Ономастика. Уроки. Мастер-класс. Презентации.
рабочая программа по литературе по теме
Ономастика.Урок.Исследовательская работа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
onomastika.docx | 28.44 КБ |
onomastika.ppt | 476 КБ |
konspekt_uroka.docx | 28.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Ономастика
Пояснительная записка.
Изучение раздела «Лексика» в школьном курсе традиционно. Но ономастика как особый раздел лексикологии появилась в школьной программе совсем недавно. Практика показывает, что интерес детей к именам собственным велик, каждый хочет узнать о своем имени как можно больше, поэтому уроки по ономастике проходят живо и интересно. Дети с удовольствием собирают материалы, готовят сообщения, а по итогам уроков пишут интересные нетрадиционные сочинения. Данный урок, рассчитанный на 2 учебных часа (обычно это спаренные уроки), завершает изучение большого раздела «Лексикология» в 6 классе. Но он, помимо контроля изученного, несет новую информацию и позволяет подготовиться к сочинению о собственном имени. Необходимо заметить, что этот урок требует особой предварительной подготовки, рассредоточенной во времени, и специфического эмоционального настроя учеников. В течение недели дети собирают материалы о своем имени из разных источников. На уроках отводится пять минут тем желающим, кто хочет рассказать о своих интересных находках. Вести разговор о своих именах детям всегда интересно, но учитель должен заинтересовать их в необходимости самостоятельно разыскивать материалы о значении, происхождении и даже цветовой гамме своего имени, предложить вниманию детей список возможных книжных источников. При необходимости учитель дает консультации, помогает обработать собранный материал. Иногда необходимыми оказываются и консультации учителя истории. Отмечу, что возможны различные варианты подбора материала, какие-то новые повороты в изучении данного раздела, все зависит от того, насколько инициативны и самостоятельны окажутся наши ученики. Здесь возможна и индивидуальная, и групповая организация работы. Представленный вашему вниманию урок разработан мною три года назад и уже опробован на трех классах. Результаты разные, но неизменно положительные.
Цели урока: 1. Обобщающее повторение изученного в разделе «Лексикология». 2. Знакомство с новым для учащихся разделом лексикологии – ОНОМАСТИКОЙ и основными этапами ее развития. 3. Развитие познавательного интереса учащихся и самостоятельного мышления. 4. Развитие навыков работы со справочной литературой. 5. Развитие устной и письменной речи учащихся. 6. Воспитание уважительного отношения к родному языку и истории своего народа. Предварительная работа: Учащиеся 1. Сбор материалов о собственном имени (в течение недели). 2. Подготовка карточек со своим именем в той цветовой гамме, которая соответствует имени. 3. В сильном классе возможна самостоятельная работа по подготовке сообщений об этапах становления русского именослова. Учитель 4. Предварительная подготовка цветовой диаграммы имен учащихся класса.
Оборудование: презентация, проектор, интерактивная доска.
Ход урока:
1. Орг. момент.
2. Вступительное слово учителя: Сегодня на уроке мы продолжаем изучение ЛЕКСИКОЛОГИИ как раздела науки о языке. Этому непростому, как оказалось, разделу мы посвятили уже несколько учебных часов. Повторить изученное и проконтролировать, насколько хорошо усвоен материал, предлагаю с помощью кроссворда. (Напомнить основные правила работы с кроссвордом)
3. Предварительная устная разминка – игра «Хлопушка»: учитель читает слова, а дети хлопают в ладоши, если слышат А) заимствованные слова, Б) исконно русские слова, В) диалектные слова, Г) неологизмы КОФЕ, ЗДОРОВЬЕ, ВЛАДИК, ГЕРОЙ, ГОЛОВА, ВЕСТИМО, ВОЛОДЯ, ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ, РОВНЫЙ, ЕСЕНИН, ЯГНЕНОК, РОУМИНГ, ФЕДОР, БУРАК, ЭЛЕМЕНТ. Допущенные ошибки сразу обсуждаются.
4. Учитель: Молодцы! Теперь вы готовы к выполнению контрольного кроссворда (графическое изображение кроссворда выводится на доску, а на партах - печатный вариант для каждого ученика) Слайд 1. Клетки кроссворда заполняются ответами по ходу чтения заданий учителем (см. приложение «Методические материалы к уроку»)
5. Самооценка. Рефлексия. Работы учащихся собираются на проверку, а на экран выводятся правильные варианты. Дети имеют возможность самостоятельно оценить свои результаты. Учитель предлагает устно продолжить фразу: «Я полагаю, что получу …, потому что….»
