Урок русского языка в 5 классе "Повторение изученного о глаголе"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
***
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_russkomu_yazyku_v_5_klasse_povtorenie_izuchennogo_o_glagole.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
cредняя общеобразовательная школа № 255
Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
Урок по русскому языку в 5 классе
Тема урока:
"Повторение изученного о глаголе"
Автор урока:
учитель русского языка и литературы Васильева Н.Ф.
2013 г.
Цели и задачи урока:- Проверить знания, умения и навыки учащихся по теме “Глагол”;
- Развитие речи учащихся, логического мышления, коммуникативных возможностей учащихся.
- Воспитание интереса к изучению русского языка, через использование занимательного материала.
- Формирование навыков самостоятельной работы, самопроверки и самооценки учебного труда.
- Воспитывать дисциплинированность учащихся (не выкрикивать, до конца внимательно выслушивать ответы товарищей), умение работать в группе.
Ход урока
I. Организационный момент
- Здравствуйте ребята. Садитесь, откройте тетради, запишите сегодняшнее число, “Классная работа”.
II. Сообщение темы и целей урока.
– Ребята тема нашего сегодняшнего урока - одна из частей речи. Попробуйте угадать, о какой части речи мы сегодня будем говорить:
Интересная часть речи
В русском языке живет.
Кто что делает расскажет:
Чертит, пишет иль поет,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Все расскажет нам (глагол).
– А то вы можете рассказать об этой части речи?
– Я вижу, что вы многое знаете о глаголе. А вот насколько хорошо вы знаете эту часть речи? Чтобы вы смогли проверить свои знания, я приготовила вам задания. Проверим себя? В итоге урока мы заполним таблицу – паспорт глагола, которая поможет вам в учебе.
III. Задания
1. Грамматический признак
– Посмотрите на предложения, узнаете ли вы глагол? Запишите предложения, найдите в них слово, которое является глаголом:
Снежное покрывало покрывало поле.
Со стекла стекла вода.
– Объясните, по какому признаку выбирали глаголы?
(Глагол отвечает на вопросы что делать? что сделать? и обозначает действие предмета).
– Вы назвали первые признаки глагола, теперь мы можем начать заполнять паспорт. Запишите на какие вопрос отвечает глагол, что он обозначает как часть речи. Приведите примеры.
2. Роль в предложении
– Вернемся к предложениям и сделаем синтаксический разбор.
(два ученика делают синтаксический разбор предложений у доски)
– Ребята, скажите, а каким членом предложения чаще всего бывает глагол?
(Сказуемым)
– Верно, во всех предложениях, в которых мы делали синтаксический разбор, глагол являлся сказуемым. Запишите это в паспорте глагола, а так же запишите свой собственный пример предложения, в котором глагол играл бы роль сказуемого.
(Несколько учащихся зачитывают примеры записанных предложений)
3. “НЕ с глаголами”
- Чтобы определить следующую особенность в написании этой части речи, послушайте сказку о глаголе:
«Гордую и упрямую частицу НЕ полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: “Люблю!”, а она ему: “Не люблю!”. Он признавался “Верю!”, а она ему : “Не верю!”.
Частица НЕ никогда не подходила к глаголу близко и писалась всегда отдельно. Однако глагол был постоянен в своих чувствах. И вот однажды НЕ и говорит ему; “Я отвечу тебе взаимностью, если покажешь, что жить без меня не можешь”.
Вздохнул печально глагол и отправился скитаться по словарям и учебникам. Когда же он вернулся к своей гордой любимой, она вскочила с криком: “Негодую”, “Ненавижу”. И вдруг замерла от неожиданности: на этот раз глагол остался рядом! Так глагол доказал, что в некоторых случаях без частицы НЕ жить не может.»
– Скажите какое грамматическое правило положено в основу этой сказки?
(Глаголы с НЕ пишутся раздельно, кроме тех случаев, когда без НЕ не употребляются).
– Внесем эти сведения в паспорт, а в качестве примеров запишите в два столбика предложенные глаголы:
(не)бывает, (не)домогать, (не)признается, (не)годовать, (не)долюбливать, (не)дописать, (не)достал, ( не)домогать, (не)взлюбил, (не)хочу.
4. Мягкий знак после шипящих на конце глаголов
– Глаголы с частицей НЕ мы очень часто встречаем в метких, кратких изречениях, заключающие в себе народную мудрость. Как по другому мы называем такие изречения? (Пословицы).
– Давайте вспомним пословицы, в которых глагол употреблялся бы с частицей НЕ:
Кашу маслом не испортишь.
Не смажешь колеса – быстро не поедешь.
Не помучишься – не научишься.
- Объясните смысл пословиц. Давайте запишем несколько пословиц. Каким правилом пользовались при написании?
(Глаголы с частицей НЕ пишутся раздельно, кроме тех случаев, когда без НЕ не употребляются).
5. Ь после шипящих в конце глаголов
– Посмотрите внимательно на записанные пословицы, какое еще правило помогло правильно записать глаголы?
(После шипящих на конце глагола пишется мягкий знак, который сохраняется перед -те и -ся).
– Запишите глаголы, соблюдая данное правило
береч., стереч., калач., отмоеш.ся, стрич,. несёш.ся, реж.те..
