РАЗНОСКЛОНЯЕМЫЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ (открытый урок в 6 классе)
опыты и эксперименты по русскому языку (6 класс) на тему

Бачурина Надежда Геннадьевна

Конспект + презентация к уроку  РАЗНОСКЛОНЯЕМЫЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ (6 класс).

Применение квантованного текста и заданий в тестовой форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6kl._rus.yaz_.no42_2.docx30.79 КБ
Файл raznosklonyaemye_sushch.pptx2.37 МБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка  № 42  в 6 классе

Тема: РАЗНОСКЛОНЯЕМЫЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ

 Цель урока: познакомить учащихся с разносклоняемыми именами существительными

Задачи урока: закрепить умения определять род и склонение имён существительных,

формировать умение: сравнивать, обобщать, делать выводы, работать в группе,

развивать творческую инициативу,

прививать интерес к самообразованию, к работе с тестами

Наглядность: ИКТ, презентация «Разносклоняемые имена существительные»

Ход урока:

I.Оргмомент

II. Целеполагание:

        1.        Блиц-опрос:

1)        Что такое имя существительное?

2)        Назовите постоянные признаки имён существительных.

3)        Назовите непостоянные признаки имён существительных.

4)        Что такое склонение?

5)        Какие вы знаете типы склонений?

2. Объявление темы, определение задач урока (Слайды № 1, 2)

        1) Закрепить умения определять склонение имён существительных.

2) Формировать умение: сравнивать, обобщать, делать выводы, работать в группе.

3) Прививать интерес к самообразованию, к работе с тестами.

III. Формирование новых знаний

      ( работа в группах)

  1. Просклонять данные имена существительные

 ( Слайд № 3)

  1. Лексическая работа с именами существительными на –мя

( Слайд № 4-13)

  1. Определить сходство и отличие склонения им. сущ.

 ( Слайд № 14)

  1. Дать определение слова РАЗНОСКЛОНЯЕМЫЕ

(варианты определения от каждой группы)

  1. Работа с квантованным текстом (Слайд № 15)

Разносклоняемые существительные

        Определение

        Разносклоняемые - это существительные, которые склоняются по-разному (имеют падежные окончания разных склонений).

        Особенности склонения

         В родительном, дательном и предложном падежах ед.ч. имеют окончания сущ. 3 скл. – И, а в творительном падеже ед.ч. – окончание сущ. 2 скл. – ЕМ,ЁМ.

        11 существительных

        К разносклоняемым существительным относятся: 1 сущ. мужского рода путь и 10 сущ. среднего рода на – мя (бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя).

Суффикс –ен(-ён)  у существительных на-мя

        У существительных на – мя в родительном, дательном , творительном и предложном падежах в ед.ч. и во всех падежах мн.ч. к корню прибавляется суффикс –ен(-ён) (времён).

        Особенности существительных семя, стремя

        В словах семя, стремя в родительном падеже мн.ч. к корню прибавляется суффикс –ян (семян, стремян).

IV. Применение полученных знаний

  1. Выполнение заданий в тестовой форме, проверка. (Слайды № 16-17)

1. К РАЗНОСКЛОНЯЕМЫМ СУЩ. ОТНОСЯТСЯ

        1) 1                3) 5

        2) 10                4) 11 СЛОВ.

2. ОНИ ИМЕЮТ ОКОНЧАНИЯ СУЩ.

        1) 1

        2) 2

        3) 3 СКЛОНЕНИЯ.

3. У СУЩ. НА – МЯ В РОД.П. МН.Ч. К КОРНЮ ПРИБАВЛЯЕТСЯ СУФФИКС

        1) ен(ён)

        2) ян

4. РАЗНОСКЛОНЯЕМЫЕ СУЩ. ИМЕЮТ ОКОНЧАНИЕ – И В

        1) Род.                4) Им.

        2) Твор.                5) Пред.

        3) Дат.                6) Вин.                         ПАДЕЖЕ(АХ)

5. РАЗНОСКЛОНЯЕМЫЕ СУЩ.

