Мастер-класс " Владей словом, как поэт"( конспект, презентация)
методическая разработка по русскому языку по теме
ЦЕЛИ: Мы с вами будем говорить о свойствах СЛОВА.
При этом повторим изобразительно- выразительные средства языка.
А с воспитательной точки зрения убедимся, что любовь к литературе
исходит через знание особенностей языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass._vladey_slovom_kak_poet.ppt | 2.41 МБ |
konspekt_master-klassa.vladey_slovom_kak_poet.docx | 19.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
19 октября 1811года открылся Царскосельский Лицей
Здесь он встретил лучших своих друзей: Дельвига, Пущина, Кюхельбекера.
Слово
- Лексическое значение - - Слово
И.И. Пущину. Мой первый друг, мой друг бесценный! И я судьбу благословил, Когда мой двор уединенный, Печальным снегом занесенный, Твой колокольчик огласил. Молю святое провиденье: Да голос мой душе твоей Дарует тоже утешенье, Да озарит он заточенье Лучом лицейских ясных дней!
Лицейской жизни, милый брат, Делю с тобой последние мгновенья, Промчались годы заточенья; Недолго, мирные друзья, Нам видеть кров уединенья И царскосельские поля
- Лексическое значение - Образность - Грамматическое значение Слово
И.И. Пущину. Мой первый дру.., мой друг бе..це(н;нн)ый! И я судьбу благосл..вил, Когда мой двор уедине(н;нн)ый, Печальным снегом занесенный, Твой колокольчик огл..сил. Молю святое провиденье: Да голос мой душе твоей Дару..т тоже утешенье, Да озарит он заточенье Лучом лицейских ясных дней!
- Лексическое значение - Образность - Грамматическое значение Слово
Когда потеряют значенья слова и предметы, На землю для их обновленья приходя поэты… Новелла Матвеева
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Мастер – класс по русской словесности «Владей словом, как поэт»
Форманюк Елена Ивановна, учитель русского языка и литературы,
МБОУ Черноборская сош
Мы с вами будем говорить о свойствах СЛОВА. Любовь к литературе исходит через знание особенностей языка, поэтому обратим внимание на изобразительно- выразительные средства языка.
О чём же пойдёт речь ?- спросите вы меня. Об этом чуть позже, а занятие начнём со словарной работы.
слайд №1 Словарная работа.
Лицей: 1. Привилегированное мужское среднее или высшее учебное заведение в дореволюционной России. 2. Среднее учебное заведение. Лицеист - воспитанник лицея.
Я ПРЕДЛАГАЮ ВАМ НЕБОЛЬШОЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС.
Лицеем или Ликеем в Древней Греции называлась роща при храме Апполона, где Аристотель обучал своих учеников. Обучение шло во время прогулок по роще. Императору Александру 1 хотелось видеть что- то подобное в саду своей летней резиденции – Царского Села. Было издано постановление, согласно которому 19 октября 1811 года открылся Царскосельский Лицей. Аллеи старых лип, берёзовые рощи, озёра, фонтаны, стройные дворцы и причудливые беседки, мраморные статуи – всё это пробуждало в воспитанниках вдохновение.
слайд № 2
Первый курс воспитанников Лицея назывался «пушкинским». Здесь будущий поэт учился языкам, точным наукам, философии и даже стихосложению.
слайд № 3
Здесь он встретил лучших своих: Дельвига, Пущина, Кюхельбекера.
слайд № 4
Здесь в лицее, во время экзамена Державин восхитился юным Пушкиным, читавшим своё стихотворение «Воспоминания в Царском Селе».
Но вот , я думаю, вы догадались, что предметом нашего разговора будет поэзия А.С. Пушкина, а в центре, конечно, будет СЛОВО.
слайд № 5
Тема занятия: «Владей словом, как поэт».
слайд № 5
Начнём с лексического значения: 1. Что такое СЛОВО? 2.Что мы определяем у слова, когда работаем со словарём? Ответ: Его лексическое значение
Верно, у каждого слова есть одно или несколько лексических значений
слайд № 6
Стихотворение Пущину.
Обратимся к стихотворению А.С. Пушкина, посвящённому его лицейскому другу Ивану Пущину.
Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединённый,
Печальным снегом занесённый,
Твой колокольчик огласил.
Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует тоже утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней
Определите лексическое значение слов по толковому словарю:
бесценный, благословил ,огласил, провиденье.
Какое значение в данном контексте – благословил?
ОТВЕТ Бесценный – очень ценный, неоценимый; Благословил – перекрестил, напутствовал, благодарил.
Какое значение в данном контексте?
Огласить – прочесть вслух; наполнить громкими звуками; Провиденье – Бог, высшее существо, а также его действия
Удивительно, как одно стихотворение помогает обогатить наш лексикон. Когда мы знаем , что обозначает слово, то можем представить себе картину, созданную художником слова.
