по русскому языку на тему «Фонетика как раздел лингвистики. Звуки речи» (5 класс)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Данный конспект написан с использованием норм ФГОС, содержит различного рода упражнения для закрепления темы «Фонетика».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Фонетика 5класс | 21.91 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект
По теме «Фонетика как раздел лингвистики. Звуки речи»
(5 класс)
Цели: повторить и обобщить изученный материал по данному разделу лингвистики; совершенствовать навыки правописания; дать представление о смыслоразличительной роли звука; способствовать формированию устойчивой учебно-познавательной мотивации к предмету.
Задачи:
- научить распознавать гласные (ударные, безударные), согласные (мягкие и твердые, глухие и звонкие), отрабатывать умение соблюдать основные правила литературного произношения; развивать и обогащать словарный запас учащихся;
- развивать умения и навыки анализа и характеристики отдельных звуков речи;
- воспитывать любовь к художественному слову, воспитывать самостоятельность при выполнении задания
Ход урока.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | УУД |
Орг. момент | Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас будет интересный и увлекательный урок, на котором вы сможете показать свои знания и узнать много нового. Откройте свои тетради и запишите сегодняшнее число и классную работу | Дети внимательно слушают и записывают число и классную работу. | |
Подготовка к восприятию темы | Сейчас на слайде вы увидите картинки разных предметов. Ваша задача назвать эти предметы и разбить их на 2 группы (Слайд 1) Все ли у вас получилось? У кого возникли проблемы с этим заданием? Давайте посмотрим, что у вас получилось. Давайте сверимся с доской (Слайд2) 1гр. гармонь, бубен, гитара, флейта; 2 гр. изба, дерево, конь, река. А сейчас попробуйте составить небольшой текст, используя слова одной из групп. | Дети записывают слова, разбивая их на группы Дети вместе разбирают трудные моменты Дети зачитывают получившиеся группы слов, объясняя свою точку зрения. Дети составляют тексты, зачитывают их и анализируют | Познавательные, регулятивные, личностные |
Вхождение в тему урока. Формулировка целей урока. | Ребята, скажите пожалуйста, что общего у слов 1ой группы? Почему вы объединили их вместе? А кто может ответить, каким лингвистическим понятием связаны данные предметы? Тогда кто нам скажет тему сегодняшнего урока? Молодцы. А сейчас давайте попробуем определить цели нашего урока. Что мы должны знать? Что мы должны уметь различать? (Учитель записывает ключевые слова на доске) Ребята, а кто знает, что обозначает корень фон? На самом деле корень фон в переводе с греческого означает «звук». Попробуйте подобрать однокоренные слова к слову фонетика. | Дети высказывают свои точки зрения Дети отвечают: «Фонетика» Дети отвечают: «Фонетика как раздел лингвистики». Записывают тему в тетради Дети высказывают свои версии Дети предполагают Дети называют слова микрофон, домофон, магнитофон, диктофон, фонограмма… | Регулятивные, коммуникативные |
Актуализация опорных знаний | Давайте сейчас разбудим в вашей памяти все, что вы знаете о фонетике. Для этого попробуйте составить кластер. Все ли у вас получилось? Где возникли трудности? (Объяснение непонятных моментов) Давайте сверимся с доской (Слайд3) | Дети составляют кластер, анализируют результат | познавательные |
Прочитайте высказывание Н.В.Гоголя о языке «Необыкновенный язык наш есть еще тайна. В нем все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких...» (Слайд4) Как вы понимаете смысл такого яркого высказывания Н.В. Гоголя о языке? | Дети высказывают свои точки зрения | личностные | |
Закрепление материала | Перед вами картинки, разделите их на группы:
(Слайд5) Проверьте себя (Слайд6) | Дети выписывают группы слов:
| познавательные |
Закрепление материала | Я предлагаю немного поиграть с фонемами Задание 1. Из каждого слова выньте по одной фонеме. Сделайте это так, чтобы из оставшихся фонем получилось новое слово. Вот так: горсть - гость. Всласть, краска, склон, полк, тепло, беда, экран (Слайд7) Задание 2. Теперь, наоборот, добавьте к каждому слову одну фонему, чтобы получилось новое слово. Вот так: роза - гроза. Рубка, дар, стол, клад, лапа, шар, усы, укус (Слайд8) Задание 3. Замените в словах одну согласную фонему. Вот так: корж - морж. Ногти, булка, лапка, зубы, киска, галка, орел, норка, клин, тоска, полено, рамочка (Слайд9) | Полученные пары слов ученики записывают в тетради: Всласть-власть, Краска-каска, Склон-слон, Полк-пол, Тепло-тело, Беда-еда, Экран-кран рубка-трубка, дар-удар, стол-столб, клад- склад, уклад,оклад, лапа- лампа, шар-шарф, усы-бусы, укус-уксус; ногти-когти, булка-будка, лапка-лавка, зубы-дубы, киска-миска, галка-палка, орел-осел, | Познавательные, регулятивные |
Следующее задание. Прочитайте правильно слова в предложениях. (Слайд10 ) 1.Мальчик баловался и нарочно положил ракушку на компьютер. 2.По средам сестра играет в теннис и, конечно, ходит в бассейн. 3.Когда позвонит помощник Анны Ивановны, опустишь жалюзи и включишь кухонный комбайн. 4.Она любит грейпфруты, щавель, свёклу и морковь | Дети устно выполняют упражнение, расставляя ударение | регулятивные | |
Итог урока | О чем мы сегодня говорили? Что нового вы узнали? Достигнуты ли цели урока? | Дети отвечают на вопросы | коммуникативные |
Рефлексия | Разбейте слова на 3 группы: 1.слова, в которых букв и звуков одинаковое количество. 2 слова, в которых букв больше, чем звуков. 3 слова, в которых звуков больше, чем букв. Мельница, газета, кисель, дочь, мель, мел, юла, касса, ёж. (Слайд11) | Дети устно отвечают, объясняя свой выбор | Регулятивные, коммуникативные |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме "Фонетика. Подготовка к ГИА." 8 класс
Урок повторения и обобщения учебного материала в конце года. Вся работа нацелена на подготовку к ГИА. Материал содержит конспект, презентацию Егораевой, таблицу....
урок русского языка по теме "Повторение о разделах русского языка. Обобщение и систематизация знаний по теме "Лексика.Фразеология.Орфография"
Урок готовит к итоговой аттестации....
Контрольная работа по русскому языку по теме "Фонетика" 5 класс
Данная контрольная работа предусматривает контроль знаний учащихся 5 класса по русскому языку по теме "Фонетика"...
Урок русского языка по теме: "Лексикология как раздел лингвистики"
Файл содержит конспект урока русского языка по теме: "Лексикология как раздел лингвистики"....
Технологическая карта урока русского языка по теме "Фонетика" (повторение изученного), 5 класс (с презентацией)
Цель:повторить изученный материал по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи»; систематизировать знания учащихся о звуках и их классификации; о порядке фонетичес...
Тестовые задания по русскому языку по теме "Фонетика", 5 класс
Цель: проверить знания по теме "Фонетика"...
Контрольная работа по русскому языку по теме "Фонетика" для 5 класса
Контрольная работа рассчитана на учащихся 5 класса, проводится по завершению изуяения темы "Фонетика" для проверки знаний учащихся....