6. Объяснение нового материала: Тема нашего сегодняшнего урока – «Ономастика как раздел лексикологии». Подумайте и попытайтесь самостоятельно сформулировать задачи, которые стоят перед нами. (Дети высказывают свои точки зрения, ведется обсуждение). Конечно, главная задача – узнать, что же такое ОНОМАСТИКА. Беседа по записям на доске: Нет ничего более приятного для человеческого слуха, чем звук собственного имени. Народная мудрость «ОНОМА» ( от греч. – имя) Ученые полагают: Имя (звук) – мозг - формирование характера. Имя – «идентификационный код личности» Что же такое ОНОМАСТИКА? (слайд 2) Верно, это наука об именах собственных! А кому же из нас не интересно узнать как можно больше о своем имени! И поможет нам в этом ОНОМАСТИКА. ( Запись в тетрадь определения понятия) Ономастика – слово заимствованное, но имеет оно и русский синоним – именослов.
7. Далее учитель рассказывает об этапах становления русского именослова с помощью слайдов презентации (в сильном классе это может быть заранее подготовленное индивидуальное домашнее задание) А) слайд 3 Издавна известна на Руси поговорка: « Зовут зовуткою, величают уткою». Имена собственные появились не сразу. Долгое время давалось человеку «рекло» или прозвище («назвище» - др. рус.), например, Первой – значит, родился в семье первым, Богдан – Богом данный, Лобан – лобастый, Черныш – темненький, Толстой - полненький и т.д. Эти прозвища отражали семейно- бытовую реальность. Были и имена, связанные с окружающим миром: Щавель, Кот, Волк… У наших предков-язычников широкое распространение получали и имена – обереги, которые помогали защитить ребенка от злых духов. Так появились имена: Нехорош, Нелюб, Неулыба, Испытай и др. В именах собственных этого периода отразилось умение человека подмечать какие-то особенности, а так же явно прослеживаются и заблуждения наших предков. Подробнее о них можно узнать в «Словаре древнерусских личных собственных имен», изданном в Санкт-Петербурге в 1903 году Н.М. Тупиковым, в котором содержится 5300 мужских и 50 женских имен того периода. Б) Слайд 4 С принятием на Руси Христианства в 988 году пришел обычай крестить детей и именовать (называть) их христианским именем. Перечень имен пришел к нам из Византии. Но первоначально имена эти были непонятны и чужды древнерусскому человеку, поэтому приживались у нас долго и болезненно. Слайд 5. Прошло несколько веков, пока русский Мал или Малой стали именоваться на латинский лад Павлом, русский Добрыня – Агафоном и т. д. Получалось так, что при крещении в церкви нарекали одним именем, а в быту прозывали по-своему. Этот процесс ПРИВЫКАНИЯ к иноязычным именам, ассимиляция, затянулся вплоть до 14 века. Появились даже такие причудливые сочетания русских и греческих имен, как Карп Губа, Прокопий Горбун, Амвросий Колязин. Они постепенно переросли в имя и фамилию. В) Слайд 6 В 14 веке в связи с единением русских земель и образованием централизованного государства усилилась роль церкви. Поэтому 14 век стал рубежом и в русской антропонимии. У князей не могло больше быть двойных имен (типа : Ярополк, Мстислав…), хотя в народной среде подобное явление сохранялось до 16 века. Из двойственных княжеских имен типа Путислав или Путимир в 16 веке появляются фамилии, например, Путин. В 17 веке реформы церкви, предпринятые Никоном, которые касались изменения богослужения с целью приблизить его к греческим образцам, привели к появлению множества ошибок даже в печатных изданиях. Сложившаяся к тому времени традиция произношения и написания русских имен была разрушена законодательно. В результате этого процесса официальные имена легли в основу литературных вариантов, а неофициальные формы имен стали народно- просторечными. Например, Георгий и Егорий. Таким образом, раскол в церкви затронул и русский именослов. Только в конце 19 века для устранения разнобоя русский Санкт- Петербургский Синод выпустил выверенный месяцеслов, по которому и следовало называть новорожденных. Если заинтересуешься этими именами, смотри «Православный церковный календарь», издаваемый Московской Патриархией. Г) Слайд 7. Третий этап развития русского именослова связан с Октябрьской революцией 1917 года. Уже в январе 1918 был принят Декрет «Об отделении церкви от государства», который делал законным только гражданскую, а не церковную регистрацию и давал, якобы, право свободного, не зависимого от «Святцев», выбора имени ребенка. Так появились имена- топонимы, например, Олимп, Нил… Получили широкое распространение «исторические» имена, типа Жанна, Спартак…Но более экзотическими оказались неоимена, создаваемые в угоду времени: Октябрина, Даздраперма и т.д. Наверное, нелегко жилось потом их «счастливым» обладателям… Но сохранились в народе и традиционные русские имена, которые не смогла искоренить советская эпоха. Давайте впишем эти имена в наш слайд! Подробнее об именослове этого периода можно узнать в «Словаре русских личных имен» Петровского Н.А. Д) Слайд 8. Современная ситуация такова: сосуществуют русские, греческие и древнееврейские варианты имен с одним значением. Активно приходят в русский язык заимствования. Язык – живое явление, в том числе и его именослов. 8. Закрепление ( беседа по вопросам): - Что же такое ономастика или именослов? - Какие этапы в своем развитии прошла эта замечательная наука? - Какой период ее истории показался вам наиболее интересным и почему? ( Обсуждение высказываний).