Что вы представляете, когда читаете строки:
Когда мой двор уединённый,
Печальным снегом занесённый,
Твой колокольчик огласил.
Нарисуйте словесные картины.
слайд № 7
Какие слова на ваш взгляд, говорят об одиночестве поэта, находящегося в ссылке в Михайловском?
Скажите, а слово «печальный» поэт употребил в прямом или переносном значении?
Ответ: Чтобы усилить ощущение одиночества, поэт использует изобразительное средство, как эпитет – печальный
. Какие художественно – изобразительные средства использует Пушкин?
ОТВЕТ: С помощью эпитетов :первый(главный, значимый , бесценный Пушкин выражает своё отношение к друзьям Метафоры- «твой колокольчик огласил».
слайд № 8,9
Я прочитаю отрывок из стихотворения «Разлука», вы постарайтесь услышать, какие ещё изобразительно- художественные средства использует поэт, когда говорит о своих лицейских друзьях.
Лицейской жизни, милый брат
Делю с тобой последние мгновенья,
Промчались годы заточенья; Недолго, мирные друзья,
Нам видеть кров уединенья
И царскосельские поля
. Эпитеты: милый, мирные
. Метафору:-
Поэт Валентин Берестов написал о Пушкине такие строки: «Его поэзия вся звенит от слов «друг», «брат», «товарищ», «дружба», «дружество». Согласитесь, меткое наблюдение
И так, говоря о лексическом значении, мы увидели ещё одно свойство слова: способность создавать образы.
ПРОДОЛЖИМ НАШУ СХЕМУ :
Вы со мной, наверное, согласитесь, что больше всего эпитетов и метафор мы найдём в стихах о природе.
Стихотворения А.С. Пушкина не были бы столь совершенными, изящными, если бы сам поэт не владел грамматическими нормами.
А теперь давайте выполним задания по грамматике.
Вариант 1
И.И. Пущину
Мой первый дру.., мой друг бе..це(н;нн)ый!
И я судьбу благосл..вил,
Когда мой двор уединё(н;нн)ый,
Печальным снегом занесённый
Твой колокольчик огл..сил.
Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дару..т тоже утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!
- ЗАДАНИЯ:
1.Давайте объясним орфограммы в слова
2.Определим спряжение глаголов.
3.Назовём способы подчинительной связи.
4.Назовите виды предложений по эмоциональной окраске? (Восклицательные—первое и последнее)
5.Укажите порядок слов в предложениях первой строчки
: Ответ. в первом до запятой—прямой прядок, т. к. определение стоит перед определяемым словом. во втором---ИНВЕРСИЯ , т. к. определение стоит после определяемого слова.
6.Объясним постановку двоеточия в предложении:
Молю святое провиденье: да голос мой душе твоей дарует то же утешенье.
Ответ: во второй части указано отношение причины.
Вариант 2
1.Объясним орфограммы в выделенных словах.
2.Назовите существительные (отвечают на вопрос – кто?; что?) и глаголы (отвечают на вопрос – что сделал? что делаю? что делает? что сделает?)
3.У существительных назовите род (мужской-он; женский- она; средний-оно); число (множественное, единственное)-
ВЫВОД: Мы увидели, что слово имеет 3 свойства. НАЗОВИТЕ ИХ. И убедились в том, что « каждое слово необъятно, как поэт»!!!!
Закончить наше занятие я хочу словами поэтессы Новеллы Матвеевой, которые, на мой взгляд, тесно связаны с темой сегодняшнего разговора:
« Когда потеряют значенья слова и предметы,
На землю для их обновленья приходят поэты….»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер класс "Энциклопедия одного слова"
Во время занятия ребята учатся работать в группе, со словарями, высказывать свою точку зрения....
Мастер-класс "Этимологический анализ слов при подготовке учащихся к олимпиаде по русскому языку"
Данный материал поможет учителю и учащимся использовать некоторые сведения по этимологии при подготовке к решению олимпиадных заданий по русскому языку. Материал рассчитан на школьников разного возрас...
Республиканский конкурс «Мастер-класс» учителей родного языка и литературы""Конспект мастер-класса Валиуллина З.Н
Республиканский конкурс «Мастер-класс» учителей родного языка и литературы""Конспект мастер-класса Валиуллина З.Н...
Мастер-класс "Работа со словом"
Анализ слова "Мама"...
Мастер- класс "Погружение в слово"
важно в современном мире владеть ИЯ. ИЯ нужен нам если не в профессии, то просто для того, чтобы чувствовать себя образованным человеком. При этом очень важно любить, ценить и уважать свой родной язык...
Мастер-класс "Речетворческое осмысление слова"
Мастер-класс "Речетворческое осмысление слова"...
Мастер-класс "История одного слова"
Мастер-класс урока в 6 классе "История одного слова" (Бином фантазии)...