Урок русского языка в 5 классе по теме «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Романькова Наталья Владимировна

Урок русского языка в 5 классе по теме  «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных  в единственном числе»  Правописание гласных в падежных окончаниях существительных  на –ия, -ий, -ие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект урока56 КБ
Office presentation icon Презентация674.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ТОМАРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1

 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ШЕВЧЕНКО А.И.

БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ЯКОВЛЕВСКОГО РАЙОНА»

Открытый урок русского языка в 5 классе

по теме

«Правописание гласных в падежных окончаниях существительных  в единственном числе»

Учитель: Романькова Н.В.

Томаровка

ТЕМА: Правописание гласных в падежных окончаниях существительных  на –ия, -ий, -ие.

ЦЕЛИ:

  • создать условия для усвоения учащимися правописания гласных в падежных окончаниях существительных  на –ия, -ий, -ие;
  • развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;
  • развивать умение работать с текстом;
  • развивать сообразительность, мышление, память;
  • воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.
  • воспитывать интерес к предмету;

 Оборудование:  презентация

ТИП УРОКА: комбинированный

ВИД УРОКА: урок практикум

ХОД УРОКА:

I. Организационный  момент.

         Прозвенел звонок.
         Начинается урок.
         Он пойдёт, ребята, впрок,
        Постарайтесь всё понять,
        Будем правильно писать.

Сегодня мы с вам закрепим наши знания по теме «Имя существительное», а также познакомимся с “Правописанием безударных падежных окончаний имён существительных на –--ия, -ий, -ие ”.  Откройте тетради, запишите число, классная работа.

II. Проверка домашнего задания (взаимопроверка)

III. Актуализация опорных знаний.

 1. Ребята, начать наш урок я хотела бы с пословицы:

"Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости".

  • Как вы ее понимаете?

Дети. Мы узнаем что-то новое.

У. Вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем. Сегодня на уроке нам понадобиться этот сундучок.

    --- Рассказать о том, какие бывают части речи, привести примеры.

 2. Прослушайте отрывок из стихотворения А. Шибаева «Слова, слова, слова»

     Всему название дано-                       И все, что может видеть глаз-

     И зверю, и предмету,                        Над нами и под нами,-

     Вещей вокруг полным-полно,         И все, что в памяти у нас,-

     А безымянных – нету!                      Означено словами

 3.  Приведите примеры слов, которые дают названия

1-й ряд- зверям,

2-й ряд- предметам,

3-й ряд- вещам.

- К какой части речи относятся эти слова?

 Учитель: - Вы, ребята, давно знакомы с именем существительным. Вы много знаете об этой части речи и сегодня покажете свои знания.

 Каверза: - Ох, все – то они знают. Так я  вам и поверили.(Появляется Каверза) 

 Учитель:- А вы кто?

 Каверза: - Кто я? Я Каверза. А эти ребята ничего не знают. Я вам докажу.

--Что такое имя существительное?

Учитель: - Ну что, Каверза, убедили тебя ребята?

 Каверза: - Подумаешь, я не верю и проверю.

Учитель: - Расскажите, что вы еще знаете об имени существительном?

 Они бывают одушевленными и неодушевленными, собственными и нарицательными.

 Приведите примеры.

Каверза: - А вот у меня тут в сумочке есть кое-что./Достает яблоко, апельсин и грушу/ Отгадайте, чем они отличаются. /Ребята отвечают, что у них разный род.

 Учитель:- Что вам еще известно о существительных?

 Ученики: - А еще они относятся к 3 склонениям.

 Склонения: - Ой, это про нас./Выбегают к доске 3 ученика, исполняющие роль склонений/

 1 скл:. - Я самое главное склонение, потому что первое! Со мной дружат  существительные мужского и женского рода.

 2 скл.: - Подумаешь первое! Вот как красиво написано мое склонение. Ну и что! И со мной дружат существительные мужского рода, а еще среднего.

 1 скл.: - Зато нет женского.

 3 скл.: - Ой, женский род мой самый любимый.

 2 скл: - И всего-то один женский.

 Каверза: - Назвать-то они назвали, а определять не умеют. Вот тут у меня есть тетрадочка, пусть запишут правильно слова по склонениям../ Подает учителю листок со словами, которые нужно записать на доске в 3 столбика.

 

 Учитель: - Да, очень трудные слова придумала Каверза.

 Окрестность, брошюра, трамвай, местность, прорубь, программа, аллея, иней, правило, объем, температура, медаль, отрасль, расчет, газета.

 Каверза:- Ой, какие умные!

 

 Учитель: - Что еще вам известно об имени существительном?/ / Ответ учеников: изменяются по падежам и числам.

Каверза: - А умеют они правильно писать безударные окончания существительных? Проверим! А ну напишите:

         Жаворонок

На солнц… темный лес задел,

В долин… пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

В лазур… жаворонок звонкий.

         Он голосисто с вышины

 Поет, на солнышк… сверкая:

«Весна пришла к нам молодая,

 Я здесь пою приход весны ».

  В.А. Жуковский

 Задание. Записать и объяснить правописание окончаний.

 Учитель: - А вот у меня есть стихотворение А.Фета, в котором нет ни одного глагола, ну-ка, Каверза, найди в нем существительные

 Шепот, робкое дыханье,

 Трели соловья,

 Серебро и колыханье

 Сонного ручья,

 Свет ночной, ночные тени, тени без конца,

 Ряд волшебных изменений милого лица,

 В дымных тучках пурпур розы,

 Отблеск янтаря,

 И лобзания, и слезы,

 И заря, заря!..

А.Фет

Каверза: -Да наши ребята – молодцы, и они будут очень старательно изучать имена существительные. Каверза превращается в ученицу

 Учитель.- Давайте откроем с.214 в учебнике и поведем исследование, какие окончания пишутся у существительных –ия, -ий, -ие.

IY. Усвоение новых знаний. Работа по теме урока.

  1. Знакомство с правилом- с.214
  2.  Составление таблицы

ж. р  -  -ия

м. р  - ий

ср. р

армия, Мария

санаторий, лекторий

решение, произведение

Р.п.   -ии

Д.п   -ии

П.п   -ии

П.п.  -ии

П.п.  -  ии

Y. Физкультминутка.

Мы ходили в лес.

Сколько там чудес!

Посмотрели вправо, влево.

Наклонились и присели.

Заниматься тихо сели.

YI. Систематизация и обобщение изученного. Тренировочные упражнения.

  1. Упражнение 536 –
  2. Работа с текстом. Упражнение 537
  3.   Упражнение 544

YII.Итог урока

YIII. Домашнее задание. Упражнение 540


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 5 классепо теме"Правописание з и с на конце приставок".

Тема: Правописание з и с на конце приставок.Тип урока:урок объяснения нового материала.Цель:Познакомить учащихся с правилом правописания приставок, оканчивающихся на з и сЗадачи:формировать умение опр...

урок русского языка 6 класс по теме "Правописание приставок пре-при"

Тема: Обобщающий урок по теме «Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-» 6 классТип урока: повторение и обобщение изученного материала.Цели урока:Обучаюшая: обобщить и систематизировать знания о правописании...

Правописание падежных окончаний существительных единственного числа 3 склонения в Р.п., Д.п., П.п.

Презентация к уроку русского языка в 6 классе на тему: "Правописание падежных окончаний существительных единственного числа 3 склонения в Р.п., Д.п., П.п."...

Урок русского языка по теме «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных единственного числа» в 5 классе

Краткая аннотация урока    Урок ориентирован на закрепление знаний по правописанию гласных е-и  в падежных окончаниях  существительных единственного числа, развитию орфографич...