9. Физкультминутка.
10 .Ребята, большинство из вас имеют календарные имена. В течение недели вы собирали самый разнообразный материал о своем имени. Сейчас я предлагаю вам посмотреть на экран (слайд 9) и проанализировать запись: какие разные формы (и уменьшительно-ласкательные, и величавые, и грубо просторечные) могут быть образованы от одного имени! Упражнение 1: попробуйте от своего имени образовать как можно больше различных форм (по аналогии с увиденным). ( С последующим обсуждением). Слайд 10. Упражнение 2: Каждый из вас пытался по имени узнать о своих положительных и отрицательных качествах. Посмотрите на экран, что удалось узнать о характере Александра и Алексея. В чем схожесть? А в чем разница? Согласны ли с этим носители таких имен? ( Обсуждение). Попытайтесь подобную схему составить о своем имени. ( Обсуждение) Молодцы! Все это пригодиться вам в сочинении.
11. А теперь я хочу напомнить вам о цвете имен, ведь ученые выяснили, что имя человека имеет определенную цветовую окраску. Об этом мы с вами говорили на предыдущем уроке, а дома вы сделали цветные карточки со своими именами. Пожалуйста, поднимите их вверх. Групповая работа: А сейчас я попрошу объединиться в группы по цвету имени и обсудить, согласны ли вы с мнением ученых? Соответствует ли ваш характер той характеристике, какая дана именам вашего цвета? (5 мин. с последующим выступлением от каждой группы) Слайд 11. А теперь – внимание на экран: вот общий цветовой портрет вашего класса. Посмотрите внимательно и сделайте выводы о характере не отдельно вас, а всего класса! (см. приложение «Методические материалы к уроку») Какие выводы мы можем сделать?
12. Молодцы! Вы собрали богатый и разнообразный материал о своих именах. Теперь мы должны его систематизировать и подготовиться к написанию сочинения на тему «Я и мое имя». Совместное обсуждение и составление плана сочинения, который выводится на экран. ( Слайд 12) Дается список дополнительной литературы в помощь учащимся. ( Слайд 13). 13. Домашнее задание: - Составить краткий рассказ об истории русского именослова (по опорным записям в тетради) – на следующий урок. - Написать сочинение по плану на тему «Я и мое имя» - на следующую неделю.
Литература, использованная при подготовке к уроку: 1. Суслова А., Суперанская А. «О русских именах» .-Лениздат.-1991 2. Успенский Л. «Ты и твое имя» -Л.- Дет. лит. – 1972 3. Петровский Н. «Словарь русских личных имен» - М. -Рус. яз.- 1987 4. «Как назвать ребенка?»- Ростов-на-Дону. - ИД «Владис».-2004 5. «Тайна имени» - Харьков. - Кн.клуб. – 2006 6. Шустина И. «Русский язык для школьников» - Ярославль. – Академия развития. - 1997
Приложение. Методические материалы к уроку. 1.Задания к контрольному кроссворду По горизонтали: 6. Словарный состав языка. 9. Слова, имеющие разное лексическое значение, но одинаковое звучание и написание. 10. Слово ЧУДЕСНЫЙ по отношению к слову ДИВНЫЙ ( в ед. числе). 13. Слова, известные всему народу, говорящему на русском языке. 14. Слова, пришедшие в русский язык из других языков. 15. Слово, употребляемое только жителями той или иной местности. По вертикали: 1. Устойчивое сочетание слов. 2. Слово, имеющее несколько лексических значений. 3. 3. Слова, связанные с особенностями работы людей в той или иной специальности. 4. Новые слова, возникающие в языке. 5. Слово, вышедшее из активного повседневного употребления. 7.Стиль, в котором широко используются профессиональные слова. 8. Словарь, который знакомит нас со значением слова. 11. ТО, что слово обозначает. 12. Слово СХОДСТВО по отношению к слову РАЗЛИЧИЕ. При составлении заданий к кроссворду использованы материалы пособия Шустиной И.В. «Кроссворды для школьников. Русский язык».- Ярославль - Академия развития- 1997. 2. Материалы о цвете имени. ЦВЕТ ИМЕНИ. Цвет — это еще один аспект бессознательного влияния имени на характер человека, действительно, каждому из цветов спектра соответствует определенная длина волны — от самой короткой до самой длинной. Поскольку существует определенная связь между восприятием звука и цвета, можно говорить о соответствии определенного цвета определенному имени. Имя — это серия звуков разной высоты и тембра, образующих в последовательном сочетании «мелодию имени». Исследования показали, что цветовые ассоциации, возникающие у разных людей при звуках одного и того же имени, в большинстве своем совпадают, следовательно, каждому имени присущ какой-то определенный цвет или его оттенок. Причем цвет может прийти на помощь в случае, когда какое-то качество, заложенное в имени человека, нуждается в поддержке, или наоборот, чтобы смягчить излишнюю твердость, которую придает имя его владельцу. Безусловно, это очень