        1) имя                        6) путь

        2) дочь                7) пламя

        3) семя                8) честь

        4) мать                9) время

        5) флаг                 10) знамя

  1. Творческое задание: (Слайды № 18-19) дополнить данный текст подходящими по смыслу разносклоняемыми существительными

В стародавнее древнее …

В шалашах без окон и дверей

Жило – было лохматое …

Первобытных людей-дикарей.

Они не знали, для чего корове …,

Как написать свою фамилию и …,

Зачем на лошадь надевали седло и … – 

Необразованное было это … .

Трудно было им жить в эти годы,

Угнетало их …         забот.

И страдали они от погоды

Без плащей, без зонтов и без бот.

Никто не знал, как развевает ветер …,

Что кислород всегда поддерживает… .

Над тем, как в булку превратить простое …,

С утра до вечера они  чесали … .

V. Домашнее задание: слайд № 20:

сочинить лингвистическую сказку о разносклоняемых именах существительных (сложное)

упр. 245, § 38

VI. Рефлексия

Я  предлагаю каждому оценить свой вклад в достижении поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса. Выберите начало фразы и одним предложением выскажите свое мнение о сегодняшнем уроке.

 (Слайд № 21)

1. сегодня я узнал…

2 было интересно…

3. было трудно…

4. я теперь могу…

5 я научился…

6. у меня получилось…

7. мне захотелось…

8. я попробую…

9. я смог…

10.урок дал мне для жизни…

VII. Итоги урока. Оценки.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РАЗНОСКЛОНЯЕМЫЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ

Слайд 2

ЗАДАЧИ УРОКА: 1. Закрепить умения определять склонение имён существительных. 2. Формировать умение: сравнивать, обобщать, делать выводы, работать в группе. 3. Прививать интерес к самообразованию, к работе с тестами.

Слайд 3

СКЛОНЕНИЕ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ПАДЕЖИ I СКЛ. II СКЛ. III СКЛ. Именительный родина город степь путь Родительный родины города степ и пут и Дательный родине городу степ и пут и Винительный родину город степь путь Творительный родиной город ом степью пут ём Предложный о родине о городе о степ и о пут и

Слайд 4

СТРЕМЯ Кожаная петля или металлическая дужка для упора ног всадника при верховой езде

Слайд 5

В РЕМЯ Продолжительность , длительность чего-нибудь, измеряемая секундами, минутами, часами

Слайд 6

ВЫМЯ Молочные железы с сосками у самок млекопитающих

Слайд 7

И МЯ Личное название человека, даваемое при рождении

Слайд 8

ЗНАМЯ Ш ирокое полотнище определённого цвета на древке

Слайд 9

ПЛАМЯ Г орящий и светящийся огонь

Слайд 10

ПЛЕМЯ Н арод , народность, связанные родовыми отношениями, общим языком и территорией

Слайд 11

С ЕМЯ Зёрна , предназначенные для посева

Слайд 12

ТЕМЯ Верхняя часть головы между лобными, затылочными и височными костями

Слайд 13

БРЕМЯ Ноша, груз (обычно тяжёлые)

Слайд 14

СРАВНЕНИЕ Именительный ПУТЬ ( м.р .) ЗНАМЯ ( ср.р .) Родительный ПУТ И ЗНАМЕН И Дательный ПУТ И ЗНАМЕН И Винительный ПУТЬ ЗНАМЯ Творительный ПУТ ЁМ ЗНАМЕН ЕМ Предложный О ПУТ И О ЗНАМЕН И

Слайд 15

РАЗНОСКЛОНЯЕМЫЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ

Слайд 16

Задания в тестовой форме ( могут быть один, два, три и большее число правильных ответов ) 1. К РАЗНОСКЛОНЯЕМЫМ СУЩ. ОТНОСЯТСЯ 1) 1 3) 5 2) 10 4) 11 СЛОВ. 2. ОНИ ИМЕЮТ ОКОНЧАНИЯ СУЩ. 1) 1 2) 2 3) 3 СКЛОНЕНИЯ. 3. У СУЩ. НА – МЯ В РОД.П. МН.Ч. К КОРНЮ ПРИБАВЛЯЕТСЯ СУФФИКС 1) ен ( ён ) 2) ян 4. РАЗНОСКЛОНЯЕМЫЕ СУЩ. ИМЕЮТ ОКОНЧАНИЕ – И В 1) Род. 4) Им. 2) Твор . 5) Пред. 3) Дат. 6) Вин. ПАДЕЖЕ(АХ) 5. РАЗНОСКЛОНЯЕМЫЕ СУЩ. 1) имя 6) путь 2) дочь 7) пламя 3) семя 8) честь 4) мать 9) время 5) флаг 10) знамя

