Урок русского языка в 5 классе по теме «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Урок русского языка в 5 классе по теме «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе» Правописание гласных в падежных окончаниях существительных на –ия, -ий, -ие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ТОМАРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1
ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ШЕВЧЕНКО А.И.
БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ЯКОВЛЕВСКОГО РАЙОНА»
Открытый урок русского языка в 5 классе
по теме
«Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе»
Учитель: Романькова Н.В.
Томаровка
ТЕМА: Правописание гласных в падежных окончаниях существительных на –ия, -ий, -ие.
ЦЕЛИ:
- создать условия для усвоения учащимися правописания гласных в падежных окончаниях существительных на –ия, -ий, -ие;
- развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;
- развивать умение работать с текстом;
- развивать сообразительность, мышление, память;
- воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.
- воспитывать интерес к предмету;
Оборудование: презентация
ТИП УРОКА: комбинированный
ВИД УРОКА: урок практикум
ХОД УРОКА:
I. Организационный момент.
Прозвенел звонок.
Начинается урок.
Он пойдёт, ребята, впрок,
Постарайтесь всё понять,
Будем правильно писать.
Сегодня мы с вам закрепим наши знания по теме «Имя существительное», а также познакомимся с “Правописанием безударных падежных окончаний имён существительных на –--ия, -ий, -ие ”. Откройте тетради, запишите число, классная работа.
II. Проверка домашнего задания (взаимопроверка)
III. Актуализация опорных знаний.
1. Ребята, начать наш урок я хотела бы с пословицы:
"Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости".
- Как вы ее понимаете?
Дети. Мы узнаем что-то новое.
У. Вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем. Сегодня на уроке нам понадобиться этот сундучок.
--- Рассказать о том, какие бывают части речи, привести примеры.
2. Прослушайте отрывок из стихотворения А. Шибаева «Слова, слова, слова»
Всему название дано- И все, что может видеть глаз-
И зверю, и предмету, Над нами и под нами,-
Вещей вокруг полным-полно, И все, что в памяти у нас,-
А безымянных – нету! Означено словами
3. Приведите примеры слов, которые дают названия
1-й ряд- зверям,
2-й ряд- предметам,
3-й ряд- вещам.
- К какой части речи относятся эти слова?
Учитель: - Вы, ребята, давно знакомы с именем существительным. Вы много знаете об этой части речи и сегодня покажете свои знания.
Каверза: - Ох, все – то они знают. Так я вам и поверили.(Появляется Каверза)
Учитель:- А вы кто?
Каверза: - Кто я? Я Каверза. А эти ребята ничего не знают. Я вам докажу.
--Что такое имя существительное?
Учитель: - Ну что, Каверза, убедили тебя ребята?
Каверза: - Подумаешь, я не верю и проверю.
Учитель: - Расскажите, что вы еще знаете об имени существительном?
Они бывают одушевленными и неодушевленными, собственными и нарицательными.
Приведите примеры.
Каверза: - А вот у меня тут в сумочке есть кое-что./Достает яблоко, апельсин и грушу/ Отгадайте, чем они отличаются. /Ребята отвечают, что у них разный род.
Учитель:- Что вам еще известно о существительных?
Ученики: - А еще они относятся к 3 склонениям.
Склонения: - Ой, это про нас./Выбегают к доске 3 ученика, исполняющие роль склонений/
1 скл:. - Я самое главное склонение, потому что первое! Со мной дружат существительные мужского и женского рода.
2 скл.: - Подумаешь первое! Вот как красиво написано мое склонение. Ну и что! И со мной дружат существительные мужского рода, а еще среднего.
1 скл.: - Зато нет женского.
3 скл.: - Ой, женский род мой самый любимый.
2 скл: - И всего-то один женский.
Каверза: - Назвать-то они назвали, а определять не умеют. Вот тут у меня есть тетрадочка, пусть запишут правильно слова по склонениям../ Подает учителю листок со словами, которые нужно записать на доске в 3 столбика.
Учитель: - Да, очень трудные слова придумала Каверза.
Окрестность, брошюра, трамвай, местность, прорубь, программа, аллея, иней, правило, объем, температура, медаль, отрасль, расчет, газета.
Каверза:- Ой, какие умные!
Учитель: - Что еще вам известно об имени существительном?/ / Ответ учеников: изменяются по падежам и числам.
Каверза: - А умеют они правильно писать безударные окончания существительных? Проверим! А ну напишите:
Жаворонок
На солнц… темный лес задел,
В долин… пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазур… жаворонок звонкий.
Он голосисто с вышины
Поет, на солнышк… сверкая:
«Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны ».
В.А. Жуковский
Задание. Записать и объяснить правописание окончаний.
Учитель: - А вот у меня есть стихотворение А.Фета, в котором нет ни одного глагола, ну-ка, Каверза, найди в нем существительные
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени, тени без конца,
Ряд волшебных изменений милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..
А.Фет
Каверза: -Да наши ребята – молодцы, и они будут очень старательно изучать имена существительные. Каверза превращается в ученицу
Учитель.- Давайте откроем с.214 в учебнике и поведем исследование, какие окончания пишутся у существительных –ия, -ий, -ие.
IY. Усвоение новых знаний. Работа по теме урока.
- Знакомство с правилом- с.214
- Составление таблицы
ж. р - -ия | м. р - ий | ср. р |
армия, Мария | санаторий, лекторий | решение, произведение |
Р.п. -ии | ||
Д.п -ии | ||
П.п -ии | П.п. -ии | П.п. - ии |
Y. Физкультминутка.
Мы ходили в лес.
Сколько там чудес!
Посмотрели вправо, влево.
Наклонились и присели.
Заниматься тихо сели.
YI. Систематизация и обобщение изученного. Тренировочные упражнения.
- Упражнение 536 –
- Работа с текстом. Упражнение 537
- Упражнение 544
YII.Итог урока
YIII. Домашнее задание. Упражнение 540
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 5классе по теме « Правописание гласных в приставках пре- и при-» (по программе В.В. Бабайцевой) (с использованием методики КСО «Взаимодиктант» по Ривину-Дьяченко»)
Цель: 1. Закрепить знания учащихся о правописании гласных в приставках пре- и при-.2.Совершенствовать ум...
Презентация к уроку по русскому языку 5 класс на тему: "Правописание О - Е после шипящих и ц в окончаниях существительных".
Правописание О - Е после шипящих и ц в окончаниях существительных....
Конспект урока русского языка в 5 классепо теме"Правописание з и с на конце приставок".
Тема: Правописание з и с на конце приставок.Тип урока:урок объяснения нового материала.Цель:Познакомить учащихся с правилом правописания приставок, оканчивающихся на з и сЗадачи:формировать умение опр...
урок русского языка 6 класс по теме "Правописание приставок пре-при"
Тема: Обобщающий урок по теме «Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-» 6 классТип урока: повторение и обобщение изученного материала.Цели урока:Обучаюшая: обобщить и систематизировать знания о правописании...
Правописание падежных окончаний существительных единственного числа 3 склонения в Р.п., Д.п., П.п.
Презентация к уроку русского языка в 6 классе на тему: "Правописание падежных окончаний существительных единственного числа 3 склонения в Р.п., Д.п., П.п."...
Урок русского языка по теме «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных единственного числа» в 5 классе
Краткая аннотация урока Урок ориентирован на закрепление знаний по правописанию гласных е-и в падежных окончаниях существительных единственного числа, развитию орфографич...
План-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему:"Правописание приставок при- и пре-".
Правописание приставок при- и пре-....