неоднозначно, поскольку выбор цвета в гардеробе или в интерьере человек совершает интуитивно, по принципу «нравится — не нравится». Кроме того, в зависимости от душевного состояния, у нас меняются предпочтения, в том числе и цветовые. Редко кто на протяжении долгого периода сохраняет приверженность к одному и тому же цвету. Из психологии цвета известно, какое воздействие оказывает на психическое состояние каждый цвет. Красный— состояние возбуждения, активности, самоуверенность, агрессивность, ассо- циации с мужскими качествами. Желтый — радость, бодрость, приятное возбуждение, некоторая назойливость. Желто-зеленый — стремление к взаимодействию, к новизне. Зеленый — самодостаточность, спокойная уверенность, равновесие, консерватизм, созерцательность. Голубой— беспечность, беззаботное веселье, мечтательность, традиционно с голубым цветом ассоциируется душа. Синий— покой и полное удовлетворение, самостоятельность, верность. Чем глубже синий цвет, тем сильнее стремление к бесконечности, к чистоте. Этот цвет традиционно связан с женскими энергиями. Фиолетовый — это сложный цвет, объединяющий красный (мужской) и синий (женский) - завуалированное возбуждение, стремление к объединению, к любви, ожидание. Белый — абсолютная свобода от всяких границ и препятствий, праздничность, открытость. Черный— застой, закрытость, внутреннее напряжение, чрезмерная требовательность. Коричневый — терпение, мужество, а также стремление к физическому комфорту, стабильности. На уровне цвета имя может быть простым или сложным (если ему соответствует составной цвет, полученный в результате сложения основных цветов). А в сочетаниях основные цвета меняют воздействие на психику человека, и здесь речь идет о ведущей тенденции, поэтому не следует воспринимать этот анализ окончательным и однозначным, данная информация скорее предназначена для самостоятельных размышлений и выводов.
Татарский язык - язык тюркской языковой семьи. В татарском языке, помимо имен собственно татарских. употребляется много имен арабского происхождения, заимствованных татарами вместе с религией -исламом, или магометанством Однако эти арабские имена претерпели в татарском 'языке значительны? изменения в связи с произносительными особенностями татарского языка и существенно отличаются от своих арабских прообразов. Ср. арабск. Ахмат и татарск. Охмэт, арабск. Мохаммад и татарск. Мохэммэт и т. д.
После революции у татар появилось много заимствованных имен, главным образом русских, а также имена иностранные: Марсель, Клара, Луиза, Розалия и т. п. Эти имена так же, как и русские, не включены в список татарских имен, так как они не осознаются как национальные имена татарского народа.
Все имена даются в алфавитном порядке в традиционном татарском написании. которое далеко не всегда соответствует общенародному татарскому произношению (например, пишется Камэр, Газза, а произносится всеми Кэмэр, Гэззэ).
Транскрипция татарских имен на русский язык осуществлена на основе существующей практики правописания татарских имен. В отличие от традиционного написания типа Ахтям, Ахняф, Мухаррям, которое при водит к трудно произносимому стечению звуков, предложено Ахтем, Ахнеф, Мухаррам и т. п., что гораздо лучше отражает природу данных имен.
Ударение в татарских именах всегда падает на последний слог.
Один из самых распространенных элементов личного имени у татар — «мин», что значит «родинка». Возможно, по старым преданиям родинка приносила счастье, а если к самому имени прибавить этот элемент, то ребенка можно оградить от несчастья. Так появились имена Минлебикэ, что значит «госпожа», «родинка-хозяйка»; Минлебай, что значит «родинка-богатырь»; Минленур, что означает «родинка-луч» и т.п.
По мере того как ислам распространялся среди татарского народа, стали появляться заимствованные имена арабско-персидского происхождения, а также имя самого Пророка и имена других многочисленных святых.
Имена Габбас (Габдулла) или Аббас (Абдулла) — арабско-персидского происхождения. Все эти имена появлялись в разных местах, независимо и одновременно, так как в татарской разговорной речи можно встретить несколько вариантов произношения этих имен. В данный момент очень трудно написать полный перечень татарских имен, так как при этом надо учитывать и специфику произношения.
Имена арабско-персидского происхождения со звонкими согласными на конце при употреблении татарскими народами оглушаются. К примеру, Фэрид — Фэрит, Рэшид — Рэшит и т.д.
Иногда имя с буквой «ж» в русском языке может иметь интерпретации: «дж», «з» или «я» и «ж», в зависимости от того, каково звуковое окружение. Так, к примеру, Жамалетдин превращается в Ямалетдин, Жэлэлетдин — Залялетдин, Жэлил — Джалиль и т. д.
