Обобщающее занятие «Имя прилагательное» 6 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Основное содержание урока. Обобщение и систематизация знаний по теме «Имя прилагательное».
Основные виды деятельности. Устный и письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Выполнение упражнений на закрепление правил правописания прилагательных. Восприятие и анализ творческого задания.
Планируемые результаты.
Личностные: восприятие любви к родному краю; красоте природы Крыма;
Метапредметные: развитие умения работать индивидуально и в группе, воспринимать и анализировать теоретический материал, делать выводы.
Предметные: умение аргументировать свое мнение, оформлять его устно и письменно, создавать развёрнутые высказывания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchayushchee_zanyatie._imya_prilagatelnoe._6_klass.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщающее занятие
«Имя прилагательное»
6 класс
Учитель русского языка и
литературы
Китоне Е. И.
2013 г
Основное содержание урока. Обобщение и систематизация знаний по теме «Имя прилагательное».
Основные виды деятельности. Устный и письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Выполнение упражнений на закрепление правил правописания прилагательных. Восприятие и анализ творческого задания.
Планируемые результаты.
Личностные: восприятие любви к родному краю; красоте природы Крыма;
Метапредметные: развитие умения работать индивидуально и в группе, воспринимать и анализировать теоретический материал, делать выводы.
Предметные: умение аргументировать свое мнение, оформлять его устно и письменно, создавать развёрнутые высказывания.
Ход урока
I. Мотивация учебной деятельности постановка целей и задач урока.
-Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня у нас итоговое занятие, устно-письменный зачёт на тему «Имя прилагательное». Его цель – обобщение и систематизация знаний по изученному разделу, включая лексическое, морфологическое значение имени прилагательного, правописание прилагательных и правильное применение их в устной и письменной речи.
Старайтесь работать активно, с тем, чтобы в течении урока продемонстрировать свои знания. Запишите число, тему урока (указано на доске).
Каждый школьный урок – путешествие в страну знаний, приобщение к миру науки. Сегодня проводниками в это стране будут умники и умницы, те ребята, которые умеют учиться.
Итак, наш компас указывает путь. Куда и под каким девизом движемся мы?
II. Работа над темой урока. Работа с материалом для наблюдения (запись на доске) Ведущие поворачивают стрелку компаса и читают девиз:
Фонвизин «Недоросль»
-Правдин: Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
-Митрофан: Дверь, котора дверь?
-Правдин: Котора дверь! Вот эта.
-Митрофан: Эта? Прилагательна.
-Правдин; Почему же?
-Митрофан: Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана места неделя дверь стоит еще не повешена: так та покамест существительна.
Н.В. Гоголь
Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок, все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и право, иное название драгоценнее самой вещи»
А. Блок
«Сотри случайные черты и ты увидишь: мир прекрасен.»
1. Девиз-шутка, но всё же решим, прав или неправ Митрофанушка относительно двери. Дайте определение имени прилагательного.
/Осина дает осенью такой нарядный убор, как ни одно дерево. Лист у неё чистой раскраски. Пурпурный, лимонный, лиловый и даже черный с золотым краном. Под солнцем получается великолепный костер./
2. Для чего в речи нужны прилагательные?
/Значения прилагательных очень богаты, они могут обозначать цвет, качество, размер предмета, черты портрета человека, отношение предмета к месту, времени./
3. и все же при всём богатстве значений прилагательные делятся на разряды. Перечислите их и дайте характеристику каждого.
/Вспоминается мне ранняя, погожая осень. Помню раннее, свежее, тихое утро. Помню большой, весь золотой, сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат листвы и запах антоновских яблок, запах мёда и осенней свежести./ (распределить по разрядам).
4. Скажите, какой из разрядов прилагательных не указан в тексте. Назовите его и укажите признаки.
-Вот тебе бы, Заяц, да лисьи зубы!
-Э-э, сорока, все равно плохо…
-Вот тебе бы, Заяц, да волчьи ноги!
