меди 8. Замените словосочетание «ветка ели», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание. Ответ: еловая ветка 9. Замените словосочетание «солнечные лучи», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. Ответ: лучи солнца 10. Замените словосочетание «котлеты из хвои», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание. Ответ: хвойные котлеты |
Вариант 2. 1. Замените словосочетание «жизнь моря», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание. Ответ: морская жизнь 2. Замените словосочетание «стеклянная рамка», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. Ответ: рамка из стекла 3. Замените словосочетание «насмешливо сказала», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. Ответ: сказала с насмешкой 4. Замените словосочетание «отцовская несуразность», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. Ответ: несуразность отца 5. Замените словосочетание «смущённо сказал», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. Ответ: сказал со смущением 6. Замените словосочетание «стеклянная банка», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. Ответ: банка из стекла 7. Замените словосочетание «картофельных полей», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. Ответ: полей картофеля 8. Замените словосочетание «дно колодца», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание. Ответ: колодезное дно 9. Замените словосочетание «шмелиное жужжание», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. Ответ: жужжание шмеля 10. Замените словосочетание «фарфоровые собаки», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. Ответ: собаки из фарфора |
Вариант 3. 1. Замените словосочетание «в водяных дорожках», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. Ответ: в дорожках из воды 2. Замените словосочетание «колосьев ржи», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание. Ответ: ржаных колосьев 3. Замените словосочетание «палуба корабля», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание. Ответ: корабельная палуба 4. Замените словосочетание «суконным одеялом», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. Ответ: одеялом из сукна 5. Замените словосочетание «гордо стоять», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. Ответ: стоять с гордостью 6. Замените словосочетание «ловля рыбы», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание. Ответ: рыбная ловля 7. Замените словосочетание «лисий хвост», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. Ответ: хвост лисы 8. Замените словосочетание «доказывать с упрямством», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание. Ответ: доказывать упрямо 9. Замените словосочетание «встретить с радостью», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание. Ответ: радостно встретить 10. Замените словосочетание «цель жизни», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание. Ответ: жизненная цель |
Объяснение нового материала.
Внимание на экран. Будьте внимательны. Мы с вами переходим к основному этапу урока. Вспомним цель нашего урока: что общего между придаточными образа действия, степени и сравнительными и в чем их различие. (Слайд 2)
1.Партизаны выполнили задание так, как приказал командир.
2.Немцы двигались так осторожно, что Сашка даже на миг успокоился.
- Найдите грамматические основы.
- Определите главные и придаточные предложения.
- На какие вопросы отвечают придаточные?
- Что поясняют придаточные? Какие это придаточные?
- При помощи чего прикрепляются придаточное к главному предложению? Придаточные образа действия и степени могут прикрепляться при помощи союзов и союзных слов. Если придаточное прикрепляется союзными словами, то оно однозначное. Если же союзами, то многозначное.
- Графически изобразите схемы сложноподчиненных предложений.
На экране схемы этих предложений. Проверьте, правильно ли вы выполнили.
Как? Каким образом?
[ …глагол + указательное слово], ( союзное слово как…….)
Как? В какой степени?
[ … указательное слово +наречие ], (союз что………………)
Учитель: Во втором предложении в строении словосочетания может быть не только наречие, но и имя прилагательное и имя существительное. Ребята, давайте сделаем вывод. Что общего между придаточными образа действия и степени? (Общее: придаточные образа действия и степени могут быть однозначными и многозначными; поясняют словосочетания; одинаковые указательные слова являются членами предложения и не могут быть опущенными. Отличие: придаточные образа действия и степени отвечают на разные пары вопросов и поясняют словосочетания различного строения).
Заполнение таблицы.
Учитель: А сейчас заполним таблицу. (Слайд 3)
Вид | Отвечают на вопрос | Союзы | Союзные слова | К чему присоединяется? | Указательные слова |
Образа действия | как? каким образом? | как, будто | как, что | Сказуемое, обстоятельство образа действия… | так, такой, таким образом… |
Меры | как? насколько? ... | что, чтобы… | как? насколько? ... | К главному при помощи союзов … | местоимения такой, таков … |
Степени | до какой степени? ... | как будто, словно... | как? насколько? ... | К главному … | указательные слова, наречия настолько… |
Закрепление
1. Учитель: Запишем предложения. Выделим грамматические основы. Выделим части предложения. Определим вид придаточных и составим схему.