А компонент «жан» в конце имен, как правило, передается на русский язык как «зян» и редко — как «джан». К примеру, Галимжан — Галимзян или Галимджан, Селимжан — Селимзян. Если компонент «жан» стоит в начале слова, то на русский язык переводится как «ян». Например, Жангерей — Янгерей, Жантимер — Янтимер и т. д. В татарских именах ударение, как правило, всегда падает на последний слог.
В начале XX в. у татарского народа, как и у многих других народов, появляются совершенно новые имена, в особенности после Октябрьской революции. Многие «религиозные» имена забываются, уходят в прошлое, а на смену им приходят «экстрановые» имена с «революционным осмыслением». Теперь можно встретить имя Ким, которое означает «Коммунистический интернационал молодежи», Диамат, что значит «диалектический материализм». И даже сейчас можно встретить такие имена, как, например, Рим, что значит «революция и мир», Вил, что означает «Владимир Ильич Ленин». Есть имена, которые составлены из частей слова «революция», в основном их давали близнецам — Рева (Рево) и Люция. Первое имя давалось мальчикам, а второе — девочкам.
В 1920—1930-е гг. стали заимствоваться западноевропейские имена через русский язык, а со временем на такие имена появилась мода. Так, к примеру, появились имена: Альфред, Артур, Марс, Марсель, Рафаэль, Роберт, Равиль, Спартак, Эдвард, Эдуард и множество других имен и женские имена: Азалия, Альбина, Аида, Венера, Диана, Клара, Лиана, Луиза, Рита.
Имена личные легко могут переходить от одного народа к другому, как правило, распространяясь далеко за пределы той территории, где они появились. Немалую роль при этом играют религии, которые, распространяясь, приносят с собой другой уклад и другие понятия, так же как и имена. И, переходя из одной страны в другую, имена начинают терять свой первоначальный облик. Они перестраиваются, теряют некоторые звуки или, наоборот, приобретают в соответствии с нормами и правилами языков, К примеру, Мухаммед или Мухаммад (и первое, и второе правильно) преобразовывается в Магомет, Махмет, Мамей, Мамет.
Жестовое имя — это жест, отражающий какую-то внешнюю или внутреннюю особенность человека. Это может быть и его обычное имя в упрощенном виде или название города, из которого он родом. Жестовым именем может стать, к примеру, жест ПОЧТА, потому что его обладатель живет рядом с почтовым отделением — вот такая у него «внешняя особенность».
Как это обычно бывает с прозвищами, жестовым именем оказывается вовсе не тот жест, который вам больше всего нравится, и не та черта, которую вы хотели бы в себе отметить. Жестовое имя практически невозможно выбрать самому — его придумывают окружающие, глухие или слабослышащие, и часто оно передает их первое впечатление о человеке. Хотя бывает и так, что кто-то сам придумывает себе жестовое имя и активно на нем настаивает.
Жестовое имя похоже на прозвище еще и тем, что оно уникально в пределах одной компании знакомых. В отличие от имени в паспорте, оно может меняться с течением времени и различаться в разных, не связанных между собой, компаниях. Интересная особенность жестового имени в том, что оно может достаться по наследству от родителей.
У известных политиков, актеров, географических объектов тоже есть жестовые имена. Например, жест, обозначающий город Екатеринбург, очень похож на пенсне (ведь город раньше назывался Свердловск, а Свердлов ассоциируется именно с этим типом очков). Чтобы упомянуть Михаила Горбачева, нужно указать на пятно на голове, Брежнева — на брови.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Кроссворд 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Ф Р А З Е О Л О Г И З М М Н О Г О З Н А Ч Н О Е П Р О Ф Е С С И О Н А Л Ь Н Ы Е Н Е О Л О Г И З М Ы А Р Х А И З М Е К И К Н А У Ч Н Ы Й Т О Л К О В Ы Й М О И Ы С И Н Н И З Н А Ч Е Н И Е А Н Т О Н И М Б Щ Е У П О Т Р Б И Т Е Л Ь Н Ы З А И С Т В О В А Н Н Ы Е Д И А Л К Т И З М
Ономастика как раздел лексикологии От греч. Онома – «имя». Ономастика – это раздел лексикологии, в котором изучаются имена собственные. Каким был и каким стал русский именослов?
Этапы становления русского именослова. I. Дохристианский (языческий) этап (до X в.) Др.рус. «рекло», «назвище», «прозвище» = имя Богдан Смеяна Первой Улыба Вторый Любава Черныш Малява Беляк Зима Малыш Щука Губа Белка Беспалый Любима Толстый Волк Щавель Нехорош Нелюба Нелюб Немила Невежа Неулыба Испытай Имена обереги Н.М. Тупиков. Словарь древнерусских личных собственных имен.- СПб.-1903. (5300 муж. и 50 жен.)
