РАЗНОСКЛОНЯЕМЫЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ (открытый урок в 6 классе)
опыты и эксперименты по русскому языку (6 класс) на тему
Конспект + презентация к уроку РАЗНОСКЛОНЯЕМЫЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ (6 класс).
Применение квантованного текста и заданий в тестовой форме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6kl._rus.yaz_.no42_2.docx | 30.79 КБ |
raznosklonyaemye_sushch.pptx | 2.37 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка № 42 в 6 классе
Тема: РАЗНОСКЛОНЯЕМЫЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ
Цель урока: познакомить учащихся с разносклоняемыми именами существительными
Задачи урока: закрепить умения определять род и склонение имён существительных,
формировать умение: сравнивать, обобщать, делать выводы, работать в группе,
развивать творческую инициативу,
прививать интерес к самообразованию, к работе с тестами
Наглядность: ИКТ, презентация «Разносклоняемые имена существительные»
Ход урока:
I.Оргмомент
II. Целеполагание:
1. Блиц-опрос:
1) Что такое имя существительное?
2) Назовите постоянные признаки имён существительных.
3) Назовите непостоянные признаки имён существительных.
4) Что такое склонение?
5) Какие вы знаете типы склонений?
2. Объявление темы, определение задач урока (Слайды № 1, 2)
1) Закрепить умения определять склонение имён существительных.
2) Формировать умение: сравнивать, обобщать, делать выводы, работать в группе.
3) Прививать интерес к самообразованию, к работе с тестами.
III. Формирование новых знаний
( работа в группах)
- Просклонять данные имена существительные
( Слайд № 3)
- Лексическая работа с именами существительными на –мя
( Слайд № 4-13)
- Определить сходство и отличие склонения им. сущ.
( Слайд № 14)
- Дать определение слова РАЗНОСКЛОНЯЕМЫЕ
(варианты определения от каждой группы)
- Работа с квантованным текстом (Слайд № 15)
Разносклоняемые существительные
Определение
Разносклоняемые - это существительные, которые склоняются по-разному (имеют падежные окончания разных склонений).
Особенности склонения
В родительном, дательном и предложном падежах ед.ч. имеют окончания сущ. 3 скл. – И, а в творительном падеже ед.ч. – окончание сущ. 2 скл. – ЕМ,ЁМ.
11 существительных
К разносклоняемым существительным относятся: 1 сущ. мужского рода путь и 10 сущ. среднего рода на – мя (бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя).
Суффикс –ен(-ён) у существительных на-мя
У существительных на – мя в родительном, дательном , творительном и предложном падежах в ед.ч. и во всех падежах мн.ч. к корню прибавляется суффикс –ен(-ён) (времён).
Особенности существительных семя, стремя
В словах семя, стремя в родительном падеже мн.ч. к корню прибавляется суффикс –ян (семян, стремян).
IV. Применение полученных знаний
- Выполнение заданий в тестовой форме, проверка. (Слайды № 16-17)
1. К РАЗНОСКЛОНЯЕМЫМ СУЩ. ОТНОСЯТСЯ
1) 1 3) 5
2) 10 4) 11 СЛОВ.
2. ОНИ ИМЕЮТ ОКОНЧАНИЯ СУЩ.
1) 1
2) 2
3) 3 СКЛОНЕНИЯ.
3. У СУЩ. НА – МЯ В РОД.П. МН.Ч. К КОРНЮ ПРИБАВЛЯЕТСЯ СУФФИКС
1) ен(ён)
2) ян
4. РАЗНОСКЛОНЯЕМЫЕ СУЩ. ИМЕЮТ ОКОНЧАНИЕ – И В
1) Род. 4) Им.
2) Твор. 5) Пред.
3) Дат. 6) Вин. ПАДЕЖЕ(АХ)
5. РАЗНОСКЛОНЯЕМЫЕ СУЩ.
1) имя 6) путь
2) дочь 7) пламя
3) семя 8) честь
4) мать 9) время
5) флаг 10) знамя
- Творческое задание: (Слайды № 18-19) дополнить данный текст подходящими по смыслу разносклоняемыми существительными
В стародавнее древнее …
В шалашах без окон и дверей
Жило – было лохматое …
Первобытных людей-дикарей.
