Сложное предложение с союзами и, а, но.
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
Конспект урока по русскому языку на тему "Сложное предложение с союзами и, а, но", проведенный в 8 классе коррекционной школе VIII вида.Цели: 1) учить отличать простые предложения с однородными членами предложения и сложносочинённые, правильно ставить запятые, выявить смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения ;2) развивать внимание, память, умение обобщать, сравнивать, делать выводы;3) воспитывать любовь к родному языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slozhn.predl_._s_soyuzami_8.docx | 16.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Сложное предложение с союзами и, а, но.
Цели: 1) учить отличать простые предложения с однородными членами предложения и сложносочинённые, правильно ставить запятые, выявить смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения ;
2) развивать внимание, память, умение обобщать, сравнивать, делать выводы;
3) воспитывать любовь к родному языку.
ХОД УРОКА
I. Работа над поговоркой.
Мы сегодня на других посмотрим и себя покажем.
Что это за предложение? (Народная мудрость).
Назовите грамматическую основу предложения. Какое это предложение? Составьте схему предложения
II. Словарная работа.
Алмаз алмазный сажа углерод графит
- Оказывается эти слова друг другу родня. (Сообщение ученика). Алмаз- простой углерод. Его родственники - сажа в трубе, графит. Первые алмазы были найдены в Индии 3000 лет до нашей эры.
А можем ли мы сказать, что эти слова родственные? А почему Слово алмаз - фонетический разбор. Назовите орфограмму, которую можно проверить.
III. Изучение нового материала.
Работа с предложениями и схемами.
- Дети, попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.
1. Лена искала булавку,
А булавка упала под лавку.
2. Скоро ударил раскатистый гром,
И все по домам побежали бегом.
3. Теремок ползёт,
На себе его везёт хозяюшка рогатая.
- Первый ряд выпишите предложение к первой схеме, второй ряд ко второй схеме.
Что нового заметили? Сделайте вывод. Итак, тема нашего урока: “Запятая в сложном предложении с союзами а, и, но”. Это новые союзы? Или мы с ними уже встречались? Где? Какое правило надо вспомнить?
IV. Физминутка.
V. Изучение нового материала (продолжение).
Выявление смысловых отношений между частями сложносочинённого предложения.
На доске предложение:
Записка была на немецком языке, Серёжа её не понял.
- Расскажите всё об этом предложении? (Сложное предложение, состоит из двух частей, называют основы).- Давайте посмотрим, что получится, если я использую союзы.
Записка была на немецком языке, и Серёжа её не понял.- Не знал немецкого языка.
Записка была на немецком языке, а Серёжа её не понял.- Знал язык, а понять не смог.
Записка была на немецком языке, но Серёжа её не понял.- Учил язык, но плохо, поэтому понять не смог.
- Для чего в предложении нужны союзы? Что изменилось? Что можете сказа о знаках препинания? Сделайте вывод. Спишите одно из этих предложений.
VI. Самостоятельное знакомство с правилом.
- Как соединяются части сложного предложения? ( При помощи интонации и союзов).
- Что скажете о запятой?
- Всё легко, когда знаки расставлены, а если нет? Как надо действовать? Составим алгоритм постановки запятой в сложном и простом предложении.
VII. Запись под диктовку.
Весенний ручей струится по зелёной траве и в ручей капает сок из поломанной ветки берёзы.
- В этом предложении нет запятой. Как надо действовать?
1. Найти основы. Посчитать.
2. Если одна, то…, две, то…, три…
3. Найти границы.
4. Выделить.
5. Поставить запятую.
- Действуя по алгоритму, поставить запятую. Составить схему, рассказать о предложении.
VIII. Закрепление материала.
- Поставьте запятые в отрывках из стихотворений Э. Успенского:
Ехал Ваня на коне
Вёл собачку на ремне
А старушка в это время
Мыла фикус на окне
Горит зелёный светофор
Васильев мчит во весь опор
Но вдруг он выпучил глаза
И надавил на тормоза.
Дети самостоятельно расставляют запятые и сопоставляют со схемами. Делается вывод.
- Сложное предложение может состоять из 2, 3, 4-х и более частей. В конце каждой части ставится запятая. Если есть союз, то запятая ставится перед союзом.
X. Итог урока.
- Сегодня на уроке было много предложений из стихотворений. Сложные предложения делают нашу речь богаче. Какой союз требует особого внимания? Почему? Это тема нашего следующего урока.
XI. Домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-путешествие по теме "Употребление союзов в простых и сложных предложениях".
Урок-путешествие по теме "Союз" с использованием презентации....
Конспект урока по теме "Союз И в простом и сложном предложении"
Представлен конспект урока по теме "Союз И в простом и сложном предложении" с использованием ЭОР....
Урок-игра "Калейдоскоп" "Употребление союза И в простом и сложном предложении"
Представляю разработку урока по русскому языку в 7 классе по программе М.М.Разумовской.Урок подготовлен с использованием игровой технологии. Форма урок...
Конспект УЗ по русскому языку "Знаки препинания в простых и сложных предложениях с союзом КАК"
Данный материал можно использовать при подготовке к учебному занятию по теме"Знаки препинания в простых и сложных предложениях с союзом КАК"...
Урок "Сложные предложения с союзами" в 5 классе
Даётся понятие сложного предложения; отрабатывается умение находить количество основ в сложном предложении, отличать простое предложение от сложного...
План открытого урока по русскому языку в 10 классе "Знаки препинания при однородных членах и в сложном предложении с союзом И"
Материалы данного урока на тему "Знаки препинания при однородных членах и в сложном предложениии с союзом И" позволяют повторить и систематизировать знания и по теме и способствуют успешному...
Конспект урока русского языка. 8 класс. Пунктуация в простом и сложных предложениях с союзом И.
Урок в соответствии ФГОС...