II . Христианский (с 988 г.) а) рус. Мал, Малой Павел (лат. «малый») рус. Камень Петр (греч. «камень») рус. Добрыня Агафон (греч. «добрый») рус. Богдан Феодор (греч. «Дар Бога») Иудея Русь Византия (Греция)
б) «календарные» имена при крещении (по святцам) 3 х – 4 х сложные муж. тв. слог. или – ий жен. на – а, - я (Семен) (Юрий) (Марина) Александр – Александра Марин - Марина Валентин – Валентина НО: Павел - Павла Евгений - Евгения Артем - Артема
в) 14в. – «привыкание» (ассимиляция), рубеж нар. князья Карп Губа Мстислав Прокопий Горбун Ярополк Амвросий Колязин Путислав, Путимир Г) 17в. Реформы Никона, раскол Имена официальные неофициальные (в основу лит-ых (народные) вариантов) Георгий Егорий, Егор, Юрий Феодор Федор Кон 19 в. рус. Синод выпустил выверенный месяцеслов . См. Православный церковный календарь // М.- Изд.-во Моск. патриархии.- 1991г.
III . Послеоктябрьский период (янв.18 г. Декрет «Об отделении церкви от государства») Христ.имена Имена-топонимы «Историч». Неоимена имена Олимп (гора) Эллада (Греция) Нил (река) Жанна Марат Спартак - Вульф Рудольф Адольф Октябрина Дума Партия Рево и Люция Даздраперма Мода! История! Развитие науки и техники! См. Петровский Н.А «Словарь русских личных имен».- М.-Рус.яз. 1987.
Современная ситуация «Божий дар» «Победитель» «Земледелец» Иван (др.евр.) 1. Виктор 1. Георгий Федор (греч.) 2. Никита 2. Юрий Богдан (рус.) 3. Николай 3. Егор Вера Маргарита Надежда + Софья Лариса Любовь (греч.) Наталья Татьяна Алена Елена Алина __________________ Карина Максим Кристина Артур
Упражнение 1 Шурик Алексаша – Саша – Сашуля – Сашуня - Шура Ара Александр Алик, Аля, Ася Алик Саня Санюра, Ксаня Манюра Мери Мара Мария Машута Маруся Маня Муся
Упражнение 2 Александр «защитник, мужественный» + умен, сообразителен, любознателен, отличная память, везунчик, остроумный, хороший друг. - быстро утомляется, невозможно заставить, нуждается в сильном партнере. Алексей «защитник, спокойный» + уравновешенный, уверен в себе, самостоятельный, вдумчивый, терпеливый, хороший друг. - невозможно заставить, не любит выделяться.
3 мальчики девочки общее число 13 17 30 8 2 2 6 9 16 12 2 6 «А»
Подготовка к сочинению Я и мое имя. План. Почему меня так назвали? Что я знаю о своем имени? а) значение, б) происхождение, в) черты характера. Я горжусь своим именем! (или: Я бы хотел(а) изменить имя.)
Литература в помощь Петровский Н.А. Словарь русских личных имен. Успенский Л. «Ты и твое имя», «Слово о словах». Суслова А, Суперанская А. «О русских именах».
Предварительный просмотр:
- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Захарова Елена Владимировна, я учитель русского языка и литературы и представляю 55 школу Московского района.
Итак, начнем. Рождение малыша - это величайшее чудо человеческой жизни. Мы берем в руки это крошечное тельце, перебираем малюсенькие пальчики, заглядываем в светлые глазки, так похожие на мамины или папины, и принимаем порой самое важное, обдуманное или, наоборот, самое неожиданное и спонтанное решение в своей жизни.
-Что же это за решение, господа?
-Верно. Мы даем имя ребенку. А существует ли наука, которая изучает имена собственные, их значение и происхождение?
-Конечно, это наука ономастика.
-Где же можно узнать значение и происхождение имени?
-Верно. Русские - в славянском именослове. А татарские – в справочнике имен народов России.
- Давайте знакомиться. Как вас зовут? Что вы знаете о своем имени?
-Как интересно. Кто-то знает о своем имени все, а кто-то не знает ничего. И чувствует себя при этом прекрасно. Но ведь наряду с ономастикой мы последнее время еще и очень увлечены нумерологией. А она учит нас определять цвет имени. Попробуем это сделать.
-Итак, внимание. Перед вами таблица. Напишите свое полное имя или уменьшительно-ласкательное и найдите в таблице цифру, соответствующую буквам вашего имени. Суммируя все полученные цифры, вы получите сумму, она и будет соответствовать цвету вашего имени. Если получилось двузначное число, вам нужно сложить их - так вы получите одно число.
- Итак, вы определили цвет вашего имени по данному алгоритму.
- Принцип обладателей фиолетового цвета - жить для других, привержены высоким идеалам, имеют большие возможности для духовного роста.
Люди, чьи имена соответствуют зеленому цвету, сердечны, отзывчивы, добры, равнодушны к материальным ценностям, однако умеют зарабатывать и редко бывают без гроша в кармане.
Золотой цвет – цвет человека чистого, благородного в своих побуждениях. ... В Индии золотой цвет символизирует истину.
Остальные цвета вы найдете в приложениях.