[Незнакомец не рассматривал нас так], (как рассматривали мы его).
Как? Каким образом?
[ …глагол + указательное слово], ( союзное слово как…….)
[Загрузка пошла до того быстро], (что подводы не поспевали подвозить зерно).
Как? В какой степени?
[ … указательное слово +наречие ], (союз что………………)
- На войне солдаты поступали так как велел им долг.
- Из груди так сильно била кровь что санитарка не успевала менять марлевые салфетки.
- Мина взорвалась так неожиданно что Сашка оказался в неглубокой воронке полной мутной водой.
- Ветер дул так сильно что стоять на ногах было невозможно.
- Где-то рядом грянуло так что задрожала вся улица.
- Это были люди настолько страшные что они были закутаны и одеялами и платками.
2. Практическая работа (Слайд 4-5)
Из каждой пары простых предложений составьте сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия или степени. Сравните полученные конструкции с данными и скажите, какие из них более эмоциональны.
- Во дворе бушевал сильный огонь. Всякая попытка перебежать в соседнее помещение привела бы только к ненужным потерям.
2) Густой едкий дым плотно наполнял кабинет. Нельзя было даже различить окно на противоположной стороне комнаты.
3) Появление катера было неожиданным. Никто даже не попытался стрелять.
4) Первый удар орудий был оглушителен. Казалось, берега пошатнулись от этого грома. 5) Воздух становился редок. Было больно дышать.
3. Определите вид придаточного предложения.
1) Хотя было еще рано, но ворота оказались запертыми.
2) Он выехал оттуда, откуда одна за другой съезжали во двор лошади.
3) Раз вы согласились, так уж нельзя вам отказываться.
4) Там, где по-настоящему борются с невеждами, там их нет.
5) Служите мне, как вы ему служили.
6) Мать плачет, что река льется.
7) Раз дал слово, нужно его держать.
8) Интерес к учению есть только там, где есть вдохновение, рождающееся от успеха.
9) Мартышка тут с досады и с печали о камень так хватила их, что только искры засверкали.
10) Когда офицер много лет батареей командует, она стреляет хорошо.
4. Укажите придаточные предложения и их значения.
1. Незнакомец не рассматривал нас так, как рассматривали мы его. 2. Лес рубили так, чтобы вековые дубы и ели своими вершинами падали на юг. 3. Люба смотрела на пилу так, как будто это была не пила, а диковинное существо. 4. Загрузка пошла до того быстро, что подводы не поспевали подвозить зерно. 5. Толчок был так быстр и внезапен, что Буланин сразу сел на пол. 6. Речка так блестит и сверкает на солнце, что глазам больно. 7. Наступление шло так, как было предусмотрено в штабе. 8. Ольга слушала настолько, насколько тетка выражала желание или высказывала совет.
Проблемные задания. Работа с интерактивной доской.
(Слайд 6) Дайте характеристику предложениям по схемам, начерченным на доске.
1. [гл.], (что).
2. [сущ.], (который).
3. (коль) [ ].
4. [ ], (так что)
5. [ нареч., ( где), ].
6. [гл.], (ли).
Найдите к данным предложениям схемы. Работа с интерактивной доской. (Слайд 7.)
1. [гл.], (что). | 1. Я не могу сказать, что достиг цели. |
2. [сущ.], (который). | 2. А мне везде дорога, где только ветер дует. |
3. (коль) [ ]. | 3. Известие, которое привёз староста, всех огорчило. |
4. [ ], (так что). | 4. Коль нет цветов среди зимы, так и грустить о них не надо. |
5. [нареч., ( где), ] | 5. От фонарей было светло, так что мы смогли рассмотреть афишу. |
6. [гл.], (ли). | 6. Мы не знаем, попадём ли вовремя домой. |
Работа по карточкам.
1 карточка. Спишите. Выделите грамматические основы, части предложения. Определите вид придаточного. Постройте схему.
1. Кругом было так темно, что в двух шагах нельзя было рассмотреть человека.
2. Было решено, что завтра мы с Дерсу пойдём пешком.
3. Но вот опять к тому месту, где стреляли, стал стекаться народ.
4. Никто не знал, откуда у этого ворчливого старика брались ласковые слова.
5. Имейте в виду, что писатель должен отлично знать действительность.
2 карточка. Спишите. Выделите грамматические основы, части предложения. Определите вид придаточного. Постройте схему.