Слайд 17

Проверь себя 1. К РАЗНОСКЛОНЯЕМЫМ СУЩ. ОТНОСЯТСЯ 1) 1 3) 5 2) 10 4) 11 СЛОВ. 2. ОНИ ИМЕЮТ ОКОНЧАНИЯ СУЩ. 1) 1 2 ) 2 3 ) 3 СКЛОНЕНИЯ. 3. У СУЩ. НА – МЯ В РОД.П. МН.Ч. К КОРНЮ ПРИБАВЛЯЕТСЯ СУФФИКС 1 ) ен ( ён ) 2 ) ян 4. РАЗНОСКЛОНЯЕМЫЕ СУЩ. ИМЕЮТ ОКОНЧАНИЕ – И В 1) Род. 4) Им. 2) Твор . 5) Пред . 3 ) Дат. 6) Вин. ПАДЕЖЕ(АХ) 5. РАЗНОСКЛОНЯЕМЫЕ СУЩ. 1 ) имя 6 ) путь 2) дочь 7 ) пламя 3 ) семя 8) честь 4) мать 9) время 5) флаг 10 ) знамя

Слайд 18

Творческое задание В стародавнее древнее … В шалашах без окон и дверей Жило – было лохматое … Первобытных людей- дикарей . Они не знали, для чего корове …, Как написать свою фамилию и …, Зачем на лошадь надевали седло и … – Необразованное было это … . Трудно было им жить в эти годы, Угнетало их … забот. И страдали они от погоды Без плащей, без зонтов и без бот. Никто не знал, как развевает ветер …, Что кислород всегда Поддерживает … . Над тем, как в булку превратить простое …, С утра до вечера они чесали … .

Слайд 19

Творческое задание В стародавнее древнее время В шалашах без окон и дверей Жило – было лохматое племя Первобытных людей- дикарей . Они не знали, для чего корове вымя , Как написать свою фамилию и имя , Зачем на лошадь надевали седло и стремя – Необразованное было это племя . Трудно было им жить в эти годы, Угнетало их бремя забот . И страдали они от погоды Без плащей, без зонтов и без бот. Никто не знал, как развевает ветер знамя , Что кислород всегда Поддерживает пламя . Над тем, как в булку превратить простое семя , С утра до вечера они чесали темя .

Слайд 20

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ С очинить лингвистическую сказку о разносклоняемых именах существительных Упр. 245, § 38

Слайд 21

РЕФЛЕКСИЯ 1. сегодня я узнал… 2 было интересно… 3. было трудно… 4. я теперь могу… 5. я научился… 6. у меня получилось… 7. мне захотелось… 8. я попробую… 9. я смог… 10 . урок дал мне для жизни…

Слайд 22

СПАСИБО ЗА УРОК!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока по русскому языку в 6 классе. "Разносклоняемые имена существительные".

Урок составлен с учётом требований Нового Стандарта, где применены  новые технологии и указаны планируемые результаты....

Проект урока русского языка в 6 классе "разносклоняемые имена существительные"

Данный урок по теме  «Разносклоняемые имена существительные» в разделе курса «Морфология. Орфография. Культура речи» входит в систему уроков «Имя существительное». Этот урок следующий после повто...

Презентация к уроку русского языка по теме "Разносклоняемые имена существительные", 6 класс

Презентация к уроку русского языка "Разносклоняемые имена существительные" , 6 классЦели урока:закреплять знания о разносклоняемых существительных, особенностях склонения, правописания;формировать уме...

Конспект и презентация к уроку русского языка в 6 классе по теме "Разносклоняемые имена существительные"

Данная разработка поможет при изучении новой темы "Разносклоняемые существительные". Презентация облегчит восприятие новой информации....

Урок русского языка в 6 класс на тему: "Разносклоняемые имена существительные".

Конспект урока русского языка в 6 классе.В конспекте представлены особенности склонения и правописания разносклоняемых существительных....