– Все ли слова записали? Если нет, то почему?
(“Лишнее” слово – калач, так как это – существительное).
– Заполните нужную графу в паспорте и запишите несколько примеров на данное правило.
6. Инфинитив, правописание -тся, -ться, в глаголах
- Сколько мудрых советов для всей нашей жизни мы можем найти в пословицах! А вот еще один совет, который нам дал герой Вениамина Каверина в романе “Два капитана” и который стал крылатым выражением, девизом для многих поколений: “Бороться и искать, найти и не сдаваться”. А что такое девиз? Попробуйте определить его лексическое значение. Как это можно сделать?
(Посмотреть в словаре. Девиз - руководящая идея поведения, деятельности).
- Давайте запишем этот девиз. Посмотрите на глаголы в этом девизе. В какой форме они стоят?
(В неопределенной форме).
– Как по другому называют неопределенную форму глагола?
(Инфинитив).
– Чем отличается инфинитив или неопределенная форма глагола от других глаголов?
- Послушайте историю, случившуюся с инфинитивом:
«Как - то раз сказал инфинитив другим глаголам:
- Эх, вы, разве так надо спрягаться? Я бы вам показал, да жаль нет у меня времени!
- Время мы тебе найдем, - сказали другие глаголы. – Тебе какое, настоящее или прошедшее?
- Лучше будущее, - говорит инфинитив, чтобы немного оттянуть время. – Да не забудьте про вспомогательный глагол!
Дали ему и будущее время и Вспомогательный глагол.
Да только смотрят: спрягается только Вспомогательный глагол – только окончания мелькают, а инфинитив и буквой не пошевелит.
Зачем ему шевелить, зачем самому спрягаться? Он – Инфинитив, у него нет времени.»
– Ребята, какой можем сделать вывод, чем инфинитив отличается от других глаголов?
(У инфинитива нет лица, числа, времени).
– Вернемся к девизу. Скажите, каким правилом вы пользовались, когда записывали инфинитивы бороться и сдаваться в этом девизе?
(Если глагол отвечает на вопросы что делает? что сделает? (в вопросе нет Ь), то пишется -тся, если глагол отвечает на вопросы что делать?, что сделать? (в вопросе есть Ь), на до писать –ться).
– Давайте запишем полученные выводы в паспорт, а в качестве примеров запишите инфинитивы из стихотворения:
На доброе слово
Не надо скупиться.
Сказать это слово –
Что дать напиться.
Со словом обидным
Нельзя торопиться, чтоб завтра
Себя самого не стыдиться.
IV. Подведение итогов
– Итак, давайте подведем итог, что мы знаем о глаголе?
– Ну что же, ребята, вы хорошо поработали и доказали, что вы близко знакомы с глаголом. Однако у этой части речи еще много сюрпризов для вас, еще много граф в паспорте глагола остались незаполненными, поэтому на следующем уроке мы продолжим работать с этой частью речи. А
V. Домашнее задание
Составить сочинение – рассуждение о глаголе.
-А закончить урок я хочу словами поэта:
Спросят меня: что похоже на море?
Русский язык, - не замедлю с ответом.
Он, словно море, согреет землю,
Свежесть подарит засушливым летом,
Воды его, разливаясь без края,
Блещут немеркнущим солнечным светом,
К людям хорошим в дальние страны,
Катятся волны с горячим приветом.
Русский язык! Словно горы и воздух,
Словно огни городов и селений.
Русский язык! В нем как в море бездонном,
Черпаю силы для смелых решений.
Он вдохновляет на труд беззаветный,
Ради грядущих прекрасных свершений!
(М.Геттуев)
ГЛАГОЛ | Приметы глагола | Примеры | ||||
1 | На какие вопросы отвечает | |||||
2 | Что обозначает глагол как часть речи | |||||
3 | Каким членом предложения обычно бывает | |||||
4 | Глаголы с НЕ пишутся | |||||
5 | Ь после шипящих на конце глаголов | |||||
6 | Неопределенная форма | |||||
7 | Вид глагола | |||||
8 | Время глагола | |||||
9 | Спряжение глагола |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Эта удивительная часть речи - глагол"
"Эта удивительная часть речи - глагол" Урок обобщения и систематизации знаний в 6 классе...
Урок русского языка в 4классе "Грамматические свойства глагола"
Урок русского языка в 4-м классе Тема урока: Грамматические свойства глаголаЦель данного урока заключается в обнаружении общего ...
Урок русского языка в 6 классе "Безличные глаголы"
Данный урок проведён был в мае 2012 г и соответствует программе и учебникам под редакцией Шанского. Урок сочетает в себе традиционные учебные формы и разнообразный игровой материал, подходящий для уче...
Урок русского языка в 6 классе.Наклонения глагола.Изъявительное наклонение.
Урок русского языка с использованием технологии морфемного анализа....
Урок русского языка в 5 классе "Спряжение глагола"
Основным приёмом организации деятельности учащихся является создание проблемной ситуации, игра, самооценивание, просмотр теоретического материала через файловую презентацию, выполнение тренирово...
Приложение к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"
Приложение к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"...
Презентация к уроку русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"
Презентация к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола". УмК Бабайцевой...