1. А когда он поселился в подмосковной усадьбе, его дом стал похож на гостиницу.
2. Всякого он звал к себе так, словно тот ему был до смерти нужен.
3. Не верится, что эти толпы людей, кишащие в чеховских книгах, созданы одним человеком.
4. И было неизвестно, куда адресовать письмо.
5. Он успел перевидаться со всеми приглашёнными, так что это не было их первой встречей.
3 карточка. Спишите. Выделите грамматические основы, части предложения. Определите вид придаточного. Постройте схему.
1. Метели, что ломятся в двери, с дороги меня не собьют.
2. Чтоб чем-нибудь играть от скуки, копьё стальное взял он в руки.
3. Я рожден, чтоб целый мир был зритель торжества или гибели моей.
4. Детство - это путешествие, которое никому не удалось совершить дважды.
5. И Таня видит дом пустой, где жил недавно наш герой.
Работа по карточкам для сильных учеников.
Карточка 1. Спишите предложения. Выделите грамматические основы, части предложения. Определите вид придаточного и составьте схемы. Расставьте знаки препинания. Все хохотали так громко и долго что Сане стало не по себе. Ему было так тяжело и тоскливо что хоть ложись и помирай. Мел известняк песок нерудное сырье в котором нуждается промышленность строительных материалов. Люблю дома где вещи не имущество где вещи легче лодок на причале. Она поняла, что за человек был Игнат Васильевич. Там где под ногами не земля а песок где в руслах рек не вода а камни птицы живут под землей и звери летают по воздуху. Пурга в горах обычное явление если вслед за свежевыпавшим снегом подымается ветер. |
Карточка 2. Спишите предложения. Выделите грамматические основы, части предложения. Определите вид придаточного и составьте схемы. Расставьте знаки препинания. Он сделал так как ему приказали. Все было не так просто как ему показалось поначалу. Тот, кто движется все время вперед одолевает любой холм. Дубравы где в тиши свободы встречал я счастьем каждый день ступаю вновь под ваши своды под вашу дружескую тень. Я видел как сапер от слез ослеп когда ребенок и смеясь и плача схватив ручонками солдатский хлеб его жевать захлебываясь начал. У меня мания преследования постоянный мучительный страх но бывают минуты когда меня охватывает жажда жизни. Кто знатен и силен да не умен так худо ежели и с добрым сердцем он. |
Карточка 3. Спишите предложения. Выделите грамматические основы, части предложения. Определите вид придаточного и составьте схемы. Расставьте знаки препинания. Стало так тихо что было слышно как в головной самоходке работает радиостанция. Малешкин так сжал гранату что побелели пальцы. Я пошел по аллее скользя по еловым иглам которые на вершок покрывали землю. Утром рано солнце выйдет из тумана поле озарит и тогда пройдешь тропинкой где под каждою былинкой жизнь кипит. Саня прикрывая лицо руками стоял перед люком механика-водителя и ждал когда тот запустит мотор. Командующий хорошо знал что люди боятся смерти что бесстрашие это не то что делается без страха а то что делается вопреки страху. Беда коль пироги начнет печи сапожник а сапоги тачать пирожник. |
Домашнее задание; стр. 97, упр. 157
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 9 классе. Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия
Данный урок имеет нравственно-патриотическую направленность, поскольку изучение лингвистической темы строится на текстах, посвященных победе в Великой Отечественной войне....
Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры и степени.
Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, степени и сравнительными. Цель: Формировать умения определять типы обстоятельственных предложений, выяснять общее и разли...
Презентация- сопровождение к уроку русского языка( 9 класс) по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия и степени"
Презентация- сопровождение к уроку русского языка( 9 класс) по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия и степени" ...
Презентация к уроку по теме "СПП с придаточными образа действия, меры, степени и сравнения"
Материал может быть использован как дополнение к коспекту урока по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры, степени и сравнения"...
Конспект урока русского языка в 9 классе. Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия и степени.
Конспект урока русского языка в 9 классе. Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия и степени. Программа М.М. Разумовской. Подготовка к ОГЭ...
Сложноподчиненное предложение с придаточными образа действия
Конспект урока на тему "СПП с придаточными образа действия " для 9 класса. Расширить понятие о СПП и научить разбираться в структуре . Развивает связную речь....
Сложноподчиненное предложение с придаточными образа действия
Презентация урока на тему:" СПП с придаточными образа действия ".Расширить понятие о СПП и научить разбираться в структуре. Развивает связную речь и внимание. ...