Сложное предложение с союзами и, а, но.
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Вербицкая Евгения Владимировна

Конспект урока по русскому языку на тему  "Сложное предложение с союзами и, а, но", проведенный в  8 классе коррекционной школе VIII  вида.Цели: 1) учить отличать простые предложения с однородными членами предложения и сложносочинённые, правильно ставить запятые, выявить смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения ;2) развивать внимание, память, умение обобщать, сравнивать, делать выводы;3) воспитывать любовь к родному языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slozhn.predl_._s_soyuzami_8.docx16.33 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Сложное предложение с союзами и, а, но.

Цели: 1) учить отличать простые предложения с однородными членами предложения и сложносочинённые, правильно ставить запятые, выявить смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения ;

2) развивать внимание, память, умение обобщать, сравнивать, делать выводы;

3) воспитывать любовь к родному языку.

ХОД УРОКА

I. Работа над поговоркой.

Мы сегодня на других посмотрим и себя покажем.

Что это за предложение? (Народная мудрость).

Назовите грамматическую основу предложения. Какое это предложение? Составьте схему предложения

II. Словарная работа.

Алмаз алмазный сажа углерод графит

- Оказывается эти слова друг другу родня. (Сообщение ученика). Алмаз- простой углерод. Его родственники - сажа в трубе, графит. Первые алмазы были найдены в Индии 3000 лет до нашей эры.

А можем ли мы сказать, что эти слова родственные? А почему Слово алмаз - фонетический разбор. Назовите орфограмму, которую можно проверить.

III. Изучение нового материала.

Работа с предложениями и схемами.

- Дети, попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

1. Лена искала булавку,

А булавка упала под лавку.

2. Скоро ударил раскатистый гром,

И все по домам побежали бегом.

3. Теремок ползёт,

На себе его везёт хозяюшка рогатая.

- Первый ряд выпишите предложение к первой схеме, второй ряд ко второй схеме.

Что нового заметили? Сделайте вывод. Итак, тема нашего урока: “Запятая в сложном предложении с союзами а, и, но”. Это новые союзы? Или мы с ними уже встречались? Где? Какое правило надо вспомнить?

IV. Физминутка.

V. Изучение нового материала (продолжение).

Выявление смысловых отношений между частями сложносочинённого предложения.

На доске предложение:

Записка была на немецком языке, Серёжа её не понял.

- Расскажите всё об этом предложении? (Сложное предложение, состоит из двух частей, называют основы).- Давайте посмотрим, что получится, если я использую союзы.

Записка была на немецком языке, и Серёжа её не понял.- Не знал немецкого языка.

Записка была на немецком языке, а Серёжа её не понял.- Знал язык, а понять не смог.

Записка была на немецком языке, но Серёжа её не понял.- Учил язык, но плохо, поэтому понять не смог.

- Для чего в предложении нужны союзы? Что изменилось? Что можете сказа о знаках препинания? Сделайте вывод. Спишите одно из этих предложений.

VI. Самостоятельное знакомство с правилом.

- Как соединяются части сложного предложения? ( При помощи интонации и союзов).

- Что скажете о запятой?

- Всё легко, когда знаки расставлены, а если нет? Как надо действовать? Составим алгоритм постановки запятой в сложном и простом предложении.

VII. Запись под диктовку.

Весенний ручей струится по зелёной траве и в ручей капает сок из поломанной ветки берёзы.

- В этом предложении нет запятой. Как надо действовать?

1. Найти основы. Посчитать.

2. Если одна, то…, две, то…, три…

3. Найти границы.

4. Выделить.

5. Поставить запятую.

- Действуя по алгоритму, поставить запятую. Составить схему, рассказать о предложении.

VIII. Закрепление материала.

- Поставьте запятые в отрывках из стихотворений Э. Успенского:

Ехал Ваня на коне

Вёл собачку на ремне

А старушка в это время

Мыла фикус на окне

Горит зелёный светофор

Васильев мчит во весь опор

Но вдруг он выпучил глаза

И надавил на тормоза.

Дети самостоятельно расставляют запятые и сопоставляют со схемами. Делается вывод.

- Сложное предложение может состоять из 2, 3, 4-х и более частей. В конце каждой части ставится запятая. Если есть союз, то запятая ставится перед союзом.

X. Итог урока.

- Сегодня на уроке было много предложений из стихотворений. Сложные предложения делают нашу речь богаче. Какой союз требует особого внимания? Почему? Это тема нашего следующего урока.

XI. Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие по теме "Употребление союзов в простых и сложных предложениях".

Урок-путешествие по теме "Союз" с использованием презентации....

Конспект урока по теме "Союз И в простом и сложном предложении"

Представлен конспект урока по теме "Союз И в простом и сложном предложении" с использованием ЭОР....

Урок-игра "Калейдоскоп" "Употребление союза И в простом и сложном предложении"

Представляю  разработку  урока по  русскому языку  в  7 классе  по программе М.М.Разумовской.Урок подготовлен с использованием игровой технологии. Форма урок...

Конспект УЗ по русскому языку "Знаки препинания в простых и сложных предложениях с союзом КАК"

Данный материал можно использовать при подготовке к учебному занятию по теме"Знаки препинания в простых и сложных предложениях с союзом КАК"...

Урок "Сложные предложения с союзами" в 5 классе

Даётся  понятие сложного предложения; отрабатывается  умение находить количество основ в  сложном предложении, отличать простое предложение от сложного...

План открытого урока по русскому языку в 10 классе "Знаки препинания при однородных членах и в сложном предложении с союзом И"

Материалы данного урока на тему "Знаки препинания при однородных членах и в сложном предложениии с союзом И" позволяют повторить и систематизировать знания и по теме и способствуют успешному...