Они не знали, для чего корове …,
Как написать свою фамилию и …,
Зачем на лошадь надевали седло и … –
Необразованное было это … .
Трудно было им жить в эти годы,
Угнетало их … забот.
И страдали они от погоды
Без плащей, без зонтов и без бот.
Никто не знал, как развевает ветер …,
Что кислород всегда поддерживает… .
Над тем, как в булку превратить простое …,
С утра до вечера они чесали … .
V. Домашнее задание: слайд № 20:
сочинить лингвистическую сказку о разносклоняемых именах существительных (сложное)
упр. 245, § 38
VI. Рефлексия
Я предлагаю каждому оценить свой вклад в достижении поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса. Выберите начало фразы и одним предложением выскажите свое мнение о сегодняшнем уроке.
(Слайд № 21)
1. сегодня я узнал…
2 было интересно…
3. было трудно…
4. я теперь могу…
5 я научился…
6. у меня получилось…
7. мне захотелось…
8. я попробую…
9. я смог…
10.урок дал мне для жизни…
VII. Итоги урока. Оценки.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЗАДАЧИ УРОКА: 1. Закрепить умения определять склонение имён существительных. 2. Формировать умение: сравнивать, обобщать, делать выводы, работать в группе. 3. Прививать интерес к самообразованию, к работе с тестами.
СКЛОНЕНИЕ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ПАДЕЖИ I СКЛ. II СКЛ. III СКЛ. Именительный родина город степь путь Родительный родины города степ и пут и Дательный родине городу степ и пут и Винительный родину город степь путь Творительный родиной город ом степью пут ём Предложный о родине о городе о степ и о пут и
СТРЕМЯ Кожаная петля или металлическая дужка для упора ног всадника при верховой езде
В РЕМЯ Продолжительность , длительность чего-нибудь, измеряемая секундами, минутами, часами
ВЫМЯ Молочные железы с сосками у самок млекопитающих
И МЯ Личное название человека, даваемое при рождении
ЗНАМЯ Ш ирокое полотнище определённого цвета на древке
ПЛАМЯ Г орящий и светящийся огонь
ПЛЕМЯ Н арод , народность, связанные родовыми отношениями, общим языком и территорией
С ЕМЯ Зёрна , предназначенные для посева
ТЕМЯ Верхняя часть головы между лобными, затылочными и височными костями
БРЕМЯ Ноша, груз (обычно тяжёлые)
СРАВНЕНИЕ Именительный ПУТЬ ( м.р .) ЗНАМЯ ( ср.р .) Родительный ПУТ И ЗНАМЕН И Дательный ПУТ И ЗНАМЕН И Винительный ПУТЬ ЗНАМЯ Творительный ПУТ ЁМ ЗНАМЕН ЕМ Предложный О ПУТ И О ЗНАМЕН И
РАЗНОСКЛОНЯЕМЫЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ
Задания в тестовой форме ( могут быть один, два, три и большее число правильных ответов ) 1. К РАЗНОСКЛОНЯЕМЫМ СУЩ. ОТНОСЯТСЯ 1) 1 3) 5 2) 10 4) 11 СЛОВ. 2. ОНИ ИМЕЮТ ОКОНЧАНИЯ СУЩ. 1) 1 2) 2 3) 3 СКЛОНЕНИЯ. 3. У СУЩ. НА – МЯ В РОД.П. МН.Ч. К КОРНЮ ПРИБАВЛЯЕТСЯ СУФФИКС 1) ен ( ён ) 2) ян 4. РАЗНОСКЛОНЯЕМЫЕ СУЩ. ИМЕЮТ ОКОНЧАНИЕ – И В 1) Род. 4) Им. 2) Твор . 5) Пред. 3) Дат. 6) Вин. ПАДЕЖЕ(АХ) 5. РАЗНОСКЛОНЯЕМЫЕ СУЩ. 1) имя 6) путь 2) дочь 7) пламя 3) семя 8) честь 4) мать 9) время 5) флаг 10) знамя
Проверь себя 1. К РАЗНОСКЛОНЯЕМЫМ СУЩ. ОТНОСЯТСЯ 1) 1 3) 5 2) 10 4) 11 СЛОВ. 2. ОНИ ИМЕЮТ ОКОНЧАНИЯ СУЩ. 1) 1 2 ) 2 3 ) 3 СКЛОНЕНИЯ. 3. У СУЩ. НА – МЯ В РОД.П. МН.Ч. К КОРНЮ ПРИБАВЛЯЕТСЯ СУФФИКС 1 ) ен ( ён ) 2 ) ян 4. РАЗНОСКЛОНЯЕМЫЕ СУЩ. ИМЕЮТ ОКОНЧАНИЕ – И В 1) Род. 4) Им. 2) Твор . 5) Пред . 3 ) Дат. 6) Вин. ПАДЕЖЕ(АХ) 5. РАЗНОСКЛОНЯЕМЫЕ СУЩ. 1 ) имя 6 ) путь 2) дочь 7 ) пламя 3 ) семя 8) честь 4) мать 9) время 5) флаг 10 ) знамя