- Но это еще не все. По мнению психологов, мы должны знать и те цвета, которых не хватает нашему имени. И я приглашаю зал поработать в группах и выполнить рисунки на тему «Портрет имени», используя его значение и цвет.
- А мы с вами сейчас по-новому посмотрим на имена литературных персонажей, воинов-героев, с которыми вы знакомы по художественным произведениям.
-Итак, имя Андрей. Вспомним литературных героев с этим именем. Что их объединяет? Какая черта характера? С какими цветами ассоциируется у вас этот герой?
Имя Василий. В каких произведениях встречались с этим именем? Какая черта характера? С какими цветами ассоциируется у вас этот герой?
-Имя Алексей. В каких произведениях встречались с этим именем? Какая черта характера? С какими цветами ассоциируется у вас этот герой?
- А сейчас наши творческие группы готовы показать свою работу. Они уже выполнили портрет литературного героя - защитника Отечества, используя тексты художественных произведений
1 группа. Портрет Андрея Соколова
2 группа. Портрет Василия Теркина
3 группа. Портрет Алексея из стихотворения Дементьева «Баллада о матери»
Рефлексия:
- Нужно ли знать значение имени и цвета литературного персонажа?
- Да, он помогает раскрыть характер героя, запомнить образ
- Какие чувства мы испытываем, когда узнаем, что мы, наши друзья, родственники носят имена героев Вов.
-Чувство гордости, т.к. мы осознаем себя частичкой великой истории.
Заключительное слово учителя. Кадры из документального фильма. Тихая музыка.
Раз в село прислали по весне
Фильм документальный о войне.
Все пришли в кино и стар, и мал,
Кто познал войну и кто не знал.
Перед горькой памятью людской
Разливалась ненависть рекой.
Трудно было это вспоминать.
Вдруг с экрана сын взглянул на мать.
Мать узнала сына в тот же миг
И пронёсся материнский крик.
Алексей, Алёшенька, сынок.
Алексей, Алёшенька, сынок.
Алексей, Алёшенька, сынок.
Словно сын её услышать мог.
- Алексей! - кричали земляки.
- Алексей! - просили, - добеги!..
Кадр сменился. Сын остался жить.
Просит мать о сыне повторить.
Просит мать о сыне повторить.
Просит мать о сыне повторить.
И опять в атаку он бежит.
Жив - здоров, не ранен, не убит.
- Алексей! Алёшенька! Сынок! -
Словно сын её услышать мог...
Свой мастер-класс я посвящаю любимому преподавателю словесности, заслуженному учителю РФ Комиссарову Аркадию Александровичу, который в этом году отмечает свой 80-летний юбилей.
Приложение 3.
А. Дементьев. Баллада о матери.
Постарела мать за много лет,
А вестей от сына нет и нет.
Но она всё продолжает ждать,
Потому что верит, потому что мать.
И на что надеется она?
Много лет, как кончилась война.
Много лет, как все пришли назад,
Кроме мёртвых, что в земле лежат.
Сколько их в то дальнее село,
Мальчиков безусых, не пришло.
Приложение 2.
А.Т. Твардовский.
Василий Теркин.
Теркин - кто же он такой?
Скажем откровенно:
Просто парень сам собой
Он обыкновенный.
Впрочем, парень хоть куда.
Парень в этом роде
В каждой роте есть всегда,
Да и в каждом взводе.
И чтоб знали, чем силен,
Скажем откровенно:
Красотою наделен
Не был он отменной,
Не высок, не то чтоб мал,
Но герой - героем.
На Карельском воевал -
За рекой Сестрою
Приложение 1.
М. Шолохов. Судьба человека.
Вскоре я увидел, как из-за крайних дворов хутора вышел на дорогу
мужчина. Он вел за руку маленького мальчика, судя по росту - лет пяти-шести,
не больше. Они устало брели по направлению к переправе, но, поравнявшись с
машиной, повернули ко мне. Высокий, сутуловатый мужчина, подойдя вплотную,
сказал приглушенным баском:
- Здорово, браток!
- Здравствуй. - Я пожал протянутую мне большую, черствую руку.
Он положил на колени большие темные руки, сгорбился. Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе... Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника.
_________________________________________________
А отец выглядел иначе: прожженный в нескольких местах ватник был небрежно и грубо заштопан, латка на выношенных защитных штанах не пришита как следует, а скорее наживлена широкими, мужскими стежками; на нем были почти новые солдатские ботинки, но плотные шерстяные носки изъедены молью, их не коснулась женская рука.
Таблица цветов имени.
Красный | 1 | А | И | С | Ь |
Оранжевый | 2 | Б | Й | Т | Ы |
Желтый | 3 | В | К | У | Э |
Зеленый | 4 | Г | Л | Ф | Ю |
Голубой | 5 | Д | М | Х | Я |
Синий | 6 | Е | Н | Ц | |
Фиолетовый | 7 | Ё | О | Ч | |
Розовый | 8 | Ж | П | Ш | |
Золотой | 9 | З | Р | Щ |
Цвет Красный - это цвет энергии, страсти, желания, физической активности и силы, решительности и твердости характера.