-Э-э, сорока, невелико счастье…
-Вот тебе бы, серый, да рысьи когти!
-Э-э, сорока, что мне клыки да когти? Думаю, у меня все равно заячья…/ (выписать прилагательные предложения).
5. Ведущий. /Разговор в вагоне:
-Располагайтесь. Тут вам будет спокойнее, кресла удобнее.
-Спасибо, спасибо. Вижу, вагон, более лучший.
-Вот, вот. Чувствуйте себя свободнее, да и вид из окна красивее, более интересный./ (анализ текста).
6. –О какой морфологической форме прилагательном идет речь? Найдите ошибки в тексте. Расскажите о степенях сравнения прилагательных.
*Сравнительная степень /Всё теор./
/Сравните: лимон и апельсин (кислота)
вода и ртуть (тяжесть)
свинец и пух (лёгкость)
утро и вечер (мудрость)
ветер и ураган (сила)
*Превосходная степень (У доски. Выписать суффиксы и обозначить).
Неба чистейшая просинь сквозила в вершинах берёз,
Чистейшего снега,
Белейшего снега,
Зима отряхнула на рощу разбега.
И, пухом легчайшим
На солнце блистая,
Пустила гулять по лесам горностая.
Ведущий поворачивает стрелку – «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок, все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и право, иное название ещё драгоценнее самой вещи.» (Н.В. Гоголь).
Лексическая разминка
1) Ответьте на вопрос, что означает слово «палевый»? /фр. «светло-жёлтый, цвета соломы».
2) Что означает слово «державный»? (держава – «сила, власть, могущество».)
3) «Бесталанный» - это человек, не имеющий таланта? ( «талант» - тюркс. – «добыча», «удача» - бесталанный – несчастный, неудачливый человек).
4) В чём разница «языковой» и «языковый»?
5) Почему нельзя сказать: «После окончания лицея Пушкин получил чиновничий чин».
6) Почему в прилагательном «подлинный» пишется два «нн»? (Подлинный. Палач в Древней Руси избивал подсудного хлыстом. Этот хлыст назывался длинником. Наказания, данные под длинником считались истинными, подлинными.)
Ведущий поворачивает стрелку компаса, читает девиз:
-Вот мы и вторглись в коварную, труднодоступную местность – Орфографию (Правописание).
-Приготовьтесь к сигнальному диктанту.
7. «Правописание н в суффиксах прилагательных».
Ремесленный, земляной, обеденный, водяной, кожаный, полотняный, стеклянный, карманный, ледяной, мышиный, соломенный, соболиный, деревянный, машинный, чугунный, лимонный, песчаный, оловянный, звериный, осенний, старинный, клюквенный, серебряный, конопляный, картинный, льняной, полынный, лунный, овсяный, торжественный, ледяной, жестяной, весенний.
-Расскажите о правописании н в суффиксах прилагательных.
8. Задание классу. Запишите полные прилагательные краткими.
/Гремучий ручей, пахучий ландыш, колючий кактус, скрипучий снег, сыпучий песок./
-Каким правилом надо пользоваться, чтобы не ошибиться при написании кр. Прилагательных с шипящей на конце?
Приготовьтесь к сигнальному диктанту.
Ландыш, ночь, жгуч, ёрш, палач, обруч, рожь, горяч, неуклюж, скрипуч, брошь, много луж, луч, очертания крыш, тягуч, дремуч, горечь, клич, печь, богач, могуч, горюч, дочь, врач, малыш, речь, мелочь, марш, хорош.
9. Образовать прилагательные от существительных
/Свинец, ёж, грош, камыш, плюш, ситец, ключ (родник).
Расскажите о правописании о-е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных.
Диктант. Обозначить суффиксы.
Свинцовое небо простиралось над головой. Кучевые облака громоздились в небе. Пунцовые лепестки цветов покрылись ржавчиной от едкой росы.