Творческое задание В стародавнее древнее … В шалашах без окон и дверей Жило – было лохматое … Первобытных людей- дикарей . Они не знали, для чего корове …, Как написать свою фамилию и …, Зачем на лошадь надевали седло и … – Необразованное было это … . Трудно было им жить в эти годы, Угнетало их … забот. И страдали они от погоды Без плащей, без зонтов и без бот. Никто не знал, как развевает ветер …, Что кислород всегда Поддерживает … . Над тем, как в булку превратить простое …, С утра до вечера они чесали … .
Творческое задание В стародавнее древнее время В шалашах без окон и дверей Жило – было лохматое племя Первобытных людей- дикарей . Они не знали, для чего корове вымя , Как написать свою фамилию и имя , Зачем на лошадь надевали седло и стремя – Необразованное было это племя . Трудно было им жить в эти годы, Угнетало их бремя забот . И страдали они от погоды Без плащей, без зонтов и без бот. Никто не знал, как развевает ветер знамя , Что кислород всегда Поддерживает пламя . Над тем, как в булку превратить простое семя , С утра до вечера они чесали темя .
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ С очинить лингвистическую сказку о разносклоняемых именах существительных Упр. 245, § 38
РЕФЛЕКСИЯ 1. сегодня я узнал… 2 было интересно… 3. было трудно… 4. я теперь могу… 5. я научился… 6. у меня получилось… 7. мне захотелось… 8. я попробую… 9. я смог… 10 . урок дал мне для жизни…
СПАСИБО ЗА УРОК!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий урока по русскому языку в 6 классе. "Разносклоняемые имена существительные".
Урок составлен с учётом требований Нового Стандарта, где применены новые технологии и указаны планируемые результаты....
Проект урока русского языка в 6 классе "разносклоняемые имена существительные"
Данный урок по теме «Разносклоняемые имена существительные» в разделе курса «Морфология. Орфография. Культура речи» входит в систему уроков «Имя существительное». Этот урок следующий после повто...
Презентация к уроку русского языка по теме "Разносклоняемые имена существительные", 6 класс
Презентация к уроку русского языка "Разносклоняемые имена существительные" , 6 классЦели урока:закреплять знания о разносклоняемых существительных, особенностях склонения, правописания;формировать уме...
урок русского языка в 6 классе "Разносклоняемые имена существительные"
конспект урока русского языка в 6 классе...
Конспект и презентация к уроку русского языка в 6 классе по теме "Разносклоняемые имена существительные"
Данная разработка поможет при изучении новой темы "Разносклоняемые существительные". Презентация облегчит восприятие новой информации....
Урок русского языка в 6 класс на тему: "Разносклоняемые имена существительные".
Конспект урока русского языка в 6 классе.В конспекте представлены особенности склонения и правописания разносклоняемых существительных....
Контрольная работа по русскому языку. Разносклоняемые имена существительные. Буква Е в суффиксе –ЕН , существительных на -МЯ. Род несклоняемых имен существительных. Существительные общего рода
Данная контрольная работа позволит проверить знания учащихся по теме "Имя существительное"...