Цвет Розовый - Характер таких людей уравновешенный, они спокойны, сдержаны, умело ведут беседу, дают возможность высказаться собеседнику, даже если не согласны с ним.
Цвет Оранжевый - цвет, отражающий творческую активность, благородство мыслей, уверенность в себе.
Цвет Желтый - символизирует жизненную энергию, цвет интеллекта, рациональности, логического и аналитического мышления.
Цвет Зеленый - цвет гармонии, стабильности и твердости духа. Люди, чьи имена соответствуют зеленому цвету, сердечны, отзывчивы, добры, равнодушны к материальным ценностям, однако умеют зарабатывать и редко бывают без гроша в кармане.
Цвет Голубой - цвет доверия, гармонии, спокойствия, удовлетворенности. Эти люди уверены в себе, натуры внутренние, защищены.
Цвет Синий - цвет спокойствия, мудрости, созерцательности. Люди, чье имя соответствует этому цвету - преданные друзья, верны близким, своим идеям и принципам.
Цвет Фиолетовый - цвет духовной силы человека, который носит имя, соответствующее по вибрации этому цвету. Эти люди способны проникать в суть человеческой природы, жить для других, привержены высоким идеалам, имеют большие возможности для духовного роста.
Золотой цвет – цвет человека чистого, благородного в своих побуждениях. ... В Индии золотой символизирует истину.
По этой таблице можно определить цвет своего имени и цифру. В ней приведены девять цветов и соответствующие им цифры и буквы. Итак, напишите на листке свое имя (имя и фамилию, ФИО, ник, прозвище, уменьшительно-ласкательное обращение, затем проставьте соответствующие цифры и суммируйте их. Если число больше 10, складывайте цифры до тех пор, пока не получите число меньше 10. Например, если вы получили число 123, то суммируем следующим образом: 1-2+3=6. Получаем число 6, соответствующее синему цвету.
Рассмотрим пример определения цвета имени
Лилиан = 4+1+4+1+1+6 = 17 = 1+7 = 8
Итак, число имени 8, что соответствует розовому цвету.
Следующим этапом будет определение того, каких именно цветов недостает в имени.
Л = зеленый; И = красный; Л = зеленый; И = красный; А = красный; Н = синий.
Теперь посмотрим, в каком количестве каждый цвет представлен в имени.
Красный - 3 Оранжевый - 0
Желтый - 0 Зеленый - 2
Голубой - 0 Синий -1
Фиолетовый - 0 Розовый - 0
Золотой - 0
Итак, рассматриваемому имени "Лилиан" как видно недостает оранжевого, желтого, голубого, фиолетового, розового, золотого цветов. Отсутствие энергии недостающих цветов, может вполне отрицательно сказывается на поведении и других факторах в повседневной жизни, поэтому важно будет восполнить нехватку нужного цвета - к примеру, цветом одежды.
ЗАДАНИЕ 3 ГРУППЫ.
Выполните рисунок на тему
«Портрет Алексея», используя значение имени, цвет и детали внешности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Использование презентаций PowerPoint на уроках математики при построении графиков функции». Авторы: Бурганиева А.Р., Бурганиев Р.Г
Использование ИКТ (информационных и коммуникационных технологий) в классе способно преобразить формат преподавания и обучения, сделав учебный процесс более эффективным и привлекательным. С помощью п...
"Знеете ли вы закон"(совместное родительское собрание с детьми) Мастер- класс и презентация
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа с. ЛозноеЧернянского района Белгородской области» Мастер-класс «...
Мастер - класс и презентация "Человек, как губка"
Мастер-класс "Человек, как губка"для учащихся 5-9 классов по направлению ДУХОВНО-НРВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ. Презентация к мастер-классу....
Мастер-класс "Ромашка". Презентация
Мастер-класс "Ромашка в плоскорельефной резьбе". Презентация....
Презентация и технологическая карта к открытому уроку(мастер классу) по английскому языку 6 класс " Британские праздники" ФГОС
Презентация, технологическая карта, карта самоанолиза деятельности учащегося на уроке к открытому уроку(мастер классу) по английскому языку 6 класс " Британские праздники" ФГОС. Урок давался в рамках ...
Фото с мастер- класса "Линогравюра" презентация к уроку по изобразительному искусству (изо, класс) на тему
quot;Линогравюра"Мастер- класс. Мастер- класс подготовлен и и проведен для детей с ОВЗ в Ларьякской коррекционнойшколе Мастер- класс проведен в театрализованной...
Обобщение опыта по теме "Повышение познавательного интереса учащихся на уроках русского языка средствами электронных образовательных ресурсов (ЭОР)" (доклад и презентация, мастер-класс и презентация на районный конкурс "Учитель года")
Обобщение педагогического опыта работы по теме «Повышение познавательного интереса учащихся на уроках русского языка средствами электронных образовательных ресурсов (ЭОР)». ...