10. Задание классу. Вписать только сложные прилагательные.
На одном ароматном, ярко-зелёном, смолисто-клейком листике припал и замер маленький переливчато-сине-зелёный жук. В Бразилии водятся красновато-коричневые жучки с рядами ярко-голубых огоньков вдоль туловища. Во время испано-американской войны делались операции при свете таких светлячков, собранных в бутылки.
-Объясните, правописание сложных прилагательных.
III. Творческая работа.
-Итак, вернёмся к началу нашего урока и вспомним народную мудрость, которая гласит: «В каждой шутке есть доля правды». Возможно, увалень Митрофанушка угадал, что прилагательное должно быть правильно употреблено, как бы «приложено», чтобы из всего богатства значений прилагательных выбрать единственное слово, рождающее образ.
Ведущий читает девиз
-Сотри случайные черты и ты увидишь: мир прекрасен.» (А.А. Блок). Как прекрасна природа родного края. Проверим ваше домашнее задание.
Утро в горах
Лазурь небесная смеётся,
Ночной омытая грозой.
И между гор росисто вьётся
Долина светлой полосой.
Лишь высших гор до половины
Туманы покрывают скат
Как бы воздушные руины
Волшебных созданных палат.
Рассвет и море
Слышен шелест, но не листьев,
Слышен всплеск морской волны.
Море ласково играет
С первым лучиком зари.
До рассвета остаются
Лишь минутки, не часы,
Вот и чайки раскричались
Над волнами у скалы.
Судак
Были ли в городе моём,
В Судаке дорогом?
Если не был, то прошу прибыть.
Ты увидишь красоту,
Гор судакских высоту,
Из родников воду ты попьёшь.
Как ты красиво…
Как ты красиво,
Как ты прекрасно,
Как ты чудесно, о море!
Когда ты разбушуешься,
И встанет волн гряда,
И на берег обрушится
Весёлых брызг вода.
Море
О море! Как прекрасно ты
В те недолгие часы,
Когда над бухтой буйный ветер ходит,
Когда, шумя и грохоча
На берег волны-странники
Твои выходят.
Когда ты разбушуешься стеною.
И рай из капель водяных
Падёт на берег за тобою.
Горы
Далеко в горах виднеясь,
Снег лежит, на солнце греясь,
Описать нельзя словами,
Как блистает за горами…
Только это непостоянно.
Природа вокруг меняется.
И лишь придёт закат,
Как всё преображается.
Рефлексия
-Итак, закончено наше занятие. Надеюсь, нам удалось повторить основные моменты, связанные с разделом «Имя прилагательное».
-Что вам запомнилось из этого урока?
-Что вызвало интерес? А что было самым трудны для вас?
IV. Домашнее задание:
Подготовиться к контрольному диктанту по теме «Имя прилагательное».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-презентация "Обобщающее повторение имени прилагательного"
Урок-презентация разработан для повторения морфологических признаков прилагательного, правил написания прилагательных....
Презентация "Обобщающий тест. Имя прилагательное"
Данный материал содержит 23 вопроса по теме "Имя прилагательное"...
Конспект повторительно-обобщающего урока в 6 классе по теме "Имя прилагательное"
Повторительно-обобщающий урок по теме "Имя прилагательное" (по программе М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского) был дан в 6 классе. Цель урока: повторить и обобщить знания о прилагательном. Я хо...
Обобщающий урок в 6 классе"Имя прилагательное"
Обобщающий урок...
Презентация к обобщающему занятию во 2 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме "Признаки времен года"
Презентация "Признаки времен года" создана к обобщающему занятию во втором классе специальной (коррекционной) школы VIII вида с целью закрепления представлений учащихся.Дидактическая игра "В какое вре...
Обобщающее повторение имени прилагательного
Обобщающее повторение имени прилагательного...
Обобщающий урок "Имя прилагательное"
5 класс...